вальпургиева ночь это что такое кратко и понятно
Вальпургиева ночь: история и традиции (кратко)
Традиционно Вальпургиевой ночью считается ночь с 30 апреля на 1 мая. Испокон веков люди связывали этот праздник с мистикой, опутывая его паутиной всевозможных суеверий и закрепляя за ним таинственные обычаи. Несмотря на то, что языческая традиция сегодня считается пережитком прошлого, многие люди по сей день считают эти сутки временем, когда стирается грань между мирами живых и мертвых.
История праздника
Название же «Вальпургиева ночь» праздник получил в честь святой, имя которой нередко упоминается в немецких писаниях времён раннего средневековья. Вальпургия, рождённая в VIII веке в семье английского короля, долгие годы жила и воспитывалась в Уинборнском аббатстве, когда правителем Западной Саксонии было принято решение о возведении монастырей в Германии. Из Уинборна с этой миссией была отправлена Вальпургия, в совершенстве владеющая латынью и несколькими иностранными языками.
Именно в путешествии монахиня впервые проявила чудодейственные способности: её молитвами успокоился сильнейший шторм и все, кто плыл с ней на корабле, были спасены (впоследствии Вальпургию стали считать покровительницей вышедших в море). По приезде в Германию монахиня стала настоятельницей монастыря в Ханденхайме, основала ещё много аббатств (в том числе и мужских обителей после смерти братьев), никогда не отказывала в помощи, приюте и исцелении нуждающимся.
Традиции Вальпургиевой ночи
День поминовения Вальпургии, согласно языческой традиции символизирующий также наступление весны, со временем закрепил за собой множество мистических обрядов и таинств. В первую очередь это связано с поверьем о том, что в эти магические сутки приоткрывается завеса в потусторонний мир, живые могут открыть для себя некоторые из его секретов и заглянуть в будущее, наладив контакт с усопшими.
Несмотря на то, что этот праздник наступления весны и освобождения душ умерших является «выходцем» из Западной Европы и имеет немало отсылок к Хэллоуину с его потусторонними мотивами обретения нечистью особой силы на одну ночь, он тесно перекликается также с ритуалами и обычаями народов, населяющих восточную её часть. Так, если вспомнить традиции славянского праздника летнего солнцестояния и расцвета природы Ивана Купалы, отмечаемого в июне по старому стилю, можно увидеть немого схожестей в необычном восприятии обыденных в другое время реалий. Как Иванокупальская, так и «Вальпургиевская » традиция наделяет особой силой ритуал изготовления амулетов и оберегов из целебных трав, которые в эту магическую ночь защищали от происков нечисти.
В современном мире, где подлинно языческие традиции давно утратили своё сакральное значение, в Вальпургиеву ночь устраиваются пышные карнавалы и празднества, носящая увеселительный характер имитация шабашей ведьм, неотъемлемыми атрибутами которых все же остаются огонь и танцы под этническую музыку.
Более осознанной является сохранённая традиция сбора и сушки трав, а также ритуал, заключающийся в написании своего желания на ленте, которую в дальнейшем следует привязать к дереву или шесту (отсылка к некогда приобретшему символическое значение Майскому дереву). Согласно поверьям, энергия земли в сутки летнего солнцестояния приобретает особую силу, а, стало быть, загаданному в Вальпургиеву ночь желанию суждено сбыться.
Но даже нынешнее восприятие некогда священных обрядов и ритуалов исключительно в качестве развлечения не отменяет того факта, что Вальпургиева ночь остаётся одной из энергетически сильных точек года, и многие эзотерические практики, приуроченные к суткам с 30 апреля на 1 мая, делают ставку как раз на возможность мощнейшей трансформации сознания и жизни в целом.
Вальпургиева ночь: история, традиции, поздравления, совпадение с Пасхой
Вальпургиева ночь — один из самых таинственных и противоречивых праздников дохристианской эпохи. Многие связывают его с разгулом ведьм, шабашами и плясками вокруг костра.
История праздника
История Вальпургиевой ночи уходит корнями к языческому празднику весны и плодородия и приходится в ночь с 30 апреля на 1 мая. Для жителей Центральной и Северной Европы праздник символизирует расцветающую весну. У кельтских народов 1 мая существовал аналогичный праздник — Белтейн — день лета и любви.
В переводе с финского, немецкого и французского языков Вальпургиева ночь означает — ночь ведьм, у чехов ночь с 30 апреля на 1 мая называется Ведьминым костром. Считается, что в эту ночь жители деревень проводили магическую церемонию изгнания ведьм. Люди разжигали костры, на которых сжигалось соломенное чучело ведьмы, звонили в церковные колокола и делали обход жилища с факелами, чтобы отогнать нечистую силу.
Также считалось, что собранные в эту ночь целебные травы обретают магическую силу. Отчасти этот языческий праздник весны перекликается с обрядами и ритуалами других народов. Так, на Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы — было принято собирать растения, которые, согласно поверьям, приобретали чудодейственную силу и служили оберегами от нечистой силы. Славяне также верили, что в этот день на землю приходит всякая нечисть в виде ведьм, колдунов и русалок, оживают усопшие.
Поверье о плясках нечистой силы в Вальпургиеву ночь сложилось в конце VIII, примерно в то время, когда появлялись легенды о ведьмах и колдуньях. После принятия христианства далеко не все язычники могли и хотели перестраиваться на новые традиции. Разумеется, все, что противоречило религии, было под запретом. Историки отмечают, что старые женщины и все те, кто не мог отказаться от традиционных языческих обрядов, на которых их воспитали предки, продолжали тайно собираться в пустынной местности и с размахом отмечали наступление 1 мая — праздника весны. Возможно, именно в то время желающие отпугнуть любопытных, язычники начали сочинять легенды, которые переросли в рассказы о ведьмах. Об одном из таких сборищ у костра упоминал Джон Колер в 1603 году.
В Вальпургиеву ночь традиционно устраивали пиршества, на которых главным блюдом был соленый лосось. Сырую рыбу засыпали солью и закапывали ее в песке на линии прилива. Есть начинали только после того, как разожгут все костры. Считалось, что пока не горит огонь, бесы могут испортить пищу.
Согласно другой легенде, которую принято считать ошибочной, название «Вальпургиева ночь» дано празднику в честь Святой Вальбурги (Вальпургии) Хайденхаймской — английской бенедиктинки и настоятельницы монастыря в Хайденхайме. Она была канонизирована 1 мая 778 года.
Вальпургиева ночь на Руси и в России
Празднование Вальпургиевой ночи в России не так распространено. Русское поверье о полёте ведьм на лысую гору очень похоже на немецкую легенду, согласно которой у костра собираются колдуньи, оборотни и души усопших.
Русский собиратель фольклора Александр Афанасьев в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» писал: «Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — Сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания». После отчета перед Сатаной, начинается пир, сопровождающийся плясками и под громкую музыку. Вместо волынки или скрипки, музыкант играет на лошадиной голове, а в качестве смычка использует кошачий хвост.
В современной России, богатой собственными традициями и языческими и полухристианскими праздниками, Вальпургиева ночь не так популярна, как Иван Купала или тот же Хеллоуин.
В России в ночь на 1 мая принято сжигать мусор, который накопился за зиму. Однако никто не мешает вам обратиться к богине плодородия и попросить урожая, особенно это касается заядлых дачников. Традиция сбора целебных трав перешла из средних веков и в наш современный мир. Травы по-прежнему можно использовать в лечебных целях и, разумеется, для гаданий. Из древности до нас дошел обычай загадывать желание и записывать его на бумажке или ленточке, которой потом украшали майский шест. Всю эту конструкцию впоследствии сжигали, чтобы желание улетело к богам. Теперь вместо майского шеста ленточки просто вешают на дерево.
Как празднуют в Германии
Потомки кельтов и германцев, на землях которых и зародилась Вальпургиева ночь, до сих пор празднуют день весны с размахом. Из традиционных проводов зимы торжество превратилось в настоящий Ведьмин костер. На улицах городов и деревень можно встретить ряженных в костюмы ведьм и другой нечисти. Люди веселятся, танцуют и поют. Однако костры все так же в почете у жителей Германии, потому что люди и по сей день верят в то, что огонь изгоняет злых духов. Столицей Вальпургиевой ночи в Германии считается городок Тале, где проводят самый крупный костюмированный праздник с представлением.
Как празднуют в Швеции
В интерпретации шведов Вальпургиева ночь — традиционный праздник весны, а не обряд отпугивания демонов и ведьм. Люди надевают лучшие наряды и всю ночь гуляют, танцуют и поют.
Однако традиция с кострами прижилась и здесь. Чем больше костер — тем лучше. В Швеции верят, что костры защищают города от неприятностей и болезней. В Стокгольме Вальпургиеву ночь воспроизводят в оригинале, со всеми традициями и обычаями, как праздновали языческие предки.
Вальпургиева ночь и Пасха
В России в этом году Вальпургиева ночь совпадает со светлой Пасхой и Первомаем.
Последний раз эти даты пересекались в 1921 году и, по сообщениям историков, тот год был голодным для России.
В целом, не стоит придавать большое значение кострам, ведьмам и шабашам. Праздник должен дарить радость любому человеку, вне зависимости от того, во что он верит и какую религию исповедует. Больше улыбок и меньше негативных мыслей в голове, и весна заиграет вокруг вас новыми красками.
Почему святая Вальпурга была покровительницей ведьмы, и что происходит в Вальпургиев день
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Две Вальпурги
Вальпург или Вальпургий, на самом деле, прославилось две. Одна, чей день почитания приходится как раз на первое мая, была святой. Она жила в восьмом веке в Англии и происходила из святой семьи. На самом деле, семья была обычная, но со временем отец и два брата Вальпурги стали святыми, а мать — блаженной. Кроме того, святым стал и её дядя. Что интересно, Вальпургу почитают не только католики, но и Российская православная церковь — она местночтимая святая для православных в Германии.
Функций у Вальпурги много. Например, она покровительствует морякам, отводя от них бури, крестьян, больных и рожениц, а также тех, кто за роженицами ухаживает. Так что она была святой покровительницей и второй Вальпурги, по фамилии Хаусман, акушерки, которую казнили как ведьму.
В шестнадцатом веке в Европе разразилась охота на ведьм, и среди основных жертв её были акушерки — сейчас предполагают, что врачи таким образом устраняли конкурирующую структуру. На момент ареста Вальпурге Хаусман было не меньше шестидесяти лет, и до того про неё не было слышно ничего плохого. Однако под пытками женщина призналась в убийстве сорока одного младенца и двух рожениц, а также девяти коров, лошади и большого количества свиней и гусей. Всё во славу Сатане. Вальпурга также призналась в том, что вызывала град, чтобы уничтожать посевы, и предавалась плотским утехам с демоном, участвовала в шабашах и богохульствовала.
Несмотря на то, что бедная женщина призналась во всём, что от неё хотели услышать палачи, ей не отплатили лёгкой смертью. После пыток она не могла ходить, так что её посадили в большую корзину и понесли по улице, время от времени останавливаясь, чтобы разорвать или отрезать какую-нибудь часть тела. Только после этой жуткой процессии женщину сожгли, а пепел развеяли над рекой.
Костры и хороводы
Не все сходятся во мнении, называется ли одна из самых любимых ведьмами, по версии средневековых верующих, ночь по имени бедной акушерки Вальпурги или в честь следующего за ней дня. В любом случае, принято считать, что именно в эту ночь ведьмы собираются на большой шабаш. Даже в тех странах, где Вальпургу и не вспоминают, эта ночь называется как-нибудь вроде Ночь ведьм (во Франции) или Ведьмин костёр (в Чехии).
По поверьям, ведьмы праздновали эту ночь примерно так. Они прилетали на лысую гору или в другое подходящее место с любовником-чёртом (возможно, гоголевский чёрт подкатывал к Солохе в том числе для того, чтобы было, с кем появиться на шабаше по весне) и кланялись Сатане — хозяину праздника. После небольшого доклада с итогами года в области проклятий и злодеяний ведьмы объедались разными яствами, но притом на столе не было ни хлеба, ни соли — по поверьям, имеющим ещё языческие корни, нечистая сила не любит ни того, ни другого. Наконец, сытые и пьяные, ведьмы с чертями принимались водить хоровод. Музыкант при этом обязательно сидел на дереве, а играть мог на особой скрипке (которую вообще часто считали немного колдовским инструментом) или на лошадиной голове простой палкой, и тогда музыка сама по себе была колдовством.
Понятное дело, на случай, если ведьмам захочется побольше развлечений, во многих странах в эту ночь держали оборону: зажигали костры и даже могли показательно в нём сжечь чучело ведьмы.
Очень старый Новый год
На самом деле всё то же, что ведьмы ночью, традиционно делали добрые христиане потом поутру — только без Сатаны, конечно. Водили хороводы, накрывали праздничный стол, украшали всё вокруг (и себя тоже), цветами. Именно поэтому учёные предположили, что изначально Ведьмина ночь — преломление взгляда на праздник, который мы знаем под ирландским именем Бельтайн, новогоднюю ночь язычников. По видимости, церковь боролась с альтернативным календарём как атрибутом чуждого культа и буквально демонизировала многие моменты, связанные с этим праздником, так что он разделился в народном сознании на две части: простую встречу весны и зловредный людям сатанизм. Дневная часть — хорошо, ночная — плохо.
У лужицких сербов, чехов, словаков, на юге Англии первого мая традиционно устанавливали майское дерево. У англичан также можно было наряжаться человеком-деревом, а итальянцы носили по улицам ветки деревьев, увитые лентами.
У восточных славян на это время тоже приходился большой праздник. С христианизацией он превратился в день Еремея Запрягальника. В этот день у сербов по улицам деревень ходили девушки с колокольчиками или бегали юноши с криками, отпугивающими змей с полей. Изгоняли в этот день змей и болгары — по крайней мере, проводили разные «волшебные» обряды, чтобы те уползли скорее. В Воронежской области на кострах готовили майскую кашу, а донские казаки проводили разные обряды на поле, после чего начинали сев.
В наше время Бельтайн или Вальпургиеву ночь любят праздновать неоязычники, викканки, любители эзотерики, сатанисты и фанаты Ирландии, что вызывает негодование у священников буквально всех христианских течений.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вальпургиева ночь 2020: история и суеверия, как отмечают в России, что нельзя делать 1 мая
Вальпургиева ночь (Walpurgisnacht) — это традиционный весенний языческий праздник европейских народов, посвященный плодородию. Праздник тесно связан с культом ведьм, которые в эту ночь якобы устраивают пиршества, сопровождаемые различными непотребствами. На Руси ведьмину ночь также отмечали, в дохристианские времена праздник был посвящен языческой богине плодородия.
Когда наступает Вальпургиева ночь
Вальпургиева ночь отмечается с 30 апреля на 1 мая, праздник до сих пор распространен в Центральной и Северной Европе. С интересом к этой традиции относятся и в России, тем более, что в нашей стране Первомай традиционно очень популярен.
История праздника
Название праздника связано со святой по имени Вальпурга (Вальбурга), которая была монахиней, перебравшейся из Англии в Германию в 748 году и основавшей известный монастырь. Вальпурга умерла в феврале 777 года, оставив о себе память как о чрезвычайно набожной женщине, обладавшей даром целительства. Католическая церковь чтит ее память 1 мая, а канун праздника — это и есть Вальпургиева ночь.
Однако ведьмину ночь предки современных европейцев начали отмечать гораздо раньше, со времен средневековья. Согласно поверью, Вальпургиева ночь — это время ведьм, которые садятся верхом на метлы и слетаются на высокие горы (на Руси — на Лысую гору), где всю ночь проводят в разгульных пирах, неприличных плясках и различных непотребствах, в которые вовлекают чертей, бесов и даже дьявола.
В европейских деревнях в Вальпургиеву ночь традиционно проводились церемонии изгнания ведьм. Для этого разводили костры, на которых сжигали соломенное чучело ведьмы (отголосок средневековых казней), звонили в колокола, совершали обход с факелами, чтобы изгнать нечисть, и так далее.
Постепенно праздник распространился на всю Европу, хотя и называется по-разному. Так кельтские народы отмечают в это время праздник наступления весны Белтейн, в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в это время принято совершать различные обряды у традиционного Майского дерева.
Вальпургиева ночь в русской традиции
На Руси Вальпургиева ночь с 30 апреля на 1 мая тоже считалась временем разгула ведьм, оборотней и прочей нечисти, в том числе душ усопших, которые массово слеталась на Лысую гору. Это было связано со славянскими языческими культами, нашедшими отражение в Навском четверге (Пасхе мертвых), а позже в Радонице.
В славянской языческой традиции 1 мая называли Живин день. Праздник был посвящен богине весны Живе, отвечающей за плодородие, возрождения всего живого и деторождение. Славяне приносили подарки Живе, просили у нее заступничества, хорошего урожая и здоровых сильных детей. После прихода на Русь христианства этот культ нашел свое отражение в чрезвычайном почитании Богородицы.
Первомай в современной традиции
Празднование прихода весны в ночь на 1 мая так и осталось языческим ритуалом, который позднее приобрел еще одно, теперь уже общественное звучание.
В народном календаре 1 мая — большой традиционный праздник весны, который отмечался (и отмечается) очень ярко, шумно и весело во всех странах Европы, а также в Америке. Первомайский народный праздник был так популярен, церкви не удалось ввести его в рамки своего календаря, и его «прибрали к рукам» политики.
С середины XIX века с подачи американских рабочих в США, Канаде и Европе начались знаменитые профсоюзные маевки. Эти пикники из просто народного праздника (вроде современной первой поездки на шашлыки) стали символом сначала тайной, а потом открытой борьбы трудящихся за свои права. Позже из этих маевок вырос и Международный день солидарности трудящихся, и современный Праздник Весны и Труда.
Что нельзя делать 1 мая
В связи с пандемией, вызванной коронавирусом, во многих странах, в том числе в России, 1 мая запрещены все публичные массовые мероприятия. Нельзя собираться компаниями на природе, закрыты парки и традиционные зоны отдыха. В России жителям городов разрешен выезд на дачу, но с соблюдением ряда условий и с запретом покидать дачный участок.
Согласно поверью, 1 мая нельзя приносить в дом сирень, считается, что она своим ароматом может одурманить и утащить в потусторонний мир. Особенно опасной, согласно суеверию, сирень в этот день считается для больных, а также для беременных и молодых матерей.
1 мая нельзя вслух упоминать нечисть, которая в этот день очень активна. Вообще, согласно поверью, бранные слова, произнесенные в этот день, могут нанести серьезный вред.
Женщинам, которые планирует отметить Вальпургиеву ночь, не рекомендуется надевать черную одежду, иначе, согласно суеверию, дьявол может перепутать такую даму с ведьмой со всеми вытекающими неприятностями.
Также на Вальпургиеву ночь не рекомендуется надевать одежду, с которой связана какая-то неприятная ситуация: ведьмы и прочая нечисть могут почувствовать отрицательную энергию, исходящую от женщины, и не отпустить ее обратно к живым.
Впрочем, в этом году все вечеринки такого рода невозможны из-за пандемии COVID-19. Но даже, если бы никакого коронавируса не было, нужно помнить, что церковь крайне не одобряет заигрывания с потусторонними силами, даже, если это просто дань моде и вроде бы невинная забава.
Вальпургиева ночь
Как гласит предание, Вальпургиева ночь или Живин день — один из наиболее значительных языческих праздников, посвященный плодородию, началу весны, и один из главных поводов сбора ведьм на шабаш.
Имя празднику дала английская монахиня
Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.
Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпургии, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Но даже после смерти продолжала помогать людям. Все дело, что после того, как останки монахини перезахоронили в скале, из расщелины камней начало вытекать целебное масло, излечивающее от многих болезней. Очень скоро после этого Вальпургу начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая.
Шабаш ведьм в горах и страна эльфов
Считалось, что в ночь на 1 мая, открывались границы между мирами, а поэтому с самого вечера в Европе зажигали костры чтобы отпугнуть нечисть.
В эту ночь на высокую, недоступную гору Броккен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес) ежегодно слетались на мётлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм, магов и колдунов и проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот.
В деревнях накануне Вальпургиевой ночи изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гёте, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста.
Для северных кельтов Вальпургиева ночь, или как ее иначе называли — Бельтэйн, символизировала окончание зимы и наступление весны — «время большого солнца». Древние кельты верили, что в этот день открываются врата в другой мир, в страну эльфов, гномов и прочих волшебных существ.
Это украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая на площадях в деревнях и городах почти всех европейских стран.Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Этот праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь. С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы.
По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, называемые майским королем и королевой, с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Эта традиция уходит корнями в глубокую древность.
Славяне праздновали Живин день, а не Вальпургиеву ночь
У древних славян, совершенно не знавших святую Вальпургу, этот праздник назывался иначе — Живин день. Славят Живу, дочь Лады, богиню Весны и Жизни, пославшую избавление от Зимы. В ночь этого дня (10-11 Кветеня по славянскому календарю) женщины с метлами совершают ритуальные танцы вокруг костра, отгоняя злых духов, после чего все прыгают через костер, чтобы очиститься от Навий после зимы. Весь день славяне отдыхают, жгут костры по берегам рек, купаются в Весенней Воде.
Приносят ей пироги, хлеб, ленты, венки цветочные.
В Живин день славяне проводили обряды: на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие.
Но, в первую очередь, Живин день — это языческий праздник, который древние славяне посвящали богам, дающим земле самое нужное — плодородие. Наши предки в этот день всячески задабривали богов, просили у них богатый урожай и здоровое потомство.