в нем загорецкий не умрет что значит
Грибоедов Горе от ума
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ГУ «Новопокровская средняя школа»
МО «Лингвист»
Литературно-познавательная игра «Кто лучше знает?» по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
(показательный урок по литературе в 9-м классе)
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Масюченко С.Д.
Описание слайда:
Тема. Заключительный урок по творчеству А.С.Грибоедова. Литературно-познавательная игра « Кто лучше знает?»
Цели:
— создать условия для систематизации знаний по содержанию комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
— развивать умение обдуманно отвечать на вопросы, умение внимательно слушать, умение работать в группе и самостоятельно,
умение работать быстро и четко;
— воспитание внимательного слушателя.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Вид урока: литературно-познавательная игра.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: групповая, индивидуальная.
Оформление: слайд-фильм, видеоролики.
Описание слайда:
План урока
Мотивационно-целевой этап:
а) настрой;
б) целеполагание.
II.Познавательно-обобщающий этап.
1.Вступительное слово.
2.Знакомство с правилом игры.
3. Игра.
4. Индивидуальная самостоятельная работа.
III.Рефлексивно-оценочный этап
1.Итоги урока.
2.Рефлексия.
3. Домашнее задание.
Описание слайда:
Добро пожаловать на урок. Я приглашаю вас в театр А.С.Грибоедова и Д.Н. Кардовского, так как с творчеством А.С. Грибоедова вы уже знакомы и сегодня вам предстоит проверить свои знания. Это необычный театр, так как в нем вы сможете познакомиться (зная содержание комедии «Горе от ума») с иллюстрациями Д.Н. Кардовского к комедии. Его иллюстрации интересны своей театральной спецификой. Это как бы отдельные мизансцены спектакля с ярко выраженной индивидуальностью характеров. Художник сумел проникнуть в образный мир автора, почувствовать атмосферу и пафос произведения. Он точно передает обстановку быта прошлого времени, что помогает глубже понять содержание комедии. Колористическое богатство акварелей усиливает их эмоциональное воздействие. Иллюстрации Д.Н. Кардовского занимают одно из первых мест в русской книжной графике. А вам они помогут правильно ответить на вопросы игры. Цветных иллюстраций немного, но это первые цветные иллюстрации.
Мы начинаем. Постарайтесь быть внимательны во время игры, так как в конце урока ваше внимание будет проверено индивидуально у каждого.
Немножко настроимся на игру и прослушаем один видеоролик.
Описание слайда:
И. Н. Крамской. Портрет писателя Грибоедова
Описание слайда:
Один из рукописных списков комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Описание слайда:
Редчайшее издание комедии. 1892год.
Из личной библиотеки учительницы Масюченко С.Д.
Этой книге 117 лет.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В 1912 году художник завершил работу над серией иллюстраций к комедии.
Работал он над ней пять лет. В 1913 году бессмертная комедия вышла в свет
с иллюстрациями, это явилось событием в культурной жизни России.
Роскошное издание комедии «Горе от ума» с цветными иллюстрациями
Д..Н. Кардовского
Описание слайда:
Это первый художник, создавший цикл цветных рисунков к комедии.
Колористическое богатство акварелей усиливает их эмоциональное воздействие.
Описание слайда:
Следуя за Грибоедовым, он создал
выразительные, запоминающиеся образы
представителей московской знати. Подобно
Грибоедову, сатирический образ у
Кардовского не становится карикатурой, он
остается строго реалистическим.
Описание слайда:
Александр Андреевич Чацкий
Загорецкий, графиня-бабушка,
князь Тугоуховский
Фамусов, Софья
Описание слайда:
Иллюстрации интересны также своей театральной спецификой. Это как бы отдельные мизансцены спектакля с ярко выраженной индивидуальностью характеров.
Описание слайда:
игра по комедии А,С,Грибоедова
«Горе от ума»
Описание слайда:
Правила игры.
Игра состоит из слайдов, на которых помещены иллюстрации Д.И.Кардовского к комедии и кним вопросы, связанные по своему содержанию с помещенным на ней рисунком. Играющие слушают вопрос, обсуждают ответ вместе и отвечают обязательно обе команды, только по очереди. За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. Следом за слайдом с вопросами следует слайд с правильными ответами, а значит участники команд могут проверить свои ответы и запомнить правильный ответ, с случае, если ответ был ошибочным. Если никто из играющих не может ответить на вопрос, помогают болельщики, а очко дарят команде, за которую болеют. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
Описание слайда:
1. Вспомните первоначальное название комедии «Горе от ума».
Описание слайда:
Описание слайда:
1.Кого Фамусов поучает:
«Кто беден, тот тебе не пара»?
2. Лакейская « философия» Молчалина раскрывается в его знаменитом признании «Мне завещал отец…»
Кто скажет наизусть «завещание«, данное Молчалину отцом?
3. У кого из героев комедии обычай был такой:
«Подписано, так с плеч долой»?
Описание слайда:
1. Софью.
2. « Мне завещал отец,
Во-первых, угождать всем людям
без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»
3. У Фамусова.
Описание слайда:
1. О ком и по какому поводу Фамусов говорит:
«Упал он больно, встал здорово»?
2. Почему Фамусов испытывает страх перед тем,
« …что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»?
3. Вспомните не менее трех реплик Фамусова, вошедших в нашу разговорную речь.
Описание слайда:
1. О своем покойном дяде Максиме Петровиче, который, когда…
2. В страхе Фамусова показана его зависимость от мнения, которое может создаться у влиятельных людей. И они осудят его. Это его волнует.
3. «Читай на так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой»
«Ну как не порадеть родному человечку!»
«Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?» и т. д.
Описание слайда:
1. Кто из действующих лиц комедии восклицает:
«Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь»?
2. Какой персонаж комедии говорит:
«Счастливые часов не наблюдают»?
3. О ком Софья говорит:
«Герой не моего романа»?
Описание слайда:
1. Лиза.
2. Софья.
3. О Скалозубе.
Описание слайда:
Описание слайда:
1.Молчалин утверждает, что « свой талант у всех», а у него их два. Какие это таланты?
2. Кто из героев комедии говорит о Молчалине:
«А впрочем, он дойдет до степеней
известных,
Ведь нынче любят бессловесных»?
3. Кто из героев комедии недоуменно спрашивает у другого:
«Ну, право, что бы вам в Москве у нас
служить»?
Описание слайда:
1. «Умеренность и аккуратность»
2. Чацкий.
3. Молчалин обращается с этим вопросом к Чацкому.
Описание слайда:
1. Кто из героев комедии произносит слова:
«Свежо предание, а верится с трудом»?
2. Фамусов с ужасом называет Чацкого карбонарием. Кто такие карбонарии?
3. Вспомните героя комедии, который, по словам Фамусова, «говорит, как пишет».
Описание слайда:
1. Чацкий.
2. Карбонарии – члены тайного революционного общества Италии в начале 19 века. Для консервативных дворян типа Фамусова слово «карбонарий» значило: бунтовщик, неблагонадежный человек.
3. Чацкий.
Описание слайда:
1.Какой персонаж комедии говорит:
«…полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы»?
2. Каково отношение Фамусова к Скалозубу?
3. Кто из героев комедии утверждает:
«Чины людьми даются,
А люди могут обмануться»?
Описание слайда:
1.Лиза.
2. Видя в полковнике возможного жениха своей дочери, Фамусов благоволит Скалозубу, ухаживает за ним, старается услужить, льстит ему, заискивает перед ним. Фамусов ценит в Скалозубе его чин, богатство, положение в обществе, он разделяет его взгляды на жизнь, службу, образование.
3. Чацкий.
Описание слайда:
Описание слайда:
1. Софья.
2. Платон Михайлович Горич:
«Ну все, так верить поневоле;
А мне сомнительно».
3. Зимой. Обращаясь к Софье, Чацкий говорит:
И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам, голову сломя».
Описание слайда:
1. Кто из героев комедии восклицает:
«И дым отечества нам сладок и приятен!»?
2. У кого Чацкий осведомляется:
«Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?»
3. По мнению какого персонажа комедии
«Грех не беда, молва не хороша»?
Описание слайда:
1. Александр Андреевич Чацкий.
2. У Софьи Павловны.
3. Говорит Лиза, обращаясь к Софье.
Описание слайда:
1. От чьих похвал Загорецкий прячется в толпе?
2. Кто угрожает Загорецкому:
«Я правду об тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи»?
3. О ком Чацкий говорит:
« В нем Загорецкий не умрет!»
Описание слайда:
От похвал Хлестовой, рассказывающей Софье,что
«Лгунишка он, картежник, вор»
2. Платон Михайлович Горич.
3. О Молчалине.
Описание слайда:
Кто, обращаясь к Репетилову, просит его:
«Послушай! ври, да знай же меру»?
2. Каким образом среди дворовых людей
Хлестовой оказалась девушка-арапка?
3. Прочтите из монолога Чацкого «А судьи кто?»
те строки, в которых выражен протест
против крепостного права.
Описание слайда:
Чацкий.
2. Об этом рассказывает сама Хлестова:
« А знаешь ли, кто мне припас?
Антон Антоныч Загорецкий…»
3. « Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих
фурах
От матерей, отцов отторженных детей. »
Описание слайда:
К кому из недавних приятелей Чацкого можно применить
его меткую характеристику: «муж мальчик, муж слуга»?
2. Кого из героев «Горя от ума», по словам Платона Михайловича
Горича, «ругают везде, а всюду принимают»?
3, Кто из героев комедии уверен, что
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,…
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь»?
Описание слайда:
К Платону Михайловичу Горичу.
Антона Антоныча Загорецкого.
Фамусов.
Описание слайда:
2. Как назвал Гончаров свой критический этюд,
посвященный разбору комедии «Горе от ума»
А.С.Грибоедова?
3. Какие музыкальные произведения
Грибоедова дошли до нас?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В 1952 году выпущено в свет «Горе от ума» со штриховыми и акварельными рисунками художника Н.В.Кузьмина
Антон Антоныч
Загорецкий
Репетилов
Описание слайда:
Т.В.Шишмарёва
Перо. Тушь. 1962г
Чацкий и Софья
Чацкий и Фамусов
Описание слайда:
Чацкий и Молчалин
Молчалин и Софья
Описание слайда:
Вот уже около двух веков «Горе от ума продолжает волновать не одно поколение. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова.
