вальдорфская группа детского сада что это такое
Вальдорфская методика обучения как альтернатива традиционному образованию
Заботливые родители, конечно же, хотят для своего чада всего самого лучшего, в том числе стремятся найти идеальное учебное заведение. И чем активнее в нашем обществе критикуют традиционное образование в детских садах и школах, тем больше мамы и папы интересуются альтернативными педагогическими системами. Одна из них — вальдорфская методика. Что же она собой представляет?
Немного истории
Вальдорфская педагогика основывается на учении Рудольфа Штайнера, австрийского философа, жившего во второй половине 19 — начале 20 вв. Ключевой целью образования он считал формирование «мудрого человека», который раскрывает в себе божественный источник жизни, преодолевая животную природу.
Вальдорфская школа основывается на философском учении Рудольфа Штайнера
В 1919 г. Эмиль Мольт, владелец крупной табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Германии, решил открыть школу для детей своих работников (чтобы в перспективе подготовить себе квалифицированный персонал). А организация учебного процесса была поручена как раз-таки Рудольфу Штайнеру. Необычные методики преподавания в этом заведении быстро стали популярными, а новая педагогическая система получила своё название в честь фабрики — вальдорфская.
Вальдорфская методика в современной педагогической практике
Сегодня педагогика, основанная Штайнером, популярна во всём мире. Вальдорфские школы и детские сады успешно функционируют в десятках государств: это страны Европы (Германия, Голландия, Швейцария, Финляндия, Швеция и пр.), Канада, США, Япония, Индия, Израиль.
Вальдорфские школы особенно распространены в странах Европы
Сам Штайнер умер в 1925 г., и нацисты, придя к власти, стали закрывать созданные им школы. Но за пределами Германии данная педагогическая система пользовалась успехом, и уже к началу 90-х в мире функционировали примерно 500 вальдорфских школ.
Методика практикуется и в России. Так, первая вальдорфская школа была открыта в 1992 г. в Москве. Сегодня такие заведения (всего их 19) есть также в Санкт-Петербурге, Владимире, Ярославле, Самаре, Новосибирске, Иркутске и прочих городах. Одни школы являются государственными, другие же — частные. В 1995 году в нашей стране появилась Ассоциация вальдорфских школ.
Сегодня вальдорфские школы и детские сады функционируют и в России
Что касается детских садов, то первая вальдорфская группа открылась в 1889 г. ещё в СССР. Сегодня же таких дошкольных учреждений около 70 (плюс 30 дошкольных студий). Большинство их входит в Содружество вальдорфских детских садов России.
Принципы педагогики Штайнера также используют отдельные детские дома, лечебно-педагогические учреждения. Отдельные элементы педагогики применяются в обычных школах, а также в процессе домашнего обучения.
Ключевые принципы и психолого-педагогические основы вальдорфской методики
Общие принципы вальдорфской педагогики следующие:
Приоритетом данной методики является создание школьнику условий, в которых он будет ощущать внутренний комфорт, свою индивидуальность. Таким образом, не ребёнок «подгоняется» под педагогическую систему, а она подстраивается под него.
Вальдорфская система признаёт каждого ребёнка уникальным, глубоко уважает его личность
Штайнер акцентировал внимание на трёх направлениях развития личности:
Таким образом, получение знаний является не единственной целью обучения. Не менее важно физическое и эмоциональное развитие личности, творческая самореализация, воспитание воли и положительных нравственных качеств (сочувствия, доверия к людям и пр.).
Психолого-педагогические основы вальдорфской школы
После «вдоха» (усвоения новых знаний) обязательно следует «выход» (разрядка, игра, помогающая сбросить напряжение)
Место учебника заменяет рабочая книга ученика — что-то вроде личного дневника, куда он записывает свой осмысленный опыт
В интерьере класса используются тёплые мягкие тона, мебель из натуральных материалов
Первые семь лет большинство занятий у школьников ведёт один учитель, что, безусловно, помогает детям ощутить психологическую стабильность
Большое внимание в вальдорфской системе уделяется художественно-эстетическому развитию
Важная часть обучения — занятия рукоделием и ремёслами
Многих родителей, которые планируют отдать ребёнка в вальдорфскую школу, волнует вопрос о том, насколько хорошо она готовит школьника к вузу. Учебные программы таких аккредитованных заведений прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования. Они выстроены так, что школьники проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м, 11-м классах. Здесь преподаются те же предметы, что и в традиционных школах (плюс есть дополнительные дисциплины). Поэтому выпускники могут аналогично поступать в вузы по выбранной специальности. Конечно, нужно отметить, что дети, окончившие вальдорфскую школу, всё-таки более ориентированы на гуманитарные специальности или связанные с творчеством.
Меня зовут Катарина. Мне сейчас 26 лет. Я окончила 9 классов такой школы. Развею мифы.
1-й миф «Ребёнку не поступить в обычную школу после вальдорфской, нанимают репетиторов».
Ответ: Это неправда. Поступить можно. Я и все мои одноклассники поступили в учебные заведения (школы, колледжи). Я, к примеру, поступила а РКТК без проблем. Окончила тоже без проблем.
2-й миф «Детям не поступить в вуз. Опять таки не хватает знаний»
Ответ: это тоже неправда. Я поступила на бюджет в университет и учусь на фотографа и режиссёра кино.
kudravaja_ja
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care3&trd=31423
Кроме того, ученик вальдорфской школы на каком-то этапе может перейти в обычную школу. Для этого, как уже было сказано выше, ему выдаётся табель с отметками.
Особенности вальдорфского детского сада
Вальдорфский детский сад, как и школа, совсем не похож на традиционные образовательные учреждения. Можно выделить его следующие основные особенности:
Вальдорфские игрушки делаются своими руками, причём исключительно из натуральных материалов
В любой момент дети в садике могут поиграть на музыкальных инструментах
Отличия вальдорфской школы от традиционной педагогической системы
В целом, можно выделить следующие ключевые отличия вальдорфской методики от традиционной методики образования:
Видео: чем вальдорфская школа отличается от других школ
Директор вальдорфской школы г. Новосибирска объясняет, что у выпускников такого учебного заведения совершенно нет страха совершать ошибки, ведь они не привыкли действовать по шаблону. Ребята имеют внутреннюю опору, чтобы идти по жизни, встречаться с трудностями. Дети привыкают творить, принимать нестандартные решения. Кроме того, выпускники вальдорфских школ — это редко люди, работающие на кого-то. Например, согласно западной статистике, это политики, предприниматели разного уровня, люди культуры, шоу-бизнеса.
Достоинства и недостатки методики
Конечно же, такая уникальная педагогическая система расценивается специалистами неоднозначно. Так, можно выделить следующие преимущества вальдорфской школы:
Обычно учеников в классе немного, поэтому педагог может уделить внимание каждому ученику
Выпускник вальдорфской шуолы нестандартно мыслит, действует не по указанию взрослого, а сам себя контролирует
Исходя из всех этих нюансов, можно сказать, что вальдорфская школа более всего подходит детям с выраженными творческими способностями, нацеленными на самореализацию именно в этом направлении. Помимо этого, это хорошая возможность повысить самооценку, обрести уверенность застенчивым, эмоционально чувствительным ребятам.
Перечисленным достоинствам критики противопоставляют такие недостатки данной педагогической системы:
Больше всего родители боятся, что ученик вальдорфской школы не поступит в вуз, ведь он не получит соответствующих знаний
Отзывы специалистов и родителей о вальдорфской педагогике
В целом как педагогический метод он вполне жизнеспособен — ничуть не хуже, например, советской педагогики, построенной на идеях марксизма, или каких-нибудь современных православных экзерсисов в педагогической сфере. В конце концов, за каждым педагогическим направлением лежит какой-то философский, а часто и религиозный (или антирелигиозный), фундамент — в плане понимания целей образования, которые завязаны, в свою очередь, на понимании общества и т. д. и т. п. Если, таким образом, отложить в сторону происхождение вальдорфской педагогики и оценивать её с содержательной стороны, то выпускники вальдорфских школ, с которыми я общался, были вполне современными, образованными, творческими и критически мыслящими людьми. При этом вальдорфская педагогика успешно существует уже почти 100 лет в большом количестве стран. Социологические исследования, в которых изучались дальнейшие судьбы выпускников вальдорфских школ в различных странах, демонстрируют, что они делают вполне успешные карьеры. Так что если судить по результатам, то как педагогический метод вальдорфская педагогика вполне жизнеспособна.
Станислав Панин, религиовед и исследователь эзотеризма, к. ф. н.
https://thequestion.ru/questions/348566/answer-anchor/answer/490431?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer490431-anchor
Безусловно, здесь есть и плюсы по сравнению с традиционной педагогической моделью. Это и более бережное отношение к личности ребёнка, и уделение большего внимания его сенсорному опыту. С другой стороны, эти положительные элементы воспитания можно практиковать и без всего того мистического флёра, которым пропитана вальдорфская педагогика. Например, обратите внимание на Монтессори и Реджио-подход, которые тоже сфокусированы на развитии личности ребёнка и его универсальных компетенций.
Сергей Пархоменко, Эксперт в области психологии, педагогики и недирективного игрового обучения. Разработчик обучающих настольных игр, основатель и директор по развитию международного издательства «Банда умников»
https://thequestion.ru/questions/348566/answer-anchor/answer/490431?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer490431-anchor
«Вальдорф», безусловно, весьма эффективен и даёт на порядок более высокие результаты с точки зрения успешности и состоятельности, во всех значениях этого слова, его выпускников, нежели традиционные системы образования. Другое дело, что формирование человека не исчерпывается системой его образования и воспитания, на это влияют многие другие факторы, включая генетические. Поэтому отдельные уроды выходят из любой образовательной системы — так же, как гении и герои случаются из беспризорников.
Олег Герт, практикующий психолог
https://thequestion.ru/questions/348566/answer-anchor/answer/490431?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer490431-anchor
Вальдорфская педагогика может быть рассмотрена как отличная альтернатива стандартной школе. Поскольку в России такие школы вынуждены получать лицензии, то оценки там же ставят и все стандарты соблюдают. Как педагог, побывавший в подобной школе, могу сказать, что наиболее важным принципом обучения является освоение знаний, а не заучивание. Например, буквы дети учат, ассоциируя её звук с каким-то явлением, протанцовывая её или даже вылепливая. То есть примерно так, как она была придумана. Дроби они проходят, разделяя на части самоприготовленные блины. Поэтому знания здесь отличаются своей глубиной. Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетворяют собственные эмоциональные потребности. Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.
Т. Охрименко, педагог-психолог
https://razvivashka.online/metodiki/valdorfskaya-shkola
Не понравилось. Совсем. Походили в сад с этой программой, потом можно было перейти в школу с этой же программой. На мой взгляд сама идея хорошая, но мы попали, видимо, к не очень здоровым людям, правда напоминает секту. Ищите педагогов, которые действительно понимают, о чём идёт речь.Лично меня передёргивает от одного упоминания о «вальдорфской школе», насмотрелась, брррр…. Но это лично моё мнение, наверняка, мне просто не повезло…
В вальдорфском кормили за 21 тыс в месяц откровенной дрянью. Знаю, т. к. ходила туда с ребенком на адаптационный период неделю и была там с ребёнком почти весь день. В итоге воспитатели (даже при моём присутствии) не утруждали себя наблюдением за детьми ни на прогулке (я разнимала детей, когда дети песком засыпали друг другу глаза), ни в группе. Посуду просили меня мыть после обедов за детьми, т. к. якобы не успевали, хотя на 10 детей была и воспитатель и нянечка. Детям не давали бегать в группе, вечно усаживали 3–5 летних детей на деревянные скамеечки. Игрушек почти не было. Дети тупо сидели на лавочках и слушали какие-то песни, которые напевала им воспитатель без голоса и слуха. Сказки напевали постоянно, и звали их по именам тоже нараспев. Короче, у меня мозги расплавились. Когда я стала задавать вопросы…ох, короче вспоминая и не понимаю, как я могла терпеть это целую неделю. Может, методика и хороша сама по себе, но разбираться никогда уже не буду, просто обхожу стороной подобные учреждения.
ali_baba V.I.P.
У меня было много знакомых, чьи дети учились в вальдорфской школе. Если всё подытожить, то вывод — хорошо тем, кто 1. ищет психологический комфорт пусть даже в ущерб чему-то ещё. 2. может сам себя отлично организовывать, дисциплинировать и мотивировать к учёбе.
Шпикачка *
https://eva.ru/kids/messages-2923764.htm
У меня есть знакомая, чьи дети (а их трое) были сначала в вальдорфском саду, а потом пошли в вальдорфскую школу. Именно из-за психологической обстановки. Там замечательно преподают музыку (дети все играют на инструментах), ИЗО, театр и т. п. НО! основных предметов ребенок знать не будет. Старшей девочке сейчас 13, и мама увидела, что знаний нет (вплоть до того, что таблицы умножения ребёнок не знает), а, простите, вальдорфских институтов у нас пока нет. И теперь собирается её переводить то ли в обычную школу, то ли заниматься по всем предметам дополнительно. …знаете анекдот? дословно не помню, но что-то вроде «Ученика В. школы спрашивают: «Расскажите теорему Пифагора», а он отвечает: «Не знаю такой, но могу о ней спеть, станцевать и сыграть на флейте».
Anonymous
https://eva.ru/kids/messages-2923764.htm
…обе мои дочери прошли вальдорфский сад, старшая закончила с медалью вальдорфскую школу, младшая ещё в ней учится… …она, помимо основных (русский и математика) сдавала по своему желанию физику, и поступила в технический вуз на бюджет, и, смею заметить, у неё уже есть перспективная работа по её профилю. При этом она прекрасно рисует, пишет стихи, играет на нескольких музыкальных инструмента, имеет свое собственное мнение и исключительную фигуру, облагороженную эвритмией и ботмеровской гимнастикой.
kosik _
https://eva.ru/kids/messages-2923764.htm
У знакомых дети в ВШ. Родители довольны: дети рисуют, поют, лепят, вяжут, делают деревянные игрушки. Языки учат не через перевод на русский, а пытаясь понять незнакомую речь на слух, по картинкам, сюжетам и т. д (это мне тоже нравится). По поводу знаний сами родители спокойно говорят, что к ЕГЭ будут брать репетиторов и вдалбливать нужные знания, когда будет понятно, куда деточки собираются. А пока (началка) им важен душевный комфорт и доброжелательная, спокойная обстановка для детей, без всяких НАДО.
teee
https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=2029485&st=10
У меня сын учится в вальдорфской школе. Общие показатели ЕГЭ у школы точно такие же как в обычной. Да, там не растят супер математиков и пр. Дают средние крепкие основные знания по предметам. Туда отдают детей не для этого. Цели разные, разный подход к воспитанию человека.
Пося
https://forum.materinstvo.ru/index.php?s=e4a61cc31d6f53c62202c966f1853955&showtopic=2029485&st=0
Моя мама — преподаватель вальдорфской школы, брат уже больше десяти лет назад такую школу закончил. Все ребята, которых я знаю, успешны, почти все, правда, разлетелись по миру кто куда и занимаются интересной деятельностью. Я сама училась в такой школе в Германии, правда, недолго, по обмену. Я довольна и школой, и методикой и результатами. Больше половины маминых учеников — призёры республиканских и международных олимпиад.
Вальдорфский детский сад. Что это такое?
Вальдорфские детские сады, как известно, кардинально отличаются от тех учреждений, к которым мы привыкли. Возьмем, например, внешний вид здания и убранство помещений. Светлые, уютные комнаты, интерьер в теплых тонах, подобранный специально, чтобы дети чувствовали себя как дома – комфортно. Все, что можно найти в таком садике, сделано из натуральных, природных материалов – дерева и ткани. Пластика нет, ровно как и ярких цветов, режущих глаз.
На сегодняшний момент таких учреждений в России стало очень много. К сожалению, в основном они распространены в больших городах, где уровень технического прогресса настолько высок, что дети думают, что молоко изначально содержится в пакетах. Они не знают, как выглядит плуг, как пекут хлеб и сажают картофель. Такая неосведомлённость и неприспособленность — настоящая трагедия. Вальдорфцы убеждены, что раз природа нас создала, то мы должны быть к ней как можно ближе.
Вальдорфский детский сад — учебное учреждение со специфической программой для детей младшего возраста. Здесь дети развиваются в естественных условиях практически без посторонней помощи. В таких садиках с детьми занимаются искусством: они рисуют, лепят из глины и даже шьют. Жизнь таких детей полностью состоит из мифов, сказок, фантастических историй и так далее. Всё дело в том, что для вальдорфцев детство — священное время, и чем дольше оно будет длиться, тем лучше для человека.
Стоит уделить немного внимания и освещению. Оно подогнано под так называемый ритм жизни. С утра в комнатах царит полумрак, а днем они освещаются более ярко. Это позволяет плавно перейти ото сна к бодрствованию.
Войдя в такой детский сад, можно сразу заметить отличия от обычных садиков – на стенах нет плакатов с алфавитом и цифрами, которые якобы призваны стимулировать развитие. В соответствии со временем года украшаются окна. И не просто листьями или снежинками, как в обычном детсаде, а рождественскими витражами зимой, будто бы случайно залетевшими листьями – осенью, весной – зелеными побегами, которые будто прорываются к солнцу.
Спальни тоже оформлены интересно. Мягкая, теплая кровать, полог и эльфы или ангелочки, которые летают под ним и посылают малышу самые добрые сны.
Вальдорфская группа
В каждой группе вальдорфского детского сада состоят дети разных возрастов – от трех до семи лет. Малышей младше трех лет в такие детские сады не принимают, так как приверженцы вальдорфской методики убеждены, что первые три года жизни даны ребенку, чтобы научиться ходить, понимать речь и говорить. Лучшая обстановка для этого – домашняя. В течение этих трех лет главная задача родителей – сформировать у ребенка его собственное я. Когда это произойдет и укрепится в сознании ребенка, когда он научится говорить о себе «я», – только тогда он сможет начать овладевать навыками ролевой игры, которая, кстати, является одной из важнейших частей обучения. Когда все это произойдет, можно смело отдавать малыша в детский сад.
Вальдорфская группа представляет собой полностью оборудованное помещение, в котором одновременно находятся несколько детей разных возрастов и воспитатель. В вальдорфских группах дети учатся самостоятельности. Кроме того, они приобретают такие важные навыки, как умение нести ответственность за свои поступки, помогать товарищам и работать в коллективе. Так как в состав одной группы входят детки разных возрастов, у каждого из них имеется возможность побыть как в роли младшего, так и в роли старшего, что в значительной мере развивает лидерские качества.
В вальдорфском детском саду большое внимание уделяется развитию самостоятельности ребенка. Малыши постепенно учатся сами одеваться, убирать за собой, рисовать и лепить. Все это они учатся делать, подражая старшим, то есть воспитателям, как это и должно быть в семье. Вне зависимости от количества детей в вальдорфском садике каждому из них уделяется внимание индивидуально. Для воспитателя недопустимо обращаться к ребенку по фамилии – только по имени и только уважительно. То же самое и в отношении воспитателей. Это объясняется тем, что в вальдорфские детские сады малышей отдают не для того, чтобы они там просто были под присмотром в то время, когда родители на работе. Это делается, чтобы привить малышам ценность семьи, а для этого между домом и детским садом не должно быть резких различий. Члены группы и воспитатели становятся для малыша семьей.
Воспитатели никогда не повышают на детей голос. Напротив, к детям прислушиваются, их мнение ценят наравне с мнением взрослого человека.
Режим работы в дошкольном учреждении
Утром воспитатель здоровается за руку с каждым ребенком, пришедшим в группу. Когда все собрались, воспитатель и дети садятся в круг, в середине его зажигают свечку и поют утреннюю песню. Именно так начинается каждый день.
Практика показала, что дети посещают такой садик с большим удовольствием. Это объясняется тем, что главным принципом вальдорфской методики является отсутствие любых форм принуждения. Главная ценность здесь – личность ребенка. Поэтому ребенок может самостоятельно выбирать, чем заниматься в течение дня, в какие игры играть. Если же воспитательница собирает детей для общей игры или для чтения вслух, малыш вправе отказаться от этих занятий, хотя в большинстве случаев дети любят воспитательницу и с радостью поддерживают любые ее предложения. Держу пари, что ни в одном классическом детском саду такой демократии нет и быть не может.
Главное, чему учат в вальдорфском детском саду, — народная культура. Всё, что окружает детей, сделано из экологически чистых, природных материалов. Дети учат народные танцы и песни. Они живут в гармонии с природой.
В вальдорфском детском саду нет того ощущения армии, когда дети должны все делать строем и все как один – есть, спать, гулять, учиться. В то же время здесь властвует четкий режим дня – активное провождение времени по часам сменяется спокойным и наоборот. То есть, чтение чередуется с приготовлением завтрака, а прогулка на свежем воздухе – с рисованием.
Сами воспитатели называют такой подход системой «вдох-выдох». Когда малыш может полностью расслабиться и посвятить время понравившимся играм – это выдох. А когда он должен наблюдать за действиями воспитательницы и впитывать новые знания и навыки – это вдох.
Ритм и режим в саду
Понятие «ритм» имеет отличие от общепринятого наименования «режим», поскольку такая организация, помимо повторения, подразумевает некоторую свободу и постепенную смену одних видов деятельности другими. В вальдорфском детском саду учитывается дневной, недельный и годовой ритмы, на которых базируется вся работа детского сада. Важно, что занятия, которые проводятся ежедневно, проходят в одно и то же время согласно структуре дневного ритма. Занятия, которые проводятся раз в неделю, имеют закрепленный день.
Особенности вальдорфского детского сада — в качестве игрушек в таких садиках вы встретите камни, кусочки древесины, цветные лоскутки ткани, ракушки и жёлуди. Здесь не найти пластиковых машинок или Барби последней модели, однако куклы есть — дети шьют их сами, с любовью.
Организация занятий на основе ритма благотворно действует на дисциплину и порядок в группе. Дети легче и естественней переходят от одного вида деятельности к другому. Постепенно у них возникает стремление к порядку и организации деятельности во времени: все имеет свое осмысленное начало, средину и завершение. Таким образом, ритмическая организация работы имеет благотворное воздействие на детей на многих уровнях: способствует здоровью и благополучию ребенка, влияет на психосоматическое, речевое, моторное развитие и др.
Основной принцип организации вальдорфского детского сада
Воспитатель в вальдорфском детском саду выполняет очень важную функцию — подаёт детям пример правильного поведения. Воспитатели всегда спокойны, выражение их лиц мягкое. В течение дня, в те часы, когда дети предоставлены сами себе, воспитатель берётся за какую-нибудь спокойную работу, например вышивание. Таким образом дети, наблюдая, как ведёт себя взрослый, стараются ему подражать.
Основные принципы работы сада:
Родителям и гостям, пришедшим в садик, не позволяется просто сидеть и смотреть на детей – это нервирует последних и отвлекает от игры. Все взрослые, будь то воспитатели, родители или присутствующие в группе гости постоянно заняты рукоделием, чтением или любым другим спокойным делом. Дети видят это и подсознательно пытаются подражать старшим.
В России вальдорфские сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. Главная задача вальдорфского детского сада – создать благоприятную для психики ребёнка атмосферу. Это достигается посредством погружения в общение с природой. Дети, если такая возможность есть, проводят время на улице. Некоторые играют, некоторые читают, а некоторые даже занимаются садоводством.
Уже много лет как доказано, поведение и деятельность взрослых напрямую влияют на поведение детей. Если взрослые все сделают правильно, то заложат в сознание ребенка привычку постоянно трудиться. Подражая взрослым, дети без напряжения и принуждения учатся повседневным делам, таким как уборка, готовка, мытье посуды, работа в саду.
Как вы уже поняли, воспитатели в таких садиках совсем не необычные. Каждая из них выполняет роль мамы. Она занимается повседневными делами – готовит еду, прибирает комнату, шьет, а иногда присоединяется к малышам в их развлечениях, читает им и дает наставления. У любого воспитателя есть стол, находящийся прямо в игровой комнате. За этим столом они выполняют работу на глазах у детей. Любой ребенок, если ему интересно, может помочь, а может остаться в детской компании. Благодаря этому ребенок намного лучше адаптируется к новой обстановке и учится жить в коллективе, чем в тоталитарных условиях обычного детского сада.
Игры в вальдорфском детском саду
В таких садах упор делается на принцип свободной игры. Имеется в виду, что в течение нескольких часов в день дети предоставлены сами себе. Конечно, воспитатель всегда рядом для подстраховки, однако в действия детей он не вмешивается, если на это нет крайней необходимости.
В большинстве вальдорфских детских садов нет привычных нам игрушек – покемонов, Барби, пистолетов и так далее. Более того, нет даже конструктора и машинок. Зато здесь можно найти игрушки, сделанные детьми самостоятельно, с любовью. Игрушки порой нелепые, забавные, но зато такие родные. Это и куклы из натуральных материалов, и различные изделия из дерева или глины. Каждая игрушка хранит частичку души ее создателя.
Часто прямо в игровой комнате детям строят импровизированный домик для кукол. В нем и кукольная мебель, и посуда, и разнообразные наряды – словом, все для комфорта кукол!
Любая игра здесь автоматически подразумевает свободный подход. Дети могут привлекать для игры всё и всех, кого захотят. Кроме того, ни одна игра не ограничивается сводом правил — дети сами решают, что можно, а что нельзя. Разумеется, за исключением тех действий, которые могут нанести вред природе или любому живому существу, будь то человек или животное.
Рядом с домом располагается магазин, где можно обнаружить деревянные весы, а также множество «товаров» – шишки, желуди, ракушки. Под воздействием детской фантазии, которая в таких условиях просто вынуждена работать, все эти, казалось бы, несуразные объекты превращаются в товары первой необходимости, такие как продукты или украшения.
Если также маленькие пеньки, коряги и другие деревянные объекты, а также множество платочков, пледов, одеял. Многим покажется, что это мусор, однако на самом деле это многофункциональные игрушки, которые сгодиться могут для чего угодно, в отличие от современных игрушек, имеющих только одно назначение.
Приверженцы вальдорфской методики утверждают, что ребенка должны окружать только игрушки, развивающие фантазию и творческое мышление. Вальдорфцы считают, что современная игрушка может стать лишь объектом для манипуляции, эдаким способом «убить время».
В таких детских садах нет компьютеров, радио или телевизоров. Вместо этого, воспитатели поют детям и играют на музыкальных инструментах.
Когда время, положенное на свободные игры, подходит к концу, воспитатель звонит в колокольчик, встает и начинает прибирать на своем столе. Как только дети слышат колокольчик, они прекращают игру и подходят к воспитателю. Все вместе они идут готовить или убирать, а иногда работать в саду.
Помимо тех игр, которые дети организуют самостоятельно, здесь есть занятия с педагогами. Они в основном проходят в игровой форме, поэтому дети даже не зацикливаются на том, что идёт урок. Такой подход позволяет малышам не нервничать из-за того, что они чего-то недопонимают или не успевают.
Средства воспитания в саду
Дети принимают непосредственное участие в приготовлении пищи. Небольшая территория в группе выделяется под кухню. Пища обязательно состоит из натуральных компонентов, таких как крупы, фрукты, овощи. Дети с удовольствием едят то, что приготовили сами. Это объясняется тем, что в готовку, как и в изготовление игрушек, каждый ребенок вкладывает частичку своей души. Дети обычно режут овощи или фрукты и помогают накрывать на стол. При этом воспитатель всегда рядом, так что дети в безопасности.
Вкусы детей тоже учитываются. Если ребенок не любит запланированное на сегодня блюдо, то ему накладывают меньше. Если же он хочет добавки, то может сам подойти и положить столько, сколько ему нужно. Это делается для того, чтобы было как можно меньше отходов, ведь приверженцы вальдорфской системы берегут природу.
Ещё одно преимущество вальдорфских учебных заведений — отсутствие стандартной системы оценивания, к которой мы привыкли в обычных садиках. Вместо того чтобы ставить баллы в соответствии с качеством выполнения задания по сравнению с остальными ребятами, здесь сравнивают нынешние достижения ребёнка в той или иной области с его же прежними достижениями. Такой подход позволяет ребёнку увидеть собственный личностный рост.
В вальдорфских детских садах малышей учат ценить свой и чужой труд. Любой прием пищи происходит за одним круглым столом. Чтобы дети успокоились после активной игры, прежде чем начать прием пищи, они все вместе поют благодарственную песенку. Вообще, благодарение – это отдельная тема. Если коротко, сами маленькие дети не понимают в полной мере значения слова «спасибо». Поэтому необходимо прививать им чувство благодарности по отношению к чужому труду. Так у малышей формируется привычка благодарить.
Так как дети едят вместе со взрослыми, они, наблюдая за воспитателями, учатся есть неторопливо, не разбрасывая вокруг себя ошметки каши или куски хлеба. Рядом с большим столом есть еще маленький, на который дети ставят посуду после еды и складывают использованные салфетки.
Система воспитания в садике
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение детьми народной культуры: сказки, песни, танцы и рукоделие, которые составляют большую часть знаний и умений ребенка.
Вальдорфская методика предполагает выделение времени на рукоделие. Так дети обоих полов учатся вышивать, резать по дереву, работать на ткацком станке и многому другому. Дети не учатся здесь читать и писать, но они учатся работать руками. Перед праздниками каждый ребенок самостоятельно мастерит подарки для мам и пап.
Дети в таких заведениях предпочитают активный отдых просмотру телевизора, кроме того, большое внимание отводится ролевым играм. В основном это игры развивающие, так как специальных учебных занятий в таких садиках не проводится.
Вальдорфский детский сад создан для того, чтобы развить гармоничную личность. Именно поэтому в первые годы жизни упор делается на изучение искусства, танца, художественной культуры. Также дети занимаются эвритмией. Она представляет собой ритмичные движения под музыку, сопряжённые с пением. Это позволяет выразить эмоции, которые переполняют человека в таком возрасте, а также выплеснуть часть энергии.
Развивающая среда
Основные виды занятий в вальдорфских садиках – это рисование, спектакли и рукоделие. Согласитесь, это совсем не похоже на занятия по учебникам, распространенным в стандартных детских садах.
Характерные особенности вальдорфского сада:
Дети, занимающиеся в вальдорфских заведениях, отличаются дружелюбием, умением слышать и слушать собеседника, добрым нравом, готовностью помочь. Это объясняется тем, что в вальдорфских садиках напрочь отсутствует дух конкуренции. Все дети равны, поэтому они стремятся помогать друг другу в учёбе, ведь, как говорит известная пословица: других учи — сам поймёшь.
Именно поэтому в вальдорфских учреждениях действует непоколебимый закон о том, что отказывать ребенку в просьбе можно только в крайнем случае. При этом любая инициатива малыша, не приносящая вреда другим, должна поощряться и приводиться в исполнение совместными усилиями детей и воспитателей.
Детский сад изнутри
При оформлении здания, в котором будет находиться учебное учреждение, используются только натуральные, экологически чистые материалы, например глина, дерева, хлопковая ткань. В таких садах не бывает телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов. Более того, не существует никаких пособий, по которым якобы следует обучать детей. Учителя лишь призваны осуществлять незримые контроль и поддержку на таком сложном пути познания жизни.
Игрушки в таких детских садах достаточно необычные — тряпичные куклы, жёлуди, воск для лепки, различные объекты из дерева, словом, всё, что необходимо для развития у ребёнка фантазии. Автор методики говорит, что современные игрушки, которые можно приобрести в магазине, например куклы или машинки, не дают разыграться детскому воображению. То ли дело, когда ребёнок самостоятельно конструирует игрушку, которая ему нужна. Конечно, она будет выглядеть далеко не так привлекательна, как игрушка, созданная на фабрике, зато она будет уникальна, в неё будет вложена частичка души ребёнка.
В таких заведениях приветствуется всё, что сделано руками, — вышивка, выжигание, мозаики, макраме, оригами, аппликации и многое другое. Кроме того, много времени уделяется коллективному пению и танцам, что позволяет детям, во-первых, выплеснуть скопившуюся энергию, а во-вторых — научиться слышать и слушать себя и других.
Здесь и дети, и педагоги любят эвритмию — отдельный вид искусства, когда слова, музыка и движения становятся единым целым. Так дети учатся корректно выражать свои эмоции, показывать свои чувства и даже рассказывать сказки. Большое количество времени уделяется постановке спектаклей. Это необходимо для развития эмпатии — когда ребёнок вживается в роль, которую он играет, когда он чувствует эмоции, которые чувствовал его персонаж, он учится видеть эмоции и понимать, что это вообще такое.
Большая часть из этих предметов, в том числе рукоделие и хореография, сохраняются вплоть до старшей школы.
Создатель методики однажды заметил, что дети, живущие в городах, часто не имеют представления о простейших явлениях, происходящих за пределами города. Например, детей очень удивило, как в деревнях пекут хлеб и сажают растения, лепят горшки и пасут коров. К таким неутешительным выводам Штайнер пришёл ещё в конце девятнадцатого века. Сейчас всё стало ещё хуже — быт ребёнка полностью механизирован. В результате ребёнок не может приобрести простейшие навыки, ведь в условиях урбанизации они просто не нужны.
В вальдорфских детских садах преподаватели делают всё возможное, чтобы заполнить эти пробелы. Например, в таких заведениях имеет место практика садоводства. Работа с растениями, во-первых, успокаивает, а во-вторых — развивает мелкую моторику и кругозор ребёнка.
Главные принципы вальдорфского детского сада
Жизнь идёт очень размеренно, без нервов и потрясений.
Ещё одна немаловажная особенность вальдорфских детских садов — полное отсутствие какой-либо системы оценивания. Благодаря этому у детей нет причин считать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Известно, что детей нельзя сравнивать друг с другом, ведь это в большинстве случаев становится причиной снижения самооценки у ребёнка и нарушения его психоэмоционального состояния.
Вместо этого можно сравнить, например, два рисунка ребёнка: сегодняшний и сделанный неделю назад. Следует указать ребёнку на улучшения, произошедшие в течение недели, и дать ему понять, что если он захочет, то всё станет ещё лучше. Такой подход позволит ребёнку обучаться без лишних нервов и в гармонии с самим собой и коллективом.
Задача учителя — не столько предоставить малышам знания, сколько привить им искреннее желание учиться и открывать новые горизонты.
В вальдорфских садах приветствуется занятие рукоделием, начиная вышивкой и заканчивая резьбой по дереву. Кроме того, дети здесь учатся играть на музыкальных инструментах. Стоит отметить, что если ребёнку не нравится это занятие, то он спокойно может отказаться — никто не станет его заставлять.
Преимущества методики в ДОУ
Как уже было сказано, у вальдорфской методики есть как почитатели, так и противники. Сторонники системы уверяют, что только в таких заведениях можно воспитать людей, свободных от общественных предрассудков. Противники же убеждены, что дети, учащиеся в таких организациях, выходят из них неподготовленными к жёстким реалиям жизни, к вечной конкуренции и гонке за результатом. Это может стать причиной краха карьеры, да и всей жизни. Кроме того, противники методики считают её устаревшей, ведь какой смысл в современном мире мастерить машинку из жёлудя?
Действительно, в словах и тех, и других есть логика, и родителям будет над чем подумать, прежде чем отдавать ребёнка в детский сад. Более того, замечено, что если ребёнок посещает такой детский сад, то будет лучше подобрать и школу, работающую по вальдорфской методике, так как если ребёнок из атмосферы доброжелательности и всеобщей любви, которые царили в садике, резко перенесётся в современную школу, у него отпадёт всякое желание учиться, да он и не сможет — дети, привыкшие «биться» за первенство, просто задавят его.
Главная цель состоит в развитии способностей и талантов, заложенных ещё до рождения ребёнка. Задачи и постулаты вальдорфской педагогики. Обучение не должно носить насильственный характер. Ребёнку необходимо усваивать знания тогда, когда он на это настроен. По большому счёту, с самого раннего детства человек должен сам решать, как и чему он хочет и может учиться.
Большим преимуществом является то, что дети каждый раз спешат в такой детский сад как на праздник. На первых порах это хорошо вдвойне, так как в большинстве случаев малыши с трудом смиряются с тем, что им приходится покинуть привычную домашнюю среду и оказаться в обществе незнакомцев, где нет мамы. В садиках, практикующих вальдорфскую методику, эта проблема решается намного быстрее, в сравнении с другими дошкольными учреждениями, потому что дети и воспитатель здесь превращаются в одну большую и счастливую семью. А самое главное — это то, что в таких детских садах царят любовь и уважения к личности малыша с самого раннего возраста. Благодаря этому кроха понимает, что он человек и что есть те, кто в нём нуждаются.