в шайковке что случилось
Из-за чего погибли военные летчики под Калугой
Некоторые подробности катастрофы Ту-22М3, ускользнувшие от внимания СМИ
Трагедия на военном аэродроме Шайковка в Калужской области вызвала целый поток комментариев в российских СМИ, большинство из которых, на мой взгляд, можно назвать преждевременными и, как минимум, необоснованными.
Источник газеты «Взгляд» допускает возможность ошибки командира корабля (КК): «Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования».
Сообщается, что экипаж готовился к так называемому контрольному полету. Как правило, в таких случаях в правое кресло помощника командира корабля садится инструктор. В левое кресло, на место командира, садится летчик, квалификацию которого инструктор должен проверить.
Состав экипажа Ту-22М3 на аэродроме Шайковка:
В кресле командира корабля — Командир корабля — заместитель командира авиационной эскадрильи майор;
В правом кресле — летчик-инструктор командир полка, полковник;
В штурманских креслах — штурман полка, майор, и штурман-инспектор Центра боевого применения (ЦБП) и Переучивания личного состава (ПЛС), подполковник.
Можно ли заподозрить заместителя командира эскадрильи, майора, в недоученности или волнении? Всяко бывает, но в своей армейской практике я таких нервных замкомэска не встречал.
На Ту-22М3 произошло «принудительное катапультирование», при котором:
Командир корабля поднимает расположенный на левом борту кабины законтренный защитный колпачок, который перемещает вверх тумблер на включение табло оповещения членов экипажа, затем поднимает вверх тумблер включения принудительного покидания; уходят крышки люков, срабатывают захваты ног и ограничители рук, далее с минимальным интервалом покидают кабину три члена экипажа.
Командир корабля катапультируется вручную — рычагами своего кресла.
На российских авиафорумах вспомнили случай, когда принудительное катапультирование могло произойти случайно из-за плохой эргономики кабины пилотов:
«Я однажды при пересадке к другому летчику, с которым должен был летать инструктором, сам едва не задел отворотом рукава меховой куртки. Рука замерла на месте, пока посмотрел — точно, колпачок уже пошёл. А тут, видимо при запуске тоже случайно задел…».
Плохая эргономика кабины пилотов Ту-22М3 ни для кого не секрет, но случаев случайной активизации тумблера принудительного покидания самолета в истории до сих пор зафиксировано не было.
Еще более нелепой представляется версия, которая состоит в том, что выживший летчик, а это тот, кто был в кресле командира корабля, спасся по той причине, что он пристегнулся ремнями. А остальные не успели.
Как известно, все члены экипажа пристегиваются ремнями к своим креслам с помощью техников пред запуском ВСУ (вспомогательной силовой установки). Пока не закроются фонари, пока не откатят стремянки от левого и правого борта, никаких запусков не производят.
ВСУ обеспечивает на земле самолетные системы постоянным и переменным током, сжатым воздухом в систему кондиционирования и на воздушные стартеры для запуска основных двигателей. На Ту-22М3 — ТА-6, одновальный газотурбинный двигатель.
Версия технической неисправности по причине «блуждающего тока», безусловно, должна проверяться, хоть и выглядит она довольно фантастично. Точно такое же право на жизнь иметь версия диверсии, вероятность которой, на мой взгляд, отлична от нуля.
Что касается версии, согласно которой в трагедии на аэродроме Шайковка виноваты «недостатки конструкции» самолета, то она лишена элементарной логики.
Недостатки конструкции катапультируемого кресла Ту-22М3 известны давно, но к принудительному катапультированию привели не они, а пока что неизвестный нам фактор.
Недостатки конструкции кресел в кабине пилотов привели к тому, что катапультировавшись на земле при нулевой скорости самолета, три члена экипажа погибли, так как парашюты могли раскрыться (хоть на земле, хоть в воздухе) при скорости самолета не менее 130 км/ч. Командир корабля остался жив, потому что он просто не стал катапультироваться вручную. Это говорит о том, что тумблер принудительного катапультирования он нажал не намеренно. Или вовсе не нажимал, а произошло что-то иное. Что именно, предстоит выяснить специальной комиссии.
Если бы на Ту-22М3 были установлены катапультные кресла подмосковного НПП «Звезда», которое делает лучшие в мире и непревзойденные по своей надежности катапультные кресла К-36ДМ класса «0−0», которые благополучное катапультирование на нулевой высоте при нулевой скорости, то даже при нештатном срабатывании принудительного катапультирования экипаж Ту-22М3 уцелел бы.
На Ту-22М3 установлены катапультные кресла КТ-1М (Кресло Туполева, модифицированное), не обеспечивающие спасение при скорости менее 130 км/ч.
В составе Российских ВКС — 60 (шестьдесят) Ту-22М3. Возможно, российскому Минобороны стоит подумать о замене катапультных кресел на этих прекрасных самолетах.
Автор текста — Владимир Прохватилов, авиационный инженер, старший научный сотрудник Академии военных наук
«Выстрел» катапультой — редкий случай. Военный летчик предположил, почему отказала техника на Ту-22М3
Под Калугой погибли трое пилотов бомбардировщика Ту-22М3 из-за нештатного срабатывания катапульты. Военный летчик рассказал, что такие ситуации происходят очень редко — есть специальная процедура, которая должна защищать пилотов. И хотя модель самолета появилась в 70-х, назвать ее аварийной нельзя.
Во вторник, 23 марта, на аэродроме Шайковка под Калугой у самолета Ту-22М3 в ходе плановой подготовки на земле нештатно сработала система катапультирования. Из-за недостаточной для раскрытия парашютов высоты три члена экипажа погибли. Четвертому летчику удалось выжить. Он доставлен в лазарет санчасти в Шайковке, сообщил источник ТАСС.
Сейчас комиссия Военно-космических сил России на месте выясняет точные причины происшествия. В единой дежурной диспетчерской службе (ЕДДС) Кировского района Калужской области сообщили, что местные жители не пострадали.
Самолет-прорыв
Катапульта устарела
Владимир Попов отметил, что причин для нештатного срабатывания катапульты могло быть много. Они могли быть связаны с особенностью эксплуатации в зимнее время. Возможна и ошибка при подготовке к полетам. Также к непроизвольному срабатыванию системы спасения экипажа могло привести и замыкание электрической сети.
«Чтобы не произошло непроизвольное катапультирование, предусмотрена установка чеков, которые будут предупреждать подобное. Но при запуске самолета и перед полетом все эти чеки снимаются бортовым инженером, техником самолета и остаются на земле как фактор того, что катапульта готова к применению при необходимости», — сказал летчик.
Техника отказывает
Летчик отметил, что самолет — очень сложная машина. Там много отдельных частей и механизмов, которые взаимодействуют. И случается, что где-то происходят неполадки, допускается или конструктивный дефект, или ошибки летчиков, операторов, технического персонала. Невозможно создать машину со стопроцентной гарантией от поломок.
«Так что техника имеет право отказывать, и она периодически это делает. Но надо отметить, что летчики, штурман и инженеры, которые эксплуатируют любой самолет, знают об особенностях того или иного самолета и, конечно, готовятся. Отрабатываются нештатные ситуации, в том числе и порядок катапультирования», — уточнил эксперт.
При этом Владимир Попов отметил, что Ту-22М3 соответствует всем современным требованиям. Самолет в полной мере отвечает сегодняшним оперативно-тактическим задачам. Летчик уверен, что эти боевые машины смогут отработать еще пару десятков лет.
Катастрофы Ту-22М3
С 2019 года в СМИ сообщалось о двух катастрофах и трех авариях Ту-22М3 по небоевым причинам.
Предыдущая катастрофа произошла 22 января 2019 года. При заходе на посадку на аэродроме в Мурманской области бомбардировщик приземлился с повышенной перегрузкой, разрушился и загорелся. Трое членов экипажа погибли, один был госпитализирован в состоянии средней тяжести, написала «Газета.ru».
OpenTown Открытый город
О гибели членов экипажа Ту-22М3
Об обстоятельствах гибели членов экипажа бомбардировщика Ту-22М3 на аэродроме Шайковка.
ШАЙКОВКА. ТУ22M3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ.
При подготовке к полету по упражнению, после запуска ВСУ и работе с оборудованием кабины, командир корабля, который заместитель командира эскадрильи, произвел включение на панели АЗР всех автоматов рычагом пакетного переключателя. При этом произошло срабатывание системы принудительного покидания экипажа по штатной схеме (командир корабля покидает самолет при этом самостоятельно).
При срабатывании системы принудительного покидания произошел сброс четырех крышек фонарей и катапультирование трех членов экипажа. Механизмы катапультных кресел сработали штатно, отделение членов экипажа и ввод в действие спасательных парашютов произошел штатно, но из-за отсутствия условий безопасного покидания воздушного судна (скорость менее 130 км/ч), купола парашютов не наполнились.
Три члена экипажа погибли при падении на бетонную поверхность стоянки самолетов с высокой вертикальной скоростью.
Кресла КТ-1М.
КТ-1М — катапультируемое кресло разработки ОКБ Туполева. В настоящее время установлено на самолётах Ту-22М3 и Ту-22МР. Аббревиатура КТ-1М обозначает «кресло Туполева первое модифицированное».
Каждый член экипажа Ту-22М снабжен катапультным креслом КТ-1М с трехкаскадной парашютной системой ПС-Т, смонтированной в кресле.
Катапультирование осуществляется вверх, лицом к потоку, защита лица осуществляется гермошлемом ГШ-6А, который является частью защитного костюма BMCК-2М, принятого в качестве штатной экипировки экипажу, или защитным шлемом ЗШ-3 (в последнем случае экипаж одет в стандартное лётное обмундирование по сезону, дополнительно одевается спасательный пояс типа АСП-74).
Катапультирование осуществляется в следующей последовательности: оператор, штурман, правый лётчик, командир корабля. Предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование.
Принудительное катапультирование экипажа выполняется командиром, для чего достаточно поднять колпачок и включить тумблер Принудительное покидание на левом борту кабины лётчиков.
При этом на каждом рабочем месте загорается красный транспарант Принудительное покидание и включается временное реле ЭМРВ-27Б-1 для кресел правого лётчика, штурмана-навигатора и штурмана-оператора, которые настроены на время, соответствующее 3,6 с, 1,8 с, 0,3 с.
Через 0,3 с временные реле вызывают срабатывание электроклапана ЭК-69 пневмосистемы на кресле штурмана-оператора, при этом на кресле происходит срабатывание системы Изготовка (срабатывание ограничителей разброса рук и ног и подтяг привязных ремней) и нажатие концевого выключателя сброса крышки фонаря.
При срабатывании системы Изготовка на кресле включается временной автомат АЧ-1,2, который через 1 с выдёргивает боевую чеку стреляющего механизма.
Погибший командир полка полковник Вадим Белослюдцев.
Вместе с ним погибли полковник Александр Подсобляев и майор Денис Султанов.
Мир праху погибших.
0 комментариев *
К сожалению, без ошибок не обходится в самых штатных отработанных операциях. Но это говорит о том, система не отработана. Система должна исключать человесческий фактор.
Под Калугой разбился дальний бомбардировщик Ту-22М
На аэродроме Шайковка под Калугой разбился дальний бомбардировщик. Сообщается, что это был Ту-22М.
Под Калугой на аэродроме разбился самолёт. Сообщают, что это бомбардировщик Ту-22М. О судьбе экипажа пока ничего не известно.
ЧП случилось на аэродроме Шайковка в Калужской области. Накануне лётчики дальней авиации провели учения с экипажами бомбардировщиков Ту-22М3. Известно, что тренировку организовали на базе авиационного полка.
Читайте также:
В Петербурге взялись за виновных в плохой уборке снега: сумма штрафов перевалила за 4 миллиона
Средство массовой информации сетевое издание «Царьград/Tsargrad» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № ФС77-81359 от 30 июня 2021 г.
Главный редактор — Токарева Д.И.
Учредитель — НАО «Царьград медиа»
Адрес редакции — 115093, г. Москва, переулок Партийный, д.1, к.57, стр.3, эт.1, пом.I, ком.45
Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт tsargrad.tv. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал tsargrad.tv. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
© 2021, все права защищены. НАО «Царьград медиа».
Неизвестная катастрофа 16 мая 1986 г. Ту-22M2
К 30-ти летию случившейся катастрофы
Из обсуждения на авиафоруме
APKAH
«. и почему-то никто не сказал про страшную катастрофу Ту-22М2 16.05.1986. На взлете, после отрыва, произошел пожар СУ.
kuzya0703
«Лично помню эту катастрофу, хоть не в то время и было 3 года. Но дело было вечером, меня мать забирала из детсада, когда над нашими пятиэтажками пролетел горящий самолет.
Самолет не упал в озеро, не долетел считанные метры, разбился прямо на берегу, воронка до сих пор там есть. Ходили разговоры, якобы пилот тянул самолет в озеро, но у него не получилось. Экипаж покидал самолет с промежутками, т.к. приземлялись на парашютах в разных районах города. Пострадали люди, стоявшие на остановке, плюс подошел автобус с людьми к остановке. По рассказам родителей, больше всего пострадало после второго взрыва, уже на земле.
Мой отец весь вечер возил пострадавших в больницу. На месте катастрофы до сих пор нет никакого мемориала или какого либо напоминания о трагедии. Видимо потому что сильно засекречена эта трагедия, аэродром же военный. Информацию об этой трагедии в интернете разыскать невозможно.
Я пытался найти хоть что-то в сети об этой катастрофе, но так ничего не получилось. Если у кого-либо есть данные напишите.»
Vetlanka
Свидетельство очевидца Михаила Обухова
А вот так это помню я.
Тут же, совершенно не задумываясь, вскочил на свой велосипед и помчался в город с единственной целью посмотреть, что там проискодит. Мне казалось, что дым достаточно далеко, и ехать придётся как минимум на Нижний. Но возле Липки встретился мне Серёга Гавриков, с нашей улицы паренёк, постарше меня года на 4. Он сказал, что самолёт упал возле плотины верхнего озера.
Там я оказался быстро. В том самом углу что на фотографии, на самом берегу горело пламя. Дым валил чёрный. По озеру плавало огромное маслянное пятно, а в нём куча дохлых рыбёх. Не помню почему-то реакцию людей, хотя их столпилось рядом много. Стояли стеной не приближаясь к пламени. А горела ещё и проходная, и очаги пламени были между озером и зданием.
Многие спорят со мной, но я точно помню, что был момент, когда людям разрешили пройти с нашей стороны в город и оттуда выпустили. Буквально пять минут это было. Но тут обломки самолёта на берегу почему-то снова вспыхнули и нас оттеснили солдаты оцепления до самой плотины. Я уехал.
Помню как ночью мать плакала, когда вернулся со смены отец. В момент взрыва его смена уже началась, поэтому шанса попасть под огонь у него не было, но мать всё причитала, что было бы если бы его смена была дневная и он, как многие другие, ехал бы с работы домой через эту проходную.
altur
arina
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов