в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего

Приказ Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 231 «Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения»

2. Департаменту государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности (Михайлову С.А.):

2.1. Представить Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке.

2.2. Организовать контроль и надзор за соблюдением Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения.

3. Настоящую Инструкцию ввести в действие с 30 июня 2003 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Леонова И.В.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 июня 2003 г.

Регистрационный N 4804

Инструкция
по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения
(утв. приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 231)

1. Область применения

1.1 Настоящая Инструкция устанавливает единые требования к организации и проведению работ по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов при приеме, хранении, транспортировании и их отпуске в организациях нефтепродуктообеспечения.

1.3 Требования Инструкции обязательны для применения организациями нефтепродуктообеспечения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими технологические операции с нефтепродуктами по их приему, хранению, транспортированию и отпуску.

2. Термины и определения

В целях настоящей Инструкции используются следующие термины и определения.

3.2. Нефтепродукт, поступающий в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемый организацией нефтепродуктообеспечения, сопровождается паспортом качества на партию согласно образцу (приложение N 1).

3.3. Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

3.4. Ответственным в организации нефтепродуктообеспечения за осуществление мероприятий по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов является должностное лицо, назначенное распорядительным документом организации.

3.5. Испытания нефтепродуктов в зависимости от их назначения подразделяют на приемо-сдаточные, контрольные, в объеме требований нормативного документа и арбитражные (объемы приемо-сдаточного и контрольного анализа нефтепродуктов приведены в приложении N 2).

ГАРАНТ:

См. Правила организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок и специальных жидкостей для различных видов техники, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 14 февраля 2001 г. N 16

3.6. Приемо-сдаточный анализ нефтепродукта проводят:

при приеме продукта из транспортных средств (до слива);

при отпуске (до отправления транспортных средств).

3.7. Контрольный анализ нефтепродуктов проводят:

после слива из транспортных средств;

после внутрискладских перекачек;

при поступлении нефтепродуктов по магистральному нефтепродуктопроводу в резервуары организаций нефтепродуктообеспечения;

ГАРАНТ:

См. Положение о приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов, утвержденное Минтопэнерго РФ 1 сентября 1995 г.

не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.

3.8. Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят:

при производстве нефтепродукта;

если номера транспортных средств не совпадают с номерами, указанными в документах отправителя;

если транспортные средства не имеют пломб или они неисправны, или транспортные средства опломбированы не станцией отправителя;

если нефтепродукт поступил в неисправной таре или с нарушенной заводской упаковкой;

если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа;

3.9. Арбитражный анализ проводят по всем показателям качества нефтепродукта согласно требованиям нормативного документа или по показателям, вызвавшим разногласия.

Если в нормативном документе для определения показателя качества указано несколько методов испытания, то в качестве арбитражного используют метод, определенный как арбитражный.

3.10. Для обеспечения учета контрольных операций при определении качества нефтепродуктов оформляются следующие документы:

журнал регистрации проб (приложение N 4);

журнал выдачи паспортов качества (приложение N 5);

журнал анализа топлив (приложение N 6);

журнал анализа масел (приложение N 7);

журнал анализа смазок и специальных жидкостей (приложение N 8);

журнал анализа отработанных нефтепродуктов (приложение N 9);

график проведения анализов нефтепродуктов (приложение N 10);

журнал регистрации некондиционных нефтепродуктов (приложение N 11);

график поверки средств измерений (приложение N 12);

копии графиков зачистки резервуаров;

рабочие журналы лаборантов;

журнал проверки титров рабочих растворов;

При отсутствии возможности проведения анализов в организации нефтепродуктообеспечения оформляются следующие документы:

журнал регистрации проб (приложение N 4);

журнал выдачи паспортов качества (приложение N 5);

журнал анализа топлив (приложение N 6);

журнал анализа масел (приложение N 7);

журнал анализа смазок и специальных жидкостей (приложение N 8);

журнал анализа отработанных нефтепродуктов (приложение N 9);

график проведения анализов нефтепродуктов (приложение N 10);

журнал регистрации некондиционных нефтепродуктов (приложение N 11);

копии графиков зачистки резервуаров;

3.11. Отбор проб нефтепродуктов оформляют актом (приложение 3). Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в двух экземплярах. В акте указывают сведения о наименовании и поставщике нефтепродукта, месте отбора пробы, количестве отобранной пробы, виде анализа или перечне показателей, которые необходимо определить в данной пробе. В акте указывают, какой печатью опечатана проба и наименование лаборатории, куда проба направляется на анализ.

Акт отбора проб нефтепродуктов составляют в случаях:

отбора проб для анализа в другой лаборатории;

Один экземпляр акта вместе с пробой направляют в лабораторию, которая должна проводить анализ отобранных проб, второй экземпляр с отметкой о приеме проб на анализ хранят в лаборатории или в организации, представившей пробы на анализ.

3.12. В журнале регистрации проб нефтепродуктов (приложение N 4) учитываются все пробы нефтепродуктов, отобранные лабораторией в своей организации и поступившие на анализ из других организаций.

В журнале фиксируют наименование, марку нефтепродукта и нормативный документ, дату отбора или поступления пробы, место отбора пробы, количество отобранной пробы и объем анализа, срок хранения пробы и дату ее уничтожения или отправления на анализ в качестве арбитражной.

3.13. Для установления конкретных сроков проведения анализов хранящихся нефтепродуктов составляют график проведения анализов (приложение N 10), который корректируют в процессе хранения нефтепродуктов.

Работа по проведению отбора проб и проведению анализов нефтепродуктов осуществляется по нормам времени, утвержденным в установленном порядке.

После проведения лабораторных испытаний остатки проб сливают в отработанные нефтепродукты или уничтожают в установленном в организации порядке.

3.14. Результаты анализов заносят в журналы анализов нефтепродуктов (приложения N 6-9).

В журналах анализа отражают данные о качестве нефтепродуктов, хранящихся в организации. В журналы заносят данные паспорта поставщика и результаты всех последующих (после слива нефтепродукта в резервуар) анализов (приемо-сдаточного, контрольного, в объеме требований нормативного документа) нефтепродукта, находящегося в резервуаре (партии нефтепродуктов в таре) и наливных средствах транспортирования, которыми нефтепродукт прибыл в организацию. В журналах делают отметки об опорожнении резервуаров, их зачистке, о перекачке из одного резервуара в другой и отпуске нефтепродукта из резервуара.

Учет качества нефтепродукта ведут по каждому резервуару (партии тарных нефтепродуктов); для этого на каждый резервуар (партию) в журнале отводят несколько страниц.

Основанием для заполнения паспорта являются записи и заключения о качестве нефтепродукта в журнале анализа. Номер паспорту присваивают согласно порядковому номеру пробы по журналу регистрации проб.

Паспорт на поступившую пробу из сторонней организации, заполняют по всем показателям качества согласно тому виду анализа, который записан в акте отбора пробы (приемо-сдаточным, контрольным или в объеме требований нормативного документа).

Паспорт, выдаваемый на отпускаемый нефтепродукт, заполняют в объеме требований нормативного документа.

3.16. Учет некондиционных нефтепродуктов и решений, принимаемых об их дальнейшем использовании, ведут в журнале регистрации некондиционных нефтепродуктов (приложение N 11).

3.17. Для контроля за своевременной поверкой средств измерений, применяемых при проведении анализов, ежегодно составляют график в соответствии с формой, приведенной в приложении N 12.

3.18. Все расчеты, связанные с установкой и проверкой титров рабочих растворов, применяемых при проведении анализов, ведут в журнале проверки титров рабочих растворов.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.19. Все записи и расчеты при проведении анализов ведут в рабочих журналах лаборантов. Ведение записей и расчетов на отдельных листах не допускается.

3.21. В организациях, не имеющих своих лабораторий, их функции, касающиеся контроля за обеспечением качества принимаемых, хранимых, отпускаемых нефтепродуктов и ведение документации по контролю качества в объеме требований настоящей Инструкции выполняет лицо (лица), определенные приказом по организации.

При этом оценку качества принимаемых нефтепродуктов по отдельным показателям допускается проводить с использованием экспресс-методов.

4. Требования к оборудованию для технологических операций с нефтепродуктами

4.1. Виды хранилищ, тары и транспортных средств для хранения и транспортирования нефтепродуктов, требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения устанавливаются в соответствии с требованиями государственных стандартов.

4.2. Сливоналивные эстакады, предназначенные для отпуска или приема нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, оборудуются приспособлениями для верхнего налива и нижнего слива. Присоединительные устройства должны быть надежно защищены от попадания пыли, грязи и атмосферных осадков.

4.3. Резервуары для нефтепродуктов эксплуатируются в соответствии с действующей нормативной документацией.

Резервуары закрепляют за определенными группами нефтепродуктов. В случае использования их под другую группу проводят их подготовку в соответствии с установленными требованиями. Резервуары для длительного хранения нефтепродуктов зачищаются по мере их освобождения.

4.4. Металлические резервуары (за исключением резервуаров с нефтепродуктами длительного хранения) подвергаются периодической зачистке в установленные сроки. Резервуары длительного хранения нефтепродуктов зачищаются после их освобождения от продукта.

4.5. Резервуары зачищают внепланово при необходимости смены группы хранящихся нефтепродуктов, освобождения от пирофорных отложений, высоковязких остатков (с наличием минеральных загрязнений, ржавчины и воды), ремонта, а также при проведении полной комплексной дефектоскопии.

4.6. По окончании зачистки специально созданная комиссия подвергает резервуары техническому осмотру и проверке качества зачистки (полное отсутствие остатков нефтепродуктов, качество зачистки сварных швов, стенок, кровли и внутреннего оборудования, отсутствие твердых остатков, пыли, смолистых отложений, волокон, обтирочных материалов и капель воды) с составлением акта.

4.7. Новая тара должна быть снаружи и внутри сухой и чистой. При повторном использовании тара не должна иметь остатков нефтепродуктов и старой маркировки. После заполнения тара снаружи должна быть чистой, сухой, с четко обозначенной маркировкой, соответствующей наименованию расфасованного нефтепродукта.

4.8. Насосные станции должны иметь технологические схемы (с указанием вариантов перекачки нефтепродуктов), исключающие возможность смешения различных марок. Нумерация задвижек на схеме должна соответствовать нумерации задвижек в обвязке насосной станции.

4.9. Технологические трубопроводы и запорная аппаратура должны обеспечивать выполнение всех операций по приему, хранению, наливу и отпуску нефтепродуктов без количественных потерь и снижения их качества.

4.10. Обвязка резервуаров технологическими трубопроводами должна предусматривать возможность перекачки нефтепродуктов из одного резервуара в другой.

4.11. Трубопроводы периодически спрессовывают и зачищают. Технологическая схема трубопроводов должна исключать возможность смешения различных марок нефтепродуктов при проведении операций по приему, отпуску и внутренних перекачках.

4.12. Средства транспортирования автоцистерны, наливные суда закрепляют за определенной группой нефтепродуктов, в случае использования их для транспортирования другой группы, перед наливом нефтепродуктов проводят предварительную подготовку их емкостей и оборудования в соответствии с установленными требованиями.

4.13. Фильтры и фильтры-сепараторы устанавливают так, чтобы обеспечить удобный слив из них нефтепродукта при проверке их чистоты. Осмотр фильтров и фильтров-сепараторов проводят не реже двух раз в год (обычно при подготовке к летнему и зимнему периодам эксплуатации). Фильтрующие и водоотделяющие элементы заменяют при достижении предельно допустимого перепада давления на фильтре и фильтре-сепараторе, установленного в эксплуатационной документации, а также при обнаружении разрывов, потертостей на фильтрующих (водоотделяющих) перегородках элементов и других неисправностей.

4.14. Для предупреждения случайного смешения марок нефтепродуктов при транспортировании, хранении и перекачках, а также для исключения ошибок при заправке техники и отпуске нефтепродуктов в тару потребителя все резервуары, тара, средства транспортирования и заправки должны иметь маркировку, выполненную в соответствии с действующей нормативной документацией.

5. Общие требования к обеспечению сохранения качества нефтепродуктов

5.1. Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требованиям.

Технологические операции по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов выполняют в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

5.2. Сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают за счет:

своевременного технического обслуживания, ремонта и соблюдения правил эксплуатации средств хранения, транспортирования, перекачки, трубопроводных коммуникаций и технологического оборудования;

обеспечения подготовки резервуаров, трубопроводных коммуникаций, сливноналивных средств к приему и отпуску нефтепродуктов, исключающей смешение различных марок нефтепродуктов, попадания в них воды и механических примесей;

проверки полноты и правильности оформления сопроводительной документации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, соответствия маркировки сопроводительным документам, фактического качества принимаемого нефтепродукта;

запрещения смешения разных марок нефтепродуктов при приеме (отпуске) и внутри складских перекачках;

соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов;

контроля за чистотой тары и правильностью подготовки тары и транспортных средств при отпуске нефтепродуктов и своевременной проверки качества отпускаемого нефтепродукта;

осуществления операций по приему, отпуску и затариванию нефтепродуктов только на оборудованных эстакадах, причальных сооружениях и площадках через специальные сливноналивные устройства;

своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов.

6. Контроль качества при приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов

6.1. До подачи транспортных средств под слив:

проверяется качество подготовки или зачистки резервуаров, предназначенных для приема прибывающих нефтепродуктов, исправность и чистоту технологического оборудования;

подготавляваются приборы и посуда для отбора проб и проведения лабораторных испытаний.

6.2. По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами:

сверяются номера железнодорожных цистерн (вагонов) с номерами, указанными в товарно-транспортных накладных;

проверяются наличие и исправность пломб на железнодорожных цистернах (вагонах) и чистоту нижних сливных устройств, наличие маркировки на таре с нефтепродуктами, соответствие маркировки отгрузочным документам и исправность тары;

проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверяются данные паспортов с требованиями нормативного документа;

проверяется наличие воды (с помощью водочувствительной пасты) и механических примесей в нефтепродуктах путем отбора донной пробы из каждого транспортного средства или тары, выбранных для отбора точечных проб;

отбираются точечные пробы и составляется объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа;

регистрируется отобранная объединенная проба нефтепродукта в журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ;

сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта;

заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов;

делается отметка в паспортах качества поставщика и в журнале регистрации проб номеров транспортных средств, которыми доставлены нефтепродукты и номер резервуара, в который они слиты (в какое хранилище помещены);

при сливе нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той же марки после двухчасового отстоя продукта отбирается объединенная проба и проводится контрольный анализ;

разрешается слив нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом при наличии паспорта качества поставщика после проверки плотности, цвета, прозрачности нефтепродукта, отсутствия воды и механических примесей.

Если нефтепродукт некондиционный либо невозможно установить его качество, слив его осуществляется в отдельный резервуар. В этом случае отбирается проба в присутствии представителя железной дороги или незаинтересованной организации. Одну часть пробы хранят на случай необходимости проведения арбитражного анализа, другую часть подвергают анализу в объеме требований нормативного документа.

6.3. О нарушениях, выявленных в ходе подготовки к приему нефтепродуктов, осмотра прибывших транспортных средств и тары, проверки сопроводительной документации и фактического качества поступившего нефтепродукта необходимо поставить в известность руководителя организации.

6.4. При приеме нефтепродуктов, объединенную пробу для проведения приемо-сдаточного анализа отбирают и разделяют на три части. Две части оформляют как арбитражные пробы, а третью как контрольную проверяют с использованием экспресс-методов. Если на предприятии отсутствует комплект экспресс-методов, то в пробе проверяют наличие воды и механических примесей (визуально). При положительных результатах анализа и отсутствии других замечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта из резервуара, в который слит нефтепродукт отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.

Если по результатам контрольного анализа будет установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа, то вторая часть пробы направляется на анализ (в объеме требований нормативных документов) в аккредитованную лабораторию. Третью часть пробы используют как арбитражную в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта.

6.5. При приеме нефтепродуктов из наливных судов, кроме измерений в резервуарах и отбора проб из них до и после их заполнения, проводят измерения в танках судна и отбор проб из них. Отобранные пробы из судна опечатываются представителем пароходства и получателем и хранятся до окончания сдачи нефтепродукта вместе с капитанской пробой.

6.6. В случае, когда подтоварной воды окажется больше, чем указано в накладной, из обводненных танков отбирается проба и отдельно анализируется.

6.7. При бортовой перегрузке нефтепродукта (из одного судна в другое) пробы отбираются из судна, отпускающего продукт, а судно, поданное под погрузку должно быть подготовлено в соответствии с установленными требованиями.

6.8. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в журналах анализов (приложения NN 6-9).

6.9. Для предупреждения порчи нефтепродуктов при хранении периодически проводится проверка их качества в объемах и сроки, определенные графиком проведения анализов, согласно приложению N 10.

6.10. Все образующиеся в организации остатки нефтепродуктов от зачистки резервуаров, технологических трубопроводов, смеси нефтепродуктов от перекачек, ловушечные пробы и т.п. актируют и реализуют только после проведения анализа в лаборатории.

6.11. Качество масел, расфасованных в заводскую герметичную тару, проверяют в объеме контрольного анализа или в объеме требований нормативного документа после истечения гарантийного срока.

6.12. В процессе хранения нефтепродуктов необходимо:

осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре;

отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:

— после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);

— в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа);

вести в журналах анализов учет качественного состояния всех хранящихся нефтепродуктов, при этом:

6.13. При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта.

6.14. Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа. При этом срок действия анализа должен составлять половину срока, указанного в п.п. 3.7 и 3.8.

Нефтепродукт в резервуарах и не запаянной таре, отгружаемый железнодорожным или водным транспортом, подвергают приемо-сдаточному анализу не позднее чем за 10 суток до отгрузки.

