в виде чего могут устанавливаться стимулирующие выплаты
Компенсационные и стимулирующие выплаты
Зарплата работника, помимо оплаты за труд, может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Рассмотрим, что они из себя представляют и чем различаются.
Виды компенсационных и стимулирующих выплат
Отдельным видом денежного поощрения являются надбавки и доплаты. Эти выплаты, в отличие от разовых премий, включаются в систему оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Надбавки и доплаты бывают двух видов:
Схожи по своему назначению с премиями и устанавливаются для стимулирования работника к повышению профессионального уровня и получению новых знаний. К надбавкам и доплатам стимулирующего характера можно отнести выплаты за классный чин, звание, ученую степень, высокий разряд и т. д.
Выплачиваются в целях компенсации сотруднику издержек и затрат, связанных с выполнением им трудовых обязанностей. К доплатам и надбавкам компенсационного характера можно отнести выплаты за совмещение разных профессий, работу в ночное время или сверх установленного графика работы.
Надбавки и доплаты бывают обязательным и устанавливаемыми на усмотрение работодателя.
Обязательные доплаты и надбавки
Виды обязательных доплат и надбавок
Основание
При установлении доплат и надбавок можно воспользоваться Перечнем доплат и надбавок к тарифным ставкам и должным окладам работников, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175.
Стимулирующие выплаты
Надбавки и доплаты стимулирующего характера выплачиваются на усмотрение работодателя. Условия их применения и размер устанавливаются:
Унифицированной формы положения о премировании нет. Работодатель разрабатывает этот документ самостоятельно. Обычно положение содержит следующие сведения:
В положении о премировании может быть предусмотрен специальный оценочный лист работника. Обычно он выносится в приложение к документу и содержит информацию, позволяющую принять решение о премировании работника. В оценочном листе отражается также мнение самого сотрудника о проделанной им работе в оцениваемом периоде.
Раздел IV. Стимулирующие выплаты и иные выплаты
Раздел IV. Стимулирующие выплаты и иные выплаты
4.1. К стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на повышение мотивации и эффективности труда работников в соответствии с установленными в настоящем Положении показателями и критериями оценки труда работников, в целях поощрения за выполненную работу.
4.2. Стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются на основании правового акта работодателя по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников учреждения (при наличии такого органа) и закрепляются коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.
4.3. Работникам учреждений устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:
— ежемесячная персональная надбавка (для руководителя);
— надбавка за комплексность и сложность управления (для руководителя);
— надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
— премирование по итогам работы;
— премирование за выполнение особо важных и сложных заданий.
4.4. Работникам учреждений устанавливаются следующие виды иных выплат:
— персональный повышающий коэффициент к должностному окладу (для заместителя руководителя, главного бухгалтера, за исключением указанных должностей в учреждении средств массовой информации);
— единовременная выплата при выходе на пенсию (для руководителя);
— премирование к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками;
— материальная помощь к отпуску на профилактику заболеваний (далее также именуемая материальная помощь к отпуску);
— ежемесячная доплата за награды, почётные звания, наличие учёной степени.
4.5. На стимулирующие выплаты не может быть использована экономия фонда оплаты труда, сложившаяся в результате невыполнения планируемых производственных заданий или объема предоставляемых услуг, а также не укомплектования штатного состава учреждения.
4.6. Стимулирующие выплаты учитываются в составе средней заработной платы для отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, а также для предоставления информации по исчислению размера пенсии.
4.7.1. Премирование по итогам работы за год производится по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.
4.7.2. Премирование по итогам работы за год выплачивается не позднее первого квартала следующего за отчетным годом. Конкретный размер премии определяется правовым актом работодателя, при этом размер премии должен составлять не более 3-х фондов оплаты труда.
4.7.3. Работнику учреждения, с которым трудовой договор (контракт) расторгнут или прекращен в течение календарного года, выплата премии производится за фактически отработанное время.
4.7.4. Премирование по итогам работы за год не выплачивается:
— работнику учреждения, с которым трудовой договор (контракт) расторгнут по инициативе работодателя за совершение виновных действий;
— работнику учреждения, расторгнувшему трудовой договор (контракт) в течение календарного года по собственному желанию.
4.7.6. Снижение размера премии производится в тот расчетный период, в котором работодателю стало известно о допущении нарушения.
4.7.7. Премирование по итогам работы за год для руководителя учреждения исчисляется как сумма средств месячного фонда оплаты труда из расчета за календарный год, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, к юбилейным датам и праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками, деленных на 12 и умноженных на количество фондов оплаты труда, определенных муниципальным правовым актом Администрации города Ханты-Мансийска о выплате премии по результатам работы за год.
4.8. Перечень видов премирования по итогам работы, порядок, условия их осуществления, а также критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в отношении заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается локальным нормативным актом учреждения.
4.9. Работник учреждения может быть премирован за выполнение особо важных и сложных заданий.
4.9.1. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается работнику учреждения, состоявшему в списочном составе учреждения на дату издания правового акта работодателя, за исключением работника учреждения, находящегося в отпуске без сохранения заработной платы, в том числе в отпуске по уходу за ребенком (кроме кратковременного отпуска до 7 календарных дней).
4.9.2. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий не выплачивается работнику учреждения, работающему в должности менее одного месяца.
4.9.3. Конкретный размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется правовым актом работодателя, но не более одного месячного фонда оплаты труда.
4.9.4. Решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий руководителю учреждения принимается работодателем по представлению сведений о размере выплачиваемой премии руководителями органов Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющих полномочия по реализации вопросов местного значения в направлениях работы подведомственных бюджетных учреждений.
4.9.5. Порядок и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе конкретные критерии, ориентированные на достижение показателей, позволяющие оценить результативность и качество труда заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера, устанавливаются локальным нормативным актом учреждения с учетом настоящего Положения.
4.9.6. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит разовый характер.
4.9.7. Премирование за выполнение особо важных и сложных заданий и премирование по итогам работы выплачивается единовременно с целью поощрения за оперативность и качественный результат труда, при наличии обоснованной экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности. Конкретный размер премии определяется как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.
4.10. Заместителю руководителя учреждения, главному бухгалтеру (за исключением заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера учреждения средств массовой информации) устанавливается персональный повышающий коэффициент от должностного оклада с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач.
4.10.1. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента от должностного оклада и его размерах принимает руководитель учреждения по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации либо иным представительным органом учреждения (при его наличии) в отношении конкретного работника.
4.10.2. Персональный повышающий коэффициент устанавливается сроком не более одного года, по истечении которого может быть сохранен либо изменен. Размер персонального повышающего коэффициента не может быть более 3,0. Условия и порядок сохранения или изменения персонального повышающего коэффициента определяются локальным нормативным актом учреждения.
4.11. Работнику учреждения премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками выплачиваются на основании правового акта работодателя, при наличии обоснованной экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.
4.11.1. Решение о выплате премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками руководителю учреждения принимается работодателем по представлению сведений о размере выплачиваемой премии руководителями органов Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющих полномочия по реализации вопросов местного значения в направлениях работы подведомственных бюджетных учреждений.
4.11.2. Порядок, условия выплаты премии к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливаются локальным нормативным актом учреждения.
4.12. Работнику учреждения при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск один раз в календарном году выплачивается материальная помощь к отпуску на профилактику заболеваний. При наличии обоснованной экономии средств по фонду оплаты труда, а также средств от приносящей доход деятельности, направляемых учреждением на оплату труда работников учреждения в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом учреждения, материальная помощь к отпуску выплачивается в размере до двух месячных фондов оплаты труда.
4.12.1. Размер материальной помощи к отпуску для руководителя учреждения исчисляется как размер месячного фонда оплаты труда, премии по результатам работы за год, материальной помощи к отпуску в прошедшем календарном году, премий к юбилейным датам, праздничным дням, а также в связи с профессиональными праздниками, фактически начисленных за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск, деленных на 12 и умноженных на количество фондов оплаты труда.
4.12.2. В случае разделения в установленном порядке ежегодного оплачиваемого отпуска на части в течение календарного года, материальная помощь к отпуску выплачивается при предоставлении любой из указанных частей отпуска продолжительностью не менее 14 дней календарных дней.
4.12.3. Выплата материальной помощи к отпуску осуществляется согласно правовому акту работодателя, изданному на основании письменного заявления работника учреждения о предоставлении отпуска и выплате материальной помощи к отпуску.
4.12.4. Материальная помощь к отпуску выплачивается по основному месту работы и основной занимаемой должности.
4.12.5. Выплата материальной помощи к отпуску и ее размер не зависит от итогов оценки труда работника учреждения.
4.12.6. На материальную помощь к отпуску планируется 10 процентов от годового фонда оплаты труда учреждения.
4.12.7. Материальная помощь к отпуску не выплачивается:
— работнику, принятому на работу по совместительству;
— работнику, принятому на основании срочного трудового договора сроком до двух месяцев.
— работнику, принятому из другого муниципального учреждения города Ханты-Мансийска, который получил в текущем календарном году материальную помощь к отпуску на предыдущем месте работы, с подтверждением факта выплаты соответствующей справкой.
4.12.8. Порядок и условия выплаты, конкретный размер материальной помощи к отпуску заместителю руководителя учреждения и главному бухгалтеру определяются локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим единый подход к определению размера материальной помощи к отпуску для всех работников учреждения.
4.13. Работнику учреждения выплачивается материальная помощь по его письменному заявлению с приложением подтверждающих документов, на основании правового акта работодателя в следующих случаях:
вступления в брак впервые в размере не более одного месячного фонда оплаты труда (распространяется на руководителя учреждения);
рождения ребенка в размере не более одного месячного фонда оплаты труда (распространяется на руководителя учреждения);
утраты личного имущества работника учреждения, находящегося на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск, в результате пожара, стихийного бедствия в размере до 25 000 рублей для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера; в размере не более одного месячного фонда оплаты труда для руководителя учреждения;
смерти работника учреждения или его близких родственников (родители, муж (жена), дети) в размере 10 000 рублей для заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера; в размере не более одного месячного фонда оплаты труда для руководителя учреждения; в случае смерти работника учреждения выплаты производятся одному из его близких родственников.
4.13.1. Указанные выплаты не учитываются при исчислении средней заработной платы.
4.13.2. Порядок и условия выплаты, конкретный размер материальной помощи определяются локальным нормативным актом учреждения.
4.13.3. Руководителю учреждения при выходе на пенсию выплачивается единовременное пособие (выплата) в зависимости от стажа работы в должности руководителя учреждения в следующих размерах:
Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности
Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты
Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.
Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:
Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:
Они делятся на установленные:
О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».
В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.
Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.
Принципы создания положения о стимулировании
При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.
Содержание положения о стимулировании
Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:
Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).
Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.
Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.
Особенности создания положения в ГУП и МУП
Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).
В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.
Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.
Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:
Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.
Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:
При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:
Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.
В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.
Системы критериев оценки для ГУП и МУП
В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:
Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.
О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:
Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:
Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.
Критерии стимулирующего характера для медработников
Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:
В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.
Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.
Итоги
Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.
ПАМЯТКА О СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПАМЯТКА
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ В
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время широко практикуемые стимулирующие выплаты – это премии. При этом некоторые руководители и бухгалтеры учреждений считают, что премиями стимулирующего характера можно признавать любые премии при условии закрепления их в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. К расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Система оплаты труда – это выплаты за труд.
Система оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей к профессиональным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п. устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.
В муниципальных учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного времени. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлен месячный оклад (ставка), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячного оклада (ставки).
Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.
Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.
Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:
— гарантированная часть заработной платы включает должностные оклады, ставки, компенсационные выплаты по трудовому законодательству, дополнительные выплаты в образовании (за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинета и т.д.). Источники покрытия гарантированной части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, а для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением муниципального задания;
—стимулирующая часть заработной платы включает:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положение о стимулирующих выплатах, премировании работников). Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящий доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС).
Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).
Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.
Системы стимулирующих доплат и надбавок могут устанавливаться коллективными договорами или определяться положением о премировании, которое признается локальным нормативным актом.
В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности.
От премий по итогам работы, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию ит.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных (трудовых), даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном нормативном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.
Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы: показатели премирования, условия премирования, размеры премий, круг премируемых работников, периодичность премирования.
Показатели премирования должны быть конкретными, четно сформулированными, а выполнение показателей – легко учитываемым. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критериев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли.
Условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильная организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах.
Премирование работника учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В Положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров (оценочных критериев труда), характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.
В круг премируемых работников по установленным показателям следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей.
Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состав показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год. Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).
При формировании Положения о премировании работников учреждений рекомендуется включать в основные разделы следующую информацию:
в разделе «Общие положения» указываются нормативная база (Трудовой кодекс РФ, Положение о системе оплаты труда учреждения и т.д.) и цели принятия положения (например, усиление материальной заинтересованности работников в повышении результатов работы учреждения, установление порядка и условий премирования работников учреждения в соответствии с оценочными критериями труда). В данном разделе следует также обозначить круг премируемых работников (например, штатные работники и совместители). Указывается, что премирование работников учреждения по результатам их труда зависит от качества труда, финансового обеспечения (источников покрытия премии) учреждения и других факторов, оказывающих влияние на премирование и размер премий.
в разделе «Виды премий и показатели премирования» предусматривается текущее и единовременное премирование. При этом текущие премии начисляются по итогам работы за месяц (квартал) в случае достижения работником учреждения высоких показателей в труде при условии безупречного выполнения работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и коллективным договором. При этом под высокими показателями в труде (оценочные критерии труда) понимаются установленные соответствующие перечни показателей для работников, относящиеся к основному персоналу (педагогический состав, медицинский состав, работники культуры и т.п.), для работников бухгалтерии, для работников административно-управленческого персонала, кроме руководителя учреждения (АУП), для вспомогательного персонала, для младшего обслуживающего персонала (МОП).
Единовременные (разовые) премии могут начисляться работникам учреждения: по итогам результативной работы за год, за выполнение работником учреждения конкретного дополнительного задания, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, особо срочных работ и разовых заданий руководства учреждения и т.д.
В данном разделе должны быть закреплены условия, при которых премия не начисляется, а также в соответствии со ст. 189, 192 ТК РФ указываются случаи, при которых премия не выплачивается работникам учреждения:
в разделе «Порядок расчета, назначения и выплаты премий» необходимо указать, что размер текущих премий (месяц, квартал) работников учреждения не может превышать установленный настоящим Положением процент премии от величины оклада по представлению руководителя структурного подразделения (руководителя учреждения). При этом не рекомендуется устанавливать минимальный размер премии, например, «…ежемесячная премия, составляет от 10 до 30 % от установленного оклада». Размер разовых премий определяется для каждого работника учреждения руководителем в твердой сумме или в процентах от оклада по предоставлению руководителя структурного подразделения. Размер премирования зависит только от объема финансового обеспечения учреждения. Порядок расчета премии и определение ее размера зависит от конкретных показателей премирования при условии их выполнения и должен быть закреплен соответствующими приложениями к Положению.
В данном разделе Положения необходимо также указать, что работникам вновь принятым на работу в учреждение или уволившимся из учреждения по уважительным причинам в течение периода, за который начисляется премия, расчет производится пропорционально отработанному времени. Текущие премии (месяц, квартал) выплачиваются работникам учреждения в установленный срок (в месяце, следующем за периодом премирования).
В целях своевременного расчета и выплаты премии работникам учреждения руководители структурных подразделений учреждения в установленный срок не позднее числа месяца, следующего за периодом премирования, обязаны направлять руководителю учреждения данные о выполнении работниками показателей премирования за соответствующий период и предлагаемый размер премии.
в разделе «Заключительные положения» следует определять порядок вступления Положения о премировании в силу и сроки его действия, а также порядок внесения изменений в данное Положение. При этом рекомендуется указать, что Положение о премировании работников учреждения вступает в силу со дня утверждения его руководителем учреждения и действует до замены новым.
При формировании Положения о премировании работников учреждения следует учитывать, что если оценочных критериев труда работников много и для разных структурных подразделений они различные, то можно определить перечни показателей для каждого отдельного подразделения по балльной системе и оформит их как приложение к Положению о премировании.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ после утверждения руководителем Положения о премировании работников учреждения в обязательном порядке с ним необходимо ознакомить всех работников учреждения под подпись. Назначение премий необходимо оформлять приказами руководителя учреждения.
Надо знать. Бухгалтерский учет расчетов с работниками учреждения по заработной плате, в том числе по стимулирующим выплатам (премии), осуществляется в следующем порядке:
— начисление системной премии на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании Положения о премировании с учетом оценки профессиональных качеств работников учреждения.
При отпускных расчетах бухгалтеру необходимо помнить:
— разовые премии системного порядка (за труд) увеличивают сумму отпускных – согласно п. 15 Положения Постановления Правительства РФ № 922 при расчете отпускных учитываются только премии за труд, предусмотренные системой оплаты труда учреждения. Разовые премии за выполнение конкретной работы (например, за успешное окончание проекта и т.п.) принимаются в расчете, если они предусмотрены локальным нормативным актом учреждения (например, Положением).
Разовые премии поощрительного характера (к праздничным датам, профессиональным праздникам, юбилеям или другим событиям) не учитываются при расчете отпускных работникам учреждения.
В сумме отпускных учитывается годовая премия за прошлый год – при расчете суммы отпускных необходимо учитывать годовое вознаграждение за предшествующий отпуску календарный год (п. 15 Положения № 922). Например, если отпуск предоставляется в 2014 году, то при расчете отпускных необходимо учесть только годовое вознаграждение за 2013 год.
Если годовая премия начислена после отпуска, то отпускные необходимо доплатить – согласно п. 15 Положения № 922 в отличие от других премий годовое вознаграждение необходимо учитывать независимо от времени начисления. Это означает, что годовое вознаграждение необходимо учесть при расчете отпускных, даже если оно было начислено после предоставления отпуска, но за предшествующий отпуску год. В этом случае после начисления годового вознаграждения необходимо пересчитать сумму отпускных и произвести доплату работнику учреждения. Установленных сроков перерасчета нет, поэтому учреждение самостоятельно принимает решение перерасчета либо одновременно с начислением годового вознаграждения, либо вместе с ближайшей выплатой работнику после его начисления.
Квартальная премия, начисленная после отпуска, не является основанием для перерасчета суммы отпускных – согласно п. 15 Положения № 922 при расчете отпускных учитываются премии, которые были начислены только в расчетном периоде. При этом неважно, за какой период была начислена премия, важно, что она начислена в расчетном периоде;
При неполном расчетном периоде премии учитываются пропорционально, если премиальный период не входит в расчетный – в случае если расчетный период отработан не полностью, то премия за рабочий период, выходящий за пределы расчетного, учитывается при расчете отпускных пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, даже если была начислена с учетом времени, отработанного в рабочем периоде (п.15 Положения № 922).
Для новых работников премии учитываются по специальным правилам – согласно п. 15 Положения № 922 для работников, которые работают не с начала рабочего периода, за который начисляются премии, при расчете отпускных учитываются:
— полностью, если ионии начислены пропорционально отработанному времени;
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда работников организации в целях налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми или коллективными договорами. При этом в соответствии со ст. 129 ТК РФ под оплатой труда работника понимается вознаграждения за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты. Из этого следует, что стимулирующая выплата, в том числе премия, должна выплачиваться за трудовую деятельность работника. Таким образом, в целях налогообложения премии различают:
премии производственного характера (трудовые) – включаемые в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от приносящей доход деятельности;
премии непроизводственного характера (поощрительные к праздничным датам и профессиональным праздникам, к юбилейным датам и т.п.) – не включаемые в расходы при исчислении налога на прибыль от приносящей доход деятельности.
В целях избежание претензий со стороны контролирующих органов необходимо при установлении премии подробно описать условия их выплат работникам и в обязательном порядке закрепить в трудовом или коллективном договоре, что премии выплачиваются на основании приказа руководителя учреждения.
Все виды премий включаются в базу для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.
- временная прописка несовершеннолетних чем грозит собственнику квартиры
- ведро хоумстак что это