в пакибытии что это библии
Толкование на От Матфея 19:28
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 19:28 / Мф 19:28
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Источник: Аскетическая проповедь.
Антоний Великий (
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Возлюбленные и почтенные мои, я непрестанно молю Бога, чтобы вы достигли той меры совершенства, в которой вы можете знать неисчислимые и бесконечные богатства Царства Божия.
Я знаю, что немногие из иноков и дев достигли сей степени совершенства. Для таковых приготовлены седалища, на которые они сядут судить в последний день Суда. Я знаю некоторых, кто в наше время достиг сей степени усыновления Богу.
Ни один прошедший век не имел недостатка в таких людях, кои достигли сего совершенства, и будущие векá будут также иметь их не только из числа мужей, но и из числа жен.
Когда они в последний день Суда сядут на седалищах, то каждый из них будет судить людей своего века. Сие право дано будет им за то, что они преодолели все препятствия, чтобы быть совершенными, потому что совершенные будут судить мир.
Сего-то и я прошу вам от Бога днем и ночью, то есть чтобы вы достигли той меры совершенства, которая бы сделала вас способными в день Суда судить людей вашего времени.
Источник: Письма к монахам.
Макарий Великий (
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Вопрос: Что же значит сказанное Господом. сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Исраилевома?
Ответ: Находим, что исполнилось сие на земле, после того как Господь вознесся на небо; потому что на двенадцать Апостолов ниспослал Он Духа Утешителя и святую силу, и она, снисшедши, осенила их, и воссела на престолах разумов их. Когда же предстоящие стали говорить: «яко» сии «вином исполнени суть» (Деян. 2, 13); тогда Петр начал уже судить их, говоря об Иисусе: «Мужа сильного словом и знамениями распяли вы, повесив на древе. И вот, творит он здесь чудеса, расторгает камни гробниц, и воскрешает мертвых. Ибо написано: «в последния дни излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша» (Деян. 2:17). И таким образом, многие оглашены Петром и приступили к покаянию; почему настал новый мир, избранный Богом.
Видишь, как открылось начало суда. Там открылся новый мир; ибо здесь дана им власть воссесть и судить в мире сем. Правда, что будут они восседать и творить суд в пришествие Господне, при воскресении мертвых: но сие же совершается и здесь; потому что Дух Святый восседает на престолах разумов их.
Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 6.
Иустин (Попович) (1894−1978)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Господь отвечает: в пакибытии… сядете и вы на двенадцати престолах судить. Замечательно слово: пакибытие, то есть вторичное бытие. Каждый человек будет иметь два бытия, две жизни: одну — временную, а другую — вечную и бесконечную. Вечная жизнь будет совершенно отлична от этой временной, планетной жизни; мы наследуем ее после смерти, служащей концом земного нашего бытия, и потому-то она называется пакибытием. Апостолы назначаются в судьи двенадцати коленам Израилевым в сообразность с их понятиями о Царстве Мессии. Какое множество подсудимых! Весь народ израильский со времени разделения его на двенадцать колен и имеющий существовать до конца мира придет на суд двенадцати рыбарей.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Иероним Стридонский (
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Он не сказал: «оставившие все», ибо это сделал и философ Кратес [или: Сократ], а также и другие многие оставили с презрением богатства; но сказал: последовавшие за Мною, что в собственном смысле сделано апостолами и другими верующими. Во время возрождения, когда Сын Человеческий сядет на престоле Своего величия, когда из мертвых от тления восстанут нетленные, сядете и вы на скамьях судей, осуждая двенадцать колен Израиля, ибо когда вы уверовали, они не хотели веровать.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Ужели в самом деле сядут? Нет: под образом сидения Господь обозначил особенную честь. Но ужели сядет и Иуда? Опять нет: это сказано о тех, которые последовали, то есть остались верными Христу до конца, а Иуда не остался таковым. Бог обещает блага достойным, но когда эти люди изменятся и станут недостойными, блага эти отнимаются. Подобным образом бывает и с бедствиями: Бог иногда угрожает нам бедами, но не насылает, если мы переменимся. Под «пакибытием» разумей воскресение.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Ориген (
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
Как при приношении Бог, принимая не дар, но произволение дарящего, оправдывает и скорее принимает давшего меньше с более совершенным произволением, чем давшего больше от большего с меньшим расположением (как ясно из написанного о большом даре богатых и двух лептах, которые ради бедных вдова положила в сокровищницу), так и относительно тех, кто ради любви к Богу оставил приобретенное, чтобы спокойно следовать за Христом Божиим, делая все по Его слову, скорее будет принят вовсе не тот, кто оставил больше, а не меньше, и скорее тот, кто всей душой оставил меньше, а не тот, кто пренебрег большим. Действительно, хотя Петр с братом Андреем оставили малое и незначительное, когда оба услышали: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним (Мф. 4:19−20), однако это не считается малым у Бога, узнавшего, что они это сделали в таком состоянии, что даже если бы имели большое имение (Мф. 19:22) и большое состояние, то это не сдержало бы их и не воспрепятствовало стремлению последовать за Христом.
Итак, последовавшие за Спасителем сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И эту власть они получат по воскресении мертвых, ибо это воскресение есть новое пакибытие, когда новое небо и новая земля населяются теми, кто обновился, и подается новый завет и его чаша.
Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома
Пакибытием называет здесь воскресение из мертвых, как вторую жизнь. Что же? и апостолы тогда будут сидеть и судить? Нет; один только Иисус Христос будет сидеть, и Он один только будет судить, а двенадцатью престолами указал только на преимущественную славу и честь учеников и участие их в Царстве Своем. Судяще, т.е. осуждая. Итак, говорит: вы будете иметь преимущественную славу и честь и соцарствовать Мне, осуждая израильтян, но не так, как судьи. В каком смысле в двенадцатой главе сказал, что ниневитяне и царица южская осудят род сей, в таком же смысле говорит и теперь, что они осудят двенадцать колен израилевых. Поэтому Он не сказал: народы или вселенную, а одних только израильтян, своих единоплеменников и родственников. Они осудят не как судьи, а потому что Судья осудит израильтян на основании веры апостолов. И те, и эти воспитаны были в тех же самых законах и по тем же обыкновениям, однако эти уверовали, а те — нет. Но неужели и Иуда будет иметь престол и осудит? Нет; обещание же дано вообще двенадцати ученикам, чтобы и в этом отношении Иуда не был поставлен ниже других. Есть закон Божий, изреченный Иеремиею и гласящий: аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениих, яже помыслих сотворити им; потом говорит: аще сотворят лукавая пред очима Моима, еже не послушати гласа Моего, то раскаюся о благих, яже глаголах сотворити им (Иер. 18:8−10). Что же говорит этот закон? Если Я буду угрожать тебе злом, но ты исправишься, то уничтожишь Мое решение; и если Я буду обещать тебе благодеяние, но ты окажешься нерадивым, то уничтожишь Мое обещание, и сам будешь виновен, сделавшись недостойным его. Под раскаянием в Боге нужно понимать перемену решения, причиной которой становимся мы сами. Нужно также знать, что к двенадцати ученикам причисляет и тех, которые потом были приняты в число двенадцати, как долженствующих принять на себя то же служение и ту же веру.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Анонимный комментарий
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
В судный день иудеи ответят: «Господи, а мы не знали, что Ты — Сын Божий, Который воплотился. Кто из людей мог видеть сокровище, скрытое в поле, или солнце, закрытое облаком? Кто подозревал, что звезда светлая и утренняя (Откр. 22:16) взошла над землей? Кто мог подумать, что женщина, изгнавшая нас из рая и помешавшая всем туда войти, сама стала первой дверью в рай? Что свет взойдет через нее, ставшую причиной наступления тьмы? Не непокорность сердца привела нас к несправедливости перед Тобой, но мы были обмануты помышлениями плоти».
Лопухин А.П. (1852−1904)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых
(Лк. 22:28−30, где речь отличается другим характером и в другой связи), Слово “пакибытие” показывает, что новое существование людей непременно настанет в таком или ином виде. Земное состояние есть одно бытие; за гробом — другое. Это последнее и есть “пакибытие.” Слово это (παλιγγενεσία — так правильно, но не παλιγγενεσία) употреблено только два раза в Новом Завете, здесь у Матфея и еще Тит. 3:5. Выражения “сядет,” “сядете,” конечно, образные, и их нельзя понимать в буквальном смысле. Слово “судить” также образное, подразумевает, по семитическому употреблению, “господство,” “власть” (ср. Откр. 20:4). Относительно того, будет ли причислен к судьям и Иуда, которому также были сказаны эти слова, встречается много заметок у древних и новых экзегетов. “Итак что же? — спрашивает Иоанн Златоуст, — и Иуда будет сидеть на престоле? Нет.” “Я обещаю награду только достойному. Беседуя с учениками Своими, Он не без условия дал обещание; не сказал просто: вы, но присовокупил еще: шедшие по Мне, чтобы и Иуду отвергнуть, и тех, которые после имели обратиться к Нему, привлечь, — эти слова Его относились не к ученикам одним, и не к Иуде, который впоследствии времен сделался недостойным Его обещания.” Феофилакт добавляет, что Спаситель здесь говорит “о тех, которые последовали за Ним до конца, а Иуда не остался таковым.”
Выражение “судить двенадцать колен Израилевых,” очевидно, образное и не может быть понимаемо в точном смысле.
Тема: Что такое ПАКИБЫТИЁ?
Опции темы
Реинкарнация – существующая реальность. Физическое тело человека – одежда. А одежда – всего лишь тряпка. А тряпки, добротные и красивые или ветхие или сгнившие – всего лишь тряпки. Тряпье не воскресает. Воскресает иное.
Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас. (Ев. от Фомы, 74)
Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности. (Ев. от Фомы, 34)
professor_: А ты веришь в вечную жизнь?
Я доверяю Тому, Кто сказал:
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18.37)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии (=в новом воплощении), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. (Мф.19.28-29)
ну в ектиньях во всех православных храмах говорится ПАКИ и ПАКИ Господу помолимся. Т.е. ЕЩЁ и ЕЩЁ.. Значит ПАКИбытие = ЕЩЁбытие.. т.е. кроме знакомого нам бытия (состояния, мира) есть ЕЩЁ бытие..то что в НЗ названо Небесами (да будет воля твоя и на земле, как на небе). Как бы ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР выходит..
. христианство явление сложное и до конца не изученное.
. библия одна, но это никому не мешает.
. не уверен, что заблуждаюсь.
Это явно слова человеческие, а не Божии
. христианство явление сложное и до конца не изученное.
. библия одна, но это никому не мешает.
. не уверен, что заблуждаюсь.
Реинкарнация – существующая реальность. Физическое тело человека – одежда. А одежда – всего лишь тряпка. А тряпки, добротные и красивые или ветхие или сгнившие – всего лишь тряпки. Тряпье не воскресает. Воскресает иное.
Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас. (Ев. от Фомы, 74)
Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности. (Ев. от Фомы, 34)
professor_: А ты веришь в вечную жизнь?
Я доверяю Тому, Кто сказал:
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18.37)
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии (=в новом воплощении), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. (Мф.19.28-29)
С Любовью, Николай Лагин.
Так называемое «Евангелие от Фомы» не канонично, это всего лишь апокриф.
БАНЯ ПАКИБЫТИЯ
Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Апостол Иоанн Богослов
Рождение от воды и Духа
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисусс казал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:1-8).
Апостол Павел
Бог спас нас по Своей милости банею возрождения и Святым Духом
Мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам (Тит.3:3-8).
Врачует всеблагодатная баня пакибытия
Некоторые думают, что человеческое естество по природе страстно, по природе подлежит страстям, и в доказательство того указывают на гнев и пожелание. Но дело не так есть, как они говорят, ибо гнев и пожелание даны Богом естеству человеческому не как страсти, каковы они теперь, а как добрые расположения, и человек получил эти блага от благого Бога как признаки, показывающие в нем разумную тварь. Если гнев и похотение даны и бессловесным животным, то даны не в том же значении, как даны они человеку. И плоть человеческая есть плоть, но она не одинакового достоинства с плотью зверей и скотов несмысленных. Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум, и пока ум сей был здрав, пребывали в своем чине и эти движения, именно: пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев (чрез раздражение, ревность) опять это же самое пожелание раздражал и приводил в напряжение, чтоб оно с большим рвением вожделевало оных благ божественных и, мало-помалу востекая горе, приблизилось к Богу и Им услаждалось. Но поелику ум наш занемог и потерял здравие, которое хранило его в должном порядке, и, как больной и поврежденный, вышел из своего чина и растлился, и стал, вместо того чтоб помышлять о небесных благах, помышлять только о мирском, то по сей причине вожделевает он того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и чрез то уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по уму благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для которых даны естеству человеческому и гнев (раздражительность, энергия), и пожелание. Тот же христианин, который не таков, еще не сделался христианином, и пусть он не обманывает себя.
По причине преступления Адамова расстроились силы естества человеческого, то есть ум, желание, чувство. Почему может он умствовать, но умствует неправо; может желать, но желаниями неразумными; может являть ретивость (гнев, раздражение, рвение), но бессмысленно. От сего мысли и помышления его, то, как он о чем думает и как что представляет, и то, что и как чувствует, все это криво и ошибочно. Враг наш диавол с клевретами своими бесами, произведший первое падение, мысленно втесняется в сие наше внутреннее настроение, паче и паче возмущает его и, держа нас в нем, как в облаке каком мрачном, заставляет во всем творить его хотения на пагубу самим себе.
«Всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу». Это также принадлежит к слышанному слову и к закону, который должно принять в слух. Вникните, точно ли узаконяется и заповедуется сие вопреки Моисееву закону, и что у Моисея требуется, то здесь отвергается? И каким же образом «иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» (Мф. 5:18)? Или, может быть, пророческое слово показывает, что духовно, возвышенно и в высоком смысле надлежит изъяснить и то, что предписывает внешняя сторона закона. Без сомнения, говорит Бог: «Я не требовал овна, то есть животного, но требую, чтобы Мне всецело был посвящен ум, то есть владычественное души, ум, не развлекаемый земными заботами, как бы очищенный огнем и оказавшийся достойным похвалы. Хочу не того, чтобы тук агнцев посредством огня обращаем был в тончайшие пары, но чтобы непорочная душа приносила Мне простоту нравов, хочу не того, чтобы кровь быков и козлов проливалась на подножие жертвенника, но чтобы вожделевательное и раздражительное в душе истребляемо было многотрудной молитвой и постоянным пребыванием во святилище».
Преподобный Ефрем Сирин
У нас есть баня не только пакибытия, но и обновления
Не должно нам, братие, отчаиваться в спасении, имея такую матерь – покаяние. Не должно терять надежду на спасение, когда утешает нас такая матерь. Уловленных лютым врагом вводило оно в рай к Богу, ужели отвратится от нас? Помиловало их, бывших вне Церкви, ужели не умилосердится над нами? Никто не позволит свободно другим расточать то, что сам собрал с трудом. Как же Богу и Отцу уступить врагу обладание нами, которых стяжал кровью Сына Своего? – Мы – стадо Его, и Он – наш Пастырь. Он дал покаяние, как очистительную воду, чтоб, если погрешим в чем, омываться им. У нас есть баня не только пакибытия, но и обновления. Если в чем согрешим, омывшись покаянием, делаемся чистыми.
Мы, которые удостоились бани пакибытия, совершаем добрые дела не ради воздаяния, но для сохранения данной нам чистоты.
Преподобный Максим Грек
Идите со мной и просветитесь посредством святой бани пакибытия
Во время Первого Вселенского Собора, после долгих философских исследований и сильных доказательств, когда Отцы Собора продолжали спорить и сопротивляться на словах одному эллинскому философу, тогда преподобный Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский, скорбя и сожалея по поводу сопротивления эллина, попросил Священный Собор, чтобы дозволено было ему поговорить с философом, и, после долгой просьбы, получив дозволение Собора говорить с философом, он так просто с великою тихостью и с уважением спросил его: „Веруешь ли, уважаемый философ, что один есть Бог, Создатель и Управитель всего?» И когда философ ответил: „Верую, честный отче», преподобный опять спросил его: „Веруешь ли, что премудрейший этот Создатель имеет и Слово живое, Себе единосущное, Которым Он и сотворил все?» И когда тот исповедал и это, преподобный опять говорит ему: „Веруешь ли также, что Он имеет и Дух единосущный и присносущный Себе, и что Он есть, как мы и веруем в Него, един Бог в трех ипостасях и в одном существе и естестве и Божестве? Его Слово мы, научаемые и просвещаемые боговдохновенным писанием, проповедуем и исповедуем Богом совершенным в Своей ипостаси, и что Он в это последнее время соделался совершенным человеком, для спасения рода человеческого. Веруешь ли сему, господин философ?» На это философ, как бы какой благопокорный ученик, ответил: „Верую всему этому, честный старче!» Тогда преподобный говорит ему: „Зачем медлишь и не принимаешь бани пакибытия во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы тебе омыть свои грехи и чтобы, исполнившись Святого Духа, большее этого узреть и большему научиться?» Тот ответил преподобному: „Да будет так, как ты велишь, честнейший старче!» И когда он так сказал и пошел вслед преподобного в церковь, чтобы принять святое крещение, то некоторые ученики его, смутившись внезапною его переменою, стали его укорять, как оказавшегося побежденным так скоро одним неученым старцем. Тогда он на это сказал им: „Не удивляйтесь сему, любезные друзья мои! Ибо пока продолжался спор на словах, и мне предстоял подвиг отражать хитрословием доводы всего Священного Собора этих чудных святителей, я мог с ними крепко препираться и состязаться; когда же этот старец отверз боговдохновенные уста свои и краткими поучениями начал говорить со мной о величии Божием, то я увидел пламень огненный, исходящий из уст его, который его словами просвещал мой ум просвещением божественного разума и убеждал меня отбросить всякое суетное хитрословие и богопротивное препирательство. И если вы хотите послушаться моих полезных для вас советов, то приступите и вы, и идите со мной вслед сего старца и просветитесь просвещением божественного разума посредством святой бани пакибытия».
