в японии что исповедуют
Религия в Японии и отношение к религии у японцев
Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен буддизм. Многие японские верующие признают себя последователями этих двух направлений одновременно. В 1886-м синтоизм признали государственной религией, но этот статус утерян с 1947-го. Менее многочисленны общины христиан, мусульман, приверженцев других направлений. В прошлом в стране многие верили в анимизм, тотемизм. Кроме основных религий есть несколько сектантских движений.
Древние религии Японии
Самая ранняя религия у коренных японцев – фетишизм. Ее объектом был камень. Историки связывают это с освоением технологии – люди научились делать орудия из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже в наши дни в старинных храмах найдены расписные гальки, визуально сходные с австралийскими чуринги. И японцы, и австралийцы верили, что в камнях хранятся детские души. Известны легенды о камне у Фунахо – села на Кюсю. Он призывал дождь, помогал зачать ребенка. В Фукуока поклонялись двум камням, похожим на яйца. Верили, что они приманивают успех и упрощают роды.
Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии – святилище Уваппара. В нем сохранились сгруппированные в 3 блока каменные столбы, формирующие круг. К северу от них расположены кучи камней, насыпанные над ямами с углем. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.
Тотемизм
Тотемизм – религия древней Японии, объясняющаяся устройством родовой общины. При тотемизме кровные, родственные отношения человека переносятся на природу. Появляются ассоциации с флорой, фауной, от которых сильно зависела жизнь людей в неолите. Сначала появился культ Небесных оленей, лосих. Японцы верили, что именно они – первые представители фауны. Следы этого культа – в старинных ритуалах гадания по лопатке оленя над очагом. Они известны не только японцам, но и монголам. Предположительно, люди провожали души съеденных животных на раковинных кучах. Верили, что так они смогут вернуться, чтобы вновь дать человеку пищу.
Еще одно свидетельство древних японских религий – наименования некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила название из-за поклонения общины медведям. Люди верили в происхождение от этого зверя. Эти убеждения были особенно сильны у предков айнов. Известно, что они хоронили медвежьи кости наравне с человеческими.
Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца почитают лис, пресмыкающихся, обезьян. Следы тотемизма есть в сказках – например, про феникса Хоо, объединившего в себе черты птиц, змей, рыб и черепахи.
Почитаемые в тотемизме деревья:
Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними организовывали обряды, места для обмена.
Анимизм
Анимизм является представлением об устройстве мира, распространенным в первобытном обществе. Древние японцы верили в одухотворенность окружающего мира, существование духов. С эпохи яей появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (очистительный ритуал), «ками» (бог). Так заложены основы синто.
Центральная идея анимизма – душа как жизненный принцип. Это вероисповедание характерно не только восточным странам – оно встречается в работах Аристотеля, трудах стоиков, у Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии ввел Э. Тайлор, объяснявший зарождение течения рассуждениями некого дикаря-философа, искавшего причины снов и смерти.
Современный религиозный состав страны
Современный религиозный мир Японии преимущественно подчинен законам синто, буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующего населения страны придерживаются этих течений. Державе характерен синкретизм, то есть многие граждане следуют сразу двум доктринам. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По оценкам некоторых исследователей только каждый третий японец считает себя верующим.
Доминирующие в Японии верования обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешним влиянием, в частности, китайским, распространять которое помогали образованные знатные круги. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришел в Страну восходящего солнца от материкового соседа. Это влияние сложилось с внутренними религиозными практиками, но не заместило их, поэтому современные японцы практикуют ритуалы синто, но нередко заключают браки в христианских храмах, а похороны организуют в буддистских. XIX век стал новой вехой в истории религии Японии – появились секты. Большинство неизвестно за пределами страны, но некоторые из-за активной деятельности прогремели в новостях по всему миру.
Синтоисты
Говоря о японских религиях, обычно представляют синтоистские святилища. Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет первоисточника или основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.
В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.
Основная идея синтоизма – гармония человека с природой. Она связана с японской философией, обычаями и культурой страны. Многие воспринимают синто элементом специфической национальной культуры.
Буддисты
Религиозное учение происходит из Индии, а в Японию пришло из Китая ориентировочно в VI столетии. Некоторые источники указывают иные сроки – IV, V век. Первое время вероисповедание не привлекло внимания общества. Перелом произошел в VI веке, когда буддизм приняли знатные особы в столице Асука. Род Сога выбрал новую религию и победил в противостоянии с Минонобэ, поддерживавшими прежний религиозный строй. Для простых японцев Будда был иностранным ками. Проповедники не боролись с прежними учениями, но использовали их в своих интересах. Известно, что буддийские храмы возводились лишь после согласия синтоистских божеств. Сами здания создавали по китайским прообразам. Оттуда же доставляли священную утварь.
В современной Японии выделяют традиционный и необуддизм. Первый – это сформировавшие за многие века школы. Все традиционные организации объединены Всеяпонской буддийской ассоциацией, включающей порядка 60 групп. Самая крупная группа – Сото-сю. Ей принадлежит около 14 700 храмов. Духовенство этих школ редко интересуется социальными, политическими проблемами. Преимущественно это консерваторы, поддерживающие текущий строй.
Христиане
Опросы показывают, что среди японцев чуть менее 2 миллионов христиан. Основная часть приходится на западные регионы. 60% признающих себя христианами – жители столицы и Канагава. Это объясняется историческим контекстом: порт Йокогама был доступен иностранцам.
Японское христианство ведет историю с 1549-го, когда на Кагошиму прибыл Франциск Ксавье. В качестве миссионера он начал работать на юге, крестил нескольких крупных феодалов. Власти не одобрили новое движение, религию запретили. Это привело к формированию скрытых христиан, тайно следовавших выбранному учению.
Конфуцианцы
Тенденция заимствований из Китая, повлиявшая на все сферы культурной и социальной жизни японцев, сказалась на религии. Одним из следствий стало распространение учения Конфуция. Оно получило в Японии известность уже на раннем этапе развития благодаря корейцам, китайцам, мигрировавшим на острова. Пришельцы привезли с собой священные тексты, устои и образ жизни, повлиявшие на коренное население. В XVII веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять повиновение граждан. Эта обстановка оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства религия распространилась по всей стране.
Особенность конфуцианства – единение этических норм, правил поведения в обществе, практик управления населением. Нередко говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим признакам это скорее моральное учение.
Сектанты
Лишь немногие японские религиозные секты известны за пределами страны. Последователи даже крупнейших сект – граждане Японии; число иностранцев среди учеников исчезающе мало.
Точной информации о количестве сект, числе последователей нет. Все организации разделены на группы:
Большинство сект – необуддийские, связанные с нитирэнизмом. Японцы именуют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца было более 20 необуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.
Большинство японских сект официально представляются мирскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику, экономику. Синкретические секты появились недавно как эксперимент объединения буддизма, христианства, философских течений.
Верующие других религий
Ислам в Японии преимущественно характерен эмигрантам. Основная доля – татары, пакистанцы. Впервые мечеть возвели в 1905-м в Осаке. Мусульманское токийское общество основано башкиром Курбангалиевым. Мусульманская японская школа открылась в 1927-м, годом позднее впервые проведен Всеяпонский мусульманский съезд. Еще через 10 лет открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия признана в стране в 1939-м. Число последователей – несколько сотен тысяч человек.
Другие религиозные общины:
Около 10 000 японцев объявляют себя последователями первобытных религиозных направлений.
Атеисты
Атеизм распространяется по всему миру. Этот рост особенно заменен по итогам социологических исследований, проведенных в США. Многие утверждают, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Лишь каждый четвертый неверующий причисляет себя к этому сообществу.
Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по нерелигиозности. В среднем 47% китайцев – убежденные атеисты; в Японии к таковым себя относят 31%.
Опрос для оценки нерелигиозности показал, что Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем характерно Китаю).
Буддизм в Японии
В нескольких исторических китайских документах упоминаются 5 монахов, отправившихся в плавание на острова. Они везли с собой религиозные изображения, сутры. Высадившиеся в Японии просветители рассказали населению о новом учении, призвали оставить страсти и привязанности, поставив на первое место покой души. Японские хроники связывают появление буддизма с корейскими просветителями.
Население страны восприняло новое учение благосклонно, хотя не удалось избежать отдельных конфликтов. Постепенно ситуация накалялась и выразилась противостоянием двух крупных кланов, стремившихся к безраздельной власти над страной. Формальным поводом для вооруженного противоборства стала религия. Победа осталась за родом, пропагандировавшим буддизм. С этого момента течение получило официальное признание.
Правители страны поддерживали новую религию. Принц Сетоку оставил личные заметки к сутрам и способствовал возведению первых храмов, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к выделению 6 нарских школ, чья идеология сводилась к следующему:
Буддизм в Японии впитал местные обычаи, поэтому сильно отличается от китайского. Он развивался в условиях изоляции, поэтому древние положения сохранились в лучшей форме. Японские адепты вправе сами судить о мудром и вечном, а китайское учение считается лишь с коллективом и непререкаемым авторитетом учителя.
Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов – рэбу синто. Сильное влияние оказала секта Сингон, пропагандировавшая культ Будды Вайрочана – символа Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будды, Аматэрасу – Вайрочаном.
С течением веков роль духовенства становилась больше, влияние на власть – сильнее. Основными привилегиями обладала секта Тэндай. Сначала ее использовали императоры, затем – сегунат. Политические перемены привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзен распространился в самурайской среде, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой развития всех областей общественной жизни – от чайной церемонии до искусства.
Особенности конфуцианства в Японии
Конфуцианство – этическое, философское течение, появившееся 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии оно претерпело изменения, поскольку развивалось вне условий китайского конформизма. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца обусловлено близостью его положений традиционному культу предков.
Конфуцианство появилось в Японии позднее буддизма, поэтому проповедники нового пути встретили настороженное отношение. Оно объединяет в себе учение, религию; направлено на моральное поучение молодежи, проявление почтительности к старшим, человеколюбие.
Конфуцианство в Японии связано с политикой сегуната Токугава в XVII столетии. Движение по централизации власти превратило церковь в инструмент, обеспечивающий повиновение обывателей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сегунами, казалось источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея – разделение общества на ничтожных и благородных, которым присущи 5 черт:
Не менее важна в конфуцианстве сыновья почтительность – одна из основных добродетелей человека. В Средневековье в Японии сформировалось конфуцианская литература назидательного характера. Сам Конфуций для японских последователей из китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которую со временем познает весь мир.
Конфуцианские идеи пронизали японское общество с периода правления Токугава. Они определили следование канонам, покорность, почтительность, отношения в обществе, великодушие, мир и согласие, экономию и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и изготовления шелка – направлений, обеспечивавших население одеждой, продуктами. Важные конфуцианские догмы:
Эти постулаты повлияли на общественное сознание, стали базисом формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы потеряли значимость, характерную средневековым жителям, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.
Преобладающая религия
Исследования для определения доминирующей религии и количества верующих организованы японским Агентством по делам культуры. Опросы показали, что число верующих – более 180 миллионов. Эта цифра заметно больше официального количества граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди опрошенных большинство заявило о приверженности буддизму – почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упомянули около 85 миллионов.
Синкретизм, характерный японцам, не позволяет строго выделить единую доминирующую религию. И синтоизм, и буддизм в равной степени почитаемы и уважаемы, а большинство верующих японцев придерживаются обоих направлений одновременно.
В Японии нет предубеждений против праздников, пришедших из других религий. Многие граждане отмечают последний день года в буддистском святилище, перед этим отпраздновав христианское Рождество или Хэллоуин. В первый день Нового года принято совершать паломничество в синтоистское святилище. В домах ставят буддистские, синтоистские уголки для молений.
Магия и религия Японии
Синто – древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император – внук Солнца. В синто есть понятие рисового человека (бога Пищи), а также божеств Воды, Огня, детородного члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, сказания гласят о ее способностях видоизменять окружающий мир и себя.
Современная повседневная японская магия:
В прежние времена в Японии существовали анмийоджи – маги и советники правителей.
Главное современное магическое действо – начертание. Особенное волшебное влияние присуще заключенной в круг пятиконечной звезде. Для написания использовали специальную бумагу, которую затем складывали по строго определенным линиям. Бумага – второй магический объект. Третий – звук. Главное японское заклинание – человеческое имя. Волшебная сила в представлении японцев кроется в сердце.
Отношение к религии в Японии 21 века
Современные японцы преимущественно неверующие.
Религиозные японцы обычно придерживаются синкретизма – следуют нескольким догмам одновременно.
Население и религия в Японии
Несмотря на преобладание гор, японцы — не горцы и предпочитают тесниться на прибрежных равнинах и в долинах во внутренних районах островов. Скалистые горные хребты и густые леса оставляют пригодными для проживания менее 2/5 территории страны, так что большая часть 127-миллионного населения, а также заводов, фермерских хозяйств, жилых домов и коммунальных служб сосредоточена примерно на 20% всей суши. Плотность населения в Японии самая высокая в мире.
Основные индустриальные регионы — Канто и Кансай с центрами в Токио и Осаке соответственно. Расположенные между двумя этими центрами городки и деревни постепенно сливаются в единую агломерацию, расползающуюся по равнинным участкам с вкраплениями полей и ферм. Официально население Большого Токио составляет около 13 млн человек, однако в действительности город распространяется за пределы своих административных границ на север, юг и запад, образуя неоглядный урбанистический ландшафт, занимающий всю долину Канто. Фактически население этого мегаполиса оценивается в 30 млн человек. В регионе Канто вырабатывается до трети валового внутреннего продукта страны. На приезжих производит впечатление и то, насколько хорошо людям удается сосуществовать в столь стесненном пространстве, и практическое отсутствие уличной преступности, захлестнувшей крупные города во многих других странах мира. Хотя уровень преступности растет, Япония остается одной из самых безопасных для проживания и посещения стран планеты.
Многолюдные улицы Культ аниме в Японии Деловые японцы
Население
По своему этническому составу население Японии относительно однородно. Около 98% жителей страны — японцы. Вобрав в себя переселенцев из Монголии, Китая, Кореи и, вероятно, Малайзии, нация за несколько тысяч лет сформировалась как сплоченная общность. Япония никогда не переживала значительных потоков иммиграции и даже — до послевоенной американской оккупации 1945— 1952 гг. — иностранного вторжения.
Это, однако, не означает, что японское общество свободно от дискриминации. Многие из 700 тыс. японских корейцев проживают в стране на протяжении многих поколений, но японское законодательство не предусматривает возможности двойного гражданства. Проблемы, связанные с этнической принадлежностью, существуют, и во избежание дискриминации многие корейцы предпочитают пользоваться японскими именами. Этнически отличные айны, которых антропологи считают первыми обитателями островов, и сегодня группирующиеся почти исключительно на Хоккайдо, борются за свои гражданские права подобно коренным жителям Америки в США. Миллионное население Окинавы и примыкающих к ней южных островов вошло в состав Японии только в 70-е гг. XIX в. и также отличается своей собственной культурой.
Буракумины — изгои в Японии
Еще одна группа населения, этнически не отличающаяся от остальных японцев, но, безусловно, имеющая более низкий статус, — буракумины («сельские жители»; эвфемизм, используемый вместо прежнего кастового наименования, означавшего «много грязи» и официально упраздненного в конце XIX в.). Это потомки представителей касты изгоев, занимавшихся изначально табуизированными и по сей день презираемыми видами деятельности: забоем скота, выделкой кож, сбором мусора и омовением покойных. Поскольку люди пытаются смыть со своей биографии это клеймо, определить точную численность баракуминов непросто, но по последним данным они составляют около 2% населения страны — от 1 до 2 млн человек. Живут бара-кумины отдельными деревнями и по окраинам городов. Вы, скорее всего, увидите их убирающими мусор в парках и на территории храмов, чистящими обувь на железнодорожных станциях.
Религия
Опросы на предмет религиозной принадлежности японцев неизменно дают результат, превышающий 100%. Большинство заявляет о своей приверженности и синтоизму, и буддизму. Одно из основных свойств японской религиозности — склонность к синкретизму. Большинство японцев отдают предпочтение синтоистскому обряду инициации (аналог крещения), псевдохристианскому венчанию (обычно проводится в гостиничной «часовне» не имеющим сана иностранцем в церковном облачении) и буддистским похоронам.
Храм Инари в Киото
Буддизм пришел в Японию через Китай и Корею в VI в., но популярность обрел только в IX в. Со временем под влиянием синтоизма буддистские представления отчасти трансформировались, и ками стали восприниматься как временные воплощения буддистских божеств. Зачастую буддистские храмы и синтоистские святилища соседствуют друг с другом, маленький храм может стоять на освященной территории крупного святилища, и наоборот.
Какая вера у японцев в XXI веке считается национальной: буддизм или синтоизм
Жители Японии чрезвычайно веротерпимы, что мешает понять какая вера в Японии главная. При этом практически все японцы исповедуют синтоизм, одновременно принадлежа к одной из буддийской общине страны. В обычной жизни они при этом руководствуются конфуцианскими принципами.
Таким образом, в современной Японии погребальные и заупокойные обряды исполняются согласно буддийским традициям, свадебные и другие повседневные церемонии происходят по канонам синтоизма. В остальном же японцы — примерные конфуцианцы.
Большинство японцев считают себя одновременно синтоистами и буддистами
Какая вера у японцев достаточно сложно понять из-за того, что в стране одинаково распространены такие основные религии как буддизм и синтоизм. В результате Большинство верующих в Японии причисляет себя к обеим религиям сразу, что свидетельствует о религиозном синкретизме.
Таким образом, на вопрос: какую религию исповедуют японцы, можно смело ответить, что это синтоизм и буддизм. При этом в 1886 году, во время реставрации Мэйдзи синтоизм был объявлен единственной и обязательной государственной религией японского государства.
После Второй мировой войны с принятием новой японской конституции в 1947 году синтоизм потерял этот статус. Таким образом, на сегодняшний день у Страны восходящего солнца на сегодняшний день нет официальной религии.
Японский императорский дворец или Кокё. Япония синтоиско-буддийская страна, об этом говорит даже её архитектура. Фото: 100mt.ru
Несмотря на это буддизм и синтоизм до сих пор главные религии Японии. По некоторым оценкам буддисты и синтоисты составляют до 84—96 % населения страны. Это говорит о синкретизме обеих религий. При этом некоторые социологи эти цифры оспаривают.
Связанно это с тем, что в Японии количество верующих связывается с прихожанами того или иного храма, а не с тем, причисляет себя каждый конкретный человек к числу последователей той или иной энергии или же нет.
Основные религии Японии, а также китайские даосизм и конфуцианство оказали сильное влияние на японские верования и традиции. Именно поэтому какая вера у японского народа главная достаточно сложно понять непосвященному, особенно европейцу.
Еще одним следствием такого смешения является склонность японской религии к синкретизму, что выливается в смешение различных религиозных практик.
Так, например, взрослые и дети в Японии отмечают ритуалы синто, школьники молятся перед экзаменами, молодые пары устраивают свадебные церемонии в христианской церкви, а похороны — в буддистском храме.
Свадебная церемония по синтоистскому обряду. Многие японцы сочетают в обряды разных религий. Так свадьбы часто проходят по синтоискому обряду, а похороны — по буддийскому. Фото: nippon.com
Стоит при этом отметить, что количество прихожан христианских церквей в стране невелико — всего 2,04 % населения. Таким образом, христиане представляют в Японии религиозное меньшинство.
Кроме того, с середины XIX века в Японии также появились различные религиозные секты, такие как Тэнрикё и Аум Синрикё (запрещена в Российской Федерации).
Синтоизм — традиционная религия в Японии
Синтоизм, синто (в переводе с японского «путь богов») — традиционная религия в Японии. Она основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.
Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма, поэтому она до сих пор, наряду с последним, остается основной религией Страны восходящего солнца.
По данным социологических опросов, на 2008 год в Японии насчитывалось 105 824 798 синтоистов, при этом японец может быть одновременно приверженцем обеих религий. Это затрудняет ведение статистического учета.
Тории синтоисткого святилища Ицукусима. Синтоизм долгое время был государственной религией Японии. Фото: upload.wikimedia.org
Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для примитивного этапа развития всех культур. На синтоизм сильное влияние буддизм и конфуцианство.
Конфуцианство проникло в Японию в VI веке из Китая. По его влиянием в стране возник и развился культ предков. Буддизм появился в Японии в середине 6 в. н.э. Из него синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
В синтоизме присутствует обширный пантеон, при этом синтоистические божества могут воплощаться в людях и природе. Больше всех в синтоизме почитаются: Небесный отец и Земная мать, а также Аматэрасу Омиками, богиня Солнца, или «Великое небесное сияющее божество».
Согласно синтоизму, династия японских императоров происходит от богини Аматэрасу, именно поэтому наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору живому воплощению богов предков подобало оказывать абсолютное повиновение.
Такова была сущность синтоизма как государственной религии современной Японии.
Аматэрасу Омиками, японская богиня Солнца. Аматэрасу считается самым почитаемым божеством в синтоизме. Фото: upload.wikimedia.org
Синтоизм в качестве государственной религии был отменен во время Второй мировой войны директивой верховного главнокомандующего сил союзников от 15 декабря 1945.
1 января 1946 был издан императорский эдикт, в котором император отрекался от своего божественного происхождения и заявлял, что отношения между троном и народом покоятся исключительно на взаимном доверии и любви.
Несмотря на это синтоизм и сейчас остается главной японской религией, а количество синтоиских храмов в стране просто огромно.
Буддизм — самая распространенная религия в Японии
Буддизм считается в Японии самой распространенной религией. На сегодняшней день количество верующих буддистов в стране составляет 89 540 834 человек.
Школы буддизма в Японии сконцентрированны на абсолютно разных аспектах учения — одни на философии, другие — на культуре, третьи — на медитации, четвёртые — на ритуале, пятые — на чтении мантр.
Разные школы популярны среди разных слоёв населения — учёных, монахов, самураев, простонародья. Иногда между ними происходят конфликты.
Хорю-дзи (Храм процветающей дхармы) — буддийский храм в городе Икаруга, префектура Нара, Япония. Буддизм — самая массовая религия в Японии. Фото: upload.wikimedia.org
Всего в современной Японии выделяют тринадцать школ и пятьдесят шесть подшкол, этот перечень был составлен в конце XIX века (в эпоху Мэйдзи) в результате государственного упорядочения системы храмов и монастырей и отделения синто от буддизма.
Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 корейским проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538.
При императоре Сёму (правил в 724 — 749) буддизм был признан государственной религией. После свержения сёгуната государственной идеологией объявлен синтоизм.
Буддийские организации в современной Японии делятся на две большие группы: традиционные школы буддизма и необуддийские движения.
Традиционные школы буддизма сложились в течение длительного периода, начиная со времени проникновения буддизма в Японию в VI веке вплоть до позднего Средневековья.
Все организации традиционных школ буддизма входят во Всеяпонскую буддийскую ассоциацию, объединяющую около 60 различных групп.
Японский император Сёму. Император Сёму сделал буддизм государственной религией. Фото: upload.wikimedia.org
Необуддисткие движения в современной Японии делают акцент на одну или несколько черт буддийского вероучения. Каждое из них, при этом, претендует на ортодоксальное толкование буддийских догм.
На деле же их доктрины зачастую представляют собой эклектическое сочетание идей буддизма с заимствованиями из других религиозных традиций — синто, конфуцианства, а в ещё большей степени — из народных верований.
Христианство в Японии считается религиозным меньшинством
Христианство в Японии всегда считалось религиозным меньшинством и периодически испытывало гонения со стороны правительства, опасавшегося усиления западного влияния в стране.
На сегодняшний день в стране насчитывается по разным оценкам от 1,9 млн до 2,9 млн христиан. При этом самым крупным объединением христианских церквей, среди действующих в стране считается Католический центральный совет (свыше 400 тыс. верующих, около 2 тыс. культовых учреждений, 2 тыс. священников).
Протестантская церковь в Кобе. Протестантизм — это наиболее массовая христианская деноминация в Японии. Фото: upload.wikimedia.org
Протестантов в Стране восходящего солнца 1 000 000 человек. Самым крупным объединением протестантов признаны пятидесятники — 257 тысяч человек.
Кроме того, также здесь присутствуют: церковь «Дух Иисуса», баптисты, англикане, лютеране, различные перфекционистские церкви и другие протестантские деноминации
Православие в Японию принес в середине XIX века русский миссионер святитель Николай Японский. После смерти святителя Николая в 1912 году в стране насчитывалось 266 православных общин и около 33 тысяч человек исповедующих православие.
Сегодня, в начале XXI века в Японии насчитывается более 36 тысяч человек исповедующих православие. Японская Православная Церковь имеет большую самостоятельность и на правах автономии входит в состав Русской Православной Церкви.
Святитель Николай Японский, Архиепископ Токийский и Японский. Благодаря Святителю Николаю, в Японии появилось православие. Фото: upload.wikimedia.org
В Японии иметься значительное число сторонник маргинального христианства.
Правительство страны при этом активно борется с различного рода экстремистскими течениями и религиями, запрещая их и арестовывая их лидеров.
Ислам в Японию принесли башикиры и татары, эмигрировавшие из России
Япония не знала ислам вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868—1889 гг.). В наше время японцев-мусульман в стране практически нет, поэтому главные последователи ислама в стране — проживающие в стране иностранцы.
Мусульманское общество состоит в основном из пакистанцев и татар — эмигрантов из России. В последнее время за счет приезжих рабочих она несколько увеличилась.
Токийская мечеть. Этнические японцы ислам практически не исповедуют. Фото: upload.wikimedia.org
История же появления японского ислама такова. После Октябрьской революции в Японии образовалась татарская и башкирская община. Она стала одним из национальных меньшинств страны.
Основу составили казанские татары и башкиры — противники советской власти, бежавшие в 1919 году из СССР через Маньчжурию. В 1920-х годах общее их количество составляло более 1200 человек. Члены общины селились в окрестностях Токио и Кобе.
Это Токийская мечеть, и ислам получил признание власти. Токийскую мечеть «Исламия», построенную в 1938 году, преследовали несчастья: в 1985 году она была разрушена после одного из землетрясений, в 1986 году её полностью разобрали.
В 1998 году было начато строительство новой мечети. 30 июня 2000 года мечеть была открыта. О полном равноправии ислама с буддизмом и христианством в 1939 году заявил премьер-министр Киитиро Хиранума.
Начало 1930-х. Лидеры японских националистов и тюркских сообществ страны. Мухаммед-Габдулхай Курмангалиев — второй слева в заднем ряду. Ислам в Японии появился после эмиграции в страну в 1920-х годах из СССР башкир и татар — противников советской власти. Фото: upload.wikimedia.org
Несмотря на это обстоятельство, основателям ислама в Японии пришлось эмигрировать при поддержке Гаяза Исхаки. Произошло это потому, что в Стране восходящего солнца практически невозможно иностранцам получить японское гражданство.
В результате в конце 1930-х годов японские мусульмане стали массово писать прошения о принятии в гражданство Турецкой Республики. Рассмотрение обращений было полностью завершено в 1953 году.
Они получили свидетельства о рождении и паспорта граждан Турецкой республики в посольстве Турции в Токио. В наше время, по состоянию на 2010 год общая численность японских мусульман оценивалась в 185 тыс. человек. Это, в основном, пакистанцы и индонезийцы, прибывшие в страну для работы.
В Японии присутствует незначительное количество сторонников других религий
Сторонники других религий в Японии представлены в незначительном количестве. Это конфуцианцы (127 тыс.), индуисты (25,7 тыс.), верующие бахаи (16 тыс.), сикхи (2 тыс.), джайны (1,6 тыс.) и иудеи (1,5 тыс.). Ещё 10 тыс. жителей Японии являются сторонниками местных первобытных верований и культов.
Бывший центр «Аум Сенрикё» (организация запрещена в России). Японские власти активно бороться с экстремистскими религиозными организациями. Фото: upload.wikimedia.org
Также стоит отметить то обстоятельство, что власти страны активно борются против религиозных организаций и сект, имеющих террористическую направленность.
Эта политика была принята после террористических атак, предпринятой запрещенной в России религиозной организацией «Аум сенрикё». В настоящее время она разгромлена, а её лидер Сёко Асахара казнен через повешение.