в турцию на армянских номерах
На арендованной машине с армянскими номерами в Турцию
#1 Артем78
Только прошу если не уверены, лишний раз не пугать, что машину взорвут перевернут и тд.
Может у кого был опыт или достоверно знает. Спасибо
#2 Аскет
#3 vseproschayuschii
Это у армян к туркам как бы претензии, а не наоборот.
что меня ждет при езде по Турции с армянскими номерами? Сам гражданин РФ, русский фейс и тд.
#4 Alexander69
Хотя, в целом я почти не заметил какого-то резко негативного мнения граждан Турции насчёт армян )в абсолютном большинстве достаточно нормальное отношение).
Тут не стоит, мне кажется, обобщать.
#5 Alexander69
Сами армяне уже несколько лет ездят в Турцию без виз, что о чём-то да говорит.
Это говорит только о том, что турки хотят с армян поиметь денежку за отдых на курортах. Армян по всему миру много, в том числе не очень бедных, и они народ сплоченный, независимо от страны обитания. Если армянам в Армении на отменили бы визы,то и их богатые родственники со всего мира, в Турцию денежки не повезут..
Да и визы отменяют власти, а морду будут щупать местные гопники. Но уверен, до этого не дойдет, просто не надо вести ненужные разговоры. Даже если сами турки, узнав (что не уверен) армянские номера, заведут про Армению и армян разговор.
Кстати: погранперехода-то наземного между Турцией и Арменией нет. Вот это, действительно, говорит о многом. А вернее, это говорит обо всем.
#6 vseproschayuschii
В некоторых регионах упоминать об армянах (просто упоминать) может быть небезопасно.
Например, меня местный товарищ, в некогда армянском городе Эрзинджане и говорящий по-немецки, категорически предостерег даже упоминать что-либо об армянах.
Но, думаю, что мало кто на туретчине знает, как выглядят армянские номера.
#7 vseproschayuschii
Это говорит только о том, что турки хотят с армян поиметь денежку за отдых на курортах.
Армян по всему миру много, в том числе не очень бедных, и они народ сплоченный, независимо от страны обитания. Если армянам в Армении на отменили бы визы,то и их богатые родственники со всего мира, в Турцию денежки не повезут.
Даже если сами турки, узнав (что не уверен) армянские номера, заведут про Армению и армян разговор.
Кстати: погранперехода-то наземного между Турцией и Арменией нет. Вот это, действительно, говорит о многом. А вернее, это говорит обо всем.
#8 Alexander69
И вся будет хорошо.
#9 vseproschayuschii
Я тебя, наверно, удивлю, но не только курды и армяне, но и русские бывают турками.
Ты, наверно, путаешь с английским словом nationality, которое как раз означает гражданскую принадлежность ка какой-либо стране. Я ещё когда только начинал свою международную карьеру и не знал английского, то долго привыкал к такой метаморфозе, когда при заполнении каких-то анкет для получения визы в графе «nationality» татары, чеченцы и прочие российские (не русские) нац меньшинства должны писать Russian.
Кстати, само словосочетание «национальные меньшинства» не говорит ли о том, что русское слово «национальность» подчёркивает принадлежность к какому-то народу (этнической общности), а не гражданство?
Ладно, с тобой, как с умным дядькой интересно беседовать, однако давай по теме.
Так если бы ты мне казался глупым, я тоже не стал бы так пальцами стучать по клаве)))))))
На самом деле мы же не очень сильно от темы отклонились (ИМХО). Так или иначе оно касается темы. Вопрос был про Турцию, и связано с Арменией. Мы объясняем-описываем человеку (и другим софорумчанам) ситуацию в Турции относительно данного вопроса. На мой скромный взгляд, пока в русле темы. Здесь и не такие расширения заданной тематике бывают.
Если рассуждать об этом с нейтральной позиции, то пользы будет, наверно, побольше, чем вреда.
Покупка авто из Армении: нюансы, риски и реальные цены
Содержание:
Автомобили с армянскими номерами начали массово появляться на российских дорогах несколько лет назад. Поначалу казалось, что за рулем таких автомобилей преимущественно ездят граждане самой Армении, которые временно въехали на территорию России на своих машинах. Однако это не совсем так.
Дело в том, что после вступления Армении в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) в 2014-м году и снятия некоторых ограничений в 2018-м, автомобили на армянском учете получили право находится на территории Российской Федерации бессрочно, поскольку само понятие «временного ввоза» для них было упразднено.
