в рамках репродуктивного метода обучения учитель что делает
Репродуктивный метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность репродуктивного метода обучения
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется. Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул. Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Готовые работы на аналогичную тему
Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом. Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися. Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.). Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать. С этой целью используются продуктивные методы обучения.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. В настоящее время установлено, что монологическая практика обучения изжила себя, соответственно применение репродуктивного метода эффективнее применять в комплексе с другими методами обучения. Это обусловлено тем, что помимо усвоения теоретического материала и выполнения действий по образцу, необходимо обратить внимание на развитие личностных качеств учащихся. В настоящее время все больше внимания уделяется развитию у детей творческих задатков, умения самостоятельно приобретать знания, учитывать индивидуальности развития и т.д.
Репродуктивный метод, к сожалению, не имеет данной направленности, в связи с чем, его принято применять в совокупности с другими методами обучения, направленными на развитие личности учащихся. Например, изучение учебного материала осуществляется не в виде монологических лекций, которые необходимо прослушать и записать, а путем представления свободы в выборе метода конспектирования (тезисы, схемы, зарисовки и т.п.).
Наряду с репродуктивным методом, нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.
Суть репродуктивного метода обучения
Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.
Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.
Особенности метода
Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.
К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.
Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.
В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.
Сочетание с другими методами
В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:
Пример использования репродуктивного метода
Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.
После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.
К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.
Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:
На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.
Репродуктивный метод обучения — что это такое, примеры
Репродуктивный метод в теории обучения долгое время остается наиболее привычным и понятным для учителей. Его можно использовать на разных уроках и с разным количеством детей, он не требует создания специальных условий и не предполагает особой активности детей в добывании знаний. При этом у детей нет возможности высказать свое мнение, поделиться наблюдениями или попробовать самостоятельно разобраться в том или ином вопросе.
Суть репродуктивного метода обучения
Что такое репродуктивный метод обучения? Это в педагогике метод, который по определению предполагает работу по выданной инструкции, а также воспроизведение ранее полученных знаний и умений.
Главная задача репродуктивного обучения – формирование знаний, умений и навыков у обучающихся. Решается она с посредством действий по образцу, в условиях, предложенных учителем. Деятельность детей организуется на основе многократного повторения информации и выполнения практических действий.
Репродуктивный метод основан на постоянном воспроизведении имеющихся знаний. Его можно отнести к традиционным методам, потому что в нашей системе образования он используется достаточно давно и сегодня является практически основным в условиях общеобразовательной школы. Он видоизменяется со временем, но суть остается той же: усвоение знаний посредством многократных повторений.
Особенности
Главной особенностью репродуктивного метода является то, что учебная информация передается учащимся в виде готового, уже переработанного для удобного восприятия. Детям не приходится ни о чем думать, остается лишь слушать, смотреть и воспринимать.
Вторая особенность – при его использовании пройденный материал постоянно приходится повторять. Темы связаны друг с другом, чтобы изучить новую, необходимо обязательно знать предыдущую.
Третья особенность – метод является удобным для работы сразу с большим количеством обучающихся. Не нужно подстраивать материал под индивидуальные особенности детей, к ним одно требование: слушать и запоминать.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы обучения отличаются друг от друга позицией обучающегося в процессе получения знаний. В первом случае учение – это объект обучения, а во втором – субъект. То есть при репродуктивном обучении ребенок не проявляет себя, не высказывает свое мнение, не пытается самостоятельно добыть информацию.
Продуктивный же метод предполагает более активную его позицию: ребенку также дается информация, но для ее восприятия ему нужно немного постараться, например: составить удобную таблицу, найти в тексте неочевидные ответы на вопросы, рассказать, как он понял полученную информацию. Если кратко, то в репродуктивном методе обучающемуся дают знания, а в продуктивном он частично добывает их самостоятельно.
Сочетание с другими методами
В теории обучения есть три метода, на которых базируется репродуктивный метод и идеально с ними сочетается.
Первая группа методов, которые относятся к репродуктивному, – словесные. Сюда можно отнести лекцию, объяснение, разъяснение, чтение, конспектирование. То есть все приемы, которые помогают выдать информацию с помощью речи.
Вторая группа – наглядные. Это методы, позволяющие визуально рассмотреть предмет объяснения. К этим методам относятся всевозможные иллюстрации, схемы, таблицы, презентации и модели. Они помогают создать более полную картину того, о чем учитель хочет рассказать детям.
Третья группа – практические методы. Это то, что дети могут выполнять самостоятельно, но по четкому алгоритму, выданному учителем. Здесь: конструирование, рисование, лепка, аппликации и создание сооружений из разных материалов.
Пример использования репродуктивного метода на уроке
Репродуктивный метод обучения можно использовать практически на любом уроке, он применяется при объяснении любой новой и повторении любой уже известной темы.
Пример: на уроке математики учитель в рамках репродуктивного метода обучения объясняет тему «сложение чисел». Сначала он объединяет словесные и наглядные методы: объясняет, вводит условные обозначения – символы сложения и равенства, показывает процесс сложения на конкретных предметах или картинках, их иллюстрирующих. После этого учитель решает у доски самостоятельно несколько примеров, вызывает к доске учеников, чтобы решили они, а также дает домашнее задание – еще некоторое количество примеров. В результате навык сложения чисел осознается и запоминается благодаря многократным повторениям.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода
К преимуществам метода можно отнести его экономичность: он позволяет за короткое время донести большое количество информации сразу большому количеству людей. Учителю удобно один раз все объяснить, не подстраиваясь под особенности восприятия у детей. Кроме того, репродуктивный метод можно назвать универсальным – он может быть использован практически на любом уроке.
Недостатков у репродуктивного метода можно найти значительно больше:
Заключение
Репродуктивный метод сегодня продолжает широко использоваться в общеобразовательных школах в связи со своей универсальностью. Сегодняшняя система образования не всегда позволяет использовать более интересные методы, так как детей в классе много, их время ограничено рамками урока, а учителю нужно успеть многое рассказать за это время. Тем не менее, учителям, которые стараются задействовать на уроке активность детей другими методами, обычно удается дать более крепкие знания и завоевать высокий уровень уважения у своих учеников.
Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод основан на использовании ранее изученного материала. Преподаватель дает учащимся соответствующую инструкцию (правило, образец, схему) и предлагает применить ее в определенных ситуациях. На основе полученного алгоритма и уже усвоенных знаний, благодаря многократному повторению показанных действий в рамках системы заданий, формируются новые умения и навыки.
Репродуктивные методы можно поделить на 2 группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности метода
Основная подача учебной информации происходит в форме научных лекций с демонстрацией наглядного материала и закреплением полученных знаний на практике. Преподаватель при этом строит лекцию так, чтобы новые знания логично и последовательно вытекали из фактов, усвоенных учащимися раньше. Не имеющие отношения к предыдущим темам гипотезы, предположения здесь не рассматриваются.
Далее учащимся предлагается выполнить практические упражнения по закреплению темы. Когда навыки уже освоены, производится проверка и закрепление пройденного материала. Только после этого можно переходить к новой теме, которая логично следует из предыдущей и связана с ней.
Другими словами, сначала излагается теория, затем она подтверждается с помощью демонстраций различных опытов, иллюстрируется плакатами, схемами, рисунками, используются интерактивные средства. Далее учащиеся работают с учебником самостоятельно, выполняют практическую или лабораторную работу.
Для лучшего усвоения знаний они выполняют дома самостоятельную работу. Количество времени и усилий, требуемое на усвоение материала, зависит от специфики темы, сложности задания, и не в последнюю очередь от умственных способностей учащегося.
Сущность этого метода преподавания в том, что вся основная информация преподносится в виде полностью переработанного материала для максимально удобного восприятия учащимися. От них требуется внимательно слушать, запоминать и по заданному шаблону воспроизводить действия, необходимые для выполнения задания.
К специфике метода можно отнести и то, что его приемы позволяют педагогу работать сразу с большой аудиторией, что существенно экономит время как преподавателей, так и учащихся. Учебный материал не надо адаптировать под индивидуальные особенности каждого из учеников.
Отличие от продуктивного метода
Основные признаки отличия репродуктивного и продуктивного методов обучения:
Продуктивный метод не выдает готовых формул и алгоритмов. Он сконцентрирован на решении определенной проблемы путем самостоятельного анализа ситуации, выдвижения гипотез, их доказательства или опровержения опытным путем. Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы. Большим педагогическим значением такого метода являются развитие творческих способностей и критического мышления учащихся, создание стимула для активной работы над приобретением знаний.
Формы обучения
Для большей эффективности и улучшения усвоения материала репродуктивный метод использует демонстрационную и иллюстративную формы обучения.
Существует три этапа использования этих форм обучения:
Эффективность репродуктивного обучения
Метод обучения отработан на практике в течение многих лет. Он постоянно совершенствуется, используя современные достижения науки и техники, и доказал положительное влияние на повышение эффективности познавательной деятельности учащихся. Однако у него есть как достоинства, так и недостатки.
К плюсам этого метода относятся:
К минусам метода можно отнести:
Наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга.
Репродуктивные методы обучения и формы их реализации
Р е п р о д у к т и в н ы е методы о б у ч ен и я
Средирепродуктивных методоввыделяют: информационно-рецептивные и инструктивно-репродуктивные.
Цель педагога, применяющего информационно-рецептивные методы, — сформировать определенный круг представлений о мире.
Деятельность преподавателя заключается в организации восприятия готовой информации в соответствии с ведущими принципами доступности, наглядности, систематичности и последовательности.
Средства, необходимые для этой деятельности, включают: макеты, модели, плакаты, схемы, таблицы, учебники, кинофильмы, диафильмы, реальные объекты и т.д.
Цель обучающегося — первичное усвоение знаний; его деятельность включает восприятие, осознание и запоминание воспринятого. В качестве средств могут выступать лекционные записи, конспекты, тезисы, учебники и учебные пособия и т.д.
Результатом обучения при использовании информационно-рецептивных методов является сформированность у обучающегося круга знаний и представлений о мире, позволяющих ориентироваться в дальнейшей деятельности.
Инструктивно-репродуктивные методы
Обучающая деятельность преподавателя заключается в инструктировании студента о способах какой-либо деятельности.
Цель студента (слушателя) — уметь выполнять определенный вид деятельности, предварительно овладев отдельными действиями и операциями.
Познавательная деятельность обучающегося заключается в выполнении образцов действий, операций определенного вида. В результате репродуцирования опыт осуществления способов деятельности становится у обучаемых навыками и умениями.
Средствами здесь выступают различные задания на воспроизведение.
Изменения личности заключаются в ее готовности к деятельности.
Результатом обучения является овладение обучающимися разнообразными способами деятельности, обеспечивающее воспроизводство уже существующей культуры.
Ведущей, доминирующей функцией репродуктивных методов является обучающая функция,в то время как развивающая и воспитывающая функции носят опосредованный характер.
Репродуктивные методы обучения и формы их реализации
Повествовательное изложение (ПИ)— это непродолжительный по времени устный художественно-описательный монолог преподавателя, в основе которого лежит определенный элемент содержания учебного материала. Чаще всего этот метод используется при изучении фактического материала, ведущей формой его реализации является рассказ.
В учебной деятельности имеют место следующие виды повествовательного изложения: изложение-вступление, собственно изложение, изложение-заключение.
Основная цель изложения-вступления — подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Здесь используются такие приемы, как актуализация изученного, целеполагание предстоящей деятельности, создание мотивации.
Собственно изложение раскрывает содержание новой темы, при этом преподаватель опирается на четкую логику, план, строгую последовательность изложения, использует приемы выделения существенного, иллюстрации, убедительные примеры.
Изложение-заключение, цель которого подвести итоги занятия, состоит из следующих приемов: выделение главных мыслей, обобщение изученного, выводы по теме и оценка работ студентов на занятии, организация дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.
Объяснительно-иллюстративное изложение — это продолжительный устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся информативно-познавательной емкостью, высокой степенью сложности логических построений, образов, доказательств и обобщений.
Логическим центром такого изложения является какое-либо обобщение теоретического характера, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты здесь служат иллюстрацией или исходным положением.
Изложение эффективно, когда преподаватель
Все выше перечисленное является приемами данного метода.
Важной особенностью метода объяснительно-иллюстративного изложения является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности обучающихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схем и таблиц, моделирование излагаемого материала).
Основной формой реализации метода объяснительно-иллюстративного изложения является объяснительно-иллюстративная лекция.
Образно-ассоциативное изложение — это устный монолог преподавателя, предъявляющий студентам образно-ассоциативную конструкцию (опору) учебного материала, способствующего успешному восприятию и запоминанию информации, активизации умственной деятельности студентов и устранению перегрузок в обучении.
В основе образно-ассоциативного изложения лежит принцип наглядности.
Метод образно-ассоциативного изложения чаще всего реализуется в форме лекции-визуализации.
Методы демонстрационный и иллюстративный.
Метод демонстрационный предполагает показ процессов, явлений с помощью приборов, опытов, технических и опытных установок, учебного кино, а также самих моделей, приборов и установок.
Метод иллюстрационный обычно связан с показом плакатов, таблиц, схем, картин, зарисовок на доске мелом или воспроизведением иллюстративного материала с помощью вспомогательных средств (кодоскопа, эпидиаскопа, учебного кино, видеомагнитофона, телевидения и т.д.).
Иллюстративный и демонстрационный методы никогда не используют в чистом виде. Они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание с вербальными (словесными) методами обучения. Таких сочетаний может быть несколько.
Таким образом, основными приемами демонстративного и иллюстративного методов являются: целесообразное соотнесение их с вербальными методами; доступность обзора, логика наблюдения, выделение существенного, четкость пояснений.
Методика использования сводится к трем этапам: