в питере метро глубже чем в москве

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Почему петербургское метро такое глубокое?

Продолжаем отвечать на вопросы о Петербурге. Например, о том, почему наше метро не может быть таким же, как в Москве или Хельсинки.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Петербургское метро является самым глубоким в мире (по средней глубине залегания станций), здесь же находится самая глубокая станция метро в России («Адмиралтейская»). И дело не в том, что станции метро задумывали, прежде всего, как бомбоубежища, согласно конспирологическим теориям (а также романам Дмитрия Глуховского). В конце концов, у нас есть целых три станции мелкого заложения, очень похожих на московские: «Автово», «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». В интернете и СМИ существует множество разных объяснений, мы собрали самые адекватные и проверенные (да, поэтому пунктов несколько и они могут местами противоречить друг другу). И выяснили, что разгадка проста.

Во-первых, в центре невозможно построить станции метро мелкого заложения, просто потому что негде: пришлось бы перекладывать кучу коммуникаций, да и снос любого старого здания маловероятен — закон запрещает.

Во-вторых, Нева слишком широкая, чтобы можно было построить метромосты по всем направлениям (в Москве и Киеве, где такие переправы есть, не так много рек).

В-третьих, хорошие, необводненные грунты находятся в основном на глубине около 70 метров. Проще говоря, там удобнее копать. Работы ведутся обычно в пласте так называемых Кембрийских глин. Кстати, из-за не самых лучших грунтов в Петербурге порой сложнее строить не туннели, а наклонные ходы (там, где потом пройдет эскалатор). Именно из-за грунтов, к примеру, в Полюстрово до сих пор нет ни одной станции метро.

Наконец, наземное метро в Петербурге строить не менее сложно. В свое время в городе была одна наземная открытая станция — «Дачное» — и она, к моменту закрытия, стала медленно разрушаться. Слишком большая влажность, слишком большие перепады температуры, слишком большой уровень осадков для строительства наземных линий. Те же станции, что есть на поверхности, построены по причине наличия там депо, которое невозможно построить под землей.

Источник

Где найти под землей птицу счастья или 5 малоизвестных фактов о петербургском метро

Метрополитен Северной столицы заслуженно считается одним из самых красивых в мире. Однако он скрывает немало тайн и загадок, о которых знают далеко не все жители Петербурга. Мы решили приоткрыть завесу тайны и рассказать, где в подземке города на Неве можно отыскать птицу счастья или станции-призраки, а также почему поручни эскалатора движутся быстрее ступенек.

Первая линия Ленинградского метрополитена открылась 15 ноября 1955 года. Тогда она включала в себя всего семь станций. Впрочем началась история подземки гораздо раньше. Сама идея создания внеуличной железной дороги уходит корнями в XIX век. Именно тогда в 1820 году инженер Торгованов предложил проект устройства тоннеля под Невой. Впрочем, идея получила резолюцию.

Выдать Торгованову из кабинета 200 рублей и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных, — резюмировали чиновники.

В середине XX века метро в Ленинграде таки появилось. Прошли года, город вернул себе историческое название, а петербургская подземка разрослась до пяти линий и 72 станций. И успела за это время обрасти мифами, историями и увлекательными фактами, о которых мы вам расскажем.

Самая глубокая станция в мире

Петербургская подземка по праву считается самой глубокой в мире. Но копали ее так глубоко не из-за желания побить какие-либо рекорды — все дело в особенности грунта. Северная столица, как ни крути, место болотистое, в связи с чем строительство метро на небольшой глубине сопровождалось бы многочисленными трудностями. И оказалось, что куда проще просто копнуть поглубже.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Самая глубокая станция петербургской подземки — Адмиралтейская. Ее глубина составляет примерно 86 метров. Строить эту станцию было непросто, так как она расположилась в историческом центре с уплотненной застройкой, где каждый дом — памятник архитектуры. Потому вопрос о расположении вестибюля решался без малого 10 лет. В итоге строители решили снести здание на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы и сделать вестибюль похожим на него.

Из чего сделано метро

Станции метрополитена не даром сравнивают с подземными дворцами, ведь их украшают 65 видов натуральных материалов, а общих вес использованных пород в 13 раз превышает вес Гром-камня, на котором стоит Медный всадник.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

В петербургском метро можно увидеть, мрамор, лабрадорит, травертин, габбро-диабаз, габбро-норит, известняк, гранит и множество других материалов. А если внимательно рассмотреть площадь Ленина, то можно увидеть коралловые остатки, морские лилии и моллюсков. Дело в том, что при строительстве станции использовали привезенный с Кавказа красный салиэтский мрамор. Распилив его работники выяснили, что камень богат приятными сюрпризами.

Станции-призраки

Обычно станциями-призраками называют те, которые еще недостроены. Однако в Петербурге есть и одна заброшенная. Находится призрачная станция на юго-западе города. Она получила название «Дачное» из-за близости к одноименному депо и была наземной — поезда выезжали на ней прямо на поверхность.

Причин закрытия «Дачного» две: она изначально была временной, да и петербургский климат не способствовал существованию наземного метро. Зато рядом с ней появились две привычные подземные: «Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект».

Где прячется птица счастья?

Жители и гости Северной столицы очень любят загадывать желания. Потому места, где это можно сделать, особенно популярны среди туристов. Ведь кто знает, может хоть одно сбудется? Появилось такая «пожелательная» точка и на станции метро Бухарестская. Однако исполнение желаний доступно самым глазастым: в растительном орнаменте скрылась самая настоящая птица счастья. Есть предположение, что художник Александр Быстров посвятил ее своему другу с фамилией Синиц. Впрочем, горожанам больше приглянулась версия про желания и счастье.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Почему поручни такие быстрые

Через петербургское метро ежедневно проходит огромный пассажиропоток. И многие неоднократно замечали, что поручни на эскалаторах движутся быстрее ступенек: чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на людей, которые поочередно перекладывают руки. Оказалось, что все очень просто: скорость движения поручней и ступенек регулируют два разных механизма. И один из них чуть-чуть быстрее: на 2%.

Источник

Спорим, что метро в Санкт-Петербурге сможет вас удивить?

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Метрополитен Санкт-Петербурга отличается от подземок других стран цифрами.

Количество станций – всего 69. Для примера в Москве их 223, а в Нью-Йорке целых 421.

Питерское метро перевозит около 3 миллионов человек в день, в то время как в Москве эта цифра составляет 7 миллионов.

Но цифры не главное. Главное – история!

Питерское метро самобытное, запоминающееся, с массой интересных фактов. Рассказываю о самых важных.

1. Метро в Санкт-Петербурге было построено относительно недавно

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеПервая линия метро от станции «Автово» до станции «Площадь восстания» была введена 15 ноября 1955 г.

Питерский метрополитен – достаточно молодой: открылся в 1955 году. Лондонское метро начало свою работу в 1893 году, а первая московская линия заработала 15 мая 1935 года.

Планы по открытию первых веток питерского метро в конце 1942 года пришлось перенести на неопределённый срок. Причиной стала Великая Отечественная война.

Строительство подземки было продолжено в 1947 году, а первая ветка протяжённостью 10,8 км (от «Площади Восстания» до «Автово») открылась лишь в ноябре 1955 года.

2. Питерское метро – одно из самых красивых в мире

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве«Площадь Восстания» выглядит монументально.

Метрополитен в Санкт-Петербурге задумывался не просто как транспортная система. Проектировщики видели в нем целый подземный город. Именно поэтому большинство станций выглядят как продолжение монументальности сталинского ампира.

Идея состояла в том, что советский человек сможет проводить время в поездке, получая эстетическое удовольствие.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеЗа счет богатства отделки и оригинальных архитектурных и художественных решений, станция «Автово» по праву считается одной из самых красивых во всём мире.

