в старости познавательная сфера характеризуется тем что тест
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.
П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий.
Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.
Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.
Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала.
Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминаяие, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти.
Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать зада-чи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения поня-тий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Р-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и по-движного интеллекта.
Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлском лонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, уме- ние делать логические выводы, зрительно-пространственные отно-шения, вербальное понимание и гибкость.
Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (Щ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта.
Существуют доказательства того, что кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Подчеркивается, что большое значение при оценке интеллекта имеет фактор времени: ограничение времени, отводимого на решение интеллектуальных задач, приводит к заметному различию результатов пожилых и молодых людей даже по тестам на кристаллизованный интеллект. В то же время имеет место возрастное варьирование: снижение даже подвижного интеллекта происходит не у всех. Часть представителей группы пожилых людей (по одним данным — 10—15%, по другим — несколько меньше) сохраняют свой юношеский уровень интеллекта. В группах пожилых людей наблюдается увеличение (по сравнению с более молодыми испытуемыми) вариативности в результатах тестирования по многим когнитивным и мнемическим критериям, что иногда связывают с морфофункциональными изменениями головного мозга.
С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:
Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
Ухудшение способности к восприятию.
Сужение поля внимания.
Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
Трудности распределения и переключения внимания.
Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.
Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
Некоторое уменьшение возможностей памяти.
Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.
Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте
В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем.
Таблица 18 Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей
в пожилом возрасте
Основные свойства мудрости, согласно П. Балтесу:
это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы о смысле жизни);
исключительно высокий уровень знаний, советов и суждений;
необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях;
это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы человечества;
хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большинство людей без труда.
Тестовые задания. Укажите правильный ответ
Укажите правильный ответ.
1. Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла, проявляющееся в осознании человеком того, что реализовано главное дело его жизни, включая работу, достижения и семью:
2.Экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам:
д) системность знаний;
3. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого:
д) катарсис старости;
4. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
5. По мнению Б.Д. Карвасарского, наименее эффективными в психотерапевтической работе с пожилыми людьми являются:
а) методы бихевиоральной психотерапии;
б) методы интерперсональной психотерапии;
в) глубинно-психологические и психоаналитические методы;
г) методы поддерживающей психотерапии;
д) тренинг когнитивных умений;
6. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
г) возрастно-ситуативная депрессия;
д) ипохондрическая фиксация;
7. Термин «успешное старение», широко используемый в зарубежной геронтологической литературе, предполагает:
а) созерцательное отношение к жизни;
б) обретение навыков совладания с внешними и внутренними условиями старения;
в) способность довольствоваться малым;
г) разумное ограничение активности как физической, так и социальной;
д) подготовку к «ино-бытию» ;
8. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
б) имеет место, но не является патологическим;
в) зависит от стратегии адаптации к старости;
г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции;
д) не было предметом экспериментальных исследований;
9. Наиболее развитой психологической теорией старения является :
а) теория «программированного» старения;
б) теория «непрограммированного» старения;
в) психоаналитическая теория старения;
г) теория старения, выдвинутая гуманистической психологией;
д) в настоящее время не существует обобщенной психологической теории старения.
10. По данным американских исследователей, наиболее дефицитарным видом памяти в старости является:
а) кратковременная память;
б) долговременная память;
в) память на отдельные события;
г) оперативная память;
д) иконическая память.
11. Старость-это период:
а) инволюции на биологическом и психологическом уровнях;
б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне;
в) возможного развития личности;
г) стабилизации на уровне познавательных процессов;
д) неизбежной деградации личности.
12. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
а) вербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а невербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
б) невербальный интеллект целиком сохраняется на прежнем уровне, а вербальный интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
в) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюци;и
г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти;
д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов;
13. Личность в старости:
а) однозначно изменяется в плане «заострения»личностных черт;
б) может не претерпеть существенных изменений в случае оптимального старения;
в) неизбежно деградирует;
г) неизменно характеризуется стабилизацией личностных черт;
д) не была предметом системных психологических исследований
14. Сохранность личности в старости связана:
а) с хорошим уходом и питанием;
б) спокойным образом жизни;
в) сохранностью здоровья;
г) жизнью в кругу семьи;
д) сопротивлением условиям, благоприятствующим социальной изоляции, вовлеченностью в социально значимую деятельность.
15. Вопрос о смысле жизни для людей пожилого возраста:
Познавательная сфера в период старения
Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования в старости. Снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.
Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.
Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей. Память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.
Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако тренировка после тщательного инструктирования и небольшой практики существенно улучшает результаты, даже у самых старых (тех, кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.
Разные виды памяти — сенсорная, кратковременная, долговременная — страдают в разной степени. Основнойサ объем долговременной памяти сохраняется. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память. Большой интерес представляют исследования автобиографической памяти.
Интеллект. В рамках иерархического подхода к рассмотрению интеллекта при характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.
Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, но значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет.
С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении:
1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.
2. Ухудшение способности к восприятию.
3. Сужение поля внимания.
4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.
5. Трудности распределения и переключения внимания.
6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.
7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.
8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.
9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.
10. Трудности воспроизведения.
Принцип «компенсации дефекта» должен применяться для решения когнитивных проблем старения.
Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте
Замедление реакций при боль- шей и более быстрой утомляе- мости. Трудно быстро вспомнить нужную информацию | — Избегать спешки — Распределять время —Выработать дополнительные стратегии (предварительная подготовка к важной встрече, просмотр имен и фотографий, набросать план разговора, порепетировать) — Делать перерывы — Организовать рабочее место — Относиться терпимо к собственным слабостям |
Ухудшение способности к вос- приятию. Возрастные изменения в сен- сорных функциях (слух, зре- ние, вкус, обоняние, осязание) | — Прибегнуть к помощи корригирующих очков, лупы, слухового аппарата — Садиться поближе к обеседнику и поближе к экрану телевизор. — Без стеснения просить повторить сказанное — Наклонять ухо ко рту собеседника |
Уменьшение длительности со- средоточения внимания. Отвлекаемость, быстрая утомляемость | — Делать паузы, прогулки, отдых, сон — Осознать отвлекающие факторы — Учитывать собственные неблагоприятные состояния (волнение, усталость) и отложить дело на другое время |
Трудности распределения и пе- реключения внимания. Становится труднее делать несколько дел одновременно | Выбрать главные дела — Делать их последовательно (есть слона чайными ложками, не вертеться, а поворачиватьсяサ) |
Уменьшение объема внимания. Сосредоточение на одном ас- пекте ситуации (приближаю щийся автобус) приводит к игнорированию других (маши- ны на проезжей части) | — Осознанные стратегии распределения внимания и учета всех сторон ситуации |
Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточ- ные действия. Писал письмо, пошел за очка- ми, отвлекся на пятно на ковре, забыл, зачем пришел | — Мысленно воспроизводя события в обратном порядке, найти отправную точку — Фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать ее — Использовать речевые команды себе. |
Автоматизм действий и ошибки памяти. Сомнения в том, закрыли ли дверь, выключили ли утюг | — Сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении) — Вставлять паузы для размышлений между двумя действиями и ォфотопаузыサ (подчерк нутое осознание действия) — Использовать парадоксальные зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе) |
Повседневная забывчивость. Забывание зонта, поиски ключей перед выходом из дома | — Организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки — ォСказано — сделаноサ — не откладывать то, что может быть сделано сразу (сразу написать другу, как только вспомните о нем) |
Потеря нити высказывания. Начало сказано, а что даль- ше? | — Прибегнуть к словесным шаблонам (как я уже говорил в связи с этим очень важно отметитьサ и т.п.), к повторению сказанного другими словами, чтобы выиграть время для вспоминания — Задавать вопросы, вставлять собственный комментарий |
Трудно выполнять прежние виды деятельности | — Ограничить время деятельности — Найти другие варианты внутри той же области |
Основные свойства мудрости, согласно П. Балтесу 1 :
— это решение важных и сложных вопросов (часто это вопросы
о смысле жизни);
—исключительно высокий уровень знаний, советов и суждений;
—необычайно широкие, глубокие и сбалансированные знания, которые могут применяться в особых ситуациях;
—это сочетание ума и добродетели (характер), которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы человечества;
—хотя достижение мудрости нелегко, распознают ее большинство людей без труда.
Особенности познавательных процессов в старости
По данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении.
Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим (или репрезентативным) и настолько серьезным, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например, снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повседневную жизнь.
Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости — это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть менее привычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Например, пожилых людей часто сравнивают со студентами по результатам тестов на запоминание бессмысленных слогов.
Память
Сенсорное хранилище.
Сенсорное хранилище — это очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины этого еще не вполне ясны. Возможно, у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Может быть, у них снижается избирательность внимания или способность к распознаванию паттернов. А может быть, у них просто ниже мотивация, необходимая для успешного выполнения задач, требующих повышенной точности.
В любом случае, незначительная утрата сенсорной памяти, наблюдаемая в старости, вряд ли будет очень заметна в повседневной жизни. В жизни большинство предметов и явлений можно рассматривать дольше, чем в лабораторных экспериментах, где на это отводятся доли секунды. Исключения составляют дорожные знаки, распознавание которых может вызывать некоторые сложности у пожилых водителей.
Первичная память (кратковременная память).
Первичная память — хранилище с ограниченным объемом. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Большинство исследований не обнаружило существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей.
Вторичная память (долговременная память).
По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Но что является причиной этих различий: уменьшение объемов памяти или изменение процессов запоминания и припоминания? В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, пвидимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше. Даже самые старые (те, кому около восьмидесяти) выигрывают от такой тренировки.
Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результатах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Короче говоря, старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования, или, по-другому, обладают меньшей пластичностью.
Третичная память.
Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. В самом деле, согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Это особенно касается исторических событии, в которых старики непосредственно участвовали, а молодые взрослые узнали о них только из вторых рук. Следует также отметить, что пожилые люди, как и вес остальные, различаются по уровню мнемических способностей. Более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти. А люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты лучше тех, кто им не занимается.
В общем в таких видах памяти, как сенсорная, первичная (кратковременная) и третичная (на отдаленные события), сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены во вторичной (долговременной) памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом. Пожилые люди, действительно, могут показать плохие результаты в тестах памяти, если для выполнения заданий требуется применение непривычных приемов организации и повторения запоминаемого материала. Большинство из них, однако, улучшит свои результаты после обучения этим приемам. Кроме того, память пожилых людей избирательна: более интенсивный и значимый материал они запоминают легче.
Исследования изменений в поздней старости (70—90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.
Мудрость.
Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость — это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Экспертные знания, которые ассоциируются с мудростью, можно разделить на пять категорий: фактуальные знания, процедурные знания, контекстуальные (связанные с событиями в личной жизни и историческими переменами) знания, знание относительно жизненных ценностей и знание непредсказуемой изменчивости жизни (см. рисунок).
Определение мудрости. Это взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам жизни.
Мудрость — это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека. Кристаллизованный интеллект вырастает из обеспечиваемых культурой знаний и той информации, которые индивидуум накапливает об окружающем мире и человеческих отношениях.
Пол Балтес и его коллеги много лет посвятили изучению такого сложного предмета, как мудрость, чтобы построить модель ее развития и определить ее характеристики. Согласно Балтесу, можно выделить пять основных свойств мудрости. Во-первых, мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни. Во-вторых, уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок. В-третьих, знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель (характер) и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества. В-пятых, хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.