в школе расскажешь что значит
Почему средняя школа так называется? (2 фото)
Многие наши сограждане автоматически добавляют к слову «школа» прилагательное «средняя». Почему в обиходе используется этот термин и о чем он свидетельствует?
Что такое средняя школа
Средней школой является учреждение, которое предоставляет услуги средней степени – это своеобразное промежуточное звено между школами начальной и старшей. Эта школа может находиться в том же здании, что и две остальные. А может быть от них отделена – так, например, происходит в Японии.
В России среднее образование, получаемое в данном типе учебного заведения, имеет довольно размытое значение. Так, говоря о нем, человек может подразумевать общее образование (1-11 классы), а также среднее и начальное профессиональное образование.
При этом обычно среднее образование подразделяется на три ступени: основное общее (до 8-9 классов), полное общее (10-11 классов), начальное профессиональное (ПТУ, лицеи) и среднее профессиональное (колледжи, техникумы, некоторые типы училищ).
В нашей стране система среднего образования как вид классического с основными типами учебных заведений (гимназиями) оформилась в XIX веке. До 1917 года подростки могли получить среднее образование прежде всего в гимназиях, а также коммерческих и реальных училищах.
На текущий момент в России, как и во многих других странах, существует обязательная школьная программа. Однако ее содержание и качество отличается от систем других государств. Согласно рекомендациям Совета Европы, все страны были разбиты на четыре группы в зависимости от уровня обучения. Россия попала во вторую категорию – это означает, что аттестаты зрелости отечественного стандарта частично признаются в других государствах. Как отмечают специалисты, все из-за того, что в РФ действует 11-летнее школьное обучение (на Западе – 12 лет и более), а стандарты ЕГЭ не соответствуют по набору дисциплин.
Существующее положение не позволяет российским выпускникам спокойно поступать в какой угодно вуз Европы – они могут подать документы только в те заведения, которые готовы рассмотреть подростков, окончивших школы РФ.
Где самое лучшее школьное образование
Ответить на этот вопрос поможет рейтинг Programme for International Student Assessment (PISA) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Данный проект находится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития.
Опираясь на этот рейтинг, мы можем отметить несколько стран, где система школьного образования является одной из лучших в мире. К таковым, например, относится Сингапур: здесь в основе всей системы лежит меритократия – определение положения человека в обществе по его способностям и заслугам. По этой причине в стране большое внимание уделяется успеваемости.
В школах делается упор на изучение точных наук, причем большинство предметов преподается на английском языке. При этом местную школьную систему часто критикуют за жесткость: дети, чтобы добиться попадания в престижный вуз, вынуждены состязаться друг с другом, что порой негативно сказывается на их психике.
В местных школах с недавнего времени внедрена программа Phenomenon based learning: по своей сути это отмена традиционных предметов. Здесь нет как таковой «математики» или «литературы», но при этом есть темы, на основе которых можно изучать тот или иной предмет. Кстати, финская система часто подвергается критике за излишнюю мягкость – ее противники считают, что дети не получают достаточной нагрузки, а к изучению некоторых дисциплин подходят позже сверстников из других стран.
Еще одна страна, которая числится на хорошем счету экспертов PISA, – это Нидерланды. Здесь ребенка могут отдать в школу с четырех лет. Дети до 12 лет не загружены «домашками» и тестами. В школах фактически нет соревновательного духа и представления об учебных достижениях.
В 12 лет ученики проходят тест, необходимый для определения одного из трех направлений: VMBO, HAVO и VWO – простой уровень, средний и сложный. В процессе обучения можно менять план, чтобы улучшать качество своих знаний. Если школьник заканчивает первое направление, то он, скорее всего, получит рабочую специальность, если второе – станет школьным учителем, а если осилит третье, то может сделать академическую карьеру.
В последнее время иностранцы все чаще выбирают вузы Нидерландов для продолжения обучения. Система здесь доступнее, чем, к примеру, в Великобритании, а условия для выпускников лучше.
В Санкт-Петербурге уволили педагога, которая рассказала в инстаграме о праве на тьютора для детей с РАС
Учительница одной из коррекционных школ Санкт-Петербурга была вынуждена уволиться после того, как в инстаграме рассказала о правах детей с особыми потребностями на тьюторское сопровождение. Об этом сообщает «Бумага».
Ирина Астафьева, работавшая в коррекционной школе № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга, провела у себя в инстаграме эфир с автором проекта «Выход в норму» Валерией Горобец (@vyhod_v_normy), в котором рассказала о том, что в психиатры в государственных клиниках города крайне неохотно ставят детям диагноз РАС. Астафьева также поделилась с родителями полезной информацией, сообщив, что дети с особенностями поведения, но без официального диагноза, тоже имеют право на тьюторское сопровождение в школе. Кроме этого, она подчеркнула, что за постановкой диагноза семья может обратиться и к частному психиатру, имеющему лицензию.
Ирина также рассказала о ситуации в школе № 131, где в у нее в объединенном классе учатся девять детей с нарушением поведения, коммуникации и социального взаимодействия, однако официально РАС есть только у двоих и это означает, что им нужен только один тьютор.
«Петербург „славится“ своей диагностикой РАС. Родителям приходится буквально выбивать этот диагноз. Его практически невозможно получить в ПНД, чуть легче у некоторых частных психиатров, которые специализируются на этом диагнозе. А нет диагноза РАС — нет и тьютора. Именно так говорят родителям на ПМПК».
Ирина Астафьева, бывший педагог коррекционной школы № 131
После выхода эфира Ирину вызвали в кабинет руководства и посоветовали написать заявление об уходе по собственному желанию. Оказалось, что родители, посмотревшие разговор, воспользовались рекомендациями экспертов и запросили тьюторов для своих детей с особенностями, но не имеющих официального диагноза. Администрации школы такую инициативу не приветствовала и ппредложила Астафьевой уйти.
«Был неприятный разговор, в котором мне популярно объяснили, что я работаю „не на той стороне“! А мне казалось, что мы все на стороне детей… оказывается школе моя излишняя активность неудобна. опущу все те неприятные слова, которые я услышала в свой адрес. У результате меня настойчиво попросили уволиться. И я написала заявление. Я сделала все, что могла в данной ситуации для детей и их родителей. И находиться в этой организации у меня больше нет никаких сил. Невозможно в одиночку тянуть локомотив! До тех пор, пока администрация школы думает о своём удобстве, своих тёплых насиженных рабочих местах, а не качественном образовании детей, невозможно что-то сделать для создания адекватных условий в образовательной организации!».
Ирина Астафьева, бывший педагог коррекционной школы № 131
Фото взято с личной страницы Ирины Астафьевой во «ВКонтакте».
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
В школе расскажешь что значит
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
В школе расскажешь что значит
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
Родители учеников школы № 293 пожаловались на вопрос викторины об обороне Москвы в 1941 году
Родители учеников столичной школы № 293 имени Твардовского возмутились формулировкой текстов ответов к одному из вопросов викторины об обороне Москвы в 1941 году. Об этом сообщает сайт радиостанции «Говорит Москва».
Мама школьника рассказала, что ее удивили варианты ответов к первому вопросу викторины, который звучал так: «За что накладывали штраф на жителей Москвы в вечернее время осенью 1941 года?». В качестве ответа ребенку предлагалось выбрать один из четырех представленных: а). за прогулки под луной; б). за выход на улицу без собаки; в). за любой незакрытый источник света из квартиры и г). за посещение общественного места без маски и перчаток.
Маму ученика возмутило наличие сразу нескольких шуточных ответов на исторический вопрос, таких, как «прогулка под луной» и выход на удицу без собаки», а также отсылка к антиковидным мерам и намек на то, что в военное время в Москве тоже штрафовали жителей за отсутствие маски. «Мало того, что правильного ответа на вопрос варианты ответов не содержат, так ещё и произошло смешение правовых запретов периода обороны Москвы и борьбы с пандемией СОVID-19! К тому же, неуместен ироничный вариант «прогулок под луной». Остальные вопросы-ответы содержат примерно такой же уровень знания подвига народа в Великой Отечественной Войне. Насколько нам известно, эта городская викторина. Видимо, другие школы тоже её проводят»», — написала жительница столицы.
В других частях викторины, адресованной ученикам младшей и средней школы, спрашивалось, зачем люди рыли окопы-«щели», чем знаменита Зинаида Троицкая, где в осаждённой Москве проводились новогодние ёлки для детей, а также сколько часов готовили первый салют 5 августа 1943 года.
Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!