в отношении кого чего падеж

Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в пред­ло­же­нии.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

ОпределениеПадеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма име­ни, ука­зы­ва­ю­щая на его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам в пред­ло­же­нии.

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

ОпределениеПаде́ж в язы­ках флек­тив­но­го (син­те­ти­че­ско­го) или агглю­ти­на­тив­но­го строя — сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен­ных и место­имён­ных частей речи (суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных) и близ­ких к ним гибрид­ных частей речи (при­ча­стий, герун­ди­ев, инфи­ни­ти­вов и проч.), выра­жа­ю­щая их син­так­си­че­скую и/или семан­ти­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Сравните:клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окон­ча­ни­я­ми)

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние паде­жа:

ОпределениеПадеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен суще­стви­тель­ных, выра­жа­ю­щая отно­ше­ния обо­зна­чен­но­го суще­стви­тель­ным пред­ме­та к дру­гим пред­ме­там, явле­ни­ям, дей­стви­ям.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет адре­са­та и отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

Слышу голос бабуш­ки.

голос (кого?) бабушк-и (р. п.)

Я люб­лю свою бабуш­ку.

Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На замет­ку!А вы зна­ли, что суще­ство­ва­ли ещё 9 паде­жей, кото­рые не изу­ча­ют в шко­ле?

Источник

Вопросы падежей в русском языке (таблица)

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ют паде­жи суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Падеж как форма именной части речи

Сначала опре­де­лим, что падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен­ных частей речи в рус­ском язы­ке: суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го, место­име­ния и гла­голь­ной фор­мы при­ча­стия, име­ю­ще­го неко­то­рые при­зна­ки име­ни при­ла­га­тель­но­го. Все пере­чис­лен­ные само­сто­я­тель­ные части речи и фор­ма гла­го­лов скло­ня­ют­ся, то есть изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

ОпределениеПадеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен­ной части речи, выра­жа­ю­щая в пред­ло­же­нии его отно­ше­ние к дру­гим словам.

В грам­ма­ти­ке совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют шесть падежей:

К сло­ву, име­ю­ще­му фор­му паде­жа, мож­но задать опре­де­лён­ный вопрос.

Приведем нагляд­ную таб­ли­цу паде­жей с вопро­са­ми и харак­тер­ны­ми предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

Рассмотрим более подроб­но, какие вопро­сы паде­жей зада­ют­ся к фор­мам имен суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Вопросы именительного падежа

Именительный падеж — это началь­ная фор­ма сло­ва. Одушевлённые име­на суще­стви­тель­ные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ют лицо или пред­мет и отве­ча­ют на вопрос кто? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным ста­вит­ся вопрос что?

Пушистый (кто?) котё­нок игра­ет с клуб­ком ниток.

Именительный падеж явля­ет­ся неза­ви­си­мым от дру­гих слов в пред­ло­же­нии. Слова в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме выпол­ня­ют роль глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го и нико­гда не име­ют предлогов.

Это чистое лес­ное озе­ро — жем­чу­жи­на наше­го края.

В свя­зи с грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и неза­ви­си­мой син­так­си­че­ской ролью в пред­ло­же­нии име­ни­тель­ный падеж назы­ва­ют пря­мым. Все осталь­ные пять паде­жей выра­жа­ют зави­си­мость форм суще­стви­тель­ных от слов дру­гих частей речи в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «кос­вен­ные паде­жи». К кос­вен­ным паде­жам ста­вят харак­тер­ные вопро­сы в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением.

Вопросы родительного падежа

К фор­ме роди­тель­но­го паде­жа оду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го ста­вим вопрос кого? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным зада­дим вопрос чего? Чтобы опре­де­лить фор­му роди­тель­но­го паде­жа, исполь­зу­ем слова-помощники «нет» и «не было»:

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся ряд пред­ло­гов, уточ­ня­ю­щих объ­ект дей­ствия, место, вре­мя и пр. Тогда падеж­ный вопрос про­зву­чит вме­сте с предлогом:

Вопросы дательного падежа

Дательный падеж — это кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­но­го, кото­рый отве­ча­ет на вопро­сы кому? чему? В каче­стве вспо­мо­га­тель­ных слов исполь­зу­ем гла­го­лы «позво­ню» или «отдам»:

Если в фор­ме датель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное исполь­зу­ет­ся с пред­ло­гом, то вопро­сы ста­вят так:

Вопросы винительного падежа

Винительный падеж обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? что? К оду­шев­лён­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му зада­ем такой же вопрос, как и к фор­ме роди­тель­но­го паде­жа. К неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му ста­вим вопрос, сов­па­да­ю­щий с вопро­сом име­ни­тель­но­го паде­жа. Постановку вопро­сов вини­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ем с помо­щью слов «узнаю» или «вижу».

Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участ­ву­ют в поста­нов­ке вопро­сов к сло­вам в фор­ме вини­тель­но­го падежа:

Вопросы творительного падежа

Существительные в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кем? чем? Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос, вос­поль­зу­ем­ся помо­щью слов «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь»:

К сло­вам в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

Вопросы предложного падежа

Предложный падеж обра­зу­ет­ся обя­за­тель­но с уча­сти­ем пред­ло­га, из-за чего полу­чил такое назва­ние. К суще­стви­тель­ным в этой падеж­ной фор­ме ста­вим вопро­сы о ком? о чём?

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа помо­гут задать вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «сооб­щить», «вспо­ми­нать»:

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся предлоги

о, об, в, во, на, по, при

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа зада­ют­ся с уча­сти­ем этих предлогов:

Определение падежа существительного

Основным при­ё­мом в опре­де­ле­нии паде­жа суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся поста­нов­ка вопро­са. Падежный вопрос зада­ет­ся от сло­ва, к кото­ро­му при­над­ле­жит иссле­ду­е­мое суще­стви­тель­ное, с кото­рым оно грам­ма­ти­че­ски свя­за­но в соче­та­нии или предложении.

Зонтик (кого?) подру­ги (р. п.) при­го­дил­ся нам во вре­мя вне­зап­но начав­ше­го­ся дождя.

Я спро­шу об этом (у кого?) у подру­ги (в. п.).

Иногда пра­виль­но опре­де­лить падеж помо­га­ет метод заме­ны на такую же падеж­ную фор­му. Например, в сло­во­со­че­та­нии «идти по тро­пин­ке» зави­си­мое от гла­го­ла суще­стви­тель­ное нахо­дит­ся в омо­ни­мич­ной фор­ме либо датель­но­го, либо пред­лож­но­го паде­жа. Какой вопрос сле­ду­ет задать к слову:

Заменим фор­му един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го на фор­му множественного:

идти по тро­пинк е — идти по тро­пинк ам

Этот при­ем помо­жет понять, что сло­во «по тро­пин­ке» име­ет фор­му датель­но­го паде­жа, так как окон­ча­ни­ем -ам харак­тер­но для фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го же падежа.

В отдель­ных слу­ча­ях пра­виль­но выяс­нить падеж омо­ни­мич­ных форм суще­стви­тель­ных помо­га­ет пред­лог. Формы слов «к шко­ле» и «при шко­ле» раз­ли­ча­ют­ся толь­ко пред­ло­га­ми. Предлог «к» упо­треб­ля­ет­ся с датель­ным паде­жом (к чему? к огра­де, к горо­ду). Вспомним, что пред­лог «при» харак­те­рен толь­ко для пред­лож­но­го паде­жа. Аналогичным спо­со­бом, сопо­став­ляя фор­мы слов с одним и тем же пред­ло­гом, опре­де­ля­ет­ся падеж у нескло­ня­е­мых имен существительных:

Не сме­ши­ва­ем падеж­ные вопро­сы с син­так­си­че­ски­ми. Падежные вопро­сы выяс­ня­ют фор­му суще­стви­тель­но­го с точ­ки зре­ния мор­фо­ло­гии (уче­нии о фор­ме слов). Синтаксические вопро­сы зада­ют­ся к чле­ну предложения.

В этом при­ме­ре падеж­ный (мор­фо­ло­ги­че­ский) вопрос сов­па­да­ет с син­так­си­че­ским. Существительное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся пря­мым дополнением.

В этом пред­ло­же­нии падеж­ный вопрос не сов­па­да­ет с вопро­сом к чле­ну предложения.

Источник

Падежи в русском языке

в отношении кого чего падеж. Смотреть фото в отношении кого чего падеж. Смотреть картинку в отношении кого чего падеж. Картинка про в отношении кого чего падеж. Фото в отношении кого чего падеж

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом односоставного номинативного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Приложения в значении добавочного сообщения.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?

Примеры существительных в родительном падеже:

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

Источник

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Родительный

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Винительный

Творительный

Предложный

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

НазваниеСлово-помощникВопросыПримеры
ИменительныйИмеетсяКто? Что?Блогер. Огород
РодительныйНетКого? Чего?Блогера. Огорода
ДательныйДатьКому? Чему?Блогеру. Огороду
ВинительныйВинитьКого? Что?Блогера. Огород
ТворительныйСтатьКем? Чем?Блогером. Огородом
ПредложныйГоворитьО ком? О чём?О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

НазваниеСуществительное помощникВопросыПример
Именительныйесть — Сайт, ИграКакой? Какая?Популярный, Познавательная
Родительныйнет — Сайта, ИгрыКакого? Какой?Популярного, Познавательной
Дательныйдать — Сайту, ИгреКакому? Какой?Популярному, Познавательной
Винительныйвижу — Сайт, ИгруКакой? Какую?Популярный, Познавательную
Творительныйдоволен — Сайтом, ИгройКаким? Какой?Популярным, Познавательной
Предложныйдумаю — о Сайте, об ИгреО каком? О какой?О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Вот один из вариантов последовательности изучения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *