в одном отсеке плацкартного вагона что означает
Плацкарт «ёлочка» — индивидуальные капсулы и нормальные столы, результат эволюции предыдущих прототипов
У нас тут новый плацкарт, который имеет все шансы стать основной версией для ночных экспрессов. На нём я хочу показать, как ваши отзывы помогали менять вагон. Поскольку эта история прототипов уже длинная, отлично видно и тупиковые ветки, от которых отказались, и удачные решения. Начнём с того, что есть сейчас:
ТМХ показали четвёртый, близкий к финалу плацкартный вагон в диагональной компоновке. Напомню, сначала у нас был капсульный отель со шкафом вместо стола, потом целый вагон боковушек, а теперь есть тот вариант, который больше всего похож на китайский диагональный плацкарт, только с учётом всего того, что до этого говорили эксперты и пассажиры. Например, посты на Хабре собрали 548, 518 и 888 комментариев, куча обратной связи была с выставок, других публикаций и от тех, кто зашёл на макеты (они были на Ярославском, Павелецком вокзалах и на ВДНХ).
Значит, главное: будут и «капсулы», и привычные плацкарты со столом, в вашей тумбочке всё так же останутся ноги соседа. Багаж теперь не будет торчать в проход, а станет надёжно лежать между полкой и окном, плюс наверх можно будет лазить с бутылками. Естественно, новый свет, розетки везде и компромисс с багажными полками в проходе вместо третьих.
Напомню, традиционный плацкарт хорош, но если стоит задача удлинить полки и решить ещё кучу вещей, накопившихся за последние лет так 50, то нужна перекомпоновка. Именно её мы сейчас видим.
Что это такое
Самое важное, что поменялось
Как и во всех прототипах полка теперь 188 сантиметров. Это на 18 сантиметров длиннее обычной плацкартной полки без упора в стену (где носки торчат в проход) и на 15 сантиметров длиннее боковушки, которая 173 сантиметра. В прошлые разы были вопросы, почему такая длина. Ответ очень простой: потому что это 95-й перцентиль по распределению роста. То есть 95% русских землян помещаются на неё без остатка. Остальные 5%, увы, всё так же могут ехать, немного скрючившись или выставив носки в проход, с этим ничего не поделать. Варианты с длинной койкой за дополнительную плату слишком сложны в реализации и поддержке, но могут быть реализованы в купейных вагонах. Поэтому если вам критично иметь полку 195 сантиметров, а не 188 — увы, вам не в плацкарт. Как и во всех других плацкартах, тут не предполагается проезд инвалидов на колясках: для этого есть специальные огромные купе и пандусы в штабных вагонах поездов, и там же специальные огромные туалеты. В новых штабных вагонах планируется вариант, где таких купе для инвалида и сопровождающего два.
В прототип полностью вошли туалеты и душ из v2.0 и v3.0. Тут их уже даже не моделировали. Напомню, в габарите Т можно уместить в нетормозном конце вагона два туалета напротив друг друга плюс одну душевую. Душевая очень важна, поскольку одна из задач такого нового плацкарта — дать возможность путешествовать с хотя бы каким-то комфортом без удорожания билета. То есть если СВ «Гранд-экспресса» часто заменяет отель в дороге (и есть сегмент людей, которые целенаправленно едут поездом вместо самолёта ради этого комфорта), то здесь будет попытка сделать если не отель, то хотя бы хостел или капсульный отель. Да, туда, возможно, будет очередь, но это лучше, чем одна душевая на поезд в штабном вагоне, как сейчас. В смысле, что раньше не было никакой, и если она вас беспокоит — можно не пользоваться, как в старые добрые времена.
И туалеты, и душевая имеют встроенную систему дезинфекции ультрафиолетом из потолочной панели между сеансами. Они куда легче убираются и вообще лишены родовых травм старых туалетов. Тут вообще надо сказать, что ничего надёжнее туалета гравитационного типа на железной дороге нет, но гадить на рельсы и закрывать дверь на станциях — идея так себе. В двадцать первом веке принято мучить людей морально, а не физически. Ну и в итоге мы получили сначала баки с отрицательным давлением, которые можно было случайно выплеснуть обратно в пользователя при некоторой неполадке, потом решения с компрессором (весь вагон слышал его из-за трассы в полу в нетормозной конец), которые также обладали рядом очень редких багов, становившихся время от времени хорошими такими байками. В общем, теперь оба туалета в одном конце вагона, что означает один компрессор без длинной трассы. Сам бак-накопитель в состоянии покоя стабилен, давление только в насосе и только в нужный момент. Диафрагма насоса не должна вызывать каскад реакций при попытке прощупать её шваброй (но экспериментировать всё ещё не рекомендую). Мы уже видели унитазы с накатываемыми по кнопке полиэтиленовым накладками на сидения, но как конкретно будет всё это реализовано и что будет по инженерке (хоть дорогие измельчители на горловине фекального бака, пережёвывающие полотенца), — это выбор перевозчика, что закажет, то и поставят. Для нашей истории важно то, что вопрос с туалетами и душем уже принципиально решён.
Аналогично на v3.0 решили вопрос с купе проводника, зоной для еды и универсальной зоной. Они просто войдут в новый интерьер в предыдущем виде с небольшими доработками по типам креплений для лыж и велосипедов. В смысле, крупный багаж можно будет оставить в специальном отсеке в тормозном конце вагона. Ну, потому что там возможно расположение купе проводника, а ручной тормоз должен быть около него. Мастер-вагоны в сцепе идут с купе проводника и зоной для еды, ведомые в сцепе — например, с багажной зоной. Напомню, в этот слот можно устанавливать любое расширение функциональности вагона от минибара или кафе до кинотеатра, было бы желание. Типовых сейчас три: диванный салон, багажная зона + автоматы с едой, багажная зона + купе проводника.
Больше всего изменений во внутренней части, собственно, на местах пассажиров.
Появилось две разных компоновки: «капсулы» и «открытые плацкарты». Капсулы — это полки, где вы максимально изолированы от других пассажиров. И не просто собственными занавесками по периметру полки, как было в v1.0, а максимально конструкциями вагона, то есть стенами. У пассажира появляется собственное пространство, где можно окуклиться и вообще никак не взаимодействовать с окружающим поездом. Похожий подход был в третьем прототипе капсульного вагона, но там была разница, чётная у вас пара мест или нет: одни были ближе к проходу, другие уютно в глубине. Там же была проблема с тем, что багаж стоял прямо за занавеской в проходе на половине мест, а на половине был надёжно упрятан между полкой и окном. Так вот, вторые места пассажирам очень понравились, а первые показались несправедливыми. Багаж не должен быть доступен из прохода, но и полка должна быть не «боковушкой с занавеской», а полноценно своим личным пространством. Поэтому диагонали — так можно выставить в проход минимум полки.
Капсулы выглядят так:
Кстати, вот эта самая тумбочка, в которой ноги соседа
Ноги класть сюда (слева на фото):
Собственно, сюда перекочевали из прошлых прототипов и все розетки, выключатели и остальное. Там была важная история с интерфейсом, чтобы пользователь понимал интуитивно, от чего какой выключатель. Инженеры поработали с прототипами, и теперь пассажиры в экспериментах не путаются, а сразу разбираются, что и для чего.
Выключатели в нужных местах, управление потоком воздуха аффордансное, то есть сразу по внешнему виду становится понятно, что можно сделать с этим всем. По крайней мере, так они утверждают. USB-розетка на вид стала прочнее, но она всё ещё А, а не C, напомню, было мнение, что её сразу раздраконят. В прошлых сериях этот элемент менялся и по составу, и по компоновке: в v1.0 он был за головой, и туда лезли длинные волосы, в v2.0 был так, что кабель из розетки было легко выбить рукой.
Пассажиры очень хотели уравнять в функциональности верхнюю полку и нижнюю. В прошлых прототипах были серьёзные движения, чтобы наверху можно было работать с ноутбуком и так далее, но места не хватало, и получались полумеры. Точнее, удобнее, чем в обычном плацкарте, но всё равно, глядя на четвёртую версию, уже понятно, что это были промежуточные формы. Из важного — тут будет удобно с крупным ноутбуком, есть слоты для бутылок и стаканов (это на верхней-то полке, куда обычно с этим даже не лезли), и вообще много места. И да, вернулась крутая лестница, которая сразу позиционирует вас как надо, когда вы долезете до верха! Правда, теперь она выглядит странновато:
Эта штука — поджнакладка для проезда стоя. В результате экспериментов выяснилось, что пассажиры в дороге зачем-то хотят стоять. Возможно, они разговаривают друг с другом, возможно, вдумчиво смотрят вдаль. В общем, теперь есть штука, на которую можно опереться. Похожая есть в Иволге, кстати.
Немного поменялся свет, он теперь такой:
Два выдвигающихся крючка для одежды вместо одного:
Появился вот этот карман на липучке в ногах:
В капсулах у каждого пассажира своё окно, это примерно ¼ от большого, но они сделаны как отдельные отверстия в стенке вагона, а не делением большого окна на зоны.
Обратите внимание, пропало окно с задвижкой к соседней полке.
Было это нужно в прототипах v1.0 и v2.0 для родителей с детьми и пар, чтобы соединять верхнюю часть полки в одно пространство. Стало понятно, что это лютый костыль, и вместо такого решения просто вернули открытые плацкарты, где можно ехать вчетвером безо всяких капсул. Так что вторая компоновка — старый добрый плацкарт (точнее, открытое купе плацкарта без боковых полок), но только диагональный.
Выглядит это так ещё раз:
В одном вагоне, похоже, могут сочетаться обе компоновки, что показано на прототипе.
То есть здесь есть всё, что было в привычном плацкарте модульного вагона v2.0, но только в стиле капсул. Полка не расширяется к голове, как было в первых прототипах.
Стол чуть поменялся, оброс слотами для бутылок, но хорошо видно, что с него всё так же можно есть, а вагон при этом всём не потерял в просторности.
На второй полке есть прикольные держатели:
Напомню, у этих прекрасных широких плацкартов с занавесками на полках, местами под ноутбуки и возможностю сидеть на верхней полке не скрючившись, есть только один большой недостаток — пропала третья полка! В v1.0 и v2.0 это решалось огромным шкафом на месте стола. В v3.0 — слотами рядом с полкой.
Шкаф
Место для багажа
Третья полка
В этом прототипе есть решение и рядом с полкой, и в виде верхнего крепления в проходе. Похожее решение используется в привычных нам купе, если что. Лезет туда чемодан габарита М, то есть тот, который обычный человек ещё способен поднять, а не только катить:
Потолок в v3.0 был 2,1 метра, теперь под полками 1,9 метра. Но зато на них дополнительные светодиодные лампы рассеянного света, что делает вагон сильно освещённее визуально при том же нормативе на плотность потока.
Теперь багаж пассажиров нижних полок. Опять же, напомню, несколько лет назад по требованиям транспортной безопасности в антитеррористических целях стали делать нижние полки без рундуков. То есть внизу под полкой просто пустое место, а не стенки. Это не очень нравилось пассажирам, но таковы требования норматива. В итоге тут решили так: полки по умолчанию типовые, как в обычных современных плацкартах (то есть без стенок). Но есть дополнительная опция установить металлические рольставни, типа дверей гаража, которые будут подниматься при виде транспортной полиции. Это дороже, но решает обе задачи. Если перевозчик выберет такое — можно скомпоновать полки с ними.
Пропал шкаф для белья, который был в нетормозном конце вагона, но зато появилось две технические зоны в начале и в конце вагона из-за компенсации диагоналей:
В них можно хранить уборочный инвентарь и другие нужные поездной бригаде вещи.
Окна открытых плацкартов стали больше: типовое сейчас 1020 миллиметров в ширину, новое будет 1200 миллиметров.
Роутеры для Wi-Fi и табло будут в тормозном и нетормозном концах вагона. Их, как и открывашки для бутылок, на макете не моделировали.
Итак, у нас вагон без боковых полок, с уважением к личному пространству и общими плацкартами на выбор, всей инженеркой с розетками и прочим, хорошим ярким светом, который управляется индивидуально, более-менее хорошо спрятанным багажом (не как прошлый раз на нечётных парах мест), более длинными и широкими полками. Хорошие блоки сохранили, верхняя полка в результате уже трёх эволюционных преобразований стала похожа на рабочую. Дизайн — наша 2050.ЛАБ, вагон будет производиться на Тверском вагоностроительном (это где сейчас делают большую часть пассажирских вагонов, Иволги и двухэтажные вагоны). Расчётная скорость — 160 километров в час, расчётный межремонтный пробег в 8 раз больше (25 тысяч километров).
Изначально мне казалось, что эта история про «мы разработали 3 новых компоновки, но покажем их по одной, чтобы вы не были шокированы сразу», потому что рендеры «ёлочки» вообще-то были ещё на стадии прототипа v1.0 1-ВМ. Но если посмотреть, что было тогда, и что есть сейчас — можно увидеть, что это реально путь итерационных улучшений.
ТВЗ планирует поставить все прототипы вместе где-то на всеобщее обозрение и досбор обратной связи (как было на вокзалах и ВДНХ) чуть позже, но сейчас из-за эпидемии не факт, что это получится. На всякий вот ещё раз ссылки на предыдущие посты про эту серию прототипов: 1-ВМ, неоклассический Т, капсульный Т.
Ну, в общем, а теперь мне самое время поблагодарить Валерию Шарафутдинову c ТМХ за ответы на мои вопросы и схемы. Ну и если у вас есть мысли и комментарии про этот вагон — пишите в комментарии, ТВЗ (завод в составе ТМХ) имеет целую службу, исследующую отзывы пассажиров, мы ещё до ковида делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.
Плацкартные вагоны РЖД
Места в плацкартных вагонах поездов пользуются большим спросом у пассажиров, которые путешествуют в одиночку. Билет отличается невысокой стоимостью в сравнении с местами в спальных вагонах или купе и доступен для широких слоев населения.
Чтобы поездка прошла с максимальным комфортом и удобством, прежде чем отправляться в путь, стоит ознакомится с особенностями вагонов такого типа.
Нормативные документы, регламентирующие обустройство
Для проектирования вагонов поездов инженеры руководствуются правовой документацией. Конструкторы используют «Санитарные правила», разработанные с привлечением специалистов их разных сфер. Данные требования утверждены законом. Но с развитием технологий повышается и качество обустройства вагонов, а также надежность конструкции всего состава, поэтому по мере необходимости в правила вносятся изменения.
В утвержденных главным врачом России нормах установлены требования, с учетом которых пассажирский вагон проектируется. Правила распространяются не только на конструкцию, но и внутренне обустройство вагона.
При проведении капитальных ремонтных работ, которые затрагивают конструкцию и отдельные ее части, также учитываются прописанные нормы «Санитарных правил».
Перед вводом в эксплуатацию состав проверяется специалистом на соответствие утвержденным санитарно-эпидемиологическим нормам. Без проведения проверки и оформленного документа о пригодности к использованию состав не допускается для перевозки пассажиров.
Особенности плацкарта и размеры
Плацкарту присвоен третий класс по условиям комфорта. В каждом вагоне плацкарта располагается 9 отсеков, которые не огорожены друг от друга. В каждом отделении размещается 4 коечных места: 2 на нижнем уровне и 2 на верхнем. Также они размещаются и вдоль коридора. Всего в вагоне располагается 54 коечных места.
Спальным местам, которые расположены в отсеках, присвоена нумерация от 1 до 36, которая начинается от входа по возрастанию. От тамбура коечные места располагаются по убыванию. Нижним полкам присвоен непарный порядковый номер, верхним – парный.
У некоторых плацкартных мест есть свои особенности:
Размеры полки установлены «Санитарными правилами». Ширина места варьируется от 58 до 60 см при длине 166,5-170 см. Путешественникам с высоким ростом рекомендуется отдать предпочтение боковым местам нижнего уровня, которые в длину доходят до 175 см. Верхняя боковая полка имеет параметры 172× 52 см. Боковые места трудно назвать комфортабельными, так как мимо проходят другие пассажиры и проводники. От пола койка размещается на расстоянии 34 см. Высота между нижним и верхним местом составляет 92 см. При этом параметры коечных мест могут отличаться в зависимости от года конструирования вагона. В советские годы существовали иные нормативные документы, требования которых отличаются от современных. Уточнить размеры полок можно у кассира во время покупки билета.
С наступлением осенне-зимнего времени плацкартные вагоны отапливаются. Каждому пассажиру выдаются белье, которое входит в стоимость проездного. Чай, кофе пассажиры покупают по желанию за отдельную плату. Большая часть плацкартных вагонов, выпущенных в советское время, не оборудована системами кондиционирования, планируя путешествие в жаркое время, стоит учесть данное обстоятельство. В вагонах плацкартного типа фирменных поездов условия более комфортабельные, розетки располагаются возле каждого места, обязательно используется кондиционер.
Вагон оснащен 2 туалетами, по требованиям правил обязательно наличие умывальника. В холодное время года пассажирам предоставляется кипяток. Титан с кипятком располагается в купе проводника, там же находится первый туалет. Второе уборное место находится на другом конце вагона вместе с контейнером для мусора. В жару у проводника можно попросить холодной воды.
Багажный отсек
Для перевозки багажа в плацкарте над верхними койками располагается дополнительная полка, а также используется место под нижними местами. Чтобы не столкнуться с неудобствами и не мешать попутчикам, при покупке билетов следует уточнить размеры мест для багажа и сверить параметры с перевозимой кладью. На её перевозку также установлены определенные требования.
Пассажир может перевезти багаж, сумма длины, ширины и высоты которого не превышает 180 см.
Параметры верхней полки составляют 54 см по ширине, длина колеблется в 167-176 см. Дополнительная полка для багажа находится ниже потолка на 53 см. От пола вагона до багажной полки 2 метра, поэтому размещение клади пассажиру с низким ростом доставит неудобства.
Пространство, которое предусмотрено под коечными местами нижнего яруса, может отличаться площадью из-за разного года изготовления состава. В вагонах, которые изготавливались в годы СССР, отсек под нижними коечными местами предусматривает большую площадь для перевозки багажа. Параметры пространства 128×50×47 см. В составах российского производства отсеку отведена меньшая площадь 90×45×35 см.
Как выбрать лучшее место в плацкартном вагоне
Характеристика плацкартных мест: нумерация, удобства
Плацкарт занимает третье место по комфортабельности, уступая купе и СВ. Один такой вагон рассчитан на 54 пассажира, для каждого из которых предусмотрена индивидуальная полка. Она может быть верхней, нижней или боковой – каждая категория насчитывает по 18 мест. Секция из 2-х верхних и 2-х нижних мест образует отдельное купе, которое не имеет двери. Боковые полки расположены напротив каждого такого проема.
Совет. Помните, что нижним полкам присвоены нечетные номера (1,3,5 и т.д.), верхним — четные (2,4,6 и т.д.). Места с 37 по 54 – это боковые.
Стоит иметь в виду, что некоторые плацкартные места имеют особенности:
Как выбрать лучшее место. Советы и отзывы пассажиров
Вполне логично, что выбор самого удобного места зависит от личных предпочтений каждого пассажира. Например, кто-то любит ездить только на нижних полках. В частности, эти места удобны для пожилых людей, тучных пассажиров, мам с малолетними детьми, которые занимают одну полочку на двоих. Некоторые люди покупают билеты на эти места, опасаясь, что во время резкого торможения поезда с верхней полки можно упасть. К тому же, всегда доступно воспользоваться столиком – негласно именно пассажиры с нижних мест чаще всего считают его «своим». Однако уступать соседям сверху всё равно приходится: вас могут попросить подвинуться, чтобы перекусить или просто посидеть.
Другой категории людей комфортнее ездить именно наверху: на эти места никто из попутчиков не посягнет. Можно спокойно улечься, отвернуться к стене, почитать или подремать. К тому же, такие места чуть дешевле нижних. Некоторые пассажиры предпочитают верхние полки, если путешествуют в одиночку, едут ночным поездом или на короткие расстояния.
В правилах перевозки нет пункта, который принуждает пассажиров «делиться» нижней полкой, но в то же время действует принцип, который ограничивает каждого человека в злоупотреблении своими правами. В любом случае пробуйте договориться мирно.
Боковые места многими пассажирами считаются самыми неудобными. Если в секции хоть как-то можно организовать личное пространство, то здесь человек располагается практически в коридоре, где постоянно кто-то ходит. Однако некоторые и здесь находят преимущества. Например, столик предназначен не для 4-х человек, а всего лишь для двоих. Правда, при этом владельцу нижнего бокового места придется трансформировать свою полку, чтобы сосед смог пообедать.
Если вы еще колеблетесь, какие места предпочесть, определиться помогут отзывы и рекомендации пассажиров:
Совет. Если боитесь упасть с полки во время торможения поезда, берите билеты на места, которые ближе к головному вагону.