в оперетте что делают
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Так вот, теперь по сути вопроса.
Опера и оперетта как жанры музыкального театрального искусства имеют общие исторические корни. Принцип построения сценического действия, основанный на вокальном исполнении и музыкальном сопровождении, использовался еще в XVI веке. Прообразом современной оперы можно считать итальянские пасторали и мистерии: именно они определили основные закономерности оперной драматургии, активное развитие которой к началу XVIII века привело к возникновению больших серьезных музыкально-драматических произведений и комической оперы.
Комическая опера, или опера-буфф, во второй половине XIX приобрела характерные черты самостоятельного жанра, известного как оперетта.
Фото 2.
Ему свойственны легкое содержание, сочетание песенного исполнения, инструментальной музыки и танца, а также использование значительных по объему фрагментов обычной речи в диалогах, монологах и репликах.
Действие оперетты отличается стремительностью и развивается вокруг комической или авантюрной ситуации. Ему подчинены характеры героев, столкновение которых усиливает комедийный эффект происходящего на сцене.
Фото 3.
Оперетта — с итальянского operetta, буквально переводится как маленькая опера. Истоки такого сценического произведения можно найти в античных религиозных обрядах в честь бога виноделия Диониса. От этих экстатических спектаклей оперетта взяла сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом и любовной интригой. Этот музыкально-театральный жанр сложился в Париже к середине XIX века из театральных интермедий — коротких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес. Первым опереттам была свойственна сатирическая направленность, злободневность, позднее развиваются лирическое и жанровое начала.
Фото 4.
Классикой жанра оперетты стали произведения И. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, которые принесли всемирную славу лучшим театрам Европы: Фоли-Нуво и Буфф-Паризьен. «Летучая мышь», «Баядера», «Веселая вдова», «Цыганский барон», «Прекрасная Елена» не сходят и с отечественной сцены, радуя зрителей зрелищностью сцен и прекрасной музыкой.
Фото 5.
Опера сформировалась в конце XVIII века как синкретический жанр, объединяющий музыкальное искусство, вокал, драматургию, хореографию и актерское мастерство исполнителей. Основой сценического действия в опере является трагедия или крупномасштабная драма исторического, психологического, социокультурного плана, поэтому характеры героев в ней очерчены объемно и выразительно.
Фото 6.
Они раскрываются в сольных вокальных номерах: ариях, квантинах, балладах и сценических диалогах: дуэтах, трио, квартетах. В опере важную роль играет музыкальное сопровождение, которое благодаря симфоническим средствам выразительности подчеркивает напряженность конфликта и позволяет развить идею произведения.
Фото 7.
Этой же цели служит речитатив – ритмически организованная, музыкально интонированная речь в монологах или диалогах героев.
Фото 8.
По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию. Как правило, она состоит из трех актов с прологом и эпилогом и включает симфонические формы сценической драматургии: увертюры, антракты, балетную музыку, пантомиму.
Оперные вокальные партии также отличаются сложностью; их создают для голосов определенного тембра и высоты: например, для колоратурного сопрано, лирического баритона или лирико-драматического тенора.
В опере могут быть использованы элементы с балетной хореографией.
Ценители оперного искусства согласятся с мнением, что «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Иван Сусанин» М. Глинки, оперные произведения Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, А. Бородина стали нашим национальным достоянием.
Фото 9.
Вот основные отличия:
— Оперетта является музыкальным комедийным произведением. Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие развивается как трагедия или драма.
— В оперетте вокальное исполнение сочетается с обычной речью. В опере более сложный вокал может быть дополнен музыкальной декламацией – речитативом.
— По сравнению с опереттой, опера имеет более сложную композицию, включающую симфонические формы сценической драматургии.
— Обязательный элемент оперетты – танец, которым заканчивается каждое действие. В опере могут быть использованы только элементы балетной хореографии.
Фото 10.
А вот какие два момента я хотел бы отметить по результатам посещения оперы. Безусловно даже для меня совершенно не соображающего в этом человека очень было все было интересно и красиво. Все таки живая музыка и живое исполнение это сила.
Фото 11.
Фото 12.
Понятно, что в действительности это не так, но вот так представляется это для человека, который «совсем не в теме».
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
ОПЕРЕТТА
ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.
Происхождение.
Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж. Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская оперетта.
Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах, истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.
Венская классическая оперетта.
Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.
Английская оперетта.
Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта и А.Салливена. Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).
Венская оперетта 20 в.
В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).
Оперетта в России.
До 19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его. Более редкую разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики», музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений – романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь любви Валентинова и др.).
История сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха (1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы, специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения французских и австрийских композиторов.
Значительную роль в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссер и актер В.Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К.Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.
Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в 19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н.Монахов, И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и др.
Российские композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А.Глазунов, бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан. В целом национальная оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.
Важный этап развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М.Таиров в Камерном театре – Жирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926) Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного» репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.
Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.
Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.
Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924), Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей, и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня Широка страна моя родная, впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.
Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.
Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова, посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг.
Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова (1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942, переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.
После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты), В.Соловьев-Седой (Самое заветное), Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка), Д.Кабалевский (Весна поет), К.Листов (Севастопольский вальс). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер, Белая акация), Свиридов (Огоньки). Оперетте отдал дань и великий Д.Шостакович – Москва, Черемушки (1959).
В становлении и развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин, Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет, Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская, Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.
Примерно с середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.
В оперетте что делают
Что такое оперетта, история оперетты
Что может связывать лихих пиратов, цветочниц, танцовщиц в баре, высокомерных графов и чиновников, представителей богемного общества, мечтающих о славе и пребывающих в постоянном творческом поиске? Все они являются героями популярных оперетт. Эти выдающиеся спектакли давно стали легендарными, а их авторы обеспечили себе право называться законодателями жанра в искусстве.
Историю оперетты и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое оперетта
По сравнению с оперой оперетта представляет собой более «легковесный» жанр. Сюжет часто имеет ироническую подоплёку, романтический флёр, реже — отражает жестокую сатиру на существующий государственный строй, общественные порядки и преобладающие взгляды на социальные вопросы. Повествование ведётся не только посредством вокального исполнения со вставками речитатива, но и с помощью танцев, а также полноценных диалогов между героями. Весомым различием считается направленность сюжета. В опере он зачастую имел историческое обоснование, а оперетты представали в качестве шутливых зарисовок из обычной жизни, реалии которой современны по отношению к актуальной аудитории.
Само слово имеет итальянское происхождение и обозначает «маленькая опера». Большинство оперетт завершается в мажорных тонах, на жизнеутверждающей, позитивной ноте, невзирая на то, какие жизненные перипетии и испытания в человеческой судьбе были отражены по ходу действия. Оперетта короче по хронометражу любой полноценной оперы, воспринимается легче, не имеет цели передать реалистичное и правдоподобное действо. Здесь найдётся место и фарсу, и абсурду, и всепоглощающему лиризму. Диалоги в оперетте часто ведутся без музыкального фона, однако порой могут сопровождаться тихой оркестровой партией.
Главное отличие оперетты от мюзикла заключается в том, что последний — театральная музыкальная адаптация пьесы, требующая от артистов, в первую очередь, выдающегося актёрского мастерства. Артистами оперетты же, в основном, являются певцы и певицы, специально обученные навыкам оперного исполнения. Эти различия носят условный характер и относятся к произведениям, олицетворяющим жанровые каноны. Современное же искусство, как известно, отличается авангардной склонностью к эклектике.
Также в мюзиклах часто наблюдается строгое следование литературному источнику. Красноречивым примером служит мюзикл «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Б. Шоу: в спектакле сохранены практически все диалоги. Оперетта, предполагающая развлекательное действо, подразумевает вольные трактовки, «сжатия» сюжетной линии в пользу динамичности, зрелищности.
Популярные оперетты
Произведения, заслужившие именоваться классикой жанра, были написаны в период со второй половины XIX в. по 30-е гг XX в. Они и в настоящее время являются «жемчужинами» репертуара многих европейских театров, привлекают внимание как авангардных постановщиков, так и приверженцев классической подачи.
«Весёлая вдова»
Оптимистичный, жизнеутверждающий спектакль о повторном замужестве некогда овдовевшей обеспеченной дамы, пронизан остротами и юмором. Постановка была обречена на успех. С. Рахманинов назвал оперетту гениальной, несмотря на то, что её создатель не был представителем «старой школы», являлся современником русского композитора, а сам спектакль к моменту написания отзыва ещё только начинал триумфальное шествие по театральным подмосткам. Францу Легару, с его любовью к вальсам с неровным ритмом, синкопой, удалось создать произведение, которое впоследствии назовут «обаятельной королевой оперетт». Вот только перед премьерой музыка к спектаклю неприятно шокировала антрепренеров. Они назвали творение Легара шагом к провалу, фиаско, банкротству. Однако публика пришла в восторг, а сама оперетта выдержала немало представлений.
«Фиалка Монмартра»
Нежное название в некоторой степени отражает лирический настрой всего приведения. Венгерский композитор И. Кальман посвятил эту зарисовку о женской самоотверженности, жертвенности и бескорыстных чувствах своей любимой супруге. Действующие герои — сплошь творческие личности, мечтающие о признании и славе, но вынужденные сталкиваться с непреодолимыми жизненными препятствиями.
«Марица»
Оперетту невероятно любят в Венгрии, на родине композитора, написавшего к ней музыку. Действительно, любовная история, разыгравшаяся между главными героями, протекает на фоне национальных танцев и цыганских напевов, которые так знакомы жителям равнины у среднего русла Днепра. Невероятно колоритная оперетта И. Кальмана выстроена на действиях типичных персонажей, между которыми разыгрывается настоящая драма. Она спровоцирована социальным неравенством и коварным интригами, которые плетут недоброжелатели. При этом лирика органично сочетается с жизнерадостностью и верой в лучшее, что так свойственно простому народу.
«Летучая мышь»
Чуть больше 40 дней потребовалось И. Штраусу, чтобы написать бессмертную музыку к либретто Р. Жене и К. Хаффнера, которое его покорило своей «воздушностью», смелостью и остроумием. Спектакли проходили не только в пределах европейских стран, но и в Австралии и даже далёкой Индии. Премьерный показ не был отмечен триумфом, зрители приняли оперетту благосклонно, но без лишних эмоциональных возлияний, и только время стало мерилом успешности этого произведения. Изменения, которые настигли его с годами, с лёгкой руки австрийского композитора Г. Малера, раскрыли весь музыкальный и сюжетный потенциал изначальной задумки, спровоцировали огромный интерес со стороны аудитории и критиков.
«Принцесса цирка»
Таким оказался результат кратковременного творческого кризиса, который настиг И. Кальмана после нескольких постановок его успешных оперетт, сочинённых ранее. Размышляя над новым сюжетом, композитор в компании своих коллег, либреттистов прогуливался по городу. Идея пришла как озарение и… поразила своей очевидностью и логичностью, ведь прежде мысли творцов были сосредоточены исключительно в сфере театра. Местом действия оказалась выбрана цирковая арена, на которой и должна была развернуться невероятно проникновенная история загадочного мистера Икс . Парадоксальная прозорливость композитора заключалась в том, что он сумел точно уловить феномен, объединяющий цирк и оперетту: в обоих жанрах возможно передать серьезный посыл посредством общей легкомысленной, беззаботной, «шутовской» концепции.
История оперетты
Изначально оперетта создавалась как более доступная альтернатива опере. Главной целью таких представлений, рассчитанных на широкую аудиторию, было развлечь зрителя, рассмешить, позабавить. Этим объясняется большое количество танцевальных номеров, которыми так часто сменяются диалоги. Порой обмен репликами между героями становился всего лишь вступлением к очередному хореографическому номеру.
Оперетта зародилась ещё в начале XVIII столетия. Именно в этот период жанр постепенно стал оформляться на основе комических опер, итальянской «комедии масок» и представлений бродячих артистов (певцов, акробатов, лицедеев). К XIX веку зритель, не имевший финансовой возможности довольствоваться серьёзным оперным представлением, обрёл шанс посещать театр, где демонстрировались постановки в новом жанре, явившим собой симбиоз оперы и юмористического спектакля.
Окончательное жанровое оформление оперетты тесно связано с именем Жака Оффенбаха . Этот человек имел еврейское происхождение и появился на свет в Германии, однако славу и популярность он сумел снискать на территории Франции, где его комические «открытки» пришлись по вкусу местной взыскательной публике. Закат французской оперетты пришёлся на конец XX века, когда общественный интерес сместился в сторону творений выдающих музыкальных деятелей Австрии.
Венская оперетта ассоциируется с именем И. Штрауса . Композитор завоевал титул «короля вальса», однако его творчество отмечено и талантливо созданными опереттами, среди которых особое место занимает «Die Fledermaus». В сюжете лёгкая ирония «опасно» перекликается с настоящим сарказмом, а сценическое действо порой напоминает фантасмагорию.
Английская оперетта как отдельное направление возникло с лёгкой подачи деятельного творческого тандема композитора А. Салливана и писателя У. Гилберта. Этот союз «породил» минимум 14 запоминающихся своим сюжетом и музыкой комических оперетт, отличающихся стремительным действием и насыщенным, красочным музыкальным сопровождением. Наибольшую популярность обрело произведение «Пираты Пензанса», завершённое в 1879 году. Сюжетная канва соткана на основе истории о молодом удалом моряке, его возлюбленной и шайке пиратов. История обрела много интерпретаций и не раз была рассказана по-новому в театрах на Бродвее. В 1983 году был снят одноимённый фильм под руководством Вилфорда Лича.
С наступлением позапрошлого века оперетта стала существовать наравне с развивающимся направлением музыкального театра — мюзиклом . Эти два жанра оказали друг на друга взаимное влияние.
Интересные факты об оперетте
Англичане говорят, что публика, отдающая предпочтение оперетте, условно делится на два типа. К первому — относятся те, кто на протяжении всего спектакля наслаждается вокальным и хореографическим мастерством артистов, невзирая на то, какой абсурд творится на сцене в отношении сюжета. Второй тип складывается из тех, кто приходит посмотреть именно на эти нелепости, казусы, смешные и забавные ситуации, воплощение которых сопровождается пением и танцами. Как бы в действительности ни воспринималась оперетта современными поклонниками театра, этот жанр остаётся одним из самых привлекательных, любопытных и доступных для массового зрителя.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фрагменты популярных оперетт