В итоге, величественный стиль Санкт-Петербурга воплощён в оформлении подземки, а самые красивые станции находятся на красной, самой первой ветке метро. К примеру, в отделке станции «Автово» используются бронза, флорентийская мозаика и даже хрусталь.

3. Метрополитен Санкт-Петербурга чуть не размыло

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеПроблемный участок «Лесная» – «Площадь Мужества», который стоит очень дорого.

Так как Петербургское метро проходит под руслом Невы, строители вынуждены были существенно его углублять.

Его средняя глубина – 50 метров. Для примера, средняя глубина станций в Московском метро составляет всего 22,5 метра.

В 1974 году при строительстве перегонных тоннелей между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» из-за ошибки проектировщиков произошёл мощный выброс водопесчаной смеси. В итоге, полуторакилометровый участок от места прорыва до готовой станции «Лесная» был затоплен.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеКадр из фильма-катастрофы «Прорыв», который рассказывал о событиях в метро. В реальности таких вещей, конечно, не было.

Строителям пришлось поставить на аварийном туннеле две бетонные пробки толщиной в 3 метра каждая.

После продолжительного анализа и обсуждения было решено продолжать строительство по прежней трассе с использованием уже затопленных тоннелей. От помех в виде подземных вод было решено избавиться с помощью жидкого азота. Его планировалось использовать для заморозки грунта.

В итоге, на участок было привезено со всей страны порядка 8 тысяч тонн(!) сжиженного газа, который закачали под землю. После чего затопленный участок туннеля был очищен, укреплён и достроен.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеСамый проблемный участок в питерском метро был надолго закрыт.

В 1995 году гидроизоляция перестала справляться с подземными водами. За один только месяц тоннели просели на 35 мм: это значение было больше стандартного годового показателя.

Практически постоянно действующие насосы, ночные технологические окна и закрытие перегона на выходные дни не спасали ситуацию.

С 3 на 4 декабря мощный плывун прорвался в нижний тоннель. В аварийном порядке его вновь пытались закрыть «пробками». Но это не останавливало процесс разрушения. В итоге, строителям пришлось полностью затопить два тоннеля.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Перегон «Лесная» – «Площадь Мужества» прекратил своё существование. Для пассажиров был организован бесплатный автобус (N 80).

Восстановить данный переезд, благодаря работам итало-шведского концерна «NCC Impregilo AB», удалось лишь в 2004 году.

4. Самая глубокая станция долгое время была остановкой-призраком

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеНастоящий ужас для метрофобов.

Одна из самых известных станций метро Санкт-Петербурга – «Адмиралтейская».

Она является одной из самых глубоких в мире. Причина в том, что на месте ее основания залегают водонасыщенные грунты, в то время как необходимые и удобные для строительства кембрийские глины находятся лишь на глубине более 80 метров.

Начатое строительство в 1994 году было остановлено из-за кризиса. Но главное – не было придумано, как организовать наземный вестибюль.

Проблема была в том,что станция находится в сердце города, где любое сооружение представляет архитектурную и историческую ценность и находится под охраной ЮНЕСКО.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеСтроительство в самом центре Петербурга было крайне сложным и продолжительным.

В итоге, более 10 лет, станция была частично готова под землёй, но не имела нормального выхода на поверхность.

Петербуржцы, отправляясь от «Садовой» до «Спортивной», проезжали станцию-призрак. Состав обычно притормаживал, а иногда и останавливался около недостроенной станции (видимо, в целях безопасности). Время в пути на данном перегоне вместо стандартных 3 минут между двумя станциями составляло около 6-7 минут.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеВремя подъема на поверхность занимает почти 6(!) минут.

Станция была открыта лишь в конце 2011 года, вход был организован на месте снесённого жилого дома.

На сегодняшний день «Адмиралтейская» является третьей по глубине (86 метров) на территории бывшего СССР. Глубже заложены лишь две станции в Киеве.

5. Метро с горизонтальным лифтом. Как тебе такое, Илон Маск?

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве«Парк Победы» – первая станция закрытого типа.

В Питерском метро применяется необычная планировка станций, так называемый «горизонтальный лифт».

Фишка в том, что боковые пролёты, где ходят поезда, ограничены сплошной стеной. Здесь используется система с закрытыми дверями, которые напоминают двери обычного лифта.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеСтанция закрытого типа, вид с рельс.

При подъезде локомотива, двери вагона совпадают с дверями платформы, и они все одновременно открываются.

На самом деле, бывают ситуации, когда этого не происходит. Поезд либо не доезжает пару метров, либо переезжает контрольную точку и машинист вынужден сдавать назад.

Несмотря на то, что необычный вид станций с «горизонтальным лифтом» имеет лучшие показатели безопасности, такая технология прижилась только в Санкт-Петербурге. Такие двери не очень экономичные в эксплуатации.

6. Петербуржцы недовольны метрополитеном, есть адекватные причины

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеПланы строительства к 2015 году, в которые не веришь.

Самая сильная головная боль – это отсутствие кольцевой ветки в питерском метро. Для того, чтобы, попасть на близлежащую в географическом смысле станцию, приходится ехать практически до центра города, где, сделав пересадку, нужно ехать в обратном направлении.

Например, для того чтобы доехать от станции «Ленинский проспект» до «Московской» придётся затратить около 35 минут и проехать лишних 9 станций. За это же время расстояние между двумя этими станциями можно пройти пешком!

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеПешком или на метро? Время одно и тоже.

План развития питерского метрополитена постоянно меняется. Сдвигаются сроки строительства и открытия новых станций. В то время, как в Москве станции открываются ежегодно, в Санкт-Петербурге каждая новая станция – настоящее событие для жителей города, которого ждут многие годы.

Например, станцию «Проспект Славы» планировали открыть в 2011 году, но на январь 2018 года строительство так и не было завершено.

В соответствии с планом развития метро Петербурга до 2025 года городские власти обещают достроить так называемый Фрунзенский радиус. Его проектировали ещё в 80-х годах прошлого века. Но что-то мне подсказывает, что «кольца» в питерском метро придётся ждать еще полвека.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москвеЖетон в метро в начале 2019 года стоит 45 рублей. Да-да, в Питере все еще используются жетончики.

Тем не менее, метрополитен в Северной столице:

1. Бесспорно красив. Некоторые его станции – практически произведение искусства.
2. Надежен. Несмотря на проблемы с подземными водами, метрополитен работает без сбоев.
3. Имеет крайне необычные конструктивные решения, в том числе и на самих станциях.

В каком метро вы бывали, что запомнилось? Делитесь в комментариях.

Источник

Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге

Особенностью Петербургского метрополитена является его глубина. Он входит в ТОП самых глубоких метрополитенов в мире. И это не случайно, так как город стоит на плавунах и болотистых почвах. Поэтому, когда строилась самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге – «Адмиралтейская», пришлось использовать сложнейшие технологии, которым пока нет аналогов в мире.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

История строительства метро в Северной столице

Первые упоминания о строительстве метро в этом городе относятся ко второй половине XIX века. В это же время ученые начали работу над его проектом, но все попытки останавливали сложные геологические условия, слишком высокий уровень грунтовых вод и отсутствие финансовых ресурсов.

К этой теме вновь вернулись только в 1938 году, когда появились возможности и финансы для реализации данного проекта. К весне 1941 года строителями было возведено 34 ствола шахт. Но продолжить дальнейшее строительство помешала начавшаяся 22 июня война. Поэтому уже скоро, все выстроенные туннели были затоплены поднявшимися грунтовыми водами. И только в 1946 году начались восстановительные работы.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Первые станции метро Санкт-Петербурга

Почти десять лет потребовалось метростроителям на то, чтобы достроить и сдать в эксплуатации первую линию метро. Произошло это в ноябре 1955 года. На тот момент насчитывалось всего 7 станций метро:

Схема и характеристика метро

Аналогично с российскими железными дорогами, ширина колеи в метрополитене Санкт-Петербурга составляет 1520 мм. Здесь построено 6 пересадочных узлов, которые соединяют по 2 станции и 1 – объединяющий 3 станции.

На сегодняшний день работает 856 турникетов, 72 вестибюля и 251 эскалатор. Подвижной состав состоит из 1534 вагонов. Всего за сутки под землей проезжает 3106 поездов, которые движутся со скоростью от 50 до 90 км/час. Интервал движения составляет 2 минуты, а в наиболее загруженные часы – 1 минуту.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Любопытные факты о Петербургском метро

Большинство станций в метро Санкт-Петербурга находятся на глубине свыше 30 метров. Поэтому его признали одним из самых глубоких в мире.

До 1982 года он был самым северным метрополитеном в мире. Сегодня это звание перешло к метрополитену города Хельсинки.

Самой глубокой станцией в России и одной из самых глубоких в мире, является станция «Адмиралтейская».

Станция «Проспект ветеранов» является самой загруженной в стране.

По Кировско-Выборгской (красной) линии курсируют поезда с 8 вагонами, в то время, как на всех остальных линиях – с 6 вагонами.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Самая глубокая станция

Самой глубокой в городе является станция «Адмиралтейская». Она является 65 по счету и была открыта 28 декабря 2011 года. Хотя разговоры о ее необходимости велись с 60-х годов прошлого века.

«Адмиралтейская» станция Санкт-Петербурга украшена панно из мозаики, сюжеты которого посвящены теме становления российского флота, времен Петра I. Вестибюль станции находится в самом центре Северной столице, в доме на перекрестке Малой морской улицы и Кирпичного переулка.

Глубина станции-рекордсмена составляет 102 метра. Ежедневно через нее проходит более 30 тысяч человек.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

С чем пришлось столкнуться во время строительства

С самого начала строительства станции «Адмиралтейская» в 1997 году, ее постоянно преследовали неудачи. В 1999 году ее отнесли к «станциям-призракам» из-за недоступности для пассажиров. Это было связано с тем, что очень долго не могли выбрать место для наземного вестибюля, так как он располагается в исторической части города.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

И только в 2009 году было принято решение снести жилой дом по адресу переулок Кирпичный ¼, на месте которого планировалось соорудить офисное здание, в которое должен был гармонично вписаться вестибюль станции. Но и здесь препятствием стало нежелание владельцев приватизированных квартир дома выезжать из самого центра города. Поэтому строительство самой глубокой станции и затянулось на 15 лет.

Источник

8 самых интересных станций метро Петербурга

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Эксперт в этой статье Иван Пакалов, экскурсовод образовательного проекта «Петербург глазами инженера», экскурсионное бюро «Мой первый Петербург»

Из истории метро в Санкт-Петербурге

Идея о необходимости создания метрополитена в Санкт-Петербурге стала обсуждаться в 1820-х годах. Но Александр I не считал этот проект приоритетным, поэтому вопрос снова был поднят лишь в конце XIX века. Движение в столице Российской империи было интенсивным, поэтому первоначальной задачей стало не только соединить окраины с центром, но и максимально разгрузить дороги. Проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами был предложен 1889 году и послужил началом дальнейших разработок и предложений. В большинстве из них предлагалось соединить вокзалы в одну линию, а также облегчить ситуацию с движением на Невском проспекте. Но для строительства тоннелей глубокого заложения не было средств и технических возможностей.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

В 1938 году Алексей Косыгин, на тот момент председатель Ленгорисполкома, вновь поднял тему подземного метро. Руководителем Ленинградского метростроя стал инженер Иван Зубков. В 1941 году началось строительство тоннелей, работы по проходке подземных вестибюлей, и первые станции планировали открыть к декабрю 1942 года. Но началась Великая Отечественная война, строительство было приостановлено. К подготовительным работам удалось вернуться в 1945 году, а в 1946-м создали «Ленметропроект» — научно-исследовательский институт по проектированию метрополитенов и других подземных сооружений. 3 сентября 1947 года стройка возобновилась, а 8 октября 1955 запустили первый электропоезд.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Иван Пакалов:

— Ленинградский метрополитен был давно ожидаемым объектом, необходимым для мегаполиса. Он обеспечил транспортную инфраструктуру города, вывел его на новую ступень развития.

Летом 1959 года вице-президент США Ричард Никсон приехал в Ленинград. Посетив «Эрмитаж» и Петергоф, он прокатился в метро по Кировско-Выборгской линии. Рассматривая станции, он восхищался тем, какую ювелирную работу по оформлению выполнили метростроевцы. С тех пор метро в Ленинграде вошло в список рекомендуемых мест для посещения высокопоставленными гостями города и послами зарубежных стран.

На историческом участке станции от «Автово» до «Площади Восстания» находятся под охраной Санкт-Петербургского КГИОП, а также занесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

«Автово»: самая красивая

Первая очередь Ленинградского метрополитена открылась 15 ноября 1955 года, ее протяженность составила 10,8 км.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Станция «Автово» получила свое название благодаря деревне Аутово, на месте которой и была построена.

Общая тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сталинский ампир впечатляет размахом: в вестибюле — мозаичное панно «Победа», орнаменты решеток, украшенные золочеными мечами и лавровыми венками, массивные люстры. Потолок зала поддерживают 46 колонн: 30 мраморных и 16 облицованных литым стеклом с рельефным орнаментом. Создается впечатление, что они сделаны полностью из хрусталя.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

В 2014 году «Автово» включили в список 12 самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а The Daily Telegraph причислила ее к самым красивым станциям в Европе. «Автово» оказалась в одном списке с уникальными по архитектуре станциями метро Германии, Франции, Италии, Канады. Польши, Великобритании, США и Швеции [1][2].

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Но этим ее рекорды не ограничиваются. «Автово» стала первой станцией петербургского метро, на которой не было эскалатора. Именно туда прибыл первый поезд питерской подземки. А одну из сцен кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали в одноименном электродепо: на путях «Автово» было обнаружено тело жертвы, хотя по сюжету знаменитый детектив исследовал железную дорогу, а не метро.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

«Адмиралтейская»: самая глубокая в мире

Со строительством метро в Ленинграде сложности возникли с самого начала: на небольшой глубине в городе находятся «мягкие» грунты, насыщенные влагой, для сооружения тоннелей они не подходят. Во второй половине 1940-х годов XX века «Ленметропроект» внес изменения в принцип постройки: вестибюли теперь нужно было возводить под землей на возвышениях.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Это позволило снизить затраты на строительство и эксплуатацию. После посадки и высадки пассажиров поезд скатывается вниз с горки, разгоняется, и искусственно добавлять скорость нет необходимости. Таким образом, самые низкие точки находятся в тоннелях между станциями на глубине 120–130 м. Метрополитен Петербурга — самый глубокий в мире при среднем показателе 45 м. Из 72 действующих станций наземных всего пять — «Купчино», «Рыбацкое», «Девяткино», «Шушары», «Парнас».

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 м. Она стала одной из самых глубоких в мире. Также в истории метро Санкт-Петербурга «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем: ее должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей окончательные работы завершились только в 2011-м [3] Визуально станция оформлена в морской тематике, двери украшены решетками с изображением якорей, а на торце центрального зала находится мозаичное панно «Основание Адмиралтейства».

«Парк Победы»: первая в мире станция закрытого типа

29 апреля 1961 года открылась первая в мире станция закрытого типа — «Парк Победы» [4].

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Такой вид станций отличается от обычных тем, что на ней есть несущие перегородки, отделяющие пассажирскую платформу от путей, по которым едет поезд. Пассажиры попадают в вагон через автоматические двери, расположенные в перегородках. Их также называют «горизонтальным лифтом» — за сходство принципа работы с обычным лифтом.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Иван Пакалов:

— Всего в петербургском метро было построено десять таких станций, и их преимуществом служила полная изоляция пассажиров и персонала от движущихся поездов, что минимизирует количество несчастных случаев. Также благодаря перегородкам на станциях значительно снизился уровень шума от проходящих поездов. Стремление эпохи советов к экономии и следование требованиям указа Н. С. Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вынудило проектное бюро «Ленметропроект» придумывать новые типы станций. Был разработан проект трехпролетной станции глубокого заложения закрытого типа, он даже был принят комиссией по строительству. Но все преимущества таких станций сходят на нет в период эксплуатации. В частности, они требуют большего внимания со стороны технического обслуживания узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность станции. Вдобавок снижается пропускная способность, поскольку в порталах дверей сталкиваются пассажиропотоки.

«Проспект Ветеранов»: самая загруженная

В 1970–1980-х годах в Ленинграде юго-запад застраивался панельными домами, сформировался спальный район. Движение на станции «Проспект Ветеранов» было открыто в 1977 году, чтобы обеспечить жителей транспортной доступностью. Она стала конечной в южной части Кировско-Выборгской линии.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Сегодня застройка юго-западной территории города продолжается, «Проспект Ветеранов» обслуживает крупные Красносельский и Петродворцовый районы. Люди, приезжающие из Нарвы и Ивангорода, Ломоносова и Петергофа, Гатчины и Красного Села используют эту ветку, чтобы попасть в центр и пересесть на другие станции. Протяженность Кировско-Выборгской линии составляет 30 км. 19 станций соединяют юго-западный и северо-восточные районы города. «Проспект Ветеранов» считается одной из самых загруженных станций Петербургского метрополитена [5].

«Девяткино»: первая в России станция за чертой города

29 октября 1978 года в Ленинграде открыли станцию «Комсомольская» в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Она стала конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Затем 1 июля 1992 года ее переименовали в «Девяткино», поскольку совместили с одноименной платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

«Девяткино» стала первой в России станцией (и единственной в Санкт-Петербурге), открытой в пригороде.

Это единственная в городе станция, у которой есть кроссплатформенная пересадка на железную дорогу [6].

«Спортивная»: первая в России станция двухъярусного типа

«Спортивная» открылась в 1997 году и стала частью Фрунзенско-Приморской линии. Рядом со станцией находились дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский», поэтому ее название и оформление связаны со спортивными достижениями. Декор в торцевой стене верхнего яруса станции — текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Строительство «Спортивной», первой в России двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения, было экспериментальным.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Ее начали возводить в январе 1988 года и планировали ввести в эксплуатацию в конце 1992-го. Двухъярусный формат увеличивает пропускную способность транспортного узла, сокращает время на пересадку, наносит меньше вреда экологии. Такие станции занимают небольшую площадь и требуют меньше затрат на содержание.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

27 мая 2015 года был открыт второй выход со станции, который расположен на Васильевском острове. Его соединили с первым с помощью 300-метрового подземного пассажирского тоннеля, проложенного под руслом Малой Невы. И здесь появилось еще одно новаторство: передвижение по тоннелю обеспечивает траволатор — «движущийся тротуар».

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Он поднимает пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую, при этом угол наклона маленький и не чувствуется. Преодолеть такой тоннель можно за восемь минут, если стоять на месте, и вдвое быстрее при ходьбе [7].

«Политехническая» и «Площадь Мужества»: первые односводчатые станции глубокого заложения в СССР

Первый проект односводчатых станций глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Проектные мастерские постоянно трудились над созданием новых решений для вестибюлей станций. Первыми станциями вида «ленинградский односвод» стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», открытые в 1975 году.

в питере метро глубже чем в москве. Смотреть фото в питере метро глубже чем в москве. Смотреть картинку в питере метро глубже чем в москве. Картинка про в питере метро глубже чем в москве. Фото в питере метро глубже чем в москве

Благодаря подобному формату, работы при строительстве значительно механизируются. Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Черная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *