в парадном портрете изображают что
Парадный портрет
Парадный портрет – это портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
В мировом искусстве уже сложился определенный тип парадного портрета. Смысл создания парадного портрета, заключается главным образом к показу портретируемого как значительной персоны, человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.
Эта задача определила и выбор тех выразительных средств, приемов создания сложных композиционных портретов, которыми художники пользуются при создании парадных портретов.
Модель в них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и добродетели особы, которые мы видим перед собой. Обстоятельно, подробно рассказывают о персоне портрета окружающие его предметы. Великолепная обстановка, роскошная одежда свидетельствуют о том значительном положении, которое занимает человек изображенный на парадном портрете.
Все в парадном портрете: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда — способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.
Что такое парадный портрет
Содержание статьи
Особенности жанра парадного портрета
Парадные портреты получили широкое распространение при дворе. Они прославляли царственных особ и их приближенных. Как правило, человек изображался в полный рост, стоящим или сидящим на коне. Фоном обычно служил пейзаж или архитектурные сооружения. Художник, прежде всего, акцентировал внимание на социальной роли своей модели. При этом ее духовные качества зачастую отходили на второй план. Среди отличительных особенностей парадного портрета – подчеркнуто театральная поза персонажа, изображение многочисленных регалий, пышный антураж.
Парадный портрет в творчестве Левицкого
Известный меценат изображен на фоне колонн Воспитательного дома, одним из попечителей которого он являлся. При этом сам Демидов одет в домашний халат, он опирается на лейку и находится в окружении комнатных растений. Левицкий говорит здесь о том, что его герой так же заботлив по отношению к сиротам из Воспитательного дома, как к нежным комнатным растениям.
К этому жанру следует отнести и серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Очаровательные юные особы изображены во время выступлений на театральной сцене, а также за занятиями наукой и искусством. Эта серия стала новой для России разновидностью парадного портрета – так называемым «портретом в роли», где предметом изображения является не реальная, а подчеркнуто театрализованная жизнь.
Художественное своеобразие портрета Екатерины II Боровиковского
Одним из наиболее своеобразных образцов парадного портрета стала картина младшего современника Левицкого – Владимира Лукича Боровиковского – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Художник изобразил императрицу в обычной одежде, ничем не напоминающей об ее царском величии. У ног Екатерины резвится ее любимая собачка.
Интересно, что хотя сама императрица отнеслась к своему портрету кисти Боровиковского весьма прохладно, в дальнейшем он был признан одним из лучших. Именно в этом образе Екатерина предстает перед Машей Мироновой на страницах повести Пушкина «Капитанская дочка».
Таким образом, талантливым художникам нередко удавалось преодолеть довольно жесткие рамки жанра парадного портрета.
помогите найти гипотезу. что такое парадный портрет
Парадный портрет или репрезентативный портрет — подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).
Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй
.Величавая фигура во всем блеске регалий и символов власти, помещенная в великолепный пейзаж, на фоне стройных образцов архитектуры либо в пышном интерьере – вот что такое парадный портрет. На первый план выдвигается социальный статус героя полотна. Такие работы создавались с тем, чтобы запечатлеть человека как историческую личность. Нередко особа предстает на изображении в несколько вычурной, театральной позе, призванной подчеркнуть ее важность. Душевный строй и внутренняя жизнь не были предметом изображения. Здесь на лицах аристократов мы не увидим ничего, кроме застывшего торжественно-величественного выражения.
В России расцвет искусства парадного портрета приходится на вторую половину 18 века. Крупнейшим представителем жанра стал Дмитрий Григорьевич Левицкий. Одной из лучших работ художника, а также одним из самых необычных парадных портретов во всем мировом искусстве стал «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова».
Известный меценат изображен на фоне колонн Воспитательного дома, одним из попечителей которого он являлся. При этом сам Демидов одет в домашний халат, он опирается на лейку и находится в окружении комнатных растений. Левицкий говорит здесь о том, что его герой так же заботлив по отношению к сиротам из Воспитательного дома, как к нежным комнатным растениям.
http://www.kakprosto.ru/kak-902819-chto-takoe-paradnyy-portret#ixzz46c6MnhgD
а вот ОНО выглядит в жизни.
чуствуете разницу?
господа из мэйла, а гугл решили по каким то причинам забанить?
что значит ссылка (на гугл) запрещена к публикации?
некрасиво.
Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.
ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ.
ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. НАТЮРМОРТ
1. Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.
2. Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.
3. Пейзаж как самостоятельный жанр живописи. Историческое становление и тенденции развития.
4. Натюрморт как жанр живописи. История развития жанра.
Портрет как самостоятельный жанр живописи, история развития портретного жанра.
Портрет фр. portrait, от старофранц. portraire ‑ «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна ‑ от лат. persona ‑ «личность; особа» ‑ жанр изобразительного искусства, изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Портрет ‑ популярный, развитый и устойчивый жанр изобразительного искусства. История жанра началась с увековечивания памяти умерших (фаюмские портреты использовались при погребениях) и, не утрачивая мемориальной функции, портрет развился до многоплановых композиций, повествующих о личности. Портрет прославляет личность. Главный объект изображения ‑ человек ‑ обычно несколько отдаляется от внешних событий и концентрирует внимание на себе. Он изображается крупным планом, является главным носителем идеи произведения. «Особенное» в этом жанре раскрывается наиболее обстоятельно и разносторонне.
Изначально портреты служившие увековечению состоятельных и власть имущих заказчиков, были следствием персонального заказа, и лишь постепенно, с укреплением социальных взаимосвязей, становились средством выражения общенародных идей, показывая рядовых героев, простых людей в обычной обстановке.
В живописи портрет ‑ это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются «портретами», поскольку они написаны не с конкретного человека, не с натуры, а являются обобщающими идеальными образами.
Периодами расцвета портрета считаются римский период античности, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Парадный и камерный портрет. Композиция портрета.
Композиционное построение портрета предполагает такое расположение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. По композиции и степени охвата объекта изображения различают портреты:
По характеру изображения, с идейно-художественной точки зрения портреты делятся на камерный и парадный, Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
· коронационный (реже встречается тронный);
· в образе полководца (военный);
· охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Для крупных, полнофигурных парадных портретов характерно использование символических элементов ‑ атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения). Атрибуты выполняли роль подсказок, создавали подтекст, определяющий моральный, религиозный или профессиональный статус модели. Атрибуты, фон и костюм помогали отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого художник использовал определённый фон — сельский или городской пейзаж, роскошный интерьер, что позволяло ему предоставить информацию о характере модели, её образе жизни и обозначить её социальный статус.
В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Портреты на нейтральном сером или чёрном фоне позволяют всё внимание зрителя сосредоточить исключительно на лице изображённого. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя. Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.
Тематически можно обозначить также портрет-действие, портрет-биографию, портрет-состояние, лирический портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа – документализирующие информацию о человеке.
Кроме документальных бывают воображаемые или собирательные портреты, портрет-тип, портрет-обобщение, аллегория. Особенное и общее в них сочетаются неодинаково.
Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа, называют костюмированным.
По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парныминазывают портреты, написанные на разных холстах, но согласованые между собой по теме, композиции, формату, колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.). Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.
Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет— изображение художником самого себя.
Сходство в портрете — категория ценностная, результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и реального раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее — эстетическое, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Анатомической точностью, психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали индивидуальные черты частного лица без идеализации, оставляя следы времени, массива жизни в облике портретируемого.
Классическим примером идеального портрета-обобщения была и остается «Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, воплощающая высшие понятия о человеческих достоинствах. В ее образ художник вложил уже собственные, а не заказные мысли о совершенстве. Женское превосходство по понятиям того времени было в ином. А здесь — ум, величие духа, самообладание, благородство. Они настолько крупно выделены в прекрасном образе, что характеризуют уже не данную личность, а коллективные духовные ценности. Художник говорит об общем. Когда он выходит за пределы личности, то думает об индивидуальности меньше. Люди поклоняются ей до сих пор. Такова сила общего.
РембрандтВан Рейн внес трагизм в портрет. Он писал портреты жены, сына, близких и знакомых, небогатых людей, способных говорить с ним свободно и независимо о том, что есть правда. Восхищение художника возвышало их образы до идеальных. Темные цвета фонов – универсальная бесконечность не имеющая границ. В «Портрете старушки», «Портрете брата» Рембрандт обращает нас к глубокой мудрости людей с жизненным опытом. Акцент на духовные ценности естественным образом привел художника к использованию в композициях выразительных средств света. О важности освещения для портретов живописцы знали всегда, однако мало кто приближается к такому сопоставлению света на лицах с тьмой на фоне, чтобы суметь раскрыть трагизм судьбы и стойкость человека. У Рембрандта свет несет идейную нагрузку.
В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт Ван Рейн, Ван Дейк, Д.Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности. С развитием салонов-магазинов и появлением относительной материальной независимости художники-портретисты смогли откровеннее говорить о своих идеалах и показывать то, что каждый находил нужным. Безымянные мужские и женские портреты, изображения людей разных сословий в обычных для простонародья свободных позах, ракурсах оживили портретный жанр. Салонные продажи превратил его в товар и усилил волну идеализации.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью женские образы. Романтическая личность (на картинах О.Кипренского, К.Брюллова).
Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В.Перов, И.Крамской, И.Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерного выражения лица, позы, жеста. Человек изображался реалистично, давалась оценка еще и его общественному положению.
Следующая волна портретистов ‑ В.Серов, М.Врубель, С.Конёнков, М.Нестеров.
В изысканном по рисунку и цвету портрете графини О. К. Орловой В. Серова есть — элегантность, которая покоряла современников. Серов создал выдающееся произведение портретного искусства. Графиня в шелковой накидке и экстравагантной шляпе с перьями сияет жемчугом и лаковыми туфельками, будто собирает свет, чтобы сиять еще ярче. Свет, направленный не только на лицо, руки, но и на дорогие предметы украшения, костюм, прическу, — не самоцель, а дополнительное средство выявление внутреннего облика через внешнее. И все же реалистический психологический портрет больше ценит свет глаз, переходы света и теней, которые рождают ощущение глубины духовного пространства.
В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П.Пикассо, А.Модильяни, Э. Бурдель во Франции).
В XX в. у кубистов среда в портрете получила особую смысловую и стилевую нагрузку. Превратясь в наслоение пространственных геометрических фигур, она стала отражающим элементом новых принципов формообразования. Художники начали учиться познавать и рисовать строение воздушной среды. В «Портрете Воллара» П. Пикассо расчленение воздушного пространства разнообразными плоскостями превратило фон в жесткую конструкцию. Она повторяется в лице Воллара, и среда будто поглощает человека. Идея единства пространства и формы выражена последовательно. С позиций кубизма техническое общее властно над особенным. При таком отношении к человеку становилось труднее осмысливать и трактовать свободу личности.
Эксперименты с пространством привели Пикассо к мысли соединить две проекции — фас и профиль — в одной, наслаивая планы в изображении моделей. В «Плачущей женщине» совмещение проекций помогло передать душевный надлом человека. Такой портрет-обобщение стал возможен только в XX в.
В советском искусстве портретные задачи понимались разнообразно. Характерно: стремление сохранять целостность художественного образа, соединяющего личностное качество с общественным, индивидуальное — с идеалом, особенное — с общим. У обобщения был положительный смысл. Широкий круг портретируемых: труженики, дети, студенты, интеллигенция — позитив этого наследия. Все — от работниц двадцатых годов до участников войны и народных депутатов восьмидесятых — изображались обстоятельно, любовно, все стали предметом интереса портретистов и запечатлены живописно. Такой программный интерес к рядовым людям уникален в мировой истории.
В новых условиях жанру портрета развиваться труднее. С социальным расслоением общества чувство его единства утрачивается, коллективный образ не присутствует.
В нефигуративнойживописи портрет чаще всего сохраняет только намеки на очертания лиц, он не информативен. Декоративные образы концентрируются на внешних сторонах моделей. В целом субъективистская тенденция преобладает и в зарубежном искусстве. Сюрреалистические портреты С. Дали, может быть, — квинтэссенция такой тенденции. Переносится внимание на зрительные эффекты, неожиданные проекции, комбинации телесных форм. Картина американского художника Р. Лихтенштейна «До смерти перепуганная армия» решены в стиле комиксов, своей иллюстративностью они противостоят природе жанра. Уплощенные изображения с контурной линией упрощают понятие искусства как духовной силы.
Таким образом, перспективы развитие жанра портрета вызывают вопросы и немало зависят от судеб личности вообще и от путей развития общества. Со временем отдельные жанры умрут, но гуманистический опыт прошлого вечен, и новое время, возможно, найдет ему соответствующее продолжение. Особенное не исчезнет.
Как понять парадный портрет XVIII века
Минимум, необходимый, чтобы научиться видеть смысл в парадном портрете XVIII века
1. Что такое парадный портрет
«Он [Гарри Поттер] был очень сонным и даже не удивился тому, что люди, изображенные на развешенных в коридорах портретах, перешептываются между собой и показывают на первокурсников пальцами. Они стояли в конце коридора перед портретом очень толстой женщины в платье из розового шелка.
— Пароль? — строго спросила женщина.
— Капут драконис, — ответил Перси, и портрет отъехал в сторону, открыв круглую дыру в стене».
Вероятно, многие помнят этот эпизод из книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». В замке Хогвартс любые чудеса, в том числе и оживающие портреты, — дело привычное. Однако в английской литературе этот мотив появился задолго до Джоан Роулинг, в середине XVIII века: его ввел писатель Хорас Уолпол в романе «Замок Отранто» (1764). К таким фантазиям располагает сама таинственная атмосфера замков и дворцов, непременный атрибут которых — фамильные портреты, молчаливые свидетели прошлого, интриг, страстей и трагедий.
Произведение, построенное как беседа оживших портретов, есть и в русской литературе XVIII столетия. Его автором была сама императрица Екатерина II. Это пьеса под названием «Чесменский дворец», в которой разыграна беседа картин и медальонов, будто бы подслушанная ночью сторожем. Героями сочинения стали не вымышленные полотна из вымышленного замка, а действительно существующие портреты исторических лиц, по большей части монархов Европы — современников Екатерины и членов их семей.
В пьесе Екатерина выставляет европейских властителей не в лучшем свете, подтрунивая над их слабостями и недостатками, но на самих портретах правители представлены совершенно иначе. Глядя на них, трудно поверить, что изображенные монархи могут вести такие малозначительные разговоры.
Это характернейшие образцы парадного портрета — художники были преисполнены почтения по отношению к своим моделям. В России такой тип портрета появился как раз в XVIII веке.
Что изменилось в русском искусстве в XVIII веке
На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. В чем отличие иконы от картины? Совсем не в том, что сюжеты для иконописи черпаются из Священного Писания и других церковных текстов и что на иконах изображаются Иисус, его ученики и причисленные к лику святых. То же можно видеть и на картинах — в религиозной живописи. Важнее, что икона — это образ, предназначенный для молитвы; через нее верующий обращается к Богу. Иконописец пишет не лицо, а лик, образ святости; икона — знак горнего мира, духовного бытия. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Задача портретиста иная — это прежде всего рассказ о человеке.
В XVII веке на Руси стали появляться первые светские портреты — изображения царей и их приближенных. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona — личность, лицо. Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее — из ее иконописной мастерской.
