вагон лаборатория ржд для чего
Какие бывают вагоны-лаборатории и для чего они применяются?
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 04.02.2021
Как железнодорожники контролируют исправность путей, контактной сети и других устройств?
Вагон путеизмеритель
Работники вагона-путеизмерителя, по радиосвязи могут сразу-же выдавать ограничения скорости (предупреждения) для вслед идущих поездов, через дежурных по ближайшим станциям. Работа его осуществляется как на уменьшенных, так и на установленных для данного перегона максимальных скоростях. Как правило вагон-путеизмеритель работает на перегоне один, ведомый локомотивом, но может ставиться в состав обычных пассажирских поездов, с хвоста. На профессиональном сленге он называется — «путемер».
Вагон дефектоскоп
Есть в распоряжении путейцев и вагоны-дефектоскопы. Это обычный вагон, но оснащенный необходимым оборудованием и специальной тележкой, для проведения дефектоскопии рельс и стрелочных переводов. Работает в одиночку, ведомый локомотивом.
Самоходный универсальный путеизмеритель
Сейчас на железных дорогах России активно внедряются самоходные дефектоскопы, это обычная автомотриса, но оборудованная для проведения необходимых работ и помещениями для работы и отдыха сотрудников, такой мини-вагон.
Оборудование дефектоскопа
При работе дефектоскопа на одном из направлений двухпутного перегона, это направление закрывается для движения поездов. При работе дефектоскопа на однопутном перегоне, закрывается весь перегон. Вагон-дефектоскоп и самоходный дефектоскоп оборудованы радиосвязью, для передачи информации о выявленных нарушениях дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и конечно, вся информация поступает в дистанции пути (ПЧ). Ведь может потребоваться и немедленная смена рельса с изломом (остродефектного).
Вагон лаборатория контактной сети
Ну и вагоны для испытания контактной сети. Это также обычный вагон, но с существенными изменениями, на крыше установлены токоприемники, как на электровозах и посередине вагона оборудована, выступающая из крыши, застекленная кабина для контроля и наблюдения за контактной сетью. В самом вагоне находится все необходимое для этого оборудование.
Вагон лаборатория контактной сети внутри
Данный вагон работает на перегоне один, ведомый локомотивом, он сам поднимает установленные на нем токоприемники и начинает свою контрольную работу. Токоприемники на вагоне поднимаются за счет сжатого воздуха, подаваемого от прицепленного локомотива. Вся информация о выявленных дефектах и отклонениях поступает в дистанции электроснабжения (ЭЧ) и контактной сети (ЭЧК), для оперативного устранения выявленных неисправностей. Данный вагон, также оборудован радиосвязью. Все вагоны оборудованы для продолжительной работы, без смены сотрудников, имеют купе и все необходимое санитарное и бытовое оборудование.
Вагон лаборатория контактной сети внутри
Есть еще и специальные вагоны – весоповерочные. Они оснащены всем необходимым, для проверки весового оборудования.
Весоповерочный вагон
Весы устанавливаются на путях различных предприятий и служат для контроля веса, выпускаемых на железнодорожные пути общего пользования, груженых вагонов. Данные вагоны для проживания не оборудованы.
Вагон-лаборатория на турбореактивной тяге
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 03.11.2021
Во все времена на железных дорогах шла и идет непрерывная научно-исследовательская работа по созданию скоростных локомотивов и электропоездов. Битва за скорость ведется постоянно. Достигнуты огромные успехи в этой области. А вот во времена Советского Союза был создан уникальный образец высокоскоростного вагона на реактивной тяге! Так сказать, железная дорога с авиационным уклоном! Знакомьтесь – турбореактивная лаборатория на рельсах «СВЛ»!
Скоростной вагон-лаборатория СВЛ
Для проведения научно-исследовательских работ в области проектирования и строительства высокоскоростных локомотивов и электропоездов, Калининским (Тверским) вагоностроительным заводом, совместно с сотрудниками авиационного КБ А.С. Яковлева был разработан проект высокоскоростного моторного вагона. В 1970 году на этом заводе был построен такой экземпляр, он получил название «СВЛ» – скоростной вагон-лаборатория. Главное в том, что двигался он действительно за счет реактивной тяги!
Скоростной вагон-лаборатория СВЛ
Кузов представлял собой обычный стандартный кузов головного вагона электропоезда, в головной и хвостовой части которого были установлены обтекатели, а подвагонное оборудование и ходовые части были закрыты с обоих сторон специальными, так называемыми, фальшбортами. Самое главное, на крыше в головной части на специальном пилоне были установлены два авиационных турбореактивных двигателя от самолета ЯК-40, которые и создавали необходимую силу тяги для движения. В кабине машиниста, кроме обычных приборов управления был установлен и авиационный пульт управления авиадвигателями. Для обеспечения собственных нужд в кузове находился дизель-генератор.
В 1971 году турбореактивный вагон проходил испытания на участке Голутвин – Озеры, Московской железной дороги, где была достигнута скорость 187 км/час. В начале 1972 года он совершал поездки на участке Новомосковск – Березановка, Приднепровской железной дороги. На данном участке постепенно увеличивалась и максимальная скорость. В итоге была достигнута скорость движения 249 км/час. Прямо-таки «Сапсан» прошлого века, только реактивный!
Памятник вагону-лаборатории СВЛ в Твери
Дорога даёт «зелёный»
На Восточно-Сибирской магистрали приступил к работе новый передвижной экологический вагон-лаборатория
Его назначение – доставка специализированного оборудования и персонала Центра охраны окружающей среды ВСЖД до мест проведения инструментального контроля для комплексных проверок и обеспечения экологической безопасности, а также к местам возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями.
—> Свою первую поездку в новом вагоне-лаборатории специалисты центра сделали на минувшей неделе. В тестовом режиме вагон проехал от места постоянной приписки на станции Иркутск-Пассажирский до станции Улан-Удэ и обратно.
– Наш экипаж уже оценил его эксплуатационные характеристики. В ходе поездки были опробованы системы жизнеобеспечения. Нареканий никаких не возникло, – рассказал начальник вагона-лаборатории Михаил Лопаев.
Экологический вагон оснащён современной аппаратурой и всем необходимым для выполнения задач экологами ВСЖД на удалённых участках дороги в Тайшетском, Улан-Удэнском и Северобайкальском регионах.
Располагает он помещением для проведения исследований, необходимой мебелью и вытяжным шкафом. В комплект, предназначенный для лабораторных исследований, входят также ионизатор, два анализатора шума и вибрации экосистем, позволяющие выполнять замеры их уровня на станциях, аспираторы, с помощью которых производится пробоотбор воздуха, газоанализатор экосистемы промзоны, лазерный дальномер для определения расстояний при проведении отбора проб, метеометр – прибор, который измеряет различные параметры климата, в том числе давление, скорость ветра, влажность.
Есть GPS-приёмник определения точных координат мест забора проб, хладотермостат для обеспечения транспортировки взятых проб при определённой влажности и температуре, сушильный шкаф, предназначенный для доведения пробы почвы до установленной влажности.
В зависимости от поставленной задачи при выполнении плановых и внеплановых замеров, вагон может оснащаться приборами, которыми оборудована лаборатория Центра охраны окружающей среды ВСЖД.
Комплектация вагона проводилась с учётом предложений работников экологических центров железных дорог, в том числе центра, работающего на Восточно-Сибирской магистрали.
Комфортные условия пребывания в поездках экипажу обеспечивают кондиционеры. Имеется санитарно-бытовой комплекс, включающий душевую кабину, стиральную машину, умывальник и водонагреватель. Запас воды на борту составляет 1 тыс. литров.
Поддержание необходимого температурного режима в салоне обеспечивается в автоматическом режиме.
Система жизнеобеспечения предусматривает возможность функционирования вагона-лаборатории в автономном режиме. Для работы оборудования предусмотрена возможность использовать источники питания с рабочим напряжением 3000, 380 и 220 вольт. Кроме того, для выработки электрической энергии напряжением 220 В имеется дизель-генератор. Выработку электроэнергии во время движения обеспечивает также подвагонный генератор.
Оснащён вагон-лаборатория и аккумуляторными батареями, которые подзаряжаются во время движения от генератора, а при стоянках на станциях – от электросети.
Изготовлен он на Тверском вагоностроительном заводе. Но технологическое наполнение ему обеспечило ЗАО «Твема». Аналогичные вагоны-лаборатории поступили также на Западно-Сибирскую и Северную дороги.
Особое значение придали конструкторы эксплуатации вагона-лаборатории в холодное время года. При низких температурах для поддержания заданной температуры в салоне вагона предусмотрено четыре вида отопления. В движении оно может осуществляться от электропитания либо с помощью дизельной горелки, дополнительно на стоянке предусмотрена возможность использования жидкостного котла обогрева на 380 вольт. Для заправки дизельным топливом имеются два бака объёмом 800 литров. В этом также один из больших плюсов поступившего вагона-лаборатории. Ранее центром эксплуатировался его предшественник, для которого тепло вырабатывали водяные котлы. Одному из них для бесперебойной работы необходим был уголь, другому – электрическое напряжение в 380 вольт.
– Теперь мы избавлены от проблем, связанных с поддержанием тепла, – выразили своё восхищение проводники, входящие в состав экипажа во время его поездок на задания.
Использовавшийся прежде вагон-лаборатория служил с 1990 года. Из эксплуатации он выведен в минувшем году в связи с выработкой нормативного срока, физическим и моральным износом основных систем и узлов.
– На протяжении почти года мы не имели такого средства передвижения и вынуждены были для поездок в командировки по плану производственного контроля пользоваться поездами дальнего следования. Нынешний вагон-лаборатория получен по инвестпрограмме «Обеспечение экологической безопасности ОАО «РЖД»», – говорит начальник вагона-лаборатории Михаил Лопаев.
Использование вагона обеспечивает ОАО «РЖД» снижение расходов при решении экологических задач за счёт проведения мониторинга собственными силами без привлечения сторонних лабораторий. Исключаются также финансовые риски на полигоне Восточно-Сибирской дороги из-за невыполнения графика производственного экологического контроля.
Вагон-лаборатория
Вагон-лаборатория — специально оборудованный вагон, предназначенный для проведения различных исследований и испытаний объектов железнодорожной техники в путевых (полевых) условиях. Предназначен для проведения автоматизированных обследований состояния оборудования тяговых подстанций и других объектов тягового электроснабжения электрифицированных железных дорог. Целью обследований является установление необходимости и объема ремонта при выработке оборудованием ресурса работы или при обнаружении дефектов.
Содержание
Общая характеристика
Внутри вагона-лаборатории устанавливается измерительная и регистрирующая аппаратура, электронные усилители, промышленная телевизионная установка, а также электроэнергетическое оборудование для питания измерительных приборов — аккумуляторные батареи, дизель-генератор, выпрямители. Динамометрические вагоны оснащаются динамометрической автосцепкой.
Применение
Контроль устройств СЦБ и связи
В вагоне-лаборатории сигнализации и связи осуществляют измерения параметров и проводят исследования и контрольные испытания устройств СЦБ и связи. Для этого вагон-лаборатория оборудован аппаратурой для измерения параметров рельсовых цепей, устройств автоматической локомотивной сигнализации, устройств САУТ, устройств КТСМ, каналов радиосвязи. Применяются автоматизированные системы измерения и фиксирования отклонений измеряемого параметра с привязкой его к координате пути. Регистрация данных ведётся с помощью различных печатных устройств.
Контроль контактной сети
Вагон-лаборатория контактной сети служит для автоматизированного контроля параметров контактной подвески, определяющих характер взаимодействия с ней токоприёмников ЭПС и является одним из технических средств диагностирования контактной сети. Вагон-лаборатория обычно оборудован двумя измерительными токоприёмниками и смотровой вышкой, в некоторых случаях — промышленной телевизионной установкой. Связь работников вагона-лаборатории с локомотивной бригадой может быть проводной или осуществляться по радио. Специальные устройства регистрируют следующие параметры:
Все показатели регистрируются печатающим устройством, затем расшифровываются и сравниваются с нормативными. На основании этой информации проводится оценка содержания контактной подвески по балльной системе. Значения параметров подвески, угрожающие отказом контактной сети, выносятся на специальное табло в смотровой вышке вагона-лаборатории и передаются для принятия срочных мер по устранению опасных отклонений от нормы. В некоторых вагонах-лабораториях производят измерения износа контактного провода. При подходах вагона-лаборатории к искусственным сооружениям определяют уклон контактного провода и сравнивают его с нормативным значением.
В вагоне размещаются комплекты диагностического испытательного оборудования, позволяющие выполнять всестороннюю диагностику объектов тягового электроснабжения. Вычислительный комплекс вагона обеспечивает автоматизированную обработку результатов диагностики, выдачу рекомендаций по обслуживанию, а также ведению базы данных по обследованным объектам. Вагон структурно состоит из:
Вагоном-носителем является цельнометаллический пассажирский купейный вагон. Переоборудование вагона произведено в соответствии с нормами и правилами МПС РФ. Ударно-тяговые приборы на вагоне оставлены без изменений. Резиновые суфле и переходные площадки, расположенные по торцам вагона демонтированы. Переходные проемы заварены металлическим листом. На вагоне сохранены: ручной тормоз, стоп-краны, габаритные огни, оттормаживающие поводки, поручни для составителя. Системы водоснабжения, электроснабжения частично изменены. Система электроснабжения вагона-электротехнической лаборатории предназначена для автономного питания потребителей электроэнергии вагона напряжением переменного тока 220 В, постоянного тока 50 В или 110 В и заряда аккумуляторной батареи.
Новый вагон испытаний контактной сети повысит качество её диагностики
На Красноярской железной дороге заработал ВИКС нового поколения
В среду, 11 марта, вагон испытаний контактной сети (ВИКС) нового поколения отправился в свою первую инспекционную поездку по маршруту Красноярск – Иланская.
Новый вагон, оснащённый самым современным оборудованием, не только усовершенствует технологию и качество диагностики контактной сети, но также поможет существенно сократить количество отказов технических средств и повысить уровень безопасности движения поездов.
Этот подвижной состав официально включён в график поездок на 2020 год, ему присвоен восьмизначный номер, который позволит проводить диагностику контактной сети, передвигаясь в составе пассажирских поездов.
Участок обслуживания вагона составляет 3328 километров – такова протяжённость главных электрифицированных путей Красноярской магистрали, которые подлежат проверке. Ведущий инженер технического отдела Красноярской дирекции по энергообеспечению Елена Мезенцева считает, что поступление новинки – важное событие:
– В процессе технического перевооружения сферы диагностики энергохозяйства на сети дорог каждый год будут появляться по три таких вагона, пока парк полностью не будет обновлён. В 2019 году поставки были запланированы на Красноярскую, Западно-Сибирскую и Свердловскую дороги.
Новинка поступила в распоряжение дорожной электротехнической лаборатории на смену старому вагону. В конце февраля бригада из трёх механиков и начальника вагона осваивала новую технику и совместно с разработчиком настраивала программное обеспечение под особенности работы на Красноярской дороге. Помогала им в этом делегация из Санкт-Петербурга – представители завода-изготовителя.
– Принципиальное отличие нового ВИКС в том, что это специализированный вагон заводского производства, оснащённый современным диагностическим оборудованием, таким как тепловизор, линейные и ультрафиолетовые камеры, – рассказывает начальник вагона Павел Яковлев. – А его предшественник был обычным пассажирским вагоном 1990 года выпуска, который в начале двухтысячных переоборудовали под лабораторию. Срок эксплуатации закончился, и теперь его сменил на посту новый ВИКС.
Каждый квартал бригада один раз проводит инспекционный осмотр и один раз – дополнительный. По итогам проверки ведётся расчёт балльной оценки. В четвёртом квартале 2019 года средняя оценка по магистрали составляла 13,8 баллов. Это высокий показатель, учитывая, что амплитуда отличной оценки колеблется от 0 до 50.
Появление нового вагона позволит довести качество диагностики контактной сети до ещё более высоких показателей.
В поездках, которые иногда длятся до десяти дней, экипажу ВИКС будет комфортно. Вагон оборудован инновационной системой обогрева с топливными форсунками, есть запасы воды, автономный дизель-генератор, полностью оснащённая кухня, биотуалет и душевая кабина, а также установлены кондиционеры.
Электронная «начинка» тоже отличается от той, которая составляла оснащение старого вагона. Если раньше в сеть были соединены всего три компьютера, то в новом вагоне имеется сервер, а десять мониторов выводят показания всех диагностических систем на рабочее место оператора. Пульт управления сенсорный, похож на планшет небольшой диагонали. В старом же вагоне система управления представляла собой приборную панель с механическим управлением. Принципиально новые показатели у разрешения видеокамер, выше скорости обработки поступающих данных.
Павел Яковлев показывает «мозг» вагона: комплекс обработки информации. Он включает множество диагностических систем. Среди них видеоконтроль устройств компенсации ВКУЗ, видеозапись прохода токоприёмника «Видео», тепловизор для выявления точек нагрева «Тепло», а также ультрафиолетовая диагностика изоляторов УФ.
Система «Стрелка» контролирует параметры воздушной стрелки, «Износ» позволяет на скорости до 70 км/ч оценить степень износа контактного провода, «Факел» обеспечивает работу систем измерения в тёмное время суток. Завершает «боекомплект» спутниковая система глобального позиционирования вагона «Пеликан».
На мониторе – картинка с видеокамер на смотровой вышке и лента геометрических параметров контактной сети, похожая на «кардиограмму». Основными параметрами являются высота от головки рельса до контактного провода и смещение провода относительно оси пути.
Начальник вагона предлагает подняться на вышку – футуристическая кабина наблюдения и сенсорного управления процессами диагностики немного напоминает космический корабль из фантастического фильма.
– Отсюда оператор не только следит за качеством прохода токоприёмника, – объясняет Павел Яковлев. – Нередко бывает, что человеческий глаз замечает то, чего не определяет техника. Например, обрыв струны, которая остаётся в габарите, поэтому система измерения её «не видит». То же самое с обрывом жил троса компенсации и битыми изоляторами.
Каждые сутки по итогам поездки будет составляться отчёт с замечаниями, сроками их устранения, который будет направляться в дистанции электроснабжения. Параллельно данные загружаются в автоматизированную систему ЕКАСУИ ВИКС, где руководители могут в онлайн режиме следить за ходом устранения выявленных неисправностей. Гарантийный срок службы нового вагона составляет 40 лет.