валовая прибыль и прибыль до налогообложения в чем разница
Это как посчитать. Разбираемся в разных видах прибыли
Зачем предпринимателю разбираться в видах прибыли? Ответ, кажется, очевиден: для того чтобы оценить финансовый результат бизнеса. Будете правильно считать прибыль — быстро заметите, если что-то пойдёт не так. Разберёмся, чем валовая прибыль отличается от чистой и нераспределённой и как не ошибиться при их подсчёте.
Для начала важно не ошибаться в трёх понятиях, которые часто путают: выручка, доход и прибыль. Предприниматели часто считают их синонимами, как следствие, неверно ведут учёт.
Выручка — все средства, заработанные от продажи товаров и услуг, то есть от выполненных обязательств, связанных с основной деятельностью организации. Это всего лишь часть дохода, хотя чаще всего и львиная.
Доход — общий объём средств, который получает компания. Сюда входят все поступления, а не только те, что связаны с основной деятельностью. Это и взысканные с контрагентов штрафы и неустойки, и деньги от сдачи части помещений в аренду и так далее.
Прибыль — базовая оценка работы бизнеса. Представляет собой разницу между всеми доходами и совокупностью расходов.
Если вы решите продавать товар только по предоплате, то она (даже если будет на расчётном счёте компании) не считается выручкой до момента, пока покупатель не получит заказ.
Как только товар будет у покупателя и компания выполнит обязательства, предоплата станет выручкой, но не прибылью. Если же клиент внёс предоплату в 50%, а оставшуюся часть не заплатил даже после получения услуги, эти деньги станут дебиторской задолженностью — активом компании, которая будет частью дохода.
Прибыль можно считать, когда станут известны объём всех полученных денег и сумма расходов. Часто предприниматели тратят всю выручку и потом остаются без денег для выполнения обязательств.
Какие есть виды прибыли
Разные виды прибыли отвечают на разные вопросы. Для всестороннего анализа бизнеса нужно просчитать все виды.
Для базового понимания хватит чистой прибыли. Если нужно копнуть поглубже и понять, как в целом живёт компания, тогда обращают внимание на балансовую прибыль. Когда речь заходит о максимальном качестве анализа бизнеса, считают валовую и операционную прибыль.
Прибыль до налогообложения
Учет прибыли – одна из важнейших бухгалтерских операций, поскольку свидетельствует об экономической эффективности и положительном итоге работы организации.
Даже если организация не является коммерческой, где прибыль – это приоритетная задача, учет доходов все равно ведется.
Стабильно высокая цифра данного показателя в бухгалтерских документах говорит о стабильности предприятия на волнах рыночных колебаний, его финансовой успешности, экономической эффективности методов предпринимательской деятельности.
Рассмотрим, какие функции выполняет учет прибыли до налогообложения, как ее правильно рассчитать с использованием формул, от каких финансовых показателей зависит этот расчет.
Прибыль до налогообложения – все термины
Прибыль – финансовый итог, полученный предприятием за определенный временной интервал, учитывающий доходы за вычетом понесенных расходов.
Прибыль, рассчитываемая до налогообложения – это показатель, показывающий разность между валовой прибылью, называемой еще маржинальной, и суммой непроизводственных расходов. Другое название для этого финансового итога предпринимательской активности – операционная прибыль, в англоязычной документации аббревиатура EBITDA или EBT (Earnings Before Tax).
Она считается до того момента, как с нее будут уплачены:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у фирмы имеются долгосрочные финансовые обязательства в процентном соотношении, они вычисляются именно в зависимости от показателя прибыли до налогообложения.
Логичен вопрос: что такое тогда валовая прибыль, от которой зависит и операционная?
Маржинальная (валовая прибыль), в англоязычной литературе определяемая как «cost of goods sold», то есть «стоимость проданных товаров» (обозначается аббревиатурой COGS) – это выручка предприятия минус себестоимость.
Себестоимость и непроизводственные расходы
Чтобы определить операционную прибыль, нужно от общей суммы выручки сначала отминусовать себестоимость товаров или услуг. Для этого нужно четко разделять, какие траты относятся к себестоимости. Это отражается в нормативно-правовых документах:
К себестоимости, по общим правилам, относят:
Непроизводственные расходы являются частью себестоимости. Это те траты, которые приходится совершать для реализации уже произведенной продукции:
Функции учета операционной прибыли
Цифра, которая попадает в финансовый отчет – это не просто отвлеченный показатель абстрактного понятия «успешность». От нее зависит множество факторов, которые отражаются и в денежных вопросах фирмы. Операционную прибыль учитывают с такими целями:
Убыток до налогообложения
Если полученный показатель операционной прибыли получился отрицательным, это значит, что расходы превысили финансовые поступления, то есть налицо убыток.
С точки зрения экономической теории, это один и тот же показатель, только с разным знаком, а вот для предприятия разница колоссальная.
Если констатируется не прибыль, а убыток до налогообложения, отсюда несомненно следует, что предприятие оказалось в плохом финансовом положении, что средства распределяются неправильно или деятельность малоэффективна. В любом случае, это повод для немедленного принятия соответствующих мер.
Убытки нужно списать до того, как начислять налог на прибыль по конкретному временному промежутку. Основанием для отнесения расхода в графу «Убытки» являются положения письма Министерства финансов РФ от 16 января 2013г. № 03-03-06-/2/3.
Формулы для вычисления прибыли до налогообложения
Для расчета прибыли до налогообложения (операционной) целесообразно применить следующую формулу:
ОП = В + ОД – ОР + ИД – ИР
где:
ОП – операционная прибыль (искомая прибыль до налогообложения);
В – выручка, то есть доходы, полученные вследствие реализации продукции фирмы (товаров, услуг);
ОД – обычные доходы, то есть поступления от производственных видов деятельности организации;
ОР – обычные расходы, то есть траты на себестоимость;
ИД – иные доходы организации, помимо производства;
ИР – иные расходы.
Соответствующие показатели берутся с учетом требований, сформулированных в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Иногда этот же расчет формулируется немного по-другому:
ПДНо = ПР + РД + РР + ДВР – ДРР
где:
ПДНо – прибыль до налогообложения (операционная);
ПР – прибыль от реализации товаров, услуг;
РД – реализационный доход;
РР – расходы на реализацию;
ДВР – доходы вне реализации;
ДРР – расходы вне реализации.
Здесь показатели взяты с учетом определений Налогового Кодекса Российской Федерации (гл. 25, ст. 248-273).
Показатель ПР в этой формуле – прибыль от продаж – отличается от РД – реализационного дохода. Чтобы определить ПР, нужно применить формулу:
где:
ПР – прибыль от реализации (продаж);
ВП – валовая прибыль (нетто-выручка, из которой вычли себестоимость);
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
Все показатели, необходимые для расчета ПР, отражаются в соответствующих строках бухгалтерского отчета о финансовых итогах.
Бухгалтерский отчет по прибыли до налогообложения
«Отчет о финансовых результатах» составляется за определенный временной промежуток. В него заносятся все показатели относительно финансовых поступлений и трат, а на их основании делается вывод о различных видах прибыли или убытка.
Важно правильно разнести показатели по соответствующим графам отчетности. При суммировании значений, стоящих в этих графах:
и вычете из полученных данных значений в графах:
получится итоговый показатель операционной прибыли – строка 2300.
Как рассчитать валовую прибыль (формула расчета)?
Что означает понятие «валовая прибыль»?
Валовая прибыль — это один из промежуточных видов прибыли, показываемых в отчете о финансовых результатах (п. 23 ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). Соответственно, определяется она по данным бухгалтерского учета и представляет собой выручку от основного вида (видов) деятельности, уменьшенную на себестоимость реализованного.
Цена продаваемых товаров (работ, услуг) неразрывно связана с вложениями в их себестоимость. Себестоимость складывается из набора затрат разных видов (материальные, людские и другие ресурсы). Валовая прибыль отражает факт доходности продаж (как всех, так и в разбивке по видам деятельности) и позволяет определить, насколько рационально используется каждый из ресурсов фирмы.
Валовая прибыль — это разница между выручкой и затратами
Валовая прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации товаров (работ, услуг) затрат на их изготовление (оказание) или приобретение. В выручку входят все суммы, полученные от продаж по основной деятельности. В расчет они берутся без НДС.
В себестоимость изготовленного (или приобретенного) товара включают все понесенные расходы на его производство (приобретение). Если фирма оказывает услуги (выполняет работы), то при подсчете их себестоимости (и в последующем валовой прибыли) учитывают все расходы, связанные с их оказанием.
Однако в себестоимость при расчете валовой прибыли не включаются (п. 23 ПБУ 4/99):
Валовую прибыль обычно определяют на конец месяца, квартала или года, но она может рассчитываться с любой периодичностью и на любой момент времени — всё зависит от целей и задач компании, а также особенностей ее управленческого учета.
Как отобразить валовую прибыль в бухгалтерской отчетности, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
О правилах учета материальных расходов при исчислении валовой прибыли читайте в публикации «Порядок учета материально-производственных запасов».
Как рассчитать валовую прибыль?
Как же на практике определяют валовую прибыль? Формула расчета валовой прибыли выглядит так:
ПРвал — валовая прибыль,
Выр — выручка от продаж,
С — себестоимость реализованных товаров (работ, услуг).
Для торговой фирмы валовая прибыль может рассчитываться и другим способом — по среднему проценту. В этом случае формула валовой прибыли будет иметь следующий вид:
ПРвал — валовая прибыль,
Вдох — валовый доход,
С — себестоимость реализованных товаров.
Существует также формула определения валовой прибыли по товарообороту — в этом случае валовую прибыль считают таким способом:
ПРвал — валовая прибыль,
С — себестоимость реализованных товаров,
Рнадб — расчетная надбавка при расчете валовой прибыли, которую находят по формуле:
Тнадб — торговая надбавка при расчете валовой прибыли в %.
ПРИМЕР расчета валовой прибыли от КонсультантПлюс:
На основе данных, приведенных в табл. 1, определим валовую прибыль нефтедобывающей компании по формуле. Исходные данные для анализа показателей рентабельности нефтедобывающей компании. Читайте продолжение примера в К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Какие статьи используются в формуле расчета валовой прибыли?
В зависимости от того, какие виды деятельности фирма включает в перечень основных для себя (это закрепляется в учетной политике), статьи доходов и расходов, входящие в ее выручку и себестоимость, а значит, и в формулу расчета валовой прибыли, будут отличаться, например:
Однако если учетной политикой в основные виды деятельности отнесены продажи имущества фирмы (например, ОС, НМА, ценных бумаг), то и они войдут в расчет валовой прибыли.
Себестоимость складывается из статей расходов, отвечающих получению выручки от видов деятельности, признанных основными. Например, туда войдут:
Если к основным видам деятельности отнесены и те ее виды, которые обычно попадают в состав прочей реализации, то в себестоимость для расчета валовой прибыли войдут и расходы, связанные этими видами деятельности (например, остаточная стоимость ОС, НМА, учетная стоимость ценных бумаг).
О документе, содержащем основные правила формирования учетной политики для целей бухучета, читайте в статье «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».
Итоги
Валовая прибыль — понятие, содержащееся в ПБУ 4/99 и возникающее в привязке к отчету о финансовых результатах. Рассчитывают ее как разницу между выручкой от продаж по основным видам деятельности и себестоимостью этих продаж. При этом в себестоимость не входят коммерческие, управленческие и прочие расходы. Принадлежность видов деятельности к основным определяется учетной политикой.
Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели
Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.
Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.
Что такое финансовые результаты
Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.
Как считать доходы
1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.
2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.
Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.
Как считать расходы
1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.
Когда получена прибыль
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»
Прибыль есть, а денег нет
Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Не путайте расходы с затратами
Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.
Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.
Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.
Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.
Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.
Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.
Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.
Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.
Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.
Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.
Итого:
Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.