в прекрасном и яростном мире про что
Микропересказ : Старый опытный машинист слепнет во время рейса из-за удара молнии, зрение восстанавливается, его судят и приговаривают к тюрьме. Его помощник изобретает тест с искусственной молнией и спасает старика.
Повествование ведётся от лица помощника машиниста Константина.
Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толумбеевском депо. Лучше него паровозы не знает никто! Нет ничего удивительного в том, что когда в депо прибывает первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначают работать Мальцева. Помощник Мальцева, пожилой деповский слесарь Федор Петрович Драбанов, вскоре выдерживает экзамен на машиниста и уходит на другую машину, а на его место назначается Константин.
Константин доволен своим назначением, Мальцеву же всё равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов.
Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует своё превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они. Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и всё окружающее одновременно.
Константин работает у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв. Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперёд. В пути их застаёт грозовая туча, и Мальцев, ослеплённый вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения. Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже.
На пути курьерского поезда возникает другой состав. Мальцев передаёт управление в руки рассказчика, и признаётся в своей слепоте:
— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп.
Аварии удаётся избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признаётся, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему.
Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать.
Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в университетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.
Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в своё время дело Мальцева, с просьбой испытать заключённого Мальцева, создав искусственную молнию. Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть. Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком. Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в университетской физической лаборатории.
Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.
Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмёт его в рейс.
Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и повествователь разрешает ему самостоятельно вести паровоз до Толумбеева:
— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь.
Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание В прекрасном и яростном мире Платонова
Однажды героев просят о помощи: курьерский поезд на несколько часов выбился из графика, и это отставание требуется сократить. Такому прекрасному специалисту, как Мальцев, задача вполне по силам. Вместе с Костей он ведет поезд и попадает в грозу. Мальцев слепнет от молнии, но не замечает этого, продолжая видеть мир в своем воображении. Машина едва не попадает в аварию, и лишь вмешательство Кости спасает их от катастрофы. Скоро зрение возвращается к Мальцеву: он узнает жену, которая вышла его встречать. Героя судят и отправляют в тюрьму за халатность; Костя пытается доказать невиновность товарища, но не преуспевает.
Спустя некоторое время к Косте приходит идея. Он объясняет следователю, что Мальцев ослеп не от самой молнии, а от идущего перед ней удара электромагнитной волны, и предлагает проверить эту гипотезу с помощью установки Тесла, имеющейся в местном университете. Следователь дает согласие. Героя выпускают на свободу, но и следователь, и Костя чувствуют перед ним вину: после эксперимента с искусственной молнией Мальцев потерял зрение вторично и окончательно.
Костя сдает экзамен на машиниста и самостоятельно водит состав. На станции он часто видит Мальцева, провожающего поезда. Попытки завести разговор заканчиваются ничем: банальные темы неинтересны герою, который потерял дело всей свой жизни и теперь болеет от горя. Однажды отчаявшийся Костя предлагает Мальцеву тайком взять его на паровоз, тот соглашается. Во время поездки герой счастлив, что снова ощущает машину. Перед концом рейса способность видеть свет чудесным образом возвращается к Мальцеву. Костя провожает его домой и сидит с ним «весь вечер и всю ночь».
Одни из ключевых образов истории – выведенный в заглавии прекрасный и яростный мир. Костя одновременно и восхищается его красотой, и чувствует страх перед непонятными законами вселенной, способными в один миг искалечить человека, разрушить его судьбу.
Рассказ учит не отступать перед, казалось бы, неодолимыми силами рока и защищать от них своих близких.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Платонов. Все произведения
В прекрасном и яростном мире. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В одной жаркой стране жил маленький необычный зверек с большими ушами и огромными глазами желтого цвета. Один раз он случайно наткнулся на ящики, загруженные фруктами. И когда он съел целых два апельсина
Даниэль – сын букиниста, он с рождения привык к миру книг. Однажды отец привел Даниэля в таинственное, скрытое от непосвященных место. Это было Кладбище забытых книг, где мальчик наугад выбрал один фолиант.
Череда неприятностей обрушилась на бедную голову Пантелея Еремеича Чертопханова. Вот, как уже два года назад ушла от него, любимая Маша. Чертопаханов, долго истязал себя, он хотел вернуть её, пригрозил даже расплатой, но всё оказалось напрасно
Рассказ повествует о жителях старогородской «соборной поповки»: протеирее Савелии Туберозове, священнике Захарии Бенефактове и дьяконе Ахилле Десницине.
В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки
В прекрасном и яростном мире (Платонов)
Повествование ведётся от лица помощника машиниста Константина.
Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толумбеевском депо. Лучше него паровозы не знает никто! Нет ничего удивительного в том, что когда в депо прибывает первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначают работать Мальцева. Помощник Мальцева, пожилой деповский слесарь Федор Петрович Драбанов, вскоре выдерживает экзамен на машиниста и уходит на другую машину, а на его место назначается Константин.
Константин доволен своим назначением, Мальцеву же всё равно, кто состоит у него в помощниках. Александр Васильевич за работой своего помощника наблюдает, но после этого всегда самолично проверяет исправность всех механизмов.
Позже Константин понял причину его постоянного равнодушия к коллегам. Мальцев чувствует своё превосходство перед ними, потому что понимает машину точнее, чем они. Он не верит, что кто-то другой может научиться ощущать машину, путь и всё окружающее одновременно.
Константин работает у Мальцева помощником около года, и вот пятого июля приходит время последней поездки Мальцева. В этот рейс они берут состав с опозданием на четыре часа. Диспетчер просит Мальцева сократить насколько возможно этот разрыв. Пытаясь выполнить эту просьбу, Мальцев во всю мощь гонит машину вперёд. В пути их застаёт грозовая туча, и Мальцев, ослеплённый вспышкой молнии, теряет зрение, но продолжает уверенно вести состав к пункту назначения. Константин замечает, что управляет составом Мальцев ощутимо хуже.
На пути курьерского поезда возникает другой состав. Мальцев передаёт управление в руки рассказчика, и признаётся в своей слепоте:
— Костя… Дальше ты поведешь машину, я ослеп.
Аварии удаётся избежать благодаря Константину. Здесь Мальцев признаётся, что ничего не видит. На другой день зрение возвращается к нему.
Александра Васильевича отдают под суд, начинается следствие. Доказать невиновность старого машиниста практически невозможно. Мальцева сажают в тюрьму, а его помощник продолжает работать.
Зимой в областном городе Константин посещает своего брата, студента, живущего в университетском общежитии. Брат рассказывает ему, что в физической лаборатории университета есть установка Тесла для получения искусственной молнии. В голову Константину приходит некоторое соображение.
Возвратившись домой, он обдумывает свою догадку относительно установки Тесла и пишет письмо следователю, ведшему в своё время дело Мальцева, с просьбой испытать заключённого Мальцева, создав искусственную молнию. Если подверженность психики или зрительных органов Мальцева действию внезапных и близких электрических разрядов будет доказана, то его дело надо пересмотреть. Константин объясняет следователю, где находится установка Тесла, и как нужно произвести опыт над человеком. Долгое время ответа нет, но потом следователь сообщает, что областной прокурор согласился провести предложенную экспертизу в университетской физической лаборатории.
Эксперимент проводят, невиновность Мальцева доказывают, а его самого отпускают. Но в результате опыта старый машинист теряет зрение, и на этот раз оно не восстанавливается.
Константин пытается ободрить слепого старика, но это у него не получается. Тогда он говорит Мальцеву, что возьмёт его в рейс.
Во время этой поездки зрение возвращается к слепому, и повествователь разрешает ему самостоятельно вести паровоз до Толумбеева:
— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
После работы Константин вместе со старым машинистом идут на квартиру к Мальцеву, где сидят всю ночь.
Константин боится оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.
«В прекрасном и яростном мире» Платонова: если с другом вышел в путь
Почти все творчество А.П. Платонова пронизано поисками места человека в мире. Не стал исключением и рассказ «В прекрасном и яростном мире», написанный в конце 30-х годов 20 века. Несмотря на наличие в произведении необычных, даже фантастических моментов, оно вполне реалистично. Но, хотя рассказ небольшой, сказать одним словом какой В прекрасном и яростном мире смысл – сложно. Для этого потребуется проанализировать произведение более подробно.
Краткое содержание
Произведение Платонова охватывает события, происходящие на протяжении двух лет. Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик – Константин – повествует об одном из эпизодов своей профессиональной деятельности в качестве помощника машиниста. Несмотря на то, что «В прекрасном и яростном мире» Платонов использует профессиональную терминологию, на смысл повествования этот никак не влияет.
Главный героев в рассказе трое:
Рассказ начинается с назначения Константина помощником машиниста к Мальцеву. Костя рад, что у него такой опытный наставник, лучший во всем паровозном депо. Но единственное что его огорчает – неразговорчивость и недоверие наставника, перепроверяющего работу своего помощника.
Поработав некоторое время с Мальцевым, Костя начинает понимать причину такого поведения машиниста. Мальцев считал, что никто не знает и не любит паровоз больше него.
Интересно! Платонов писал рассказ, опираясь на собственный опыт. Писатель на протяжении двух лет (с 1915 по 1917 год) проработал механиком, помогая машинисту.
Удар молнии
Прошел год совместной работы Кости и Александра Васильевича. Однажды напарников направили на ликвидацию отставания одного из составов. Во время поездки паровоз попал в грозовое облако, разразившееся страшным ударом молнии. Несмотря на непогоду, паровоз продолжил движение.
Внезапно Костя заметил, что наставник стал хуже вести машину. Сначала помощник решил, что мастер просто устал, но когда они проехали желтые и красные сигналы светофора не останавливаясь, понял, что дело серьезнее.
Только когда Костя заметил впереди другой состав и закричал, Мальцев остановился, признавшись, что ослеп. Помощник, взяв управление на себя, довел состав до депо, а затем повел ослепшего напарника домой. По дороге к наставнику вернулось зрение.
Суд и вторичная потеря зрения
Над Мальцевым состоялся суд. Доказательств того, что Александр временно утратил зрение из-за молнии – не было, машиниста осудили. Но Костя не мог успокоиться, пытаясь понять, что произошло на самом деле.
Вскоре юноша узнал о существовании установки, искусственно вызывающей молнию. Константин предложил следователю провести эксперимент для проверки влияния молнии на зрительные органы Мальцева. Следователь согласился.
Прозрение
Прошло полгода. Константин, сдав экзамены, сам стал машинистом. Идя на работу, он часто видел слепого Мальцева, сидящего на вокзале. Костя понимал, что мастер скучает по любимому делу. Однажды герой не выдержал, предложил Александру отправиться с ним в рейс.
Юноша посадил напарника на место машиниста, помогая управлять паровозом. Во время движения состава случилось чудо – Мальцев вновь стал видеть. Но Константин все равно не оставил наставника. Эту ночь он решил провести с напарником, чтобы защитить от внешнего мира.
Объяснение сюжета
Смысл заглавия рассказа «В прекрасном и яростном мире» тесно связан с проблематикой, затронутой автором.
Интересно! Платонов долго не мог определиться с названием рассказа, дважды меняя его. Сначала это был «Машинист Мальцев», затем «Воображаемый свет».
Писатель поднимает темы:
Платонов размышляет над ролью труда в жизни человека. Для героя рассказа «В прекрасном и яростном мире» Мальцева труд являлся единственным смыслом жизни. Он не замечал ничего и никого вокруг, кроме паровоза. Несчастный случай помог «прозреть» мастеру.
Благодаря напарнику Мальцев понял, что прекрасными могут быть не только машины, но и люди. Таким образом В прекрасном и яростном мире смысл сюжета состоит не столько в том, чтобы показать испытания, через которые прошел Мальцев, сколько то, как герою удалось их преодолеть, какие уроки он вынес.
В чем суть концовки
В финале произведения рассказчик размышляет над произошедшими событиями. Костя пытается понять, почему злой рок настиг именно Мальцева, какова его собственная роль.
Ожесточение охватывает героя, юноша решает воспротивиться силам природы. В прекрасном и яростном мире смысл финала – показать, что всегда нужно продолжать борьбу до конца, даже при полном отсутствии сил, и награда не заставит себя ждать.
Рассказчик так и действует, приняв решение помочь своему учителю. Он берет ослепшего Мальцева с собой в поездку, зрение возвращается к машинисту.
На этом помощь Константина не заканчивается. Он и дальше остается рядом с другом. Заключительные слова героя, боявшегося оставить напарника одного «в прекрасном и яростном мире» проясняют смысл названия. Во внешне прекрасном окружающем мире таится множество опасностей. Часто пройти через все испытания и не сломаться можно лишь с помощью верных, надежных друзей.
Важные социальные проблемы, поднятые Платоновым «В прекрасном и яростном мире» придают произведению глубокий идейный смысл. На примере Мальцева автор показывает, что даже талантливым, успешным людям нужна поддержка. И не следует пренебрегать ею во имя каких-то личных предубеждений и скрытой гордости.
Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Главные герои: Константин (рассказчик, ученик машиниста, верный товарищ), Александр Васильевич Мальцев (высокопрофессиональный машинист)
Второстепенные персонажи: следователь (честный, ответственный человек)
Автор: Платонов А.П. | Дата публикации: 1941 | Форма произведения: рассказ | Жанр: драма | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: внутренняя борьба, дружба, одиночество, ответственность
Лучший машинист Мальцев
Тридцатилетний Мальцев, несмотря на молодость, заслуженно считается «самым лучшим паровозным машинистом» своего депо. У него большой опыт вождения и квалификация машиниста первого класса. Когда на станцию доставляют новый паровоз, работать на нем отправляют именно Мальцева.
Бывший помощник Мальцева, сдав экзамены, стал машинистом, а на его место прислали Константина. Самому Мальцеву «все равно, кто у него будет состоять в помощниках», но Константин испытывает огромную радость и гордость. Перед каждым отправлением Мальцев внимательно следит за работой помощника, но все равно все тщательно проверяет «собственными руками». Константина восхищает добросовестность и профессионализм Мальцева, он мечтает быть на него похожим.
Роковая молния
В этот раз состав ехал на скорости девяносто километров в час. Внезапно солнечный день сменился непогодой: потемнело небо, поползли серые тучи, поднялась пыль, из-за которой стало плохо видно дорогу. Скорость пришлось понизить до шестидесяти километров. За лобовым стеклом сверкнула молния, которая ослепила Мальцева. Машинист продолжал вести машину, как будто ничего не случилось, потому что путь остался в его воображении. Константин еще издалека увидел стремительно приближающуюся красную полосу. Он попытался перехватить управление, но Мальцев сам применил экстренное торможение.
Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник
Всего десять метров отделяло их от паровоза товарного состава, который стоял на одной с ними линии. Человек, стоявший на тендере, изо всех сил сигналил раскаленной докрасна кочергой. До конца следования поезд вел Константин, который сообщил начальнику депо о происшествии. На следующее утро к Мальцеву вернулось зрение.
Арест Мальцева
Мальцева отправляют под арест. Доказать, что в происшествии нет его вины практически невозможно. Следствие относится очень подозрительно к тому, что уже на следующий день слепота у Мальцева отступила.
Несмотря на его утверждения, что он еще «долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность», Мальцева осуждают и приговаривают к тюремному сроку. Константин продолжает один управлять паровозом.
Неудачный эксперимент
У Константина был брат – студент университета. Встретившись с ним, он узнал, что «в физической лаборатории есть установка Тесла для получения искусственной молнии». У него тут же созрел план спасения Мальцева.
Вернувшись домой, Константин пишет письмо на имя следователя, который вел дело Мальцева. Он просит «испытать заключенного Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов», чтобы доказать суду особую реакцию его организма на воздействие электричеством.
После долгого молчания приходит положительный ответ – областная прокуратура не возражает и дает добро на проведение эксперимента. Через некоторое время Костя узнает у следователя о результатах эксперимента. Мальцев, помещенный в полную темноту, и подвергшийся воздействию установки Тесла, вновь потерял зрение. По заключению врачебной комиссии, теперь уже, кажется, навсегда.
Следователь очень переживает из-за того, что поддался уговорам провести этот опыт, в результате которого загубил здоровье невиновного человека.
Мальцев снова на паровозе
Теперь бывший машинист Мальцев часто сидит на станции и слушает, как мимо, громыхая, проносятся поезда. Константин после успешно сданного экзамена самостоятельно водит составы. Он очень жалеет Мальцева и однажды берет его с собой в кабину машиниста. Только теперь роль ученика исполняет Мальцев. Стоя за штурвалом, он испытывает те же чувства, что и раньше. Воспоминания его настолько яркие, что, не выдержав их, он плачет.
Во время обратного пути у Мальцева неожиданно восстанавливается зрение. Константин сопровождает своего учителя до дома и не расстается с ним до утра. Он не хочет оставлять Мальцева один на один с роковыми обстоятельствами этого «прекрасного и яростного мира».