в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

Проверки в строительной отрасли: что нужно знать

в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть картинку в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Картинка про в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

Источник

В тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный строительный надзор осуществляется:

1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;

2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является соблюдение:

1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) требования наличия разрешения на строительство;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;

4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

1) федеральный государственный пожарный надзор;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

6. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а в случаях, указанных в части 10 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:

1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.

10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.

12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.

19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

Источник

В тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть картинку в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Картинка про в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть картинку в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Картинка про в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Смотреть картинку в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Картинка про в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзора. Фото в тех случаях когда необходимо доказать что объекты надзораОбзор документа

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2016 года.

Суд по интеллектуальным правам в составе:

председательствующего судьи Кручининой Н.А.,

судей Васильевой Т.В., Погадаева Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ул. Диктора Левитана, 27а, Владимир, 600033, ОГРН 1033301816151) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015 по делу N А43-7382/2015 (судья Курашкина С.А.) и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 по тому же делу (судьи Александрова О.Ю., Наумова Е.Н., Бухтоярова Л.В.)

по иску открытого акционерного общества «Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» к обществу с ограниченной ответственностью «Экономическое развитие» (ул. Касимовская, д. 17, пом. п1, г. Нижний Новгород, 603108, ОГРН 1145260014569), публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ул. Челомея Академика, д. 5а, Москва, 117630, ОГРН 1024701893336), обществу с ограниченной ответственностью «Сетьстройпроект» (ул. Архитектора Власова, д. 6, Москва, 117335, ОГРН 5087746115430) о взыскании 3 000 000 рублей, о запрете использования отчетов истца по результатам инженерных изысканий в составе проектной документации, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Сетьстройсервис» (ул. Полушкина Роща, д. 9б, офис 113, г. Ярославль, 150003, ОГРН 1027700246232).

В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества «Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» Никитенко Н.И. (по доверенности от 16.03.2016).

Суд по интеллектуальным правам установил:

Согласно заявлению истца об уточнении исковых требований, принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проектно-изыскательское предприятие просит взыскать солидарно с общества «ФСК ЕЭС» и общества «Сетьстройпроект» компенсацию за нарушение исключительных прав в размере 3 000 000 рублей и запретить указанным лицам использование отчетов истца по результатам инженерных изысканий в составе проектной документации по объекту «Реконструкция ВЛ 220 кВ Районная-Заря I цепь. Заходы ЛЭП 220 кВ на Владимирскую ТЭЦ-2. Технологические присоединения электроустановок ОАО «ТГК-6»; также истцом заявлено о частичном отказе от части требований о запрете обществу «ФСК ЕЭС» осуществлять строительство объекта «Реконструкция ВЛ 220 кВ Районная Заря I цепь. Заходы ЛЭП 220 кВ на Владимирскую ТЭЦ-2. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «ТГК-6».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сетьстройсервис».

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016, производство по делу в части требований о запрете обществу «ФСК ЕЭС» осуществлять строительство объекта «Реконструкция ВЛ 220 кВ Районная Заря I цепь. Заходы ЛЭП 220 кВ на Владимирскую ТЭЦ-2. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «ТГК-6» прекращено в связи с принятием отказа от иска; в удовлетворении иска отказано; с предприятия в доход федерального бюджета взыскано 3 850 рублей государственной пошлины.

В кассационной жалобе, поданной в Суд по интеллектуальным правам, проектно-изыскательское предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, отчет по инженерным изысканиям в составе проектной документации, выполненный предприятием, представляет собой самостоятельное произведение, и тем самым, является объектом авторского права.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предприятия доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал, просил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.

Ответчики и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Суда по интеллектуальным правам: http://ipc.arbitr.ru, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя истца, явившегося в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным правам пришел к следующим выводам.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается этим Кодексом.

Согласно пункту 28 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

С учетом данного разъяснения и вышеуказанных норм права в предмет доказывания по искам о защите исключительных авторских прав включается наличие определенного объекта интеллектуальной деятельности, принадлежность авторских прав на этот объект истцу, а также незаконное использование объекта ответчиком.

Установление указанных обстоятельств является существенным для дела и от их установления зависит правильное разрешение спора. При этом вопрос оценки представленных доказательств на допустимость, относимость и достаточность является компетенцией суда, разрешающего спор.

Сроки выполнения работ определены договором с 08.10.2013 по 13.10.2013 согласно календарному плану.

Согласно пункту 1.3. договора цена работ составляет 1 500 000 рублей.

В соответствии с пунктом 11.4 технического задания на выполнение работ, являющегося приложением N 1 к договору, по результатам полевых работ подрядчик должен создать технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям, который должен содержать пояснительную записку, текстовые и графические приложения, в том числе топографические планы.

Пунктом 12 технического задания предусмотрено, что по завершении работ исполнителем подготавливается технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям. Отчетные материалы направляются заказчику. Работы считаются выполненными после согласования отчетных материалов заказчиком, что оформляется соответствующим актом.

Согласно приложению 3 к договору результат работ в виде технического отчета по инженерно-геодезическим изысканиям включает в себя следующие наименования работ: проведение подготовительных работ по сбору информации об объекте землеустройства, а также сведений об имеющейся геодезической и картографической основе; проведение топографической съемки М 1:2000 для воздушных линий с сечением рельефа 1,0 м; топографическая съемка М 1:500 с сечением рельефа 0,5 м для воздушных линий (подходы к ПС и городские территории); подготовка технического отчета по инженерно-геодезическим изысканиям (камеральная часть); сбор согласований и проверка правильности нанесения подземных коммуникаций и наземных сооружений в материалах топографической съемки с балансодержателями инженерных коммуникаций со сбором контактов владельцев коммуникаций и пикетов пересечения.

В дополнительном соглашении к договору от 08.10.2013 стороны в дополнение к работам, оказываемым подрядчиком в рамках договора от 08.10.2013, согласовали, что подрядчик обязуется выполнить заказчику дополнительные работы по выносу характерных точек границ полосы вырубки лесных участков Владимирского, Суздальского и Камешевского лесничеств и проектной оси по землям Владимирского лесничества для строительства объекта стоимостью 700 000 руб. 00 коп.

Как указывает истец, результат работ в виде технических отчетов по проведенным инженерно-геодезическим изысканиям обществом «Экономическое развитие» не принят и не оплачен.

Ссылаясь на то, что результаты работ по договору в виде технических отчетов по проведенным инженерно-геодезическим изысканиям использованы ответчиками в отсутствие правовых оснований, в связи с чем имело место нарушение авторских прав предприятия, последнее обратилось с исковым заявлением по настоящему делу в Арбитражный суд Нижегородской области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал доказанным факт использования обществом «Экономическое развитие» результатов технических работ, которые не являются объектом авторского права.

Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции согласился и оставил решение от 12.10.2015 без изменения.

Проверив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции также не усматривает оснований для отмены (изменения) принятых по делу судебных актов.

Проанализировав буквальное содержание названной нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что результаты инженерных изысканий могут содержать как данные (в том числе карты), являющиеся охраняемыми объектами авторских прав, так и общедоступную информацию, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, на которые авторские права не распространяются (пункт 5 статьи 1259 ГК РФ).

Как указывалось ранее, обращаясь с кассационной жалобой по настоящему делу, предприятие ссылается на то, что отчет по инженерным изысканиям в составе проектной документации представляет собой самостоятельное произведение, и тем самым, является объектом авторского права.

Между тем указанный довод не основан на нормах действующего законодательства и не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.

Так, судами установлено, а заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что договор от 08.10.2013 по своей природе является договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязан по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы.

Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Частью 12 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что архитектурные решения являются составной частью проектной документации.

Следовательно, под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации.

На основании изложенного следует, что объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, то есть архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.09.2011 N 5816/11.

Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что какого-либо запрета на передачу заказчиком результатов работ третьим лицам с целью строительства вышеназванного объекта, в том числе способных к правовой охране, вышеуказанный договор не содержит.

Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 60 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, геодезические и картографические продукция, материалы и данные признаются результатами интеллектуальной деятельности, если процесс их создания носит не только технический, производственный, но и творческий характер.

На материалы и данные федерального картографо-геодезического фонда, созданные за счет средств бюджета, распространяются имущественные (в том числе исключительные) права Российской Федерации.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.

Согласно статье 10 Закона о геодезии и картографии результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Статьей 11 Закона о геодезии и картографии определено, что исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 10 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, которые получены ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, в том числе на материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, признается за Российской Федерацией, если это исключительное право не было передано или не принадлежало другому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, то есть носить творческий характер.

Вопрос о том, были ли выполненные по договору подряда и оформленные в виде отчетов работы созданы в результате творческой или технической деятельности, подлежал установлению при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Кроме того, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что предприятием избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, которое вытекает из невыполнения договорных обязательств.

Между тем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.

Несогласие истца с произведенной оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций не может служить основанием для отмены судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу названной статьи Кодекса статьи могут являться основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Суд кассационной инстанции полагает, что, вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применены законы и иные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований процессуального законодательства.

Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы предприятия не имеется.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя этой жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
судья
Н.А. Кручинина
СудьиТ.В. Васильева
Н.Н. Погадаев

Обзор документа

Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что в спорном случае технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям в составе проектной документации не является произведением (объектом авторского права).

Результаты инженерных изысканий могут содержать как данные (в т. ч. карты), являющиеся объектами авторских прав, так и общедоступную информацию, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, на которые эти права не распространяются.

Объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь ее архитектурная часть, в которой выражено архитектурное решение.

Геодезические и картографические материалы и данные признаются результатами интеллектуальной деятельности, если процесс их создания носит не только технический, но и творческий характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *