в менеджменте что такое харизма
Харизма руководителя и управленческие архетипы
Раздел: Управление персоналом | |
Автор(ы): Йоханнес Штайрер, профессор Экономического университета Вены Источник: Журнал «Проблемы теории и практики управления» (№4, 2001) | размещено: 29.07.2004 обращений: 16113 |
| ||||
В ряде эмпирических исследований подчеркивается позитивное влияние харизмы, или «внушаемой мотивации», на производительность и общий жизненный настрой сотрудников предприятия. Харизматическое управление побуждает сотрудника ставить перед собой высокие цели, выполнение которых требует большой внутренней мобилизации и выходит за рамки непосредственно личных интересов, тогда как в обычных условиях при меньшей стимуляции он ограничивается решением установленных сверху задач в обмен на простое материальное вознаграждение. Вместе с тем эмпирически подтверждается наличие деструктивного управленческого синдрома с соответствующими негативными последствиями, а также явной личностной предрасположенности руководителей к самолюбованию и самодовольству (нарциссизму). Дисфункциональные последствия харизматического управления проявляются в потере подчиненными чувства персональной идентичности, снижении представления о себе как полноценной личности, проекции собственных страхов и агрессии на других и т.п. Такой управленческий стиль противоречит современным тенденциям к самоуправлению, приводит к нивелированию культур, порождает опасность попытки осуществления «нереальных предвидений». Исследователи указывают, что питательной почвой для харизматических процессов являются кризисы, а особенно перестроечные инициативы после неудач. Это объясняется обострением восприимчивости харизмы руководителя со стороны подчиненного при повышении уровня психологической напряженности, присущей конфликтной ситуации. Харизма как атрибут личности руководителяПонятие харизмы происходит из христианской теологии, и в социологию оно было внедрено Максом Вебером. В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или по меньшей мере исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной роли «вождя». Содержательным элементом понятия харизмы является нечто исключительное, образцовое в образе руководителя. Как считает Вебер, харизма — прежде всего продукт воображения окружающих, поэтому возникает вопрос, благодаря каким свойствам или манере поведения руководитель приобретает авторитет харизматической личности. В этой связи кратко рассмотрим две модели. Следует, однако, заметить, что эти и многие другие подходы опираются на наивную интерпретацию феномена формирования харизмы руководителя, когда определенный образ начальника прямо-таки рефлекторно провозглашается харизматическим. Активная роль при этом отводится исключительно руководящей стороне, тогда как руководимые, подобно плоскому зеркалу, лишь отражают «реальную» картину. В действительности же феномен харизматического управления намного сложнее, чем представляется в обеих рассмотренных моделях. Архетипы управленияОн, в частности, указывает, что вышестоящую категорию «управление» нужно рассматривать не как некое заключение, а в качестве производной от анализируемой основы. Предполагается, что за обобщающим понятием «управление» стоит более широкая и основательная база, а именно «архетипы» управления, которые структурированы по тому или иному мифическому образу. Под архетипами Нойбергер понимает мощные прообразы в человеческой душе, в которых многообразные формы действительности уплотняются в нечто принципиальное и типичное и таким образом представляют оригинал. Как утверждает Нойбергер, образ отца ассоциируется как с «деспотичным отцом-господином», так и с «отцом-благодетелем», для которого окружающие — дети. В рамках общества с преобладающими патриархальными представлениями отец — это прообраз создателя, родителя и неограниченного владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он кажется рассудительным, сильным, всезнающим, большим и всемогущим, стабильным, непоколебимым и надежным. Как отец «всех детей» он может обращаться со своим окружением благожелательно, заботливо, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может, наоборот, относиться строго, требовательно, грозно, проявляя власть и наказывая непослушных. Качество отношений между отцом и его окружением отличается особой двусмысленностью, так как об отце можно говорить лишь в том случае, когда одновременно имеются в виду и «дети», которые подчинены ему. Поэтому для этих отношений характерны как чувства любви, доверия и благодарности, так и ненависти, страха и негодования. Примером подобного патерналистского типа управления может служить Георг Пульман, американский фабрикант широко известных пульмановских вагонов. Он действительно проявлял отеческую заботу о своих работниках и даже построил для них отдельный город, в котором они могли жить за низкую плату, но под его наблюдением и в соответствии с его представлениями о порядке (например, в отношении курения, употребления спиртных напитков, соблюдения чистоты и т. п.). Фабрикант отличался крупным телосложением, производил внушительное впечатление, был человеком высоких моральных принципов, и созданный город был зеркальным отражением своего основателя. Несмотря на проявляемую к ним заботу и покровительство, рабочие в конце концов не выдержали «отеческой» опеки, недовольство вылилось в мощную забастовку, которую полиция вынуждена была подавить силой. «Герой»Считается, что архетип героя — самый известный и распространенный в мире. Он встречается в классической мифологии древних греков и римлян, в средневековье, на Ближнем Востоке и в архаических культурах. По Нойбергеру, герой является «юношеской противоположностью» состарившегося отца и олицетворяет то, чем некогда был наделен сам отец, — мужество, закаленность в боях. Герой, непоколебимый и одинокий, наделенный сверхчеловеческими силами, идет своим путем, побеждая всех врагов, завоевывая восхищение и признательность окружающих и обретая в конечном счете бессмертие. Он никому не подчинен, реализует коллективную мечту о власти и свободе, самодостаточен, самобытен даже в своих фантазиях, могуч и силен. Короче: герой всегда грандиозен. В качестве примера здесь можно привести Стивена Джобса, соучредителя компании Apple, и показать, каким образом ему удалось путем самопредставления инсценировать юного героя. Его биограф пишет, что С. Джобс, будучи сыном состоятельных родителей, захотел поглядеть на мир и почувствовать себя в шкуре беспризорного, несколько лет бродяжничал по стране, передвигаясь в товарных вагонах, на попутном транспорте. Джобс не изменил своим привычкам, даже когда устроился на первую работу в компьютерной фирме. Он продолжал соблюдать специальную диету, которая якобы снижала потоотделение и выделение других секретов: налегал на йогурт и фрукты, будучи уверен, что такой диеты достаточно, чтобы не мыться. Окружающим это явно не нравилось. Принимая на работу новых сотрудников, Джобс часто приглашал их в близлежащий ресторан, клал на стол босые, грязные ноги и безжалостно издевался над новичками. Где бы Джобс ни работал, он всегда с поистине фанатичным упорством стремился достичь поставленных целей. Джобс старался произвести впечатление человека высокого интеллекта и таким образом повлиять на свое окружение. Его стиль управления биограф описывает предельно кратко: он управлял страхом, крича и визжа на людей. «Спаситель»По Нойбергеру, это тип харизматического обновителя, великого преобразователя, мага-волшебника, превращающего все сущее в лучшее. Он наставляет массы на истинный путь, ломает их «своеволие», делает послушным инструментом. В фокусе его влияния — добровольное подчинение масс необыкновенной харизме лучезарной личности, которая настолько далека от повседневности, что не может быть измерена земными мерками. Нойбергер представляет в архетипе спасителя в несколько преувеличенном виде феномен управления, который часто называют новым подходом к руководству. Момент «спасения» выражается с помощью таких понятий, как предвидение, миссия или преобразование, и служит эскизом будущего порядка, к которому надо стремиться, в частности образцом стратегий принятия решений по преодолению возникающих кризисов. В качестве примера носителя харизмы «спасителя» можно назвать Дональда Бёрра, основателя People Express, «миссия» которого заключалась в создании организации, помогающей людям делать дела лучшим образом, чтобы они совместно могли лучше работать на благо американской демократии. Изучение журналистских репортажей о Бёрре показало, что в них явно преобладают метафорические выражения, которые были бы более уместны для описания фигуры проповедника. Так, характеризуя Бёрра, некоторые авторы статей писали, что ему следовало бы стать именно проповедником, а не священником, пастором или просто церковнослужителем. В нем воплощаются все черты проповедника, который с жаром изрекает евангелические истины в поте лица своего в раскаленной солнцем хижине и от слов которого сердце вырывается из груди слушателей. Бёрр не говорит, он тяжко трудится: ходит, иногда сидит, опять встает, простирает руки к слушателям, осуждает и восхваляет, взывает и умоляет, иногда даже шутит. Он почти мессия, а некоторые журналисты усматривали в нем некую субстанцию, которая сплачивала окружающих в единое целое. В такой своеобразной системной характеристике личности на первый план выдвигалась специфичность «миссии» Бёрра (философия горизонтального менеджмента), неординарность его натуры (не священник и не клирик), высокие представления о важности морали (он осуждает и восхваляет), искренняя преданность и полная отдача делу (жар, рвение, труд в поте лица своего) и, наконец, духовная притягательность (евангелическая святость, всеобъединяющая субстанция, мессианство), которую ниспосылает проповедник на своих последователей. Архетип «царя» Нойбергер представляет в виде главного действующего лица в сказках европейских народов. Венчание на царство — заключительный акт драмы созревания героя. Благородство происхождения не играет при этом никакой роли. Более того, всячески подчеркивается высшее предназначение человека, который, даже будучи простого происхождения, может подняться до царского величия, если проявит способности во всей полноте. Для иллюстрации этого образа можно привести отрывок из текста, где нарисован портрет Хеннинга Кагерманна, президента компании SAP. Там, в частности, говорится следующее: «Кагерманн — человек скупых жестов, не такой, как все. Он обращает на себя больше внимания тем, что не делает, чем своими, в основном экономными действиями. Машиной управляет сам, без шофера. Его служебный автомобиль самый маленький, намного уступает лимузинам других менеджеров высшего звена. Таков этот простой, неказистого вида 51-летний мужчина. В то же время — это изысканно вежливый человек. По отношению к своим сотрудникам он предупредителен до бесконечности. Кагерманн не устанавливает никакой дистанции со своим собеседником. На производственных совещаниях первым снимает с себя пиджак. Кагерманн не истязает себя работой на фирме, хорошо зная, к чему это может привести. Он обладает исключительным умением выслушивать других. По внешности его скорее можно принять за виолончелиста, чем за менеджера высшего ранга. О том, что у него гуманитарное образование, что он когда-то мечтал стать художником и с увлечением бегает на длинные дистанции, вряд ли кто знает. Фактически многие в отрасли и на самом предприятии считают его мягкотелым, некоторые называют «академиком». Годы идут, а Кагерманн остается все тем же». Что в случае с Кагерманном кажется исключительным и оригинальным, так это «эксцентричность наоборот» и скромность, которые могут и раздражать, поскольку его положение предполагает всевластие и всемогущество. Что при этом импонирует, так это интровертная сдержанность, которая присуща скорее тонкой натуре художника. Парадоксальность данной ситуации в том, что нечто обычное воспринимается как поразительное, потому что ожидалось увидеть именно последнее. Это тот случай, когда заранее предполагаемое оборачивается своей позитивной противоположностью. Представленный анализ показывает, что ведущие понятия, связанные с новым подходом к руководству (вдохновение, предвидение, призвание, красноречие, страстность, настойчивость и т. п.), слишком поверхностно затрагивают общую гамму возможных моделей поведения руководителя, которые приводят к возникновению той или иной харизмы. У руководителей-практиков она проявляется посредством указанных выше впечатляющих качеств, на что обращают внимание сотрудники при оценке своих руководителей и с помощью чего путем самопредставления создаются определенные образы управления. Кроме того, архетипы позволяют дифференцировать различные формы символического менеджмента, которые могут привлекаться при анализе организационной культуры. Что такое харизма. Как ее развить? Кто такой харизматический лидер?
Что такое харизматическое лидерствоВ социологии о харизме первыми заговорили Эрнст Трёльч и Макс Вебер в контексте власти и господства в обществе.
Не так уж важно, в чем состоит харизма (ум, уверенность в себе, везение или что-то иное), указывал Макс Вебер. Важно, что последователи признают лидера особенным. Но если движение терпит неудачи, вера в харизму лидера может пошатнуться, и он рискует потерять власть. Харизматический лидер пользуется фанатичной поддержкой своих последователей. Те приписывают вождю успехи независимо от его вклада, а неудачи либо сваливают на других, либо представляют в виде удач. Харизматическое лидерство возникает в экстремальных исторических обстоятельствах, считал Вебер, и «является специфически революционной силой».
Харизматическое лидерство может быть использовано и во благо, и во зло. Харизматиками были негритянский проповедник Мартин Лютер Кинг или лидер мирного протеста индийцев Махатма Ганди, боровшиеся за права человека. Огромной харизмой обладал британский премьер-министр Уинстон Черчилль. В то же время исключительной харизмой был наделен лидер нацистов Адольф Гитлер. Своими речами фюрер производил на немцев буквально гипнотическое впечатление.
В чем секрет харизматических лидеровСоциальные психологи выделяют несколько компонентов, свойственных харизматическим лидерам, рассказывает Сергей Степанов в статье для « Популярной психологической энциклопедии ». Харизма в обычной жизниВ последние годы о харизме говорят применительно не только к лидерам мирового масштаба. В повседневной жизни этим словом называют личное обаяние («магнетизм», «энергетику») и умение работать с аудиторией. В этом смысле харизма рассматривается как совокупность врожденных талантов и приобретенных навыков. Харизма далеко не всегда связана с внешними данными. Нередко харизматичным оказывается человек, которого не назовешь красавцем.
Можно ли развить в себе харизму?Харизму часто называют врожденной особенностью и считают, что она либо есть, либо ее нет. Но есть и противоположная точка зрения, гласящая, что многие составляющие харизмы можно развить. Оливия Фокс Кабейн в книге «Миф о харизме» выделяет три ее составляющие, которые доступны каждому: По мнению бизнес-тренеров, лидеру можно и нужно тренировать такие качества, как: Умение держаться на публике и выступать публично. Умение аргументировать свою точку зрения, убеждать собеседников.
Чтобы развить харизму, нужно первым делом понять, какие природные особенности свойственно именно вам, советуют бизнес-тренеры и эксперты по личностному развитию. Поймите, за что вас любят и ценят окружающие, и совершенствуйте свои лучшие качества. Харизма в бизнесе: чем она опасна?Поэтому начальнику важно сохранять открытость для критики, поддерживать контакт с сотрудниками и вовремя корректировать свое поведение, советует Дэн Чампа. Власть харизмыНекоторые люди умеют притягивать последователей не хуже, чем лампа мотыльков. Этим свойством обладали Уинстон Черчилль и Джон Кеннеди, его демонстрирует Барак Обама — его гораздо проще описать, чем понять. Что это? По-гречески харизма означает «дар Божий», и настоящая харизма, безусловно, должна им быть. В 1920-е известный немецкий социолог Макс Вебер определил ее как «свойство личности, за счет которого она отделяется от обычных людей и наделяется сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, выдающимися качествами», которые «рассматриваются как образцовые или божественные по происхождению». В наш век, когда люди и бренды приобретают все большее влияние, харизма важна как никогда. Компании, большие и малые, начинают понимать, что успех начинается на уровне отдельных людей и харизматичные лидеры важны уже потому, что могут устанавливать с окружающими связь на интуитивном уровне и оставлять им запоминающийся драгоценный опыт. Еще они знают, что харизма, помноженная на управленческие способности, создает выдающихся лидеров. Так что же требуется харизматичному лидеру? Ричард Вайзмен, профессор социальной психологии в Университете Хертфордшира (Англия), считает, что харизма все же не божественный дар. Харизма — наполовину врожденное свойство, а наполовину приобретенное. Это значит, что надо не только изначально обладать некоторыми способностями, но и уметь развивать их. Каждый харизматик обладает тремя качествами, утверждает Вайзмен. Во-первых, сильно переживает свои эмоции, во-вторых, умеет заразить ими окружающих и, наконец, не подвержен влиянию других харизматиков. Вот несколько советов, как развить в себе харизму хотя бы отчасти, даже если это не свойственно вам от рождения. Раздвигайте привычные границы возможного — как минимум в планировании. Харизматики живут в соответствии с мудростью, которую приписывают Макиавелли: «Не строй скромных планов: они не способны взволновать душу». Они понимают, что только смелый взгляд на будущее возбудит людей и объединит их. Они не ограничивают свой дерзкий замысел одной конкретной целью — они распространяют его на все, до чего дотягивается воображение. В каждом своем начинании они сдвигают границы возможного дальше, чем это кажется возможным обычным людям. Не прячьтесь, будьте заметны. Харизматики всегда держатся на виду. Они остаются стоять даже тогда, когда всех остальных скосил очередной кризис. Они прикладывают большие усилия, чтобы мотивировать своих подчиненных словом и делом — разговаривая с ними, слушая их и работая бок о бок с ними. Они не бросают своих даже в самые непростые времена. Не уходите от разговора. Харизматики пользуются любой возможностью убедить других в своей правоте. Они всегда говорят прямо и стараются вызвать у собеседника доверие к своим словам. Даже молча — разговаривайте. Харизматичные лидеры каждым своим действием посылают сигналы. Они всегда выглядят воодушевленными и страстными и заставляют других чувствовать себя лучше в их присутствии. Они дают понять, что каждый человек для них важен — пусть даже при помощи простых жестов вроде прямого взгляда, искренней улыбки или крепкого рукопожатия. Топ-менеджеры с харизмой достигают ошеломляющих результатов — если, конечно, применяют ее эффективно. Автор — основатель движения лидеров LeadСap Харизма: что это такое простыми словами и как её развить«Я не верю в астрологию. Я верю в свою харизму» – сказал однажды Фредди Меркьюри, будучи вокалистом рок-группы Queen. При жизни он собирал огромные концертные залы, да и сейчас о нем помнят миллионы людей. А все благодаря таланту и, разумеется, харизматичности. Что такое харизма и каковы признаки харизматичного человека? Почему она так важна и как ее развить? Какие книги о харизме стоит прочесть? Наверняка вы задаетесь именно такими вопросами, и в этой статье точно есть ответы на них! Что такое харизма простыми словамиНигде точного толкования понятия «харизма» нет. Это не особый дар, а набор определенных навыков, которые человек может развивать в себе осознанно или неосознанно.
Кроме того, таким людям легче продвигаться по карьерной лестнице: очевидно, что работодатели отдают предпочтение именно целеустремленным и отзывчивым сотрудникам с отличными коммуникативными навыками. Они могут легко убеждать контрагентов заключать сделки, да и в целом быстро решают сложные ситуации. Харизматичность играет роль и в отношениях. Если человек всегда находит общие темы для разговоров, чем-то увлекается и в целом его считают интересным собеседником, у него не будет особых проблем и в дружбе, и в любви. С точки зрения психологии харизма делится на несколько видов: Харизматичный человек – кто это простыми словамиХаризматик – это человек, обладающий внутренней силой и энергией, благодаря которым он может вести за собой толпы людей. Харизматичность важна не только для общения, но и для достижения определенных целей в разных сферах жизни: Бывают студенты, которым преподаватели при прочих равных отдают предпочтение и ставят оценки выше, чем другим. Бывают политики, которые обещают и не сдерживают свои слова, а люди продолжают им верить. Бывают учителя, на уроки к которым хочется ходить больше, чем к другим, просто потому что они интереснее. Все это – ничто иное, как влияние харизматичности на людей. Иногда говорят, что харизма – это умение манипулировать людьми. И отчасти такое утверждение верно: благодаря харизматичности человек может творить как добрые, так и злые дела, если умеет убеждать и вести за собой толпы. Признаки харизматичного человекаЕсть несколько внешних и невербальных признаков, по которым можно определить харизматичного человека: Если рядом с вами в толпе будет харизматик, вы обязательно это почувствуете. Как минимум вы будете периодически на него посматривать, как максимум – захотите познакомиться и завести разговор. При этом вы не сможете объяснить, чем именно вас привлек этот человек и почему вы обратили на него внимание. Что такое харизма у женщиныЕсли вы увидели рядом с высоким красивым мужчиной вполне обычную девушку и по их отношениям понятно, что он носит ее на руках и очень любит – скорее всего, дело в ее харизматичности. У нее есть обаяние и своя «изюминка». Для женщин характерны свои, особые признаки харизматичности, которые у мужчин встречаются реже: А еще у харизматичной женщины есть чувство собственного достоинства, умение четко обозначать свои желания. Она не устраивает скандал только потому, что муж купил масло не той марки или пришел домой на полчаса позднее обычного. Да и вообще ее муж будет бежать с работы домой, нигде не задерживаясь, потому что знает: там хорошо и спокойно. Харизматики стараются выстраивать отношения, где нет места истерикам и негативу, а все проблемы решаются через спокойное обсуждение.
Есть и черты личности, которые важны для карьеры. Например, умение убеждать и слушать собеседника, выкручиваться из сложных ситуаций, аргументировать свое мнение в спорах, поддерживать хорошие отношения в коллективе.
Что такое харизма у мужчиныНа всяких курсах пикапа мужчин учат знакомиться и заводить отношения с женщинами, используя разные психологические приемы. Но они никогда не будут работать, если у мужчины нет харизмы. Харизматичность мужчины в отношениях – это совокупность качеств, которые чаще всего привлекают женщин: Если речь идет о карьере, для мужчин важна определенная настырность, самоуверенность и все остальные качества, характерные и для женщин.
Как понять харизматичный ты человек или нетВ разных сферах жизни харизматичность определяется по-разному: Есть и другие признаки, по которым можно понять, харизматичны вы, или нет: Есть определенные навыки, которые обычно используют харизматичные люди. Если вы знаете много интересных историй и анекдотов, умеете вовремя и правильно задавать риторические вопросы, обладаете непоколебимыми моральными убеждениями, – наверняка вы в их числе. Простой тест на харизмуБывает сложно определить, харизматичный ли человек или просто дело в обаянии. Но вы сами можете пройти тесты, которые дадут более четкое понимание. Их можно найти в интернете. Есть и тест Х. Фридмана – профессора Калифорнийского университета. Он считается более-менее достоверным и состоит из 13 пунктов. За каждое утверждение добавляйте от 1 до 9 баллов в зависимости от того, насколько оно вам близко. Например, 9 баллов – точно про вас, 5 – 50/50, 1-3 – совсем не про вас. Средний уровень харизматичности – от 56 до 86 баллов. Он характерен для большинства людей. Все, что ниже 56 – низкий уровень. Выше 86 баллов бывает у единиц. Примеры харизматичных людейХаризматичными бывают как позитивные, так и негативные лидеры, использующие свой талант во вредоносных целях. К позитивным можно отнести: Шарлотта Генсбур. Сама она неоднократно говорила, что ей не нравится собственная внешность. А вот режиссер Ларс фон Триер придерживается другого мнения, и довольно часто приглашает актрису сниматься в его фильмах. Ума Турман. У нее высокий рост, 42 размер ноги, тяжелый взгляд и большой лоб, но это не помешало ей сняться в нескольких фильмах Квентина Тарантино. Леди Гага. У певицы наоборот низкий рост, а в детстве ее считали «гадким утенком». Тем не менее, она известна всему миру и всегда собирает полные залы. Адриано Челентано. Актер вряд ли соответствует современным стандартам красоты, но до сих пор остается любимцем публики, в том числе и женщин. Даже после 80 лет. Еще в этот список можно включить Илона Маска, Билла Гейтса, и многих других известных личностей. Яркий пример негативной харизмы – Адольф Гитлер. Да, он умел убеждать и собрал огромную армию, за него стояли горой его последователи, но ничего хорошего из этого не вышло. Он причинил много боли как германскому народу, так и всему миру. Примеры положительной и отрицательной харизмыРассмотрим несколько практических примеров положительной харизмы: Иногда харизматичности бывает недостаточно – в некоторых ситуациях важно знать еще и психологические приемы. Но чистая психология без харизмы не будет работать на 100%. Отрицательная харизма – это умение манипулировать людьми для достижения своих целей. Чаще всего – корыстных. Такой лидер умеет убеждать, но в результате все оборачивается негативными последствиями для тех, кто поддался на манипуляции. Почему харизма так важна жизни?Можно жить вполне счастливо и без харизмы. Например, если человек по натуре интроверт, работает удаленно и быстро устает от общения. Как правило, из таких людей получаются хорошие сотрудники, а вот повышают по службе их реже, чем харизматиков. В отношениях харизма – это ключик к успеху. Мужчины и женщины разные, но неизменно одно: они всегда тянутся к тем, с кем им точно будет интересно гулять, общаться, путешествовать. Или просто молчать. Как развить в себе харизму?Можно записаться на курсы ораторского мастерства, где научат быть центром внимания за несколько месяцев. А можно обойтись и без них, если следовать нескольким рекомендациям:
ТОП-5 книг по развитию харизмыЧтобы развить в себе харизматичность, не лишним будет и чтение книг, написанных психологами или бизнес-тренерами: В заключение «Харизма – это искорка в человеке, которую не купишь за деньги. Это невидимая энергия с видимым эффектом» – вот самое точное определение, которое дала Марианна Уильямсон. У вас всегда есть выбор: оставаться на месте и не выходить из зоны комфорта, либо развиваться и работать над собой, открывая для себя новых интересных людей и весь мир.
|