6.15. Перед наливом нефтепродуктов в транспортные средства и тару получателя производят осмотр внутренней поверхности предназначенных под налив цистерн (танков) и тары. Налив нефтепродуктов в грязные и не соответствующие установленным требованиям цистерны и тару запрещается.

6.16. По окончании налива из железнодорожных цистерн (наливных судов) отбирают пробу нефтепродукта для определения его качества в объеме контрольного анализа и на случай проведения арбитражного анализа. Контрольный анализ проводят не позднее 24 часов после налива транспортного средства. При установлении некондиционности отгруженного нефтепродукта об этом немедленно сообщают руководителю организации и получателю.

6.19. При отпуске нефтепродуктов необходимо:

проверить дату последнего контрольного (в объеме требований нормативного документа) анализа нефтепродукта в резервуаре, из которого предполагается его отпуск;

отобрать пробу нефтепродукта, отгружаемого железнодорожным и водным транспортом, из резервуара, незапаянной тары и произвести приемо-сдаточный анализ (не позднее, чем за 10 суток до отпуска нефтепродукта);

проверить состояние внутренней поверхности танков, тары (в том числе и тары получателя), предназначенных под налив нефтепродукта и дать разрешение на налив;

по окончании налива проверить отсутствие воды в железнодорожной цистерне (танке судна), отобрать пробы для проведения контрольного анализа и на случай арбитражного анализа;

провести контрольный анализ, оформить и опечатать пробы на случай арбитражного анализа и для передачи (при отпуске в наливное судно) получателю нефтепродукта.

ГАРАНТ:

См. также Правила технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01

ГАРАНТ:

Об обеспечение контроля и сохранения качества нефтепродуктов при эксплуатации нефтебаз см. Правила, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 232

6.22. Перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют:

Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.

6.23. Для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащих необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).

Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.

6.24. Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при:

несоответствии качества принимаемого нефтепродукта (по данным паспорта поставщика) требованиям нормативного документа;

отсутствии пломб на автоцистерне в соответствии со схемой пломбировки;

неисправности нижнего сливного устройства автомобильной цистерны;

неправильном оформления # товарно-транспортной накладной;

отсутствии паспорта качества или информации о сертификации нефтепродукта, подлежащего обязательной сертификации;

неправильном оформления паспорта качества на нефтепродукт (отсутствие номера, заполнен не по всем показателям качества);

наличии воды и механических примесей в нефтепродукте;

несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по п.6.22 требованиям нормативного документа.

6.25. Сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают за счет:

исправности и чистоты сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, топливо- и маслораздаточных колонок;

постоянного контроля за герметичностью резервуаров, трубопроводов и запорной аппаратуры с целью исключения попадания в них атмосферных осадков, воды и пыли, а также смешения различных марок нефтепродуктов;

слива нефтепродуктов из автоцистерн через сливной фильтр самотеком или под напором;

проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа;

хранения нефтепродукта в пределах гарантийного срока, установленного нормативными документами;

отбором контрольной пробы из резервуара при истечении смены, которая хранится в течение суток после реализации нефтепродукта.

6.26. Резервуары, предназначенные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, должны быть обеспечены и зачищаться в соответствии с установленными требованиями согласно графику с составлением акта зачистки.

7. Особенности контроля качества нефтепродуктов для авиационной техники

7.1. Контроль качества авиационных нефтепродуктов осуществляют в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2. Резервуары для хранения авиационных нефтепродуктов оборудуют двухтрубной обвязкой для приема и отпуска.

7.4. При хранении авиационных нефтепродуктов проверку наличия отстойной воды в резервуарах проводят не реже 1 раза в неделю.

7.5. Восстанавливать качество некондиционных нефтепродуктов, предназначенных для авиационной техники на предприятиях, осуществляющих технологические операции с нефтепродуктами (за исключением показателей «содержание воды» и «содержание механических примесей»), запрещается. Восстановление качества нефтепродуктов при наличии в них воды и механических примесей осуществляют в соответствии с рекомендациями приложения N 15.

8. Особенности контроля качества нефтепродуктов на трубопроводном транспорте

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по контролю и обеспечению сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта РД 153-39.4-034-98, утвержденную приказом Минтопэнерго РФ от 30, 31 декабря 1998 г.

8.1. При перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам (МНПП) контроль качества транспортируемых нефтепродуктов на этапах приема их от нефтеперерабатывающих объектов и организаций нефтепродуктообеспечения, хранения в резервуарах МНПП и трубопроводах и отпуску в железнодорожный и автомобильный транспорт осуществляют в установленным порядке.

9. Отбор проб нефтепродуктов из средств хранения и транспортирования

9.1. Пробы для проверки качества нефтепродукта отбирают в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание при отборе проб обращают на правильную подготовку посуды, пробоотборников и инвентаря для отбора проб. Пробы отбирают при приеме, хранении, отпуске нефтепродуктов, а также в других случаях, когда необходимо установить их качество в полном объеме требований нормативного документа или по отдельным показателям качества.

9.2. Минимальный объем пробы, необходимой для проведения анализа, соответствует количествам, указанным в приложении N 13.

Пробы упаковывают в чистую сухую посуду и герметично закупоривают пробками, не растворяющимися в нефтепродукте.

Горловину закупоренной посуды (для хранения арбитражных проб и проб, подготавливаемых к транспортировке) обертывают полиэтиленовой пленкой, обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие этикетки и опломбируют или заливают сургучом и опечатывают.

Запрещается принимать на анализ пробы, отобранные или оформленные с нарушением установленных государственных стандартов.

9.3. В зависимости от способа отбора и назначения пробы нефтепродуктов подразделяют на точечные, объединенные, контрольные (арбитражные) и донные.

9.4. Минимальный объем контрольной пробы нефтепродукта для проведения анализов в зависимости от вида анализа должен соответствовать рекомендациям приложения 13 к настоящей Инструкции.

9.6. Конструкции пробоотборников, порядок их подготовки к работе, методы отбора проб, их упаковка, маркировка и хранение должны соответствовать установленным требованиям.

9.7. Пробы нефтепродуктов, перевозят в соответствии с установленными требованиями. Стеклянную тару с пробами нефтепродукта (вместимость стеклянной тары не должна превышать 1 литра) упаковывают в прочные деревянные (пластмассовые, металлические) ящики с крышками и гнездами на всю высоту тары с заполнением свободного пространства негорючими мягкими прокладочными и впитывающими материалами. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылок и банок не менее чем на 50 мм.

При необходимости нефтепродукт может быть перевезен в металлических или пластмассовых банках, бидонах и канистрах, которые дополнительно упаковываются в деревянные ящики или обрешетки. Масса брутто одного места с пробами не должна превышать 50 кг.

9.8. Если конструкция резервуара не позволяет использовать стандартный пробоотборник (отсутствие специального люка для отбора проб и стационарного пробоотборника), отбор проб производят следующим образом.

9.8.1. Отбор точечной пробы нефтепродукта производится с уровня расположения заборного устройства.

Если на момент отбора пробы из конкретной ТРК выдача топлива не производилась, то перед началом процедуры отбора пробы отпускается в мерник количество топлива, равное двойному объему соединительного трубопровода «ТРК-резервуар» и рукава раздаточного крана и после этого отбирается проба в количестве 2 литров.

9.8.3. На топливо, полученное после прокачки, составляется акт, и топливо сливается в соответствующий резервуар.

Вместимость соединительного трубопровода «ТРК-резервуар» определяется по технологической схеме трубопроводов АЗС, а вместимость рукава раздаточного крана берется из паспорта на ТРК.

9.8.4. Отобранная проба в количестве двух литров разливается на две равные части в чистую сухую посуду, которую герметично закупоривают пробками не растворяющимися в топливе.

9.8.5. Горловину закупоренной посуды оборачивают полиэтиленовой пленкой, обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие этикетки. Концы бечевки пломбируют или опечатывают.

9.8.6. Одна часть пробы топлива направляется для проведения анализа в аккредитованную лабораторию, другая часть на случай разногласий в оценке качества продукта хранится на АЗС в течение 10 суток.

10. Основные мероприятия, связанные с выявлением некондиционных нефтепродуктов. Восстановление качества нефтепродуктов

10.1. В случае поступления в организацию некондиционного нефтепродукта составляется акт с указанием проверенного количества продукта и характера выявленных нарушений его качества. Получатель в течение суток (24 часа) обязан письменно уведомить поставщика о поступлении некондиционного продукта и вызвать его представителя для участия в проведении оценки качества продукта.

10.2. При обнаружении отклонения от качества реализуемого нефтепродукта от требований нормативного документа хотя бы по одному показателю об этом немедленно сообщают руководству организации. Реализация некондиционного нефтепродукта прекращается, и принимаются меры по восстановлению его качества.

10.3. В случае обнаружения некондиционности нефтепродукта при хранении составляется акт (приложение N 14), в котором должны содержаться следующие данные:

наименование нефтепродукта (марка, стандарт, технические условия);

дата и место отбора проб нефтепродуктов;

наименование лаборатории, проводившей анализ проб нефтепродукта, и дата проведения анализа;

номер и дата выдачи паспорта качества на нефтепродукт;

показатели качества, по которым нефтепродукт признан некондиционным, и причины выхода его за пределы кондиции;

условия, сроки хранения и количество нефтепродукта, признанного некондиционным;

заключение паспорта качества;

предложение о наиболее целесообразном использовании нефтепродукта.

10.4. Решение на восстановление качества некондиционного нефтепродукта с учетом рекомендации лаборатории по результатам анализа в объеме требований нормативного документа принимает руководство организации.

Качество восстановленного нефтепродукта подвергают анализу в объеме требований нормативного документа.

10.5. Некондиционные нефтепродукты, качество которых не может быть восстановлено, направляются на переработку.

10.6. Восстановление качества нефтепродукта должно проводиться путем смешения его с той же маркой нефтепродукта, имеющего запас качества по требуемому показателю.

Перечень показателей, по которым может быть восстановлено качество нефтепродуктов, и основные способы доведения этих показателей до требуемого уровня приведены в приложении N 15.

10.6.1. Восстановление качества нефтепродуктов путем смешения производят в следующей последовательности:

рассчитывают соотношение нефтепродуктов, подлежащих смешению;

лабораторным испытанием образца смеси проверяют правильность выполнения расчетов;

необходимые для смешения резервуары, тару, средства перекачки и другое оборудование готовят в соответствии с требованиями государственных стандартов;

проверяют однородность и качество полученной смеси.

10.6.3. Масла смешивают в смесителях, оборудованных паровыми змеевиками, или на специальной установке для смешения, фильтрования и обезвоживания масел. Для получения однородной смеси составные части ее предварительно нагревают до температуры 60-80°C. Смешение масел производят при непрерывном подогреве смеси в пределах указанной температуры.

10.6.4. С помощью смешения нефтепродуктов п.10.6.1, в порядке, отраженном в п.п. 10.6.2 и 10.6.3, можно восстановить качество нефтепродуктов по показателям, указанным в приложении N 15.

Значение полученных показателей смеси будет равно средней арифметической величине соответствующих показателей взятых для смешения нефтепродуктов.

10.6.5. Количественное соотношение нефтепродуктов, необходимых для смешения, определяют по формуле

Для получения соотношения в процентах по массе используют формулу:

Соотношение компонентов при исправлении фракционного состава топлива с достаточной для практических целей точностью определяется по формуле (2).

10.6.6 Вязкость и температуру вспышки в закрытом тигле смеси нефтепродуктов можно определить по формуле

в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего. Смотреть фото в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего. Смотреть картинку в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего. Картинка про в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего. Фото в процессе инвентаризации нефтепродуктов проводится сверка чего

Массовая доля компонентов, вовлекаемых в смесь, %

Перед началом смешения необходимо изучить по паспортам численные значения показателей качества смешиваемых нефтепродуктов, чтобы при смешении не ухудшить другие показатели. Значения показателей качества X, за исключением вязкости и температуры вспышки определяют по формуле:

Отсутствие воды и механических примесей в нефтепродуктах устанавливается анализом донной пробы.

11. Организация контроля качества отработанных нефтепродуктов

11.1. Контроль качества отработанных нефтепродуктов проводят в соответствии с установленными требованиями.

11.2. Сбор отработанных нефтепродуктов осуществляют в соответствии с требованиями нормативной документации. На местах сбора необходим тщательный контроль за разделением отработанных нефтепродуктов на группы согласно стандарту.

11.3. На местах складирования при приеме отработанных нефтепродуктов контролируют показатели:

массовая доля воды;

массовая доля механических примесей.

11.4. При отпуске отработанные нефтепродукты контролируют в объеме показателей, указанных в контракте (договоре) на поставку.

11.5. Для оценки качества отработанных нефтепродуктов используют методы испытаний.

и обеспечению сохранения

качества нефтепродуктов в организациях

Отметка о сертификации

наименование организации, выдавшей паспорт

Наименование показателяНорма по ГОСТ (ТУ)Фактически

Знаком * отмечают показатели, проставляемые лабораторией по паспорту поставщика

и обеспечению сохранения

качества нефтепродуктов в организациях

Объемы приемо-сдаточного и контрольного анализов нефтепродуктов

Вид
нефтепродукта
Приемо-сдаточный анализКонтрольный анализ
123
Топлива для
реактивных
двигателей
1. Плотность при 20°C
2. Содержание
механических примесей и
воды (визуально)
3. Фракционный состав*(2)
4. Содержание
водорастворимых кислот и
щелочей (ВКЩ)*(2)
5. Кинематическая
вязкость при 20°C (при
необходимости)*(1)
6. Температура вспышки,
определяется в закрытом
тигле*(1)*
1. Плотность при 20°C
2. Содержание механических
примесей и воды (визуально)
3. Кинематическая вязкость
при 20°C
4. Фракционный состав
5. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле
6. Содержание ВКЩ
7. Содержание фактических
смол
8. Испытание на медной
пластинке
9. Температура кристаллизации
Бензины
авиационные
1. Плотность при 20°C
2. Цвет и прозрачность
3. Содержание
механических примесей и
воды (визуально)
4. Фракционный состав
1. Плотность при 20°C
2. Содержание механических
примесей и воды (визуально)
3. Фракционный состав
4. Содержание ВКЩ
5. Содержание фактических
смол
6. Октановое число
7. Цвет и прозрачность
Бензины
автомобильные
1. Цвет
2. Плотность при 20°C
3. Содержание
механических примесей и
воды (визуально)
4. Фракционный состав
5. Содержание ВКЩ*(2)
6. Октановое число*(2)*
1. Цвет
2. Плотность при 20°C
3. Содержание механических
примесей и воды (визуально)
4. Фракционный состав
5. Содержание фактических
смол
6. Октановое число*
7. Испытание на медной
пластинке*(2)
8. Содержание ВКЩ*(2)
Бензин прямой
перегонки (для
экспорта)
1.Плотность при 20°C
2.Фракционный состав
3. Содержание
механических примесей и
воды (визуально)
1. Плотность при 20°C
2. Фракционный состав
3. Содержание механических
примесей и воды
4. Содержание свинца
Топливо
дизельное,
моторное и
печное бытовое
1. Плотность при 20°C
2. Содержание
механических примесей и
воды (визуально)
3. Температура вспышки,
определяемая в закрытом
тигле*
4. Фракционный
состав*(2)*
5. Массовая доля серы*
6. Содержание ВКЩ*(2)
7. Коэффициент
фильтруемости*(2)
1. Плотность при 20°C
2. Содержание механических
примесей и воды (визуально)
3. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле
4. Фракционный состав
5. Массовая доля серы
6. Содержание ВКЩ
7. Температура помутнения и
застывания
8. Предельная температура
фильтруемости
9. Содержание фактических
смол
10. Коэффициент фильтруемости
Мазуты топочный
и флотский
1. Плотность при 20°C
2. Массовая доля воды
3. Температура вспышки
4. Содержание ВКЩ *
5. Содержание
механических примесей
(визуально)
1. Плотность при 20°C
2. Массовая доля воды
3. Массовая доля мехпримесей
4. Вязкость условная
5. Содержание ВКЩ
6. Температура вспышки
7. Массовая доля серы
Растворитель
нефтяной
1. Плотность при 20°C
2. Содержание
механических примесей и
воды
1. Плотность при 20°C
2. Содержание механических
примесей и воды
3. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле
4. Испытание на образование
масляного пятна
Керосины
осветительные и
для технических
целей
1. Цвет
2. Плотность при 20°C
3. Содержание
механических примесей и
воды
4. Температура вспышки,
определяемая в закрытом
тигле
1. Цвет
2. Плотность при 20°C
3. Содержание механических
примесей и воды
4. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле
5. Фракционный состав
6. Содержание ВКЩ
7. Высота некоптящего пламени
(для керосина осветительного)
Масла1. Плотность при 20°C
2. Прозрачность (для
турбинного и
трансформаторного масел)
3. Температура вспышки*
4. Вязкость
кинематическая*
5. Содержание ВКЩ*
1. Плотность при 20°C
2. Содержание воды
3. Содержание механических
примесей
4. Прозрачность (для
турбинного и
трансформаторного масел)
5. Температура вспышки
6. Вязкость кинематическая
7. Щелочное число
8. Кислотное число
Нефтепродукты
отработанные
В объеме ГОСТ 21046-86В объеме ГОСТ 21046-86
СмазкиНе определяетсяНе определяется
Рабочие
жидкости для
гидравлических
систем
1. Внешний вид
2. Плотность при 20°C
1. Внешний вид
2. Плотность при 20°C
3. Содержание воды
4. Содержание механических
примесей
5. Температура вспышки
6. Вязкость кинематическая
7. Кислотное число

* Определяется при необходимости (при наличии экспресс-методов)

1)*(1) Определяется только в организациях трубопроводного транспорта

2)*(2) Не определяется в организациях трубопроводного транспорта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *