вагонка что это за материал
Вагонка ее виды. Свойства вагонки.
Что такое вагонка и ее происхождение
Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.
Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.
вагонкой отделывали пассажирские вагоны
Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.
Виды и классы вагонки
Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)
Виды вагонки по классу
По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:
Виды вагонки по древесине
Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины
вагонка из тропического дерева
Виды вагонки по материалу
В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.
пластиковая вагонка на потолке
Виды вагонки по профилю
Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.
По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт
виды вагонки по профилю
Техническая характеристика вагонки
В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.
Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:
Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.
Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.
Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.
Деревянная вагонка в доме: секрет популярности материала
Деревянная вагонка – универсальный материал для внешней и, как правило, именно внутренней отделки стен, представляет собой доску, которая идеально отшлифована со всех сторон. Сами доски соединяются при помощи специального пазогребневого соединения. Обычно вагонкой обшивают изнутри балконы, террасы, бани и так далее. Вариантов применения множество. Сами деревянные панели могут изготавливаться из различных пород древесины. К примеру, сосновая вагонка в качестве материала для внутренней отделки дарит уют и тепло, при этом сохраняет приемлемую стоимость. А ведь это натуральный, экологически чисты материал. Аромат хвои можно сравнить с посещением леса, не выходя из помещения. Это отличные ощущения, вызывающие положительные эмоции. А между тем, слово «вагонка» присутствует только в русском языке, это не удивительно, так как связано с историей применения материала. Несколько десятилетий назад деревянными досками обшивали вагоны для защиты их от природных явлений. Они были дешевле листового металла и противодействовала парниковому эффекту. В странах Европы лучше не использовать термин «вагонка», вас просто не поймут. У них этот отделочный материал носит название профилированная доска.
Область применения вагонки
Вагонка из дерева используется достаточно давно в качестве отделочного материала. Она хорошо подходит для внешних и внутренних работ. Ее популярность можно объяснить непередаваемой аурой, которую дарит древесина. Ведь невозможно повторить рисунок древесины, и каждое помещение будет уникально. Современную деревянную вагонку зачастую используют для внутреннего оформления. Обшивка зданий деревянной вагонкой встречается намного реже. Изначально, при применении вагонки отсутствовали шиповые соединения, впоследствии они появились для удобства. Монтаж упростился, уменьшился и риск деформации.
Важно различать вагонку и МДФ. МДФ изготавливается из древесной стружки и существенно проигрывает по качеству и внешнему виду. Для отделки парной, сауны или бани, деревянная вагонка является, пожалуй, единственным подходящим материалом. Разве что стоит задуматься над породой древесины. Но вагонка также популярна для отделки коттеджей, кухонь, мансард, веранд. Дом с такой отделкой будет дарить уют и тепло. Внутреннюю отделку обычно производят хвойными породами, бани и парные – липовыми, ольховыми, кедровыми породами, ванные комнаты обычно облагораживают дубовой вагонкой.
Плюсы вагонки
Преимуществ вагонки множество, вот некоторые из них:
Минусы вагонки
Но кроме достоинств вагонка в качестве материала для отделки помещений обладает и негативными особенностями. Среди недостатков вагонки числятся:
Использование вагонки в строительстве
В строительстве вагонка себя также зарекомендовала с положительной стороны. Она используется при постройке беседок, парных, бань. Этот вид строительного материала дает весьма комфортные условия для эксплуатации помещений и жилья. Предварительно требуется произвести антисептическую обработку стен, чтобы исключить появление плесени и грибка. Вагонкой обшиваются только ровные стены и потолки. При наложении на бетон или кирпич применяется обрешетка. Ее размеры зависят от применяемой вагонки. Первый шип должен быть направлен к стене, последующие панели вставляются в пазы. Они не должны плотно прилегать, должен оставаться небольшой зазор, так как будут присутствовать температурные сжатия и расширения. Это особенно важно в неотапливаемом помещении или при внешнем монтаже. Гвозди желательно использовать оцинкованные. В принципе, можно использовать и обычные, но они со временем поржавеют, а это ухудшит эстетику помещения.
Правила работы с вагонкой
Обшивка вагонкой не так сложна, как может первоначально показаться. Небольшую пошаговую инструкцию я предоставлю вам в этой статье.
Уход за сооружением из вагонки
Здесь можно в целом порекомендовать классические способы ухода за деревянными изделиями. Есть три основных врага вагонки: неправильный уход (или его отсутствие), повышенная влажность, микроорганизмы. Уход за вагонкой заключается в защите материала от этих неприятностей.
Подведем итоги, вагонка – это универсальный безвредный материал для строительства и отделки. Служит она долго, но требует соответствующего ухода и правильного монтажа. Использование деревянной вагонки позволяет создать богатый, уютный интерьер внутри любого помещения. В настоящее время она является наиболее востребованным материалом для обустройства загородного дома, благодаря своей экологичности и внешнему виду.
Виды вагонки для внутренней и наружной отделки
Разнообразие способов применения дерева для внутренней и наружной отделки обуславливает наличие на рынке большого количества необходимых для этого материалов, каждый из которых в свою очередь делится по разновидностям, сортам и классам.
Виды вагонки для отечественного покупателя в первую очередь делятся на обычную и евро. Дальнейший выбор зависит от необходимости использовать хвойные или лиственные породы, какая будет лучше форма профиля, а также соотношение цена/качество, которое определяется сортом древесины.
Обычная и евровагонка
Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект.
Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.
В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.
К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.
Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.
Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:
Виды профилей вагонки
Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.
Традиционная евровагонка
На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.
Вагонка «Softline»
Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.
Вагонка «Штиль»
Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.
Вагонка «Ландхаус»
Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.
Вагонка «Блокхаус»
Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.
Вагонка «Американка»
В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.
Двусторонняя вагонка
У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.
Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.
Сорта вагонки
В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.
Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.
Экстра
Класс А
В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке.
Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.
Класс В
Класс С
К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски.
Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.
Не допустима синева.
Недопустима синева.
Разновидности вагонки в зависимости от пород древесины
Для производства вагонки применяются любые сорта древесины. Выбор между ними зависит от необходимых характеристик, которые хотелось бы видеть у обработанной поверхности, подбираются виды вагонки для внутренней отделки или наружных работ, а также бюджета, который можно выделить на её приобретение. Основное разделение идёт на доски, полученные из хвойных и лиственных пород древесины.
Хвойные породы
Характеризуется наличием эфирных масел и смол, что ставят природный барьер для влаги и различных грибков, поэтому такую вагонку чаще всего выбирают для использования в наружной отделке. Также ими облицовывают стены в банях и парилках, но для этого доски проходят тщательный отбор и процесс обессмоливания. Вагонка из хвои выгодно отличается большим сроком эксплуатации, который может составлять несколько десятилетий.
Ель. Благодаря природной мягкости этого дерева, оно чаще используется для получения вагонки с округлыми формами. Дизайнеры часто рекомендуют этот материал для отделки помещений, дизайн которых выполнен в каком-либо из современных стилей.
Из физических характеристик выделяется низкий показатель шероховатости и красивая фактура поверхности без ярко выраженных узоров.
Благодаря сравнительно невысокой стоимости и прочностным свойствам, такая древесина широко применяется в наружной и внутренней отделки. Однако следует учитывать высокий уровень гигроскопичности еловых досок – для увеличения срока службы их обязательно надо обрабатывать соответствующими химикатами.
Сосна. Такую вагонку можно считать самым бюджетным решением среди всех хвойных пород, что, впрочем, не умаляет ее характеристик, касающихся внешнего вида досок и их прочности.
У сосновой вагонки есть только два существенных недостатка на которые стоит обратить внимание перед покупкой:
Лиственница. Единственный недостаток, который можно найти у такого покрытия – высокая стоимость, которая вполне определяется его качеством.
Среди преимуществ, в первую очередь, выделяются прочность этой древесины, которая мало того что высокая сама по себе, но еще и увеличивается со временем, примерно на треть превышая показатели досок, изготовленных из остальной хвойных пород.
Характерная структура лиственницы не только определяет красоту досок, но и придает им исключительные теплоизоляционные свойства. Содержащаяся в волокнах дерева смола является природным барьером, оберегающим его от влажности и насекомых-вредителей, а также в течение всего срока эксплуатации сохраняет природный красноватый оттенок, который отлично смотрится на любой поверхности.
Кедр. Природная пропитка кедровых досок смолами придает им сильный характерный хвойный запах, благотворно влияющий на человеческий организм, а в частности на нервную систему.
Кедровая вагонка это отличный теплоизолятор, а также благодаря высокой плотности имеет высокую устойчивость к механическим повреждениям. При условии правильной обработки, кедровые доски сохраняют все свои свойства в течение нескольких десятилетий, что позволяет использовать их как во внутренней, так и для наружной отделки.
Дополнительный «бонус», который получают владельцы помещений отделанных кедровой вагонкой – это отсутствие комаров, которым не нравится запах этого дерева.
Вагонка из сосны.
Лиственные породы
Так как в составе нет смол и прочих летучих веществ, такие типы вагонки преимущественно применяются для внутренней отделки, включая помещения в саунах и банях. Общий недостаток таких материалов – меньшая долговечность, но зачастую это компенсируется низкой теплопроводностью, что позволяет применять их в помещениях, прогревающихся до высоких температур.
Липа. Отличается сравнительно невысокой стоимостью, исключительной устойчивостью к механическим повреждениям, деформациям и воздействию влаги, что делает изделия из такого дерева идеальным решением для использования в банях или для отделки балконов.
Существенный недостаток такой вагонки – со временем она заметно темнеет, поэтому доски из липы в обязательном порядке нуждаются в дополнительной обработке пропитками предотвращающими гниение дерева.
Ольха. При нагревании досок из ольхи, они выделяют в воздух летучие соединения, получаемые из содержащихся в дереве дубильных веществ. Кроме того, что природа этих соединений благотворно влияет на человеческий организм, само дерево не впитывает в себя влагу, поэтому с успехом используется при отделке помещений, в которых предполагается высокая влажность воздуха.
К прочим преимуществам материала относится низкая теплопроводность, высокие звукоизоляционные свойства и характерная расцветка, благодаря которой ольха легко узнаваема при использовании ее в качестве отделочного материала.
Недостаток, который придется обходить, это сравнительно невысоких срок службы, что исправляется применением защитных составов.
Дуб. Изделия из этого дерева были и остаются элитной «классикой жанра», отличающейся непревзойденным качеством и соответствующей стоимостью.
Высокие прочностные характеристики влияют не только на дальнейшую эксплуатацию изделий, но и на стоимость обработки из чего также складывается их цена для конечного покупателя. Также расценки на вагонку из дуба сильно зависят от ее длины, а для облицовки помещений в бане дизайнеры как раз рекомендуют подбирать длинные и неширокие доски, которые создадут более целостный рисунок.
Вагонка из липы.
Ценные, экзотические породы
Чаще всего под экзотикой подразумеваются изделия, сделанные из красного дерева. Так как ареалом произрастания для него являются исключительно тропические леса, на отечественном рынке такая продукция встречается нечасто и стоимость имеет достаточно высокую.
Несмотря на хорошие физические характеристики, такая древесина подходит для всех типов обработки, а размеры стволов деревьев позволяют получать вагонку практически любых размеров. Преимущественно она применяется для внутренней отделки помещений.
Размеры деревянной вагонки
Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.
Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.
По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.
Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.
Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:
Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».
Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.