валовая рентабельность что это
Как посчитать рентабельность продаж
Рентабельность — экономический показатель, с помощью которого можно выяснить эффективность использования ресурсов. Причем неважно, о каких ресурсах идет речь. В крупных компаниях с помощью показателя рентабельности анализируют буквально всё.
Можно выяснить, насколько выгодно инвестировать в компанию или какую прибыль принесет покупка сырья по конкретной цене. Можно считать и на основе человеческих ресурсов. В этой статье расскажем, как в целом оценить эффективность компании и посчитать рентабельность продаж в бизнесе.
Как рассчитывают рентабельность
Говоря о расчете показателя эффективности ресурсов, корректнее использовать термин «коэффициент рентабельности». Считают его обычно как отношение прибыли к ресурсам, которые вкладывают для её создания. Коэффициент может быть конкретной денежной величиной, а может измеряться в процентах.
Например, мы хотим понять, какая компания эффективнее работает. Можно посчитать так.
Бизнесмен занимается производством пирогов. За месяц продает пироги на 100 000 руб., на муку и другие товарные запасы тратит 30 000 руб. Прибыль — 70 000 руб.
Чтобы посчитать рентабельность товарных запасов компании за этот месяц, делим прибыль на стоимость ресурса: 70 000 руб. / 30 000 руб. Получается 2,3, или 230 %.
Другая компания для производства аналогичного объема продукции тратит меньше денег, например, покупает ресурсы дешевле. Получается, что на выручку в 100 000 руб. она тратит только 20 000 руб., и получает прибыль в 80 000 руб.
Рентабельность товарных запасов у нее — 4, или 400 %.
Выгоднее вкладывать деньги во вторую компанию.
Какой бывает рентабельность
Рентабельность можно посчитать для чего угодно — мы просто берем прибыль и делим на стоимость любого ресурса. Например, для оценки компании обычно считают такие показатели.
Есть и другие виды рентабельности — например, считают эффективность проекта, собственного капитала, производства.
Нормы рентабельности: какой должна быть эффективность
Универсального показателя для любой отрасли не существует. Этот коэффициент — всего лишь экономический показатель, который показывает отношение прибыли к чему-либо. Без учета других факторов и расходов.
Если показатель рентабельности получается отрицательной величиной, компания, вероятно, работает в убыток. В других случаях нужно проводить оценку рынка. В каких-то отраслях рентабельность в 20 % считается огромной удачей, в других, наоборот, 20 % будет слишком низким коэффициентом.
Формула рентабельности продаж
Рентабельность продаж обычно выделяется как отдельный показатель — с помощью него можно не просто определить эффективность вложений, а понять процентное выражение доли прибыли от всей выручки.
Отслеживание рентабельности продаж помогает избежать ситуации, когда денег в бизнесе крутится много, но толку от них нет, потому что всю прибыль съедают расходы.
Рентабельность продаж обычно рассчитывают в двух вариантах:
Посчитать можно так:
Рентабельность = прибыль / выручка × 100 %
Примеры расчетов
Компания за прошлый год получила 10 млн руб. выручки — это все деньги, которые поступили на счета компании от клиентов. После вычета всех расходов на производство и выплаты зарплат осталось 2 млн руб.
Рентабельность по валовой прибыли: 2 млн руб. / 10 млн руб. = 0,2, или 20 %
Кажется, что с бизнесом всё хорошо. Но если убрать из прибыли выплаты по кредиту и все налоги, получается, что компания получила 500 000 руб. чистой прибыли.
Операционная рентабельность: 0,5 млн руб. / 10 млн руб. = 0,05, или 5 %
Нужно решить, стоит ли дальше заниматься бизнесом, который генерирует 5 % чистой прибыли на каждый вложенный рубль.
Как повысить рентабельность продаж
Рентабельность продаж — это доля чистой прибыли из общей выручки компании. Повысить ее можно следующим образом:
При расчете эффективности продаж лучше брать не один, а несколько временных периодов. Например, считать коэффициент в течение двух–трех кварталов. Это поможет оценить бизнес с ярко выраженным сезонным спросом: в этом случае расчет рентабельности в одном квартале покажет низкую эффективность, а в следующем квартале коэффициент может вырасти в несколько раз.
Вот несколько рабочих и конкретных способов повысить рентабельность продаж в любом бизнесе.
Увеличьте цену товара. Обычно повышение стоимости даже на 1–2 % может исправить финансовое состояние компании, а такой небольшой рост не вызовет негативной реакции у постоянных покупателей. При этом не стоит использовать повышение цен, если конкурентное преимущество у компании основано на удержании низкой стоимости.
Прежде чем повышать цену, стоит изучить рынок и выяснить стоимость аналогичных товаров и услуг у конкурентов.
В B2B-сегменте повышение цен часто преподносят как маркетинговую акцию и с помощью нее повышают общую выручку компании. Например, рассылают клиентам письмо, где рассказывают о росте цен через месяц, и предлагают условие: если клиент заплатит сейчас, за несколько месяцев, то все авансовые платежи будут считаться по старой цене. Получается выгодная сделка для всех: клиенты экономят, а компания получает деньги за несколько месяцев работы вперед.
Уменьшите цены на сырье. Это классический способ снизить расходы. Например, можно провести анализ рынка и выяснить, где цены ниже, затем обратиться к своим контрагентам и попросить скидку. Или предложить сэкономить как-то иначе. Допустим, вы будете платить столько же, но доставлять товар на склад они будут сами. Наконец, поставщиков можно и поменять.
Сократите расходы на персонал. Это не значит, что нужно сразу кого-то сокращать. Вместо этого проанализируйте вклад сотрудников в работу компании. Возможно, кто-то уже давно перерос должность, выполняет работу очень быстро и в свободное время фрилансит — таким людям можно предложить перейти на сделку.
Автоматизируйте процессы. Например, в отдел продаж можно внедрить CRM, которая будет генерировать и рассылать клиентам документы и сообщения. Это сэкономит время менеджеров, они смогут больше заниматься непосредственно продажами.
Собирает заявки в одном окне, хранит историю общения с клиентами, автоматизирует работу менеджеров, строит отчеты
Повысьте средний чек. Это помогает снизить расходы на процесс продажи: усилий менеджер прикладывает столько же, а выручка получается больше. Классический способ повысить чек — внедрить так называемые кросс-продажи, когда клиенту предлагают сопутствующие товары.
Переложите часть расходов на покупателя. Например, в интернет-магазине привычная схема доставки — курьером до двери квартиры. Можно предложить клиенту небольшую скидку за самовывоз, это немного сократит расходы на каждую сделку. Если бизнес ориентирован на массовые продажи, самовывоз поможет хорошо сэкономить.
Эффективный способ повысить рентабельность в любой отрасли компании — бороться с так называемым излишним движением, developed traffic. Например, когда одна условная задача «купить мебель для офиса» провоцирует массу дополнительных коммуникаций. Сотрудники начинают выяснять: какую мебель, в каком количестве, по какой цене, с кем нужно согласовать выделение бюджета и проект закупки.
Убрать лишние движения помогут постановка задач по SMART и законченная работа сотрудника как философский принцип работы компании.
Анатолий Жильцов
президент 5-Star Business Academy
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Валовая рентабельность что это
4 МИН
Как оценить рентабельность продаж
Рентабельность продаж поможет определить уровень самоокупаемости бизнеса. Разбираемся, что это за показатель и как его считать.
Что такое рентабельность продаж
Рентабельность продаж — один из основных финансовых показателей для оценки эффективности работы компании. Коэффициент показывает отношение прибыли от продаж к выручке за определённый период без учёта акцизов и НДС.
Рост показателя говорит о том, что компания работает эффективнее, чем раньше. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.
П. 2.7 прил. 1 к Положению ЦБ РФ № 626-П
Ч. 1.3 ст. 105.8 НК РФ
Как рассчитать показатель
Для расчёта коэффициента рентабельности нужны данные из отчёта о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Среди них:
Формы бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах
Прил. 1 Приказа Минфина России от № 66н
Есть две формулы расчёта рентабельности продаж:
О чем говорит бизнесу рентабельность продаж и как ее рассчитать
Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, а прибыль — нет. Чтобы понимать, где именно компания теряет деньги, стоит следить за показателем рентабельности продаж.
Лариса Баневич
Финансовый директор компании «Нескучные финансы»
Бывает, что цифры в отчетах бизнеса растут, но предприниматель чувствует, что компания развивается медленно. Чтобы понимать, где именно компания теряет прибыль, стоит следить за показателем рентабельности продаж.
Что такое рентабельность продаж и зачем ее считать
Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Коэффициент рентабельности продаж помогает контролировать развитие бизнеса и вовремя принимать меры, если эффективность снижается. Рассмотрим на примере, как это работает.
Представим компанию, у которой показатели выручки и чистой прибыли растут от месяца к месяцу.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Кажется, что все хорошо. Добавим данные о рентабельности.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Рентабельность по чистой прибыли | 22% | 21% | 16% |
Из таблицы видно, что рентабельность продаж падает. Получается, с каждым месяцем компания работает менее эффективно и теряет часть прибыли. Если бы в марте компания работала с такой же рентабельностью, как и в январе, то при той же выручке получила бы 275 000 ₽ чистой прибыли вместо 200 000 ₽.
Расчет рентабельности продаж помог обнаружить проблему. Теперь бизнес может понять, в каком направлении стоит работать.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Виды рентабельности продаж
Существует несколько видов прибыли, поэтому рентабельность можно отслеживать по нескольким показателям:
Рассмотрим на примерах, о чем говорит каждый из показателей и как их рассчитать.
Формулы и примеры расчета рентабельности продаж
Рентабельность по чистой прибыли. Помогает оценить эффективность бизнеса в целом. Чистая прибыль — это те деньги, которые в конечном счете заработал бизнес, после вычета всех расходов, в том числе налогов, амортизации, процентов по кредитам.
Например, компания заработала в январе 550 000 ₽, из них 100 000 ₽ — чистая прибыль.
100 000 ₽ / 550 000 ₽ × 100% = 18,2% — рентабельность продаж в январе.
Следовательно, компания получает 18,2 копейки чистой прибыли с каждого рубля выручки.
Рентабельность по валовой прибыли. Помогает оценить эффективность направления бизнеса или, например, отдельного магазина в сети.
Валовая прибыль — это разница между выручкой и расходами на производство. К примеру, цветочная лавка продала букетов на 250 000 ₽, а на закупку цветов, упаковку и зарплату флористу ушло 160 000 ₽. Валовая прибыль — 90 000 ₽.
Этот же цветочный магазин начал продавать декор для свадеб. Расходы и выручка при изготовлении букетов и продаже декора разные. Нужно рассчитать рентабельность продаж по каждому направлению.
Букеты | Декор | |
---|---|---|
Выручка | 250 000 ₽ | 340 000 ₽ |
Валовая прибыль | 90 000 ₽ | 110 000 ₽ |
Рентабельность по валовой прибыли | 36% | 2,3% |
Выручка и прибыль от продажи декора выше. Кажется, что это направление более выгодное. Но рентабельность при продаже букетов выше. Изготовление букетов более эффективно, а значит требует меньше ресурсов для генерации выручки.
Рентабельность по маржинальной прибыли. Помогает оценить эффективность переменных расходов.
К примеру, в сентябре рентабельность по маржинальной прибыли в кафе была 18%, а в октябре упала до 17%. Значит, у кафе выросли переменные расходы. Допустим, поставщик увеличил цену на овощи. Как выход, владелец кафе может поднять цены на блюда или покупать овощи у другого поставщика.
Рентабельность по операционной прибыли. Помогает оценить, насколько эффективно компания тратит ресурсы для получения прибыли.
Операционная прибыль — это разница между выручкой и суммой переменных и постоянных расходов. Если за месяц рентабельность по операционной прибыли снизилась, то на получение каждого рубля прибыли уходит больше материальных затрат, усилий сотрудников.
Что такое порог рентабельности
Порог рентабельности — это выручка, при которой бизнес полностью покрывает свои расходы за период. Чаще этот показатель называют точкой безубыточности.
Если компания достигла точки безубыточности, значит, она как минимум покрыла свои расходы, сработала в ноль. Выручка сверх порога формирует прибыль.
Зная порог рентабельности, компания может правильно ставить планы продаж и отслеживать, с какого дня она получает прибыль. Хороший показатель — преодолевать точку безубыточности на 10—11-й день месяца.
Формула порога рентабельности:
Постоянные расходы. Это те расходы бизнеса, которые не зависят от объема продаж. Компания может вообще ничего не продать за месяц, но постоянные расходы будут всегда одинаковыми, например аренда, имущественный налог, земельный налог, выплаты по кредитам, амортизация.
Маржинальность. Показывает, сколько процентов от выручки остается после вычета переменных расходов.
Маржинальность считается по формуле:
Посмотрим пример расчета порога рентабельности.
(750 000 ₽ – 637 500 ₽) / 750 000 ₽ × 100% = 15% — маржинальность компании.
80 000 ₽ — зарплата директора и бухгалтера.
5000 ₽ — интернет и коммунальные расходы.
10 000 ₽ + 80 000 + 5000 ₽ = 95 000 ₽ — постоянные расходы.
95 000 ₽ / 15% × 100% = 633 333 ₽ — порог рентабельности.
Получается, чтобы компания смогла покрыть расходы в этом месяце и вышла в ноль, ей нужно получить выручку 633 333 ₽.
Анализ результатов расчета
Рентабельность продаж нужно отслеживать в динамике, сам по себе показатель ни о чем не скажет. Для этого нужно сравнивать рентабельность продаж компании за одинаковые периоды, например за месяц или год. Лучше всего рассчитывать рентабельность сразу по всем видам прибыли: так проще найти проблемные места в бизнесе или, наоборот, обнаружить точки роста.
Для примера возьмем компанию из начала статьи, у которой растет выручка и чистая прибыль, но рентабельность продаж по чистой прибыли падает.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Чистая прибыль | 100 000 ₽ | 150 000 ₽ | 200 000 ₽ |
Рентабельность по чистой прибыли | 22% | 21% | 16% |
Чтобы понять, в чем проблема, рассчитаем рентабельность продаж по другим видам прибыли: маржинальной, валовой и операционной.
Январь | Февраль | Март | |
---|---|---|---|
Выручка | 454 545 ₽ | 714 285 ₽ | 1 250 000 ₽ |
Маржинальная прибыль | 227 273 ₽ | 350 000 ₽ | 612 500 ₽ |
Рентабельность по маржинальной прибыли | 50% | 49% | 49% |
Валовая прибыль | 204 273 ₽ | 314 286 ₽ | 550 000 ₽ |
Рентабельность по валовой прибыли | 45% | 44% | 44% |
Операционная прибыль | 124 273 ₽ | 188 572 ₽ | 267 500 ₽ |
Рентабельность по операционной прибыли | 27% | 26% | 21,4% |
Из таблицы видно, что в феврале у компании упала рентабельность по маржинальной прибыли. Это означает, что у бизнеса выросли переменные расходы и нужно проанализировать, в чем дело. К примеру, вы выяснили, что у поставщика выросли цены на материалы. Тогда стоит поискать других поставщиков или договориться о скидке.
В марте маржинальность осталась на том же уровне, что и в феврале, но сократилась рентабельность по операционной прибыли. Это значит, что у компании выросли постоянные расходы. К примеру, увеличилась стоимость аренды помещения.
Анализ рентабельности на примере помог найти этапы в работе, где бизнес теряет прибыль.
Нормы рентабельности продаж
Универсальных норм рентабельности нет.
Возьмем две кофейни: одна в спальном районе Москвы, другая в центре Казани. Обе открылись год назад. У каждой кофейни разные постоянные и переменные расходы, разная валовая, маржинальная и операционная прибыль, а значит и рентабельность разная. К примеру, рентабельность 30% может быть нормальной для первой кофейни, но низкой для второй.
Рекомендуем не ориентироваться на усредненные показатели по отрасли. Стоит смотреть на рентабельность своей компании, сравнивать и анализировать свои показатели.
Почему рентабельность может быть низкой
Низкая рентабельность может быть вызвана регулярным снижением цен или резким ростом компании.
Снижение цен. Представим бизнес, который работает в условиях высокой конкуренции. Чтобы привлечь клиентов, конкуренты постоянно снижают цены. Компания тоже вынуждена продавать товары со скидками, иначе покупатели уходят в другие магазины. низких цен компания меньше зарабатывает, при этом расходы остаются на том же уровне. Значит, доля прибыли в общей выручке падает, а рентабельность продаж снижается.
Резкий рост. Второй пример: у компании произошел резкий рост, а бизнес-процессы остались прежними. В этой ситуации компания становится менее управляемой и поглощает больше ресурсов. Например, при том же объеме выручки или ее незначительном росте резко возросли расходы на администрирование бизнеса.
Мы привели два примера, но ситуаций, когда бизнес работает с низкой рентабельностью, гораздо больше. Низкий показатель не должен становиться нормой. Если компания видит, что за последнее время рентабельность падает или держится на одинаково низком уровне, нужно принимать меры.
Как повысить рентабельность
Общий принцип такой: чтобы повысить рентабельность, нужно привлекать больше клиентов и оптимизировать расходы. Для этого есть несколько способов.
Контролировать воронку продаж. Нужно изучить путь, по которому проходит клиент от момента знакомства с компанией до покупки. Например, путь может быть таким:
Если на каждом этапе будет проходить больше клиентов, то получится продавать больше при тех же расходах на рекламу. А значит, рентабельность продаж вырастет.
Для этого можно, например, обновить вывеску магазина, улучшить карточки товара на маркетплейсах, сделать для сотрудников новый скрипт общения с клиентами, найти более эффективные площадки для рекламы.
Пересмотреть политику скидок. Скидка — это расходы компании, она напрямую влияет на рентабельность продаж. В среднем 1% скидки снижает прибыль на 11%. Нужно следить за уровнем скидок и применять их осознанно, устанавливая цели: для чего компания дает скидку и какого результата хочет достичь. Например, компания может выдать временную скидку, чтобы привлечь больше новых клиентов. По итогам акции она оценивает, достигла ли цели. Если акция оказалась успешной, ее можно повторить.
Повышать средний чек. Лучше продать много одному покупателю, чем тратить ресурсы на привлечение большого числа клиентов. К примеру, можно предложить бесплатную доставку при определенной сумме покупки или сформировать комплекты из товаров, которые часто покупают вместе.
Пересмотреть бизнес-процессы. Проблема может быть комплексной и затрагивать несколько направлений компании. Если падение рентабельности связано с работой сразу нескольких подразделений, стоит изучить бизнес-процессы и найти те, что съедают неоправданно много ресурсов. К примеру, менеджеры каждый раз заполняют типовые документы для сделки. Это время они могли бы использовать для консультации клиентов, чтобы помочь им с выбором товара. Для решения проблемы компания может купить систему, которая автоматизирует оформление документов.
Контролировать расходы. Пересмотреть, на чем может сэкономить компания без потери качества, установить допустимый лимит по расходам. Скажем, отказаться от неэффективной рекламы, сменить поставщиков, закупать в офис более дешевый кофе. Бывает, что расходы появляются ошибок в бухгалтерии: например, выбора неоптимальной системы налогообложения.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания