в результате чего может возникнуть инфляция предложения
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
Инфляция
Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается массой сопутствующих изменений. В крайних случаях инфляция может привести к такому обесцениванию денежных средств, что он уступит место натуральному обмену (пример – Германия 1920-х).
Что такое инфляция
Инфляция не равна простому росту цен. Инфляция – это такое изменение общего уровня цен (не на все товары, а в целом), при котором денежные средства обесцениваются, теряя прежнюю покупательную способность. Инфляцию определяют с помощью так называемого дефлятора ВВП, описывающего общий уровень цен (на примере потребительской корзины, исключая импортные товары). Используются цены за текущий год, а не за предыдущий. Монетаристы рассчитывают инфляцию (или темп роста цен) как скорость роста денежной массы. Различают также открытую и подавленную инфляцию (скрытого типа), в условиях, когда цены и их изменение контролируются государством.
Инфляция в России
В России инфляция, основываясь на уровне индекса потребительских цен, составляла от 2500 (в 1992 году), 839,9 (в 1993-м) и до 6,1-6,5 на протяжении 2011-2013 гг. Особенность экономики России заключается в том, что в начале 21 века постоянно снижается покупательная сила национальной валюты. При этом цены на большую часть услуг и товаров растут. Номинальные экономические показатели стабильно выше, чем их реальное содержание. Перераспределение средств и структурные диспропорции приводят к инфляционным ожиданиям у всех экономических субъектов.
На сегодня уровень инфляции в России составляет:
Индекс инфляции
Под индексом инфляции понимают только индекс потребительских цен. Это параметр, который измеряет общую динамику цен и изменение этого уровня. В индекс инфляции закладывается только то, что используется для непроизводственного потребления (как товары, так и услуги). В 2015-м году Россия заняла 12-е место по уровню инфляции. Её также рассчитывали по индексу потребительских цен.
Интересный факт: в течение всего времени существования СССР индекс инфляции не рассчитывался (официально). В России такой индекс рассчитывают лишь с 1991 г.
Важно: потребительские цены – это цены, которые реально оплачивает покупатель, и в них уже включены сборы и налоги.
Индекс цен рассчитывается как отношение стоимости корзины текущего года к базовому.
Виды инфляции
Видов инфляции насчитывается немало.
1. Хансен ввёл такие виды, как открытая и скрытая (при контроле цен государством) инфляция.
2. Существует инфляция спроса (переизбыток общего спроса в отношении реального объёма производства), и инфляция предложения (рост цены вызывается за счёт увеличения издержек из-за недоиспользования производственного ресурса).
3. Сбалансированная инфляция – вариант, при котором цены разных товаров не изменяются по отношению между собой, и не сбалансированная инфляция (пропорции изменений цен различны на разные товарные позиции).
4. Прогнозируемая инфляция вполне ожидаема экономическими субъектами, непрогнозируемая – не ожидаема, часто фактические темпы роста цен выше предполагаемых.
5. Различают виды инфляции и по темпам роста:
Интересный факт. Экономисты считают небольшую инфляцию как составляющую развития экономики, стимулирующую её рост. В ЕС, к примеру, средний процент не превышает 3-3.5% в год.
Необычная ситуация порождается при гиперинфляции – так, при покрытии госрасходов при помощи увеличения денежной массы (выпуска денежных средств) может наступить обратный эффект – останавливается привычный хозяйственный механизм.
6. Для описания хронической инфляции с падением производства применяется термин стагфляция.
Причины инфляции
Причинами инфляции называют несколько: от монополий крупных предприятий до роста госрасходов. Среди самых распространённых перечисляются:
Последствия инфляции
Инфляция затрагивает множество областей и имеет ряд последствий:
Возникает различие оценок денежных запасов и денежных потоков. Вследствие этого обесцениваются:
Эмиссия денежных средств ухудшает экономическую ситуацию.
Перераспределяются доходы – последствия инфляции наиболее остро чувствуют
В «плюсе» оказываются кредиторы и покупатели. Возникают так называемые «мнимые доходы» за счёт удешевления стоимости товаров и стоимости заёмных средств.
Падают рентабельность производства, ВВП.
Как правило, после роста цен ухудшается курс национальной валюты.
Страдают владельцы сбережений, конечные потребители, наименее защищённые слои населения.
Фактически, бедные часто становятся ещё беднее.
Одновременно инфляция может как ухудшить положение производителей (за счёт увеличения цен, а значит – увеличения любых статей расходов при выпуске продукции), так и улучшить. Второй вариант возможен, если продукция поставляется за рубеж, и становится более доступной конечным потребителям.
Еще одно возможное последствие инфляции – так называемая «инфляционная спираль» (процесс самовоспроизводства инфляции, когда инфляционные ожидания подталкивают к росту цен, а он, в свою очередь, формирует ажиотажный спрос).
Составляющие инфляции
Две составляющие инфляции – это инфляция спроса (при повышенных по сравнению с производительностью труда реальных доходах людей) и инфляция издержек (цена растёрт на материалы, задействованные в производстве).
В первом случае объём получаемых населением средств выше реальной производительности труда в пересчёте на каждого работника, и рост получаемых средств превышает рост объёма предлагаемых услуг и товаров. В результате рост доходов становится выше, чем способности экономики удовлетворить растущий спрос, и цены на товары и услуги увеличиваются.
Второй вариант подразумевает, что затраты на производство товаров и услуг повышаются, а чтобы сохранить рентабельность, производители вынуждены повышать на них цены.
Совет Сравни.ру: В случае высоких инфляционных ожиданий не поддавайтесь ажиотажному спросу на товары и услуги. Как правило, наибольшие инвестиционные ошибки граждане совершают, вкладывая свободные средства, чтобы избежать обесценивания, в покупку нескольких однотипных крупных товаров, а также в большие объёмы продуктов питания. Выгода, скорее всего, будет незначительной.
Инфляция спроса и предложения: сущность и причины развития
Инфляция спроса и инфляция предложения возникают по разным причинам, но приводят к единому результату – совокупному увеличению цен на рынке. В зависимости от особенностей протекания экономических процессов это приводит как к развитию, так и к банкротству предприятий.
Инфляция спроса – определение понятия
Инфляция спроса развивается в условиях, когда потребительский спрос превышает темпы производства. Компании и предприятия по определенным причинам не способны восполнить потребности населения, в результате чего повышаются конечные цены на продукцию. Выражаясь просто и кратко – общий спрос больше общего предложения.
Важно! Примером из истории может послужить инфляция в 80-х – 90-х года, когда наблюдался дефицит товаров потребления. Еще с 30-х годов основной упор был поставлен на тяжелую промышленность, которая в 80-х годах составляла 90% от общего объема производства. При высоком спросе удовлетворить потребности было невозможно, даже при максимальном использовании производственных ресурсов.
В условиях абсолютной занятости предприятия занимаются расширение производства, создают новые рабочие места. На фоне роста доходности владельцев предприятий и, как следствие, всех участников (производители сырья, торговые агенты, розничные продавцы) спрос и цены продолжают расти.
Когда предприятия задействуют все свои ресурсы и мощности для увеличения изготавливаемой продукции, а инфляция спроса не снижается, возможности резко перекрыть ее нет. Это требуется длительного планирования и дальнейшей реализации. Например, если розничный продавец может быстрой найти поставщика и пополнить ассортимент, то создание нового товара или увеличение объемов производимой продукции требует комплексного и планомерного подхода.
Развивается инфляция спроса при следующих условиях:
Причины развития
К монетарным факторам относятся:
Например, на фоне инфляционных ожиданий, люди стараются избавиться от наличных денег. Таким образом можно избежать спада их покупательской способности. Подобный поведенческий фактор вызывает резкий скачок спроса на различные товары, соответственно, их стоимость растет. Фактически прироста денежной массы нет, но из-за быстрого оборота возникает их недостаток на рынке.
Немонетарными факторами являются:
Что такое инфляция предложения (издержек)
Инфляция предложения влияет на подъем цен по причине увеличения производственных издержек. Развитие, как правило, наблюдается на фоне недоиспользования ресурсов. При негативной экономической обстановке снижается предложение.
Зарождение инфляции предложения происходит из-за роста производственных расходов (факторов производства).
Издержки сокращают прибыль на единицу изготавливаемой продукции, что требует увеличения конечной цены или сокращения объемов производства. Если данный товар служит сырьем или экономическим ресурсом для иных коммерческих компаний, то они также поднимают стоимость.
Важно! Данная экономическая ситуация характеризуется неизменным спросом и ростом издержек из-за удорожания полуфабрикатов, сырья, размера заработной платы. Причем прогрессирующие расходы опережают увеличение конечных цен сбыта, формирующих доходность компании или предприятия.
Ключевые факторы
Всего можно выделить три основных причины:
Размер оплаты труда может расти из-за требований сотрудников или профсоюзов, под давлением государственных структур. Прочие издержки остаются на прежнем уровне, но общие расходы увеличиваются.
Рост производственных расходов может зависеть от целого спектра причин:
Важно! Данный фактор для России является постоянным, так как все время дорожает электричество и топливо, растут налоговые отчисления. То есть себестоимость продукции неизменно увеличивается, а следом за ней и конечная цена сбыта.
В результате предприятия терпят убытки. Снижается объем товарного предложения, рождая дефицит, либо растет себестоимость, но в итоге цены будут все равно увеличиваться. Если правительство страны не предпримет меры, например, не снизит налоговое бремя, инфляция приведет к краху экономики.
Падение производительности труда – это большие время- и ресурсозатраты на производство одной единицы товара.
Отличия и последствия экономических явлений
Разница экономических феноменов заключается в отличимых предпосылках, которые служат причиной развития.
Простыми словами, рост спроса возникает из-за избытка наличных денег и высоких доходов, причем в относительно короткий период. Предприятия используют все мощности, но все равно не способны удовлетворить потребности людей. Последствия зависят от динамики развития.
Инфляция издержек (предложения), напротив, развивается из-за роста расходов производственных компаний. Увеличивается себестоимость изготовления одной единицы товара, чтобы не уйти в убыток компании вынуждены поднимать цены и сокращать объемы изготавливаемой продукции. Такая ситуация может сопровождаться падением предложения и ростом дефицита. Стабилизация экономической обстановки во многом зависит от участия правительства.
Важно отметить, что инфляция не порождается каким-либо одним фактором. Как правило, это результат комплексных изменений в экономической обстановке. Последующая реакция экономики может быть разной. При высоком уровне инфляционных ожиданий в обществе развивается так называемая «инфляционная спираль», когда непрерывно растет: оплата труда – производственные издержки – цены – оплата труда. Решением становится «заморозка» цен или зарплат на прежнем уровне.
Тема 06. Инфляция: сущность, причины и последствия
Оглавление
Цель изучения данной темы – раскрыть сущность, причины и последствия инфляции для национальной экономики.
Основные задачи:
06.01. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления
Термин «инфляция» (от лат. Inflation – вздутие) Впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А. Делмар. До широкого распространения термина «инфляция» обесценение бумажных денег сравнительно со звонкими деньгами называли «депресиацией» (depreciation). Основанием для введения данного термина явилось то обстоятельство, что в период гражданской войны в США (1861 – 1865 гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты ноты и казначейские билеты – «гринбакс» («greenbacks» – «зеленые спинки»). Широкое распространение в западной экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX в. после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 1920-х гг.
Однако явление инфляции, понимаемое как дороговизна, обесценение денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождением самих денег в форме монет. Первичным проявлением инфляции стала чеканка властями (или отдельными лицами – фальшивомонетчиками) избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуска их в обращение по номиналу полноценных. Например, в Древней Греции многие правители, начиная с тирана Гиппия Афинского (VI в. до н. э.), который уменьшил наполовину металлическое содержание монеты, выпускали в обращение неполноценные деньги. Так же поступали и римские императоры. В эпоху позднего средневековья широко практиковалась замена государствами и городами серебряных монет медными при сохранении прежнего денежного номинала. Данная операция, приносившая крупный доход властям, вызывала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег – серебряных. Монетная инфляция широко практиковалась в XVI—XVIII вв. в России. Неоднократно понижалась так называемая монетная стопа – количество монеты, получаемое при чеканке из определенного веса валютного металла, Громадные масштабы принял выпуск неполноценных медных монет в России при царе Алексее Михайловиче в 1654—1662 гг., когда из одного фунта меди, рыночная цена которого составляла 12 коп., чеканилось монет на 10 руб. По номиналу медных денег был о выпущено на колоссальную по тому времени сумму – 20 млн. руб. Однако их реальный курс упал до стоимости содержащегося в них металла, т. е. до 1—2 % номинала. Инфляция разоряла мелких торговцев, обесценивала доходы ремесленников и лиц, получавших твердый доход. Все это обостряло антагонизмы в обществе и привело к восстанию 25 июля 1662 г., известному в истории как «медный бунт». Жестоко подавив его, царь был вынужден принять срочные меры к урегулированию денежного обращения.
С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной. В период становления буржуазного строя государство стремилось ликвидировать средневековый хаос в денежном обращении, ввести и упрочить стабильную денежную систему. В XVIII—XIX вв. и в начале XX в. до Первой мировой войны инфляция наблюдалась лишь в отдельных странах (при особо неблагоприятных условиях развития хозяйства) и носила преходящий характер. Так, например, инфляция имела место во Франции – в период Великой французской революции 1789—1791 гг., в Англии – в период войны с Наполеоном в начале XIX в. В тех странах, где устанавливалась система золотого монометаллизма, в течение многих десятилетий функционировала относительно устойчивая денежная система.
В период Первой мировой войны система золотомонетного стандарта рухнула. Всеобщее прекращение размена бумажных денег на золото по фиксированному курсу лишило государства автоматически действовавшего антиинфляционного механизма, обеспечивавшего стабильность денежного обращения. С этого момента инфляция обретает повсеместный, всеохватывающий характер, она интернационализируется, становится присущей практически всем странам мира.
В западных научных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной инфляции, на толкование термина. В частности, К. Р. Макконнелл, С. Брю и К. Эклунд определяли инфляцию как повышение общего (среднего) уровня цен в экономике, П. Хейне – как падение ценности или покупательной способности денег. Монетаристский подход (М. Фридмен) сводится к тому, что инфляцию видят в устойчивом непрерывном росте цен, вызываемом избытком денег по отношению к выпуску товаров.
В отечественной экономической науке в 1930-х гг. инфляция трактовалась как выпуск денежных знаков сверх потребностей обращения, затем как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег. В 1940-х гг. появилось толкование инфляции как любого обесценения бумажных денег. В 1950-х гг. в работах по инфляции преобладала характеристика ее внешней стороны, а именно, переполнения каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимым для обращения. В 1960-х гг. советские экономисты пришли к тому выводу, что инфляция – сложный многофакторный социально-экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.
Не всякое повышение цен является инфляцией, а лишь такое, которое обусловлено ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного предложения. Неправомерно считать инфляцией повышательную рыночную конъюнктуру на фазе циклического подъема, поскольку растут товарное предложение, объемы продаж, но доходы и спрос растут еще быстрее. Превышение спроса над предложением, а не избыточность денежной массы – причина конъюнктурного роста цен. К неинфляционному росту цен можно отнести:
Инфляция в национальной экономике – показатель кризиса денежного обращения, что проявляется в разбухании денежной массы, находящейся в обращении, и, как следствие:
Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реализуемых товаров как по характеру, назначению, так и по качеству, техническому уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (ИПЦ). Госкомстат России рассчитывает ИПЦ как соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе, в конечном счете, интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).
Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг или, наоборот, при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции – обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т. д.).
Федеральная служба государственной статистики России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно нарастающим итогом с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в организациях розничной торговли, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (палатки, киоски и т. д.), а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося в стране уровня потребления за предыдущий год. При этом индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 411 товаров (услуг) – представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.
Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции – это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом. Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.
Причины бумажно-денежной инфляции. Бумажно-денежная инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами, важнейшими среди которых являются:
Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетарных) и неденежных компонентов. Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота. Однако далее обычно вступает в силу психологический фактор инфляции – инфляционные ожидания и вызванные ими действия субъекта на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, основывающиеся на предположениях о высоких темпах инфляции в перспективе. Действия субъектов хозяйственной жизни заключаются в размещении своих денежных средств и других теряющих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость, помещении в банк на валютные депозиты и т. д., т. е. в те ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Для уменьшения потенциальных потерь эти процессы необходимо осуществлять как можно скорее. Но это ведет к ускорению обращения денег, что еще в большей мере усиливает инфляцию. Отсюда можно вывести закономерность инфляционных процессов (при наличии инфляционных ожиданий) как саморазвивающихся и самоускоряющихся. Образно говоря, инфляция похожа на «снежный ком», скатывающийся с горы.
При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и процентных ставок проявляется другая закономерность – так называемый «эффект Пигу». Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные средства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.
Увеличение денежной массы обусловливается рядом причин:
Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но, в конечном счете, также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомерно выделение ряда неденежных причин:
Среди внешних причин инфляции следует особо выделить следующие:
Вопросы для самопроверки:
06.02. Типы, виды и формы инфляции
Типы инфляции. Будучи сложным, многогранным явлением, инфляция может быть классифицирована с разных позиций. С точки зрения факторов, определяющих инфляцию, выделяют два ее типа.
К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение спроса (денежной массы) над предложением (товарной массой), вследствие чего происходит нарушение требований законов денежного обращения. В результате формируется инфляция спроса. Логическая схема здесь следующая. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости.
Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек (затраты на зарплату; на материалы, энергию и т. д.) и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Возникает инфляция издержек. Логическая схема: рост цен на факторы производства (издержек производства) определяет сокращение товарного предложения и, соответственно, рост товарных цен. Повышение номинальной заработной платы, однако, не означает увеличения реальной заработной платы, поскольку цены растут быстрее. Увеличение заработной платы, наращивание затрат на сырье, комплектующие изделия, топливо, энергию и т. д. дают новый толчок росту издержек производства, который приводит к новому повышению цен. Если денежная масса быстро не увеличится, не адаптируется к возросшему уровню цен, то возникнут проблемы денежного оборота. Имеется опасность остановки производства, сокращения товарной массы.
Инфляцию издержек может провоцировать так называемая инфляционная спираль цен и заработной платы. Рост заработной платы в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями при определенных условиях выступает источником обострения инфляции издержек. Первоначально устанавливается новый уровень заработной платы на соответствующем сегменте рынка труда, затем происходит изменение общего уровня заработной платы в масштабе страны. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами, например ростом производительности труда, то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. При увеличивающемся спросе уменьшение предложения приводит к росту цен. Рост цен, в свою Очередь, дает импульс к началу очередных переговоров работников с работодателями об изменениях в оплате труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом уровне, на следующем витке спирали «заработная плата – цена».
Разновидностью инфляции издержек выступает инфляция предложения. Этот тип инфляции связан с недоиспользованием производственных мощностей предприятий, например, в связи с проведением технической реконструкции и модернизации основного капитала. Недоиспользование имеющегося основного капитала приводит к сокращению выпуска продукции, а значит, к уменьшению так называемого эффекта масштаба. Последнее выражается в росте издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и увеличатся цены.
Инфляция спроса и инфляция издержек взаимосвязаны. Избыточная денежная масса в экономике порождает повышенный спрос, реакцией на который выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного обращения, инфляция спроса распространяется дальше, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя, в конечном счете, к инфляции издержек.
Виды инфляции. Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен на три основных вида: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.
Ползучая (умеренная) инфляция со среднегодовыми темпами прироста потребительских цен до 10% характерна для промышленно развитых стран. Это признается неизбежным моментом нормального развития смешанной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста. В развитых странах в 1990-х гг. реально было достигнуто ограничение темпов инфляции до 2—3%. При этом в процессе западноевропейской валютной интеграции значительное снижение темпов инфляции затронуло страны с традиционно недостаточно стабильными денежными системами – Испанию, Португалию, Италию. Достигнуто сближение темпов инфляции в странах, вступивших в зону евро.
Галопирующая инфляция представляет собой скачкообразный рост цен (на десятки и даже сотни процентов в течение года), обусловленный резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями внешних факторов (например, радикальным повышением цен на импортируемые товары).
Гиперинфляция – это инфляция с настолько высоким темпом роста цен, что происходит разрушение экономики. В настоящее время в экономической науке не сложилось однозначного общепринятого количественного определения гиперинфляции. В экономической теории гиперинфляционным рассматривается рост цен на 1000% и более в течение года. Международный валютный фонд за гиперинфляцию принимает 50%-ный рост цен в месяц.
Международные стандарты финансовой отчетности определяют наличие гиперинфляции через следующие ситуационные и количественные характеристики экономической обстановки рассматриваемого государства:
Гиперинфляция – свидетельство глубокого разрушительного кризиса экономики и сферы денежного обращения. В современных условиях она порождает долларизацию национальной экономики, что связано с привилегированным положением доллара (или других сильных конвертируемых валют) в мировой экономике и международных расчетах. Происходит массовое бегство капиталов из национальной экономики, подверженной гиперинфляции.
Как отмечалось, инфляция позволяет государству получать инфляционный налог. Однако гиперинфляция корректирует данное фискальное последствие из-за так называемого эффекта Танзи Оливера (латиноамериканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 1970-х гг.). Высокий темп инфляции обесценивает поступления от налогообложения. Если налоги начисляют, например, в III, а выплачивают в IV квартале, то при гиперинфляции реальная значимость налоговых поступлений в бюджет становится практически ничтожной. Таким образом, гиперинфляция формирует специфическую закономерность, состоящую в том, что печатный станок перестает удовлетворять потребность в платежных средствах. Происходит переход к расчетам в иностранных валютах и суррогатах.
Формы инфляции. Формы инфляции различаются по трем критериям:
По первому критерию выделяют административную (социальную), импортируемую, индуцированную и кредитную инфляцию.
Административная (социальная) инфляция – инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предположим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государство решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен.
Политика социальных (доступных для малообеспеченных слоев населения) цен имеет свою историю и активно используется в современных условиях. Так, в России в XVI в. при большом недороде хлеба царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену на хлеб – втрое выше прежней, но вшестеро ниже «естественно рыночной». Якобинское правительство Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум» – верхнюю границу цены, превышать которую не мог никакой купец. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки). В 1919 г. Совнарком под руководством В.И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ограничить рост цен на товары первой необходимости в пределах 10—20% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе–сентябре). В настоящее время в Санкт-Петербурге (как, впрочем, и в других российских городах) зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров.
Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.
Индуцированная инфляция обусловлена действием других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18%, тарифы на жилищно-коммунальные услуги – на 8,8, тарифы на транспорт – на 6,6%). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции.
Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. В мировом хозяйстве наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты центральных банков национальным правительствам. Такая практика имела место в недавней российской истории. Например, в 1993 г. 59,3% дефицита федерального бюджета России покрывалось за счет прямых кредитов Центрального банка правительству, в 1994 г. – 79,5%. Далее по степени инфляционных последствий идет предоставление кредитов центральным банком страны коммерческим банкам.
По второму критерию выделяется:
Протекание инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, и несбалансированную, когда цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция – лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Даже в условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие – снижаться. Например, в США в 1970-1980-х гг. при относительно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались.
По третьему критерию различают ожидаемую инфляцию, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода, и непредвиденную инфляцию, которая характеризуется тем, что ее уровень оказывается выше ожидаемого за определенный период.
Вопросы для самопроверки:
06.03. Социально-экономические последствия инфляции
Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующих явлениях и процессах:
Развертывание инфляции в целом приводит к обострению экономических и социальных противоречий.
Дефляция. Процесс, противоположный инфляции, называется дефляцией. Она наблюдается в отдельных странах на определенных этапах развития и носит, как правило, краткосрочный характер. Так, например, в США в период кризиса 1929—1933 гг. потребительские цены ежегодно снижались на 7%. Такое же явление, но более краткосрочное, наблюдалось в США осенью 2001 г. (после террористических актов 11 сентября), когда индекс потребительских цен в октябре снизился; на 0,3%. Но если дефляция выходит из-под контроля, страна попадает в затяжную дефляционную спираль, при которой компании теряют прибыль, вынуждены сокращать работников и величину их зарплаты, а потребители начинают ограничивать покупки вследствие сокращения общего платежеспособного спроса. Таким образом, затяжная дефляция может спровоцировать экономический спад и отнюдь не является безусловным благом для народного хозяйства.
Вопросы для самопроверки:
06.04. Методы регулирования инфляции, границы и противоречия
Концептуальные подходы к регулированию инфляции. Фирмы и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из:
Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение – главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво и жестко контролироваться. Инфляция – нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной). Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует неукоснительно придерживаться принципа «здоровых финансов», т. е. баланса бюджетных расходов и доходов, недопущения (предельное ограничение) дефицита бюджета и сокращения до минимума государственного долга. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джефферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».
Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно сокращению доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии развращают, подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержке науки, высоких технологий, обеспечении перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику – объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.
М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое монетарное правило, согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 4—5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста ВВП. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция. Таков монетаристский метод регулирования инфляции и границы достижения безинфляционного (в идеале) развития экономики. При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы — сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса, что составляет стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том, что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов содействует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводятся понятия «пассивный дефицит», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активный дефицит», возникающий в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.
Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный’ спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой – достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.
Виды антиинфляционной политики. Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена ни в коей мере не соответствует современным российским условиям. Во-первых, потенциал экономического роста для России существенно больше, чем 5%. Во-вторых, если денежная масса (коэффициент монетизации) в промышленно развитых странах составляет 80—120% по отношению к ВВП, то в Российской Федерации – значительно меньше. Значит, ежегодный темп прироста денежной массы в России может быть более существенным.
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т. е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств. Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращение до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Важным последствием эффективной структурной политики является направление капитала в реальный сектор. В цивилизованных странах этому способствует законодательное нормирование торговой наценки (в стоимости реализуемой продукции не свыше 25% независимо от числа торговых посредников).
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками, ценами и доходами монополий (олигополии), сочетаемого с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины своей протекционистской функции обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью венных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые следствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нуллификации, деноминации, т.е. аннулировании старой и введении новой валюты. В России деноминация была проведена в ходе денежной реформы с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены:
Методы регулирования инфляции. Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики. Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» доходов, прежде всего заработной платы, или определение пределов их роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна – с отменой фиксации цены вновь растут. Проявления инфляции – лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. Поэтому фиксация заработной платы – лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.
Политика «дорогих денег» – это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.
При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает; экономический спад (по меньшей мере – стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции – неоклассическая теория «экономики предложения».
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. США в 1930-е гг. выходили из Великой депрессии путем инвестиций в дорожное строительство, в развитие отдельных регионов, т. е. путем замедления оборота денег. Этот метод регулирования инфляции был эффективно применен в послевоенной Западной Европе, в Японии и в других странах. Для России проблема также заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для увеличения капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств.
Вопросы для самопроверки:
Выводы
а) избыточная эмиссия;
б) падение доверия к валюте;
в) неблагоприятный платежный баланс страны.