в море плавать легче чем в реке потому что
Исследовательская работа «Почему море держит»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по направлению: «Экспериментальная деятельность»
на тему: «Почему держит море»
Предмет исследования – поваренная соль, вода.
Цель исследования – как соль изменяет свойства воды
1. Если в пресную воду добавить соли, то она будет лучше выталкивать предметы.
2. Из соленой воды можно получить соль и пресную воду.
1. Проделать опыты с водой и солью.
2. Научиться получать из раствора соль и пресную воду.
3. Выяснить, в каком море невозможно утонуть.
Обзор источников информации: литературы и Интернет-ресурсов.
Проведение экспериментов и наблюдений.
Систематизация материала в форме работы и презентации.
Структура исследовательской работы:
Новизна. Проведенное исследование стало для меня настоящим открытием, я узнала, как из солёного раствора может образоваться соль, как можно получить из соленой воды пресную
Практическая значимость. Материалы работы можно использовать при проведении занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста.
Выводы о полученных результатах исследования. В результате исследования мои гипотезы подтвердились. В результате своего исследования я узнала, что в морской воде легче плавать, потому что она тяжелее пресной. Чем больше в воде соли, тем сильнее она выталкивает помещённые в неё предметы. В очень солёных морях даже нельзя утонуть. Некоторые моря очень солёные, потому что испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме, узнала много нового и интересного о соленых морях и нашей Земли.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Итак, чтобы понять, как соль может влиять на свойства воды, мне пришлось провести опыты, за помощью я обратилась к маме.
Чтобы узнать в какой воде будет легче плавать в соленой или пресной, мы с мамой провели опыт с яйцом.
Я взяла сырое яйцо, сделала на нём отметку маркером для удобства пользования и положила его в стеклянный стакан с 0,5 литра воды. Яйцо осталось на дне. Отдельно растворила в горячей воде соль. Добавляла до тех пор, пока соль перестала растворяться. У меня получился насыщенный соленый раствор. Оказалось, что в 1 литре воды растворилось 350 г соли. После того, как раствор остыл, я положила яйцо в насыщенный раствор, и оказалось, что оно всплывает.
После проведения опыта, Я сделала вывод, что если в воде будет большое количество соли, то предмет не сможет утонуть.
Мне стало интересно, а что будет с яйцом, если я буду добавлять пресную воду. Чтобы это узнать, я провела еще один опыт. Для проведения опыта мне понадобилось сырое яйцо, стеклянный стакан с водой, соляной раствор.
В стакан с плавающим яйцом в соляном растворе добавила пресной воды: яйцо постепенно стало тонуть. Стала подливать солёную воду – яйцо стало всплывать. После проведения опыта, я поняла, что если в воде мало соли, то предмет будет тонуть
А что будет с яйцом, если добавлять пресную воду? Я провела еще опыт. Для проведения опыта мне понадобилось сырое яйцо, стеклянная ваза с водой, соляной раствор.
В вазу с плавающим яйцом в соляном растворе добавила пресной воды: яйцо постепенно стало тонуть. Стала подливать солёную воду – яйцо стало всплывать. Так я поняла, что если в воде мало соли, то предмет будет тонуть.
Чтобы узнать, как можно из соленой воды сделать пресную, я провела еще опыт.
В кастрюлю налила раствор с солью, закрыла крышкой и поставила на плиту. Вода закипела и стала превращаться в пар, а на стеклянной крышке кастрюли стали собираться капельки воды. Как только вода остыла, я попробовала ее на вкус и убедилась, что она пресная.
Когда вся вода выкипела, соль осталась на дне. Теперь я знаю, как можно получить пресную воду из солёной.
Этот опыт подтверждает, что из моря испаряется только вода, а соль остаётся, поэтому вода в море такая солёная.
Я спросила у мамы: «А можно получить соль из раствора, не испаряя воду?». Мама взяла шерстяную нитку, мы отпустили ее в соляной раствор и поставили ее в холодильник.
На следующий день я увидела, что на нитке стали образовываться кристаллы соли. Я пришла к выводу, что соль в водоёмах может откладываться сама.
После проведения всех опытов, используя полученные знания, решила попробовать создать макет Мёртвого моря. Для этого мы с мамой взяли плоский стеклянный сосуд выложили камешками и заполнили его солёной водой. По мере испарения подливала в сосуд солёную воду, и наблюдала, как кристаллизовалась соль по «берегам» макета. Через несколько дней, получилось «мёртвое море» с солёными берегами.
О своем исследовании я рассказала ребятам нашей группы.
В результате исследования мои гипотезы подтвердились. В результате своего исследования я узнала, что в морской воде легче плавать, потому что она тяжелее пресной. Чем больше в воде соли, тем сильнее она выталкивает помещённые в неё предметы. В очень солёных морях даже нельзя утонуть. Некоторые моря очень солёные, потому что испаряется только вода, а соль остаётся в водоёме, узнала много нового и интересного о соленых морях и нашей Земли.
Мне очень понравилось проводить опыты и эксперименты. В будущем планирую продолжить исследовательскую работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Творческий Центр «Сфера», Москва 2002
2. Курлански М. «Всеобщая история соли».Москва: Колибри, 2007.
3. Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л. А. М. : АСТ, 2002 год.
4. «Большая энциклопедия дошкольника», РООССА
5. Рабиза Ф. «Простые опыты».Москва: Детская литература, 2002
Океанология для малышей
Глава четвертая
На следующее утро они приехали. Только не на море, а на пыльный и жаркий вокзал. Они собирались жить у знакомой маминых знакомых, тёти Гели, которая сдавала жильё приезжим. У тёти Гели во дворе стоял длинный сарайчик, разбитый на клетушки. Почти везде уже жили люди, некоторые загорелые до черноты, но нашлось место и для мамы с Таней и Ваней, и даже для Сергея, который помогал им с вещами.
Брат с сестрой не могли дождаться, когда же все хозяйственные дела будут закончены, и они пойдут на море. Ну вот, наконец-то! Мама собирает пляжную сумку, намазывает детей кремом от солнца, берёт большой зонтик и бутылку воды. Ваня несёт надувной круг, а Таня — мячик. Раскалённая улица ведёт их к морю…
Они с трудом нашли местечко на песке среди других отдыхающих. Мама стала расстилать покрывало и вкапывать зонтик, а Таня и Ваня разделись и бросились к воде.
— Какое оно голубое! — закричала Таня.
— Какое тёплое! — подхватил Ваня.
И они принялись бултыхаться, брызгаться, прыгать и визжать, как и многие другие большие и маленькие дети около берега. Они и поплавали с кругом, и поиграли в мячик, и набрали ракушек и камушков. А потом мама позвала их на покрывало: отдохнуть, прогреться и дать ей тоже поплавать.
Когда мама вернулась, они уже построили огромный замок из песка.
— Как хорошо! Какая отличная водичка! — воскликнула мама, вытираясь большим полотенцем. — И вы здесь обязательно научитесь плавать!
— Я уже умею немножко. Если с кругом! — похвастался Ваня.
— Научитесь и без круга! Потому что в море легче плавать, чем в реке!
— Почему? — изумилась Таня.
— Архимед помогает! — таинственно сказала мама, усаживаясь на покрывало и доставая бутылку с водой и печенье.
— Архимед — это знаменитый учёный. Он жил в городе Сиракузы на берегу Средиземного моря больше двух тысяч лет назад.
— Так давно! Как же он поможет плавать? — удивился Ваня.
— Дело в том, что Архимед открыл закон, который помогает и плавать, и летать. Этот закон очень простой: на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Её и называют силой Архимеда.
— Откуда же она берётся?
— Дело в том, что когда вы погружаете какое-нибудь тело в воду, то оно занимает там место. Вода старается это место себе вернуть и поэтому стремится вытолкнуть постороннее тело, — мама похлопала Таню по спинке, — наверх. Вот и получается, что она пытается вернуть себе захваченное место и поддерживает того, кто плывёт. Морская вода солёная, поэтому она как бы более густая, более плотная, чем пресная. Из-за этого сила Архимеда в море больше и лучше поддерживает плывущего. Вот я видела, как вы мячик надувной пытались утопить…
— Нет, это никак нельзя! Он всё время наверх выскакивает! — сказал Ваня.
— Вот-вот! Это его сила Архимеда выталкивает! Она же и человека на воде поддерживает, и корабль.
— А если Красное море более солёное, чем Чёрное, то, значит, там силы у Архимеда больше? — спросила Таня.
— Да, верно, молодец! — похвалила её мама. — В Красном море плавать ещё легче, потому что сила Архимеда больше. А в Мёртвом море вообще утонуть невозможно. У него солёность — триста промилле! Это же полтора стакана соли в каждом литре воды! Там вода такая плотная, что человек просто лежит на ней, как на диване.
— Раз утонуть нельзя, то почему же море Мёртвое? — удивилась Таня.
— Потому что там нет ни рыбок, ни других живых существ: слишком много соли. Да и вообще, это на самом деле не море, а озеро, потому что оно не сообщается с океаном…
— Ой, смотрите-ка: воздушный шар! — показал Ваня.
Действительно, над пляжем проплывал разноцветный воздушный шар с небольшой гондолой и развевающимся рекламным полотнищем.
— Воздушным шарам тоже Архимед помогает. В этом случае силу Архимеда создаёт воздух. Но он — очень редкий, плотность у него маленькая, гораздо меньше, чем у воды, поэтому шар делают огромного размера, чтобы он отнимал у воздуха большой объём и у Архимеда хватило сил удержать его на высоте.
Некоторое время все следили за воздушным шаром.
— Морякам приходится учитывать, что сила Архимеда в разной воде разная. Если судно плавает только в солёной воде, то его можно нагружать сильнее. А если же оно будет заходить и в реки, где вода пресная и выталкивающая-поддерживающая сила воды меньше, то груз нужно уменьшить, а то так и утонуть недолго… На корпус корабля наносят специальные метки. Когда нагружают корабль, то смотрят, чтобы нужная метка не оказалась под водой.
— Получается две метки? Для речной воды и для морской? — уточнила Таня.
— Нет, меток гораздо больше, — раздался знакомый голос. Они оглянулись и увидели Сергея с незнакомой девушкой. — Потому что плотность воды зависит не только от солёности, но и от температуры. Эти метки называются грузовой маркой. Когда этих меток не было, то множество кораблей тонуло от перегруза…
Сергей присел на корточки, расчистил песок и нарисовал линии и незнакомые буквы:
— Выглядит грузовая марка как несколько чёрточек, нужных для перевозки грузов в самой разной воде: в пресной воде в тропиках, где очень жарко, и в пресной воде умеренного климата; в летней морской воде и зимней морской воде. А также отдельная, самая нижняя метка для североатлантической зимней воды… Там меньше всего можно грузов перевозить. Буквы не русские, а латинские, потому что эти метки — международные… Мария Анатольевна, можно я у вас мячик возьму?
— Возьмите. А мы пойдём посмотрим, как ваши тела сила Архимеда выталкивает! Научимся делать поплавок! — и мама побежала с детьми к воде.
Простой опыт показывает, как возрастает сила Архимеда в солёной воде.
Для опыта вам потребуется литровая банка, сырое яйцо, мелкая соль, столовая ложка и вода.
Налейте в банку воды до половины и аккуратно опустите в неё яйцо. Оно утонет — опустится на дно. Медленно подсыпайте в воду соль и осторожно размешивайте, чтобы соль поскорее растворялась. Соль нужно добавлять, пока яйцо не всплывёт. Вот как на фотографии.
Комментарии к публикации
Океанология для малышей
Какой интересный рассказ! Сама с удовольствием прочитала и теперь старшей дочери дам почитать или сегодня пересекает, как раз в поезде ехать будем! Автору огромное спасибо! Побольше бы таких интересных и полезных историй!
Научно-исследовательский проект «Почему в море плавать легче, чем в пресных озерах и речках?»
Научно-исследовательский проект
» Почему в море плавать легче, чем в пресных озерах и речках? «
I. Введение.
Замечали ли вы на речных и морских судах красную горизонтальную линию? Наверное, вы даже вспомните, как она называется — ватерлиния. Для чего ее проводят?
Если судно погружено в воду так, что ватерлиния хорошо видна, то это значит, что его можно еще догрузить. А если вода подошла к этой линии или превысила ее, то это уже опасно — судно перегружено. То есть выталкивающей силы воды вот-вот не хватит, чтобы уравновесить судно вместе с грузом.
А вот какой интересный факт наблюдают те, кто плывет на корабле и переходит на нем из реки в море. Вчера еще, плывя по реке, можно было видеть, как ватерлиния почти касалась поверхности воды. А утром, при выходе из реки в открытое море, выяснилось, что расстояние от ватерлинии до воды заметно увеличилось.
Что же случилось? Неужели с корабля что-то выбросили? Или, может быть, ночью с него сошли все пассажиры с багажом? Вовсе нет, вес корабля остался неизменным. Значит, и уравновешивающая его выталкивающая сила также не переменилась. Ну, так в чем же дело?
Гипотеза: Если обычную пресную воду посолить, то она будет удерживать предметы и тела на поверхности, так как соль изменяет состав воды.
Цель проекта:
Выяснить, почему в море плавать легче, чем в пресных озерах и речках.
Задачи:
Методы исследования:
1. изучение теоретического материала
2. проведение эксперимента
Вид проекта: творческий, индивидуальный, краткосрочный.