в развитии философии нет чего
Философия. Тренинг 2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:
любовь
желание
надежду
страдание
2. Субъект познания в современной гносеологии — это:
мыслительный коллектив
реальный ученый или философ
технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.)
абстрактный индивид
3. Философское рассмотрение религии — это:
мировоззрение, основанное на вере в бога
вера в бога
учение о боге и сверхъестественном
единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной иерархии
особый вид духовно-практической деятельности, нацеленный на постижение высшего, абсолютного
4. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к:
медицине
математике
астрономии
астрологии
5. Какому философу принадлежит следующее определение бытия
«Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия»
Ж. П. Сартр
Дж. Беркли
Фома Аквинский
Аврелий Августин
6. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
объективная реальность, данная в сознании действующего человека
способности, умения, навыки в определенной области деятельности
обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний
значимая информация в аспекте деятельности
7. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:
метод
механизм
методология
методика
8. Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии:
Пиррон
Эпикур
Диоген
Клеанф
9. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира, следующие:
теория бессознательного
создание гелиоцентрической системы мира
теория происхождения человека от обезьяноподобного предка
теория тепловой смерти Вселенной
открытие клетки
10. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:
отчуждение
произвол
предопределение
фатум (рок)
11. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною»:
эрос
хора
философия
эйдос
12. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
индивидуальность
личность
индивид
субъект
13. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:
понимающее «бытие-в-мире»
система социальных действий и их смыслов
жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания
свободный практический и творческий выбор
14. Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого существа в философии включается в понятие:
индивидуальность
личность
субъект
человек
объект
15. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:
математики
истории
естественных наук
религии
16. Философские направления, которые можно назвать атеистическими:
постмодернизм
марксизм
философия жизни
французский экзистенциализм
первый позитивизм
17. В философии миф — это:
фантастический рассказ, предание
целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике
специфическое образное синкретическое мировоззрение
сказка, выдумка, заведомый обман
мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное
18. «Бессознательное» в современной философии — это:
явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение
нечто, присущее только отдельному человеку
все, что не осознается человеком
рефлекторные процессы в организме человека
19. Исторический период развития схоластики:
I-IV вв.
VIII-XVI вв.
IV-Хвв.
IX-XV вв.
20. Самосознание человека — это:
осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества
результат рефлексии, размышления личности о себе самой
осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми
духовное зеркало для самоизучения и самолюбования
21. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
нации
науке
государству
экономике
22. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
часть психики, подчиняющуюся принципу реальности
субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира
душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей
высшую функцию мозга, связанную с речью
23. В развитии философии нет:
преемственности
научных достижений
ценностной составляющей
устаревших идей
24. Какому философу принадлежит следующее определение бытия
«Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным»
Ж. П. Сартр
Дж. Беркли
Аврелий Августин
Фома Аквинский
25. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих, выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
мировосприятие
мироощущение
мировоззрение
миропонимание
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Образцы тестовых заданий
Предмет философии
1. Предметом философии является:
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?
1) материя — то, из чего все состоит;
2) материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя — основная субстанция, первоматерия;
4) материя — комплекс «моих ощущений».
4. Онтология — это философское учение:
2) о ценностях мира;
3) о происхождении Вселенной;
4) о доказательствах.
5. Гносеология — это философское учение:
2) о непознаваемости бытия;
4) раннего христианства.
6. Метафизика — это:
7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:
1) элементарная частица;
8. Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
9. Укажите философское определение «природы»:
1) природа — это географическая среда;
2) природа — это вся Вселенная;
3) природа — это материя;
4) природа — это биосфера Земли.
10. Материалистическая точка зрения:
1) сознание свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека — проявление мирового духа.
11. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:
12. Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:
1) восхождение от абстрактного к конкретному;
13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
1) цель оправдывает средства;
2) основа мира — это число и гармония;
3) материя и сознание — две основы бытия;
4) наши знания — гипотезы и таковыми останутся.
Ответы
1. Термин «философия» означает:
2) компетентное мнение;
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости.
2. Греческое слово «филео» означает любовь:
3. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
1) процесс познания мира;
2) жизнь человека в обществе;
3) знание о неизбежности смерти;
4) постоянная духовная неудовлетворенность.
4. В развитии философии нет:
2) научных достижений;
3) ценностной составляющей;
5. Философские решения не могут быть:
6. Ответы на философские вопросы ищут в:
Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?
Философия: смысл и значение.
Что такое философия?
а) форма общественного сознания;
б) учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и его месте в системе мироздания;
в) наука о здоровом образе жизни.
( а, б )
Какие формы переосмысления воззрений здравого смысла и наивного реализма возникли в истории человечества?
( а, б, в, ж )
3.Философия по отношению к здравому смыслу обыденного сознания является:
а) его обоснованием и развитием;
б) его полным опровержением;
в) его критическим пересмотром;
г) философия это особая область духовной жизни, и она не имеет никакого отношения к обыденному сознанию.
( а, в)
Выберите наиболее точные определения сущности мифологического знания.
а) первая в истории человечества попытка познания мира;
б) представление о мире, для которого характерна слитность природного и социо-культурного бытия;
в) знания о мире, в которых имелись зачатки этических, художественных, научных, религиозных воззрений;
г) знания, которые никакой пользы древнему человеку не принесли.
(а, б, в)
5. Среди всех форм переосмысления изначальной наивно-реалистической картины мира исторически наиболее ранней является:
Чем отличаются философские знания от религиозных?
а) наличием и использованием четких, однозначных, рациональных понятий;
б) степенью обоснованности знаний;
в) динамикой знания;
г) ничем не отличаются.
( а, б, в )
Основными принципами религиозно-философского учения, называемого теизмом, являются: монотеизм, персонализм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм, финализм, принцип иерархичности.
Соотнесите приведенные ниже трактовки с названными принципами в порядке их перечисления:
а) события природы и социума характеризуются как проявления непрерывно действующей божественной воли, «божественного промысла»;
б) Бог ставится выше природы и человека;
в) провозглашается вера существование единственного высшего сверхъестественного существа в мире – Бога;
г) мир понимается как устремленная к богу «лестница» явлений и существ;
д) мир трактуется как результат творения Богом из «ничего»:
е) предсказывается конец мира, который наступит в день Страшного Суда;
ж) утверждается вера в личностный характер Бога, обладающего разумом и волей.
( в, ж, б, д, а, е, г )
8. С теистической точки зрения верны следующие положения:
а) реальный мир не является самодостаточным;
б) природный мир существует в соответствии с естественными законами;
в) свое существование мир получает от Бога;
г) мир в сущности не таков, каким непосредственно воспринимается «наивным» человеком;
д) явления мира оказываются символами, за которыми скрывается божественный творец;
е ) человек может постичь божественное первоначало непосредственным чувственным созерцанием и разумом ;
ж) Бог абсолютно недоступен никакому способу познания;
з) божественная сущность постигается мистической интуицией, верой.
(а, в, г, д, з )
9.Философию и науку сближают:
а) совпадение внутренних ценностей;
б) рациональные способы рассуждений;
в) окончательность найденных решений;
г) стремление к познанию мира в целом;
д) систематизированный поиск истины;
е) аксиологический ( ценностный) подход к решению проблем;
ж) возможность проверки всех результатов опытом.
( б, д )
Совпадают ли философские и научные взгляды на мир?
11. Стимулом философствования, по мнению Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Гегеля являются:
а) переживание кризиса в реальной жизни людей;
б) стремление к умножению жизненных благ;
в) удивление, проистекающее из незнания;
г) протест против влияния телесности человека на его духовную жизнь.
( ответы следует дать в порядке перечисления имен)
( г, в, б, а )
12. Общей отличительной чертой философствования является:
а) тематическая направленность проблематики;
б) внеличностный характер формирования воззрений;
г) опора на авторитетное мнение;
д) универсальность, всеобщность постановки проблем;
е) ограниченность деятельностью исключительно разума.
( а, в, д )
а) учение о сущности, формах и уровнях познания;
б) выражение устремлений и убеждений религиозной веры в познавательной форме;
в) учение о месте человека во всеобщей связи вещей и об устроении человеческой жизни;
г) учение о первоначалах бытия.
(ответы дайте соответственно порядку перечисления)
( г, в, а )
д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.
15. Основными сферами философского знания являются:
а) философская антропология;
д) гносеология ( теория познания);
( а, б, г, д )
Согласны ли Вы со следующим утверждением: В развитии философии проблема человека (его сущность и роль в обществе, взаимоотношения с природой и др.) всегда была единственно главной?
б) абсолютно не согласен: самой главной философской проблемой является вопрос о том, как устроен мир;
в) нет: проблема человека была одной из главных наряду с другими: как возник мир, как он существует и т.д.
а) индивидуальная точка зрения по поводу новой информации;
б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;
в) система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;
г) все ответы неправильные.
18. В развитии философии нет:
б) научных достижений;
в) ценностной составляющей;
19. Философские решения не могут быть:
а) гипотетическими;
20. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
г) доводах и умозаключениях разума.
21. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
а) природных явлений;
б) объективного мира в целом;
в) социальной жизни;
г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека.