в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «. поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки. »

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

Источник

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Иногда налоговики вне рамок налоговой проверки хотят получить документы или информацию по определенной сделке. Сразу скажем, что налоговое законодательство (ст. 93.1 НК РФ) это разрешает. Разберемся, как выглядит данная процедура, что необходимо представить контролерам, а на что они претендовать не вправе.

Когда может прийти требование вне рамок налоговой проверки

Существует единственный законный повод для запрашивания документов за пределами налоговых проверок – закреплен он п. 2 ст. 93.1 и состоит в следующем: если у фискалов есть обоснованная необходимость получить документы (или информацию) по определенной сделке, они вправе запросить их у сторон этой сделки либо у иных лиц, которые о ней что-то знают.

Обратите внимание: требование необязательно должно касаться операций с вашим прямым контрагентом, с которым вы заключили договор (Письмо ФНС № СА-4-7/12693@ от 17.07.2015, Определение ВС РФ № 306-КГ14-1989 от 17.09.2014). Так, у вас могут запросить сведения об отгруженном товаре, даже если вы не контактировали напрямую с его производителем, попавшим в поле зрения контролеров, а приобрели этот товар у посредника.

В п. 1 ст. 93.1 говорится еще об одной возможности для истребования сведений. На этот раз речь идет о деятельности конкретного контрагента. Однако запрос в рамках данной нормы возможен только при проведении у него выездных или камеральных проверок.

Как запрашиваются документы

Порядок проведения данной процедуры изложен в п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, а также в Письме ФНС от 27.07.2017 № ЕД-4-2/12216@. Перечислим основные правила:

С формами поручения и требования можно ознакомиться в Приказе ФНС от 08. 05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Как ответить на требование

После того как вы получили запрос, у вас есть 10 дней, чтобы подготовить и отправить необходимые инспекторам документы, информацию или сообщить им, что вы не располагаете такими сведениями (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ответ о том, что компания не располагает информацией

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Даже если вы не знаете контрагента, о котором вас спрашивают, и не можете сообщить никакой «ценной» информации, отмалчиваться нельзя! Это будет расценено как неисполнение требования и влечет наложение штрафа по ст. 129.1 НК РФ — от 5 до 20 тыс. руб.

Может случиться и так, что для отработки запроса вам понадобится гораздо больше времени, нежели установлено НК РФ. Ведь сделкой может быть как отдельная хозяйственная операция, так и целый договор, по которому составлялись сотни первичных документов. Если вы не укладываетесь в отведенные 10 дней, необходимо об этом оповестить сотрудников ИФНС и ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ходатайство о продлении срока представления документов

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Однако рассчитывать на то, что проверяющие гарантированно увеличат срок, нельзя: ведь это их право, но не обязанность.

Тем не менее практика показывает, что в большинстве случаев ИФНС увеличивает срок для исполнения требования, потому что главная задача контролеров – получить документы или информацию, а не оштрафовать компанию за просрочку.

Если вы не успеете вовремя собрать все бумаги и не предупредите об этом ИФНС, последует штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ — 10 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено, если вы откажетесь исполнять требование или подадите ложные сведения.

Ответ на запрос разрешается:

Документы на бумаге сдавайте в виде заверенных копий, а при передаче по ТКС – отправляйте их по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ). При этом строгих правил заверений бумажных копий документов, предоставляемых по требованиям фискалов, законом не предусмотрено. Однако есть ряд рекомендаций, данных Минфином в Письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142:

Итак, существуют определенные правила предоставления документации, которую требуют налоговики. Однако не все, что они у нас спрашивают, законно.

Что может, а что не вправе делать инспекция

Ниже представлены основные права и обязанности, которыми должны руководствоваться проверяющие при составлении требований:

Т.е. если из требования неясно, какая именно сделка имеется в виду, вы вправе не предоставлять документы или информацию (Постановление АС ДВО от 21.03.17 № Ф03-712/2017). Но и отмалчиваться в данной ситуации не стоит. Следует пояснить, по каким причинам вы не можете исполнить требование.

Письмо об уточнении запроса

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Как происходит подача документов по требованию ИФНС в 1С-WiseAdvice

Мы практикуем риск-ориентированный подход в обслуживании. То есть мы против бездумного представления документов по любому запросу налоговой. Напротив, мы осознаем и взвешиваем все последствия подачи или неподачи того или иного документа. Все наши действия направлены на то, чтобы максимально обезопасить нашего клиента, а заодно – не подставить его перед поставщиками и подрядчиками.

Запросы документов по сделкам нередко достаточно объемны, и это не противозаконно. Однако запрашивать что-либо произвольно – по принципу «все, что хочется» – недопустимо. При составлении запроса ИФНС должна исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

При принятии решения о законности привлечения компании к ответственности за непредставление каких-либо документов и/или информации по требованию, данные принципы будут являться основополагающими. Так, в случае направления компанией жалобы на действия ИФНС в вышестоящий налоговый орган, инспектор, составлявший запрос, будет обязан пояснить причины и необходимость истребования именно этих документов (информация). Его пояснения могут потребоваться также в суде.

В связи с этим по умолчанию принято считать, что инспектор осознанно подходит к формированию списка документов к истребованию. Но если есть основания полагать, что запрос составлен без соблюдения вышеизложенных принципов, возможно отстоять свое право не предоставлять все, что хочет видеть ИФНС (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ (ред. от 06.09.2017).

Полезная бухгалтерия от 1С-WiseAdvice

В рамках бухгалтерского обслуживания специалисты компании 1C-WiseAdvice проводят глубокий анализ всех требований, приходящих клиенту из ИФНС, и дают подробные рекомендации по поводу того, какие документы и в каком объеме подавать.

А теперь – несколько советов, которые помогут вам в работе.

Существует ряд особенностей, на которые стоит обращать внимание при анализе требования, полученного в рамках ст. 2 ст. 93.1. Такой анализ может помочь снизить объем представляемых документов или информации, либо вовсе сведет на нет обязанность предоставлять что-либо:

Источник

Все про налоговые комиссии: как себя вести и что делать, если вызвали

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Ни для кого не секрет, что в последнее время налоговики добились больших успехов в части. пополнения казны. Но самое главное, что им удалось изменить отношение к себе, заставив если не уважать, то бояться точно.

Почему бизнес боится

Зачастую в последнее время бизнес боится проблем с налоговиками едва ли не больше, чем столкновения с правоохранителями, и на это есть свои обоснованные причины.

Так, осмотр помещений и территорий бизнеса (в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ) налоговики могут провести в более упрощенном порядке, чем обыск в рамках уголовного дела. Такая ситуация, по мнению специалистов, является правовым перекосом, так как правонарушения в налоговой сфере являются менее тяжкими чем в уголовно-правовой.

Вот пример. В апреле 2021 год столичные налоговики проводили осмотр в офисе одной компании, но предъявили поручение о проведении мероприятий налогового контроля в отношении другой (дело было в бизнес-центре). Свои действия налоговики обосновали тем, что «данные юридические лица является взаимозависимыми». Это были всего лишь догадки налоговиков, и они опровергались документами. Но это инспекторов не остановило: они осмотрели таким образом еще три офиса в том же бизнес-центре, арендуемых различными компаниями, используя то же поручение и те же основания.

Вишенка на торте: последний офис был вскрыт и осматривался без участия каких-либо представителей. Отдельно стоит отметить, что в предоставленном поручении о проведении мероприятий налогового контроля был указан только адрес бизнес-центра, в котором расположено около 300 офисов.

Ощущение, что. налоговикам предоставлены полномочия, сравнимые с полномочиями правоохранителей — по примеру американской модели. И сделано это целенаправленно и осмысленно. Так что не будем удивляться тому, что порой бизнес нервничает даже от рядового вызова в налоговую.

Поэтому зачастую рядовой вызов в налоговую инспекцию может заставить налогоплательщика занервничать.

Что такое налоговые комиссии

Рассмотрим так называемый вызов на рабочее заседании комиссии или заседание рабочей группы ИФНС по легализации.

Налоговики такой вызов называют «по вопросу рассмотрения деятельности налогоплательщиков по взаимоотношениям с организациями, имеющими признаки налогового риска, правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.»

Наверняка вы уже захотели посмотреть нормативку по таким комиссиям. Надо же понимать, как отстаивать свои права!

И тут начинается самое интересное: законодательства, которое бы регулировало такие комиссии, не существует. Нечто регламентирующее есть в качестве инструкции ФНС, но в связи с неуплатой работодателями НДФЛ.

Получается, налоговые комиссии не предполагают каких-либо прав и обязанностей, но в тоже время являются распространённой мерой воздействия — как правило, психологического — на бизнес для принуждения последнего к добровольному уточнению.

Как попадают на комиссии

Каким образом налогоплательщик может попасть в поле зрения инспекторов отдела камеральных проверок или контрольно-аналитического отдела, то есть лиц, непосредственно проводящих такие комиссии?

Есть мнение, что если информацию нашла программа налоговиков, то стоит ожидать «весточки» из налоговой. Однако на практике дело обстоит иначе. На самом деле, налоговики отрабатывают не все подряд, что нашла программа, а только то, в чем присутствует внутренняя или внешняя инициативность.

К внутренней инициативности относятся плановые или внеплановые действия в отношении конкретного налогоплательщика, представляющего интерес в определенный период времени.

В качестве примера можно упомянуть случай, когда бизнес из-за недобросовестных бухгалтеров привлек внимание сотрудников общего отдела. Бухгалтеры не представили отчетность и отправили недостоверные данные в подучетную ИФНС. Информацию об этом бизнесе передали для детального анализа в отдел камеральных проверок. Последний нашел признаки сомнительных операций и пригласил генерального директора на заседание комиссии.

К внешней инициативности относятся действия иных государственных органов, юрлиц или физлиц, предоставивших налоговикам информацию о подозрительном бизнесе.

Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) в 2020 году в отношении компании, не причастной к событию преступления, но ранее сотрудничавшей с интересующим следствие юрлицом, были проведены допросы практически всех сотрудников, обыск, изъяты электронные носители и документы, в том числе оригиналы. Деятельность компании была приостановлена на месяц, еще через два — следователь заявил о непричастности компании к преступлению и все же направил представление в подучетную ИФНС через УФНС РФ по Москве, которая в оперативном порядке назначила заседание комиссии и пригласила генерального директора.

Как проводится комиссия

Вызов на заседание комиссии или рабочей группы оформляется соответствующим уведомлением и направляется налогоплательщику почтой или в электронной форме. Как правило, в уведомлении сказано о необходимости явки генерального директора. Но по согласованию с инспектором в ИФНС может прибыть и иное уполномоченное лицо.

Само заседание проводится в служебном кабинете инспектора ИФНС единолично. Именно единолично, несмотря на участие в нем как минимум еще двух-трех должностных лиц из числа руководителей (вплоть до замначальника ИФНС), которые указаны в качестве подписантов в итоговом протоколе заседания.

По прибытию в ИФНС инспектор по личной инициативе либо по ходатайству налогоплательщика:

Последнее, как правило, подкрепляется какими-то установленными или якобы установленными фактами (генеральный директор номинал, фактическая деятельность не осуществлялась, адрес массовой регистрации, взаимозависимые лица и тд).

Дальше наступает кульминационный момент. Инспектор ИФНС предлагает «сделку» — подать уточненные декларации и уплатить НДС. В случае, если речь идет о сомнительных операциях вне рамок трехлетнего периода, может прозвучать совсем «интересное» предложение — перенести состоявшийся вычет по НДС на текущий период. В противном случае на налогоплательщика обрушится вся мощь гнета инспекции в виде выездной налоговой проверки, по результатам которой обязательно будет начислен помимо НДС и налог на прибыль.

Представителю налогоплательщика передается для ознакомлении и подписания протокол заседания комиссии или рабочей группы, в котором указаны:

Однако зачастую некоторые ИФНС пренебрегают последним пунктом, не включая графу пояснений налогоплательщика, тем самым не давая возможность документарного отражения его позиции.

Кроме того, если речь идет об установленных признаках дробления бизнеса, в протоколе в качестве рекомендаций может использоваться формулировка: «Налогоплательщику в установленный срок предлагается оценить ситуацию и принять решение об уточнении/отказе уточнении налоговых обязательств».

Как себя вести?

Во-первых, необходимо помнить, что цель ИФНС — попытаться заставить вас уточниться в добровольном порядке, используя первичную информацию об операциях с отдельным контрагентом — как правило, недостаточную для подтверждения корыстного умысла уклониться от уплаты НДС.

То есть речь о некоем психологическом воздействии на конкретных физлиц, представляющих налогоплательщика.

Во-вторых, обещания инспектора ИФНС в случае выполнения всех рекомендаций в полном объеме не исключает возможности проведения в отношении вас выездной налоговой проверки — в частности, пересматривая выполненные в рамках заседания комиссии или рабочего группы налоговые обязательства.

В-третьих, комиссия фактически не регулируется какими-либо законами и ведомственными инструкциями ФНС РФ. Как мы уже говорили выше, у налогоплательщика отсутствуют какие-либо права и обязанности, а требования ИФНС носят рекомендательный характер.

Все же игнорировать вызов не стоит, а по прибытию на заседание и в ходе его проведения соблюдать следующие рекомендации:

Источник

Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера

Инспекция всё чаще направляет требования, проводит осмотры и допросы. Закон поможет понять, какие права есть у бухгалтера во время налоговых проверок. Вы можете уточнять сомнительные требования, брать на допросы адвоката, записывать разговоры, снимать на видео осмотр, запрещать проверяющим скачивать документы. Ещё больше рекомендаций для каждого мероприятия — в статье.

Статья подготовлена по материалам бесплатного вебинара Юлии Шиляевой «Правила взаимодействия с налоговыми органами».

Как бухгалтеру реагировать на требования из налоговой

Инспекторы истребуют документы у налогоплательщиков и их контрагентов. Налоговые требования можно разделить на две крупные группы — направленные вне налоговых проверок и в налоговых проверках. Реагировать надо и на те, и на другие, просто промолчать в ответ нельзя: если налоговики не дождутся ответа, то могут оштрафовать компанию.

Разберём алгоритм, по которому бухгалтеру следует работать с требованиями, полученными вне налоговых проверок.

Шаг 1. Проверяем способ вручения требования: официальный или «неофициальный»

Вручёнными официально считаются требования, которые передали лично, по ТКС (с подтверждением факта получения) или почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении.

С даты получения начинает отсчитываться срок для ответа — это десять рабочих дней. Если требование пришло по почте, датой его получения будет шестой день со дня отправки заказного письма. Если требование отправили через оператора, датой получения будет день отправки получателем квитанции о приёме, — на это есть 6 рабочих дней.

Шаг 2. Определяем, унифицирована ли форма требования

Налоговики должны пользоваться формами, которые утверждены приказами ФНС. Тогда у них не будет возможности добавить в требование что-то своё: они просто берут и заполняют унифицированную форму. Заполнение, как правило, автоматизировано, поэтому бывает и так, что налоговики даже не знают, что система включила в требование.

Шаг 3. Устанавливаем дату выставления требования

Эту дату всегда соотносите с глубиной истребуемых документов и с проверочными мероприятиями. Например, вы получили требование вне проверки, в котором сказано, что у контрагента проходит камеральная проверка за I квартал 2020 года, а дата требования — сегодняшняя. Тут и возникает вопрос — не нарушены ли сроки камеральной проверки? Если сопоставим дату и сроки, то поймём, что налоговая истребует документы и информацию за пределами возможных камеральных проверок.

Бывает и так, что дата требования сегодняшняя, а документы требуют за 2014 год. Налогоплательщик должен хранить документы в течение четырех лет, поэтому он не обязан представлять документы шестилетней давности — их может просто не быть.

В таких случаях мы имеем право направить в налоговую только ту часть документов, истребование которой соответствует закону.

Шаг 4. Проверяем ссылки на НК РФ и устанавливаем обоснованную необходимость

Если речь о внепроверочной деятельности, то должна быть ссылка на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, никаких иных ссылок быть не может.

Далее изучаем основания, позволяющие истребовать соответствующие документы, информацию. Мы говорим о внепроверочной деятельности, поэтому в этой графе помимо статей налогового кодекса должны быть указаны причины, цели, мотивы, которые побудили налоговую на истребование информации.

Шаг 5. Устанавливаем, конкретизирована ли сделка

Сделка должна быть конкретизирована через договор, то есть в требовании должен быть указан номер договора, даты, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности или счет-оферта.

Частенько попадают в руки требования, в которых налоговая почему-то видит конкретизацию сделки через акты, счета-фактуры. Я всегда задаюсь вопросом, точно ли налогоплательщику понятно, о какой сделке речь.

Шаг 6. Проверяем, относятся ли к сделке запрошенные документы и информация

Перечень запрошенных документов должен быть конкретный. Исполнение договора подтверждает первичная документация: товарно-транспортные накладные, накладные, акты выполненных работ и т.д., а также счета-фактуры. Бывает, что налоговая обращается к своему налогоплательщику и говорит: «Уважаемый налогоплательщик, мне нужны документы по сделке с ООО “Ромашкой”, касающиеся вашей деятельности». Здесь должен сработать стоп-сигнал — проверьте, весь ли перечень документов касается сделки или налоговая включила в требование в довесок то, что ей нужно для контроля вас.

Шаг 7. Проверяем, есть ли поручение на истребование документов (информации)

Очень важно для исполнения требования его приложение — поручение. Копия поручения на истребование информации обязательно должна быть приложена к требованию.

Сами налоговики не оформляют поручение, если налогоплательщик стоит у них на учёте. Они выполняют рекомендации ФНС. Но правила ст. 93.1 НК РФ не вводят никаких исключений. Оформить и выставить поручение налоговый орган обязан, потому и к требованию его приложить должен.

Шаг 8. Готовим ответ на требование или уточняем его

Если с требованием всё в порядке, подготовьте ответ в установленные сроки. Если же оно не соответствует закону по какому-либо из указанных пунктов, то уточните данные требования в свободной письменной форме. Это ваше право по ст. 21 НК РФ.

Уточняя требование, вы сообщаете налоговой, что оно некорректное, исполнить его невозможно. Вы можете не только уточнить требование, но и продлить сроки его исполнения.

Пример разбора требования от налоговой

Налогоплательщик получил это требование в 2019 году официально по ТКС. Давайте разберём его для примера.

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Смотреть картинку в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Картинка про в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит. Фото в связи с вне рамок налоговых проверок что это значит

Образец требования из ИФНС с разбором от эксперта

Мы видим, что требование выставлено по установленной форме. Дата — ноябрь 2019 года.

Изучим требование и подумаем, что надо уточнить, а что противоречит закону.

1. Одновременное использование ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 противоречит НК РФ. Ст. 93 позволяет истребовать документы только в налоговой проверке, а п. 2 ст. 93.1 — вне налоговой проверки. Так в какой процедуре мы находимся: всё-таки в налоговой проверке или вне?

2. Не конкретизировано мероприятие налогового контроля. Графа с основаниями не заполнена, то есть мы не видим ни причин, ни мотивов, ни оснований для истребования документов вне налоговой проверки. Эта часть требования противоречит законодательству.

3. Не конкретизирована сделка. В требовании должен быть указан номер договора, дата, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности. Однако судебная практика идёт по другому пути. Суды считают, что в требовании не обязательно указывать реквизиты договора, если есть иные характеристики сделки, которые позволяют её идентифицировать. У нас по договору указаны стороны и период — IV квартал 2017 года. Глубина проверки в пределах четырёх лет, поэтому этот срок нас не смущает. Могу предположить, что налогоплательщику понятно о какой сделке идет речь.

4. Запрошенные документы должны касаться конкретной сделки. Мы же видим приказ об учётной политике, штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки и только в п. 1.8 — договоры. Всё, что находится выше договоров, требует уточнения, так как непонятно, в связи с чем налоговая истребует такую информацию вне налоговой проверки.

Если бы требование было корректным, то мы должны были бы предоставить договор, счета-фактуры, товарные накладные. Но далее у нас с вами идут ещё и доверенности, сертификаты, деловая переписка — каким образом они относятся к сделке и как сопряжены с налогообложением? Этот блок тоже требует уточнения.

5. Требование направлено вне рамок налоговых проверок. Вопрос: имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика первичную документацию, регистры бухгалтерского и налогового учета и т.п., не входя в налоговую проверку? Нет, не имеет. Ему нельзя истребовать документы (информацию) о деятельности самого налогоплательщика вне налоговой проверки. Поэтому то, что касается сделки, мы обязаны предоставить, а по всему остальному ждём налоговых процедур.

6. К требованию не приложено поручение на истребование документов.

Подводя итоги по этому требованию получается, что мы должны были бы его исполнить в отдельной (законной) части. Но если учесть все появившиеся вопросы, то лучше оформить письменные пояснения-уточнения и направить в налоговую, от которой поступило требование.

Как бухгалтеру вести себя на допросе

В открытом доступе есть примерный перечень вопросов, по которым инспекторы проводят допрос. Он размещён в методических рекомендациях об установлении умысла в ходе проверок (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). По ним вы сможете понять, чего ждать. Как правило, налоговый орган интересуется, кто и как выбрал контрагента, кто взаимодействовал с ним, где виделись, где совершена сделка, кто рекомендовал контрагента.

Вызвать на допрос могут работников налогоплательщика и его контрагентов, а также их должностных лиц или учредителей. Иногда инспекторы приглашают бывших сотрудников, которые работали в проблемном периоде или напрямую связаны с изучаемой ситуацией. Вызов оформляется повесткой, в которой указаны причины, время начала и место проведения допроса.

Как бухгалтеру подготовиться к допросу:

Стоит ли надеяться на ст. 51 Конституции РФ — не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких

Свидетель может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ не всегда.

Судебная практика по этому вопросу говорит о том, что бухгалтер и директор не могут отказаться от свидетельских показаний, потому что налоговый орган интересует не личная или профессиональная деятельность директора и бухгалтера, а именно деятельность организации, поэтому статья 51 не действует (Постановления Четырнадцатого ААС от 24.09.2013 № А05-957/2013, Восемнадцатого ААС от 24.04.2012 № 18АП-2762/2011, Третьего ААС от 15.05.2014 № А74-5471/2013).

Как бухгалтеру вести себя при осмотре

Налоговики имеют право осматривать территории, помещения, предметы и документы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. С территориями и помещениями более-менее понятно, но осмотр предметов и документов вызывает много вопросов.

Предметы, например, компьютеры и флешки, налоговый орган действительно имеет право осматривать. Верховный суд не видит в этом ничего предосудительного.

Документы инспектор может только осматривать, забирать или скачивать их ему нельзя, так как это уже выемка документов. Она возможна, только если вы откажетесь предоставить истребуемые документы, их копии или электронные версии. Поэтому вы имеете полное право запретить инспектору скачивать файлы.

Как подготовиться к осмотру:

Читайте также

Автор — Юлия Шиляева, практикующий налоговый юрист, специалист по налогам и налогообложению, советник налоговой службы РФ 2 ранга, руководитель налогово-правового направления АБ «Юркомпэкс»

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *