в концепции инстинктов социального поведения утверждается что
В концепции инстинктов социального поведения утверждается что
16. Активное, заинтересованное и действенное отношение группы к совместной деятельности — это:
• мотивированность
17. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры — это:
• погружение
18. Аффилиация — это:
• актуализация потребности в общении
19. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:
• наличие «Мы-чувства»
20. Бесструктурное скопление людей на короткий период, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:
• толпой
21. Близкие эмоциональные отношения участников совместной деятельности
• могут ухудшать результаты совместной деятельности
22. Более всего элемент стихийности выражен в:
• толпе
23. В бихевиористски ориентированной социальной психологии в качестве объяснительной основы для понимания изменения аттитюда используется:
• принцип научения
24. В дискуссии о предмете социальной психологии, которая развернулась в России в 20-е годы ХХ века активное участие приняли:
• В.А. Артемов
• Г.И. Челпанов
• К.Н. Корнилов
25. В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или заботу о людях выделяют __________________ типов(-а) руководителей.
• пять
26. В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле:
• психоанализа и интеракционизма
27. В исследованиях Морено верхняя граница количественного состава малой группы определяется числом:
• 40
28. В исследованиях С. Московичи было показано, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно:
• категорично и настойчиво заявит о принятом решении
29. В концепции «социальных представлений» данное понятие рассматривают как:
• обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях
30. В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что:
• людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт
• механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных
• причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами
Психология. Тест с ответами #7
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Воображение тесно взаимосвязано с _____ и ______
восприятием
половой принадлежностью
памятью
темпераментом
В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что …
причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами
механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных
на действии инстинктов строятся все социальные учреждения
массовая культура влияет на общественное и индивидуальное сознание
Между воображением и мышлением существуют самые тесные связи, особо они проявляются в …
в формировании понятий
Верны все ответы
проблемной ситуации
в создании новых представлений
Механизм психологической защиты, выступающий как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности, называется …
проекцией
вытеснением
отрицанием
регрессией
По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для …
диспластиков
астеников
атлетиков
пикников
К приемам установления контакта относятся …
выбор нейтрального материала для начала беседы, который может касаться самочувствия, биографии собеседника, его семейного положения, интересов и увлечений
формулировка вопросов в такой форме, которая предполагает обязательное согласие партнера, для этого необходимо предварительное изучение его личности
отрицательная оценка индивидуальных особенностей собеседника, его профессионального статуса, свойственного ему чувства долга, смелости принципиальности
создание у собеседника впечатления о несовпадении его интересов и увлечений с интересами инициатора общения
Процесс мышления …
носит опосредованный характер
не связан с практической деятельностью
относится к чувственной ступени познания
опирается на имеющиеся знания
Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления относятся к группе психологических явлений, объединенных по …
сущности и представленности
функционально-качественным особенностям
форме существования
соотношению врожденного и приобретенного
Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации
отсутствии готовности к воспроизведению
скорости сохранения
длительности сохранения
скорости запоминания и забывания
Эмпирические данные экспериментов ________ по исследованию процесса забывания используются (учитываются) при организации упражнений
А. Анастази
Д. Уотсона
Г. Эббингауза
У. Джеймса
А. Адлер считал, что главным внутренним фактором, определяющим и ведущим каждого человека с самого рождения, является …
стремление к самоактуализации
чувство неполноценности
энергия либидо
воля к власти
То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
Б.В. Зейгарник
плацебо
недавности
ореола
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является …
учение
учебная деятельность
научение
обучение
К качествам слуховых ощущений относятся _____ и ______ голоса
высота
давление
тембр
яркость
То, что педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса, характеризует ____________ уровень продуктивности педагогической деятельности
адаптивный
репродуктивный
локально моделирующий
системно моделирующий
В концепции инстинктов социального поведения утверждается что
Инсти?нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.
Одной из первых отдельных концепций социальной психологии была теория социально-инстинктивного поведения, автором которой был английский психолог В. Макдугалл. Его работа «Введение в социальную психологию» была опубликована в 1908 году.
Макдугалл утверждал, что поведением социума руководят врожденные инстинкты. Причиной таких выводов было убеждения Макдугалла во всеобщем стремлении как человека так и животного к достижению цели. Эту концепцию он противопоставлял последователям бихевиоризма, которые говорили о поведении как о реакции на какой либо внешний стимул. Индивидуальные склонности каждого человека, его наследственность, определяет круг инстинктов.
Все человеческие инстинкты выражаются посредством эмоций. Макдугалом были перечислены семь основных инстинктов, которым соответствуют семь эмоций: инстинкт борьбы, например, выражается страхом и гневом, инстинкт воспроизведения рода соответствует ревности и женской робости, чувство принадлежности относится к стадному инстинкту. Также, по утверждению Макдугалла, благодаря врожденным инстинктам были созданы такие социальные институты как семья; торговля, война и другие социальные процессы. Из-за этого утверждения проводилась параллель между идеей Макдугалла и Дарвиновской теорией, несмотря на то, что перенесенная на социум теория Дарвина теряла свою научную ценность. Гипотеза Макдугалла обрела огромную популярность в начале ХХ века. Однако эта теория привела к негативным последствиям: объяснение поведения человека его инстинктами, узаконивало любые иррациональные, импульсивные поступки не только отдельной личности, но и всего общества в целом. В последующие годы развития социальной психологии происходила борьба с идеей социальных инстинктов.
Ответы на тесты по теме Психология
Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:
взаимодействия людей в толпе; влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание; отношений массы и элиты
Значение психологии народов заключается в том, что:
в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию; в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием
Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:
в психологии народов
—> Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:
вопрос о статусе продолжает быть дискуссионным; социальная психология является частью психологии
Целевые установки:
определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности; связаны с конкретными действиями; связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело
Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:
проблема принятия решения
Непосредственными создателями психологии масс были:
С. Сигеле и Г. Лебон
Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:
изменяет условия и обстоятельства общения; обнаруживает существующие противоречия
В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что:
людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт; механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных; причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами
Специфика межличностного информационного обмена определяется:
влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации; возникновением коммуникативных барьеров; многоуровневостью передачи информации; наличием процесса психологической обратной связи
Опосредованное общение – это:
нет правильного ответа
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:
—>
В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как:
обмен символами и выработка единых значений и смыслов
Интенсивное общение между обучаемыми, в ходе которого каждый участник может увидеть и оценить коммуникативные возможности других и самого себя, выступает основным средством
Руководитель и другие носители тех или иных социально-психологических функций — это ____________________ социальной психологии управления.
Из перечисленных подструктур, в организационную структуру коллектива входят:
производственная; психологическая; социальная
Такие формы воздействия как просьба, убеждение, совет, одобрение применяются, когда руководитель стремится использовать свой авторитет
Теория инстинктов социального поведения У.Мака-Дауголла
Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую трудность: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей «психологии масс» оказали влияние два положения работы Тарда («Законы подражания», 1890), а именно мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпойпонимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Непосредственными создателями «психологии масс» являются итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Специалист в области уголовного права Сигеле видел источники преступлений в иррациональной динамике действий, которая проявляется в массовых ситуациях («Преступление массы», 1895). Сигеле даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих наказание, если преступление было совершено в массовых условиях. Основным аргументом было то, что, действуя в массе, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно, все деяния совершаются в состоянии аффекта.
1) обезличенность; индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охвативших всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями;
2) резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к легкой подверженности различным влияниям;
3) утрата интеллекта и отказ от логической аргументации; интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц;
4) утрата личной ответственности, ведущая к отсутствию контроля над страстями.
инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;
инстинкт бегства и чувство самосохранения;
инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;
инстинкт приобретения и чувство собственности;
инстинкт строительства и чувство созидания;
стадный инстинкт и чувство принадлежности.
13. Этап экспериментально-теоретического развития в зарубежной
социальной психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)
Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:
2) попытки пропорционального развития теоретического и экспериментального знания (50-е гг. по настоящее время).
Первый период. В начале XX в. социальная психология постепенно превращается в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие она получает в США, где она с самого начала была ориентированна на прикладное знание, на решение определенных социальных задач, в результате чего она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Востребованные в каждой из этих сфер рекомендации социальной психологии относительно «человеческого фактора» стимулировали прагматическую ориентацию данной науки.
Концептуальной базой социальной психологии стал неопозитивизм, отличавшийся абсолютизацией следующих принципов: уважение к точным данным; необходимость совершенствования математических процедур (когда не применявший их ученый не мог претендовать даже на научность своих взглядов и исследований); требование строгого построения эксперимента и возможности проверки гипотез и получаемых результатов.
При этом выделялись три основных научных течения, идеи которых использовала социальная психология: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология. Данные направления возникли в период так называемого открытого кризиса в психологии, возникшего в начале XX в. и связанного с неспособностью удовлетворительно разрешить ряд актуальных теоретических и практических проблем.
Главное внимание с точки зрения объекта исследования начинает уделяться исследованию малых групп. В этом было отличие американского образца социальной психологии того периода от начала развития социальной психологии в Европе, где с самого начала в поле внимания были большие группы (народы, массы). Отражением данной тенденции в социологии является возникновение микросоциологии(Г. Гурвич, Я. Морено, Э. Мэйо). Характерной чертой того периода был акцент на преимущественном развитии экспериментальных методик, во многом опережавших предварительное теоретическое осмысление изучаемых социально-психологических явлений.
В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить: а) исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);
В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов.
Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Вместе с тем, большинство теорий, возникших в социальной психологии после К. Левина, довольно единодушно называют теориями «среднего ранга». Разные авторы выделяют различные направления в социальной психологии этого периода, в зависимости от того, какие критерии применяются.
Так, в работах Ф.Карпфа («Американская социальная психология») и Г.Олпорта, а также Д.Мартиндейла («Природа и типы социальных теорий») предложены два принципа, по которым следует различать позиции социальных психологов: а) решение вопроса о природе человека; б) преобладающая проблематика исследований. В соответствии с этими принципами можно выделить следующие основные направления в современной социальной психологии: психоанализ, когнитивистская ориентация (объединяет теорию поля и гештальттеорию), необихевиоризм, интеракционизм.
Таким образом, социальная психология начиная с 20-х гг. нашего столетия набрала силу как научная дисциплина, проведены многочисленные исследования малых групп, аттитюдов (30-40-е гг.), проблемы социальной перцепции (60-е гг.). Вместе с тем, проблема больших групп выпала из внимания социальных психологов и практически исключена из их исследований. Наметившиеся критические тенденции в социальной психологии направлены на поиск новых форм взаимоотношения теории и эксперимента, уточнение предметной сферы социально-психологической науки и практики.
14. Этап экспериментально-теоретического развития в отечественной
социальной психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)
Неоспоримая заслуга постановки и творческого решения ряда проблем социальной психологии принадлежит Г.В. Плеханову, который не только говорил о необходимости серьезного изучения общественной психологии, но и раскрыл ряд механизмов ее формирования, дал обобщенную характеристику психологических особенностей отдельных исторических периодов, настроений времени и духа эпохи.
В 20-30-е гг. развитие отечественной социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом, основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И. Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. Другой видный отечественный психолог П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. «Социальность» им рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П.П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.
С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог В.М. Бехтерев. Рефлексология— естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Преодоление субъективистской социальной психологии он видел в том, что все проблемы коллективов понимались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).
В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов. Однако в данном подходе, хотя и утверждалась мысль о возникновении качественно иных явлений в коллективе, а личность объявлялась продуктом общества, но в основу рассмотрения этой личности и ее поведения были положены все-таки биологические особенности, а групповая психология мыслилась производной от индивидуальной.
В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве; теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Однако реальное воплощение этих принципов в практику исследований было затруднено особенностями общественно-политической обстановки тех лет.