в песни восемнадцатой есть строки что означает слово свирель
Смысл Песни
Восемнадцать берёз (Чиж & Co)
Следующий куплет характеризует нам героя песни. И тем самым усиливает тревогу и понимание того, что же все-таки происходит в душе главного героя. Второй куплет нам рассказывает, что герой слушает правильную музыку «Ван Клиберн», на стене значок, который предполагает, что человек он неплохой и справедливый. А он все курит (циферблат от дыма не виден) он весь в раздумьях и ему не спится. Это еще раз доказывает, что герой чем-то очень озабочен, озадачен, расстроен.
После второго куплета меняется музыка и усиливается чувство тревоги, а также появляются ответы на вопросы. Начинается крик души героя. И здесь же раскрывается смысл песни «Восемнадцать берез». Слова «поезд», повторяющий 5 раз – это жизнь героя, которая прошла, унеслась, промчалась, а вместе с поездом-жизнью ушла и любовь, какие-то дорогие сердцу воспоминания. Слова «знаю», который также повторяется несколько раз и усиливается словами «я все знаю»- еще раз доказывает, что он не в силах вернуть ушедшее, никогда. Восемнадцать берез, скорее всего, подразумевается года, которые он просто не заметил и не оценил, а считал «как ворон». Голос исполнителя начинает с этих строчек дрожать и уже с большим отчаянием произносятся слова «и мне б не спиться».
Смысл песни «Восемнадцать берез» о мужском кризисе средних лет, о бездарно прожитых годах. И что вроде все было в жизни: и жил по правильным принципам, и слушал правильную музыку, и любимая была, но все упустил, и ничего не осталось, никакого следа за спиной. И он один. И жизнь одна. И понимание того, что он «прогадал» когда-то, выбрав не свою, возможно, дорогу. И холод в душе, и одиночество, и разочарование своей бездарной жизнью.
Очень глубокая и грустная песня. С первого прослушивания возможно и не понять тайный подтекст песни и не понять переживания героя. Музыка и голос исполнителя с каждым последующим прослушиванием дает понять и услышать все отчаяние и боль, которая его преследует.
Текст песни Чиж & Co – Восемнадцать берез
Значение слова «свирель»
1. Русский народный музыкальный инструмент в виде дудки (из дерева или тростника), род двуствольной продольной флейты. Далеко за садом пастух играет на свирели. Чехов, Вишневый сад.
2. Бытовое название духовых инструментов типа одноствольных и двуствольных флейт. Она услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели. Короленко, Слепой музыкант.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СВИРЕ’ЛЬ, и, ж. Народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева или из трубчатых стеблей растений. Дудит пастух свирелью звонкой. Некрасов. Вот тихо под свирель запели они про жизнь своих дедов. А. Кольцов. Свирели звук, унылый и простой. Пушкин. || перен. Символ поэтического творчества (поэт. устар.). И в шуме света люби, Адель, мою свирель. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
свире́ль
1. муз. духовой народный музыкальный инструмент, род продольной флейты, дудка из дерева, тростника и т. п. ◆ Пастух, играя на свирели, прошёл мимо и с пёстрым стадом своим скрылся за ближним холмом. Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза», 1792 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бородавчатый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Свирель — музыкальный инструмент, история, фото
Происхождение, история свирели
Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.
Слово «свирель» более древнее, чем «сопель«, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».
Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951—1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.
Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.
Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
Устройство свирели
Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Двойная свирель(двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.
Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.
В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Описание
Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину. Сердцевина эта вывёртывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискосок. Близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника или другого пустотелого материала.
Нотация свирелей производится ниже их реального звучания: свирели в строе Ре — на октаву, в строе До — на малую септиму, Ля — на чистую квинту. То есть нотация и аппликатура для этих свирелей одинаковая (за основу взята нотация свирели с наиболее распространённым строем Ре).
Русскую свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть.
У других народов количество используемых для изготовления инструмента материалов гораздо больше. Это могут быть глина, кость, бамбук, и даже серебро, фарфор или хрусталь.
Двуствольная свирель
Русские народные музыкальные инструменты XIX-XX вв. (слева направо):
дудка, дудка-двойчатка, пыжатка, тростниковые дудки (двойная жалейка).
Двуствольная свирель (двойни́ца, двойчатка) впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника» (12—13 века). Распространена в Смоленской, Орловской и Могилёвской (Белоруссия) областях.
Состоит из двух нескреплённых между собой стволов, на которых исполнитель играет одновременно. Концы стволов при игре немного раздвинуты в стороны. Длина одного ствола 30—35 см, другого 45—47 см. На каждом из них по три игровых отверстия. Между звуками стволов (при одинаковой аппликатуре) образуется интервал в кварту.
Свирель на Руси
На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами.
Свирель насчитывает уже сотни лет. Так, на раскопках Древнего Новгорода в двадцатом веке было обнаружено две свирели, одна из которых датируется одиннадцатым веком, а другая – пятнадцатым. Уже один этот факт наглядно доказывает, что свирель «шла в ногу» с историей развития человеческого общества и никогда не устаревала.
Конфигурации претерпевала лишь ее внешняя форма. Так, свирель в одиннадцатом веке имела четыре игровых отверстия и длину около двадцати трех сантиметров, а более поздняя свирель имела уже три игровых отверстия и была короче на четыре сантиметра. До сих пор неизвестно, как точно называлась свирель.
Искусствовед Н.И. Привалов первым стал называть парную флейту свирелью, потому что именно так назывался этот инструмент на Смоленщине. Именно этот район и стал основным местом бытования свирели. Что касается одинарной флейты, то ее стали называть сопелью. В наше время свирелью называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.
В мифах и легендах древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно, что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных народов.
«Продольной флейтой» свирель стали называть в Европе, начиная с восемнадцатого века. Но за долгое время существования инструмента менялось не только его название, но и устройство.
Можно проследить особенности конструкции свирели, которые вносили в нее различные национальности. У разных народов этот инструмент имеет свое название. Например, башкиры называют его «курай», узбеки – «най», беларусы – «дудка». Под именем «флуэр» он известен у молдаван, «саламури» – у грузин и «сопилка» у украинцев.
Значение слова свирель
Словарь Ушакова
Этимологический Словарь Русского Языка
Слово «свирель» известно древнерусскому языку с XI в., где «свир(ять)ль» – производное от глагола «свирати», «свиряти» (играть на флейте, свистеть). Слово восходит к общеславянскому корню svьr-, родственному литовскому surma – «дудка, свирель».
Первоисточник – латинское susurrus (шипение, звук флейты) от глагола susurro – «шипеть, шептать, жужжать».
По другим предположениям, слово восходит к восточным языкам: от древнеиндийского svarati (звучит), svaras (звук) или древнеисландского svarra (бушевать, свистеть).
Украинское – свирiль, свирiлка.
Словенское – sviralo (музыкальный инструмент).
Производные: свиристеть, свирелька.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь музыкальных терминов
народный духовой музыкальный инструмент типа продольной флейты. Изготовляется из дерева (теперь пластмассы или металла) и камыша. Встречаются одноствольная, двуствольная и многоствольная свирель. Входит в оркестр народных инструментов.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
СВИРЕЛЬ, и, ж. Народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника. Пастушья с.
| прил. свирельный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Духовой народный инструмент в виде дудки из дерева или тростника.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(малоросс. сопилка ) — делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки. Подобного рода сопилки встречаются у осетин, грузин и др. народов. Среди малороссов встречаются отличные музыканты на сопилке, преимущественно из пастухов. В древности сопилка имела более обширное применение, чем теперь, и различалось несколько ее видов (см. Россия). В «Лексиконе» Памвы Берынды 1627 г. слово С. пояснено: «пищалка, музыка невеличкая, московская и тыж греческая, светелка пастырская». На глубокую древность сопилки указывает еще встречающееся у многих европейских народов сказание о том, что на могиле убитого или убитой выросло дерево или камыш, из которого делают сопилку, и эта сопилка, помимо воли играющего, вещает миру о преступлении (см. Кулиш, «Зап. о южн. России», 20 — 23; Афанасьев, «Народн. русск. сказки», VI, 25; VIII, 314; Grаhmann, «Abergl aus B ö hmen», 87). По малорусским и галицийским народным поверьям, звук сопилки любят русалки. С. — любимый инструмент хорватских и сербских пастухов. В хорватских песнях обычно выражение, что у пастуха за поясом золотая или серебряная С. В Болгарии на свадьбах «свирби свиреть» (ib., 24). Экземпляр С. находится в инструментальном музее C.-Gетербургской консерватории.
См. М. Штухов, «Народные музыкальные инструменты музея C.-Gетербургской: консерватории» (СПб., 1884); H. В. Лисенко, «Остап Вересай» (Киев, 1874).
И я свирел в свою свирель…
И я свирел в свою свирель,
И мир хотел в свою хотель.
Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.
Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.