валидатор в автобусе что это простыми словами фото
Удобство не для всех: что не так с новой бескондукторной системой в автобусах Сыктывкара
Фото: Виктор Конюхов
Большой материал о важнейшем нововведении
С 9 сентября в сыктывкарских автобусах маршрута №46 ввели новую систему оплаты через валидаторы. Портал PG11.ru разобрался, как это работает, зачем это нужно и почему для некоторых категорий граждан такие нововведения только усложняют жизнь.
Что такое «валидатор»?
А зачем они вообще нужны?
Напомним, что с начала пандемии коронавируса «Коминавтотранс» несет огромные убытки. Это влияет на работу общественного транспорта в Сыктывкаре. Поэтому введение бескондукторной системы оплаты должно помочь предприятию справиться с этим кризисом.
Как это работает?
На входе пассажиров встречают три валидатора, которые установлены на поручнях — два на центральной площадке и один в конце автобуса. Для оплаты проезда безналичным способом (банковской / транспортной (общегражданской и льготной) картой, а также смартфоном) достаточно приложить носитель к валидатору. Подробнее читайте здесь.
Если у вас нет карты и вы хотите оплатить проезд наличными, то не стоит отвлекать водителя от управления автобусом. Дождитесь остановки.
Получится ли «проехать зайцем»?
Рисковать не стоит. Контроль за оплатой проезда по-прежнему будет у контрольно-ревизионной службы предприятия.
В момент входа КРС в автобус, сотрудники службы блокируют стационарный валидатор и снимают данные об оплате проезда. Затем контролер подойдет к каждому пассажиру, а тот в свою очередь должен приложить свою карту или устройство к его терминалу. На экране появится сообщение, была с этой карты оплата или нет. Если, например, с банковской карты платили за трех человек, то на терминале это отобразится.
Кстати, в много сыктывкарцев сомневаются, что люди будут честно платить за проезд. В ответ на это «Комиавтотранс» сообщает, что усилит контрольную службу.
Не всем по душе такое нововведение
Мы решили проверить, насколько удобны валидаторы для маломобильной категории граждан и пригласили известного активиста Илью Костина, чтобы узнать, легко ли пользоваться новой системой.
Илья просто не может проехать к водителю
Илья, вместе с отзывчивым гражданином, измеряют высоту валидатора
Впрочем, Илья Костин уверен, что в «Комиавтотрансе» оперативно отреагируют на выявленную проблему и устранят ее. С ним уже связался перевозчик и заявил, что они «спустят» валидатор, чтобы маломобильным людям было оплачивать проезд.
Да, в первое время изменения могут вызывать недопонимания. Именно поэтому «Комиавтотранс» проводит разъяснительную работу.
В кемеровских автобусах подключили валидаторы. Объясняем в что это такое и как работает
Пока устройства работают в тестовом режиме
Валидаторы установлены в 105 новых автобусах, которые поступили в Кемерово в этом году
Фото: Максим Серков / NGS42.RU
То, чего кемеровчане так долго ждали, наконец случилось: в кемеровских автобусах заработали валидаторы. Правда, установлены устройства только в 105 новых автобусах. Объясняем в 5 простых карточках что такое валидаторы и как теперь платить за проезд.
Что такое валидаторы и как оплачивать проезд
Валидаторы — это специальные электронные устройства, через которые можно оплачивать проезд, не передавая мелочь на другой конец салона.
Сейчас по 4 таких устройства установлены в салонах 105 новых автобусов, которые были приобретены в этом году в лизинг. Кроме валидаторов в этих автобусах установлено видеонаблюдение и автоматизированная система подсчета пассажиров.
Для того чтобы оплатить проезд, пассажиру достаточно приложить карту к одному из валидаторов с любой стороны.
Как сообщили в администрации Кемерова, льготным категориям пассажиров, которые раньше пользовались бумажными проездными, нужно регистрировать свой проезд при помощи социальной транспортной карты или карты жителя. Ее также нужно будет приложить к любому валидатору, чтобы информация считалась.
Пока система будет работать в тестовом режиме. Поэтому в салоне будет присутствовать кондуктор, который поможет пассажирам оплатить проезд с помощью валидатора.
Также на линии будет работать группа контроля, которая с помощью специального терминала ревизора сможет определить, была ли произведена оплата.
Газета «Речь»
«Еду утром на работу в автобусе с валидатором. Проезд оплатил сразу. А тут контролер. Прикладываю свою карту к устройству контролера — подтверждения оплаты нет. Как быть?» — спрашивает «Речь» наш читатель Валерий. Давайте разбираться.
Прежде ситуация, в которой может оказаться каждый из нас.
— На работу я еду из Заречья в город. Из дому выхожу рано, мне к восьми утра на работу. Чаще всего езжу на автобусе № 31. Здесь проблем нет: кондуктор берет деньги за проезд, выдает мне билет. Я расплачиваюсь банковской картой «Мир», — рассказывает «Речи» Валерий. — А тут как-то сел на автобус № 2, он с валидатором. Прикладываю карту, валидатор громко оповещает: «Проезд оплачен». Я со спокойной совестью еду дальше. Через несколько остановок в автобус заходит контролер. Прикладываю к терминалу контролера свою банковскую карту, а терминал не подтверждает оплаты. Сообщение из банка онлайн еще не пришло. Объясняю контролеру, что проезд оплачен, — он мне верит. Но через две остановки уже на Советском проспекте заходит еще один контролер. Повторяется та же история. Объясняю контролеру, что проезд мною оплачен. Он мне верит. Вот самому мне не очень приятно каждый раз убеждать проверяющих в том, что я законопослушный гражданин, проезд оплачиваю, не медля ни минуты. Как быть в такой ситуации?
Так что же произошло: контролер поверил на слово пассажиру?
— Нет, скорее всего контролер убедился в том, что проезд оплачен, — говорит «Речи» Ирина, оператор «Электротранса». — Как действует контролер? Он заходит в автобус или трамвай, прикладывает свой терминал к валидатору и получает информацию об оплате проезда пассажирами этого автобуса. Далее контролер идет по салону и проверяет факт оплаты проезда: прикладывал пассажир свою банковскую карту к валидатору или нет. Контролер не проверяет, дошли деньги или не дошли.
Как объяснила Ирина, плату за проезд в автобусе или в трамвае могут снять не моментально, а через некоторое время: снятие денежных средств с банковской карты может произойти через несколько минут, часов или даже несколько дней. Оплата в транспорте происходит не как в магазине — на кассе расплатился, деньги с карточки сняли моментально. В автобусе сначала выходит чек, если есть кондуктор, или фиксация оплаты, если есть валидатор. Потом идет запрос денежных средств и только потом уже их списание.
Вы прикладываете свою карту к терминалу контролера, и он видит: зафиксирован факт оплаты или нет.
В мариупольском автобусе появился первый валидатор. Что это такое, и зачем он нужен,- ФОТО
Но это в будущем. Как рассказал директор департамента транспорта и связи Мариупольского городского совета Василий Клат, валидаторы заработают после 20 апреля. Пока же идет установка самих систем, которые подключаются и внедряются в электропроводку автобуса. Внутри валидатора находится сим-карта, которая позволяет через мобильный Интернет передавать сигнал на единый сервер.
Сами карточки пока выдаваться пассажирам не будут. Но они в Мариуполе уж есть.
Их получат водители, чтобы отмечать начало и конец смены.
Карточка будет у кондуктора. Тем пассажирам, у которых будут наличные, кондуктор поможет заплатить за проезд. Для этого он возьмет у пассажира деньги приложит карту к валидатору. Система покажет прохождение платежа.
Валидаторы будут каждый день собирать информацию об оплате проезда.
Сейчас пассажиропоток в транспорте анализируется с помощью датчиков, которые МТТУ установило над дверями. Валидаторы смогут дублировать данную информацию.
«Система позволит выдавать и льготные карты, которые необходимо прикладывать. Все, что надо, мы будем знать благодаря валидаторам,- сообщил Василий Клат.
Новое оборудование установят на десяти автобусах №16А. Как сообщил Василий Клат, это популярный городской маршрут, который связывает Центральный и Левобережный районы. Пассажиропоток на данном маршруте очень большой.
В процесс внедрения системы Мариуполь включился в августе 2020-го, и только сейчас появился первый валидатор.
Система электронного билета, которая реализуется в Мариуполе, запускается в Украине впервые. В таких городах, как Винница и Львов, созданы автономные системы, которые действуют только в одном городе. Купленный же электронный билет в Мариуполе будет распространяться на все виды транспорта по всей Украине.
Напомним, на базе ГСЦЦК разработан продукт, который охватывает всю Украину и позволяет перемещаться по стране, имея один электронный смарт-билет, всеми видами транспорта, включая городской, железнодорожный и авиатранспорт.
Люди с правом льготного проезда будут пользоваться транспортом бесплатно. Получить электронный билет они смогут также бесплатно.
Пассажиропотоки мегаполисов требуют применения современных валидаторов в автобусах, метро, трамваях и других видах общественного транспорта. Организациям, ответственным за пассажирские перевозки, нужны недорогие и технологичные валидаторы-терминалы с фискализацией согласно 54-ФЗ для внедрения бескондукторных систем оплаты проезда на транспорте. Основываясь на опыте успешной реализации подобных проектов в Европе, Азии и России, мы дадим рекомендации по выбору валидатора в автобус или трамвай с онлайн кассой, терминала в турникет с фискализацией на станции метро или электропоездов.
Современные валидаторы представляют собой микрокомпьютеры с процессором, памятью, электронной платой, системой электропитания, модулем для сим-карты 4G для онлайн фискализации, разъемами для подключения питания и сети Ethernet, несколькими SAM модулями и возможностями шифрования для обеспечения безопасности платежей. В зависимости от модели и назначения в них могут применяться современные сенсорные панели или простейшие дисплеи.
Валидаторы для наземного транспорта имеют кардинальные отличия от встраиваемых в турникеты терминалов, POS-терминалов, терминалов для вендинга и обычных считывателей банковских карт. Разница состоит в принципиально иной схемотехнике электропитания, обеспечивающей подключение к бортовой сети автобусов, трамваев, троллейбусов, электробусов.
Валидаторы для транспорта являются важной частью Автоматизированных Систем Оплаты Проезда, включающих в себя решения для сбора платежей, контроля и учета, управления пассажиропотоками. Правильный выбор платежных устройств обуславливает успех или неудачу бескондукторной системы проезда, так как только качественная и специально адаптированная электроника способна выдержать постоянную работу в салонах наземного транспорта, на турникетах метро или станциях электропоездов.
Применяются технологии бесконтактной оплаты по NFC, основанные на радиочастотной идентификации HF. Посредством миниатюрной антенны валидатор принимает электромагнитный сигнал с закодированном электронным номером (UID) транспортной карты или проводит банковскую транзакцию с дебетовыми картами или смартфонами.
В отличие от обычного POS-терминала, валидатор в автобусе или трамвае не требует наличия кондуктора. Автоматизация при бескондукторной оплате проезда на транспорте оптимизирует затраты и минимизирует влияние человеческого фактора.
VENDOTEK T (valitek) Lite (ведомые) валидаторы монтируются при необходимости около остальных входов транспортного средства и подключаются по Ethernet к ведущему валидатору VENDOTEK (valitek) Full A. В результате значительно снижается стоимость бескондукторной системы оплаты проезда, что делает ее доступной даже для регионов и транспортных предприятий с очень небольшими бюджетами.
Цифровые сервисы «Умного города» создают все больше комфорта для пассажиров. Крупные города давно отказались от бумажных билетов, произошел переход на транспортные карты или RFID брелоки MIFARE. Теперь не надо собирать наличные с участием кондуктора в салоне автобуса, передавать сдачу с крупной купюры, можно сразу получать безналичные платежи на счет транспортного предприятия или дирекции пассажирских перевозок.
Но среди бонусных карт, пропусков и визиток можно и забыть транспортную карту или совсем потерять в суматохе толпы. Интеграция различных идентификаторов на мобильном телефоне становится востребованной тенденцией, и нам становится намного удобнее платить смартфоном не только на кассе, но и в метро, МЦК, МЦД, автобусе, трамвае.
Современным трендом стала оплата любых услуг и товаров банковскими картами МИР, MasterCard, Visa, смартфонами с NFC через Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Особенно важно использование банковских карт для туристов или спешащих пассажиров. Обязательная покупка или пополнение транспортной карты в кассе приводит к созданию очередей. При этом банковская карта может быть токенизирована на разных носителях: RFID брелоках, RFID браслетах, NFC кольцах.
Оплата по QR-кодам широко распространена в Китае. В России уже давно применяется контроль оплаты проезда на турникетах по QR на билетах, купленных в кассе или в специализированном киоске самообслуживания. Но с запуском Системы Быстрых Платежей стало возможно оплатить любые товары и услуги по димнамическому QR-коду, отображаемому на экране платежного терминала или валидатора на транспорте. Для этого достаточно отсканировать код через мобильное приложение Вашего банка и подтвердить платеж.
В условиях массового распространения инфекций, особенно при пандемии коронавируса, крайне важно заменить очереди на кассах на современные цифровые сервисы. Именно поэтому так удобно оплачивать проезд не только транспортными, но и банковскими картами, смартфонами, по QR-кодам, а также RFID брелоками, браслетами, кольцами. Создание бескондукторной автоматизированной системы оплаты проезда на базе бесконтактных терминалов повышает комфорт и облегчает жизнь горожан. Снижается риск распространения вирусов и бактерий через наличные, не надо искать в салоне транспорта кондуктора и ждать сдачу. Чем быстрее и удобнее оплата на турникете или в валидаторе, тем меньше очереди и выше скорость передвижения горожан!
Хотя пассажиры уже давно платят за проезд бесконтактными картами, не все валидаторы универсальны. Многие платежные терминалы в транспорте не принимают банковские карты либо проводят банковскую транзакцию в течение нескольких секунд. Недостаточная функциональность недоработанных азиатских валидаторов вызывает не только негатив оплачивающего поездку пассажира, но и раздражает ждущую очередь за спиной, провоцирует конфликты и напряженность в автобусах, метро и других видах транспорта.
Построение Автоматизированных Систем Оплаты Проезда на оборудовании с плохим считыванием транспортных карт приводит к срыву сроков запуска новых транспортных проектов и значительным убыткам перевозчиков и транспортных дирекций. При этом суммы убытков многократно превышают призрачную экономию на качестве валидаторов для транспорта или платежных терминалов для турникетов.
Современные валидаторы для автобусов, метро, электропоездов и трамваев кардинально отличаются от устаревших моделей с точки зрения платежей. Примером успешной реализации бесконтактных банковских транзакций в Москве является Аэроэкспресс, где применяются широко известные в Европе и Азии встраиваемые валидаторы для турникетов TRANSITEK, представляющие собой компактные платежные терминалы, разработка и производство – Зеленоград. Российские инженеры, окончившие лучшие отечественные вузы, создали считыватели бесконтактных банковских и транспортных карт, адаптированные к российским условиями.
Именно на линиях электропоездов Аэроэкспресс была внедрена одна из первых автоматизированных систем оплаты проезда в России с быстрым приемом банковских карт на турникетах, созданная на базе зеленоградских TRANSITEK от ГК «Терминальные Технологии». Возможность быстро платить как транспортными, так и банковскими картами облегчила проезд туристам и оптимизировала пассажиропотоки российской столицы.