ваджиб это что означает
Фарды и ваджибы намаза по сунне
Каждый мусульманин знает, что он обязан совершать ежедневно пять намазов. Эта обязанность закреплена в Коране и Сунне. Что касается Корана то здесь много аятов упоминающих намаз. Один из них аят 103 суры ан-Нисаъ: «إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا» – «Воистину намаз был предписан верующим в определенное время».
Что такое фарды намаза?
В Священном Коране Всевышний говорит о необходимости совершать молитву (намаз) а то, как и когда ее совершать нам разъяснил Посланник Аллаха, алейхис-салату вас-саламу.
Как и любое другое поклонение, намаз состоит как из обязательных действий (фард), так и желательных (сунна).
Фарды намаза это необходимые действия для того чтобы намаз считался выполненным. Они бывают как до вступления в намаз, т.е. непосредственно не относящиеся к намазу и те действия, которые нужно сделать в самом намазе. Фарды перед намазом называют шурутами, а фарды в самом намазе арканами.
В чем отличие фарда от ваджибы?
По мазхабу Абу-Ханифы обязательные действия в намазе делятся на фарды и ваджибы. Разница между ними заключается в том, что у фарда более сильные доказательства и соответственно и место в намазе более сильное. Если молящийся пропустит фард то его намаз не засчитывается. Если же будет пропущен важиб – намаз считается действительным, однако молящийся совершает грех, если пропустил ваджиб намеренно и должен совершить намаз обратно. При не совершении ваджиба не преднамеренно нужно сделать суджудус-сахве (два земных поклона) перед саламом и совершать намаз обратно не надо, что не относится к фардам. При пропуске фарда – специально или случайно – намаз придется читать заново.
Фарды до чтения намаза
Перед началом чтения молитвы (намаза) должны быть соблюдены ряд условий, без которых намаз не считается действительным.
Должны быть соблюдены шесть следующих условий:
Фарды намаза во время совершения
Фардов в намазе также шесть:
Ваджибы намаза следующие:
Можно ли читать только фард намазы?
Поклонение в исламе обычно делится на обязательное и желательное. Обязательное поклонение называют фардом и как понятно из его названия должно выполнятся. Фард намазы – это обязательные намазы, которые должен выполнять каждый мусульманин и за невыполнение будет отвечать в Судный день. Как и во всех других видах поклонения (пост, милостыня, хадж) мусульманину вменено в обязанность только фард-поклонение. Желательные молитвы на то и желательные что у человека есть выбор совершать их или нет. Однако, если мы хотим приблизиться к Богу, то надо следовать пути Пророка, алейхис-салату вас-саламу, выполняя как фарды, так и сунну. Кроме того наши молитвы далеки от идеала, а желательные действия восполняют пробелы в нашем поклонении.
Доказательством достаточности выполнения только фардов является хадис, переданный от Абу-Хурайры:
«أَنَّ أَعرابِيًّا أَتى النَّبِيَّ ﷺ فَقَال: يَا رَسُول اللَّهِ دُلَّني عَلَى عمَل إِذا عمِلْتُهُ، دخَلْتُ الجنَّةَ. قَالَ: تَعْبُدُ اللَّه وَلاَ تُشْرِكُ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكاَة المَفْرُوضَةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ. قَالَ: وَالذي نَفْسِي بِيَدِهِ، لا أَزيدُ عَلى هَذَا. فَلَمَّا وَلَّى، قالَ النَّبِيُّ ﷺ: مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَنْظُرَ إِلى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ فَلْيَنْظُرْ إِلى هَذَا».
«Пришел к Посланнику Аллаха, алейхис-салату вас-саламу, один бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое если я его выполню, то попаду в Рай». Сказал Пророк: «Поклоняйся только Аллаху и не придавай ему сотоварищей, выполняй, как следует обязательные молитвы, выплачивай обязательную милостыню, постись в Рамадан». Сказал бедуин: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я не добавлю к этому ничего, и я не убавлю от этого ничего». После того как он стал уходить Пророк сказал: «Кто желает посмотреть на мужчину из обитателей Рая, пусть посмотрит на него». Сахих Муслим, хадис №107.
Уроки намаза из «Нур аль-идах». Урок 16. Ваджибы намаза
Перевод текста книги «Нур аль-идах» выделен в уроках полужирным шрифтом.
Урок 16
Ваджибы намаза
Ваджиб отличается от фарда меньшей силой доказательства его обязательности и тем, что отрицающий ваджиб не становится неверующим (кяфиром) в отличие от отрицающего фард.
С практической же точки зрения, отличия между ваджибом и фардом следующие:
«Их (ваджибов) восемнадцать:
1. Чтение суры «Аль-Фатиха»».
Чтение суры «Аль-Фатиха» – ваджиб во всех ракаатах желательных намазов и витра, а также в первых двух ракаатах фард-намазов. Чтение «Фатихи» в третьем и четвертом ракаатах пяти обязательных намазов — это сунна.
«2. Присоединение (к ней) суры или трех аятов в двух ракаатах фарда и во всех ракаатах витра и нафль-намазов».
После суры «Аль-Фатиха» молящийся читает другую суру — это ваджиб в тех же местах, что и чтение «Фатихи». Можно читать любую суру целиком, однако минимум, который достаточно исполнить для выполнения ваджиба, — это чтение короткой суры, или трех аятов, суммарно равных по длине самой короткой суре из Корана (это, как известно, «Аль-Каусар»), или же одного длинного аята, равного по длине трем коротким.
«3. Чтение (суры «Аль-Фатиха» и еще суры) именно в двух первых ракаатах.»
Чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры (или аятов) именно в первых двух ракаатах обязательных намазов — это отдельный ваджиб.
«4. Чтение сначала суры «Аль-Фатиха», а затем (другой) суры.»
Также ваджибом в намазе является порядок чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры. Если молящийся по ошибке прочтет сначала другую суру, а потом «Фатиху», то ему нужно прочитать снова «Фатиху», потом другую суру и в конце намаза совершить саджда ас-сахву.
«5. Совершение суджуда на нос вместе со лбом.
6. Совершение второго суджуда в каждом ракаате до перехода к другим (действиям намаза).»
Как мы сказали, оба суджуда являются фардом намаза. Но совершение второго непосредственно за первым — это ваджиб. Таким образом, если молящийся забыл выполнить второй суджуд, то ему нужно выполнить его сразу, как он вспомнит об этом, даже если это произойдет после последнего сидения или даже после саляма (при условии, что между салямом и восполнением пропущенного суджуда прошло не слишком много времени и молящийся не делал ничего из того, что нарушает намаз). Порядок действий при этом должен быть такой (он приводится в «Хашия ат-Тахтави»):
«7. Неторопливое выполнение рукнов.»
Также ваджибом намаза является «таʼдиль аль-аркан» — то есть остановка, замирание всего тела молящегося в положении рукна минимум на время произнесения «СубханАллах». Имам Абу Юсуф считал это фардом. По одной из передач от имама Абу Ханифы, это сунна. Однако, согласно сильному мнению мазхаба, это ваджиб. У известного ханафитского ученого Муллы Али аль-Кори есть отдельная работа с доказательствами этого.
«8. Первое сидение.»
Для всех намазов, кроме двухракаатных, ваджибом является сидение после второго ракаата и чтение ташаххуда в нем. Тот, кто встанет на третий ракаат, пропустив первое сидение, должен совершить саджда ас-сахву, если пропустил его ненамеренно.
«9. Чтение ташаххуда в нем, по сильному мнению.»
Часть ученых решила, что первое сидение и чтение ташаххуда в нем — это сунна, однако сильное мнение мазхаба — что это ваджиб.
«10. Его чтение в последнем (сидении).»
Чтение ташаххуда в последнем сидении (в последнем ракаате намаза) — также ваджиб, в то время как само по себе последние сидение — это рукн намаза.
«11. Переход к третьему ракаату без промедления после ташаххуда.»
После первого сидения в конце второго ракаата и чтения в нем ташаххуда молящийся должен сразу встать, не задерживаясь и не читая салават. Если он замешкается и просидит после завершения чтения ташаххуда столько времени, сколько нужно для выполнения рукна (длина произнесения тасбиха три раза), и более — ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.
Имам Ибн Абидин аш-Шами пишет, что если молящийся по забывчивости начнет читать салават и прочитает: «Аллахумма солии ʼаля…» — и больше, то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву; если прочтет меньше этого и, опомнившись, встанет, то сажда ас-сахву совершать не нужно.
«12. Произнесение слова «ас-салям» без «ʼаляйкум».»
Последний рукн намаза, напомним, — это последнее сидение. Выход из намаза с помощью саляма — это ваджиб. Минимально достаточный салям для выхода из намаза — произнести слово «ас-салям» дважды (повернув голову сначала направо, потом налево). Сказать «ассаляму алейкум ва рахматуллах» — это сунна.
«13. Кунут в (намазе) витр.»
Дуа-кунут мы читаем в третьем ракаате намаза витр после суры «Аль-Фатиха» и второй суры, но до рукуʼ. Также произнести такбир перед чтением дуа-кунут — ваджиб, согласно одному из мнений.
«14. Такбиры в двух праздничных намазах.»
Каждый из такбиров в праздничных намазах — ваджиб, и пропуск одного из них делает обязательным совершение саджда ас-сахву. Однако ученые (в частности, Ибн Абидин) говорят о том, что совершать саджда ас-сахву из-за этого не нужно, поскольку на праздничные намазы обычно приходят толпы мусульман, и саджда ас-сахву может вызвать среди людей путаницу.
«15. Форма такбира в начале каждого намаза, кроме праздничных.»
Ваджиб открывать каждый намаз, кроме обоих праздничных, именно словами «Аллаху Акбар» (соблюдая условия их произнесения), а не другой формой такбира. Если молящийся по забывчивости откроет намаз словами «Аллаху Архам» или другой формой восхваления Всевышнего, то, если он поймет ошибку в начале намаза, ему нужно начать намаз заново, произнеся: «Аллаху Акбар». Если же он поймет ошибку не сразу, то намаз надо продолжить и совершить в конце его саджда ас-сахву.
«16. Такбир для рукуʼ во втором ракаате праздничных намазов.»
Этот такбир связан (и считается вместе) с такбирами праздничного намаза, поэтому он также является ваджибом. Этим он отличается от такбира для перехода в рукуʼ в первом ракаате, который желателен.
«17. Громкое чтение имама в утреннем намазе, двух первых (ракаатах) вечернего и ночного намазов (даже при восполнении), в пятничном намазе, в праздничных намазах, таравихе, витре в Рамадан.»
Автор перечислил все намазы, которые имам должен читать вслух. Под «громким чтением» подразумевается такое чтение, при котором тебя слышат другие.
«18. Тихое чтение в дневном (зухр) и предвечернем (ʼаср) намазах, в ракаатах после второго (ракаата) вечернего и ночного намазов и в желательных намазах днем.»
В перечисленных намазах имам должен (ваджиб) читать тихо — то есть так, чтобы слышать самого себя. Громкое чтение в месте тихого — и наоборот — делает обязательным совершение саджда ас-сахву.
«Совершающий (фард-намаз) в одиночку выбирает читать громко (или тихо), как и тот, кто совершает желательные намазы ночью.»
Правила для тихого и громкого чтения не распространяются на совершающего фард в одиночку — он может выбрать между этими способами чтения.
То же касается и совершающего добровольные (нафль) намазы ночью. Однако, как указывает автор в шархе, лучше всего ему читать с небольшой громкостью: не слишком громко, чтобы не разбудить спящих и не привлечь к себе внимание, но и не слишком тихо, чтобы не начало клонить в сон.
«Кто не прочитал (вторую) суру в первых двух ракаатах ночного намаза, читает ее в последних вместе с сурой «Аль-Фатиха» вслух. Кто не прочитал суру «Аль-Фатиха», тот не повторяет ее в последних ракаатах.»
