в перспективном плане планируется что
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование
Анна Туренко
Особенности организации образовательной деятельности. Перспективно-календарное планирование
Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов детской деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС ДО.
Перспективно-календарное планирование.
по физической культуре
комбинированного вида №8
Кудрявцева Анна Юрьевна
Если в недавнем прошлом на первое место в вопросах планирования работы ставились вопросы идеологии, то сейчас, безусловно, на главную роль претендуют организационные моменты. Перспективные планы должны конкретизировать задачи образования в определенный момент времени с учетом уровня развития, как группы, так и отдельных детей. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Обязательной педагогической документацией педагога дошкольной образовательной организации является план работы с детьми. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в дошкольной образовательной организации придает процессу образования детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования – обеспечить выполнение «Общеобразовательной программы дошкольного образования» для каждой возрастной группы детского сада. Именно план поможет учесть все виды детской деятельности, распределить их во времени, не упустить ничего.
Одной из форм планирования является перспективно-календарное планирование. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при перспективно-календарном планировании:
1. Объективная оценка уровня своей работы в момент перспективно-календарного планирования.
2. Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей.
3. Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода.
4. Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
5. Учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
6. Профессиональная компетентность педагога.
По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержания, так и методов образования, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для
полноценного воспитания и обучения детей. Стоит внимательно отнестись к конкретным деталям перспективно-календарного планирования. Большое количество «воды» в планах хорошо лишь для формальной отчетности, но при этом крайне негативно сказывается на педагогическом процессе в целом.
Перспективно-календарный план работы с детьми,он должен отвечать определенным принципам:
1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.
3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.
4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
7. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Остановимся подробней на такой форме планирования, как перспективно-календарное планирование. Данная модель плана оформляется в начале учебного года на компьютере в табличном варианте, где отражены программное содержание и формы организации детской деятельности.
и состоит он из трех блоков: «Общие сведения», «Перспективное планирование» и «Ежедневное календарное планирование». А заполняет ее конкретным содержанием инструктор по физической культуре от руки. Материал распределен на четыре квартала, а затем в каждом квартале определено помесячное планирование.
Перспективно-календарное планированиеинструктора по физической культуре включает в себя:
2. Режим дня группы.
3. Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Расписание организованной образовательной деятельности.
5. Годовые задачи дошкольной образовательной организации по физическому развитию.
Перспективно-календарный план – это индивидуальный документ инструктора по физической культуре, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые ему для более эффективной работы. Это могут быть памятки по формам организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, список методической литературы и пособий. Этот вид планирования дает педагогу больше возможность варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей, отдельных проявлений в поведении детей. Чтобы не переписывать многократно задачи и содержание разных форм работы с детьми, при перспективно-календарном планировании приветствуется использование картотек подвижных игр, утренней гимнастики. Перспективно-календарное планированиеможет включать следующие пункты:
1. Комплексы утренней гимнастики. В дошкольной образовательной организации, как правила, на месяц планируется два комплекса утренней гимнастики, и проходят они совместно с музыкальным руководителем.
2.Комплексы оздоровительных гимнастик и упражнений: дыхательной и зрительной.
Раздел ежедневное календарное планированиеосуществляется инструктором по физической культуре понедельно и включает в себя: сетку образовательной деятельности с указанием темы и программного содержания.В развернутом варианте этот раздел включает:
1. Тему недели, название, цель, дату проведения мероприятия.
2. Интеграцию образовательных областей.
3. Совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную и подгрупповую).
4. Конкретных условия совместной деятельности, которая зависит от уровня развития детей.
5.Этапы усвоения навыков детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике.
6. Организацию развивающей среды.
7. Если это необходимо, взаимодействие с родителями и социальными партнерами в рамках реализации темы недели.
Плюсы такой формы планирования:
1. В использовании информационно-коммуникационных технологий – это комплекс таблиц, набранных на компьютере, распечатанных и сброшюрованных, что значительно сокращает время написания плана.
2. В использовании картотек различных форм детской деятельности, что позволяет не переписывать содержание образовательного материала на каждый день в план, а подготовить для работы набор карточек с играми номера и источники, которых указаны в плане.
Таким образом, основа перспективно-календарной работы: создать определенную систему, которая бы не суживала сознание педагога, не держало бы его в узких рамках, а напротив, давала бы возможность работать творчески, большую часть рабочего времени отдавать детям, экспериментировать, применять новые технологии.
Положение о перспективном и календарном планировании
Любовь Сапожкова
Положение о перспективном и календарном планировании
1. Общие положения.
1.1. Календарный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
2.1. Обеспечение выполнения программы воспитания и обучения детей в МБ ДОУ «Детский сад № 33» в каждой возрастной группе.
2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
3. Принципы планирования.
3.1.Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.2. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
3.3. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4. Организация работы.
4.1. Основа планирования педагогического процесса – «Программа «От рождения дошколы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. «Мозаика-Синтез», 2015 г.
4.2. Календарный план составляется на две недели.
4.3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограммы.
4.4. Календарный плансоставляется в соответствии с режимом дня:
• планирование утреннего отрезка времени;
• планирование непосредственно образовательной деятельности;
• планирование прогулки;
• планирование второй половины дня.
4.5. Календарное планирование следует начинать с перспективного плана (сетки занятий,учитывающего:
• требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения;
• требования комплексно-тематического плана.
4.6. В календарном плане отражается:
• утренняя гимнастика, работа по закаливанию, организация подвижных, спортивных игр, упражнений и т. д. (планируется на месяц);
•работа по ознакомлению с природой: наблюдения, труд, опыты (планируется на месяц);
• вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения;
• работа, связанная с развитием игровой деятельности;
• работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
• работа, связанная с образовательной деятельностью;
• работа с родителями;
• индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.
4.7. Перспективный план составляется на месяц.
4.8. Перспективное планирование осуществляется на основе циклограммы (расписания непосредственно образовательной деятельности в МБ ДОУ «Детский сад № 33», утвержденное заведующим.
4.9. Календарное и перспективное планирование осуществляется обоими воспитателями группы.
4.10. В перспективном и календарном планах должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
5. Документация и ответственность.
5.1. Календарный и перспективный план являются обязательными документами воспитателя.
5.2. Контроль за календарным и перспективным планированиемосуществляется старшим воспитателем ежемесячно с соответствующей пометкой: Дата проверки.Надпись: «План сетка занятий проверены, беседа проведена,рекомендовано:
Положение о семейном клубе Целью функционирования Семейного клуба является оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семье, повышение активности взаимодействия.
Методическая разработка. Глаголы, которые можно использовать при планировании задач. ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ планировании задач. Формулировка годовых задач у педагогов вызывают наибольшие трудности. Задача.
Положение о конкурсе АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТАШИРОВСКОЕ НАРО-ФОМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от.
Положение о НОД к образовательной программе Положение о НОД к образовательной программе МБДОУ детский сад №18. 1. Общие положения 1.1. Положение об организации НОД в муниципальном.
Положение о педагогическом совете Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности.
Положение о ПМПК Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности.
Положение о проектной деятельности в ДОУ Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от » __»___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о проектной.
Положение о сайте ДОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети.
Рефлекcивный отчет об использовании одного модуля программы при планировании серии уроков «Умение слушать столь же мощное средство общения и влияния, как хорошие речевые навыки» Джон Маршалл. Образование в начальной школе является.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
е) элементы трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
Установить объем плана в условно-учебных часах.
Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день .
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Непосредственно образовательная деятельность .
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВН, развлечений.
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей. В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема. Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
В перспективном плане планируется что
1.3. Календарный план образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы. Календарное планирование осуществляется на основе циклограмм и предусматривает планирование всех видов деятельности детей с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
1.4. Календарный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Родничок» р. п. Солнечный, направлен на реализацию образовательных областей, рекомендованных ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1.5. Календарный план – это документ, определяющий основное содержание образования по каждой образовательной области на каждый день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным компонентом, инновационными направлениями ДОУ.
1.6. Структура календарного плана является единой для всех педагогических работников МБДОУ детский сад «Родничок» р. п. Солнечный (Приложение 1).
1.7. Компонентами календарного планирования являются:
· Целевой компонент: цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми).
· Содержательный компонент – определяется программой.
· Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
· Результативный компонент (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать) – это может быть средством оценки достижения результатов.
· Материально-технический компонент: оснащение и дидактическое обеспечение.
1.8. Перспективный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-вспомогательного процесса.
Основой его является рабочая программа воспитателей каждой возрастной группы, составленная на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Родничок» р. п. Солнечный.
1.9. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего ДОУ.
1.10. Настоящее Положение является локальным нормативным актом.
2.1. Обеспечение полноты реализации образовательной программы дошкольного учреждения с учётом направленности групп.
2.2. Осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса.
2.3. Обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ.
III . Принципы планирования
3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3.2. Учёт конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.3.Интеграция образовательных областей.
3.4.Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
IV . Организация работы
4.1.Основа календарного планирования педагогического процесса – перспективный план каждой возрастной группы.
4.2. Календарный план составляется на неделю вперед ( за исключением индивидуальной работы с детьми ).
4.4.Календарное планирование осуществляется по всем основным направлениям развития детей, по всем видам деятельности детей (НОД, совместная, самостоятельная).
4.5. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО), цель, оборудование, необходимое для организации детской деятельности.
4.6. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.
4.7. Календарное планирование осуществляется обоими воспитателями группы.
Календарный план составляется в соответствии с режимом дня, перспективным планированием и программным содержанием:
· планирование утреннего отрезка времени (не менее 3 видов деятельности);
· планирование прогулки (не менее 3 видов деятельности);
· планирование второй половины дня (не менее 3 видов деятельности).
4.8. Календарное планирование должно учитывать:
· распределение мероприятий согласно тематическому планированию.
4.9. В календарном плане отражается:
· утренняя гимнастика, гимнастика после сна, работа по закаливанию, организация работы по профилактике нарушения зрения, комплексы физкультурных пауз на занятии, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, работа с родителями (планируется на 1 неделю);
· тематика и программное содержание занятий;
· совместная деятельность взрослого и ребёнка;
· самостоятельная деятельность детей;
· работа по ознакомлению с природой (наблюдения, труд, опыты);
· вся работа, связанная с формированием культурно – гигиенических навыков, норм поведения;
· работа, связанная с развитием игровой деятельности;
· работа, связанная с развитием трудовой деятельности;
· работа, связанная с усвоением программного материала;
· индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.
4.10. Перспективный план составляется на месяц.
4.11. Календарное и перспективное планирование осуществляется всеми педагогами образовательного учреждения.
4.12. В перспективном и календарном планах должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ
(план может корректироваться).
5.1. План может оформляться в электронном или рукописном варианте.
5.2. План должен быть написан аккуратно, понятным почерком (рукописный вариант); шрифт Times New Roman – 12,14 (электронный вариант).
5.3. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием полного названия образовательного учреждения, возрастной группы,
Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.
5.4. План должен содержать следующие разделы:
Ø годовые задачи ДОУ;
Ø список детей группы (с указанием даты рождения, группы здоровья и маркировки мебели; под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе);
Ø сетку двигательной активности.
5.5. Условные обозначения:
ü социально-коммуникативное развитие – С-К;
ü познавательное развитие – П;
ü речевое развитие – Р;
ü художественно – эстетическое развитие – Х-Э;
ü физическое развитие – Ф.
5.6. Каждый вид деятельности нумеруется и пишется с новой строки.
VI . Документация и ответственность
6.1. Календарный план является обязательным документом воспитателя.
6.2. Планирование реализуется педагогами группы совместно.
6.2. Контроль календарного планирования осуществляется старшим воспитателем ДОУ или заведующим ДОУ ежемесячно, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями, с соответствующей пометкой в «Карте проверки календарного планирования»: дата проверки, рекомендации, с которыми знакомят воспитателей и следят за их выполнением, подпись воспитателей.
VII . Заключительные положения
7.1. Срок хранения календарного и перспективного планирования 5 лет.
7.2. Данное Положение действует до принятия нового, все изменения и дополнения оформляются в виде Приложения к нему.