Описание слайда:
Описание слайда:
Далее ученикам предлагаются вопросы, на которые они должны ответить теперь самостоятельно, и они получают за знания и внимание на уроке во время игры отметки.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Ответы к игре.
1. «Горе уму»
2. Софью.
3. У Фамусова.
4. О своем покойном дяде Максиме Петровиче, который, когда…
5. Софья
6.. О Скалозубе.
7. Чацкий.
8. Молчалин у Чацкого
9. Чацкий
10.Чацкий
11. Лиза.
12.Чацкий
13. Софья.
14. Платон Михайлович Горич:
«Ну все, так верить поневоле;
А мне сомнительно».
15. Зимой. Обращаясь к Софье, Чацкий говорит:
«И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам, голову сломя».
16. Александр Андреевич Чацкий.
17. Говорит Лиза, обращаясь к Софье.
18.От похвал Хлестовой, расказывающей Софье,что
«Лгунишка он, картежник, вор»
19. Платон Михайлович Горич.
20. О Молчалине.
21.Чацкий.
22. К Платону Михайловичу Горичу.
23. Антона Антоныча Загорецкого.
24. Фамусов.
25.А.С.Пушкин.
26. «Мильон терзаний»
27. Два вальса.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Вы помните персонажа Загорецкого из пьесы «Горе от ума»? Его характеристика довольно неоднозначна.
Произведение написано в жанре комедии Александром Сергеевичем Грибоедовым. Сюжет пьесы имеет множество отсылок к революционным движениям (1822 — 1824 гг.), в период которых была создана комедия.
Образ Загорецкого в комедии «Горе от ума»
Загорецкий не является главным персонажем и появляется только на званом вечере в имении Фамусова. Персонаж является идеальным дополнением к уже собравшемуся обществу на приеме.
Загорецкий играет роль скандального, но незаметного персонажа. Он подхватывает любые незначительные сплетни и раздувает их до невероятных масштабов. Среди людей слывет лжецом и «не чистым на руку», «хоть его и ругают, однако с охотой везде принимают».
Хорошо иллюстрирует образ героя цитатная характеристика, взятая из произведения, которую преподносят персонажи в своих диалогах: «поди ты к женщинам, лги им и их морочь» (Платон Михайлович), «в карты не садись: продаст» (Платон Михайлович Чацкому о Загорецком), «с тобой не надобно газет» (господин D.).
Имя и происхождение
Загорецкий отсылает к словам «гореть» и «загореться». Герой любит разжигать интриги на ровном месте. Антон Антонович не имеет чинов и никаких почестей, однако имеет дворянское происхождение.
Описание внешности
Так как Загорецкий не является главным героем произведения, нет примерного описания его внешности. Известно, что это в меру упитанный человек средних лет.
Род занятий
Антон Антонович любитель светских мероприятий и приемов. Он постоянно посещает театры. Любитель легких денег, поэтому постоянно проводит время за картами.
Известен тем, что ведет нечестную игру и часто мошенничает.
В комедии проскальзывает намек на отношение Загорецкого к политическому сыску. Возможно поэтому герой так любезен со всеми.
Черты характера
Загорецкий очень выделяется на фоне других второстепенных персонажей. Он знает когда и как распускать слухи, обманывает людей. Герой умеет подлизываться и входить в доверие к высокопоставленным людям.
Мастер приспособления по своей человеческой натуре, Загорецкий быстро подстраивается под чужое мнение, чтобы угодить человеку. Он любит преувеличивать и привирать, отчего всегда создает вокруг себя невероятный ажиотаж.
Загорецкий является настоящим обманщиком, плутом, отъявленным мошенником и вором. Везде знают о его лживости и любви сплетничать и ругают его за спиной, однако все равно всюду принимают в свое общество.
У Загорецкого нет ни чести, ни благородства. Более того, он сам знает об этом и его это нисколько не тревожит. Когда Горич напрямую называет его шулером, сплетником и плутом, герой вовсе не приходит в смущение.
Несмотря на свои порой хитрые и продуманные поступки, персонаж на самом деле является глуповатым и поверхностным человеком. Главными чертами характера являются одаренное умение распускать лживые слухи, приспособляться к нужным обстоятельствам и мошенничество.
Критики о герое Загорецком из комедии «Горе от ума»
Критики тепло встретили появление комедии. В каждом герое углядели черты, присущие обществу того времени. Загорецкий, хотя и не пытался напрямую выступать против Чацкого, однако именно из-за его молчаливого согласия, по мнению критиков, собравшиеся у Фамусова переносят по кругу сплетню о сумасшествии Чацкого.
Значение героя для произведения велико. Он является своеобразным катализатором появления конфликта комедии. Именно болтливость и вранье героя приводит к недоразумению и ложным мнениям.
Горе от ума. Комментарии. Фрагмент 6. 3
Вечер. Все двери настежь, кроме в спальню к Софьи. В перспективе раскрывается ряд освещенных комнат.
Слуги суетятся; один из них, главный, говорит:
Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей!
Столы для карт, мел, щеток и свечей!
(Стучится к Софьи в дверь.)
Скажитe барышне скорее, Лизавета:
Наталья Дмитревна, и с мужем, и к крыльцу
Еще подъехала карета.
(Расходятся, остается один Чацкий.)
Чацкий, Наталья Дмитриевна, молодая дама.
Наталья Дмитриевна
Не ошибаюсь ли. он точно, по лицу. (3.5.1)
Ах! Александр Андреич, вы ли?
(3.5.1) – Небезынтересно было бы узнать историю взаимоотношений Чацкого и Натальи Дмитриевны. А прошлое у них явно было, ведь она единственный человек, которому он искренне рад, которому говорит комплименты и, более того, не хамит, не изливает при ней жёлчь от досады на всё и вся… Не та ли она, к которой ездил он «да только не за этим»? Но вряд ли, вероятно это полковая дама, которая была добра к Чацкому, и в какой-то мере заменила ему мать.
Чацкий
С сомненьем смотрите от ног до головы,
Неужли так меня три года изменили?
Наталья Дмитриевна
Я полагала вас далеко от Москвы.
Давно ли?
Наталья Дмитриевна
Надолго?
Чацкий
Как случится.
Однако, кто, смотря на вас, не подивится?
Полнее прежнего(3.5.2), похорошели страх;
(3.5.2) – одно из двух: или Наталья Дмитриевна происходит из купеческого звания, ибо только у купчих «пополнели» сойдёт за комплемент, или, что вероятнее, Чацкий подтверждает мою версию о его полной неотёсанности, так как ни одна дворянка, обычно утягивающая себя корсетом до почти полной невозможности дышать, не только не примет такой комплемент, но будет им оскорблена.
Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах. (3.5.3)
(3.5.3) – а в этих восторгах Чацкого не слышится сарказма и высокомерия, как в первой встрече с Софьей. Странно это: Чацкий искренен и на самом деле кому-то рад!
Наталья Дмитриевна
Я замужем. (3.5.4)
(3.5.4) – сказано явно не без горделивой кокетливости и явно с целью очертить возможный диапазон их взаимоотношений в будущем.
Чацкий
Давно бы вы сказали! (3.5.5)
(3.5.5) – а здесь слышится явное раздражение: « мол, что это я зря расточаю комплименты замужней даме»? «Так вот ты какая, а я дарил цветы»!?
Чацкий
Прошу. (3.5.6)
(3.5.6) – сказано явно без большого желания
Наталья Дмитриевна
И знаю наперед,
Что вам понравится. Взгляните и судите! (3.5.7)
(3.5.7) – совершенно непонятно, зачем Наталье Дмитриевне одобрение Чацкого в вопросе выбора себе мужа.
Чацкий
Я верю, он вам муж. (3.5.8)
(3.5.8) – Должно быть очень убогое зрелище представлял собой Горич не только в настоящем, но и прошлом, если заслужил такую ремарку или Чацкий помнит его, как очень доверчивого человека, в любом случае видно желание уязвить Наталью Дмитриевну.
Наталья Дмитриевна
О нет-с, не потому; (3.5.9)
(3.5.9) – сарказм Чацкого – редкий случай – попал в точку
Сам по себе, по нраву, по уму.
Платон Михайлыч мой единственный, бесценный!
Теперь в отставке, был военный; (3.5.10)
(3.5.10) – странно, что Наталье Дмитриевне неизвестно, что Горич и Чацкий сослуживцы, а может быть и не странно, так как женам обычно рассказывают о тех сослуживцах, о которых есть что рассказать, и не важно, смешно это или поучительно. Вот о Чацком видимо рассказать было нечего.
И утверждают все, кто только прежде знал,
Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он московским комендантом. (3.5.11)
(3.5.11) – говорится это совсем не Чацкому, который вполне осведомлен о весьма скромных способностях Горича, но только для того, чтобы польстить себе и своему мужу.
Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович
Наталья Дмитриевна
Вот мой Платон Михайлыч.
Чацкий
Ба!
Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Платон Михайлович
Здорово, Чацкий, брат!
Чацкий
Платон любезный, славно, (3.6.1)
Похвальный лист тебе: ведешь себя исправно.
(3.6.1) – Чацкий опять не поздоровался! А какой у него высокомерный тон! Подозреваю, что совсем неспроста, где вместе с Натальей Дмитриевной, а где порознь, они стали убеждать Горича, что он совсем не тот, что прежде. Похоже, что Горич уже вполне смирился с отведенной ему ролью.
Платон Михайлович
Как видишь, брат:
Московский житель и женат.
Чацкий
Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
Спокоен и ленив?
Платон Михаилович
Нет, есть таки занятья:
На флейте я твержу дуэт
А-мольный.
Чацкий
Что твердил назад тому пять лет? (3.6.2)
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
(3.6.2) – вряд ли 5 лет назад Чацкий был ещё на военной службе, тогда он не успел бы послужить у «министров» или его выгоняли отовсюду почти сразу. Это, вероятно, метафора, как и « не в прошлом ли году».
Платон Михаилович
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Чацкий
От скуки! как? уж ты ей платишь дань? (3.6.3)
(3.6.3) – ну только не Чацкому укорять кого-то скукой – он сам ходячая скука.
Чацкий
А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?
В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб? (3.6.4)
(3.6.4) – вопрос Чацкого может и должен означать, что во времена их совместной службы Горич не был ни «обер», ни «штаб» офицером, а пребывал в звании корнета, как и сам Чацкий, только престарелого. Именно этим и можно объяснить покровительственный тон Чацкого и их… дружбу, ведь каждый тянется к себе подобному, и нет ничего удивительного в том, что два бесперспективных корнета сошлись в, якобы, дружбе, такое бывало, есть и будет.
Наталья Дмитриевна
Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
Чацкий
Здоровьем слаб! Давно ли?
Наталья Дмитриевна
Все рюматизм и головные боли.
Наталья Дмитриевна
Платон Михайлыч город любит, (3.6.6)
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
(3.6.6) – не надейся, дескать, былого не вернешь.
Платон Михаилович
Да, брат, теперь не так.
Наталья Дмитриевна
Ах, мой дружочек! (3.6.8)
Здесь так свежо, что мочи нет,
Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.
(3.6.8) – говорится более для Чацкого, мол, если что и было, то ничего не было и не будет.
Платон Михаилович
Теперь, брат, я не тот.
Наталья Дмитриевна
Послушайся разочек,
Мой милый, застегнись скорей. (3.6.9)
(3.6.9) – интересно, Наталья Дмитриевна заботится или демонстрирует свою заботу о муже Чацкому?
Платон Михайлович (хладнокровно)
Сейчас. (3.6.10)
(3.6.10) – понимает, вероятно, что это только демонстрация заботы.
Наталья Дмитриевна
Да отойди подальше от дверей,
Сквозной там ветер дует сзади!
Платон Михаилович
Теперь, брат, я не тот.
Наталья Дмитриевна
Мой ангел, Бога ради
От двери дальше отойди.
Платон Михайлович (глаза к небу)
Ах! матушка!
Чацкий
Ну, Бог тебя суди;
Уж точно, стал не тот в короткое ты время;
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла. (3.6.11)
(3.6.11) – «Не в прошлом ли году» не более, чем метафора, так как Чацкого три года не было в Москве, а перед этим ещё служба в столице у «министров», тем более, что от указанной Чацким даты до для действия прошло не более двух, пусть трех месяцев!
Платон Михайлович (со вздохом)
Эх! братец! славное тогда житье-то было.
Те же, Князь Тугоуховский и Княгиня с шестью дочерьми. (3.7.1)
(3.7.1) – князь представлен комической фигурой только потому, что ему повезло иметь шесть дочерей, вместо одного сына. А шесть княжон пристроить… основная забота в таком преклонном возрасте.
Наталья Дмитриевна (тоненьким голоском)
Князь Петр Ильич, княгиня! Боже мой!
Княжна Зизи! Мими!
(Громкие лобызания, потом усаживаются и осматривают одна другую с
головы до ног.)
1-я княжна
Какой фасон прекрасный!
2-я княжна
Какие складочки!
1-я княжна
Обшито бахромой.
Наталья Дмитриевна
Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!
3-я княжна
Какой эшарп cousin мне подарил!
4-я княжна
Ах! да, барежевый!
5-я княжна
Ах! прелесть!
6-я княжна
Ах! как мил! (3.7.2)
(3.7.2) – только мизантроп и женоненавистник станет упрекать княжон за их щебетанье о нарядах.
Наталья Дмитриевна
Да, путешествовал, недавно воротился.
Княгиня
И хо-ло-стой?
Наталья Дмитриевна
Да, не женат. (3.7.5)
(3.7.5) – говорит, поджав губы. Были когда-то надежды…
Князь (к ней оборачивает слуховую трубку)
О-хм!
Княгиня
К нам на вечер, в четверг, проси скорее (3.7.6)
Натальи Дмитревны знакомого: вон он!
(3.7.6) – княгиня же далеко не стара и тоже хочет пристроить своих дочерей, но по другой причине.
Князь
И-хм!
(Отправляется, вьется около Чацкого и покашливает.)
Княгиня
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки.
Он камер-юнкер? (3.7.7)
(3.7.7) – то есть, имеет ли он гарантированный доход, не зависящий от интенсивности эксплуатации крепостных крестьян и метеоусловий?
Наталья Дмитриевна
Нет.
Наталья Дмитриевна
О, нет! (3.7.8)
(3.7.8) – говорится с явным облегчением. 400 душ, вероятно, не считалось богатством, и вряд ли Наталья Дмитриевна знала, что и так небольшое состояние Чацкого уменьшилось ещё на 100 душ. Если мнение к.и.н. Е.Цымбаевой не совпадает с мнением мадам Горич, то это не значит, что обязательно неправа именно мадам.
Княгиня (громко, что есть мочи)
Князь, князь! Назад!
Те же и Графини Хрюмины: бабушка и внучка.
Графиня внучка
Ax! Grand’ maman! Ну, кто так рано приезжает?
Мы первые!
(Пропадает в боковую комнату.)
Княгиня
Вот нас честит!
Вот первая, и нас за никого считает!
Зла, в девках целый век, уж Бог ее простит.
Графиня внучка (вернувшись, направляет на Чацкого двойной лорнет)
Мсье Чацкий! вы в Москве! как были, все такие?
Графиня внучка
Вернулись холостые?
Чацкий
На ком жениться мне? (3.8.2)
(3.8.2) – (опять удивленный взгляд) и действительно, не родилась ещё та умница да раскрасавица, которая может пленить этого жениха, довольно незавидного, надо сказать. Как же тогда быть с Софьей, если Чацкий не включает её в число претенденток на пользование его фамилией?
Графиня внучка
В чужих краях на ком?
О! наших тьма, без дальних справок,
Там женятся и нас дарят родством
С искусницами модных лавок.
Чацкий
Несчастные! должны ль упреки несть
От подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть
Оригиналы спискам? (3.8.3)
(3.8.3) – ещё одно свидетельство того, что Чацкий исключительно зол на русских барышень за невнимание к его собственному великолепию.
Те же и множество других гостей. Между прочими Загорецкий.
Мужчины являются, шаркают, отходят в сторону, кочуют из комнаты в комнату и проч.
Софья от себя выходит; все к ней навстречу.
Загорецкий (Софье)
На завтрашний спектакль имеете билет?
Софья
Благодарю вас за билет,
А за старанье вдвое.
(Являются еще кое-какие, тем временем Загорецкий отходит к мужчинам.)
Загорецкий
Платон Михайлыч.
Загорецкий
Оригинал! брюзглив, а без малейшей злобы.
Чацкий
И оскорбляться вам смешно бы;
Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят. (3.9.7)
(3.9.7) – Чацкий искренне рад, ещё бы – встретил человека хуже себя. а хуже ли?
Платон Михаилович
Ох, нет, братец! у нас ругают (3.9.8)
Везде, а всюду принимают.
(3.9.8) – такой тип людей ещё не перевёлся, а прошло чуть не 200 лет! Помните похвалу Чацкого «веку нынешнему»: «Нет, нынче век уж не таков»? «Что было, то и есть, что есть, то и будет».
(Загорецкий мешается в толпу.)
Софья
Нет-с, в другое время.
Чацкий (с хохотом Платону Михайловичу)
Не поздоровится от эдаких похвал, (3.10.8)
И Загорецкий сам не выдержал, пропал.
(3.10.8) – лишнее подтверждение моему утверждению, что «эдакий» отнюдь не комплимент и, что замечательно, из уст самого Чацкого.
Хлестова
Кто этот весельчак? Из звания какого?
Софья
Вон этот? Чацкий.
Хлестова
Творец мой! оглушил, звончее всяких труб!
Те же и Скалозуб, потом Молчалин.
Фамусов
Сергей Сергеич, запоздали;
А мы вас ждали, ждали, ждали.
(Подводит к Хлестовой.)
Моя невестушка, которой уж давно (3.12.1)
Об вас говорено.
(3.12.1) – так кем же Хлёстова доводится Фамусову? Но точно не жена брата и не сестра его жены, наверное, она внучатая тётя по матери Софьи. Вероятнее всего, Хлёстова старая дева и Фамусов называет её «невестушкой» с легкой иронией.
Хлестова (сидя)
Вы прежде были здесь. в полку. в том. в гренадерском?
Скалозуб (басом) (3.12.2)
(3.12.2) – здесь у Грибоедова разночтения с Чацким, тот говорил про Скалозуба: «хрипун, удавленник, фагот». Неизвестно, каким голосом говорит сам Чацкий. Вполне возможно, что он завидует басу Скалозуба.
В его высочества, хотите вы сказать,
Ново-землянском мушкетерском.
Хлестова
Не мастерица я полки-та различать.
Скалозуб
А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички.
Фамусов
Пойдемте, батюшка, там вас я насмешу;
Курьезный вист у нас. За нами, князь! прошу.
(Его и князя уводит с собою.)
Молчалин (подает ей карту)
Я вашу партию составил: мосье Кок, (3.12.5)
Фома Фомич и я.
(3.12.5) – игра в карты – было вполне обычным вечерним занятием не только в фамусовском обществе и не только в России, и не только тогда. За карточным столом… общение, налаживание отношений и знакомств – всё лучше, чем каждый бы уткнулся в свой планшет!
Хлестова
Спасибо, мой дружок. (3.12.6)
(Встает.)
(3.12.6) – Хлёстова явно расположена к Молчалину.
Чацкий, Софья и несколько посторонних, которые в продолжении расходятся.
Чацкий
Ну! тучу разогнал. (3.13.1)
(3.13.1) – Чацкий имел бы право так сказать, если бы это он «тучу разогнал», а про Молчалина, это выглядит злословием.
Софья
Нельзя ль не продолжать? (3.13.2)
(3.13.2) – что и вызвало протест Софьи.
Чацкий
Чем вас я напугал?
За то, что он смягчил разгневанную гостью,
Хотел я похвалить.
Г.N. (подходит)
Вы в размышленьи.
Г.N.
Как его нашли по возвращеньи?
Софья
Он не в своем уме. (3.14.2)
(3.14.2) – а так ли уж сказанное в раздражении: «он не в своём уме» Софьи, не имело основания? В речах Чацкого отчетливо заметен когнитивный диссонанс: только некрепкий умом человек будет с порога ругать родню предполагаемой невесты и её самоё. Прославлять образование и ругать французский язык. Зачем русскому дворянину говорить на французском языке без акцента? Как упражняться в иностранных языках, не разговаривая на них? Ругать всё иностранное и говорить, что русские невесты только «списки» с парижских модисток. Одновременно хвалить и ругать и век минувший, и век нынешний. Но всё же, говорить «он не в своём уме», наверное, не следовало, так как ум Чацкого именно таков и есть: жёлчный, злой и непоследовательный.
Г.N.
Ужли с ума сошел?
Софья (помолчавши)
Не то, чтобы совсем.
Г.N.
Однако есть приметы?
Софья (смотрит на него пристально)
Мне кажется.
Г.N.
Как можно, в эти леты!
Софья
Как быть!
(В сторону)
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?
(Уходит.)
ЯВЛЕНИЕ 15
Г.N., потом Г.D.
Г.N.
С ума сошел. Ей кажется. вот на!
Недаром? Стало быть. с чего б взяла она?
Ты слышал?
Г.N.
Не я сказал, другие говорят.
Г.D.
А ты расславить это рад?
Г.N.
Пойду, осведомлюсь; чай, кто-нибудь да знает.
(Уходит.)
Г.D., потом Загорецкий.
Г.D.
Верь болтуну!
Услышит вздор, и тотчас повторяет!
Ты знаешь ли об Чацком?
Загорецкий
А! знаю, помню, слышал. (3.16.1)
Как мне не знать? примерный случай вышел;
Его в безумные упрятал дядя-плут.
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
(3.16.1) – лишнее подтверждение, что Чацкий не был круглым сиротой, этому уже было и ещё будет одно. Этим же может объясняться и 3-х летнее отсутствие неизвестно где. Разумеется, что Загорецкому верить можно только с большой натяжкой, но и загорецкие иногда не врут.
Г.D.
Помилуй, он сейчас здесь в комнате был, тут.
Загорецкий
Так с цепи, стало быть, спустили.
Г.D.
Ну, милый друг, с тобой не надобно газет.
Пойду-ка я, расправлю крылья,
У всех повыспрошу; однако чур! секрет.
Загорецкий, потом Графиня внучка.
Графиня внучка
Об ком?
Загорецкий
Об Чацком, он сейчас здесь в комнате был.
Графиня внучка
Знаю.
Я говорила с ним.
Загорецкий
Так я вас поздравляю!
Он сумасшедший.
Графиня внучка
Что?
Загорецкий
Да, он сошел с ума.
Графиня внучка
Представьте, я заметила сама; (3.17.1)
(3.17.1) – у подхвативших сказанную в раздражении шутку(?) Софьи оснований подозревать Чацкого в неадекватности было не меньше.
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово.
Те же и Графиня бабушка.
Графиня внучка
Ah! grand’ maman, вот чудеса! вот ново!
Вы не слыхали здешних бед?
Послушайте. Вот прелести! вот мило.
Графиня бабушка
Мой труг, мне уши залошило;
Скаши покромче.
Графиня внучка
Время нет!
(Указывает на Загорецкого.)
Il vous dira toute l’histoire.
Пойду, спрошу.
(Уходит.)
Загорецкий, Графиня бабушка.
Графиня бабушка
Что? что? уж нет ли здесь пошара? (3.19.1)
(3.19.1) – смеяться над старостью, это смеяться над своим будущим, но такие насмешки характерны для молодых людей и это выигрышный, хоть и избитый прием для комедии, в те времена ещё, вероятно, ещё не приевшийся.
Загорецкий
Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму.
Графиня бабушка
Как, Чацкого? Кто свел в тюрьму?
Загорецкий
В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.
Графиня бабушка
Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?
Загорецкий
Ее не вразумишь.
(Уходит.)
Графиня бабушка
Антон Антоныч! Ах!
И он пешит, все в страхе, впопыхах.
Графиня бабушка и Князь Тугоуховский.
Графиня бабушка
Князь, князь! Ох, этот князь, по палам, сам чуть тышит!
Князь, слышали?
Графиня бабушка
Он ничего не слышит!
Хоть, мошет, видели, здесь полицмейстер пыл?
Графиня бабушка
В тюрьму-та, князь, кто Чацкого схватил?
Графиня бабушка
Тесак ему да ранец,
В солтаты! Шутка ли! переменил закон!
Графиня бабушка
Да. в пусурманах он! Ах! окаянный волтерьянец!
Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок.
Ох! глухота большой порок.
Те же и Хлестова, Софья, Молчалин, Платон Михайлович, Наталья
Дмитриевна, Графиня внучка, Княгиня с дочерьми, Загорецкий, Скалозуб, потом
Фамусов и многие другие.
Хлестова
С ума сошел! прошу покорно!
Да невзначай! да как проворно!
Ты, Софья, слышала?
Платон Михайлович
Кто первый разгласил?
Наталья Дмитриевна
Ах, друг мой, все! (3.21.1)
(3.21.1) – трудно сказать почему, но единственный человек, Наталья Дмитриевна, с которым Чацкий не был по обыкновению груб или высокомерен, без колебаний согласилась с этим утверждением и против пьянства Чацкого не тоже станет возражать. Язвительность Чацкого всё-таки её задела?
Платон Михайлович
Ну все, так верить поневоле,
А мне сомнительно.
Молчалин
Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (3.21.3)
(3.21.3) – сказанное за сценой надо принимать или не принимать, но если Чацкий и в самом деле «отсоветовал» Молчалину «служить в Архивах», не предложив никакого другого места, то в его уме действительно можно засомневаться только из-за этого. Поскольку же Молчалин, как только мог, уклонялся от прямой лжи в начале комедии, то ему можно верить на слово.
Графиня внучка
Меня модисткою изволил величать! (3.21.4)
(3.21.4) – читатель может свидетельствовать, что этого Чацкий не говорил, а если бы и сказал, то это, применительно к графине внучке, было бы комплиментом.
Наталья Дмитриевна
А мужу моему совет дал жить в деревне. (3.21.5)
(3.21.5) – непрошенные, тем более нежелательные к исполнению, советы не красят ум того, кто их даёт.
Загорецкий
Безумный по всему.
Графиня внучка
Я видела из глаз.
Хлестова
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгнул!
Чай, пил не по летам. (3.21.7)
(3.21.7) – предположение Хлёстовой о пьянстве Чацкого было поддержано всеми, в том числе и единственным его другом Натальей Дмитриевной. На мнение Загорецкого не стоит обращать внимания – он скажет что угодно. Впрочем, есть русская поговорка «нет дыма без огня».
Графиня внучка
Без сомненья.
Хлестова
Шампанское стаканами тянул.
Наталья Дмитриевна
Бутылками-с, и пребольшими
Загорецкий (с жаром)
Нет-с, бочками сороковыми.
Хлестова
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Скалозуб
Я вас обрадую: всеобщая молва, (3.21.10)
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
(3.21.10) – почему не порадовать старичков, сам-то он знает, что наука побеждать, это и артиллерия, и фортификация, и навигация, а не только и не столько что «раз, два».
Хлестова
Отцы мои, уж кто в уме расстроен,
Так все равно, от книг ли, от питья ль;
А Чацкого мне жаль.
По-христиански так; он жалости достоин;
Был острый человек, имел душ сотни три. (3.21.13)
(3.21.13) – препирательства Фамусова и Хлёстовой о состоянии Чацкого чаще всего воспринимаются как спор двух маразматиков, и напрасно: Фамусов абсолютно точно знает, сколько крепостных душ было у Александра три года назад, когда он в очередной раз помогал ему навести порядок в делах имения, а Хлёстова, на правах ближайшей и старшей родственницы Софьи, пристальней интересуется состоянием её возможного жениха и знает его именно на сегодняшний день. Вывод напрашивается сам: за время путешествия Чацкий продал или проиграл 100 душ – вот тебе и ненавистник крепостного права! Для того чтобы уже совсем грудью стать против крепостников осталось распродать 300 душ.
Хлестова
Три, сударь.
Хлестова
Нет! триста.
Фамусов
В моем календаре. (3.21.14)
(3.21.14) – записи в календаре Фамусова во времена, когда он занимался имением Чацкого, вполне соответствовали истинному положению дел.
Хлестова
Все врут календари. (3.21.15)
(3.21.15) – все статистические данные устаревают уже на второй день, а не то, что через три года! Внучатая тётя, как ближайшая родственница пристально следит за состоянием возможных женихов и точно знает: у кого и что именно есть сегодня!
Фамусов
Как раз четыреста, ох! спорить голосиста!
Фамусов
Четыреста, прошу понять.
Хлестова
Нет! триста, триста, триста.
Те же все и Чацкий.
Наталья Дмитриевна
Вот он.
Все
Шш!
(Пятятся от него в противную сторону.)
Хлестова
Hу, как с безумных глаз
Затеет драться он, потребует к разделке!
Фамусов
О Господи! помилуй грешных нас!
(Опасливо)
Любезнейший! Ты не в своей тарелке.
С дороги нужен сон. Дай пульс. Ты нездоров.
Чацкий
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков, (3.22.1)
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
(3.22.1) – что-то не верится про дружеские тиски, а вот про пустяки в голове – сразу и навсегда!
(Подходит к Софье.)
Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой. (3.22.2)
(3.22.2) – своим «Нет, не доволен я Москвой» Чацкий только добавил сомнений на свой счёт, так как судить обо всей Москве только по этому дню у Фамусова, как-то слишком преждевременно и несерьёзно.
Хлестова
Москва, вишь, виновата.
Софья (Чацкому)
Скажите, что вас так гневит?