Поэтому за достаточно короткий период количество машин на армянских номерах на территории нашей страны резко увеличилось. Ведь после отмены временного ввоза за рулем таких машин уже можно было ездить и гражданам других стран-участниц ЕАЭС, включая россиян.
Так чем же привлекательная покупка автомобиля на армянском учете? Как осуществляется ввоз таких машин? Есть ли ограничения и запреты на такие машин и какие нюансы эксплуатации? А также нужно ли их растаможить и сколько это может стоить? Отвечаем на самые важные и сложные вопросы об автомобилях на армянских номерах.
Чем привлекательна покупка авто из Армении?
Интерес к автомобилям из Армении обусловлен несколькими причинами:
1. Цена
Первый и главный фактор — это цена. Стоимость автомобилей с пробегом в этой маленькой южной республике значительно ниже, чем в России. При этом основная причина низких цен — это специфика армянских таможенных пошлин. С 2014 года по 1 января 2020-го они были несравнимо ниже, чем в РФ.
После того как в январе прошлого года в Армении окончательно начали действовать правила и законы Таможенного союза, порядок растаможки стал точно таким же, как в России. Однако в период с 2014 по 2020-й год, несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны сохранялись отличия в правилах и законах таможенного режима. И в эту пятилетку в Армению привезли огромное количество машин как из-за океана, так и из арабских и азиатских стран.
2. Редкие модели
Второй причиной стало то, что из-за не очень высоких пошлин армянский вторичный рынок быстро заполнили недорогие, но редкие и интересные машины из США вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и прочие. И любители автомобильной экзотики также ринулись в Армению за необычными вариантами.
3. Транспортный налог
Третья причина — иная система начисления транспортного налога в Армении. Он там точно так же привязан к мощности автомобиля, но сами ставки значительно ниже. Например, на автомобили мощностью до 120 л.с. годовой налог не превысит 1600 рублей. А на мощные машины с моторами отдачей свыше 300 л.с. он будет составлять порядка 20 000 рублей в год. В то время как в России минимальная ставка за машины мощностью свыше трехсот сил составляет порядка 45 000 рублей и может быть выше в зависимости от региона прописки владельца.
4. Отсутствие штрафов
Четвертая заключительная причина — это отсутствие штрафов с дорожных радаров и камер фотофиксации. Армянские номера не фиксировались нашими камерами, так что штраф за рулем таких машин можно было получить лишь за остановку транспортного средства инспектором ДПС и составление протокола.
Впрочем, последний пункт стал причиной введения запретов и ограничений для автомобилей на армянских номерах, о котором стоит рассказать более подробно.
Ввоз авто из Армении: порядок процедуры и нюансы
Любой совершеннолетний гражданин России может прибыть в Армению и купить там на вторичном рынке автомобиль. Затем он может поставить его на учет на себя, получив армянские номера, и отправиться на этой машине домой.
Такой порядок действий стал возможен с того момента, как Армения вступила в Евразийский экономический союз. С 2014-го по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилейИ и ввезти авто можно было двумя способами: как по переходным армянским тарифам, так и по тарифам ЕАЭС. В тот период при ввозе автомобилей по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% от стоимости автомобиля, в то время как по тарифам ЕАЭС эта цифра составляла уже 48-50%. Поэтому возникло несколько вариантов ввоза автомобилей с армянскими номерами в Россию:
Первый и второй вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утилизационный сбор и получить ПТС российского образца, а также государственный регистрационный знак в ГИБДД.
А вот автомобили, ввезенные в период с 2014 по 2020 год, в России оказались вне закона. В начале 2020 года Федеральная Таможенная Служба признала такие автомобили иностранным товаром, и обязала владельцев уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах. В противном случае владельцев ждут штрафы за нарушение таможенного законодательства и даже конфискация автомобиля.
Вместе с тем именно на этот период пришелся пик ввоза автомобилей с армянским учетом. Таких машин в России насчитывалось свыше 300 тысяч единиц.
Свое решение Таможенная Служба РФ объяснила путаницей в трактовке законодательства Таможенного Союза. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что республика обязана обеспечить использование автомобилей, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать территорию Армении.
Впрочем, по этому же договору российская таможенная служба должна была контролировать въезд таких машин на территорию РФ и сразу взимать дополнительные платежи. Однако на практике этого не происходило.
Что теперь будет с авто из Армении?
В июле 2020 года органы ГИБДД, которые начали штрафовать автомобили на армянских номерах, разъяснила порядок действий для владельцев таких машин. Россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС (туда, кстати, входит не только Армения, но и Беларусь, Казахстан и Киргизия) не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в России. Значит, они обязаны зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Им на это дается 10 дней. В ведомстве также объяснили, что этот срок начинает отсчитываться с момента въезда автомобиля на территорию России.
За нарушение этих правил водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении автомобилисту придется заплатить 5 тысяч рублей. Кроме этого, водителя могут лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При этом важно подчеркнуть, что эти требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее одного года.
Как растаможить авто из Армении?
Самый большой вопрос теперь стоит перед владельцами автомобилей с армянскими номерами, чьи машины были ввезены на территорию Таможенного союза в период с 10 октября 2014-го по январь 2020 года. Единственный выход в этой ситуации — растаможка автомобиля. В противном случае вам придется либо не эксплуатировать транспортное средство, либо раз в год пересекать на нем границу.
Порядок растаможки таких автомобилей точно такой же, как при ввозе машин из стран Европы, США или Японии. Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого автомобиля. Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза.
Физлица должны заплатить 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см двигателя — для транспортных средств, чей возраст превышает 3 года, и 2,5 евро за 1 куб. см — на транспортное средство меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб. см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля.
Кроме того, необходимо будет заплатить утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000 рублей; для коммерческих и грузовых — 150 000 рублей) на специальный коэффициент, который составляет 0,17 для автомобилей младше 3 лет и 0,26 для машин старше этого возраста.
Также оплачивается сбор за таможенное оформление, который зависит от цены машины в договоре купли продажи. Если цена автомобиля в сделке указана в валюте, то стоимость автомобиля в рублях перерасчитывается на конкретный день по курсу Центробанка.
Размер сбора за таможенное оформление в таком случае составляет:
Еще при растаможке авто и его переоформлении оплачивается акциз. Акциз не собирается лишь с автомобилей, чья мощность не превышает 90 л.с. Во всех остальных случаях его размер зависит от мощности двигателя и в отличие от утилизационного сбора взимается даже с электромобилей.
Как добраться из Армении в Грузию, Турцию, Азербайджан, цены, способы, маршруты
После недавних политических потрясений – между Россией и Грузией – Армения неожиданно стала страной, из которой вы свободно можете добраться в любую точку Закавказья и даже в Малую Азию — Турцию, то есть.
Одна беда: вы никак не проедете из Армении в Азербайджан и обратный маршрут также невозможен. Как говорят местные: «Еще ни один человек не пересекал армяно-азербайджанскую границу живым». «Спасибо» карабахскому конфликту. Поэтому в Азербайджан мы поедем через Грузию, а в Грузию через Армению.
Наш вам совет: планируйте сразу один большой тур по Закавказью – по всем его странам. Не думайте, что это тур однообразный. У каждой страны свой, неповторимый колорит – ни одна не разочарует вас. Ну и Турцию можно пристегнуть. К тому же ни в одну из этих стран виза не нужна. А в Армению даже загранпаспорт не нужен. Теперь подробности.
Как добраться из Армении в Грузию, не забыв проведать Севан
Из Еревана будет очень удобно выбраться на знаменитое озеро Севан. Если приедете в августе, то даже искупаетесь без последствий – в это время тут дикая жара и вода хоть как-то прогревается. Но Севан все равно прекрасен. И расстояние не ахти какое – 70 км.
Дешевле всего ехать на маршрутке – 150 рублей. На такси – 1 тыс. Но, если поедете на маршрутке, часть пути придется пройти пешком, пусть и небольшую. Потому что город Севан и озеро — это не совсем одно и то же.
Как добраться из Еревана в Тбилиси
После того как вы насмотрелись на достопримечательности, как добраться из Армении в Грузию? Из Еревана по четным дням отправляется поезд в Тбилиси, а также многочисленные маршрутки и автобусы. Но мы вам советуем поезд из Еревана в Тбилиси.
Билеты на поезд до Тбилиси стоят не больше 1500 рублей в купе, а мы вам настоятельно рекомендуем именно купе – плацкарт в этом поезде ужасный.
Как добраться из Еревана в Батуми
Многие хотят сразу попасть на черноморское побережье. Как добраться из Армении в Батуми? Точнее, сформулируем задачу так: как добраться из Еревана в Батуми? Тоже на поезде. Поезд из Еревана в Батуми идет в два раза дольше тбилисского – расстояние почти 450 км.
Билеты Ереван-Батуми стоят чуть больше 2000 рублей тоже в купе. Но этот поезд ходит только в летние месяцы. В зимние вы добираетесь сначала до Тбилиси, а оттуда на суперсовременном экспрессе до Батуми.
Если вы выбрали маршрутку, готовьтесь не спать всю ночь и ехать под ужасную громкую музыку – чтобы водитель не уснул. Дорога на границе между республиками – как после бомбежки. Не расслабишься, не уснешь. Зато быстрее, чем на поезде – всего 7 часов. Отоспитесь днем. Цена билета – чуть меньше 1 тыс. рублей.
Можете найти попутчиков в Бла-бла кар или всей компанией арендовать частного извозчика – это довольно выгодно. Тогда с вас будет рублей 500 с одного человека.
Кстати! Если вы не захотели смотреть на Армению, а сразу собираетесь в Грузию, то лучше ехать из Гюмри. Цены на поезд почти такие же, на машину в два раза меньше.
Как добраться из Армении в Турцию
Уже можно! А ведь еще недавно Турция, в знак поддержки «братского азербайджанского народа», блокировала Армению. Но армяне – лучшие в мире торговцы, а турки хотят продавать свой товар. И как-то тихой сапой все утряслось.
Теперь из Армении в Турцию летают самолеты. Долететь можно как до Стамбула, так и до Антальи, Игдира. Это самый надежный способ добраться из Армении в Турцию. Так что, сегодня на вопрос как добраться из Армении в Турцию мы отвечаем — легко!
Время перелета из Еревана в Стамбул — 2 часа 40 минут, в которые вы преодолеете 1300 км. Можно найти дешевые билеты – за 12 тыс. рублей в один конец, если повезет. Или за 20–25, если в сезон.
На машинах в Турцию предпочитают ездить через Грузию – не через Армению.
Как добраться из Армении в Азербайджан
Мы уже писали, что это невозможно. Вам придется сначала ехать в Грузию, а оттуда уже в Азербайджан. И если у вас в паспорте будет стоять армянский штамп, то ждите подробного допроса и досмотра. Если же вы сначала поехали в Азербайджан, а потом в Армению через Грузию, то особо приставать к вам никто не будет, но пару вопросов зададут. И не спрашивайте больше никого — как добраться из Армении в Азербайджан.
Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона
Российские владельцы автомобилей с армянскими номерами попали в почти безвыходное положение. В регионах ГИБДД штрафует их транспортные средства или даже отправляет на спецстоянки. Причина — в отсутствии документов от таможни, однако легализовать такой автомобиль непросто. Это как минимум потребует уплаты суммы, превышающей его изначальную стоимость. Между тем юристы утверждают, что закон позволяет свободно ездить на автомобилях с армянскими номерами. В сложной и запутанной ситуации разбирались «Известия».
В конце 2019 года житель города Энгельса Саратовской области Алексей, как и многие граждане России, отправился в Армению за автомобилем. В 2014 году эта страна подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но переход на единые таможенные тарифы отложила до 2020 года. Кроме того, в декабре 2017 Совет Евразийской экономической комиссии освободил товары, ввозимые на территорию Союза для личного пользования, от уплаты таможенных пошлин.
Без затрат и камер
Появлялась лазейка в законодательстве: гражданин России мог приобрести в Армении автомобиль — цены там были намного ниже и всё еще действовали выгодные таможенные тарифы — и преспокойно выехать на машине домой через зеленый коридор.
«Я, как и многие другие, перед поездкой написал обращения в Таможенную службу и ГИБДД, чтобы обезопаситься и понимать, законна ли такая покупка и смогу ли я эксплуатировать автомобиль без проблем. Ответы были все как один: транспортное средство, зарегистрированное в государстве в составе ЕАЭС, не подлежит декларированию и свободно перемещается по территории. Без оформления временного ввоза, без подачи декларации», — рассказал «Известиям» Алексей.
В итоге в 2018–2020 годах в Россию было ввезено около 300 тыс. автомобилей с армянскими номерами. Такой способ обзавестись транспортными средствам оценили и те, кто планировал приобрести авто с двигателем большого объема, и кто приценивался к редкому янгтаймеру, и, наконец, те, кто имел на руках более чем скромную сумму.
Были и те, кто любил быстро ездить и не любил получать штрафы. У владельца машины с армянскими номерами как раз был такой иммунитет: камеры фиксировали нарушение, но кому отправлять постановление? Общей базы у российского и армянского ведомств не было. Кстати, эта неуловимость машин с иностранными номерами и приведет в будущем к серьезным последствиям.
Через зеленый коридор
Первоначально Алексей хотел приобрести машину на американском страховом аукционе, доставить ее в Грузию, а потом самостоятельно перегнать в Армению и растаможить. Однако время поджимало, и он выбрал менее выгодный вариант — автомобиль, уже ввезенный в Грузию из США, а именно гибридную Hyundai Sonata.
В пересчете на рубли за машину Алексей заплатил 420 тыс., еще в 85 тыс. обошлась растаможка в армянском городе Ванадзор. Для сравнения, чтобы ввезти машину с двигателем 2,4 л в Россию, ему пришлось бы заплатить пошлину в 900 тыс. рублей. Поэтому даже самый невыгодный вариант — приобрести растаможенную машину непосредственно в Армении — всё равно выглядел привлекательно: местные добавляли к цене автомобиля всего-то пару тысяч долларов.
Российских покупателей не смущал тот факт, что автомобиль можно продать только по месту регистрации, то есть в Армении. Кроме того, они рассчитывали, что в 2023 году их транспортные средства смогут быть легализованы как «товары ЕАЭС» после уплаты утилизационного сбора.
Машину Алексей поставил на учет по временной регистрации в Армении, получил документы на армянском и прикрутил номера и преспокойно выехал через зеленый коридор. На таможне он встретил множество едущих в Россию фур — перекупщики планировали продавать машины с армянскими номерами по доверенности, хоть это было и незаконно. Но даже у тех, кто ездил по доверенности, до поры не было проблем.
Неуловимые иностранцы
Ситуация с нарушениями действительно была серьезной, за прошедшие полтора года только в Москве автомобили с иностранными номерами (украинскими, армянскими, молдавскими и пр.) совершили почти 2 млн нарушений, однако выписать постановления удалось менее чем 30 тыс. из них.
Ранее ГИБДД планировала создать базу машин с иностранными номерами совместно с Федеральной таможенной службой, однако данных оказалось недостаточно. Теперь Госавтоинспеция рассматривает возможность брать информацию у страховщиков, из АИС ОСАГО, тем более что готовится автоматическая проверка полисов с помощью камер. Пока же отлов машин с иностранными номерами происходит вручную.
Нет документов? На спецстоянку
Летом машины с армянскими номерами оказались на особом контроле. Согласно внутренним рекомендациям начальника ГИБДД Михаила Черникова (копия есть в редакции), граждане РФ могут эксплуатировать автомобили с армянскими номерами, ввезенные после октября 2014 года, только «при наличии соответствующих таможенных документов».
Если документов нет, а их нет ни у кого, к нарушителю применят статью 12.3. КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения». Нарушителю придется заплатить штраф в 500 рублей, а машину поместят на спецстоянку.
В отдельных случаях российским владельцам машин с иностранными номерами грозит статья 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра».
Это касается в основном машин, зарегистрированных в других странах, входящих в ЕАЭС, и машин, поставленных в Армении на учет до октября 2014 года. Наказание за это — штраф 500–800 рубдей, но при повторном нарушении, автовладелец заплатит 5 тыс. рублей и может лишиться прав на три месяца.
МВД руководствуется, во-первых, Конвенцией о дорожном движении и утверждает, что гражданин России, управляющий зарегистрированным в одной из стран ЕАЭС автомобилем, не может считаться участником международного движения. И, следовательно, должен поставить автомобиль на учет. Во-вторых, ведомство ссылается на Договор о присоединении Армении к ЕАЭС.
«Согласно положениям Договора у данных транспортных средств статус — иностранный автомобиль, так как в указанный период Республика Армения не применяла «общесоюзные» ставки таможенных пошлин, а платежи, действующие на территории Республики Армения, гораздо ниже «общесоюзных», — пояснила «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Светлана Голденкова. «Иностранным» автомобиль перестанет быть только после таможенного декларирования и доплаты налогов и пошлин.
Таможня не дает добро
«Гонения» на автомобили с армянскими номерами отличаются от региона к региону, рассказывают незадачливые автовладельцы. Например, в Волгорадской и Ростовской областях их просто останавливают инспекторы и фотографируют документы, чтобы связать машину и собственника.
На первый взгляд можно сказать, что автовладельцы легко отделались, однако в Кургане эти документы передали в таможенную службу. Та обратилась в Армению и получила ответ, что машина была растаможена для внутреннего пользования. В итоге таможенники послали запрос в ГИБДД по розыску и задержанию транспортного средства.
В этом случае автомобиль помещают на стоянку временного хранения и у владельца есть 30 дней, чтобы вывезти автомобиль из России или доплатить разницу в таможенных платежах. Если он не сделает этого, машину передадут в Росимущество для продажи на торгах.
Впрочем, когда собственники арестованных в Кургане машин согласились на реэкспорт — доплачивать разницу пошлин они не хотели — выяснилось, что таможня не может оформить автомобили. Более того, те, кто направлял в Таможенную службу просьбу оформить временный ввоз, получили ответы, что это не представляется возможным из-за несоблюдения процедурных моментов, рассказывает юрисконсульт Сергей Фролов.
Законные противоречия
Дело в том, что автомобили с армянскими номерами ввозились на территорию России для личных целей и по процедуре «выпуск в свободное обращение». Таможенный кодекс ЕАЭС не предусматривает для них декларирования и оформления временного ввоза.
«Договор о создании ЕАЭС гласит: товары внутри союза перемещаются свободно. Это как раз то, ради чего Союз создавался. В совокупности отсутствие таможенных платежей и выпуск в свободное обращение делают эти автомобили товаром Союза. Однако в договоре о присоединении Армении написано обратное, и оно противоречит тому, что написано в Таможенном кодексе. По этому поводу есть разъяснение Пленума Верховного суда: если имеется противоречие между двумя такими актами, то ввиду большей юридической силы Таможенного кодекса применяется именно он», — рассказал Фролов.
Двусмысленность ситуации иллюстрирует и ответ Федеральной таможенной службы от 20 июля. С одной стороны, из него следует, что для автомобилей, пригнанных российскими гражданами из Армении, не требуется оформлять временный ввоз. Транспортные средства, зарегистрированные в стране, входящей в ЕАЭС, могут свободно перемещаться по территории Союза.
В то же время ФТС цитирует и Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС, называющий эти автомобили иностранным товаром.
Из нового ответа Северо-Осетинской таможни от 5 августа следует, что еще в 2018 году запутанный вопрос о транспортных средствах для личного пользования, зарегистрированных в Армении, попросили разрешить Консультационный центр Федеральной таможенной службы России. Там тоже пришли к выводу, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Интересно, что срок временного ввоза для этой категории таможенным законодательством ЕАЭС никак не регламентирован.
Что теперь делать автовладельцам?
«Изначально было понятно, что схема не совсем чистая. Граждане купили автомобили с минимальной таможенной пошлиной и, кроме того, ездят как хотят. Если мы платим налоги и штрафы, почему остальные не должны платить?» — задается вопросом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Желая сэкономить, российские автовладельцы попали в очень сложную ситуацию. Покупателей на машину они теперь вряд ли найдут, да и поехать в Армению сейчас из-за карантина невозможно. Доплата разницы таможенных платежей для некоторых машин в силу возраста и моторов большого объема окажется значительной, две цены автомобиля, а то и более. Однако ПТС получить не так просто, и дело не в соответствии нормам Евро-4 и Евро-5 и обязательной ЭРА-ГЛОНАСС — в Приморье, например, продлили мораторий на ее установку. Часть ввезенных из Армении машин — праворульные, но с перекинутым налево рулем. Поставить их на российский учет вряд ли вообще возможно.
Отдельная категория — машины, зарегистрированные до присоединения Армении к ЕАЭС. За них придется доплатить только утилизационный сбор.
Некоторые владельцы планируют поставить автомобиль в гараж до 2023 года или продать по частям, но если транспортное средство каким-то образом попало в поле зрения ГИБДД, то его владельца без труда отыщет Таможенная служба и потребует доплату пошлины.
Единственный выход — обращаться к юристам, но и здесь нет никакой гарантии. Например, Красноярская ГИБДД отменила вынесенное постановление по статье 12.1. Владелец машины с армянскими номерами призвал на помощь юриста, и тот доказал, что имеются неустранимые сомнения в виновности привлекаемого автомобилиста. В городе Еманжелинск Челябинской области суд, наоборот, оставил решение ГИБДД в силе.
Сергей Фролов считает, что разрешить ситуацию сможет только Верховный суд. Кроме того, группа владельцев автомобилей с армянскими номерами уже написала коллективное письмо президенту Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.