Подобает осквернившимся после бани пакибытия очистить свои руки постоянным огнем сердца
«Истинно кающийся признает, по словам святого Иоанна Лествичника, каждый день, в который он не плакал, потерянным для себя хотя бы в течение его он и сделал что доброе (Слово 5, гл. 33). Какое бы возвышенное жительство ни проходили мы, но если не стяжали сердца сокрушенного, то это жительство — притворное и бесплодное. Подобает, истинно подобает осквернившимся после бани пакибытия (после святого Крещения) очистить свои руки постоянным огнем сердца и милостью Божией (Слово 7, гл. 64). Не будем мы обвинены, о друзья, при исходе души нашей из тела, что мы не были чудотворцами, не были богословами, не имели духовных видений, но непременно воздадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно» (Слово 7, гл. 70), то есть не пребывали в постоянной спасительной печали о согрешениях и греховности наших. Хотя плач почти всегда увенчивается более или менее обильными слезами, но некоторые подвижники — как видно из утешения, которое произнесено для них святыми отцами — томятся или в течение всего подвига своего, или в течение значительного времени, под гнетом плача, не получая слез для отрады и прохлаждения. Да ведают они, что сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении духа нашего (Пс.50:19), когда дух восплачет по причине смирения. Плач духа, при недостатке телесных сил для выражения телесными подвигами и действиями действующего в душе покаяния, заменяет собою все телесные подвиги и действия, а между ими и слезы. Аминь.
Осипов Алексей Ильич
Доктор богословия. Профессор МДА
Таинство Крещения называется баней пакибытия
Это первое, начальное таинство, которым человек вводится в Церковь. Оно называется баней пакибытия. Баней – потому что оно связано с водой, с водным омовением, водным погружением. Пакибытие – значит второе бытие, второе рождение. Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа…», когда Никодим пришел в недоумение. Оказывается, есть возможность второго рождения.
Инок Никодим
Жизнь вечную Спаситель назвал пакибытием
Господь наш Иисус Христос приходил на землю с одной только целью: показать людям, что кроме этой краткой и во многом скорбной земной жизни в плотском, стареющем и гибнущем теле, есть иная жизнь, жизнь вечная, никогда нескончаемая в Царстве Небесном, и в которую можно перейти, если соблюсти некоторые условия, указанные в Его учении о спасении.
Свою божественную миссию, Спаситель начал с Крещения в Иордане, тем самым показал людям собственным примером, с чего они должны начинать восхождение на Небо и как жить на земле, чтобы перейти «от смерти в жизнь».
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (Ин.5:24).
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10).
Сын Божий Иисус Христос, конечно же не нуждался ни в каком Крещении и омытии грехов, поскольку был свят и чист по своей Сущности и самому Рождеству, Отцом Которого является не земной (страстный) человек, но Сам Бог.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Сразу же по Крещении, Он уединился в пустыне в сорокадневном посте, где претерпел искушения от дьявола, тем самым показал людям, что после отречения от плотской и страстной жизни, которое происходит в крещении, человек должен испытать искушения от дьявола и собственной плоти, которая по своей ветхости, какое то еще время (до достижения бесстрастия), будет побуждать его ко греху.
И это попущение Божие не случайно, но, чтобы испытанием искушениями выявить истинных чад Своих, верных Его учению. Лукавые же и лицемерные, конечно, и после обряда крещения, ни о каких заповедях радеть не станут, а будут проживать свои жизни по своеволию, имея только внешний вид благочестия, находясь при этом внутренним человеком в плену у греха и сетях вражиих (страстях).
Если земная жизнь называется бытием, то жизнь вечную, Спаситель назвал пакибытием, т.е. никогда нескончаемую жизнь во Царствии Его, которая может быть унаследована людьми только верными и послушными Его учению, которое изложено в заповедях.
Кто Мне служит, Мне да последует и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин.12:26).