в москве третьяковка а в питере что
В москве третьяковка а в питере что
К своему сожалению я никогда не была в Русском музее, хотя в Питере, была крайне много раз. То это понедельники, то деловая поездка, то праздники и огромное количество туристов. Хочу увидеть «Девятый вал» Айвазовского. Третьяковка для меня более доступна.А выбирать между, уж извольте.
Ну русский за три часа можно посмотреть и на Таврический сад время останется,а вот с третьяковкой ни как. Не вобиду Питерцам
Так что можно ещё и Михайловский замок посмотреть и по Летнему пройтись и через Троицкий мост в адмиралтейство попасть и все за день
В Москве Третьяковка. В Питере Русский музей. Но в Питере и Эрмитаж. В Москве и Пушкинский.
В Русском музее бываю часто, в Третьяковской галерее давно не была!
если в Москве, то Третьяковка, а в Ленинграде-русский музей
и тот и другой музеи замечательные.Очень давно в них была.
Пора вам приехать в Санкт-Петербург)
С удовольствием бы. Это мечта.
В Русском мне только одна картина понравилась и всё.
к чему такой выбор? все прекрасно невозможно.
Одно другоиу не мешает. А, наоборот, дополняет.
Какая альтернатива? Они же в разных городах.
есть фанаты своего дела.
слава богу, что есть.
да сколько бы мы не знали. А какие пластинки у меня есть на патефон. И Лемешев, Галич и Бродский. Вертинский, Юрьева и другие, внучка маленькая под патефон любила танцевать.
«Мне предлагали «Похищение Европы» Серова из Третьяковки»: что скрывают частные коллекции Санкт-Петербурга
За санкт-петербургскую часть выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма отвечает коллекционер Владимир Березовский, основатель KGallery, ставший сокуратором проекта. О мире питерских собирателей, о покупке «Похищения Европы» Серова, «Красного коня» и «Материнства» Петрова-Водкина Владимир Березовский рассказал Forbes Life.
— На выставке в Музее русского импрессионизма показывают 24 работы из собрания вашей галереи. Вы представляете питерский круг коллекционеров.
— Да, это так. В нашем собрании работы ленинградских коллекционеров. В частности, мы показываем произведения из коллекции Иосифа Эзраха, легендарного собирателя. Он прожил почти 100 лет и до последних дней активно участвовал в художественной жизни. Если продавались интересующие его предметы искусства, он бежал, опережая всех, и получал работы в свое собрание. После ухода Эзраха была устроена грандиозная выставка его коллекции в ленинградском Манеже.
Также мы представляем работы из собрания Игоря Афанасьева, крупного ученого-химика, прошедшего аресты и сталинские лагеря, несколько раз возобновлявшего свою коллекцию. Мы показываем работы из собрания ученого-историка Сигизмунда Валка, полученные от его наследницы Надежды Симиной. В выставке также участвуют работы, ранее находившиеся в собрании профессора, агрофизика Политехнического института Абрама Чудновского. Его коллекция считалась второй по значимости в Советском Союзе после коллекции Костаки.
Семья наследников Ильи Палеева представила работы из своего собрания. Коллекцию Палеевых показывали в Русском музее в 2019 году в числе трех собраний, иллюстрирующих ленинградский-санкт-петербургский вкус собирателей. Коллекция сохранилась в неизменном виде: такой, какой она была собрана Палеевым с 1953 по 1970 год. Илья Исаакович заведовал кафедрой, был профессором Политехнического института. В его собрании — картины членов объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет», большое количество работ Владимира Лебедева и Натана Альтмана, с которыми он дружил долгие годы. Сын, Владимир Ильич Палеев, ничего сам не приобретал и не продавал, сохранил собрание отца в неизменном виде. Пожалуй, это тот редкий случай, когда коллекция остается такой, какой была при жизни собирателя. Больше таких случаев я не знаю, потому что все крупные коллекции свою целостность потеряли.
— В коллекционерской среде принято говорить, что Питер всухую обыграл Москву. Дескать, старые московские коллекции практически все рассеяны. А в Санкт-Петербурге сохранилась.
— Думаю, в этом утверждении больше бравады, чем фактов. Скорее, здесь ничья. Хотя надо признать, что во второй половине прошлого века работы из хороших ленинградских коллекций часто уходили в московские собрания. Таких московских коллекций сейчас довольно много, но почти все они непубличные.
Единственная ленинградская коллекция, которая сохранилась целиком, — собрание Палеева. Собрания Шустера и Афанасьева сохранились не полностью, и то благодаря наследникам. Большую часть своего собрания Эзрах передал в музей личных коллекций Петергофа, другая же часть досталась Игорю Николаевичу Канторовичу, с которым я довольно близко дружил. После его ухода я приобрел это собрание у наследников.
Я убежден: чем больше люди выставляют работы из коллекций, тем безопаснее себя чувствуют их собрания
Еще стоит упомянуть коллекцию Валентины Голод. Свое собрание она завещала Театральному музею. Сейчас коллекция выставляется в Шереметьевском дворце. Есть и замечательный пример сохранения коллекции семьей Иосифа Рыбакова. Также нужно упомянуть и наследников Петра Корнилова, которые сохраняют и показывают это собрание. Сейчас в московской «Галеев-Галерее» идет выставка этой коллекции.
— То есть частные собрания на сегодняшний момент активно вовлечены в художественную жизнь?
— После того как в 2019 году прошла выставка в Русском музее, где показали собрание Палеева, нашей семьи и семьи Наумовых, буквально на наших глазах что-то в воздухе изменилось — все стали интересоваться частными коллекциями. Конечно, некоторые владельцы не хотят афишировать свои сокровища. Хотя я убежден: чем больше люди выставляют работы из коллекций, тем безопаснее себя чувствуют их собрания. Мы, например, всегда даем работы на выставки. Если все знают, что работа из собрания KGallery, похищать ее бессмысленно. К тому же это огромная радость — наслаждаться искусством не в одиночестве, а разделять ее с большим количеством других людей.
— Получается, единственный способ защиты собрания — это его максимальная легализация и публичность?
— Да. У нас многолетние связи с Русским музеем, Театральным музеем, Музеем истории города, Музеем Анны Ахматовой. Как институция мы участвуем в музейном обороте. Потому что музей обычно неохотно отдает работы на выставки в частные структуры.
Но у нас в галерее соблюдены все требования, которые Министерство культуры предъявляет к музею: охрана, страховки, музейный климат, пожарная безопасность.
— Какой резонанс в среде питерских коллекционеров вызвала выставка трех коллекций в Русском музее?
— Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский рассказал мне, что один из коллекционеров назвал эту выставку «выстрелом в голову».
На этой выставке мы познакомились с наследниками Натана Альтмана, Малаховскими. В корпусе Бенуа ко мне подошла правнучка Альтмана. На самом деле у Натана Альтмана и его супруги Ирины Щеголевой не было детей. Но когда арестовали сестру Ирины Щеголевой, Катю, а перед этим расстреляли ее мужа, Малаховского (художника, книжного графика, который иллюстрировал «Золотой ключик» Алексея Толстого), без родителей остались двое детей и Альтманы их усыновили и воспитали как родных. Это был смелый поступок, усыновить детей врагов народа. К тому же Альтман и сам считался не очень благонадежным.
Благодаря знакомству с наследниками Альтмана весной этого года мы провели у себя в KGallery выставку Натана Альтмана, посвященную нашему другу и крупному собирателю Александру Володчинскому. Предыдущая ретроспектива Альтмана проходила еще в Ленинграде в 1969 году, то есть больше 50 лет назад.
— А как вы стали собирать?
— У меня довольно интересная семья. Мой дед Николай Березовский в 1920-х годах был композитором и поэтом, дружил со многими известными литераторами и музыкантами. В семейном архиве хранится его переписка с Маяковским и Есениным. Он не был коллекционером, но приобретал работы, которые ему нравились. У него были и братья Маковские, и работы Сергея Васильковского, и картины придворного живописца Тимофея Неффа.
Мой отчим, известный ученый, член-корреспондент Академии наук Владимир Павленко тоже имел небольшое собрание картин. К нему часто приезжали его коллеги, научная и творческая интеллигенция, в среде которых было принято собирать произведения искусства. С детства я слышал их рассказы о новых приобретениях, удачных покупках, обменах.
— Привычки уничтоженной прослойки городских жителей, до революции традиционно собиравшей произведения искусства, перешли в советскую науку?
— Да. Собирать стали врачи, юристы, ученые. Но, честно говоря, все это меня совершенно не интересовало. Я много лет работал в Балтийском морском пароходстве и, по сравнению с другими, зарабатывал приличные деньги. Но тут наша дальняя родственница Лидия Николаевна Угловская, внучатая племянница пейзажиста Станислава Жуковского, завещала мне свою небольшую коллекцию.
— И вы стали коллекционером по наследству.
— В 1994 году я оказался владельцем собрания работ Жуковского и других художников. Постепенно я вошел в круг ленинградских собирателей и познакомился со многими известными коллекционерами того времени. В 1990-е я открыл одну из первых в городе галерей на Большой Конюшенной улице. Выросла моя дочь Кристина, окончила университет. Вместе мы создали KGallery и вот уже 15 лет ею занимаемся.
— K в названии галереи значит Кристина, очевидно?
— Кристина ведет бизнес, а я ей помогаю. Она собрала хорошую команду. В галерее и кафе, и книжный магазин, всякие встречи проходят, музыкальные вечера и выставки, конечно.
У нас широкий круг интересов и разные коллекции. Одно из самых больших в городе собраний ленинградского и московского нонконформизма. Мы целиком приобрели его у наследников профессора Сидорова. Есть коллекция «Группы 11», я в какой-то период увлекся ими, собрал всех. На выставке в Музее русского импрессионизма все петербургские вещи представлены нашей галереей, кроме коллекции Палеева и Шустера, разумеется.
Что любопытно, мы проводим какую-то выставку, и вслед за нами эту же тему подхватывают музеи
— Галерея сохраняет наследие коллекционеров. Какие особенные обязательства это на вас накладывает?
— Главное — не разочаровать наследников. Желающих приобрести коллекцию бывает немало, но чаще уступают нам, понимая, что я буду выставлять работы, популяризировать собрание. У меня есть репутация. Мне интересны выставки, публикации, история собрания. Мы и в экспозиции, и в наших изданиях обязательно указываем провенанс работы: откуда поступила, в каких собраниях находилась, имя прежнего владельца.
— Стараетесь ли вы соблюдать на выставках историческую развеску, как работы висели дома у своего владельца, с учетом его вкусов, предпочтений?
— На выставке в Русском музее каждая коллекция была представлена отдельной экспозицией. Так же поступил и Музей русского импрессионизма на «Охотниках за искусством». Я доволен, что такая коллекционерская, авторская развеска опять входит в моду. Имена прежних владельцев возвращаются в историю.
Дома сказали: «Работа прекрасная, но жить с ней отказываемся».
Что любопытно, мы проводим какую-то выставку, и вслед за нами эту же тему подхватывают музеи. Мы первыми сделали выставку Бориса Григорьева, а за нами Русский музей и Третьяковка. Мы сделали выставку «Любимые ученики Петрова-Водкина», показали работы Александра Лаппо-Данилевского и Бениты Эссен. И в Русском музее сделали замечательную выставку учеников Петрова-Водкина.
— Это вы помогли Петру Авену купить работу Петрова-Водкина «Материнство» из Эрмитажа?
— Я тут ни при чем. Но подробности мне хорошо известны. Владелец этой работы, как это бывает, экспонировал картину в Эрмитаже. Это распространенная практика, особенно на Западе. В Метрополитен-музее висят целые частные коллекции. А потом забрал ее из музея.
Пару дней я на эту «Европу» с удовольствием смотрел. По тем временам, в начале 1990-х, она стоила огромных денег, около миллиона долларов. И я скрепя сердце от нее отказался. Сейчас она в собрании Вячеслава Кантора
— Так же как Вячеслав Кантор купил вариант «Похищения Европы» из Третьяковской галереи?
— Около 20 лет назад мой приятель, которого нет уже в живых, Валерий Бишкинский вдруг спрашивает: «Хочешь приобрести картину Серова «Похищение Европы»? Я в ответ: «Ты что вообще? Это народное достояние, она висит в Третьяковке». Как оказалось, в Третьяковке было несколько вариантов «Европы». Вот этот, основной, на временном хранении. А владели им наследники художника, решившие продать картину. Музей выкупить не смог — не нашлось денег.
— Жалеете?
Несколько лет у нас дома висел «Автопортрет с женой и дочерью» Петрова-Водкина из коллекции Игоря Дмитриевича Афанасьева. Потом эта работа была в собрании Соломона Шустера, а я приобрел ее уже позже у другого коллекционера. Тройной портрет большого размера, чуть-чуть не законченный. Это работа стояла в мастерской на мольберте, когда художник уходил. Он писал ее, предчувствуя свою кончину. Видно, что Петров-Водкин уже отстраненно смотрит на мир. Впереди незаконченный образ дочери. Рядом жена Мария Федоровна. И сбоку он сам, исчезающий, покидающий холст. Эта вещь довольно долго была у нас. Но потом Музей в Ханты-Мансийске предложил мне продать ее. Сейчас она в их собрании.
У меня было три работы Лентулова. Но с «Бубновым валетом» отношения не складываются. Хотя бывали и Машков, и все остальные участники. Вся моя коллекция построена вокруг «Мира искусства». Питерская история, дворы, каналы, Добужинский, Бену, — это всегда привлекало меня больше.
А Лентулов был превосходный: «Крым» 1915 года, «Зонтики» 1912-го и «Портрет» 1916-го — лучший период художника. И вот я решил: выбиваются они из собрания, лучшие вещи я все равно не куплю. И поменял их на вещи из одной московской коллекции.
Среди коллекционеров очень много долгожителей. Как сказал мне один старый коллекционер: «Жалко оставлять»
— Но наверняка у вас полно историй и про счастливые приобретения.
— Позитивных примеров масса. Ну вот, скажем, «У водоема» Павла Кузнецова из собрания Абрама Чудновского. Как-то я пришел в гости к вдове Чудновского Евгении. И она предложила: «Владимир Петрович, вы походите-посмотрите коллекцию». А коллекция фантастическая, вторая после Костаки. Чего там только не было: и Шагал, и прекрасные Кузнецовы, и Фальк самый лучший. Ходил я часа полтора. Совершенно обалдевший остановился у одной работы. Чувствую, поплыл, голова закружилась. А Евгения сидела на диване красного дерева, увидела, что происходит, и предложила: «Присядьте». Ну, в общем, наследники уступили мне работу. Сейчас она одна из самых моих любимых. Когда смотрю на нее, всегда вспоминаю Чудновских. Людей, эмоции, истории, с ними связанные.
«Музы Монпарнаса» в Пушкинском и «новая женственность» в «Художественном»: афиша событий с 15 по 21 июля
«Музы Монпарнаса» в Пушкинском и «новая женственность» в «Художественном»: афиша событий с 15 по 21 июля
«Библейские эскизы» Александра Иванова представили в Третьяковке
Тайные работы автора «Явления Христа народу» выставили рядом с его главным шедевров
Главное здание Третьяковской галереи радует посетителей новой выставкой из «золотого фонда» музея. Акварельный цикл «Библейских эскизов», над которым Александр Иванов работал последние 10 лет жизни, был лишь подготовкой к масштабной работе – росписи храма. Именно в этом художник видел свою миссию. Храм мудрости, где росписи складывались бы в сложную систему взаимосвязей и сопоставлений, о котором мечтал Иванов, так и не был построен, но эскизы остались. Библейский цикл мастера показывали в трех частях – теперь в Лаврушинском переулке представили финальную «главу», рассказывающую о последних днях жизни Христа, его смерти и воскресении.
В 1858 году художник перевез свои рисунки из Рима, где Иванов долгое время жил и имел мастерскую, в Санкт-Петербург, затем эскизы попали в Отделение изящных искусств Румянцевского музея, а позже – в фонд Третьяковской галереи. Будучи эксклюзивным обладателем графического наследия Александра Иванова, музей хранит более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов художника. Но на камерных выставках можно увидеть только наиболее впечатляющие работы.
Часть цикла, рассказывающая о последних днях жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесном воскресении и вознесении представляют 25 акварельных композиций. Легкий штрих карандаша и полупрозрачные краски облегчают восприятие тяжелых сцен.
Так, в «Тайной вечере» автор лишь обозначает силуэты ближайших учеников Христа, выделяя красками лишь самого учителя. Но сюжет вполне ясен – фигуры оттеняет коричневая бумага. Практически лишены красок эскизы «Христос перед Пилатом («Откуда ты?»)» и «Христа переодевают, чтобы вести на распятие». Белый холст буквально просвечивается сквозь редкие цветные пятна.
Однако есть здесь и работы, где краски буквально кричат о том, что испытывают герои сюжетов. Наибольшая экспрессия чувствуется в произведении «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Изображенные позы людей, их жесты, а главное, краски – все в эскизе говорит о напряженности момента.
Освещают выставочный зал эскизы «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о воскресении Христа» и «Ангел отваливает камень от двери гроба». Белое свечение существа, спустившегося с небес, привлекает внимание зрителя с порога. Художник стремился изобразить сюжеты так, чтобы перевернуть сознание зрителей.
Бесплатный вход и фальшивая стена: 10 фактов о Третьяковской галерее
Cегодня, 22 мая, празднуется день основания Третьяковской галереи. Датой создания легендарного музея принято считать 1856 год, когда меценат Павел Третьяков купил первые работы русских художников. В августе 1892 года он передал в дар Москве свои картины, а также коллекцию брата Сергея Михайловича. Изначально собрание было выставлено в их семейном доме в Лаврушинском переулке, уже через год в Москве для горожан открылась Городская художественная галерея братьев Третьяковых — первый общедоступный музей России.
Рассказываем о десяти самых интересных фактах о здании Третьяковки.
Изначально все экспонаты будущей Третьяковской галереи меценат хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а позднее, когда они перестали там помещаться, начал строить отдельное здание, примыкающее к его особняку. Сейчас в галерее насчитывается уже более 180 тыс. различных экспонатов.
После принесения галереи в дар Москве было решено соорудить новую переднюю часть здания с парадным входом. Для этой работы привлекли знаменитого художника Виктора Васнецова, по эскизу которого и был в 1906 году возведен главный фасад здания, который украшает герб Москвы с изображением Георгия Победоносца.
За одной из стен залов Третьяковки расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Это стена закреплена на крупных петлях, при желании ее можно снять — она служит дверью в лифт. Наличие конструкции не афишируется, чтобы не подвергать опасности работы.
Внутри здания Третьяковской галереи есть сквозные проходы во все строения музейного комплекса, в том числе в депозитарий и инженерный корпус. Они созданы для того, чтобы сохранить картины, ведь носить их по улице опасно. В галерее для них поддерживают специальный климат, а на открытом воздухе они могут пострадать.
В архитектурный ансамбль Третьяковской галереи входит здание храма Святителя Николая в Толмачах. Мало кому известно, что до недавнего времени здесь находилось легендарное полотно Михаила Врубеля «Принцесса Греза» площадью 90 кв. м, высотой 14 м и весом почти в полтонны. Оно долго хранилось вертикально в свернутом виде под главным куполом храма, так как не помещалось в залах галереи. Позже панно было перенесено и сегодня экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
В 1908 году в Москве началось наводнение. Для того чтобы спасти работы, в Третьяковку были направлены две роты саперов, которые начали строить кирпичную стену вокруг здания. В это время сотрудники галереи переносили экспонаты с первого этажа на второй. Так удалось сохранить коллекцию в безопасности и уменьшить нанесенный зданию ущерб.
Сегодня перед зданием музея установлена статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра Кибальникова. Однако она появилась возле галереи только в 1980 году. До этого перед музеем была установлена скульптура Иосифа Сталина, а ее предшественником был монумент Владимира Ленина.
В 1891 году в Третьяковской галерее, которая к этому времени уже имела статус общенационального достояния, произошла кража четырех произведений искусства. Это событие крайне опечалило Павла Третьякова, и он решил закрыть музей для посетителей на два года. Две картины удалось найти спустя несколько лет.
В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие — бесплатный вход в картинную галерею. Кроме того, за свой щедрый дар он получил дворянство от императора, но меценат отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрет.
Эмблемой Третьяковской галереи долгие годы служило изображение фасада ее основного красного здания-терема по рисунку знаменитого художника Виктора Васнецова. Однако в 2017 году у музея появился новый логотип — буква Т по проекту дизайнерского бюро ONY.
Государственная Третьяковская галерея
Главный музей национального искусства России.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке: шедевры русского искусства XI — начала XX века.
Лаврушинский переулок, 10
Показать полностью.
Новая Третьяковка: шедевры искусства ХХ столетия и актуальные течения XXI века и временные выставки
Крымский Вал, 10
Инженерный корпус: временные выставки
Лаврушинский переулок,12
Билеты, приобретенные не в Третьяковской галерее, не действительны.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
#Вэтотдень в 1869 году родился Константин Сомов – русский живописец, график, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.
Константин Сомов родился в Петербурге. Его отец был искусствоведом и старшим музейным хранителем, а мать – музыкантом. Своим детям супруги привили любовь к музыке, живописи, театру.
Показать полностью.
В своем искусстве Сомов воплотил ностальгию по утонченному вкусу и эстетике XVIII – первой половины XIX века. Портреты своих современников Сомов писал в образах, стилизованных под разные эпохи. Одна из ярких работ – портрет Евфимии Павловны Носовой, дочери богатого промышленника Павла Рябушинского.
Специально для написания портрета Сомов приехал в Москву. В письмах к сестре художник рассказывал о московских театральных премьерах, которые часто посещал с Носовой. В мельчайших подробностях он описывал наряды Евфимии Павловны, от которых пребывал в полном восхищении.
В работе над портретом Носовой больше всего мучений в изображении ему доставляло как раз ее белоснежное атласное платье, покрытое черным кружевом.
Свою модель, англоманку и светскую львицу, Сомов пишет с присущим его кисти чувством стиля. Царственно восседающая в ампирном кресле в мехах, с ниткой жемчуга, поясом, украшенным драгоценными камнями, Носова – образец дамы эпохи модерна.
Сомову портрет показался неудачным, и он предложил модели «считать его за несостоявшийся», но ей, как и многим другим, полотно очень понравилось. Этот портрет, как и превосходную коллекцию русской живописи XVIII-XIX веков, Носова, уезжая в эмиграцию, отдала на хранение в Третьяковскую галерею.
К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Друзья, приглашаем вас посетить лекцию к 120-летию Всеволода Васнецова, крупного арктического исследователя, сына художника Аполлинария Васнецова, создателя мемориального музея художника.
Суровые пейзажи крайнего севера привлекали многих художников конца XIX – начала ХХ века – Константина Коровина, Валентина Серова, Александра Борисова, Василия Переплетчикова и других – художников близкого круга Аполлинария Васнецова.
Показать полностью. Многие из них часто бывали в доме Васнецова и за вечерним чаем рассказывали увлекательные истории из своих путешествий.
Сын Аполлинария Михайловича – Всеволод был с детства очарован этими рассказами о далеких северных землях, полярных льдах и суровых необитаемых островах. С юных лет он посвятил свою жизнь исследованию северных морей, был участником первых советских полярных экспедиций, участвовал в строительстве первого научно-исследовательского судна «Персей».
О полярных экспедициях Всеволода Васнецова, его красочных воспоминаниях об Арктике, а также о северных пейзажах в живописи русских художников конца XIX – начала ХХ века расскажет Елена Ивановна Ядохина, заведующая музеем-квартирой А.М. Васнецова, который является одним из научных отделов Третьяковской галереи.
О главном полярном художнике советского союза Игоре Павловиче Рубане, который в своих живописных работах запечатлел уникальные полярные пейзажи, жизнь и быт советских полярников в Арктике и Антарктиде, расскажет сын художника Георгий Игоревич Рубан, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН.
Лекция состоится 4 декабря в 14:00 в музее-квартире Аполлинария Васнецова.
А. А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Инженерный корпус
«Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина»
«Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма»
Историческое здание
«Достоевскому посвящается»
«Русский модерн. На пути к синтезу искусств»
«Миры гравюры на металле. Из цикла «Техники и материалы гравюры»»
«Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова»
«Илья Репин: Известный и неизвестный»
«Александр Иванов. Библейские эскизы. Евангельские мотивы»
Дискуссия
2 декабря
19:00 Дискуссия «Современная скульптура в городском пространстве»
Музыкальный вечер
4 декабря
17:00 Музыкальный вечер «Васнецовские субботы»
Лекции
30 ноября
19:00 «Феофан Грек. Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378 год»
1 декабря
19:00 «Ценности, которые не стареют. Художественное серебро XVII – начала XX века»
4 декабря музей-квартира Аполлинария Васнецова
14:00 «Арктические пейзажи»
4 декабря
14:00 «Язык живописи. Свет как выразительное средство»
16:00 «Стили и направления в изобразительном искусстве. Европейский символизм и модерн»
18:00 «Михаил Врубель. Поэтика метаморфоз»
5 декабря
12:00 «Русская история в шедеврах Третьяковской галереи. Петр I и его окружение»
14:00 Михаил Врубель — в поисках художественного синтеза. «Живописец — в скульптуре, скульптор — в живописи». Майолика»
16:00 «Тысяча лет русского искусства. Искусство первой половины ХХ века»
16:00 «Образы довоенной повседневности в работах Юрия Пименова и советском кино»
Кино
Продолжается ретроспектива Сиро Тоёда.
4 декабря в кинозалах Третьяковки начнется XV Международный анимационный кинофестиваль «Большой фестиваль мультфильмов»
Узнать больше о заинтересовавшем вас событии, купить билет или зарегистрироваться на лекцию можно на нашем сайте www.tretyakovgallery.ru
Вход в музей по QR-коду (вакцинированного или переболевшего или ПЦР-тест 72 часа), подробнее в разделе «Правила посещения».
: ©️ ГТГ/ Юлия Захарова, 2021
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Друзья, сегодня после комплексного научного исследования и сложнейшей реставрации скульптура «Футболисты» (1928–1938) художника-экспериментатора Иосифа Чайкова вновь возвращается в экспозицию Новой Третьяковки.
Уникальность произведения заключается в виртуозно построенной композиции, в которой две фигуры имеют лишь одну узкую точку опоры.
Показать полностью.
Через два года после успеха на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году скульптурная композиция «Футболисты» была передана Третьяковской галерее. За десятилетия нахождения скульптуры сначала под открытым небом в сквере около музея в Лаврушинском переулке, а затем в залах экспозиции на Крымском Валу состояние произведения сильно ухудшилось.
В 2017 году специалисты Третьяковской галереи и мастерской «Наследие» начали масштабные работы по исследованию и реставрации скульптуры. Благодаря сложнейшим процессам она обрела конструктивную устойчивость и экспозиционный вид. Возвращение произведения в залы Галереи дает зрителям возможность вновь открыть для себя шедевр отечественной скульптуры в его первозданном виде.
Увидеть “Футболистов” можно в Новой Третьяковке на Крымском Валу в зале №15.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
#Вэтотдень в 1928 году родился Таир Теймурович Салахов – живописец, театральный художник, педагог, профессор. Он стал знаковой фигурой периода «оттепели» и одним из основоположников так называемого «сурового» стиля в живописи.
Показать полностью.
Салахов создавал отмеченные суровой мужественностью образного строя жанровые композиции на темы жизни бакинских нефтяников, писал портреты, а также полные внутренней экспрессии индустриальные пейзажи и натюрморты. Произведениям Салахова были свойственны монументальность графически четких форм.
Одна из известных картин Салахова – портрет его младшей дочери Айдан. Замысел картины родился у Салахова из мимолетного эпизода, когда трехлетняя Айдан в нарядном белом пальто ловко оседлала только что подаренную ей на день рождения лошадку. Художник перевел домашнюю сценку в монументальный регистр на холсте. Вопреки традиции в картину не попали ни дом, полный гостей, ни шумное веселье праздника в честь общей любимицы – все, что было принято в живописи недавнего прошлого.
Центром композиции Салахов сделал лицо девочки. Как на парадном конном портрете, Айдан застыла верхом на игрушечной лошадке. Детский образ, созданный живописцем, не по возрасту серьезный и далекий от инфантильности, ясное и бескомпромиссное детское восприятие действительности отвечали духу нового этапа советского искусства.
Т. Салахов. Айдан. 1967.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Живописная карьера художника Евграфа Сорокина началась с курьезной истории. Император Николай I на одной из выставок обращает внимание на картину Сорокина с длинным витиеватым названием: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца».
Показать полностью.
Неизвестно, понравилось ли государю название или он тоже разглядел в Сорокине талантливого живописца, но император велит определить художника в петербургскую Академию художеств.
Мастер оправдал доверие императора – он достойно учился, получал серебряные и золотые медали, а в 1850 году отправился за границу в пенсионерскую поездку.
За границей художник пишет много жанровых сцен итальянской и испанской жизни. Одна из самых знаменитых работ этого периода – «Нищая девочка-испанка», написанная в 1852 году. Произведение поднимает проблемы бедности, детского труда и межклассового неравенства.
Героиня картины – маленькая нищенка, которая просит милостыню в богатом доме. Ее образ составляют поношенная одежда, прохудившаяся обувь, а главное – неподдельная горечь в глазах. Перед зрителями маленький ребенок с глазами взрослого человека, который познал многие тяготы и лишения.
В качестве немого укора на заднем фоне художник изображает совершенно другой мир богатых людей: дома из белого камня, фонтаны, колонны.
Е. Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
27 ноября в рамках “Т Фестиваля” состоится прямая трансляция концерта Василия Ладюка.
Ладюк – Обладатель лирического баритона, один из лучших российских солистов нового поколения, приглашенный солист Большого театра России. Победитель самых престижных международных конкурсов оперных певцов представит свой сольный концерт в рамках «Т Фестиваля» в Новой Третьяковке. На сцене – большой концертный рояль Boesendorfer 280 Vienna Concert, предоставленный партнером Фестиваля компанией Yamaha Music
В программу концерта войдут романсы Рахманинова, Чайковского и Рубинштейна, а в финале прозвучат романсы из малоизвестных в России испанских сарсуэл.
Присоединиться к онлайн-трансляции можно по ссылке: https://youtu.be/IpNK3m8Jb74
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Приморская государственная картинная галерея и филиал Третьяковской галереи во Владивостоке представляют экспозицию «Петроградская Мадонна. Выставка одного шедевра из собрания Третьяковской галереи». Во Владивостоке с 27 ноября 2021 года по 30 января 2022 года впервые будет представлена одна из ключевых картин выдающегося русского художника Кузьмы Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде», известная также как «Петроградская Мадонна».
Показать полностью.
Выбор работы «1918 год в Петрограде» для показа во Владивостоке связан с тем, что именно Приморье стало местом последних операций Гражданской войны (1917 –1922), и в 2022 году исполнится сто лет с момента тех событий.
Выставки одной картины являются уникальной возможностью прикоснуться к творчеству важнейших мастеров, чьи работы не представлены в собраниях приморских музеев. Зрители в музеях часто перемещаются между избранными шедеврами, иногда упуская важные полотна. Формат выставки, в которой фокус направлен на одну картину, позволит зрителю продлить диалог с художником и увидеть через него целую эпоху.
В рамках выставки пройдет серия лекций и мастер-классов специалистов Третьяковской галереи.
По выставке будут проводиться экскурсии: со вторника по пятницу в 16:00, в выходные – по расписанию программы выходного дня.
Генеральный партнер выставки – Транспортная группа FESCO.
К. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
#Вэтотдень в 1903 году родился Юрий Пименов – русский художник, график, сценограф. Его отец был юристом, но сам увлекался живописью, поэтому не возражал, когда сын решил связать жизнь с искусством. Пименовы жили в Москве недалеко от Третьяковской галереи, поэтому в детстве Юрий часто здесь бывал.
Показать полностью.
В 1920-х годах художник учился во ВХУТЕМАСе. В этот период его интересовали темы спорта, кино, научных достижений. Позже, в 1930-х годах, художника стали критиковать и обвинять в формализме. Пименов вспоминал, что это время было очень тяжелым, он остался без работы. Жить приходилось на деньги, которые стенографией зарабатывала его жена.
Основными темами работ художника стали Москва и москвичи, рождение новых районов, жанровые сцены. В воспоминаниях Пименов писал, что художник-жанрист должен быть немного зевакой, ведь впопыхах ничего толком не увидишь. Вся сила жанровой живописи, по его мнению, заключается в умении мастера увидеть в повседневности нечто значительное. Пименову это удавалось как никому другому – его картины «Лирическое новоселье», «Обыкновенное утро», «Свадьба на завтрашней улице» стали гимном о буднях и радостях простых людей.
Специально ко дню рождения Юрия Пименова мы публикуем видео-экскурсию по персональной выставке художника. Экскурсия доступна по ссылке: https://youtu.be/Arvus8Iu1lg
Генеральный спонсор компания «Металлоинвест».
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена
Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Иванова, включающего более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки.
Показать полностью.
С 26 ноября в Историческом здании Третьяковской галереи откроется выставка «Евангельские мотивы» — она завершает показ уникального графического цикла Иванова «Библейские эскизы», в котором воплотились сложные художественно-философские искания художника в последнее десятилетие его жизни.
Выставка «Евангельские мотивы» посвящена событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа, его трагической смерти и воскресения. Экспозиция включает сцены Тайной вечери, моления Христа в Гефсиманском саду, его поругания у первосвященника Каиафы. Контрасты освещения и яркие цветовые акценты придают этим листам особый драматизм. Несколько композиций рассказывает о происходящем в иерусалимской резиденции правителя Иудеи, римского наместника Пилата. В них запечатлены важные эпизоды — последний вопрос Пилата, его решение осудить Христа. Среди эскизов, повествующих о смерти Иисуса, подлинным шедевром является сцена «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Напряженными контурами фигур, их движениями, жестами и экспрессией цветовых пятен передает Иванов чувства отчаяния, ужаса, горя. Продолжают евангельское повествование композиции на сюжеты чудесного воскресения Христа, его явлений ученикам и вознесения. Мистическим светом наполнены сцены «Ангел отваливает камень от двери гроба», «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о Воскресении Христа», «Явление Христа одиннадцати ученикам после Воскресения», «Вознесение».
Выставка открыта в Историческом здании Третьяковской галереи, вход по билету в основную экспозицию. Для входа в музей необходим QR-код. Подробнее с правилами посещения можно ознакомиться на нашем сайте в разделе “Посетителям”. Выставка открыта по 15 мая 2022 года.
А. Иванов. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).