валолиния судна что это
Устройство валолинии маломерного судна
В этой статье я опишу как устроена валолиния маломерного судна и, отдельно, какие дополнительные требования от электродвигателя к валолинии.
Когда на судне стоит тот или иной ДВС, никто не считает потери КПД на трении и тому подобном. Если винт крутится, то обычно всех все устраивает.
С электро ситуация другая. Здесь мы экономим те крохи энергии которые есть в аккумуляторе, а значит валолиния должна работать как часы, крутится чуть ли не двумя пальчиками. Это достигается правильной конструкцией дейдвуда, а именно:
Соединение вала электромотора и гребного вала в условиях деревянного корпуса сложно сделать абсолютно точным, чтоб не было биений и излома этого соединения, поэтому целесообразно применить кулачковую эластичную втулку:
За счет резиновой центральной части она убирает незначительные погрешности в центровке валов. Без нее вибрации быстро разрушат подшипники электромотора.
Далее идет упорный подшипник, его задача не давать валу скользить внутрь и наружу корпуса судна под действием толкающей силы гребного винта. На вал электромотора не должно быть давления со стороны гребного вала, это давление должен брать на себя упорный подшипник.
Далее идет сальник, на моей лодке он набивочного типа. Он состоит из специального графитового шнура, который оборачивается вокруг вала вдоль в несколько слоев. Его задача не дать воде попасть внутрь судна через зазор между гребным валом и дейдвудной трубой (в ней вращается гребной вал)
После сальника идет патрубок для входа воды в дейдвудную трубу. Через этот патрубок будет подаваться вода, которая будет смазывать и охлаждать вал.
Валопровод (судовой)
Валопровод (судовой)
Валопровод — комплекс устройств, механизмов и соединений, служащих для передачи крутящего момента от двигателя к движителю и передачи упорного давления от последнего корпусу судна.
Элементами валопровода являются:
Содержание
Гребной вал
Является концевым валом валопровода и предназначен для крепления гребного винта (устанавливается на его кормовой конец). Изготовляются из углеродистой или легированной стали. В районе подшипников кронштейна и дейдвуда на валы в горячем состоянии насаживаются бронзовые или латунные рубашки. Для защиты от коррозии применяются также резиновое и эпоксидное покрытие;
В многовинтовых судах, боковые гребные валы выходят за пределы корпуса через мортиры и поддерживаются кронштейнами.
Промежуточные валы
Валы, соединенные между собой, двигателем и гребным валом с помощью фланцев и муфт;
Опорные подшипники
Служат опорами для промежуточных валов;
Упорный вал и подшипники
Служат для передачи упорного давления создаваемого гребным винтом корпусу судна;
Дейдвудное устройство
Служит для опоры гребного вала (или промежуточного) и уплотнения места выхода последнего из корпуса судна. В местах прохода вала через водонепроницаемые переборки устанавливаются переборочные сальники.
Длина валопровода зависит от архитектуры судна и его размеров. При кормовом расположении МО — может достигать 12-20 метров; при среднем — 50-70 метров. При больших длинах валопровод помещают в коридор (коридор гребного вала), защищающий его от повреждений и выполняемый герметичным.
Нагрузки, действующие на валопровод
Во время работы валопровода на него действуют такие нагрузки: основные — вращательный момент, передающийся от гребного винта; гидродинамические силы, которые возникают при работе винта; вес валов, гребного винта и других механизмов, закрепленных на валах. Вспомогательные — изгибающие моменты, появляющиеся в результате разцентровки валопровода; нагрузки, появившиеся из-за неуравновешенности гребного винта; усилия из-за работы винта в косом потоке и при качке.Случайные — усилия, возникающие при ударах лопастей гребного винта о твёрдые предметы.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Валопровод (судовой)» в других словарях:
Валопровод судовой — конструктивный комплекс, обеспечивающий передачу крутящего момента от корабля двигателя гребному винту. Валопровод состоит из системы валов, соединенных болтами на фланцах. Включает в общем случае гребной вал, промежуточный вал и упорный вал… … Морской словарь
ВАЛОПРОВОД судовой — устройство, соединяющее главный судовой двигатель с движителем. Предназначен для передачи крутящего момента от главного двигателя движителю, а также для восприятия упора, создаваемого движителем, и передачи его корпусу судна. В состав Валопровода … Морской энциклопедический справочник
Судовой валопровод — 1. Судовой валопровод Конструктивный комплекс, кинематически связывающий главный двигатель с движителем и предназначенный для передачи крутящих моментов и осевых нагрузок, возникающих при работе судовой двигательно движительной установки (далее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 24154-80: Валопроводы судовые. Термины и определения — Терминология ГОСТ 24154 80: Валопроводы судовые. Термины и определения оригинал документа: 12. II роставочный вал Короткий вал с припуском на длине, встраиваемый в валовую линию при сборке с пригонкой по месту во время монтажа валопровода… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коридор гребного вала — (Туннель гребного вала) водонепроницаемый туннель, в котором проходит судовой валопровод от машинного отделения до ахтерпиковой переборки. Изолирует валопровод от соседних помещений, дает возможность осмотреть его, вместе с тем предохраняет… … Морской словарь
Судовая энергетическая установка — Сюда перенаправляется запрос «Судовой двигатель». На эту тему нужна отдельная статья. Судовая энергетическая установка комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем … … Википедия
Леонид Дёмин (судно) — … Википедия
судно — плавающее сооружение, предназначенное для перевозок грузов и пассажиров, промысла рыбы и морского зверя, выполнения вспомогательных работ с другими судами, обеспечения на водных путях судоходных условий, а также для спорта, отдыха, туризма и др.… … Энциклопедия техники
Судовые валопроводы и движители
Назначение, устройство и основные части валопровода
Главное назначение валопровода — передавать крутящий момент от главного двигателя гребному винту (движителю), а также воспринимать и передавать корпусу судна упор, создаваемый гребным винтом. Количество валопроводов на судах может быть от одного до трех. На некоторых катерах применяют четырехвальные установки. Для лучшей работы гребного винта валопровод устанавливают с наклоном в корму (до 5°). В трехвальных установках, а иногда и в двухвальных, валы правого и левого бортов могут быть установлены под углом (до 2°) и к диаметральной плоскости судна.
Длина валопровода зависит от размеров судна и места расположения главных двигателей. Валопровод обычно состоит из нескольких частей, жестко соединенных между собой и уложенных на опорные подшипники. Каждая из этих частей в зависимости от назначения имеет свое название.
На рис. 67 показан судовой валопровод, состоящий из упорного вала 17, промежуточных валов 11 и гребного вала 3 с гребным винтом 1. Опорами промежуточных валов служат опорные подшипники 10 и 12, а опорами гребного вала — подшипники (втулки) дейдвудной трубы 6 и кронштейна 2. Дейдвудная труба носовой частью крепится в наварыше 9, а кормовой в мортире 4; ее средняя часть лежит в опорных кольцах 5 и 7. Для обеспечения водонепроницаемости на носовой части дейдвудной трубы установлен дейдвудный сальник 8, а на переборках в местах прохода валопровода — переборочные сальники 16, обеспечивающие водонепроницаемость. Упорный вал 17 соединен с главным двигателем 19 с помощью упорного подшипника 18. В дополнение к нему иногда устанавливают вспомогательный упорный подшипник: 15. Для стопорения вала предусмотрен тормоз 14; в паротурбинных установках для определения мощности, передаваемой на вал, устанавливают торсиометр 13.
Гребной вал является концевым валом валопровода и устанавливается в дейдвудной трубе или в специальном кронштейне. Кормовой конец вала, выходящий наружу, выполнен конусным; на него напрессовывают гребной винт. Если предусмотрена установка винта регулируемого шага (ВРШ), то гребной вал вместо конуса имеет фланец для присоединения ступицы ВРШ. Носовой конец гребного вала с помощью муфты соединен с первым промежуточным валом. Соединение гребного и дейдвудного валов часто осуществляют с помощью двух конусов: наружного — на носовом конце гребного вала и внутреннего — в специально утолщенной части кормового конца дейдвудного вала. Установка специальной чеки и плотная посадка конусов обеспечивают совместную работу обоих валов без проворачивания в конусном соединении. Рабочие шейки концевых валов облицованы бронзовыми рубашками, если вал работает во втулках, набранных из планок текстолита или лигнофоля.
Промежуточные валы изготовляются обычно пустотелыми вместе с соединительными фланцами; их соединяют между собой болтами. Каждый промежуточный вал, как правило, лежит на одном опорном подшипнике. Во время монтажа устанавливают так называемый монтажный подшипник. Для опорного и монтажного подшипников на каждом валу предусмотрены шейки, обработанные с большой точностью. Когда в качестве опор применяют роликовые подшипники, то валы имеют съемные муфты для соединения между собой. Это позволяет напрессовать роликовые подшипники на валы.
Назначение опорных подшипников — воспринимать нагрузку от массы валопровода, обеспечивать правильное расположение валопровода но отношению к корпусу судна, а также длительное и надежное вращение валопровода на всех режимах работы главного двигателя. Обычно применяют опорные подшипники скольжения для длинных валопроводов и роликовые подшипники качения для коротких. Валопровод условно считают коротким, если его длина от носовой дейдвудной втулки до кормовой опоры вала двигателя не превышает 22 √d, где d диаметр вала в метрах. Обычно опорный подшипник скольжения имеет литой стальной корпус с горизонтальным разъемом. Нижняя половина корпуса отлита заодно с лапами, которыми подшипник крепится к судовому фундаменту. В нижнюю и верхнюю половину (крышку) корпуса устанавливают вкладыши из двух половин, рабочая поверхность которых залита антифрикционным сплавом. Обе половины подшипника соединяются болтами. Смазка подается в подшипник под давлением. Нагретое масло отводится через отверстия в нижней части корпуса подшипника.
С торцов подшипника устанавливают крышки, имеющие канавки, в которые вставляют фетровые или войлочные полукольца, препятствующие просачиванию масла из подшипника по шейке вала наружу.
Корпус роликового подшипника состоит из двух половин (верхней и нижней), соединенных болтами. В корпусе устанавливается роликовый подшипник. С торцов корпус закрывается крышками с уплотнением. Роликовые двухрядные сферические (самоустанавливающиеся) подшипники выпускаются для валов диаметром до 530 мм, поэтому они в последнее время применяются и для валопроводов с валами большого диаметра. Однако применение таких подшипников ограничено, так как они не имеют разъема. Поэтому их напрессовывают на промежуточный вал (со снятой соединительной муфтой) с торца, что несколько усложняет процесс сборки валопровода. Смазывают подшипники качения обычно консистентными смазками.
Упорный подшипник, как уже отмечалось, воспринимает упор, создаваемый гребным винтом. Существуют различные конструкции главных упорных подшипников. Значительное распространение получили одногребенчатые упорные подшипники (рис. 68). Корпус подшипника отлит из стали и состоит из двух половин — нижней 1 и верхней 12, соединенных по горизонтальному разъему болтами. Сверху корпус закрыт крышкой 10, предназначенной для осмотра подшипника. Крышка закреплена барашками 11. Внутри корпуса расположен упорный вал 8 с упорным гребнем 6, откованным заодно с валом. Заодно с валом откованы также фланцы (на рисунке не показаны) для соединения упорного вала с другими частями валопровода. Вал опирается на бронзовые вкладыши 5, имеющие баббитовую заливку 4. Кольцевые бурты вкладышей, входящие в пазы корпуса подшипника, предохраняют вкладыши от осевого смещения.
С обеих сторон к упорному гребню примыкают упорные подушки (сегменты) 9, расположенные симметрично по его окружности. Каждая подушка со стороны рабочей поверхности залита баббитом, а с обратной стороны в нее плотно запрессованы каленые чечевицы 7. Сферическими поверхностями чечевицы опираются на каленые плоские шайбы 3, в свою очередь запрессованные в полукольца 2, установленные в выточки корпуса. Под полукольца могут быть поставлены прокладки соответствующей толщины, что позволяет регулировать масляный зазор между подушками (сегментами) и упорным гребнем. Для уплотнения упорного вала в местах его выхода из корпуса подшипника предусмотрены крышки с фетровыми или войлочными уплотнительными кольцами, устанавливаемыми в пазах крышек.
Масло к упорному подшипнику поступает под давлением через дроссельный клапан. Охлаждение масла производится с помощью змеевика, расположенного в нижней части корпуса подшипника. Для контроля за режимом смазки в подшипнике предусмотрены термометр, манометр и указатель уровня масла.
Тормоз валопровода предназначен для стопорения валопровода на ходу судна в случае необходимости — например, для устранения повреждений самого валопровода или главного двигателя. Чаще всего применяют тормоз бугельного типа. Он состоит из опорной плиты, укрепленной на судовом фундаменте, и двух тормозных скоб, нижними концами шарнирно соединенных с плитой; внутренняя поверхность скоб облицована лентами из фрикционного материала. Верхняя часть скоб стянута двумя стержнями и обеспечивает плотное прижатие фрикционных лент (скоб) к тормозному фланцу вала валопровода. При нормальной работе валопровода тормозные скобы находятся в отжатом состоянии.
Соединение промежуточных валов между собой, а также промежуточного вала с дейдвудным валом может осуществляться при помощи обычного фланцевого соединения, выполненного заодно с валом; иногда применяют специальные шпоночные муфты, насаженные на концы валов, или бесшпоночные муфты и полумуфты, напрессованные на концы валов гидропрессовым способом. Вал двигателя с валопроводом часто соединяют специальными муфтами: фрикционными, гидравлическими, электромагнитными и шинно-пневматическими.
Переборочные сальники устанавливают в местах прохода промежуточных валов через водонепроницаемые переборки. Они предотвращают проникновение воды из одного отсека судна в другой. Переборочный сальник состоит из корпуса, который крепят на шпильках к приварышу — стальному кольцу, приваренному к переборке. В корпусе переборочного сальника устанавливают грундбуксу и нажимную втулку, а также просаленную пеньковую набивку. Последняя уплотняется нажимным кольцом путем поджатия гаек шпилек, на которых установлен сальник.
Дейдвудное устройство является одним из основных элементов валопровода. Простейшее дейдвудное устройство состоит из трубы с фланцем. В трубу запрессованы втулки с вкладышами. Носовой конец дейдвудной трубы уплотнен дейдвудным сальником. Носовой фланец дейдвудной трубы крепится к стальному приварышу кормовой водонепроницаемой переборки. На кормовом фланце трубы имеется кольцевой выступ, которым он упирается в торец ахтерштевня (или мортиры) и закрепляется снаружи гайкой. Бронзовые втулки, запрессованные внутрь трубы с ее носового и кормового концов, являются подшипниками гребного или дейдвудного вала. Эти втулки могут состоять из двух половин. Кормовая втулка закреплена фланцем на торце дейдвудной трубы; обе втулки упираются в ее внутренние заплечики. Внутри втулок закреплены подшипники, набранные из планок твердой древесины — бакаута. В настоящее время вместо дорогостоящего бакаута иногда применяют вкладыши из древеснослоистого пластика, лигнофоля (пропитанного смолами и спрессованного в горячем состоянии фанерного шпона), текстолита (слоистого пластика, полученного в результате прессования ткани, пропитанной смолами) или специальных резинометаллических планок из водостойкой твердой резины, закрепленных во втулке винтами. В таких подшипниках сама вода является смазочным материалом. Набивку сальника в таких дейдвудных устройствах выполняют из просаленной и прографиченной пеньки специального прядения. В настоящее время внедряются более совершенные дейдвудные устройства с уплотнениями новых типов. Так, оправдало себя уплотнение типа «симплекс», выполняемое в виде манжет из специальной профилированной резины. Оно обеспечивает настолько надежную герметизацию дейдвудной трубы, что удается применить смазку подшипников дейдвуда минеральным маслом под давлением и обеспечить более надежную работу вала в районе подшипников. В этом случае и сами подшипники имеют иную конструкцию; в них применяются металлические антифрикционные материалы.
Валопровод яхт и катеров
Для того, чтобы разобраться в нашей услуге по подбору валопровода для Вашего судна и избрать все-таки систему, которая подойдет именно Вам, предлагаем для начала освежить знания небольшой теорией по теме.
Переборочный сальник: 1 — переборка; 2 — наварыш;
3 — вал; 4 — сальниковая набивка; 5 — бронзовое кольцо;
6 — нажимная втулка; 7 — нажимное кольцо; 8 — корпус; 9 — масленка.
Промежуточные валы, соединенные между собой двигателем и гребным валом с помощью фланцев и муфт
Нагрузки действующие на валопровод
Выбор правильного винта зависит от многих факторов: характеристик двигателя, передаточного отношения редуктора, формы корпуса судна и пр. Диаметр винта зависит, в частности, от частоты вращения вала и формы подводной части корпуса судна. Передаточное отношение редуктора является важным фактором при расчете шага, числа лопастей и дискового соотношения винта. Поставляемые Vetus гребные валы изготовлены из высококачественной нержавеющей стали типа Duplex. Этот сплав обладает более высокой коррозионной стойкостью, а также твердостью и прочностью на разрыв, что означает меньший вес и больший срок службы. Впрыск воды в переднюю часть дейдвудной трубы необходим для создания тонкой водяной пленки между гребным валом и резинометаллическим подшипником. Это создает практически безфрикционную систему.
Еще одной весомой деталью является то, что при процессе работы не используется смазка. Вы же не хотите загрязнять окружающую среду? Верно?
Vetus предлагает, как стандартные варинты, так и валолинни изготовленные по Вашим индивидуальным чертежам или пожеланиям.
Гребной вал вращается в смазываемых водой резиновых подшипниках (подшипниках Гудрича), установленных внутри дейдвудной трубы. Использование таких подшипников позволяет уменьшить вибрацию и шум на борту. Вода впрыскивается в дейдвудную трубу в ее передней части. Она попадает между подшипниками и валом, и образует тонкую пленку, сводя, таким образом, трение к минимуму. Очень важно также, что при этом не используются никакие густые смазки и масла, делая эту систему экологически чистой. Дейдвудные трубы стандартно поставляются с одним подшипником Гудрича, установленным в хвостовой части. Потребность в дополнительных подшипниках рассчитывается исходя из диаметра вала и частоты его вращения.
Монтаж валолинии требует огромного опыта в области судостроения и большой степени квалификации, к счастью у https://www.yacht-parts.ru/ более 40 лет опыта судостроения в Нидерландах и России. Мы беремся за любую сложность работы.
Шрусы
Выравнивание валолинии является сложным моментом при установке двигателя, и даже очень маленькая ошибка может привести к нежелательной вибрации, шуму и быстрому износу оборудования. А потому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к специалистам. Такое изделие как Vetus Drive (VDR) накладывает менее жесткие требования на допустимую вибрацию двигателя, благодаря сочетанию таких конструктивных элементов как шарнир равных угловых скоростей и упорный подшипник. Старшие модели VETUS VDR (тип 6) способны передавать упор до 24 000 Н. Эти изделия VETUS отличает очень высокое качество. Они тестировались в тяжелых условиях эксплуатации. Упор винта при такой конструкции передается через встроенный упорный подшипник, позволяя использовать более мягкие опоры для двигателя. Это приводит к уменьшению вибрации и шума, производимыми двигателем. Изделия VETUS
Drive можно сопрячь с любыми типами редукторов.
Эластичные муфты
Муфта Vetus Bullflex специально сконструирована для оптимального гашения вибрации. Вибрация от крутильных колебаний, возникающая из-за неравномерности работы двигателя, особенно на низких оборотах, устраняется эффективно благодаря гибкой резиновой вставке. Этот предварительно поджатый резиновый элемент гарантирует низкий шум, отсутствие люфта и вибрации при передаче крутящего момента от двигателя гребному винту.
Иными словами – это ответ на побребность комфортного нахождения на борту судна.
Муфта Bullflex надежно предохраняет редуктор от осевого и радиального удара, обеспечивая безопасную передачу усилия при любых условиях. Другой сильной стороной муфты Bullflex является безукоризненная установка линии гребного вала. Благодаря специальному центрующему кольцу допускаются высокие обороты вала, как на переднем, так и на заднем ходу-вал будет идеально отцентрован. Неконическая фиксирующая ступица позволит легко устанавливать и снимать вал. В отличии от конусной ступицы, не требуется дорогостоящая операция обработки вала под конус и прорезки шпоночной канавки.
Преимущества гибкой муфты Vetus Bullflex
• очень высокая эластичность
• оптимальное гашение вибрации
• гарантия от осевого и радиального сдвига
• возможно отклонение центровки до 2°, прекрасная центровка вала допускает высокие обороты даже при 2° отклонения
• вал будет отцентрован даже при заднем ходе
• возможность снять центрующее кольцо
• встроенный демпфер осевой нагрузки
• неконусная фиксирующая ступица для прекрасной центровки и простоты установки и демонтажа
Валопровод со смазкой водой
Есть две возможности подачи воды для смазки этих валов:
1. Посредством водозаборника G 3/8 c шаровым клапаном, шлангом для воды 1 м. и хомутами шланга (доп. комплект)
2. Путем отбора незначительного объема воды из системы охлаждения главного двигателя.
Материал гребных валов
Гребные винты
Гребной винт является, возможно, самым существенным компонентом судов и парусных яхт с двигателем. Он требует пристального внимания как разработчиков судов, так и изготовителей гребных винтов. “специалистов”, которые способны без заминки сообщить, какой винт требуется для вашего судна, просто не существуют.
Итак, валопроводная система Vetus – это долговечные материалы, продуманные эффективные решения, великолепная коррозийная устойчивость и комфортная бесшумная эксплуатация. А самое главное, что Vetus идет в ногу со временем и задумывается об охране окружающей среды от вредоносных смазывающих средств, заменяя смазку водой.
Валолиния судна что это
Термины и определения
Ship’s shaftings. Terms and definitions
Дата введения 1980-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. N 1970 дата введения установлена 01.07.80
ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением N 1, утвержденным в апреле 1988 г. (ИУС 7-88).
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области судовых валопроводов.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
2.1. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
2.2. В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.
3. Алфавитный указатель содержащихся в стандарте терминов приведен в табл.2.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
1. Судовой валопровод
Конструктивный комплекс, кинематически связывающий главный двигатель с движителем и предназначенный для передачи крутящих моментов и осевых нагрузок, возникающих при работе судовой двигательно-движительной установки (далее движительной установки), составной частью которой он является
2. Элемент судового валопровода
Составная часть судового валопровода, изготовляемая как самостоятельное изделие в виде отдельной детали или сборочной единицы и подлежащая монтажу на судне для выполнения взаимосвязанных функций
Элемент судового валопровода, предназначенный для передачи крутящих моментов и осевых нагрузок и выполняемый в виде балки круглого сплошного или полого поперечного сечения с шейкой в месте установки подшипника и уплотнения
4. Валовая линия валопровода
Линейно расположенная система валов, жестко или эластично соединенных между собой
Вал, непосредственно соединенный с гребным движителем
Вал, устанавливаемый в упорном подшипнике и предназначенный для передачи осевого усилия, или упора, создаваемого движителем, корпусу судна
7. Упорно-гребной вал
8. Торсионно-упорный вал
Вал, состоящий из двух соосно расположенных валов, из которых внутренний вал нагружен только крутящим моментом, а наружный передает только упор
9. Промежуточный вал
Вал, встраиваемый в валовую линию валопровода в случаях, когда общая длина упорного и гребного валов недостаточна для кинематической связи двигателя с движителем
Вал с шарнирным исполнением присоединительных концов, предназначенный для передачи крутящей нагрузки
Вал, встраиваемый в валовую линию, предварительно тарированный и предназначенный для непосредственного измерения передаваемого им крутящего момента
12. Проставочный вал
Короткий вал с припуском на длине, встраиваемый в валовую линию при сборке с пригонкой по месту во время монтажа валопровода
13. Дейдвудное устройство
Комплекс элементов судового валопровода, предназначенный для размещения опор, смазки, устройств охлаждения и защиты проходящего через него гребного вала и для предотвращения перетекания забортной воды в корпус судна и включающий дейдвудную трубу, подшипники, уплотнительные устройства, а также систему охлаждения и смазки
14. Встроенное дейдвудное устройство
Дейдвудное устройство, размещенное внутри корпуса судна
15. Подвесное дейдвудное устройство
16. Дейдвудная труба
Элемент дейдвудного устройства, служащий для прохождения гребного вала
17. Кронштейн валопровода
Элемент судового валопровода, присоединяемый одной или двумя лапами к корпусу судна в его кормовой подводной части и предназначенный для поддержания консольно расположенной части гребного вала или подвесного дейдвудного устройства
18. Уплотнительное устройство
Элемент судового валопровода, устанавливаемый соосно с уплотняемым валом, предназначенный для предотвращения перетекания забортной воды внутрь корпуса судна, между его водонепроницаемыми отсеками или смазочного масла из дейдвудных маслосмазываемых устройств и включающий цилиндрический корпус, торцовую или нажимную крышку, уплотняющие и запорные элементы
19. Внешнее дейдвудное уплотнение
Уплотнительное устройство, входящее в состав дейдвудного устройства и устанавливаемое со стороны движителя соосно гребному валу
20. Внутреннее дейдвудное уплотнение
Уплотнительное устройство, входящее в состав дейдвудного устройства и устанавливаемое со стороны двигателя соосно гребному валу
21. Переборочное уплотнение
Уплотнительное устройство, устанавливаемое на водонепроницаемой переборке внутри корпуса соосно проходящей через него валовой линии
22. Подшипник валопровода
Элемент судового валопровода, устанавливаемый на судовом фундаменте или встроенный в дейдвудное устройство и кронштейн, предназначенный для восприятия нагрузки, возникающей при монтаже и работе валопровода
23. Опорный подшипник
Подшипник, предназначенный для восприятия поперечных нагрузок
24. Упорный подшипник
Подшипник, предназначенный для передачи осевого усилия, создаваемого движителем, корпусу судна
25. Дейдвудный подшипник
Опорный подшипник, встроенный в дейдвудное устройство
26. Выносной подшипник
Опорный подшипник гребного вала, устанавливаемый на фундаменте вне дейдвудного устройства со стороны двигателя
27. Подшипник кронштейна
Опорный подшипник гребного вала, встроенный в кронштейн валопровода
28. Монтажный подшипник
Опорный подшипник, предназначенный для использования в качестве временной опоры при монтаже валовых линий
29. Соединение валовой линии
Элементы валопровода или их соединительные узлы, связывающие главный двигатель, редуктор, валы и движитель в единую движительную установку
30. Тормозное устройство
Элемент судового валопровода, предназначенный для фрикционного стопорения валопровода и устанавливаемый на судовом фундаменте с соосным расположением фрикционных элементов относительно тормозных дисков, в качестве которых могут быть использованы фланцевые соединения
31. Токосъемное устройство
Элемент судового валопровода, выполняемый в виде контактно-щеточного устройства, предназначенный для электрического замыкания валопровода с корпусом судна в целях их защиты от электрохимической коррозии
32. Валоповоротное устройство
Элемент движительной установки, встраиваемый в главный двигатель или редуктор, или устанавливаемый на отдельном фундаменте, предназначенный для проворачивания или перемещения подвижных элементов и деталей движительной установки при подготовке ее к действию при длительных стоянках и ремонте
Устройство для измерения частоты вращения валовой линии движительной установки, включающее преобразователь, показывающие приборы и линии связи между ними
Устройство для измерения среднего крутящего момента, передаваемого торсионным валом