Неизвестный художник. Портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680-х годов Государственный исторический музей
Первые десятилетия XVIII века ознаменовалось грандиозными преобразованиями Петра I, охватившими все сферы жизни страны. Многое из того, что делал Петр, имело начало еще в предшествующем столетии, но он придал решительное ускорение этим процессам, желая реформировать Россию сейчас же, немедленно. Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Двумя главными тенденциями были обмирщение (ведущим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве.
Петр стал приобретать произведения античного и европейского искусства, его примеру последовали и его сподвижники. Он приглашал в Россию европейских мастеров, которые должны были не только выполнять заказы, но и воспитывать русских учеников. Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). Петр мечтал и о создании Академии художеств. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искусстве. Сюда были приглашены иностранные художники-педагоги, была возрождена традиция пенсионерства, прервавшаяся при первых преемниках Петра. Но главное — была перенята европейская система художественного образования, то есть особая последовательность и приемы обучения.
Для осуществления реформ Петру требовались деятельные сподвижники. Теперь человек оценивался с точки зрения пользы, которую он приносит государству, — «по заслугам личностным», а не в силу принадлежности к древнему роду. Новое понимание роли личности нашло отражение в развитии жанра портрета, и прежде всего в его парадной форме, напрямую связанной с государственными задачами.
Что такое парадный портрет
Главная задача парадного портрета — показать зрителям высокое социальное положение человека. Поэтому на таких портретах модель предстает в том костюме, в том интерьере и в окружении тех «аксессуаров», которые указывают на ее высокий статус: всегда в роскошных одеяниях и на фоне великолепных дворцовых залов, если это монарх — то с атрибутами власти, если государственный деятель или полководец — то с орденами и другими знаками отличия, определяющими место человека в государственной иерархии.
Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, помещались в дворцовых залах; над портретом монарха мог находиться балдахин. Уже сама обстановка, в которой они демонстрировались, диктовала зрителям стиль поведения. Картина как бы замещает того, кто на ней представлен, и вести себя перед ней зрителю подобает так же, как и в присутствии самой модели.
Парадному портрету всегда свойственна панегирическая (то есть торжественная, восхваляющая) интонация: модель — это обязательно совершенный монарх, или великий полководец, или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. Поэтому довольно рано сформировался набор устойчивых формул — иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Они превратились в своего рода закодированные сообщения, которые с незначительными вариациями повторялись от одного портрета к другому. Зато и отступления от таких канонов чувствовались особенно остро и всегда были исполнены смысла.
Что такое аллегория
В искусстве XVII–XVIII веков широкое распространение получила аллегория. Аллегория (от греч. allegoria — «говорить иначе») — это художественный образ, в котором абстрактные понятия (справедливость, любовь и другие), которые сложно передать в зримой форме, представлены иносказательно, их значение передает предмет или живое существо. Аллегорический метод построен на принципе аналогии. Например, в мире аллегорий лев — это воплощение силы, поскольку этот зверь силен. Любое аллегорическое изображение можно воспринимать как текст, переведенный на язык живописи. Зритель должен осуществить обратный перевод, то есть расшифровать смысл аллегорической композиции. Как художественный прием аллегория используется и в наши дни. И вы можете попробовать аллегорически изобразить то или иное понятие, исходя из собственных представлений и знаний. Но все ли вас поймут? Существенной чертой искусства XVII–XVIII веков была регламентация смысла аллегорий. Изображению присваивалось конкретное значение, и это обеспечивало взаимопонимание художника и зрителя.
Якопо Амикони. Портрет императора Петра I с Минервой. 1732–1734 годы Государственный Эрмитаж
Важнейшим источником аллегорий была античная мифология. Например, на портрете итальянского художника Якопо Амикони Петр I представлен с Минервой — богиней мудрой войны (ее можно узнать по атрибутам: кольчуге и копью). Амур венчает Петра императорской короной — в 1721 году Россия была провозглашена империей. Таким образом картина прославляет Петра как мудрого правителя, победившего шведов в Северной войне и благодаря этому поднявшего международный статус России.
Но один и тот же предмет или существо могут в разных ситуациях выступать в качестве аллегорий разных понятий, поэтому интерпретировать их следует в зависимости от контекста. Например, сова может выступать спутницей как Минервы, богини мудрости (сова считалась умной птицей), так и аллегории Ночи (сова — ночная птица). Чтобы зрителям было проще считывать смыслы, составлялись особые справочники (или «иконологические лексиконы»).
Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр I в Полтавской битве. 1724 или 1725 год Государственный Русский музей
В произведении изобразительного искусства аллегория могла присутствовать как отдельный мотив. Так, на картине Иоганна Готфрида Таннауэра «Петр I в Полтавской битве» Петр представлен верхом на коне на фоне битвы, изображенной вполне реалистично. Но над ним, победителем, парит крылатая фигура Славы с трубой и венцом.
Однако чаще аллегории складывались в целую систему, в рамках которой они вступали в сложные взаимоотношения друг с другом. Придумывали такие аллегорические системы обычно не сами художники, а «инвенторы». В разное время в этой роли могли выступать представители духовенства, деятели Академии наук, преподаватели Академии художеств, историки и литераторы. Они, как сегодня сценаристы, сочиняли «программу», которую художнику следовало воплотить в произведении.
Во второй половине XVIII века художники и зрители в такой мере овладели аллегорическим языком, что цениться стало остроумное переосмысление традиционных образов, недосказанность, намек. А к концу столетия аллегорические изображения добродетелей в виде богов или людей постепенно и вовсе исчезли из парадного портрета. Их место занял предмет-атрибут, который, как и аллегория, сообщал идею сочинения, но в то же время не нарушал принцип жизнеподобия — выражаясь языком XVIII столетия, приличествовал представленной ситуации.
Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи — «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)». Они были созданы почти одновременно. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди — женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у подножья ее трона взирает на императрицу с восхищением — над нею не властно время. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екатериной, общаться с нею. Во втором портрете Истина и Крепость тоже показаны аллегорически — в образе женских фигур: одна — Истина — с зеркалом, вторая — Крепость — с колонной. Но здесь одушевленные воплощения идей представлены не как живые люди, а как их скульптурные изображения. Картина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой — передает зашифрованную в аллегорическом образе идею. При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении.
2. Как смотреть парадный портрет — пример
Что мы знаем о портрете
Перед нами — «Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия», авторский вариант 1783 года. Дмитрий Левицкий создал несколько версий этого портрета, а впоследствии его неоднократно повторяли и другие художники.
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год Государственный Русский музей
Понять аллегорическую программу портрета помогают несколько сочинений, написанных самим Левицким и его современниками. В 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова» были опубликованы стихи поэта Ипполита Богдановича:
Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.
Не раскрывая программу портрета в подробностях, Богданович выразил основную идею: художник, в творческом союзе с музой, изобразил Екатерину, уподобив ее богине, благодаря которой благоденствует вся страна, омываемая семью морями.
В ответ художник написал собственное, более обстоятельное объяснение смысла портрета, которое было напечатано в том же издании:
«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащия у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».
Левицкий указывал также, что замыслом портрета он обязан «одному любителю художеств, который имя просил его не сказывать». Впоследствии выяснилось, что «инвентором» был Николай Александрович Львов — мастер, одаренный в ренессансных масштабах: он был архитектором, рисовальщиком, гравером, поэтом, музыкантом, теоретиком и историком искусства, душой литературного кружка, в который входили выдающиеся поэты того времени.
Еще один текст, который возник в связи с этим портретом, — знаменитая ода Гавриила Державина «Видение мурзы» Мурза — знатный титул в татарских средневековых государствах. В «Видении мурзы» и в оде «Фелица» Державин называет себя мурзой, а Екатерину II — Фелицей: это имя вымышленной «царевны Киргиз-Кайсацкия орды» из сказки, сочиненной самой императрицей для внука Александра. (1783 год).
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству.
Орел полунощный, огромный,
Сопутник молний торжеству,
Геройской провозвестник славы,
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл ее уставы;
Потухший гром в кохтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал, как будто бы уснув.
Кого я зрю столь дерзновенну,
И чьи уста меня разят?
Кто ты? Богиня или жрица? —
Мечту стоящу я спросил.
Она рекла мне: «Я Фелица»…
Полностью текст оды можно прочитать здесь.
Что мы видим на портрете
О чем говорит орден Святого Владимира
Помимо сугубо практических целей, замысел имел большое идеологическое значение. Российская империя, будучи самым могущественным православным государством, позиционировала себя в качестве наследницы великой Византии, уничтоженной турками (в 1453 году они захватили Константинополь). Русь приняла православие от Византии при князе Владимире в 988 году. Этим и объясняется учреждение Екатериной посвященного князю Владимиру ордена как раз тогда, когда она была одержима мыслями о Греческом проекте.
Воплотить Греческий проект Екатерине так и не удалось. Но о нем напоминают памятники искусства. В начале 1780-х годов близ Царского Села по проекту Чарлза Камерона (шотландского архитектора, работавшего в России) был построен образцовый город София. Центром этого города стал монументальный Софийский собор (проект тоже разработал Камерон) — в память о главной христианской святыне, находившейся во владении турок, храме Святой Софии в Константинополе. Рядом с царскосельским храмом собирались возвести дом Кавалерской думы Ордена Св. Владимира для собраний его кавалеров. В начале 1780-х годов их портреты были заказаны Левицкому —картины предназначались для «орденского дома», а портрет Екатерины должен был находиться в центре ансамбля. Однако строительство храма завершилось только в 1788 году, а сооружение «орденского дома», судя по всему, даже не начиналось. После смерти императрицы в 1796-м замысел был и вовсе позабыт.
Но в 1783 году, когда создавался портрет Екатерины, Греческий проект был в центре внимания. В тот год к России был присоединен Крым (прежде Крымское ханство было вассалом Османской империи). Этот внешнеполитический успех окажется одним из немногих реальных результатов проекта. И это объясняет, почему именно орден Святого Владимира занимает в портрете столь важное место.
Чем портрет Левицкого отличается от портрета Боровиковского
«Портрет Екатерины-законодательницы» часто сопоставляют с «Портретом Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти Владимира Боровиковского. На обеих картинах представлена одна и та же модель, но сами они совершенно разные. Первая — яркий пример парадного императорского портрета, вторая же — красноречивый образец портрета камерного.
В чем различие парадного и камерного типов портрета? Парадный портрет создается с целью продемонстрировать высокий статус модели, ее место в общественной иерархии. В камерном портрете художник приоткрывает иную сторону жизни человека — частную. Разные задачи обусловливают разность художественных приемов. «Портрет Екатерины II на прогулке» небольшого размера (94,5 x 66 см) — и это сразу ориентирует зрителя на камерное восприятие. Чтобы рассмотреть портрет, к нему нужно подойти. Он словно приглашает нас не робея приблизиться, тогда как портрет большого формата заставляет застыть на почтительной дистанции. Екатерина в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног, без привычных атрибутов императорской власти, не в пышных дворцовых залах, а в уединенном саду — она предстает не богоподобной правительницей, а будто бы простой помещицей. Портрет воспевает красоту человеческого бытия в естественном окружении.
Но каким размышлениям может предаваться императрица на лоне природы? Художник как бы предлагает нам разрешить загадку. Екатерина находится в Царскосельском парке. Рукою она указывает на Чесменскую колонну — памятник победе России над Турцией в Чесменском сражении в 1770 году, возвышающийся на острове посреди Большого пруда. Противоположный берег скрыт за кронами деревьев. Но если бы мы обошли пруд и продолжили двигаться в направлении, указанном Екатериной, то там, уже за пределами парка, перед нами открылся бы вид на Софийский собор (тот самый, что был построен Чарлзом Камероном). Он не изображен на картине, но всякий просвещенный зритель знал, что он есть, и знал о том значении, которое он имел в политической и архитектурной программе Екатерины. Становится ясен смысл жеста императрицы в портрете: через морские победы (а колонна высится посреди водной глади) России должен открыться путь к Софии, к православной империи со столицей в Константинополе.
И что же мы видим? Камерный портрет, по природе своей обращенный к сфере частного, а не общественного, служит выражением имперских амбиций верховной русской «помещицы», угодья которой должны простираться до самого Константинополя. Идея, традиционно выражавшаяся средствами парадного портрета, облечена в форму камерного. Почему? Твердого ответа на этот вопрос нет. Но можно выдвинуть предположение. Большие парадные портреты обычно создавались по заказу самой императрицы, из вельмож или учреждения. Известно, что этот портрет не был заказан Екатериной. Вероятно, он был написан, чтобы свидетельствовать о мастерстве художника для представления его во дворец. Может быть, инвентор (скорее всего, им был все тот же Николай Львов) нарочно замаскировал политическое содержание в непривычную форму. Остроумный парадокс (помещица, но каковы ее владенья!) должен был привлечь внимание зрителей. Одновременно портрет отвечал новому художественному вкусу (он получил название сентиментализм) — стремлению к естественному, интересу к внутренней жизни человека, его чувствам в противовес прискучившей рассудочности. Однако императрице портрет не понравился. Возможно, потому, что он невольно воскрешал воспоминания о ее политической неудаче. Пусть доминантой в портрете оказывается памятник блестящей победе над Турцией, но он же заставляет задуматься и о дальнейшем развитии событий, о Греческом проекте — плане, реализовать который Екатерине, несмотря на успешные военные действия, не удалось. Константинополь так и не стал столицей новой православной империи.
3. Самостоятельное задание
Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать один из трех других портретов. Опорные вопросы, возможно, помогут вам выбрать направление поисков.
1. Годфри Неллер. Портрет Петра I. 1698. Из собрания Британской королевской коллекции (Галерея королевы, Кенсингтонский дворец, Лондон)
Портреты Петра I писали не только русские художники. Этот портрет был создан для короля Англии Вильгельма III (Оранского) сэром Годфри Неллером (1646–1723) — мастером родом из Любека, который учился в Амстердаме и Венеции, а большую часть жизни провел в Великобритании, где пользовался большим успехом как портретист.
1. Портрет был написан с натуры в Гааге по заказу английского короля Вильгельма III, который одновременно был штатгальтером Нидерландов. Возможно, портрет был закончен в Лондоне. Когда и при каких обстоятельствах Петр I посетил Гаагу и Лондон?
2. Что позволяет охарактеризовать этот портрет как парадный?
3. Сравните портрет, созданный европейским мастером, с современными ему русскими портретами-парсунами. Где большее внимание уделено личностному началу?
4. Какие средства задействованы для того, чтобы показать социальное положение модели, а какие — для ее психологической характеристики?
5. О каких реформаторских начинаниях Петра свидетельствует портрет? Как они связаны с Англией?
2. Алексей Антропов. Портрет императора Петра III. 1762. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
1. Опишите обстановку, в которой представлена модель. Как соотносится с этой обстановкой образ императора? Какие художественные средства использует художник для характеристики модели?
2. Сравните образ Петра III, созданный Антроповым, с тем, что известно о личности и правлении императора.
3. Дмитрий Левицкий. Урсула Мнишек. 1782. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Урсула Мнишек (около 1750 — 1808) — польская аристократка, племянница Станислава Августа Понятовского, графиня, жена литовского коронного маршала графа Мнишека, статс-дама российского императорского двора.
Подобный тип портрета обычно называют промежуточным между камерным и парадным. Какие черты этих жанровых разновидностей он в себе сочетает?