вальс номер два шостакович
Вальс номер два шостакович
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
С вальсом № 2 из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича связано много загадок. И не частных, хронологических или музыковедческих, а психологических, идеологических и даже политических, – считает Валерий Лебедев, советский философ и историк, редактор и издатель американского общественно-политического еженедельника «Лебедь» на русском языке.
«Джазовую сюиту» Шостакович написал в 1938 году для Государственного джаз-оркестра СССР, но, по мнению композитора Матвея Блантера, участника оркестра, это была не джазовая музыка, хотя инструментовка звучала изумительно. По его свидетельству, впервые джазовые пьесы Шостаковича были сыграны в октябре 1938 года в Колонном зале Дома союзов. Выступление оркестра понравилось Сталину.
Были ли пьесы Шостаковича опубликованы – Блантеру неизвестно, в дальнейшем он партитуры не видел.
Блантер не называет конкретно ни 2-й вальс, ни «Джазовую сюиту», но из других источников следует, что он имеет в виду именно эту «Джазовую сюиту».
Музыковед Манашир Якубов утверждает, что у Шостаковича были забытые, не исполнявшиеся произведения, в том числе и Вторая сюита для джаза (так у Якубова), которая была найдена после долгих поисков и снова вернулась на концертную эстраду после оркестровки английским композитором Джералдом Макберни.
Валерий Лебедев, исследовавший историю 2-го вальса Шостаковича, пишет, что впервые этот вальс на Западе, в Лондоне в Barbican Hall прозвучал в оркестре под управлением Мстислава Ростроповича 1 декабря 1988 года, но остался малозамеченным.
Затем этот вальс (и всю «Джазовую сюиту») исполнил (1991) и записал на пластинку (в 1993) году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw orchestra под управлением Рикаррдо Чейли.
Однако название и количество произведений, включенных в программу «Джазовой сюиты», сыгранной этим оркестром, не совпадает с названными Якубовым (Скерцо, Колыбельная и Серенада).
А что мы так привязались к этому вальсу? У Шостаковича много вальсов, даже в этой «джазовой» сюите три. А потому привязались, что он очень известен на Западе, даже имеет название «Русский вальс», но совсем неизвестен в России. Я провел своего рода опрос: ни один из знакомых мне музыкантов или музыковедов ничего не слышали о Вальсе номер 2.
Видите? Пианиста Сашу Избицера просили именно американцы, и даже один итальянец, исполнять Вальс номер 2 («Русский вальс»). В общем – иностранцы. А русские – не просили. Что вдруг произошло с 2000 года? Отчего вальс, написанный еще 1938 году, получил такую известность на Западе? Оттого, что в прокат вышел фильм Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза» (1999), где вальс 2 полностью прозвучал в финальных титрах».
Почему же, Второй вальс, музыка яркая, своего рода гимн страны, не стал известен в России? Точного ответа нигде нет. Валерий Лебедев считает: потому, что так хотел Шостакович. Почему? Потому что он как бы не автор этой музыки. И вместе с тем – это именно он ее написал. Тогда как понять эту диалектику в духе «песня слышится и не слышится»?
Валерий Лебедев напоминает, что для композитора юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами. И «Джазовая сюита» не была таковой, тогда, в 1938 году он написал произведения для духового оркестра, в том числе и знаменитый вальс №2, а сюита в том виде, как она исполняется теперь, составлена где-то в 1991 году из разных композиций Шостаковича.
В 1937-1938 гг. (а это были годы репрессий) произведения Шостаковича были подвергнуты уничижающей критике. Шостакович, друживший со многими репрессированными, имевший родственников и друзей за рубежом, чудом избежал ареста.
Что ж, вам не нравится мой голос, мои интонации? – как бы спрашивал Шостакович. Они формалистические и антинародные? Вам мой голос неприятен, как звук ножа по стеклу? Хорошо, как пародист я могу говорить чужим голосом, я напишу музыку не хуже песен Книппера, Дунаевского, Блантера, Кабалевского, Хренникова, Богословского и еще массы других, ныне давно забытых.
Возможно, с вальсом № 2 впервые Шостакович решил пошутить в музыке почти в лобовую. Настолько явно, что об этом до сих пор никто не догадывался. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, почти что народный вальс, и никакого юмора с сатирой в нем совсем не заметно.
Он взял три известнейших вальса: «Волны Амурского залива» («Амурские волны») «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии» и сделал великолепную компиляцию, можно сказать – стилизацию, но в вальсе – не его композиторский голос. Это чужой для него язык.
Именно поэтому Дмитрий Дмитриевич не давал разрешения на широкое исполнение вальса.
Шостакович написал не только хорошую, но отличную подделку. Лучше оригиналов.
D. Shostakovich. Waltz 2- Русский вальс-Andrе Rieu
«С вальсом номер 2 из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича
связано много загадок. И не частных, хронологических или музыковедческих,
а психологических, идеологических и даже политических…» (В. Лебедев).
________________________________________
А в этой музыке – простор
И ширь всего родного края:
Равнин и гор, полей, озёр;
И с голубой водой Дуная
Слиянье пенной в шторм волны
Амура, к Венскому что лесу
По всем Манчжурским сопкам мчит
В три вальса, всем тогда известных!
В ней всё: гармония, полёт,
Теченье плавное и …воздух –
В боль Шостаковича в семь нот,
Пред коим пали ниц и звёзды.
Играет Рьё Андре*! Народ
Всей заграницы – в умиленьи,
В слезах от счастья слышать тот
«Вальс номер два» – само Творенье,
Что впору гимном бы назвать
России- матушки, да только
Ей чуть известен он: печать
На нём загадки – тайной горькой*.
Ах, Дмитрий Дмитрич, знал бы Ты,
В ту пору зря что сомневался,
Ведь ясно, ясно, что звучит,
Нет, не молодия лишь вальса,
Без текста песня: голос Твой! –
Твой голос – в Музыке! – безстрашный.
И – он писал её! С войной –
Уж во всю мощь!
А мне Симфонией звучит
Седьмою нашей вальс – Блокадной,
Что всё родней в чужой ночи.
В нём – «Русском»! – подвиг Ленинграда.
А вальс всё льется… И журчит
От Страдивари скрипка, братцы!
С Маэстро, вальса Королём,
Оркестр «летучего голландца»!
И – Шостакович дышит в Рьё*,
А виртуоз и рад стараться!
И – Колокольный слышен звон,
И златом Нива колосится!
Так – хлебом – пахнут Небо, дом,
И пылью снежной, что клубится.
Летит и тройка! Чу! Туман…
В тех бубенцах – совсем не бубен
Шаманский. Тих и океан…
Ах вальс! – И мёртвого разбудит!
Он всё звучит…. Кружат-то все!
И напевают что-то люди…
И так приятно! – …не совсем:
Мы тоже, Дмитрий,
Вспомним….
А над Отечеством вновь – дым:
В том, что с «загадочной душою»;
Где в «лихо» дух и есть, и был,
И – Тот, с крещальной что водою!
В Краю «березового ситца» –
Безбрежность Веры и Любви!
…и грош в огне наш закалится,
Ибо, как Русь, непобедим!
О «Вальсе № 2» Д. Шостаковича и не только.
*«Андре Леон Мари Николя Рьё (нидерл. Andr; L;on Marie Nicolas Rieu; род. 1 октября 1949, Маастрихт) — нидерландский дирижёр искрипач, называемый в прессе Королём вальса вслед за Иоганном Штраусом-сыном».
*« …в 1994 году запись Второго вальса из Сюиты для эстрадного оркестра Дмитрия Шостаковича сделала Рьё и его новый коллектив знаменитым по всем Нидерландам».
Д.Шостакович, вальсN2, или Русский вальс (авт.текст)
муз. Д.Шостаковича. Вальс №2, или Русский вальс.
Ночь над Москвой,
Тихо тают на небе звёзды,
И городской
Зимний воздух кусает морозом,
Снегом укутаны,
Дремлют дома,
Занимается позднее утро,
И рассветом целует как будто,
И алеет небес синева.
И светом зимнего солнца
Рассвет на город прольётся,
И позитивных эмоций
Прибавит день с утра.
Искрится снег, и кружится в вальсе,
На тротуары ложатся
Снежинки, и рада кидаться
Снежками вся детвора.
В небе, зажигая звёзды,
Едут сани с Дед Морозом,
Вверх летят, рождая грёзы,
Снежинки сказочной красоты.
С Новым годом, с новым счастьем,
Пусть глаза теплом лучатся,
И, словно в доброй сказке,
Пусть сбываются все наши мечты!
Рейтинг работы: 166
Количество отзывов: 17
Количество сообщений: 25
Количество просмотров: 5523
Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 3
© 30.12.2010г. Ир Соловьёва-Сорокина
Свидетельство о публикации: izba-2010-264638
Антонина 06.12.2017 10:59:17
Anatol 11.04.2017 23:01:54
Неавторизованный пользователь 22.09.2016 19:19:23
спасибо ты мне помогла очень сильно благодарю
Сейчас загляну, спасибо.
Татьяна Дюльгер 18.12.2012 00:20:52
Отзыв: положительный
Слушала с большим интересом! Текст и музыка красиво сочетаются. Ира, принято на конкурс «Зима и Новый год в «ИЗБУШКЕ».
Поздравляю! И СПАСИБО!
https://www.chitalnya.ru/commentary/12239/
Спасибо, Татьяна!
С наступающим!
Спасибо! Пошла смотреть.
Повеяло серединой двадцатого века, когда всё было фундаментально и на века!
Спасибо, Валерий!
Ну, хоть где-то я, всё же, первооткрыватель, и это обязывает. Надо соответствовать. Я постараюсь.
Спасибо!
Теперь вот буду думать, как это всё озвучить, сама я не пою, но заинтересовать кого-либо очень надеюсь.
Спасибо!
Я старалась, очень не хватает позитива, особенно на Новый год.
Родион Мулюков 13.01.2011 22:37:38
Отзыв: положительный
Ира, мне искренне очень понравилось это сочетание.
С ПРАЗДНИКОМ ВАС. САМАЫЕ САМЫЕ ДОБРЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ ВАС.
С уважением, Родион.
Спасибо, Родион!
С наступившим Вас Старым Новым, и, заодно, и Новым Новым годом! Будьте счастливы и любимы!
С уважением, Ира.
Спасибо, Валентина и Михаил!
Я знаю, что многие настороженно относятся к экспериментам в поэзии, но, не смотря ни на что, всё же, уверена, что нельзя останавливаться на достигнутом, как ни банально это звучит. Надо развиваться, двигаться дальше, искать ещё никем не открытые новые формы, размеры, экспериментировать, ну, и, само собой, совершенствовать технику. Может, это прозвучит кощунственно, но Пушкин был гением лишь для своего времени, сейчас того потенциала, которым обладал А.С., мало для того, чтобы претендовать на какую-либо значимую роль в поэзии, потому-то каждый третий, не обделённый талантом, поэт мнит себя Пушкиным, и, порой, действительно талантливый и возомнивший себя Пушкиным поэт не так уж и далёк от истины, но. применимо к тем, пушкинским, временам. Нынче планка гораздо выше, и обольщаться не стоит, даже если все вокруг поют тебе дифирамбы. Неогранённый алмаз так и останется просто блестящим камешком, если не приложить усилий для его огранки, успокоившись тем, что он и так тебе принадлежит, ведь никто не увидит, как он сияет. Так же и дар.
Ни в коем случае не хотела обидеть АС, да и как может бабочка обидеть солнце? Заиграется и сгорит, только её и видели. ;)) Я совсем о другом. Надо дальше двигаться, я об этом.
Интересно, а есть ли у АС хоть одно стихотворение, в котором одно слово повторилось бы 7 раз и было подкреплено тремя производными от основного корня?
Д. шостакович «вальс №2»: история, видео, содержание, интересные факты
Д. Шостакович «Вальс №2»: история, видео, содержание, интересные факты
Д. Шостакович «Вальс №2»
Дмитрий Шостакович – это выдающийся советский композитор, произведения которого хорошо знают во всём мире. Однако среди творений гениального маэстро есть небольшое сочинение, которое очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс».
Забавно, но как только начинает звучать музыка этого поистине очаровательного произведения, слушатели, с восторгом воспринимая её, начинают двигаться в такт, напевать мелодию и даже танцевать.
У этого сочинения Дмитрия Шостаковича не простая судьба, и она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора.
История создания
Когда именно Дмитрий Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.
Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград.
Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.
Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года.
Госджаз (сокращённое называние коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование.
Соответственно были утеряны все ноты и как назывались пьесы, составляющие сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2 в неё входил.
Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров.
В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения композитора, эту замечательную музыку.
Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка потому, что фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены.
В 1988 году «Вальс» № 2 прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.
До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом?
Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «Широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала запоминающее красиво.
Интересные факты
Содержание
Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора.
Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению.
Далее, через четыре такта с выразительной и светлой мелодией вступает альт-саксофон, тембр которого подчёркивает эстрадный характер оркестровки. Бархатный звук духового инструмента и бездушный аккомпанемент противопоставляются друг другу, своеобразно подчёркивая светлые и тёмные тона музыки.
Далее тема, переходящая к струнным инструментам, звучащая более динамично, подводит к средней части. Для создания своеобразной интригующей напряжённости, особенно когда тема звучит у всего оркестра, композитор в инструментовке использовал различные ударные инструменты, в том числе и звуковысотные.
Помимо этого особое напряжение в музыке создают звучащие в чрезвычайно высоких диапазонах медные духовые инструменты.
Тайну «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так никто и не смог разгадать: автор унёс её с собой, но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость и вдохновляет на свершение добрых поступков.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать «Вальс №2»
Как «потерянный» вальс Дмитрия Шостаковича стал мировым хитом
Б. М. Кустодиев, «Дмитрий Дмитриевич Шостакович»
Вальс, изначально выходец из немецкоязычных земель, в России стал чем-то особенным. Романтический вальс был здесь востребован весь ХХ век, оставаясь символом благородства и утраченных надежд.
Среди всех «русских вальсов» в самом конце XX века один вдруг стал невероятно популярен. И ворвался он в мир не из России, а из Нидерландов и США.
История появления, утраты и находки этого вальса загадочна и вопросов в ней больше, чем ответов.
В 1999 году на экраны вышел нашумевший фильм знаменитого американского режиссера Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами».
Это был последний фильм режиссера, сумеречный, фрейдистский, декадентский — философский нуар. Стэнли Кубрик был большим почитателем и знатоком классической музыки, что заметно по всем его картинам.
Этот же 1999 год считается годом находки того, что считалось утраченным.
Желающие могут сами найти и посмотреть отрывок известного фильма с музыкой Дмитрия Шостаковича. А мы поставим другой ролик, у которого только на youtube — «всего» 38 миллионов просмотров.
Загадки «Русского» вальса
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — крупнейший классик ХХ века, родился и прожил всю жизнь в России (Российская Империя, СССР). Его жизнь и творчество хорошо изучены и описаны.
Мастер монументальных жанров (симфоний и опер), а также квартетов, он редко обращался к более мелким, «сиюминутным», заказным и проходным вещам. Но бывало, и обращался.
Официальная версия гласит, что в 1938 году, когда в СССР был организован Государственный джаз-оркестр, решили обратиться «за музыкой» к советским композиторам — Д. Шостаковичу и С. Прокофьеву.
Оба они никакого отношения и ни малейшей склонности к джазу не имели, но профессионал — этот тот, кто может все, и Шостакович написал свою «Джазовую сюиту». Впрочем, это была уже вторая по счету Джазовая сюита.
Говорят, даже Сталину понравилась.
Но во фронтовых гастролях многие оркестранты были убиты, ноты именно этого вальса считались утраченными. Причем сам автор был жив, но как-то на эту потерю партитуры не реагировал. Но вот в 1956 году выходит советский фильм «Первый эшелон» Михаила Калатозова (следующим фильмом этого режиссера станет знаменитые «Летят журавли») с музыкой Д. Шостаковича.
И там звучит этот «потерянный» вальс.
И снова — длительная тишина. Эта музыка не интересна никому, в том числе, кажется, и автору. И так — полвека, ни много ни мало. И вдруг — мировой бум.
Давид Бурлюк, «Оркестр», 1957 г
Для полного понимания картины вспомним, что написанию «Джазовой сюиты N2». Предшествовало посещение тов. Сталиным оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Шостакович ждал вызова к вождю, в правительственную ложу. Но никто его не позвал. Сталин и трое его «соратников» из политбюро (Молотов, Микоян, Жданов) ушли еще до окончания действия.
Дмитрий Шостакович прожил достойную и трудную жизнь.
Жизнь, полную нападок — от статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» до потери друзей в 1937−38 годах (одним из его друзей был расстрелянный маршал Тухачевский, с которым они часто вместе музицировали); от войны, которую он пережил вместе со всем народом, до десятилетней дальнейшей опалы после Постановления Политбюро Ц К ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели с обвинением в «формализме», потерей работы.
Он был при этом знаменит, получал премии (в том числе и Сталинскую) и звания. Наследие его огромно. Учитывая обстоятельства, он мог об этом вальсе, действительно, просто забыть, не считая его чем-то важным.
И всё же ощущение странности не оставляет: это музыка яркая, за границей воспринимается практически как музыкальный гимн страны. Почему же она не стала известна в России? Точного ответа нет.
Дальше следует история внезапной находки партитуры в бумагах композитора, некоторые продолжающиеся споры о том, частью какого цикла является этот «Вальс номер 2». Но это уже частные профессиональные разбирательства. Для нас здесь интересно другое.
Казалось бы, просто «проходной» вальс, написанный по случаю в виде легкой стилизации и, кажется, до конца не оцененный самим автором, вдруг через полвека завоевывает мир и становится музыкальным хитом. И дело здесь не в Кубрике. Трагическая музыка доходит здесь до общечеловеческой исторической мощи.
Отзвуки духовых оркестров в парках, где гуляли спокойные горожане более века тому назад, отзвуки уже непокойных «сопок Маньчжурии», 20-х, 30-х, 40-х и далее, далее.
Эхо века. Трагического, страшного, мощного, великого. На осколках которого мы все (в буквальном смысле «мы», в буквальном смысле «все») сейчас и доживаем.
Как «потерянный» вальс Дмитрия Шостаковича стал мировым хитом
Сейчас этот вальс можно услышать в самых разных, порой неожиданных уголках мира. Его уже даже иногда называют просто «Русский», но чаще всего традиционно — «Вальс № 2».
Б. М. Кустодиев, «Дмитрий Дмитриевич Шостакович»
Вальс, изначально выходец из немецкоязычных земель, в России стал чем-то особенным. Романтический вальс был здесь востребован весь ХХ век, оставаясь символом благородства и утраченных надежд.
Среди всех «русских вальсов» в самом конце XX века один вдруг стал невероятно популярен. И ворвался он в мир не из России, а из Нидерландов и США.
История появления, утраты и находки этого вальса загадочна и вопросов в ней больше, чем ответов.
В 1999 году на экраны вышел нашумевший фильм знаменитого американского режиссера Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Это был последний фильм режиссера, сумеречный, фрейдистский, декадентский — философский нуар. Стэнли Кубрик был большим почитателем и знатоком классической музыки, что заметно по всем его картинам.
Этот же 1999 год считается годом находки того, что считалось утраченным.
Загадки «Русского» вальса
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — крупнейший классик ХХ века, родился и прожил всю жизнь в России (Российская Империя, СССР). Его жизнь и творчество хорошо изучены и описаны.
Мастер монументальных жанров (симфоний и опер), а также квартетов, он редко обращался к более мелким, «сиюминутным», заказным и проходным вещам. Но бывало, и обращался.
Официальная версия гласит, что в 1938 году, когда в СССР был организован Государственный джаз-оркестр, решили обратиться «за музыкой» к советским композиторам — Д. Шостаковичу и С. Прокофьеву.
Оба они никакого отношения и ни малейшей склонности к джазу не имели, но профессионал — этот тот, кто может все, и Шостакович написал свою «Джазовую сюиту». Впрочем, это была уже вторая по счету Джазовая сюита.
Говорят, даже Сталину понравилась.
Но во фронтовых гастролях многие оркестранты были убиты, ноты именно этого вальса считались утраченными. Причем сам автор был жив, но как-то на эту потерю партитуры не реагировал. Но вот в 1956 году выходит советский фильм «Первый эшелон» Михаила Калатозова (следующим фильмом этого режиссера станет знаменитые «Летят журавли») с музыкой Д. Шостаковича.
И там звучит этот «потерянный» вальс.
И снова — длительная тишина. Эта музыка не интересна никому, в том числе, кажется, и автору. И так — полвека, ни много ни мало. И вдруг — мировой бум.
Давид Бурлюк, «Оркестр», 1957 г
Для полного понимания картины вспомним, что написанию «Джазовой сюиты N2» предшествовало посещение тов. Сталиным оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Шостакович ждал вызова к вождю, в правительственную ложу. Но никто его не позвал. Сталин и трое его «соратников» из политбюро (Молотов, Микоян, Жданов) ушли еще до окончания действия.
Далее процитируем Кшиштофа Мейера (польский композитор, председатель союза композиторов Польши, ученик Шостаковича, пианист, педагог, музыковед) по изданию: Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 439 с.
Критик «Известий» рассказал нам позже, что когда он спросил Сталина, понравилась ли ему музыка, то услышал в ответ: «Это сумбур, а не музыка!».
Композитор оставался в Москве лишь сутки, а затем уехал в Архангельск, где вместе с Виктором Кубацким должен был выступить в нескольких концертах. Это было 28 января (1936 г.).
Еще на железнодорожной станции Шостакович купил свежий номер «Правды» и увидел в нем небольшую статью под названием «Сумбур вместо музыки. Об опере „Леди Макбет Мценского уезда“».
Он начал читать, сначала с недоумением, а потом с ужасом.
Вот что было написано в статье без подписи (кто автор, документально не известно, но все убеждены, что то в очередной раз блеснул критик Заславский, умерший в почете литкритиком «Правды»), привожу выборочно:
«Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой „музыкой“ трудно, запомнить её невозможно.
… И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И „любовь“ размазана во всей опере в самой вульгарной форме.
„Леди Макбет“ имеет успех у буржуазной публики за границей. Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой?».
Шостакович является, вне сомненья, наиглавнейшим композитором порнографической музыки во всей истории оперы».
Дмитрий Шостакович прожил достойную и трудную жизнь.
Жизнь, полную нападок — от статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» до потери друзей в 1937−38 годах (одним из его друзей был расстрелянный маршал Тухачевский, с которым они часто вместе музицировали); от войны, которую он пережил вместе со всем народом, до десятилетней дальнейшей опалы после Постановления Политбюро Ц К ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели с обвинением в «формализме», потерей работы.
Он был при этом знаменит, получал премии (в том числе и Сталинскую) и звания. Наследие его огромно. Учитывая обстоятельства, он мог об этом вальсе, действительно, просто забыть, не считая его чем-то важным.
И всё же ощущение странности не оставляет: это музыка яркая, за границей воспринимается практически как музыкальный гимн страны. Почему же она не стала известна в России? Точного ответа нет.
Дальше следует история внезапной находки партитуры в бумагах композитора, некоторые продолжающиеся споры о том, частью какого цикла является этот «Вальс номер 2». Но это уже частные профессиональные разбирательства. Для нас здесь интересно другое.
Казалось бы, просто «проходной» вальс, написанный по случаю в виде легкой стилизации и, кажется, до конца не оцененный самим автором, вдруг через полвека завоевывает мир и становится музыкальным хитом. И дело здесь не в Кубрике. Трагическая музыка доходит здесь до общечеловеческой исторической мощи.
Отзвуки духовых оркестров в парках, где гуляли спокойные горожане более века тому назад, отзвуки уже непокойных «сопок Маньчжурии», 20-х, 30-х, 40-х и далее, далее.
Эхо века. Трагического, страшного, мощного, великого. На осколках которого мы все (в буквальном смысле «мы», в буквальном смысле «все») сейчас и доживаем.
Шостакович. Вальс 2. Джазовая сюита. (Studer B67)
Если Вы сам деятель науки или просто любознательный человек, и Вы частенько смотрите или читаете последние новости в сфере науки или техники. Именно для Вас мы создали такой раздел, где освещаются последние новости мира в сфере новых научных открытий, достижений, а также в сфере техники. Только самые свежие события и только проверенные источники.
В наше прогрессивное время наука двигается быстрыми темпами, так что не всегда можно уследить за ними. Какие-то старые догмы рушатся, какие-то выдвигаются новые.
Человечество не стоит на месте и не должно стоять, а двигателем человечества, являются ученые, научные деятели.
И в любой момент может произойти открытие, которое способно не просто поразить умы всего населения земного шара, но и в корне поменять нашу жизнь.
Особая роль в науке выделяется медицине, так как человек, к сожалению не бессмертен, хрупок и очень уязвим к всякого рода заболеваниям. Многим известно, что в средние века люди в среднем жили лет 30, а сейчас 60-80 лет.
То есть, как минимум вдвое увеличилась продолжительность жизни. На это повлияло, конечно, совокупность факторов, однако большую роль привнесла именно медицина. И, наверняка 60-80 лет для человека не предел средней жизни.
Вполне возможно, что когда-нибудь люди перешагнут через отметку в 100 лет. Ученые со всего мира борются за это.
В сфере и других наук постоянно ведутся разработки. Каждый год ученые со всего мира делаю маленькие открытия, потихоньку продвигая человечество вперед и улучшая нашу жизнь. Исследуется не тронутые человеком места, в первую очередь, конечно на нашей родной планете. Однако и в космосе постоянно происходят работы.
Среди техники особенно рвется вперед робототехника. Ведется создание идеального разумного робота. Когда-то давно роботы – были элементом фантастики и не более. Но уже на данный момент некоторые корпорации имеют в штате сотрудников настоящих роботов, которые выполняют различные функции и помогают оптимизировать труд, экономить ресурсы и выполнять за человека опасные виды деятельности.
Ещё хочется особое внимание уделить электронным вычислительным машинам, которые ещё лет 50 назад занимали огромное количество места, были медленными и требовали для своего ухода целую команду сотрудников.
А сейчас такая машина, практически, в каждом доме, её уже называют проще и короче – компьютер. Теперь они не только компактны, но и в разы быстрее своих предшественников, а разобраться в нем может уже каждый желающий.
С появлением компьютера человечество открыло новую эру, которую многие называют «технологической» или «информационной».
Вспомнив о компьютере, не стоит забывать и о создании интернета. Это дало тоже огромный результат для человечества. Это неиссякаемый источник информации, который теперь доступен практически каждому человеку. Он связывает людей с разных континентов и молниеносно передает информацию, о таком лет 100 назад невозможно было даже мечтать.
В этом разделе, Вы, безусловно, найдете для себя что-то интересное, увлекательное и познавательное. Возможно, даже когда-нибудь Вы сможете одним из первых узнать об открытии, которое не просто изменит мир, а перевернет Ваше сознание.
Вальс в русской культуре: история возникновения и развития
«Я помню вальса звук прелестный» — при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также образовательного и культурного уровня, возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом».
Причем этот самый «русский вальс» — вовсе не венский вальс в стиле отца и сына Штраусов, не парижский — с неизменным аккордеоном и надтреснутым баритончиком французских шансонье, и не изысканный вальс Шопена.
«Русский вальс» — совсем другое явление, во многом даже более литературное, чем музыкальное.
Романс «Я помню вальса звук прелестный» в исполнении Елены Образцовой
Благовоспитанная непристойность
Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным.
В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых».
В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать.
В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия».
Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова.
В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой — в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861 год — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.
Иоганн Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Первые русские вальсы
История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума». Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, — незамысловатый, однако душевный и проникновенный.
Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор
Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.
Михаил Глинка. Вальс-фантазия (оркестровая версия)
Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» — и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.
Сергей Прокофьев. Пушкинский вальс №2
Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» — роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, — одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.
Петр Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Воспоминания о вальсе
Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» — на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков.
К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.
Макс Кюсс. Вальс «Амурские волны»
Матвей Блантер. «В лесу прифронтовом»
В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир.
Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров.
Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».
Дмитрий Шостакович. Вальс из Джазовой сюиты №2
Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах.
А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями.
Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, — «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.
Ежи Петерсбурский. «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко
Вальс жив
Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс — хобби или даже часть профессии.
Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам.
Литературная и общекультурная составляющая для спортивных танцоров, как правило, не столь важна, как количество тактов или темп и жанр исполняемого вальса — медленный, происходящий от старинного вальса-бостона, и быстрый, называемый еще венским.
Массовые соревнования по танцам. Венский вальс
Учителя танцев начала XIX века были в свое время весьма недовольны появлением и быстрым распространением вальса, так как, в отличие от множества разнообразных и довольно замысловатых танцев, бытовавших в ту эпоху, освоить движения вальса можно было всего за пару уроков. Интересно, что бы они сказали по поводу современных дискотек, где танцев осталось всего два (медленный и быстрый) и танцевать их можно вообще без всяких правил.
Из истории русского бала. Подборка самых красивых вальсов (ВИДЕО)
Бал в русской культуре, и в частности в дворянской культуре, занимал важное место со времен Петра Первого. Он выполнял особую задачу – восхваление Императора и Царской власти. Бал подчеркивал единство Царя со своим народом.
Это был мирской церемониал, но основанный на мистической идее – безконечного кружения ангелов, постоянно прославляющих Господа и Пресвятую Троицу. С 1917 года балы в России прекратились.
А вальс, любимый танец XIX века олицетворяет собой идеальный образ бала, который был утерян.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.
Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.
Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения.
Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного «упрощения», ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и «исторические» балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках.
В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов. Бал для дворян был местом отдыха и общения.
Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.
В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон.
Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров.
Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С.
Пушкин писал: «Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихор шумный, чета мелькает за четой».
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету.
Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг.
XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.
В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки.
Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях.
Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу.
Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом.
В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г.
указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.
На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались.
Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины и даже любительский спектакль.
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
…съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь.
На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан.
В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного.
Большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи.
Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных.
Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности — просто в гости.
От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог.
В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы.
К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц.
Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.
Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых — как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады, благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю.
Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел.
Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова «Анна на шее».
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки, фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века.
Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт — Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Вальс из балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский
Вальс цветов из балета «Щелкунчик». П.И.Чайковский
Детская коллекция: Вальс из серенады для струнного оркестра. П.И. Чайковский
Вальс «Граммофон». Е.Д. Дога
Вальс №2. Д.Д. Шостакович
Вальс снежинок из к/ф «Метель». Г.В. Свиридов