в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

Учебно – методические материалы По дисциплине: Психология управления

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

По дисциплине: Психология управления

Для специальности (направления) 190601 – Автомобили и автомобильное хозяйство

Зав. кафедрой социальной политики

Психологии и педагогики

«___» __________ 200 г.

Чита 2012 г.

Курс «Психология управления» входит в обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности и является одной из базовых, общепрофессиональных дисциплин в подготовке специалистов по данной специальности.

Целью курса является формирование теоретических основ и практических навыков в изучении личности, систематизация методов, приемов исследования личности, а также формирование собственного взгляда на различные направления в науке и собственного подхода к процессу изучения психологии управления.

Программа опирается на современные источники, которые позволяют выделить общее среди разнообразных теорий, направлений и подходов исследования личности, и предназначена для изучения основ психологииуправления и систематизации полученных знаний.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

· ознакомление с историей психологии и структурой психологических знаний;

· изучение познавательных процессов личности;

· изучение эмоционально-волевых процессов личности;

· рассмотрение основных теоретических подходов к психологии управления в отечественной и зарубежной психологии;

· изучение особенностей психики человека;

· изучение формирования и развития личности;

· исследование структуры сознания;

· исследование типологий личности, а также способностей и адаптивности;

· изучение личности в процессе общения, включенной в социальные связи;

· применение полученных знаний в ходе психологического практикума, семинарских и лабораторных занятий.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

к курсу «Психология управления»

1. Почему психологию управления можно назвать плюралистической наукой:

А) авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой;

Б) решения о том, что считать ли некоторую гипотезу обоснованной, принимаются на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием;

В) в рамках психологии сосуществуют подходы, основывающиеся на различных, не сводимых друг к другу парадигмах.

2. Термин «психология» возник:

3. Названия, каких феноменов перекочевали из специально научного в общеупотребительский лексикон:

А) оральная фиксация;

Б) комплекс неполноценности;

В) сдвиг мотива на цель.

4. Каков основной метод современной психологии управления?

5. Что является специфической характеристикой метода тестов?

А) наличие «норм», с которыми сравниваются полученные данные;

Б) высокая скорость процедур;

6. Перечислите стадии развития коллектива.

1. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи:

2. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на …

А) Смысловом уровне

Б) Семантическом уровне

В) Сенсорном (аналоговом) уровне

3. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно …

В) Говорит в более быстром темпе

4. Согласно современным данным надежным основанием субъективного состояния счастья является …

А) Высокий материальный доход

Б) Физическая привлекательность

В) Лучшее положение по сравнению с окружающими

5. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

А) Биологический мотив побеждает социальный

Б) Биологический мотив трансформируется в социальный

В) Социальный мотив побеждает биологический.

6. Перечислите известные вам стили управления.

1. Какое название получил факт того, что люди непроизвольно лучше фиксируют в памяти то, что относится к делам, которые им по каким-либо причинам не удалось завершить?

А) Эффект Истоминой;

В) Эффект Зейгарник.

2. С какими факторами теория уровневой переработки информации связывает качество запоминания?

А) С глубиной переработки информации;

Б) Со степенью организации информации;

В) С количеством времени, отведенного на решение задачи.

3. Какие компоненты не включает в себя структурная модель памяти в современной когнитивной психологии?

А) Долговременная память;

Б) Уровень перцептивной обработки;

В) Сенсорный регистр.

4. Каким образом происходит поиск информации в кратковременной памяти?

А) Путем последовательного полного перебора;

Б) Путем параллельного полного перебора;

В) Путем последовательного самопрекращающегося перебора.

5. К какой подсистеме долговременной памяти относится информация типа «Волга впадает в Каспийское море»?

А) Эпизодическая память;

Б) Автобиографическая память;

В) Семантическая память.

6. Перечислите этапы развития психологии управления.

1. В чем заключается специфика внимания по сравнению с другими регулятивными процессами?

А) Внимание не имеет своего специфического продукта;

Б) Внимание трудно исследовать экспериментально;

В) В термин «внимание» разные авторы вкладывают различное содержание.

2. Какова основная функция внимания согласно концепции В. Вундта?

3. Какое действие оказывает аттенюатор на неревалентный поток информации?

4. Согласно теории У. Найссера, внимание – это процесс …

5. Рассматривать внимание как форму умственного контроля предложил:

6. Назовите пути преодоления конфликтов.

1. С чем связаны размеры проекционных полей различных анализаторов в коре головного мозга?

А) С тем, что различные органы имеют разные размеры, например рука больше носа.

Б) С тем, что органы, которые раньше сформировались в филогенезе, имеют большие по площади проекции.

В) С тем, что информация, идущая от тех сенсорных поверхностей, которые играют максимальную роль, а адаптации животного, должна быть переработана наиболее тщательно.

2. Какие задачи решает психофизика?

А) Установление соотношения между объективными раздражителями и субъективными ощущениями.

Б) Описание физических свойств нервной системы человека и животных.

В) Адаптация законов физики для нужд психологической науки.

3. Каким образом в слуховой системе кодируется звуки частотой выше 50 Гц?

А) Звуки различной частоты активизируют разные участки мембраны.

Б) Количество нервных импульсов соответствует частоте звука.

В) Кодируется не частота, а интенсивность звука.

4. Каким образом схемы определяют наше восприятие?

А) С помощью схем мы сопоставляем поступающую стимуляцию с прошлым опытом и классифицируем ее.

Б) Схемы позволяют нам быстро уловить главное в потоке информации.

В) Схемы регулируют скорость переработки информации.

5. Каковы основные принципы группировки стимулов в зрительном поле, открытые представителями гештальтпсихологии?

А) Принципы простоты, замыкания и близости.

Б) Принципы градиента текстуры и интерпозиции.

В) Принципы изоморфности.

6. Перечислите психологические факторы надежности.

1. Почему в языке эскимосов существует около 40 слов, обозначающих состояние снега?

А) Зрительный аппарат эскимосов идеально приспособлен к различению оттенков белого.

Б) Они заимствовали слова, связанные с погодой у всех путешественников, которые приходили на их территорию.

В) В практической деятельности эскимосов крайне важно ориентироваться в состоянии снега, по которому можно предсказать погоду, направление миграции животных и т. д.

2. Если на вопрос «Что такое семья?» человек дает ответ «Это муж, жена, дети», какой тип обобщения он демонстрирует?

3. Какая стадия решения задачи реализуется в тот момент, когда вас «озаряет» и вы понимаете, каким способом можно решить задачу?

А) Нахождение окончательного решения.

Б) Анализ материала.

В) Нахождение функционального решения.

4. Основными мыслительными операциями являются:

А) Оценка, узнавание, память.

Б) Единицы, классы, отношения.

В) Системы, трансформации, импликации.

5. При какой последовательности предъявления задач подсказка окажется максимально эффективной?

А) Подсказка должна предшествовать основной стадии решения задачи.

Б) Человек должен исчерпать все доступные ему способы решения задачи, затем ему предъявляется подсказка.

В) Подсказка и основная задача предъявляются вместе.

А) Набор отдельных психических процессов.

Б) Единая универсальная способность.

В) Устойчивая структура когнитивных способностей, которая обеспечивает разумное поведение.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 ПО КУРСУ

1. Основные формы проявления психики.

3. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. Приведите примеры из литературы или жизни.

1. Структура психологических знаний.

3. Дать характеристику волевых качеств представителей разных профессий.

1. Отраслевое деление психологии управления.

2. Виды воображения.

3. Приведите примеры из научной литературы для доказательства влияния мотивационной сферы на волевые качества личности.

1. Методы исследования в психологии управления.

3. Приведите примеры из художественной литературы для доказательства влияния мотивационной сферы на волевые качества личности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 ПОКУРСУ

1. Перечислить фамилии людей, которых считают гениальными (ответ аргументировать).

2. Функции сознания.

3. Виды неосознанных мотивов.

4. Послетрудовая стадия социализации.

1. Перечислить фамилии людей, которых считают гениальными (ответ аргументировать).

2. Функции самосознания.

3. Структура мотива.

4. Трудовая стадия социализации.

1. Перечислить фамилии людей, которых считают гениальными (ответ аргументировать).

2. Состояния сознания: сон.

3. Коллекционерский подход к изучению личности.

4. Стадия интеграции (социализация).

1. Перечислить фамилии людей, которых считают гениальными (ответ аргументировать).

2. Состояния сознания: бодрствование.

3. Гештальт – теория мотивации.

4. Стадия индивидуализации (социализация).

1. Переломные моменты развития психологии управления.

2. Структура современной психологической науки.

3. Ассоциативная психология 19 века.

4. Психологические школы и направления, возникшие в результате методологического кризиса в психологии.

5. Эксперимент как метод изучения в естественных науках и его применение при изучении психики.

6. Самоактуализация личности.

7. Профессиональное сознание.

8. Основные свойства и формы направленности личности.

9. Индивидуальное и социальное в общении.

10. Профессиональное общение.

11. Группы и общество.

12. Лидерство и руководство как проявление взаимоотношений в группе.

13. Психологические особенности профессиональной деятельности.

14. Деятельность и личность.

15. Системный подход к описанию деятельности.

16. Развитие способностей и их индивидуальные проявления.

17. Задатки и способности.

18. Взаимосвязь темперамента и воли.

19. Детерминанты волевой регуляции человеческого поведения.

20. Структура волевого акта и ее характеристика.

21. Природа характера.

22. Характер и способности.

23. Проблема генезиса внимания человека.

24. Общая характеристика ощущений человека.

25. Ощущение как первичная форма отражения действительности.

26. Перцептивные нарушения и их коррекция.

27. Сенсорно-перцептивная организация личности.

28. Значение памяти в развитии личности.

29. Проблема нарушений памяти и их коррекция.

30. Продуктивное мышление как основа обучаемости.

31. Психологический анализ решения мыслительной задачи.

32. Операциональная сторона мыслительной деятельности.

33. Речевые афазии и их разновидности.

34. Внутренняя речь как особая форма речи человека.

35. Язык и речь – общее и различное.

36. Возникновение языка – закономерный продукт общественного бытия людей и их деятельности.

37. Способы развития имажинативных способностей.

38. Воображение и интуиция и их роль в творческой деятельности.

39. Приемы создания образов воображения.

40. Роль воображения в творческой деятельности человека.

41. Воображение, его роль и место в процессе усвоения знаний.

42. Развитие эмоций в онтогенезе.

43. Современное состояние проблемы изучения темперамента.

44. Изучение темперамента в зарубежной психологии.

45. Изучение темперамента в отечественной психологии.

46. Динамика социального развития в процессе онтогенеза.

47. Феноменологические факторы виктимизации.

48. Деструктивное поведение.

49. Филогенетическое и онтогенетическое развитие чувств.

50. Типология чувств.

51. Социометрическая структура группы.

Транспортная психология. – М., 2009.

Курганов управления. Автотранспортная психология: учебное пособие. – М.: Приор-издат., 2011. – 144 с.

, Тельных управления. – М., 2011.

Гиппенрейтер в общую психологию. – М., 2005.

Давыдов по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

Климов психология. – М., 2004.

Лурия по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.

Маклаков психология. – СПб: Питер, 2001.

, Березанская : Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. – 484 с.

, Ярошевский психология. – М.: Академия, 2003.

Психология: Учебникдля гуманитарных вузов. / под ред. – СПб.: Питер, 2005. – 651 с.

Столяренко психологии. – Р-н-Д., 2005.

Абдульханова – Славская жизни. – М., 1991.

Ананьев психологические труды. В2-х т., М., 1980.

Андреева психология. – М., 1990.

Андриенко психология. – Новосибирск, 2005.

Асмолов личности. – М.: Просвещение, 1990.

Битянова психология. – М., 1994.

Братусь личности. – М., 1998.

Бодалев и общение. – М., 1995.

Выготский возраста \\ Собр. соч. – М., 1984. – Т. 4.

Запорожец психологические труды. В 2-х т. – М., 1986.

Изард человека. – СПб: Питер, 2000.

Ильин и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

Кашапов личности. М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.

Кон и общество. – М., 2001.

Кон и общество. – М., 2000.

, Дубровская малой группы. – М., 1991.

Акцентуированные личности. – Киев, 2001.

/ Избр. Психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.

Личко и акцентуации характера у подростков. – М., 1987.

Ломов и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

Социальная психология. – СПб., 1998.

Обухова психология. – М., 1996.

Парыгин психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999.

Психология личности: Теории и исследования. – М., 2000.

Избранные психологические труды. – М., 1994.

Психология и культура. / под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.

Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах, М.: Вече, 2000.

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2000.

Руденский психология. – Новосибирск, 1996.

Смирнов психологические труды. – М.: Педагогика, 1997.

, Каширин и педагогика. М.: Академия, 2001.

Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 2002.

Тихомиров мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

Узнадзе основы теории установки. – Тбилиси, 1966.

Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.

Теории личности. – СПб., 1999.

Теории личности. – М., 1999.

Источник

Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека

Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.

Человек – часть космоса

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.

Эмоции появились в процессе эволюции

Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.

Информационная теория эмоций Симонова

Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.

Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.

Из предложенной Симоновым формулы следует, что:

Познавательная теория эмоций Лазаруса

В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос. Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Источник

В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

Уровневая модель функционирования эмоций

В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций

, например ра­боты М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, кото­рые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации.

Модели уровней переработки информации предполагают, что психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Считается, что эмоцио­нальная реакция развивается только при переработке информации на высшем уровне самоотнесения, который отражает смысл того или иного явления для субъекта. Различают:

ü сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос «Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);

ü перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов, например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом «мрак»?»);

ü семантический (уровень объективных закрепленных в языке значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);

ü смысловой (уровень самоотнесенной информации, например ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственни­ков от этой болезни?»).

Источник

Когнитивные компоненты волевого акта

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой с Мысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой г Руппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

Контрольные вопросы. Тестовые задания

второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

Гипотеза В.А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы про-

рмить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из яХ толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение ) более волевым.

g) Контрольные вопросы

1, Зачем возникают в эволюции эмоциональные процессы? I 2. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? ; 4. Как развивается реакция стресса?

в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Смотреть картинку в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Картинка про в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция. Фото в рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается что эмоциональная реакция

5. Каковы основные признаки волевого действия?

6. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

‘ 1. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению — возбуждению, удовольствию — неудовольствию, напряжению — разрядке, лежит в основе теории.

I А. Джеймса — Ланге.

к Б. Шахтера — Сингера.

Б В. Кэннона — Барда.

ш 2. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?

К А. Три. Б. Десять. В. Сорок пять.

3. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на.

A. Смысловом уровне.

I Б. Семантическом уровне.

B. Сенсорном (аналоговом) уровне.

4. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно.

* А. Понижает голос. Б. Повышает голос. В. Говорит в более быстром темпе.

5. Согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является.

А. Высокий материальный доход. Б. Физическая привлекательность.

В. Лучшее положение по сравнению с окружающими. 6. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

A. биологический мотив побеждает социальный.

Б. Биологический мотив трансформируется в социальный.

B. Социальный мотив побеждает биологический.

Ш Литература Основная

1. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. М 1998.

2. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48—50. М, 2000.

4. Общая психология. Сборник текстов / Под ред. В.В. Петухова. Вып. П. М., 1998.

5. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984.

6. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002.

1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Квинн В.Н. Прикладная психология. С.-Пб., 2000.

4. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. С.-Пб.-М., 2002.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

Глава 6 Регулятивные процессы психики. Внимание

Гений — это внимание. В. Джеймс

6.1. Особенности внимания как психического процесса.

Объективные и субъективные явления внимания

На международном психологическом конгрессе 1925 г. был представлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.

Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафорическому) объяснению того, что же все-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в Когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации; бытует также метафо-Ра внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными ви-Дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных °Пределений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!

Еще одна сложность в изучении внимания заключается в том,

1 внимание нигде не выступает как изолированный процесс. По

словам П.Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюде. нию внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следователь. но, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с вышеизложенным очевидно, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, который может стать предметом рассмотрения. В отличие, например, от желания — продукта моти-вационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса и т.д. внимание лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется. Внимание — не просто регулятивный процесс психики, оно буквально «встроено» в само протекание других процессов. Таким образом, зачастую складывается мнение, что внимание не может быть суверенным предметом психологической науки. Не соглашаясь с этим мнением, другие исследователи считают, что именно содержательная «пустота» акта внимания делает его удобным для формального изучения. При таком понимании внимание служит своеобразным прототипом других психических процессов и, исследуя его, мы претендуем на получение данных, важных для психологии в целом. Недаром именно с моделей внимания в когнитивной психологии началось осмысление целостного процесса переработки информации человеческой психикой. Кроме того, не следует забывать, что существование внимания — очевидный факт внутреннего опыта каждого человека. Состояние внимания переживается как напряжение, усилие, интерес, удивление, активность и т.д. В последние годы ученых, изучающих внимание, привлек еще один феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентми-хайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода молено отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.д. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Внимание в целом как психический феномен обладает рядом свойств. Во-первых, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение

яьса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности, «о-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным- Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают аспект произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. В-третьих, внимание обладает рядом динамических характеристик: оно может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и вопросы конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания? Наконец, надо отметить, что внимание обладает не только положительным влиянием на психические процессы. Зачастую приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда излишнее внимание нарушает плавное протекание деятельности. Можно упомянуть известный «эффект сороконожки»: как только бедное насекомое задумалось, в какой же последовательности она перебирает своими многочисленными ножками, оно уже не смогло сделать ни шагу.

Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным.

Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности. Студенческая рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Поэтическая рассеянность присуща людям, Переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одно- Г Р объекта на другой и создает противоположный эффект. Такое Явление называют еще «скачкой идей». Профессорская рассеянность Представляет собой псевдо-рассеянность. В данном случае речь идет 0 Максимальной концентрации на одном объекте (обычно теме на-УЧныу изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

бытовые обстоятельства. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное вре. мя, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

6.2. Классические теории внимания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *