в рамках психологической коррекции происходит формирование чего
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
Ответы к тесту Онлайн-семинару «Профилактика суицидального поведения у подростков»
« Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды. Основные причины»
Суббота, 22 Февраль 2020, 20:03
Тест успешно пройден. Следующий элемент
Понятие «помогающие отношения» ввел:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: К Роджерс
В рамках психологической коррекции происходит формирование:
Выберите один ответ:
2. навыков адаптивного поведения
3. личностной позиции
Правильный ответ: навыков адаптивного поведения
Выберите один ответ:
1. метод объективного наблюдения
2. метод интроспекции
3. метод феноменологического самонаблюдения
4. метод самонаблюдения
Правильный ответ: метод объективного наблюдения
Психика существует как:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: процесс
Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: чувствительность
Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: познание
Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:
Выберите один ответ:
Правильный ответ: аффект
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:
Выберите один ответ:
1. латентный период развития
2. социальная ситуация развития ребенка
3. кризисная ситуация развития
4. стадия развития социальных отношений
Правильный ответ: социальная ситуация развития ребенка
Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:
Выберите один ответ:
1. коммуникативная деятельность
2. учебная деятельность
3. предметно-манипулятивная деятельность
4. ведущая деятельность
Правильный ответ: ведущая деятельность
Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:
Выберите один ответ:
1. социальный возраст
2. психологический возраст
3. хронологический возраст
4. условный возраст
Правильный ответ: психологический возраст
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Профориентация школьников: психология и выбор профессии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1016910
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В рамках психологической коррекции происходит формирование чего
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах.
Статья:
Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно с психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.
Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:
Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:
Психокоррекция эмоциональной сферы
Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.
К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:
Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.
Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.
В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.
В процессе психокоррекционных занятий дети:
Статья «Основы психологической коррекции»
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
В данном определении разводятся организация основного и дополнительного образовательных процессов. Имеется в виду, что в ряде случаев ребенок нуждается в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, организуемых, как правило, во второй половине дня. При этом «…эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе».
Третья точка зрения связана с исторически сложившимся в нашей стране противопоставлением терминов психологическая коррекция и психотерапия (А.И. Алёшина). Согласно этой точке зрения психотерапией должны заниматься врачи по образованию, а психологической коррекцией – специалисты с психологическим образованием. При этом, психологическая коррекция понимается, как совокупность психологических приемов для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека (Р.С. Немов). Более точное определение понятию «психологическая коррекция» даёт А.А. Осипова: «Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия». Также А.А. Осипова выделяет основные специфические черты психокоррекционного процесса, отличающего его от психотерапии:
Психокоррекция ориентирована на помощь клинически здоровым людям, имеющим психологические трудности или желающим развить свою личность.
Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определённых ценностей клиенту (как например, бывает при дерективной психотерапии).
Психокоррекционные воздействия направлены на изменения и развитие личности клиента.
Данная точка зрения встречает сегодня серьёзную критику с разных позиций.
Во-первых, А.А. Осипова сама приводит высказывание Ю.А. Алёшиной, которая пишет, что термин психотерапия является международным и во многих странах мира используется по отношению к методам работы осуществляемым как врачами – психотерапевтами, так и профессиональными психологами. К этому можно добавить, что сегодня многие психотерапевтические методы, например, игротерапия или арт-терапия, и за рубежом и у нас используют целый ряд специалистов, работающих с ребенком: педагоги-воспитатели, педагоги- дефектологи, социальные педагоги, логопеды и др.
Во-вторых, подход Р.С. Немова и А.А. Осиповой к определению понятия «психологическая коррекция» предполагает, что она не может быть применена к людям с физическими и психическими дефектами, которые имеют психологические проблемы, связанные с адаптацией в социуме и реализацией своих способностей и возможностей.
В третьих, в содержательно-методическом плане психокррекция практически ничем не отличается от методов недерективной психотерапии, где также отсутствует навязывание определенных ценностей пациенту. Кроме того, и психологическая коррекция и психотерапия базируется на одних и тех же психологических механизмах (отреагирование, символическая реконструкция конфликтной травмирующей ситуации, спонтанная творческая самореализация, биологическая обратная связь и др.).
В четвёртых, ориентация на настоящее и будущее клиента в психокоррекции, не является её отличительным свойством, так как ориентация на анализ прошлого в психотерапии более всего характерен только для одного из её направлений – психоанализа, а другие направления психотерапии (когнитивное и поведенческое), ориентированы на настоящее и будущее пациента.
Если рассматривать коррекционный процесс с точки зрения методического обеспечения, то для его реализации необходимы следующие методические средства: психокоррекционный комплекс, психокоррекционные программы, психокоррекционные методы и техники. Первые два решают стратегические задачи управления коррекционным процессом, а последние ориентированы на решение тактических задач: определения формы занятий, количества обучающихся, продолжительности и режима занятий.
Психологическая коррекция основывается на психологическом консультировании. Психокоррекция – это психологическое воздействие на клиента с целью нормализации его психического состояния в случаях диагностики у него каких-либо личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психокоррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного психического состояния человека, гармонизацию его отношений с социальным окружением.
Цель психокоррекции – исправление и приведение в норму каких-либо отклонений от оптимального уровня индивидуально-психологических особенностей и способностей человека. Ю. С. Шевченко выделяет пять видов стратегий психокоррекции:
1) психокоррекция отдельных психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, познавательная деятельность и т. д.) либо коррекция личности;
2) директивная или недирективная психокоррекция;
3) психокоррекция, сконцентрированная на конкретной личности или сконцентрированная на семье;
4) психокоррекция в форме групповых занятий или индивидуальная психокоррекция;
5) психокоррекция как элемент клинической психотерапии (применяется в комплексном лечении нервно-психических заболеваний) либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.
В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента является менее активной и даже чаще пассивной. Психологическая коррекция подразумевает выработку новых адекватных способов поведения в процессе специально разработанных тренинговых программ.
Психокоррекция использует в качестве основных методов следующие:
В клинической психологии психологическая коррекция применяется в том случае, если у клиента выявляются психологические проблемы, которые возникают в связи с личностными аномалиями, при невротических психосоматических расстройствах и т. д.
Наиболее известными тренингами, которые используются в процессе психологической коррекции, являются следующие.
2. Нейролингвистическое программирование (НЛП).
3. Трансактный анализ.
4. Поведенческая (бихевиоральная) терапия.
Одно из значений термина “коррекция” в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической “оптимальной” модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.
По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие “психологическая коррекция” перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка. Мы с вами будем вести речь только о нормальном детстве. В нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, “правильного”, беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, связанными с усилением инновационных педагогических процессов, стремлением к максимальному развитию интеллектуального творческого потенциала у детей, жестким отбором в первые классы школы. В этой связи можно вспомнить тот период (до конца 60-х гг.), когда начальная школа была четырехлетней, а от семилетнего ребенка не требовалось обязательного владения навыками письма, чтения и счета. Учителя объясняли родителям: “Не учите детей читать, писать, считать, вы сделаете это неправильно, а нам придется их переучивать”. Такая оценка самодеятельного обучения дошкольников справедлива и сегодня. Например, стремление родителей, не владеющих соответствующими методиками, научить ребенка читать, как можно раньше приводит к тому, что у значительного числа нынешних первоклассников отмечается слабое развитие фонематического слуха, столь необходимого для грамотного письма.
Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие разнообразных дошкольных учреждений, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты образовательной деятельности, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводит к тому, что проблема неготовности детей к учению не только не исчезает, но остается одной из острейших.
Учитель начальных классов наряду с обучением детей по учебным программам вынужден восполнять недостатки их дошкольного развития. Поэтому психологическая коррекция становится существенным направлением педагогической деятельности в современной школе. При этом произошло принципиальное изменение характера задач коррекционной работы – от исправления дефектов, аномалий, лежащих за порогом нормального развития, к интенсификации нормального развития, созданию наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития ребенка в пределах нормы.
Педагог – учитель или воспитатель – постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения детей, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов и неудач в той или иной деятельности. В большинстве случаев эти причины и основания имеют психологический характер. Поэтому осуществлять какие-либо исправления, коррекцию выявленных недостатков в развитии, поведении, отношениях ребенка педагог должен обязательно вместе с психологом, работающим в данном учреждении образования. Если в детском саду или школе психолога еще нет, можно обратиться за консультацией в любой центр психологической, или социально-психологической, или медико-психолого-педагогической помощи детям.
Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности.
Работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных знаний в области медицины и детской психиатрии. Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают обоснованные подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам ставить диагноз, а в тактичной форме рекомендовал родителям обратиться в соответствующие медицинские учреждения.
Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и учителем, директором школы, воспитателем, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.
Литература:
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика: [учебное пособие] / Ю. П. Азаров; предисл. Н. Д. Никандрова. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. 395 с. https://www.e-reading.club/book.php?book=1034483
3. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. – М.: Владос, 2010. – 160 с.
4. Демков, М.И. Русская педагогика в главнейших её представлениях :Издательство«Лань»,2013.-341с. http://bibliomo.ru/catalog/10264/viewer/
5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М., 2006. http://texts.news/didaktika_1520/teoriya-obucheniya-sovremennaya.html
7. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебник для вузов / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2014. — 619 — (Высшее профессиональное образование, Педагогическое образование) (Бакалавриат)
8. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт: [ИД Юрайт], 2015. — 696 с.
9. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. — 432 с.
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998.
Психологическая коррекция как направление практической психологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения
По дисциплине: «Методы психологической коррекции»
На тему: «Психологическая коррекция как направление практической психологии»
направления Психолого-педагогическое образование
Профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования
Бухарова Ирина Николаевна
Пичугина И.В., к.п.н., доцент
Челябинск, 2017
Понятие психологической коррекции
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Связь психологической коррекции с психологическим консультированием, психодиагностикой и психотерапией
Исторически первой формой психологической помощи страдающим людям стала психотерапия, послужившая основой и отправной точкой для и психологической коррекции, и психологического консультирования. Тесная взаимосвязь психотерапии, психологической коррекции и консультирования дала повод ряду авторов отождествлять эти понятия. Однако все же в настоящее время доминирует представление о том, что эти три вида психологической помощи различаются между собой как по содержанию, так и по формальной, процедурной стороне психологического воздействия.
В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии Карвасарский приводит следующее ее определение, которое, по мнению автора, обязательно включает такие понятия, как лечебное воздействие, больной, здоровье или болезнь. Психотерапия – это:
система лечебных воздействий на психику и через психику – на организм человека;
специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья;
процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание.
По мнению Карвасарского, в какой-то мере объединяет эти два подхода, хотя и является довольно общим, определение С. Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».
А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский дают такое определение психотерапии: «Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах». Авторы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.
Таким образом, психотерапия – это лечение психологически больных людей через вербальное и невербальное воздействие.
Профессиональное психологическое консультирование зародилось в 40–50-е годы ХХ века, преимущественно благодаря специфическому социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением психотерапевтами, главным образом, психодинамических направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент-центрированной психотерапии Роджерса).
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.
Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями.
Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.
Психодиагностическая работа подразумевает использование специальных методов для выявления психологических особенностей и проблем клиента. Она направлена на установление психологического диагноза (описание психологических особенностей и проблем) и прогноза (предсказание проявления определенных психологических признаков). Психодиагностика может быть самостоятельным направлением практической работы психолога или элементом других направлений. В психологическом консультировании психодиагностика предшествует консультативной работе, зачастую она основывается на анализе и обобщении получаемых от клиента сведений, а также опирается на данные непосредственного наблюдения за поведением клиента; специальные психодиагностические методики могут при этом не использоваться.
Итак, Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности.
Цели и задачи психологической коррекции
В. Дубровина рассматривает психокоррекцию как форму психолого-педагогической деятельности, направленную на исправление таких тенденций психического развития, которые не соответствуют гипотетической оптимальной модели нормального развития.
Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности.
Задача психокоррекции формулируется зависимости от адресата (ребенок с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и трудности в пределах психологической нормы), а также содержания коррекционной работы (коррекция умственного или эмоционального развития, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов).
Виды психологической коррекции
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
6. По продолжительности:
Основные формы психокоррекции: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная
Психокоррекция планируется и осуществляется самим психологом. В зависимости от формы организации психологической коррекции выделяют следующие её формы: индивидуальная, микрогрупповая, групповая и смешанная.
Индивидуальная психокоррекция предполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, в таком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, более глубокая и результативная работа.
Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие между участниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах более эффективно, чем индивидуальная работа.
Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.
Перечисленные выше формы организации психокоррекционной работы в самом общем виде предопределяют разработку и построение индивидуальных психокоррекционных программ.