в психологии под мотивом понимают то что побуждает деятельность человека
Мотивы и цели деятельности человека в психологии
Деятельность человека регулируется его мотивами и сознательно поставленными целями.
При их отсутствии мотивы были бы подчинены только лишь эмоциям, носящим непродолжительный характер времени, а действия носили бы беспорядочный характер.
Что же такое мотивы и цели? Какую функцию они выполняют в жизни человека?
Что такое локус контроля и как он связан с деятельностью человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.
Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.
Цели также побуждают человека к деятельности.
При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.
Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.
Чем они определяются?
Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.
Абрахам Маслоу, известный американский психолог, представил следующие базовые потребности, определяющие цели и мотивы личности:
Соответственно, прежде всего человек склонен к удовлетворению физиологических потребностей, и только после того, как они будут реализованы, возникают потребности духовные.
Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.
Виды и функции
Различают следующие функции мотивов:
Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.
Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:
В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.
Мотивы профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.
Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.
Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?
Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.
Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.
Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.
Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.
Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека
Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.
Мотивация деятельности человека: основные составляющие
Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.
Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.
Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.
Виды мотивации и их особенности
Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).
Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.
Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.
Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека
Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.
Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.
Разнообразие теорий мотивации человека
Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:
Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.
Теория мотивации: особенности содержательного направления
Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.
Мотивация человека: процессуальное направление
Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:
Методы развития
Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.
Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:
Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.
Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.
Реферат по дисциплине: «Психология» По теме: «Мотивация: роль мотивов в развитии человека»
Виды мотивов учения
«Поскольку сложные явления, к каким относится мотивация, не могут быть описаны сразу, требуя перевода сложного комплекса взаимосвязанных данных в некоторую последовательность изложения, при решении такой задачи неизбежны как предварительное расчленение этого комплекса, так и выбор некоторого порядка в освещении выделенных аспектов» ( Вилюнас В.К. ).
Каждый человек, не зависимо от рода своей деятельности тем или иным образом сталкивается с мотивацией. Это относится ко всем аспектам нашей жизни: учёба, работа, карьерный рост, саморазвитие и т.д. Но что же такое мотивация и правильно ли мы ее (мотивацию) понимаем? Педагог по роду своей деятельности каждый день сталкивается с тем, что учеников нужно не просто научить, а прежде всего, нужно заинтересовать своим предметом. Другими словами, мотивировать к изучению и образованию, получению знаний. Так что же такое мотивация?
Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.
Но как правильно управлять этими механизмами, и можно ли ими управлять? Какие для этого необходимы знания? Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Проблема мотивации и мотивов поведения человека – одна из основных.
Целью моей работы является изучить понятия «мотивация» и «мотив» и определить их роль в развитии ученика.
Понятие мотива
Так что же такое мотив и для чего он служит?
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые необходимо достичь в результате деятельности.
Мотив является внутренним побуждением человека к деятельным воздействиям на среду для удовлетворения личных потребностей. В образе мотивов могут предстать чувства, эмоции, потребности или мысли человека. Человеческий мотив обусловлен окружением, родом деятельности и ситуацией. Практически всегда у любого человека существует совокупность мотивов.
Намерение — это осознанно принимаемое решение при достижении конкретной цели с ясным представлением способов и средств действий. Другими словами, осуществляется объединение планирования и побуждения к действию. Намерение организовывает человеческое поведение.
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. (Маклаков А.).
Ценность — это субъективное отношение к миру, образующееся не только на основе информации и знания, но и из собственного приобретенного опыта жизни.
Описанные выше типы мотивов включают только важнейшие проявления мотивационной сферы. В действительности присутствует столько разных мотивов, сколько возможно отношений человека с окружающим миром.
На протяжении человеческой жизни мотивы постоянно возникают и развиваются, таким образом, создавая мотивационную сферу. Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл.
Данная сфера имеет свойство постоянно изменяться. Важно учитывать, что ладить могут совершать одни и те же действия и поступки, но при этом они как правило руководствуются разными мотивами. А, следовательно, в соответствии с этим оценка их поступков должна быть различной.
Мотивация человека и личности
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит конкретному человеку и является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Основные мотивационные системы:
мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека;
мотивация достижения — потребность в достижении поставленных целей и удовлетворении других потребностей;
мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
При слабой мотивации человека, или отсутствии ее вообще, перспективные планы, хорошая организация и высокие цели ничем не смогут помочь. Мотивацией можно сбалансировать разнообразные недостатки, но невозможно компенсировать низкую мотивацию. Чем выше мотивация и активность человека, тем успешнее он решает поставленные задачи.
Мотивация по форме воздействия делится на несколько видов.
Можно выделить основные три формы внушения:
В зависимости от поставленной цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. По содержанию внушение можно определить, как специфическое и неспецифическое. По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое).
С помощью усиления конкретных мотивов мотивирование стимулирует человека к действиям. Как правило, мотивирование являет собой естественный процесс в каждом начинании человека, который т еоретически может быть представлен в следующих стадиях:
Первая стадия – возникновение потребностей (человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает).
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности: удовлетворить, подавить или не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия – определение целей, направления действия (фиксация средств устранения потребности).
Четвертая стадия – осуществление действия (реализация возможности для получения чего-то, чтобы устранить потребность).
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия.
Шестая стадия – устранение потребности.
Виды мотивов учения.
Одной из важнейших сторон формирующегося сознания является интенсивно развивающееся самосознание, т. е. та функция сознания, которая связана с анализом, контролем над собственной системой мотивов, формированием и укреплением разумных и преодолением нежелательных. Этот этап формирования мотивации состоит в развитии целой системы собственных жестких сознательно-волевых установлении: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и основной направленности деятельности.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.
Принято различать две большие группы мотивов;
познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями ученика с другими людьми.
Первая большая группа познавательных мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации учеников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям.
учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации учеников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляций учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
мотивы самообразования, состоящие в направленности учеников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у ученика так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Вторая большая группа социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:
широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».
Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;
Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Возникает вопрос, могут ли у ученика присутствовать собственные творческие мотивы? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, но наличие творческих мотивов у ученика означает, что он не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.
Нередко также встает вопрос, какие мотивы – познавательные или социальные – имеют наибольшую общественную ценность?
Для гармонически развитой личности ученика необходимо сочетание разных мотивов. Познавательные и социальные мотивы могут иметь как коллективистическую, так и узко-индивидуалистическую, даже эгоистическую направленность.
Так, познавательный мотив обеспечивает коллективистическую направленность ученика в том случае, если ученик стремится к достижению положительных результатов всем коллективом, «болеет душой» за успеваемость класса, а не только за свои успехи.
Следовательно, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности ученика и ее направленность.
Рассмотрим более подробно, насколько различными по качеству могут быть и познавательные и социальные мотивы учения. Можно выделить две группы характеристик этих мотивов.
Первая группа мотивационных характеристик – их называют содержательными – прямо связана (как это следует из названия) с содержанием осуществляемой учениками учебной деятельности.
Вторая группа характеристик – их условно называют динамическими – характеризует не столько содержание, сколько форму, динамику выражения этих мотивов; эти особенности мотивов ближе стоят к психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной системы. Каждый из названных выше познавательных и социальных мотивов имеет и содержательные и динамические характеристики.
Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:
I) наличие личностного смысла учения для ученика.
2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка.
3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным.
4) самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний.
5) уровень осознания мотива. Далеко не всегда ученики умеют осознавать свои мотивы.
б) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.
«Узловой вопрос, – писал С. Л. Рубинштейн, – это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность».
Если есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические характеристики мотивов.
1. Первой и важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.
2. Другой особенностью формы проявления мотивов является их эмоциональная окраска, модальность, о трицательная и положительная мотивации учения.
3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т. д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть ученик над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т. д.
Все особенности протекания мотивов связаны с их содержательными особенностями – действенностью, доминированием среди других мотивов.
Таким образом, структура мотивационной сферы ученика в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.
Мотивационная сфера динамична и зависима от множества факторов. Мотивация ученика является сложной системой имеющая в своей основе не только социальные элементы. Некоторые мотивы устойчивы лишь в определенных случаях и, доминируя над другими мотивами, становятся базисом всей сферы деятельности человека. С формировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность, стремления человека, его жизненный путь, и профессиональную деятельность.
При изучении вопросов «мотивация» и «мотив» и изучая роль мотивов в развитии ученика, я пришла к следующему заключению, формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя; по ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика. Имея эти данные необходимо двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно за ними стоит.
М отив является побудителем человеческой деятельности, ее причиной
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990 – 288с.
Маклаков А. Общая психология. Часть 4. Психические свойства личности. Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности.