валберис это что за фирма
Wildberries: как работает интернет-магазин и в чем его особенности
Как работает «Вайлдберриз»
Многих интересует, как работать с Wildberries поставщикам. Начинается работа магазина с выбора товара, который необходимо закупить для продажи. Ассортимент должен быть рациональным и востребованным. Поэтому над каталогом продукции трудится не один специалист.
Для удобства всех сотрудников компании на официальном сайте есть специальная форма регистрации для партнеров, заполнив которую, вы сможете увидеть все подробности сотрудничества с организацией.
Менеджер должен уточнить у поставщика все о товаре: качество, состав, размерный ряд и комплектацию, а также цену. После того как согласованы все нюансы, менеджер выдает разрешение на отгрузку товара.
Не думайте, что на этом все заканчивается. После того как продукция попала на склад компании Wildberries, ее необходимо проверить на наличие брака и дефектов. Товар распаковывается, осматривается и вновь помещается в стандартную упаковку. На него переклеивают бирки и вешают фирменный логотип. Модели одежды, обуви и аксессуаров фотографируются на манекенах и описываются. Собственно говоря, именно это описание видят все покупатели магазина. Бракованный товар отправляется обратно поставщику.
Далее вещи со склада отправляют по местам формирования заказов. Каждая позиции занимает отведенную ей ячейку согласно штрих-коду. Затем товар доставляется покупателю.
Как работать с Wildberries поставщикам при наличии брака у товара? Если клиента не устроил товар в заказе или у него обнаружился брак, то продукция доставляется обратно на склад. Затем заполняется специальный акт о наличии дефектов и товар возвращается обратно поставщику. Это отлаженный годами алгоритм работы.
Несколько слов необходимо сказать об информационных центрах: склад, call-центр, магазин и ERP-система. Они управляются с помощью четырех блэйд-серверов. Они делают работу магазина удобной и комфортной как для клиентов, так и для самого персонала.
Секрет успеха
В 2016 году Wildberries стал лидером среди магазинов онлайн-торговли. Однако при этом он же является самым загадочным магазином для прессы. Создатели магазина не дают интервью и не посещают сетевые мероприятия.
Склад магазина до 2009 года находился на 20 километре МКАД. На сегодняшний день это место работы менеджеров. В этом трехэтажном здании вмещается более 400 человек рабочего персонала магазина. Все они стараются, чтобы покупатели были довольны.
Отзывы о работе в Wildberries
В компании многие сотрудники работают более 5 лет. Есть определенный «костяк» работников со стажем в фирме более 9 лет. Новички в интернет-магазине задерживаются нечасто. Тяжелый график работы многих пугает. Однако начальство утверждает, что все это преодолимые трудности. Работники должны находится в офисе не менее 8 часов. При этом бывает, что необходимо работать и в выходные дни.
Официальной системы штрафов в Wildberries нет. Однако от качества работы зависит процветание компании и выручка, а, соответственно, это сказывается и на заработной плате. Поэтому каждый работник старается выполнить свою работу хорошо.
Доставка
40% от всех заказов клиенты забирают самостоятельно. На сегодняшний день у Wildberries более 600 пунктов самовывоза по России, Беларуси и Казахстану. В течении года планируется открытие еще 100-150 таких точек.
Тем, кому сложно разобраться, как работает доставка Wildberries, стоит ознакомиться с простыми и понятными правилами на официальном сайте. Здесь описаны способы доставки и оплаты, а также условия возврата товара.
Пункт самовывоза
При оформлении заказа на сайте необходимо выбрать способ доставки. При наличии пункта самовывоза в регионе клиент может сам забрать продукцию.
В точках Wildberries заказы хранятся 3 дня. Здесь есть удобные примерочные, в которых покупатели могут померить одежду и обувь, убедиться в отсутствии брака. Также в пунктах самовывоза товар необходимо проверять и осматривать. При обнаружении дефектов заполняется акт на наличие брака и товар возвращается на склад. Пункты самовывоза работают по будням и выходным.
О том, что заказ поступил в точку вывоза и его можно забрать, приходит смс-уведомление. Также на электронную почту покупателя поступает письмо, в котором указано, по какому адресу и когда можно забрать товар. Кроме того, в письме будет подробно описано, как работает пункт самовывоза Wildberries, и в течение какого срока товар будет оставаться в данной точке.
Ассортимент товаров
Сайт магазина разделен на удобные разделы, в которых можно легко найти нужную вещь или предмет. Также в самом верху главной страницы есть поисковая строка, которая поможет отыскать товар в считанные секунды. Кроме того, на официальной странице подробно описаны способы оплаты и доставки.
Женщинам, мужчинам
В данных разделах присутствуют все категории одежды, обуви и аксессуаров. Каталог товаров разделен на категории: платья, футболки и топы, рубашки, брюки и шорты, толстовки, лонгсливы, худи и др. Также есть отдельные категории товаров: «Большие размеры» и «Спецодежда». Можно ограничить поиск при помощи удобного разделения товаров по сезону, размеру, цене и цвету.
Детям
В данном разделе собраны все необходимые атрибуты для детей и младенцев. Одежда разделена на категории: мальчикам, девочкам и новорожденным. Также есть отдельные поисковые зоны «Школа» и «Любимые герои». Интерфейс сайта настолько удобен, что любую покупку можно совершить в несколько кликов.
Для игрушек отведен отдельный раздел. Они также распределены по возрасту и категориям. Удобным делается поиск, если воспользоваться фильтрами, которые выбирают игры по заданным параметрам.
Дом и дача
Если вы хотите приобрести мебель или атрибуты для дачи или дома, то просто и легко это можно сделать на официальном сайте Wildberries. Как работает система доставки мебели и аксессуаров до нужной точки, интересует всех клиентов. Все доставят непосредственно к месту пользования в указанный срок, так же как одежду, обувь и другие вещи из каталога. Здесь большой выбор различной мебели, аксессуаров для хранения вещей. Предлагается большой выбор украшений и статуэток.
Новый год
Этот раздел на сайте появился сравнительно недавно. Покупатели в отзывах отмечают, что он удобен и функционален. Ведь теперь найти необходимые атрибуты для праздника можно в считанные секунды.
Здесь есть вечерние платья, карнавальные костюмы и одежда для детишек. Также в разделе собраны украшения и статуэтки с символикой года. Все для новогоднего стола и праздника тоже можно отыскать в этом разделе.
Красота
Перечень товаров для женщин и мужчин в данном разделе огромен. Здесь можно найти практически все гигиенические средства различных фирм. Уход за лицом и телом, макияж, средства для волос и многое другое собрано на данной страничке сайта Wildberries. Как работает поисковая система на сайте относительно косметических средств, интересует всех покупателей-новичков. Вы можете выбрать товар по запросу в поисковой строке или непосредственно в разделе «Красота». Также можно найти нужное средство в разделе «Бренды». Все легко и просто, а разнообразие парфюмерии, косметики и подарочных наборов очень радует.
Бренды
Как уже отмечалось выше, Wildberries работает для удобства покупателей. Именно поэтому на официальном сайте есть отдельный раздел, в котором перечислены все торговые марки, с которыми работает данный интернет-магазин. Если кликнуть на названии бренда, компьютер выдает все позиции товаров, которые есть в магазине данной фирмы.
Как работают скидки на Wildberries
Многих интересует, как работает Wildberries с несколькими акциями. Открывая раздел «Акции» на сайте, клиенты видят, сколько времени осталось до завершения данной распродажи. После того как товар отложен в корзину, покупатель видит его стоимость с учетом всех скидок и акций. Если акция закончилась, а товар остался в корзине, то его стоимость корректируется.
Кроме того, от процента выкупа (соотношение заказанного товара и купленного) и ежегодной суммы покупок зависит скидка на товар у данного покупателя. Таким образом, клиенты получают скидки на все товары в размере от 1 до 30%. Процент скидки можно уточнить в личном кабинете на сайте магазина в разделе «Моя скидка». Там же будет подробно описано, как можно увеличить этот процент.
Отзывы
Данным интернет-магазинов пользуются не только жители России, но и Беларуси, Казахстана. Многие довольны таким удобным способом покупки. В своих отзывах клиенты магазина рассказывают, что товары легко и удобно приобретать. Доставка осуществляется быстро. Практически любой товар можно найти на сайте магазина.
Муж-предприниматель и связи: настоящая история крупнейшей сети Wildberries
Семья основательницы крупнейшей в России компании по онлайн-продажам Wildberries Татьяны Бакальчук возглавила рейтинг богатейших семей России 2021 года по версии Forbes. Как мы уже писали вчера, состояние семьи составляет 13,1 миллиарда долларов. Татьяну Бакальчук СМИ обычно представляют женщиной, которая сделала себя сама с нуля и всего добилась сама. Издание The Bell считает иначе. По их информации, в этой истории далеко всё не так однозначно.
Компания Wildberries была основана в 2004 году. У мужа Татьяны — Владислава — уже был предпринимательский опыт, ранее им и его партнерами был продан интернет-провайдер, средства от продажи которого стали первыми инвестициями. Также издание указывает на то, что у Бакальчук есть родственные связи с топ-менеджментом «Роснефти».
По мнению автора расследования, образ женщины, которая сделала себя сама, появился в 2017 году, и это часть маркетинговой стратегии компании. На самом деле во главе бизнеса была не только супружеская чета, но и третий партнер, о котором мало кто знает, — Сергей Ануфриев.
— Такие большие компании обязательно строятся в партнерстве: один человек — системный менеджер (это Владислав [Бакальчук]), второй — душа, вибрация мира (это Татьяна), — рассуждал Рыбаков в беседе с The Bell. — Люди вокруг Татьяны сплачиваются, объединяются. Она заряжает их идеей, и каждый чувствует себя важным для достижения цели. Это семейный бизнес. Почему-то принято считать, что там один лидер. На самом деле их два, и оба выполняют критически важные роли.
Издание указывает, что в 2017 году у Wildberries разгорелся конфликт с поставщиками. За неполный год компания получила от партнеров больше двух десятков исков. Поставщики стали обсуждать отказ от маркет-плейса, но почитав публикации в СМИ, подготовленные пиарщиками, стали лояльнее. Постепенно Татьяна втянулась в эту пиар-кампанию, стала участвовать в светской жизни. Созданный пиарщиками образ благотворно сказался на развитии компании. Издание также не исключает, что за таким бурным развитием компании стоят неплохие инвестиции и сотрудничество с государством.
Так, чиновники и министры открыто поддерживают Wildberries. В 2019 году министр промышленности и торговли Денис Мантуров лично объявил об открытии сайта для торговли в Европе и строительстве распределительного центра в Словакии. В том же году Михаил Мишустин (тогда еще глава налоговой службы) объявил, что Wildberries станет первой компанией, которая перейдет на систему налогового мониторинга. В 2020 году уже сама Татьяна Бакальчук попросила Владимира Путина на совещании с ним поддержать создание технопарков для малого и среднего бизнеса в России.
В ответ и компания оказывает «услуги» власти. С этим связывают недавнее нововведение — скидка при оплате заказов российскими платежными системами, в том числе картой «Мир».
История Wildberries
Сегодня Wildberries стал лидером – крупнейшим онлайн-ритейлером России, работая на рынке 16 лет. По географии присутствия компания охватывает 6 стран: Россию, Польшу, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Армению. Собственная сеть терминалов выдачи заказов насчитывает почти 7 тысяч точек.
Как и полагается, у ритейлера есть красивая легенда, которая стартует с 30 марта 2004 г. – дата регистрации домена wildberries.ru. Что было дальше? Рассмотрим по пунктам.
Пункт выдачи заказов (фото: wildberries.ru)
Начало истории со слов её основателя
У истоков бизнеса стоят две ключевые фигуры – Татьяна Бакальчук (по информации «Картотека.ру», она владеет 100% акций) и её муж Владислав Бакальчук. Татьяна преподавала иностранные языки, но с рождением первого ребёнка отошла от основной работы, занявшись продажей одежды из немецких каталогов Otto Group. В России их реализация происходила через агентов: они брали с покупателей 10% предоплаты заказа и 15% агентского гонорара.
Основатели Wildberries Татьяна и Владислав Бакальчук (фото: Forbes)
Достойных конкурентов в категории одежды не было, поэтому компания быстро развивалась. Со временем руководство арендует помещение, нанимает программистов, операторов call-центра, курьеров для доставки.
Стоит упомянуть ещё одну ключевую персону – Сергея Ануфриева, который впоследствии стал партнёром бизнесменов, отвечая за эффективность службы безопасности, логистику и курьерскую доставку. Некоторые эксперты утверждают, что он стал инвестором компании. Владельцы бизнеса опровергают данный факт, заверяя, что всё продвижение шло за счёт собственных средств и кредитов в крупных банках.
Появление сильных конкурентов и рывок в лидеры
Начиная с 2008 г., на отечественном рынке появляются сильные соперники. KupiVip.ru – онлайн-магазин Оскара Хартмана, в 2011 г. стартует Lamoda – немецкий проект Rocket Internet.
Второй ритейл вкладывает огромные суммы в маркетинг, но Wildberries уверенно вышел вперёд за счёт нового решения – запуска бесплатной доставки на лето, а потом навсегда. Тогда как соперники ограничивались краткосрочными акциями на бесплатную доставку. В результате численность заказов в 2013 г. значительно выросла с оборотом 9,6 млрд руб. Для сравнения: оборот Lamoda в тот же период составил около 5 млрд руб.
Ноябрь 2006 г. – немецкий магазин Otto, с которым сотрудничали Wildberries, объявляет о планировании запуска онлайн магазина и строительстве логистического центра в России. Тогда российская компания приступает к расширению своего портфеля.
В течение 2 лет (2007-2008 гг.) Wildberries заключает договора с крупными поставщиками: Tom Tailor, Tom Farr, s’Oliver, Adidas. Позже помимо одежды и спортивного снаряжения в каталоге появляется электроника и мелкая бытовая техника.
Смена модели работы с поставщиками
В 2013 г. Wildberries ежедневно обрабатывал до 18 тыс. заказов. Всё бы хорошо, но наступил кризис. Интернет ритейл работал по принципу выкупа товаров у поставщиков с последующей продажей на своём сайте. В результате компания закупала их по одной цене, а из-за резкого скачка валюты расплачивалась с зарубежными партнёрами по другой. Работающая ранее концепция дала сбой.
В 2014 г. руководство меняет модель сотрудничества с поставщиками – от выкупа товаров переходит на договора их реализации. Тогда же для клиентов вышло мобильное приложение Wildberries.
Решение оказалось успешным. Удобный веб-сайт и лояльные условия впоследствии привлекли множество брендов. За ассортимент стали отвечать сами поставщики. Результат – Wildberries в разы увеличил ассортимент, пополнив каталог сторонними товарами, от электроники до книг и канцелярии.
Планомерный рост
По статусу на 2017 г. каталог сайт Wildberries вмещал 1,5 млн товаров, предоставленных более 10 тыс. брендов. К этому времени уже была запущена собственная служба доставки с автопарком из 150 машин и свыше тысячи пунктов выдачи по России. Среднесуточное число заказов в среднем составляло 140 тыс., общая выручка за весь год – 69,1 млрд руб. с приростом в 35% по сравнению с предыдущим годом.
2018 г. показывает ещё более высокие результаты:
Причиной роста компании послужил запуск автоматизированного портала для поставщиков – suppliers.wildberries.ru. Функционал сервиса позволял партнёрам вести контроль за движением товаров, самостоятельно управлять продажами, запускать маркетинговые кампании, составлять отчёты в реальном времени. В следующем году запускается приложение «Wildberries.Партнёры», доступное в Google Play и App Store.
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
Фото приложения WB Партнёры из Google Play
В 2019 г. ритейл поднимает оборот на 88% с показателем 223,5 млрд руб. Численность поставщиков увеличивается до 19 тысяч, брендов – до 30 тысяч, ассортимента – до 3,6 млн. наименований.
Росту способствовало снижение комиссии для поставщиков – с 38% до 15%.
Штат компании достиг 32 тыс. сотрудников. Средний пробег грузовой машины из собственного автопарка составил 40 тыс. км за год.
Масштабирование бизнеса в 2019 г.
Открытие центров экспертизы электронной коммерции
Wildberries создаёт B2В-Центры экспертизы для поставщиков и компаний-производителей, планирующих начинать сотрудничество или работающих с крупнейшим онлайн-магазином России. Цель – проведение курсов, семинаров, тренингов и консультаций, позволяющих изучить нюансы платформы Wildberries и основы бизнеса в сегменте электронной коммерции.
За 1 год было открыто 11 центров: в Курской области, Ульяновске, Архангельске, Красноярске, Липецке, Волгограде, Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казахстане.
Как развивалась собственная логистика?
Осенью 2019 г. сообщается о начале строительства крупного распределительного центра в Татарстане площадью 100 000 кв. м. Проект поддержал президент Республики.
Согласно планам ритейла, после полной реализации проекта логистический центр предоставит жителям 4 тыс. новых рабочих мест. Для самого интернет-магазина – это возможность увеличить ассортимент, закрепить отношения с малым и средним предпринимательством.
Татьяна Бакальчук и Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов (фото: Пресс-служба Президента РТ)
Летом 2019 г. подписывается соглашение о строительстве сразу 2 распределительных центров в Казахстане по 50 00 кв. м каждый. Результатом проектов станут 5 тыс. новых рабочих мест и, конечно же, укрепление позиций в Республике.
Более того, компания расширяет партнёрство, объявив о начале сотрудничества с самозанятыми в октябре 2019 г. Вполне верный шаг, учитывая, что самозанятость вышла за рамки пилотного проекта в России: с 2020 г. она распространяется на все регионы.
2020: уверенный выход и становление на европейском рынке
Бизнес в России развивается крупными шагами, поэтому Татьяна Бакальчук принимает решение о покрытии европейского рынка, стартуя с Польши. Запланировано открыть 100 фирменных пунктов выдачи заказов на территории страны. Причём бесплатная доставка, возможность примерки и возврата товара сохраняется.
Польша действительно отличная отправная точка для дальнейшей экспансии на европейском рынке – отсюда можно выйти на Центральную и Восточную Европу. Тем более, что на польском рынке онлайн-торговли по прибыли лидирует сегмент одежды.
Рука помощи в условиях кризиса
Семья Бакальчук практически не даёт интервью, но маркетинговая и пиар стратегии выстроены на отлично. Кроме открытия новых распределительных центров в Ставропольском крае, Уфе, Белгороде и Ярославле, 25 марта 2020 г. компания сообщает о наличии 3500 новых вакансий в почти 500 городах России. По информации СМИ, таким образом Wildberries решила поддержать людей во время кризиса, который спровоцировала эпидемия коронавируса.
Дальше больше: 16 апреля 2020 г. Wildberries открывает ещё 4 тысячи постоянных/временных вакансий в курьерской службе и распределительных центрах. Для этого крупнейший ритейл предоставил отдельное мобильное приложение WB курьеры, в котором соискателями заполняется анкета и загружаются сканы документов. На момент написания статьи приложение доступно только для Android.
Дополнительно запушен сервис ВсемработаВБ.рф, куда обращаются не только соискатели, но и компании для временного трудоустройства своего персонала. По статусу на середину апреля 2020 г. в штате компании числится 40 000 сотрудников.
Вывод
Wildberries – удачный пример бизнеса, который за короткий срок смог развиться в крупных масштабах. Площадку сравнивают с китайским маркетплейсом Alibaba. Однако отечественный онлайн-ритейл не просто использовал модель, а адаптировал её под менталитет жителей России.
Выделю 5 ключевых особенностей компании:
Дикие ягоды. Как семья преподавателя создавала интернет-магазин Wildberries
К безлюдной площадке с видом на ночные «Лужники» подъезжает черный внедорожник. Из салона громко звучит музыка, вокруг танцуют девушки, за которыми наблюдают несколько мужчин. Вечеринку прерывает появление девушки-зомби со спутавшимися волосами и в рваной одежде. От страха вся компания бросается врассыпную, а через пару секунд стилисты интернет-магазина Wildberries преображают незваную гостью в красавицу.
Сердце, мозг и мышцы
Сооснователь Wildberries Татьяна Бакальчук однажды призналась: они с мужем Владиславом никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Компания всегда была очень закрытая, как и они сами. «Интроверты» — чуть ли не единственное объяснение, которое слышишь от близких знакомых Бакальчуков. Ответы для Forbes предприниматели дали письменно, но на фотосъемку согласились.
Единственный раз Forbes удалось поговорить с Татьяной Бакальчук в 2012 году. Тогда стало известно, что свой небольшой бизнес супруги начали у себя в квартире, до этого Владислав занимался бизнесом по продаже компьютеров и предоставлению доступа в интернет, его жена преподавала иностранные языки. С рождением первой дочери (сейчас в семье четверо детей) преподавать стало невозможно, возникла потребность в новом заработке, и решили попытаться продавать одежду из немецких каталогов Otto Group.
В России такая модель уже работала. В конце 1990-х немецкий концерн хотел закрепиться в РФ, но помешало полное отсутствие у россиян опыта покупок на расстоянии, а также проблемы в работе почты и ценовая адаптация. Долгое время Otto вел торговлю только через агентов. Бакальчуки и стали одним из них, поставили агентское вознаграждение 10% и цены по курсу ЦБ. Продавать начали через сайт, домен wildberries.ru зарегистрировали 30 марта 2004 года на частное лицо.
Осенью 2004-го интернет-магазин начал принимать заказы. Поначалу Бакальчуки обрабатывали и доставляли вещи своими силами, но примерно через год потребовались дополнительные ресурсы и больше места. Тогда же Владислав познакомился с будущим партнером Сергеем Ануфриевым, они ходили в один тренажерный зал. «Компания Wildberries только начинала развиваться, мы были, как это модно говорить, стартапом», — вспоминает Бакальчук. По его словам, Сергею проект понравился, и он «начал его развивать». Как именно, Бакальчуки не уточняют, но источник, близкий к компании, утверждает, что это было что-то наподобие венчурных инвестиций: «Бизнес у Бакальчуков очень быстро рос, нужны были офис и склад, а оборотных средств не было». В начале 2005 года арендовали помещение побольше, наняли программистов, операторов кол-центра и курьеров.
Cобеседник Forbes говорит, что без Сергея компания не состоялась бы или как минимум не имела бы такого масштаба: «Если Влад — это мозг компании, Татьяна — сердце, то Сергей — мышцы». По его словам, Ануфриев всегда отвечал за работу службы безопасности, курьерскую службу и логистику, за Владиславом оставалась стратегия и IT-направление, а Татьяна занималась коммерцией, ассортиментом, переговорами с поставщиками.
По данным СПАРК, Татьяна Бакальчук является генеральным директором и владельцем 100% ООО «Вайлдберриз». Знакомый с владельцами предприниматель говорит, что «по экономическому участию» каждому партнеру может принадлежать по 30–35%. Владислав владеет курьерской компанией «Атолл», сотрудничающей с Wildberries, а также долей в «Юнионтеле» (интернет-провайдер iFlat в Москве и Московской области). Сергею Ануфриеву принадлежит «ВБ Технологии» — компания по разработке компьютерного ПО приоритетно для собственного интернет-магазина, зарегистрированная в мае 2017 года. Между владельцами Wildberries нет четкого распределения ролей и зон ответственности. «Мы все делаем сообща, в операционном и стратегическом управлении задействованы все», — говорит Татьяна.
Первопроходцы
До появления Wildberries одежда в Рунете практически не продавалась. По данным «Яндекс.Маркет», в 2004 году популярностью пользовались электроника, книги, товары для дома — вещи, которые не требуют детального рассмотрения или примерки. «Тогда в принципе не было такого понятия, как онлайн-рынок, — вспоминает Татьяна Бакальчук. — Кроме Boutique.ru, с которым мы практически не конкурировали, никто не продавал одежду в сети».
Для владельцев Wildberries решение немецкого партнера стало вызовом. В 2006 году оборот интернет-магазина составил 14 млн рублей. Сотрудничество с Otto почти достигло потолка, рассказывает Анатолий Мохов, который несколько лет дистанционно консультировал Wildberries по юридическим и налоговым вопросам, а позже стал работать в команде: «Любой рынок имеет свой предел при любых расходах на маркетинг». Кроме того, изменились и ожидания клиентов: онлайн-покупки стали воспринимать уже не как развлечение, а как полноценный сервис. Исполняемость заказов по каталогам сильно варьировалась: от 80% в начале сезона до 30% в конце, объясняет Владислав Бакальчук. Пора было переходить на прямые контракты с брендами, которые продавались у нас через каталоги, и расширять портфель в целом. «Тогда никто не понимал, что, как и в каких объемах можно продавать через интернет, — вспоминает сооснователь. — И заключение каждого крупного договора было для нас важным событием».
За 2007–2008 годы Wildberries удалось договориться со многими крупными поставщиками, постепенно в ассортимент вошли Tom Farr, s’Oliver, Tom Tailor (даже одежда Otto до сих пор представлена среди 10 500 марок). В числе первых крупных брендов был Adidas. Из-за кризиса 2008-го у немецкого производителя спортивных товаров образовались большие остатки на складах. Источник, знакомый с ситуацией на рынке, уверяет: «От крупной партии на €1 млн отказался «Спортмастер», а Wildberries взял этот невыкупленный товар в кредит». Продать 3000 пар одной модели кроссовок удалось за два года. Так в Wildberries появилось спортивное направление, через какое-то время — электроника, мелкая бытовая техника и автоаксессуары, партию которых, уточняет источник, Бакальчуки купили в 2015 году у испытывавшего трудности «Сотмаркета».
Тот же источник утверждает, что Wildberries часто выкупал стоковые товары. Хотя в самой компании уверяют, что «всегда были нацелены на актуальные коллекции». В среднем закупка стокового ассортимента могла обходиться интернет-магазину значительно дешевле и экономить до 40–50% затрат, оценивает один из бывших менеджеров интернет-магазина KupiVip. «Это нормальная практика, — говорит совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. — Мы, например, недавно выкупили крупную партию батареек, которую не реализовал «Эльдорадо», и хорошо продали ее». А бывшие лидеры Рунета в категории одежды и обуви — KupiVip и Boutique.ru — с самого начала продавали вещи премиум-брендов со стоков из Европы.
Помощь конкурентов
Поздним вечером после работы 26-летний консультант Boston Consulting Group Оскар Хартманн спешил домой, чтобы рассказать, что решил уволиться и начать свой бизнес — интернет-магазин одежды. Узнав, что супруг бросает престижную работу ради авантюры, жена проплакала всю ночь, рассказывал Хартманн на конференции Conde Nast. 29 октября 2008 года на рынок вышел KupiVip.ru — проект, скопированный Хартманном с успешной французской интернет-компании Vente Privee. Теперь Бакальчуки со своим Wildberries были на рынке не одни.
C ростом числа заказов увеличилась нагрузка на кол-центр, а с ней и расходы. При подтверждении заказа оператор должен был рассчитать стоимость доставки исходя из региона. «Нужно было сократить время для подтверждения заказа, и мы ввели единую стоимость доставки по всей России — 300 рублей», — объясняет Татьяна. Темп развития бизнеса заставлял предпринимателей постоянно расширяться. Владислав говорит, что, как только заканчивались свободные площади, приходилось снова переезжать. Так было раза два-три, пока в 2009 году они не осели в деревне Мильково, где до сих пор находится офис компании (планируется переезд в бизнес-центр на «Автозаводской»). С 2010 года поставки Wildberries измерялись фурами.
Один из бывших сотрудников вспоминает, что операционной деятельностью всегда занимались Бакальчуки: «Обороты росли, бизнес показывал первую прибыль, и третий партнер начал активнее участвовать в процессах: присутствовал на планерках, интересовался ходом переговоров с поставщиками». Ему же принадлежала идея ролика на Воробьевых горах и рекламная кампания в 2012–2013 годах в регионах — Тамбове, Саратове, Выборге, Липецке.
В 2011 году на российский рынок вышел еще один игрок, проект немецкого инкубатора Rocket Internet — Lamoda. Запустив масштабную маркетинговую кампанию, стартап быстро вырос в разы, оборот по итогам 2013 года превысил 5 млрд рублей. «Когда появилась Lamoda, мы уже стали закаленными бойцами и были рады новому игроку, который, как и мы, начал развивать российский интернет-рынок», — говорит Татьяна.