вагонка с класса что это
Классы вагонки — выбираем необходимый нам материал
Вагонка ─ это достаточно надежный строительный материал, который пользуется большой популярностью как для отделки фасада помещений, так и для внутренних стен жилых домов, бань, дач и иных построек. Внешне они представляют собой доски, имеющие специальные пазы для соединения между собой.
Именно поэтому их достаточно легко монтировать, и с задачей по облицовке справится даже непрофессионал. Суть изготовления такого материала заключается в подготовке специальных досок, которые хорошо просушиваются и подвергаются определенной обработке. Сушатся они в тепловых камерах, где сохраняется определенная влажность. Далее рейки фальцуются и шпунтуются.
Это придает нужную форму, которая позволяет им в дальнейшем стыковаться между собой. Когда доска принимает свой окончательный вид, происходит ее классификация по качеству.
По ГОСТу
Экстра класса не имеет абсолютно никаких дефектов. Ее поверхность идеально ровная и гладкая. Экстра отлично подходит для обшивки стен, так как не содержит никаких сучков.
Класса A может иметь некоторое количество сучков, трещин или отверстий. Если быть более точным, то допустим 1 сучок, 2 трещины и 2 смоляных кармашка на площади в 1,5 метра. При этом размер сучков должен быть в диапазоне от 5 и до 15 мм. в диаметре. Этот вариант так же хорош для отделки лицевой поверхности стен.
Класса B ─ здесь так же могут быть различные дефекты. Если брать на рейке площадь в 1,5 метра, то здесь допустимо наличие не более 4-х сучков диаметром в 20 мм., и не более 2-х трещин и смоляных кармашков.
Еще на поверхности такого изделия может быть одно контрастное пятно размером в 15 кв.см. Такие панели хоть и имеют дефекты, но все же годятся для обшивки.
Класса C ─ представляет собой самый низкосортный вариант. Здесь внешний вид реек портят синие пятна и полоски. Могут встречаться несквозные трещины размером не более 5% от общего размера панели.
Допускается не более 2-х смоляных кармашков от 5 и до 50 мм, повреждения до 6 мм, и контрастное пятно не более 15 кв.см. Как самый низкосортный вид деревянных реек используется на поверхностях гаражей, сараев и подсобных помещений.
Евровагонка
Вагонка изготовленная по европейскому стандарту представляет собой доску, взятую из внешних слоев дерева, между корой и сердцевиной. Благодаря этому структура евровагонки более однородная, равномерная и прочная.
Еще одной особенностью такого материала являются специальные продольные канавки для вентиляции и отвода конденсата. Классифицируется этот материал следующим образом:
Многие считают, что евровагонка лучше обычной, созданной по отечественным стандартам. Некоторые преимущества перед отечественной продукцией у них действительно есть.
Например, даже самый низко качественная евровагонка пригодна для использования в жилых помещениях, так как его недостатки с легкостью скрываются после сборки.
Возможные габариты
По ГОСТу деревянные рейки могут иметь следующие показатели:
Что же касается европейских стандартов, то здесь показатели следующие:
Видео — обшивка потолка в доме своими руками:
Примерная стоимость
В зависимости от региона распространения и качество материала стоимость на такой товар разнится. Но можно сделать несколько общих выводов. Например, цена на класс В варьируется в промежутке от 180 руб. за кв.м. и до 380 руб. за кв.м.
Качество А продается за 250-600 руб. за кв.м., а доски Экстра ─ за 300-800 руб. за кв.м. Что же касается самых низкосортных панелей, продающихся под литерой «С», то их стоимость варьируется от 100 и до 150 руб. за кв.м.
Рассматривая цены на евровагонку отметим, что сорт «С» можно купить за 120-300 руб. за кв.м., сорт «В» ─ за 180-600 руб. за кв.м., сорт «А» ─ за 200-800 руб. за кв.м.
Советы при выборе
В зависимости от предназначения будущей покупки, панели можно выбирать опираясь на качество вагонки и дерево, из которого она изготовлена.
• Совет по дереву. Наибольшей популярностью пользуется продукция из хвойных пород.
В них большое количество смолы, которая помогает противостоять влажности и грибку. Именно поэтому рейки из хвойных пород используют для внешней отделки построек.
Если же вашей целью является обивка стен или потолков в бане или доме, то лучше, чем лиственные панели здесь ничего не подойдет.
• Совет 2. Класс А наиболее приемлем для отделки фасадов, балконов и стен в бане или сауне.
А вот «С» используется только для обшивки хозяйственных построек, таких как сараи и гаражи.
Остальные варианты, например, «В» или «Экстра» используются в зависимости от количества средств, которые вы готовые вложить в покупку.
Какой бы вид и класс вагонки вы не выбрали, можете быть уверены в том, что она оправдает ваши ожидания, если выбор будет соответствовать целям.
Так лиственные панели класса А, размещаясь на стенах в бане, позволят в полной мере насладиться целительным эффектом от посещения этого места. А хвойные доски Экстра позволят не беспокоиться о том, насколько надежно обшит фасад вашего дома.
Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста
Вагонка – идеальная отделка для любых помещений. С ее помощью вы сможете подчеркнуть природную красоту интерьера. Теплота дерева сделает ваш дом уютным. Деревянные стены подчеркнут единение с природой. Кто-то говорит, что это пережитки прошлого, но это не так.
При выборе и покупке этого материала необходимо обращать внимание на класс изделия. Выбор правильного сорта вагонки поможет сэкономить вам при отделке помещения.
Так, если вы хотите использовать этот материал для отделки подсобного помещения, то совсем не обязательно покупать дорогую. В этом случае целесообразно взять категорию В или С. Нельзя ответить какой сорт вагонки лучше, не имея представления об области ее применения.
Отличие сортов прежде всего основывается на наличии или отсутствии внешних дефектов. Все изделия изготавливаются по одной технологии. Разделение происходит после сортировки. Подробнее в статье — виды вагонки от А до Я.
Всего по ГОСТу выделяется 4 вида:
Видео — как вас могут обмануть при продаже:
Вагонка класса «Экстра» или «Премиум»
Если бы не применялся этот метод, то она стоила баснословных денег, так как из цельного куска дерева получается очень мало идеальных досок. Такой материал гладкий на ощупь. Вы не заметите ни сучков, ни сколов.
Производители часто помещают ее в вакуумную упаковку. Это делается для уменьшения риска сколов и деформации при перевозке. Такой вид считают элитным. Им не стыдно обшить богатые интерьеры загородного дома. В комплекте обычно продаются и крепежи. Вам не нужно будет подгонять ее при установке – она отлично зафиксируется.
При покупке не стоит доверять надписям производителя. Проверьте соответствие категории при личном осмотре. Если продавец отказывает вам в этой просьбе, лучше не брать, так как он знает о подвохе. Бывает и так, что сверху в упаковке положены идеальные доски, а внутрь спрятаны более низкого качества.
При монтаже используйте только специальные крепления, чтобы не повредить материал. Лак является идеальным покрытием для этой категории. Он позволит еще больше раскрыть красоту дерева и подчеркнуть его неоспоримые достоинства.
Вагонка класса А
Она во многом схожа с более дорогостоящим собратом. Сорт вагонки ГОСТ определяет, поэтому сравнивая товары разных производителей можно увидеть расхождения в качестве производства.
Отделочный материал класса А у одних, иногда лучше категории Премиум у других производителей. В данном случае ориентируйтесь на внешний вид изделия.
Такой вид используют для лицевых отделочных работ. Дефекты не нужно заштриховывать краской. Отличный вариант ее декорирования – лак. Он подчеркивает природные «формы» изделия. Подойдут также масла и воск.
Премиум и Класс А – сорта вагонки, наиболее подходящие для отделки жилых помещений.
Класс В
У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.
В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.
Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).
Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.
Такой вариант считается наиболее бюджетным. Она доступна широкому кругу населения.
Класс С
Этот вариант наиболее низкого качества и, соответственно, самый доступный по цене.
Сфера применения – черновые работы и подсобные помещения. Требует большого подгона при монтаже и сложности окраски для приведения в порядок поверхности при отделке.
Некоторые производители относят к этой категории откровенно бракованные изделия, хотя согласно ГОСТ такого быть не должно. Редкий специалист согласится работать с таким материалом. При монтаже будут затрачены большие усилия для устранения несовершенств, которые составляют большую часть поверхности.
Сравнительная характеристика
Приведем сорта и описание вагонки:
Стоимость вагонки
Цена в разных городах и от разных производителей разниться. Приведем усредненное значение по каждой категории. Стоимость также зависит от используемого дерева. В таблице показаны значения за 1 кв.м изделия длиной 2-3 метра. Валюта – рубли.
Лиственница | Осина | Сосна | Липа | |
Экстра | 690 | 470 | 450 | 990 |
А | 500 | 350 | 300 | 600 |
В | 350 | 300 | 230 | 500 |
С | 200 | 180 | 180 | 300 |
Видео — как нужно выбирать материал:
Прежде чем купить вагонку определитесь с отделываемым помещением. С помощью категории Премиум вы можете из обычного дома создать царские хоромы, но доступна ли будет цена для вас?
Какую бы категорию вы не выбрали – деревянная отделка на протяжении долгих лет будет радовать вас своей теплотой и уютом.
Что означает деление евровагонки на классы «А», «В» и «С»?
В настоящее время не существует обязательных для производителей стандартов на изготовление отделочных материалов из дерева. Единственный имеющийся стандарт ГОСТ 8242-88 « Детали профильные из древесины для строительства» во-первых, не является обязательным, во-вторых, очень ограничен по перечню продукции и виду древесины и в-третьих – морально устарел. Он может служить только основой для создания Технических Условий производителей и не более того.
Иногда потребители ошибочно считают действующими стандарты ГОСТ 26002-83 (т.н. «Экспортный») и ГОСТ 8486-86 (т.н. «внутренний») не учитывая, что эти два стандарта относятся к обрезному пиломатериалу. В этих условиях производители пиломатериалов изготавливают их на основе собственных Технических Условий. Как правило, пиломатериалы производятся различных сортов. Самыми распространенными являются: Экстра, А, В и С, но встречаются и другие названия – Прима, АВ, ВС, Классик, Эконом. Все зависит от фантазии производителя и его желания избежать конкуренции.
Необходимо подчеркнуть, что все сорта продукции проходят единый технологический цикла на одном и том же оборудовании. Они имеют одни и те же размеры, одинаковую влажность и качество строжки лицевой поверхности. Разделяют их на сорта только в конце технологической цепочки – на этапе сортировки. Критериями сортировки являются дефекты древесины и дефекты изготовления.
Как уже говорилось выше, производитель использует свои технические условия и нормы сортировки. Поэтому потребитель должен совершенно четко понимать: Одинаковое обозначение сорта продукции у двух разных производителей совсем не говорит о том, что и качество продукции у них одинаковое. Чтобы сравнить качество необходимо сравнить Нормы сортировки, а лучше – посмотреть продукцию «живьем».
Есть несколько важных моментов, о которых нужно помнить, изучая Нормы сортировки:
1. Перечень допускаемых дефектов для каждого сорта определяется для лицевых (т.е. видимых после монтажа) поверхностей. Для не лицевых поверхностей обычно допускаются любые дефекты.
2. Сортировка производится вручную, и здесь могут возникнуть ошибки из-за «человеческого фактора». Поэтому в Нормах сортировки очень часто присутствует пункт, согласно которому в партии товара может присутствовать до 5% продукции более низкого сорта.
3. Древесина различных видов сильно отличается по структуре и типичным порокам. Поэтому не существует универсальных Нормы сортировки. Для каждого дерева они свои. Единственное исключение – это ель и европейская сосна. Хотя внешний вид их древесины отличаются, обычно их обозначают термином «хвойные породы» и для этих видов древесины составляют единые Нормы сортировки. А вот лиственница, хотя формально так же является хвойной породой, стоит особняком. И, например, вагонка из лиственницы сорта «А» на порядок лучше, чем вагонка сорта «А» из ели.
На рынке пиломатериалов сложились некоторые традиции по сортировке различной продукции:
1. Вагонка (евровагонка) из хвойных пород длиной от 2 до 4м. Обычно предлагается трех сортов – А, В и С. Сорт Экстра встречается крайне редко из-за очень маленького выхода (1-2%). Иногда предлагается совместный сорт АВ вместо двух отдельных;
2. Половая доска, имитация бруса и блок-хаус из хвойных пород длиной 6м. Как правило, предлагается сорта АВ. Такой вид сортировки обусловлен большой длиной пиломатериала;
3. Вагонка из ангарской сосны обычно бывает сортов Экстра, А, В и С;
4. Продукция из лиственницы предлагается так же в четырех основных сортах- Экстра, А, В и С. Нередко возникают различные «производные» от основных сортов: Прима, АВ, ВС, которые обычно применяются для психологического оправдания завышенной цены;
5. Вагонка из липы. Применяются обозначения сортов А, В и С или аналогичные О, I и II;
6. Вагонка из осины. Используются сорта Экстра, А и В.
В компании «Прима-Лес» мы стремимся использовать самые жесткие нормы сортировки, чтобы качество нашей продукции было конкурентным и не вызывало нареканий клиентов. Все нормы сортировки вы можете увидеть в разделе ГОСТЫ, ТУ и Инструкции.
Если же у вас нет желания разбираться в тонкостях сортировки, то мы приведем упрощенную схему дефектов для различных сортов и видов продукции.
Евровагонка из сосны и ели
Половая доска, имитация бруса и блок-хаус
Вагонка из ангарской сосны
Продукция из лиственницы
Экстра – дефекты отсутствуют
Продукция из липы
А («нулевой» сорт) – на 2-х – 3-х досках в пачке допускается 1-2 точки на доске диаметром 2-3 мм
Что такое Вагонка сорт А, АВ, С
Всего в среднем принято выделять 4 сорта строганных изделий. Называться они могут по-разному. В большинстве случаев фирмы производители предлагают одну категорию с самыми высокими кондициями – Экстра, Премиум, Ультра, Отборная… А также реализуют евровагонку ещё 2-3 ступеней качества: I; II; III – сорта, либо обозначают категории литерами: А; В; С.
Помимо основных сортов, классов и категорий нередко можно встретить промежуточные варианты, например, ВС или АВ. Возьмём, к примеру, вагонку категории АВ, которая по качеству представляет собой партию продукции, в которой наряду с деталями более высокого сорта А имеется также некоторое количество изделий сорта В. Зачем так делает производитель – спросите вы? Всё очень просто.
Промежуточный класс АВ выделен не для обмана клиента. Когда мошенники стремятся к незаконной выгоде – они просто продают низкосортную продукцию под видом высокосортной, за те же деньги, вплоть до того что они могут смешивать в категории А всё, что есть в наличие, в том числе изделия 3-го сорта или вообще полную выбраковку.
Перед нормальным производителем ставится задача максимально полно использовать попиленное сырьё. Дело в том, что дерево является живым и уникальным организмом, каково строение ствола – понять до распиловки не понятно, как поведёт себя нарезанная доска в процессе сушки и строжки тоже.
Более того, чем длиннее бревно подвергается распиловке, тем больше вероятность, что в готовое изделие попадёт какой-то дефект. Особенно это актуально для сучков, которые представляют собой части веток, а чем выше по стволу – тем веток больше. Именно поэтому выход вагонки длиной более 4 метров, попадающей под критерии отборного или первого сорта очень невелик. Это не говоря уже о первосортной 6-метровой вагонке, которой из 20-25 штук с одного распущенного ствола получается отобрать только 1-2 штуки. Вот почему вагонка большой длины чистой категории А так дорого стоит.
То есть сорт АВ, при достаточно приемлемом качестве, позволяет потребителю сэкономить более 20 процентов средств, получив при покупке вполне достойный материал, которым, если правильно распорядиться, можно решать весьма серьёзные задачи.
Классификация вагонки по сортам
Вагонка – обшивочная доска, полученная при распиловке и обработке древесины. Многообразие вариантов затрудняет выбор, а значимость для конкретного вида работ зависит от чистоты основания и поверхности. Для быстрой классификации используют представление о сортности отделочного материала. Имеет значение порода дерева, т. к. сорта вагонки из сосны, ели, лиственницы могут допускать разное число дефектов.
Что означает «сорт» вагонки
Сорт вагонки определяется количеством дефектов и породой древесины
Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.
При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:
От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.
ГОСТы
Производители вагонки должны учитывать требования ГОСТ
В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.
Различные стандарты отличаются сферами применения:
В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.
Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.
Виды дефектов
Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.
Параметры сортировки дефектов:
Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.
Классификация материала
Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.
В зависимости от этого различают виды:
Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.
Экстра
К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.
Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость: