валеология что изучает в биологии
Валеология
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. [1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям». [2]
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. [1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. [1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. [1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
Содержание
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научно-образовательные организации
Критика
Со стороны науки
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац [7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др. [2]
Со стороны религиозных организаций
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:
Валеология: понятие и главные принципы
В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.
Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.
Наука валеология
Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.
Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.
На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.
Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.
Отрасли науки
Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.
Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.
Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.
Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.
Принципы валеологии
Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:
Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.
Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.
Валеология: понятие и главные принципы
Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?
Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.
Немного о валеологии
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.
В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.
Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.
Отрасли валеологии
В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.
Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.
Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.
Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.
Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.
Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.
Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
Что такое валеология? Предмет изучения, сущность, характерные черты. Детская валеология
Что такое валеология? La vale – так люди приветствовали друг друга в Древнем Риме, что означает «будьте здоровы». Валеология – это наука о здоровой жизни. Этот термин предложил И. И. Брехман еще в 80-х годах прошлого столетия. С тех пор это научное направление используется в современной образовательной и медицинской практике и занимается изучением состояния, потенциала и резервов физического и психического здоровья. Валеология включает в себя конкретные методы, средства, технологии, помогающие укрепить и сохранить здоровье человека на долгие годы.
Объект изучения валеологии
Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.
Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:
Актуальность валеологии
Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма. В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.
Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.
Основные проблемы
Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:
Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.
Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.
Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.
Характерные черты учения о здоровье
Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:
Валеология – наука о здоровье детей и взрослых
Что такое детская валеология? Как только человек появляется на свет, он начинает активно познавать самого себя. Как это ни странно, но до введения в научный обиход термина «валеология» науки о здоровье вообще не существовало, хотя именно здоровье является самым главным фактором при оценке всего процесса жизнедеятельности человека.
Существует такое понятие, как педагогическая валеология. Ее основными категориями является валеологическое образование, обучение, воспитание и культура. Валеология в саду учит детей правильно относиться к собственному здоровью, вырабатывает рациональное отношение к питанию, прививает правильные привычки по уходу за своим телом и так далее.
Результатом постепенного возрастного валеологического образования, в идеале, должна стать здоровая культурная личность, со знанием своих генетических, физиологических и психологических возможностей, способная применять определенные методы и средства контроля, чтобы не только поддерживать себя здоровым, но развиваться дальше в этом направлении. Занятия по валеологии направлены на распространение знаний о здоровом образе жизни на окружающих.
Валеология как наука
Жанна Ломова
Валеология как наука
Основные понятия валеологии.
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!
Российский ученый И. И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т. д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.
Характерными свойствами срочной адаптации считаются:
– их возникновение только при непосредственном внешнем воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;
– характер и интенсивность срочной адаптативной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;
– срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своим силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями на уровне имеющихся у него функциональных резервов. Если же повторяющиеся воздействия соответствуют определенным закономерностям раздражающих изменений (по силе, длительности, периодичности и т. д., то организм приобретает способность выполнять большую (по объему, интенсивности, частоте повторений и т. д.) работу, то есть происходит переход адаптированных систем организма в качественно иное состояние.
Суть эволюционной адаптациизаключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений, то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.
Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к данным физическим нагрузкам в тренировке и невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.
Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.
В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным.Суть их взаимозависимости можно сформулировать таким образом:здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды. Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается тем не менее не уменьшением, а возрастанием – преимущественно за счет социально-психологических факторов – количества возмущающих факторов. Вот почему с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.
Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации в значительной степени это обусловлено еще двумя взаимозависимыми обстоятельствами: с одной стороны, тем, что вместо тренировки механизмов адаптации естественными факторами существования человек меняет сами условия существования, а с другой – невостребованностью адаптационных резервов комфортными условиями жизнедеятельности. Поэтому резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация.
Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.
Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.
Принадлежность к виду Homosapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны.В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипических особенностей:
– адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса к условиям Центральной Африки (как и эфиопа – к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;
– историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося своими специфическими религиозными, национальными, культурологическими и т. д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;
– социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;
– экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).
Таким образом, характер жизнедеятельности организма предполагает ее детерминированность генотипической программой и условиями жизни. Это означает, что развитие особи в каждый данный момент и в перспективе есть единый процесс жизни, отнюдь не предопределенный полностью его генотипом, а детерминированный ее внутренней программой, в которую генетическая компонента включается лишь в качестве исходного базиса, который корректируется по ходу жизни. Такое саморазвитие, самопрограммирование особи осуществляется под воздействием внешней среды.
Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организацииздорового образа жизнидо настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Вот почему чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.Под последними следует понимать: тип телосложения, характер свертывания крови, тип высшей нервной деятельности, особенности желудочного сокоотделения, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и многое другое. С другой стороны, и сам человек в выборе траектории своего индивидуального развития должен знать (или узнать) особенности своей генетической природы – без реализации этого условия нельзя говорить о его валеологической грамотности и валеологической культуре. В частности, в таком важнейшем аспекте человеческой жизнедеятельности, как профессиональная деятельность, в Российской Федерации лишь менее 3% людей выбрали себе профессию, соответствующую генотипу. Естественно поэтому говорить о том, что в 97% случаев профессиональная деятельность приходит в противоречие со свойственными ее носителю индивидуальными особенностями, результатом чего зачастую становится срыв адаптации и переход вболезнь.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию, науку о здоровой среде обитания (гигиену, науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
4. Классификация валеологии.
Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично,что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическоеобразование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.
Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.
Задачи педагогической валеологии:
1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т. п.
4. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
6.Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:
— создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;
— валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.
Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждогоиз ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных, как в целом (коллективы, группы, так и каждого из ее элементов.
Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.
Фотоотчёт «Акция «Виват, наука!» В рамках акции «Виват, наука!»Финаевым Иваном воспитанником старшей разновозрастной группы филиала «Колосок» МБОУ «Уваровщинская сош» был.
Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук. Наука «Экология» для старших групп Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука «Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Наука вежливости» Программное содержание: Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Тема: «Знакомство с нервной системой человека.» Подготовила: воспитатель.
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука» Цель: Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых.
Участие в конкурсе «Светофорова наука» Целью: является профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период через художественно-эстетические навыки.
Занимательная наука для детей 1. Самодельный телефонМатериал: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, толстая нить длиной около 5 метров. Из пластилина нужно сделать толстую.