вакв турция что это
Вакв турция что это
вакф — (вакуф) (араб.), в мусульманских странах имущество (движимое и недвижимое), отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. * * * ВАКФ ВАКФ (вакуф) (араб.), в мусульманских странах имущество (движимое и… … Энциклопедический словарь
вакф — вакуф Словарь русских синонимов. вакф сущ., кол во синонимов: 2 • вакуф (3) • земля (106) … Словарь синонимов
вакф — вакф, вакуф, хабс, хабус (араб., удержание), имущество, отказанное в соответствии с мусульманским правом на религиозные или благотворительные цели частным лицом или государством. Институт В., видимо, появился в арабо мусульманском государстве… … Энциклопедический справочник «Африка»
ВАКФ — (вакуф) (арабское), в мусульманских странах имущество (движимое и недвижимое), отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели … Современная энциклопедия
ВАКФ — (вакуф) (араб.) в мусульманских странах имущество (движимое и недвижимое), отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Сохранился в некоторых современных странах Востока … Большой Энциклопедический словарь
Вакф — (ар., буке. удержание) в мусульманских странах имущество (главным образом земля), не облагаемое налогом и неотчуждаемое, предоставленное в виде дара или по завещанию религиозным (напр., мечети, религиозным школам) или благотворительным… … Энциклопедия права
Вакф — (вакуф) (арабское), в мусульманских странах имущество (движимое и недвижимое), отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВАКФ — (араб., букв. удержание) имущество, в соответствии с мусульм. правом отказанное гос вом или отд. лицом на религ. или благотворит. цели. Возникнув в первый период образования араб. халифата, ин т В. получил в ср. века широкое распространение во… … Советская историческая энциклопедия
Как помогали беднякам Хюррем и другие султанши
Благотворительность являлась частью жизни османских султанш — дочерей, сестёр, жён и матерей султанов. Практически каждая госпожа основывала благотворительные фонды (вакуфы, вакфы), таким образом улучшая жизнь нуждающихся. Часто у султанши были влиятельные спонсоры в виде самого султана и жён визирей. С помощью их пожертвований строились мечети, хамамы, школы, больницы и питьевые фонтанчики.
Хюррем в сериале «Великолепный век»
Благотворительность в исламе
Что такое «вакуф»
Польза вакфов
Безусловно, вакфы создавались для помощи незащищенным слоям населения. Однако со временем они способствовали развитию медицины, образованию и науки страны. Ведь при фондах открывали школы и больницы.
Дети из бедных семей получали возможность учиться, получать профессию, а далее они становились хорошими специалистами в своей области. Вакфы серьезно развивали социальную жизнь общества.
Кроме того, вакфы существовали не только в странах, где население исповедовало ислам. Везде, где жили мусульманские общины, создавали вакфы. Ренат Беккин, специалист исламской экономики, говорит, что знаменитый Оксфордский университет был построен по принципам механизма вакфа.
Огромное количество вакфов находилось в Поволжье. Однако большинство из них были ликвидированы после уничтожения Крымского ханства. Тем не менее с середины XIX века татарам удалось возродить этот социальный институт.
Кадр из сериала «Империя Кёсем». Султанша раздаёт бедным еду.
Правила создания вакфов в Османской империи
Для того чтобы создать вакф, нужно было подготовить распоряжение в письменном виде или публично огласить свое намерение в мечети. Управляющим фондом становился мутавалли. Обычно, это был доверенный человек попечителей или же сам создатель фонда.
Надзором за деятельностью занимались кадии. В Египте даже существовал надзорный орган «диван хубус», который следил, чтобы деньги фонда действительно тратились для нужд бедных.
Сколько денег было у Хюррем-султан?
Как показывает статистика, около 36% вакфов в середине XVI века были основаны женщинами.
Султан Сулейман был щедрым мужем. Своей любимой Хюррем он подарил земли, целые села и хозяйства с угодьями в Стамбуле, Мекке, Египте, Иерусалиме и Омане. Регулярно госпожа получала немалый доход с них. Например, прибыль с полей Сирии и Палестины составляла около 300 тысяч долларов США, если переводить на современные деньги. Хюррем-султан была самой богатой женщиной в Османской империи в то время.
Благотворительный фонд хасеки
Первым проектом Хюррем-султан стал построенный в 1550 году кюлие хасеки. В этот комплекс входили мечеть, школа, столовая и больница. Более того, в стамбульских архивах хранятся документы, в которых Хюррем описывала, сколько денег она вкладывает и куда. Султанша подробно описывала содержание рабочего персонала, количество продуктов для столовой. Оказывается, в столовой при кюлие кормили мясом, рисом, овощами и фруктами. На праздники раздавали сладости. Хасеки не жалела денег. Ежегодно на кюлие она тратила 360 тысяч долларов (в переводе на современные деньги).
Благотворительный комплекс занял третье место по значимости и размерам после комплексов Мехмеда Завоевателя и Сулеймана I. Однако Роксолана не стала останавливаться только на Стамбуле. Госпожа основала фонды в Иерусалиме, Мекке и Медине. В провинциях Османской империи появились хамамы и столовые.
Кюлие Хасеки сохранилось до наших дней. Более того, фонд Хюррем-султан до сих пор осуществляет свою деятельность. Все также на территории комплекса стоит школа, где учат богословов, а в столовой раздают еду для бедняков.
Комплекс Хюррем в наши дни
Интересные факты о вакфах
Не только Хюррем-султан занималась благотворительностью. Известно, что 39 из 183 вакфов принадлежали родственницам султана. Даже Гюльфем-хатун приказала построить мечеть для женщин в Ускюдаре со столовой. Также она жертвовала свои дома для бедных. А вот Айше Хафса больше помогала провинциям. В том числе её вакф, состоящий из нескольких образовательных учреждений, мечети, обители дервишей находился в Манисе. Стоит учесть, что вакф не только позволял выживать малоимущим, но и давал рабочие места. Например, в описываемом фонде в 1531 году числилось 117 работников, как на современном небольшом заводе.
Королевские особы в Европе занимались благотворительностью куда меньше, чем в Османской империи. Благодаря деятельности османских султанш бедные получали бесплатный кров и пищу, их дети могли посещать школы, а в будущем помогали своим родителям выбираться из бедности.
На заметку
В исламе любая форма благотворительности обязана производиться от имени Всевышнего и во имя Всевышнего.
Вакф – как основа благотворительности в Исламе
«Вакф» на арабском языке означает «сохранять», «ограничивать» или «запрещать». Слово используется в Исламе в значении владения определённой собственностью и сохранения её для определённой пользы или благотворительности и запрещения любого использования или реализации её за рамками этой конкретной цели.
Это определение соответствует бессрочности договорённостей в вакфе, т.е. это нетленная собственность, которая не подлежит присвоению. Поэтому вакф широко связан с землёй и зданиями. Однако есть вакф книг, сельскохозяйственной техники, скота, акций и наличных денег.
Идея вакфа так же стара, как человечество. Мусульманские правоведы утверждают, что первые вакфы в истории – это строительство Каабы в Мекке (в западной части Аравийского полуострова), так как Коран (Сура Аль Имран, аят 96) упоминает, что это первый молитвенный дом, в котором собирались люди для богослужения. Практически во всех обществах есть определённые выделенные земли и здания, которые используются для богослужения. Веками храмы, церкви и другие виды сооружений строятся и используются для религиозной практики.
Кроме того, Фараоны Египта жертвовали земли на нужды монахов и древних греков, и римляне практиковали полное посвящение своей недвижимости исключительно для библиотек и образования.
Сегодня идея вакфа известна и практикуется во всём мире. Она существует в Северной Америке в виде специальных фондов, в основном религиозных и благотворительных. Есть десятки тысяч фондов в одних только Соединённых Штатах.
Начало и виды вакфа. В истории Ислама первым религиозным вакфом является мечеть Куба в Медине, 400 км к северу от Мекки, которая была построена по прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 622 году. Она стоит сейчас на том же месте только уже в более крупных размерах. Шесть месяцев спустя примеру мечети Куба последовала мечеть Пророка (мир ему и благословение) в центре Медины. Мечети и недвижимости ограничиваются обеспечением, которое тратится на мечети. Техническое обслуживание и текущие расходы входят в категорию религиозных вакфов.
Благотворительный вакф является вторым видом вакфа. Она направлена на поддержку бедного сегмента общества и всех видов деятельности, которые представляют интерес для широких слоёв населения таких, как библиотеки, научные исследования, образование, медицинское обслуживание, уход за животными и окружающей средой, кредитование малого бизнеса, парков, дорог, мостов, плотин и т. д. Благотворительные вакфы начались с Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Один из сподвижников пожелал, чтобы его семь садов в Медине были отданы после его смерти Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
В четвёртом году по Хиджре (лунному календарю, который начинается с переселения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Медину в 622 году), этот человек умер, и Пророк (мир ему и благословение) взял сады и сделал их благотворительной вакфой в пользу бедным и нуждающимся. Эту практику также перенял сподвижник Пророка (мир ему и благословение) и его второй преемник Умар (да будет им Аллах), который спросил Пророка (мир ему и благословение), что делать с садом, который он получил в северном Аравийском полуострове в городе Хайбар. И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если хотите, вы можете содержать собственность как вакф и раздавать плоды как благотворительность». Многие другие благотворительные вакфы вступили в силу после смерти Пророка (мир ему и благословение) в 632 г. По Хиджре.
Третий вид вакфа начался вскоре после смерти Пророка (мир ему и благословение) во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (635–645), его второго преемника. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) решил зафиксировать в письменной форме свой вакф в Хайбаре, он пригласил нескольких сподвижников Пророка (мир ему и благословение), чтобы засвидетельствовать этот документ.
Джабир (да будет доволен им Аллах), другой сподвижник, говорит, что когда эта новость обошла всех, то каждый владелец отдал недвижимость в вакф. Некоторые из них поставили условие, что плоды и доходы от их вакфа в первую очередь будут идти их детям и потомкам, и только излишки, если таковые имеются, следует отдавать бедным. Такой вакф называют потомственным или семейным вакфом. Поэтому, в отличие от фондов в Америке, которые ограничены религиозными или благотворительными целями, вакф в исламском обществе также может быть для своей семьи и потомков.
Право собственности на вакф с юридической точки зрения, владение собственностью вакфа не подлежит возврату человеку, который владел вакфом. Некоторые мусульманские юристы утверждают, что право собственности на вакф принадлежит Аллаху. Другие считают, что оно принадлежит бенефициарам, хотя их собственность не является полной в том смысле, что они не имеют права распоряжаться имуществом или использовать его таким образом, чтобы это отличалось от того, что было выдвинуто основателем вакфа. В этом отношении вакф отличается от основного принципа управления фондов, которые, как правило, можно продать как собственность. Это означает, что бессрочное владение сильнее выражается в вакфе, нежели в фондах.
Типы вакфов
Как особый вид благотворительности вакф имеет свои особенности
I. Бессрочность
Это означает, что собственность, часто недвижимость, отданная как вакф, остаётся вакфом навсегда. Ликвидация такой разновидности вакфа, как недвижимость, является трудным и длительным процессом. Эту недвижимость необходимо обменять на другое имущество эквивалентной стоимости с одобрения местного суда. По окончании таких операций новая недвижимость сразу становится вакфом для тех же целей и остаётся для бенефициаров прежней. Следовательно, теоретически бессрочное владение подразумевает, что свойства вакфа не должны уменьшаться.
Учредители вакфа и суды принимали дополнительные меры предосторожности в документировании и сохранении дела вакфа. Может показаться удивительным, что в судах многих городов и посёлков хранятся подробные записи о свойствах вакфа ещё 15 и 16 веков. Многие из этих записей сохранились, и историки из Стамбула, Каира, Фесы, Дамаска, Иерусалима, Исфахана и других городов исследуют их.
II. Постоянство в соглашении основателя вакфа Так как вакф является добровольным актом благотворительности, он должен быть выполнен на условиях, которые определены основателем, если они не противоречат или не нарушают законы Шариата. Это означает, что доходы от вакфа должны использоваться исключительно для целей, предусмотренных его основателем, и это не может быть изменено управлением или административным судом до тех пор, пока задача совместима с Шариатом с одной стороны, и в то же время быть выполнимой – с другой стороны. Если цель вакфа становится невозможной, доходы этого вакфа должны быть потрачены на подобные цели, а если нет, то они переходят к бедным и нуждающимся. Создание вакфа требует определённых условий.
Наиболее важными среди них являются следующие:
2. Собственность должна быть предоставлена на постоянной основе. Некоторые юристы утверждают временный вакф, который возможен только в случае семейного вакфа.
3. Основатель вакфа должен с юридической точки зрения соответствовать и быть в состоянии выполнять подобные операции, то есть ребёнок, сумасшедший или человек, который не является собственником имущества, не может сделать вакф.
4. Целью вакфа должна, в конечном счёте, быть благотворительность и с точки зрения Шариата и с точки зрения учредителя. Следовательно, вакф в пользу богатых сам по себе недопустим, потому что это не благотворительность.
5. И, наконец, бенефициары должны быть живыми и законнорожденными. Вакф мёртвым не допускается.
Что такое вакф и чем он полезен для мусульман
Современные мусульмане, живущие в городах и селах, относятся к имеющимся мечетям как к данности. Не задумываясь о том, что они появились на этом месте по причине старания мусульман, которые построили их и оставили после себя как вакф. Некоторые мечети имеют многовековую историю и были возведены на средства дореволюционных татарских купцов, а другие построены и переданы в пользование мусульманской умме совсем недавно. Что такое вакуфное имущество, и какие обязательства оно налагает на мусульманскую общину постараемся описать в этой статье.
История вакфа
Вакф –имущество или материальная ценность, отданное в пользование на дозволенные цели, без права на заключение с ним сделок купли-продажи, обмена или дарения. Вакф является разновидностью неиссякаемого благодеяния – садаки джария, и передается на пользование мусульманам. Благодаря имуществу переданному в качестве вакфа мусульманская община может зарабатывать средства необходимые для решения насущных проблем. Благодаря великой пользе, заложенной в вакфе, передача имущества является одобряемым и востребованным шариатом поступком.
Основой возникновения вакуфного имущества являются указание на это Корана и Сунны. Всевышний в Коране говорит:
«Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадёте в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом» (Сура 3, аят 92).
Источник фотографии: pishangit.appspot.com
Самым первым вакфом в истории ислама является вакф, сделанный одним из четырех праведных халифов – Умаром. Умар обратился к Пророку: «О, Посланник Аллаха, мне досталась земля в Хайбаре. У меня никогда доселе не было ничего ценнее этой земли. Что посоветуешь мне с нею делать?» Пророк сказал: «Если хочешь, сделай её вакфом». Умар сделал тот участок вакфом с условием, чтобы его не продавали, не дарили, не наследовали, пользовались ею неимущие, родственники, для выкупа рабов из рабства, путники, воины, гости. Нет греха тому, кто будет заниматься этой землёй и употреблять выращенное умеренно».
Практика вакфа быстро и широко распространилась среди мусульман. Сподвижник Пророка Джабир сказал, что не было ни одного сподвижника, который имея возможность делать вакф, не делал бы этого.
Чем полезен вакф
Мусульманин, оставляющий после себя вакуфное имущество имея искреннее намерение, обязательно будет удостоен приближения к Всевышнему. Человек, строящий мечеть, медресе, оплачивающий выпуск священного Корана или иной религиозной литературы приобретает большое вознаграждение.
Аллах в Коране говорит: «Оживляет мечети Аллаха (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем!» (Сура 9 аят18).
Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто построит мечеть, даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю».
Наши праведные предки, зная достоинство мечетей, спешили в оказании помощи для их строительства, отдавая всё своё ценное имущество в качестве вакфа. В большинстве случаев мечеть строил не один человек и не одна семья, многие люди содействуют этому.
Мусульманин,жертвующий на пути Аллаха понимает, что имущество, которое имеется у него – это проявление милости Аллаха. Мусульмане понимают, что они лишь рабы Господа и не владеют возможностью приобретать, если Аллах не создаст на это условия
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (Сура34,аят39).
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура 2 аят 274).
В превращении своего имущества в вакф есть подтверждение и выявление напоказ своего рабства пред Всевышним, проявление своей любви по отношению к Аллаху. Абу Хурайра сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота с (гору) Ухуд, если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга».
Когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какая садака больше и значимее, он сказал: «Та, которую ты подаешь, будучи здоровым, скупым, боясь нищеты и желаешь богатства. Но не тяни! А иначе, когда (твой дух) достигнет глотки (когда ты будешь смертельно болен), ты дашь одному столько-то, второму столько-то, а им она, быть может, нужна уже не будет».
Одним из лучших видов садака является «садака джария», которая продолжается после смерти человека, как, например, рытье колодцев, строительство мечетей, печатание книг, поддержка кружков по заучиванию наизусть Священного Корана, благотворительные вакуфные пожертвования для помощи бедным и т.д.
Оставление после себя неиссякаемой милостыни, благодаря которой даже после смерти человека он будет получать вознаграждение, как об этом говорится в хадисе. Абу Хурайра передал от Пророка следующий хадис: «Когда человек умирает, то все его деяния прекращаются, кроме трёх: не иссякающее подаяние, знание, которым пользуются другие, и праведный ребёнок, совершающий мольбы за своих родителей» (Муслим).
Польза вакфа для общества
Общество по своему социальному составу разнородное и с разным уровнем дохода. Аллах не оставляет без своей заботы и внимания беднейшие слои.Ислам учит оказывать импосильную помощь, удовлетворяя потребности бедных, неимущих людей, сирот, путников.
Всевышний Аллах сказал, разъясняя, кому должен отдаваться закят:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят склонить к исламу, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (сура 9 аят 60).
Вакфовское имущество способствует улучшению состоянию уммы и увеличения количества доступных благ для мусульманского общества, таких как: возведение мечетей, мусульманских школ, библиотеке, распространение знаний и т.п.
Одна из целей ислама состоит в том, чтобы богатство приносило людям счастье. Эта религия выступает против того, чтобы они страдали от бедности, и отрицательное отношение к ней ислама становится ещё более резко выраженным, если причиной бедности являются недостатки в системе распределения, а также несправедливости и притеснения, которым подвергают друг друга члены общества. Разница между исламской системой и материалистичекими системами, которые ограничиваются одними только материальными интересами, преуспеванием и достатком, заключается в конечной цели таких систем, стремящихся к созданию рая на земле, тогда как иного рая для них не существует.
Если же говорить об исламской системе, то богатство и зажиточная жизнь рассматривается в ней только как средство помощи душам людей для возвышения к их Господу и, чтобы заботы о хлебе насущном и борьба за существование не отвлекали их от познания Аллаха, поддержания должной связи с Ним и стремления к жизни вечной, которая лучше и надёжнее.
Источник фотографии: gp.by
Когда у людей есть всё необходимое для них самих и для тех, кто находится на их иждивении, они получают возможность вести спокойную жизнь, смиренно поклоняясь своему Господу,Который избавил их от голода и страха.
Обязанности мусульман перед вакфом
Мечети являются самыми яркими примерами вакфовой системы, а так же именуются домами Аллаха и местами поклонения Ему. Мечеть – это сердце махалли, в которой объединяются верующие. Священный Коран направляет рабов Аллаха к тому, чтобы они населяли мечети и поддерживали их в наилучшем состоянии.
Аллах Всевышний сказал:
«Только те будут населять мечети Аллаха, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает молитву, выплачивает закят и не страшится никого, кроме Аллаха. Они-то и принадлежат к числу следующих правильным путем» (сура 9 аят 18).
«Поистине, мечети принадлежат Аллаху, так не обращайтесь же с мольбами наряду с Аллахом ни к кому!» (сура 72 аят 18).
У современных мусульман сложилось очень узкое преставление о том, что они должны делать и чего не должны делать в мечети. Все эти действия основаны на аятах Корана и изречениях нашего любимого пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В основном они сводятся к следующему: прежде чем прийти в мечеть, мусульманину желательно совершить омовение и надеть чистую одежду, не есть лука или чеснока, входя в мечеть, желательно переступить через порог сначала правой ногой.
В самой мечети нельзя проходить перед молящимися, мусульманин должен хранить спокойствие и вести себя достойно, не повышая голос, избегая любых пререканий, если пожелаешь читать Коран, тебе следует читать негромко, чтобы не мешать молиться или читать другим. Тому, кто пожелает покинуть мечеть, желательно переступить ее порог сначала левой ногой. Само собой разумеется, что необходимо постоянно поддерживать в мечетях чистоту, оберегать их от разрушения, не заниматься в них торговлей, ибо мечети были построены только для молитв, поминания Аллаха и распространения знания.
Вокруг нас большие и красивые мечети, на полах красивые дорогие ковры, в мечети тепло даже в январские морозы, из крана течет теплая вода, а люстра в молельном зале горит с захода солнца и до рассвета. Современные мусульмане зачастую не задаются вопросом, о том на какие средства оплачиваются коммунальные платежи и зарплата уборщице. Посещая пятничные проповеди мусульмане вносят вклад опуская в ящик на пороге мечети 50 рублей, и то не все, но если задуматься об объемах потребления электроэнергии и газа становится очевидно, что это пожертвование номиналом пятьдесят рублей является «каплей в море» и не способно покрыть потребности дома Аллаха.
В центре Казани существуют мечети, имам которой был вынужден отказаться от помощника имама, дневных охранников, уборщицы дабы хоть как то погашать обязанности перед государством. Интересно, куда смотрят прихожане этой мечети? Почему их не интересует, тот факт, что имам «днюет и ночует» в мечети? Где самосознание, которое подтолкнуло бы обеспеченных мусульман,скооперировшись, отдавать сотую часть месячного заработка этой мечети, которая еще в далекое дореволюционное время содержалось за счет мутаваллията-средств махалли.
В одной лишь Казани, можно найти сотни примеров такого потребительского, эгоистического отношения к мечетям, медресе и иным вакфам Аллаха. При этом, у мусульман-потребителей паразитирующих на мечетях и доброте имамов рождаются дети, и вряд ли эти отцы, сами не оказывая помощь в содержании мечетей, будут прививать своим детям любовь и уважительное отношение к ним.
Каждому из нас нужно задуматься над тем, что если бы наши отцы и деды придерживались принципов «моя хата с краю» и рассуждали подобно современным мусульманам, то казанцам сегодня негде было бы молиться. Не нужно забывать, что подавляющее большинство мечетей столицы Татарстана, это старые мечети, многие из которых приравняли к памятникам исторического наследия, которые постоянно нуждаются не только в постоянном ежемесячном содержании, но и в косметическом ремонте, замене коммуникаций, ковров и прочее.
Умме нужно созреть и прозреть, чтобы научиться видеть потребности мечетей и начать их удовлетворять, ведь современные мусульмане являются приемниками былой мощи татарского народа, олицетворением которой являются старинные казанские мечети.