Это правило относится ко всем обязательным намазам, не только к ночному. Тот, кто забыл прочитать вторую суру (или аяты) в первом или втором ракаате, должен прочитать ее в третьем или четвертом, причем сначала ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», а потом другую суру. Кто забыл прочитать в первом или втором ракаате «Фатиху», не читает ее в третьем или четвертом ракаате, поскольку ее чтение во второй половине намаза является желательным действием, которое не может заменить пропущенный ваджиб. Вместо этого ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.
Ваджиб это что означает
Вопрос: Мы хотим спросить Вас о разнице между фардом и ваджибом. В чем причина того, что деяние ваджиб не может достигнуть степени фарда? И правда ли то, что Имам Аъзам называл Пятничный намаз ваджибом?
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Имам Аъзам не называл Пятничный намаз ваджибом.
Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью и категоричностью, не допуская сомнений и на основе неоспоримых аргументов, является фардом.
Этому можно привести нижеследующие примеры:
Деяния, подобные пяти столпам Ислама, являются деяниями, которые стали фардом на основе повелений в Священном Куръане.
Чтение Куръана во время намаза является примером фарда, предписанного посредством мутаватир и машхур сунны.
Харамность продажи одного за другого в долг четырех видов еды — пшеницы, ячменя, фиников и соли — пример фарда, предписанного на основе иджмаъ.
Выполнение фард-деяния является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Не выполнивший фард-деяние, становится ослушником, будет подвергнут наказанию. Кто отрицает фард, тот становится неверным.
Деяние, выполнение которого шариат требует с твердостью, но на основе некатегоричных аргументов, является ваджибом.
Такие деяния, как фитр-садака, витр-намаз и два праздничных (ийд) намаза относятся к ваджиб деяниям.
Выполнение ваджиб намаза является обязательным и должным. Совершивший его человек получает саваб. Но саваб за ваджиб воздается немногим меньше, чем за фард.
Человек, который не выполняет ваджиб-деяние, становится ослушником и подвергнется наказанию. Но наказание за это воздается немногим меньше наказания за невыполнение фарда. Отрицающий ваджиб не становится неверным.
Другие мазхабы кроме ханафитского, фард и ваджиб считают одним и тем же понятием и, объединяя их, оба называют ваджибом.
Однако в ханафитском мазхабе, учитывая вышеприведенные тонкие различия, два этих понятия считаются отдельными положениями. Валлаху аълам.
Обязательное (Ваджиб / Фард)
Определение
Обязательное ( الواجب / Ваджиб) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно исполнять от того, на кого распространяются нормы шариата. Это требование может выражаться посредством того, что указывает на его обязательность в форме прямого требования, либо в форме иного указания, такого как последовательность наказание за отказ от исполнения чего-либо, например, молитвы, закята, хаджа, заключенных соглашений и т.п.
На обязательность чего-либо может указывать выражение, содержащее прямой приказ, такое как слова Всевышнего: «Совершайте молитву и выплачивайте закят»(Св. Коран, 2: 43), либо выражение, где отглагольное существительное использовано вместо повелительного наклонения глагола, как например, слова Всевышнего: «Когда вы встретитесь с неверующими [на поле боя, станет для вас обязательным] отсечение [их] голов» (Св. Коран, 47: 4), либо выражение, в котором перед глаголом в настоящем времени стоит частица, употребляемая при образовании форм повелительного наклонения, как например, слова Всевышнего: «Пусть расходует обладающий достатком согласно своему достатку» (Св. Коран, 65: 7), либо выражение, в котором употреблена форма глагола, указывающая на то, что субъект речи оказался состоявшимся, как например, слова Всевышнего: «Стало предписанным для вас соблюдение поста» (Св. Коран, 2: 183), либо любые другие выражения, которые в арабском языке указывают на категоричное требование, как например, предлог «на» в словах Всевышнего: «На людях пред Аллахом совершение хаджа к Дому» (Св. Коран, 3: 97).
Правовое положение
Обязательное надлежит исполнять. Исполняющий его получает награду, а кто оставляет его исполнение, тот получает наказание. Если обязательность чего-либо подтверждается неоспоримым доводом, то отрицающий его обязательность становится неверным.
Как утверждает большинство ученых, нет разницы между ваджибом ( الواجب ) и фардом ( الفرض ), эти два слова являются синонимами, и за оставление и того и другого человек по шариату заслуживает осуждения.
Ханафиты же говорят, что фард – это то, что установлено неоспоримым и не вызывающим никаких сомнений доводом, как например, пять столпов Ислама, обязательность которых установлена Кораном и такими положениями Сунны, которые передаются через столь многочисленные пути передач, что невозможно себе вообразить допустимость сговора их передатчиков, или подтверждаются такими положениями Сунны, которые хоть и не достигают степени последних положений, но в тоже время дошли до нас как минимум через три разные независимые друг от друга пути передачи, как например, обязательность чтения Корана в молитве. Ваджибом они называют то, что установлено не безусловным доводом, который может вызывать сомнения, как например, обязательность выплаты милостыни разговения, обязательность совершения молитвы-витр и праздничной молитвы.
По мнению ханафитов, совершение молитвы – это фард, поскольку его обязательность подтверждается бесспорным доводом, а это – слова Всевышнего: «Совершайте молитву» (Св. Коран, 2: 43), а чтение суры «аль-Фатиха» в молитве – это ваджиб, поскольку его обязательность подтверждается неоднозначно установленным доводом, а это – хадис: «Нет молитвы у того, кто не прочитает Фатиху». Хотя в действительности этот хадис является мутаватиром (то есть, такой, который передаётся через столь большое количество разных путей передач, что невозможно себе вообразить, что передатчики могли сговорится во лжи).
Виды обязательного
Обязательное делится четырьмя разными способами:
1) Относительно времени исполнения.
Относительно времени исполнения, обязательное делится на свободное ( واجب مطلق / ваджиб мутляк) и определённое по времени ( واجب مقيد او مؤقت / ваджиб мукайад или муаккат).
Свободная обязанность ( الواجب المطلق ) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно выполнять, однако не ограничивает это каким-то определённым временем. Сюда относятся искупительные действия, одной из разновидностей которых является искупление нарушенной клятвы. Её искупление не ограничено определёнными временными рамками. Нарушитель клятвы может совершить искупительные действия сразу вслед за нарушением, либо позже.
Также сюда относится хадж. Он обязателен для того, кому он по силам. Однако обязанность его совершения не ограничена каким-то конкретным годом.
Обязанность, определённая временем ( الواجب المقيد او المؤقت ) – это то, что Всевышний Законодатель требует беспрекословно выполнять в определённое время. Сюда относятся пять обязательных молитв, для каждой из которых определено отдельное время совершения, и пост в месяце Рамадан.
Тот, на кого распространяются законы шариата, вправе исполнить свободную обязанность в любое какое хочет время, но если он без уважительной причины отложит исполнение определённой временем обязанности от установленного для неё времени, то впадёт в грех.
У ханафитов определённая временем обязанность делится на три вида:
1) Ёмкая обязанность ( الواجب الموسّع / ваджиб мувасса’).
В течение того времени, которое Всевышний Законодатель установил для исполнения этой обязанности, можно исполнить как саму эту обязанность так и что-то другое помимо неё, что имеет с неё общие родовые признаки. Сюда можно отнести время обязательной обеденной молитвы (зухр).
2) Стеснённая обязанность ( الواجب المضيق / ваджиб мудайак).
В течение времени, определённого для её исполнения, можно исполнить только её и невозможно исполнить что-то другое, что входит с ней в одну общую категорию. Сюда относится пост в месяце Рамадан.
Само это время называется ми’йаром ( المعيار / стандарт).
3) Обязанность, имеющая сходства с двумя другими ( الواجب ذو الشبهين / ваджиб зу-ш-шубхайн).
Время её исполнения не вмещает что-то другое, но в то же время оно не занято полностью этой обязанностью. Например, время совершения хаджа не вмещает в себя другой хадж, поскольку тот, на кого распространяются законы шариата, не может за один год совершить более одного хаджа, но в то же время обряды хаджа не отнимают все месяцы, установленные для его исполнения в словах Всевышнего: «Хадж совершается в известные месяцы» (Св. Коран, 2: 197), — а это – месяцы Шавваль и Зу-ль-ка’да и десять дней Зу-ль-хиджжи.
Из этого разделения следует, что при исполнении ёмкой обязанности необходимо конкретизировать её в своём намерении. Так, кто совершит во время обязательной обеденной молитвы (зухр) четыре рак’ата с намерением на совершение обязательной обеденной молитвы, у того эта молитва будет считаться своевременно исполненной. А если он не конкретизирует её в своём намерение, то его молитва не будет считаться исполненной. Если он совершит её после установленного для неё времени, то это будет считаться возмещением пропущенной молитвы (када’у), а если он еще раз совершит её своевременно по причине того, что в первый раз он совершил её с указанным выше недостатком, то это будет считаться повторением совершенной молитвы (и’ада).
Что касается исполнения стеснённой обязанности, то, как утверждают ханафиты, тот, на кого распространяются законы шариата, не обязан конкретизировать в своём намерении эту обязанность. Так, кто в месяце Рамадан просто вознамерится соблюдать пост, то его пост будет засчитан как обязательный. Даже если он в этом месяце вознамерится соблюдать не обязательный, а дополнительный пост, то всё равно его пост не будет засчитан как дополнительный, а будет иметь силу обязательного поста, поскольку этот месяц не включает в себя иного поста, кроме обязательного.
2) Относительно определения Законодателем объёма исполнения обязанности.
Относительно требуемого объёма исполнения, обязанность делится на ограниченную ( محدّد / мухаддад) и неограниченную ( غير محدّد / гайру мухаддад).
Ограниченная обязанность ( الواجب المحدد ) – это то, для чего Всевышний Законодатель установил определённый размер. Тот, на кого распространяются законы шариата, не освобождается от этой обязанности, пока не исполнит её в той форме, какую установил для неё Всевышний Законодатель.
К этой категории обязанностей относятся пять обязательных молитв, закят, имущественные обязательства, цены в торговых сделках и т.п. Тот, на кого распространяются законы шариата, не будет считаться исполнившим обязанность, если не выполнит молитву установленным для неё количеством рак’атов, если не выплатит закят в его установленном размере, и если не выплатит ту сумму, предусмотренную договором купли-продажи, или договором займа, или договором аренды, которая была оговорена соглашением сторон. То же самое касается обязательств, возникших в результате данного обета (назр).
По шариату, в случае не исполнения ограниченной обязанности, она сохраняется за человеком как долг. В деловых отношениях правомерно требовать её исполнение независимо от наличия судебного решения или добровольного согласия со стороны обязанного. Тот, на кого распространяются законы шариата, не освобождается от неё пока не исполнит её в том виде, в каком она установлена шариатом.
Неограниченная обязанность ( الواجب غير محدد ) – это то, для чего Всевышний Законодатель не установил определённый размер и требует от того, на кого распространяются законы шариата, его исполнения без ограничения.
К этой категории обязанностей относятся расходование средств на пути Аллаха, взаимная помощь в благодеяниях, пожертвование бедным, если оно стало обязательным в результате данного обета, кормления голодного, спасение того, кто находится в беде, и другие обязанности, объём которых не ограничен шариатом.
Такие деяния будут считаться исполненными когда будет окончательно погашена потребность в них, а объём такой потребности различается в зависимости от разных обстоятельств.
К ним также относится материальное обеспечение жены и близких родственников, что не является обязательным, кроме как после определения объёма его исполнения судебным решением или согласием. И только после этого возникает право требования исполнения этой обязанности.
По шариату, в случае неисполнения неограниченной обязанности, она не сохраняется за человеком в виде долга, кроме как после определения её объёма судебным решением или согласием. Долговое обязательство бывает только в виде чего-то такого, что имеет установленный размер, что позволяет обязанному полностью исполнить его и тем самым освободиться от этого долга.
Из этого разделения следует, что ограниченная обязанность может сохраняться в виде долга и разрешается требовать её исполнения через суд, а неограниченная не может сохраняться в виде долга и неправомерно требовать её исполнения через суд, поскольку долг бывает только определённого установленного размера, а через суд можно требовать исполнения только того, что имеет определённый размер. Также, по мнению ханафитов, неправомерно требовать от обязанного исполнение неограниченной обязанности, кроме как после определения её объёма судебным решением или соглашением.
3) Относительно того, с кого требуется исполнение обязанности.
Относительно субъекта требования, обязанность бывает индивидуальной ( واجب عيني / ваджиб ‘айний) и коллективной ( واجب كفائي / ваджиб кифа’ий).
Индивидуальная обязанность ( الواجب العيني ) – это то, исполнение чего Всевышний Законодатель требует от каждого обязанного в отдельности. Не засчитывается исполнение её одним обязанным за другого. Сюда относятся молитва, закят, хадж, воздержание от запретных поступков, таких как употребление спиртного, совершение прелюбодеяния, азартные игры, ростовщичество и т.п.
Согласно шариату, индивидуальную обязанность должен исполнять каждый из тех, на кого распространяются законы шариата, и она не перестаёт быть требуемой если какая-то часть обязанных исполнит её, а какая-то их часть не исполнит. Однако, по мнению большинства ученых, исключая маликитов, разрешается совершать хадж вместо другого человека, поскольку, в отличии от молитвы, хадж не обходится без благодетельности имущественного характера, которая в основном заключается в расходовании средств на дорогу.
Коллективная обязанность ( الواجب الكفائي ) – это то, исполнение чего Всевышний Законодатель требует в общем от тех, на кого распространяются законы шариата, но не от каждого из них в отдельности. Если часть их исполнит эту обязанность, то остальные не впадут в грех за её оставление.
Согласно шариату, эта обязанность возлагается на мусульманское общество. Если один из обязанных исполнит её, то с остальных спадает как ответственность за неё, так и требование к её исполнению. Если же кто-то определённый будет выделен как ответственный за исполнение этой обязанности, то конкретно для него эта обязанность станет индивидуальной. Так, если человек, умеющий хорошо плавать, увидит тонущего, то для него станет обязательным спасти его. Также, если свидетелем какого-то происшествия будет только один человек, и его пригласят для дачи показаний, то для него станет обязательным давать показания. Также, если в каком-то населённом пункте будет всего один врач, то на него ляжет индивидуальная обязанность по оказанию помощи и проведению лечения.
4) Относительно разграничения объекта требования.
Относительно наличия и отсутствия свободы выбора между объектами требования при исполнении обязанности, обязанность делится на безальтернативную ( واجب معين / ваджиб му’айан) и альтернативную ( واجب مخير / ваджиб мухайар).
Безальтернативная обязанность ( الواجب المعين ) – это то, что Всевышний Законодатель требует исполнить в определённой конкретной форме, без права выбора между способами исполнения. Сюда относятся совершение молитвы, соблюдение поста, возвращение того, что было незаконно отнято, уплата положенной суммы за предоставленный товар и за оказанные услуги.
По шариату эта обязанность не спадает с человека, пока он не исполнит её строго так, как она установлена.
Альтернативная обязанность ( الواجب المخير أو المبهم ) – это то, что Всевышний Законодатель требует исполнить любым из нескольких установленных способов.
Сюда относится совершение одного из нескольких действий, предусмотренных для исполнения обязанности по искуплению нарушенной клятвы. Так, для искупления клятвопреступления состоятельный человек обязан совершить одно из трёх действий по своему выбору: либо накормить десять бедняков, либо одеть их, либо освободить раба. Бедный же человек, у которого нет средств для исполнения одного из этих действий, должен три дня поститься.
Согласно шариату, тот, на кого распространяются нормы шариата, для исполнения альтернативной обязанности должен совершить только одно из тех действий, в рамках которых Всевышний Законодатель предоставил свободу выбора. Если же он ничего не совершит, то впадёт в грех и будет достоин наказания.
Вахба аз-Зухейли
«аль-ваджиз фи усули-ль-фикхи»
перевёл с арабского: Арсен Шабанов
Появились вопросы?