в кимвалех что это значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 150:3

Свт. Григорий Нисский

хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-6 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа

«Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (Симмах): «звуком рога» (ὸι ηχσυ κερατίνης). «Хвалите Его на псалтири и гуслях». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «цевницею и лирою» (διὰ νάβλας καί λύρας). «Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе». Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «струнами и гуслями» (διὰ χορδων καὶ κιθάρας). «Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «в кимва­лах знамения» (σημασίας). «Всякое дыхание да хвалит Господа!». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «вздох» (αναπνοη). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей.

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным пес­ням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда про­стираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к боль­шему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятно­стью музыкального пения. Что же значит: «на кимвалах доброгласных»? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, про­рок наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким обра­зом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле.

Беседы на псалмы. На псалом 150.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 3-5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 3-5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Если домогаешься разъяснить себе понятие об упоми наемой в Писании музыке, то должно разуметь о ней так. Хвалите Господа во гласе трубном — то есть в памятовании о воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному (см. 1 Кор. 15:52). Хвалите Его во псалтире и гуслях, то есть языком и устами, когда, словно бы в бряцало какое, ударяет в нас Дух. Хвалите Его в тим пане и лице, — то есть во плоти и в душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу. Хвалите Его во струнах и органе, то есть в сердце и во внутренности, что Пророк и назвал органом. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, то есть — устами, которыми псалмопение приводится в стройное сладкозвучие.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

«Хвалите Его во гласе трубнем». Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае.

«Хвалите Его во псалтири и гуслех: Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания». Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие.

Евфимий Зигабен

Ст. 3-5 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице (хором), хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Пророк повелевает Иудеям хвалить Бога всякими музыкальными средствами, как голосом, так и музыкальными инструментами; христианам же повелевает делать это всеми органами телесных членов: глазами, устами, ушами, руками и ногами. Ибо если глаза не смотрят на непотребное и постыдное, но на приличное и полезное; если уши не слушают развращенных речей, но внимают честному и полезному для души; если уста не произносят соблазнительного; если руки не исполнены скупости, если удерживаются от убийства и хищничества, и простираются к добрым делам; если нога не устремляется к порокам, но идет путем правым: тогда мы подлинно всеми органами хвалим Бога, приносим Ему благозвучную согласную песнь. Иудеи всеми поименованными здесь инструментами некогда прославляли Бога, как мы об этом говорили в предисловии к своему толкованию. Под ликом здесь разумеет песнь, которую пели хором. Ибо это иной род мелодии, производимый без музыкальных инструментов; иной же род мелодии, производимый струнами. Под органом разумеет особенный инструмент, называемый у нас вообще органом; впрочем это название может относиться и ко всем другим инструментам. Кимвалы также были двух родов: одни доброгласные, благозвучные, которые употреблялись при божественных песнях и пениях, а другие, которые издавали звук противный и тяжелый и которые употреблялись на бранях при восклицаниях. Мне известны и иносказания, в каковых принимают другие сии органы; но я оставляю их, как оставил много других подобных в различных псалмах, так как таковые иносказания легко опровергаются и с трудом принимаются.

Hиccкий говорит: Один кимвал есть премирное естество Ангельское, другой кимвал словесная тварь человеческая, как говорит великий Апостол, что всякий язык исповедует, т. е. небесных и земных и преисподних, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Итак, когда вся тварь составить в одном ликостоянии стройность из всех и горних и дольних и на подобие кимвала мысленная тварь и ныне разделившаяся по причине грехов и далеко одна от другой отстоящая производит доброзвучие из нашего согласия, когда говорю, наше естество сблизится с ангельским и, вышедши из слитности, божественное сие ополчение воскликнет при торжественном поражении врагов победную песнь; тогда будет хвала от всякого дыхания на всегда продолжающая благодать и блаженство.

Еп. Ириней (Орда)

хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех

Трубным – шофар – труба из козлиного рога, употреблявшаяся не только в новый год (ср. Пс. 80) и в начале юбилейного года, но при праздничных торжествах (2 Цар. 6:14).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа

Все живущее да хвалите Его на псалтири, гуслях, тимпанах, кимвалах и в ликах!

О музыкальных инструментах, их значении и употреблении см. во введении к Псалтири.

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

В кимвалех что это значит

«Всякое дыхание да хвалит Господа!» Этими словами начинается заключительная часть Всенощного бдения. «Всякое дыхание» — значит не только «каждый момент человеческой жизни», но и вообще «всякая живая тварь», то есть, все сотворенное Богом.

Так звучит последний стих богослужебной Псалтири. Можно воспринимать его как напутствие, как главный вывод из всего смыслового богатства священной поэзии. Впрочем, это не просто фраза, вырванная из контекста. К ней последовательно подводит содержание трех последних псалмов Псалтири, которые так и называются — «Хвалитными».

Чаще всего на Всенощном бдении можно услышать — «Всякое дыхание…» и несколько заключительных стихов из 149 и 150 псалмов. Проясним для себя их смысл.

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» обозначает вдохновенный призыв к «вышним силам»— святым Ангелам — без устали прославлять Бога. Если прочитать весь 148-й псалом, то увидим, как богодухновенный псалмопевец подробно перечисляет все творение Божие, начиная от солнца и звезд и заканчивая всем одушевленным миром, включая «юношей и дев, старцев с юнотами (то есть, стар и млад)». Что можем воздать мы своему всесильному Творцу? Все принадлежит Ему. Наше же, пожалуй, — только устроение собственного сердца. Возможно, поэтому так дороги Богу наши благодарность и любовь, наша взаимность, потому что эти чувства души принадлежат нам.

«Хвалите Бога во святых» значит «через святых», «вспоминая о святых», в жизни которых мы видим действие Бога. «…Во утвержении силы Его» — то есть, видя потрясающее величие тверди небесной, а вместе с ней — непостижимую силу, дающую опору и жизнь всему существующему.

«Хвалите Бога на силах Его» — продолжение прежней мысли. Псалмопевец выражает обращение к «вышним», небесным силам, — Ангелам, — а также восхищается могуществом Творца, ведь сам облик и свойства всего сотворенного свидетельствуют о колоссальной силе Божественного разума?

«…В тимпане и лице… во струнах и органе… в кимвалех доброгласных…» Псалмопевец перечисляет музыкальные инструменты, которые использовались в ветхозаветном богослужении: типан и кимвал — ударные, струны — струнные инструменты, орган — духовой, лик («лице», с ударением на «и») — хор, собрание поющих. Все эти инструменты непосредственно связаны с человеческими чувствами. Поэтому в новозаветном, более глубоком смысле, оркестровый перечень обозначает призыв ко всему человеческому естеству стать гармоничным созвучием чувств, прославляющих Бога.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 150:5

Свт. Григорий Нисский

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Свт. Иоанн Златоуст

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Прп. Исидор Пелусиот

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Прп. Максим Исповедник

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Блж. Феодорит Кирский

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Евфимий Зигабен

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Еп. Ириней (Орда)

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Кимвалы – тарелкообразные металлические инструменты, которыми ударяли один о другой; маленькие издавали негромкий, приятный звук (доброгласных), а большие – резкий оглушающий, употреблявшиеся обыкновенно при юбилейных празднествах (кимвалы восклицания).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания

Источник

Всякое дыхание да хвалит господа: 150 псалом

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Псалом 150

На церковно-славянском языке

1 Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

2 Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

3 Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

4 Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе

5 Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицани я

6 Всякое дыхание да хвалит Господа.

На русском языке (синодальный перевод)

1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

6 Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.

Хваление Богу как завершение книги песнопений

Эти вдохновенные слова Давида, царя, воина, молитвенника, завершают созданную им Псалтирь – книгу песнопений, которую так любят христиане до наших дней. Последний псалом краток, но эмоционален. Он посвящен восхвалению величия Божия.

Основные мысли, выраженные в псалме

Этот краткое, состоящее всего из 6 стихов песнопение – как бы смысловое завершение двух предыдущих, 148-го и 149-го. Все три песнопения вместе называются на церковно-славянском языке «хвалитными», то есть восхваляющими Бога. Псалмопевец воспевает величие Господа, которое проявляется:

По толкованию свт. Феодорита Кирского, здесь внимание верующих обращается на проявление Господа через людей, особенно близких к Нему, облеченных Его благодатью:

Полезные материалы

Употребление в богослужении

Все три «хвалитных» пелись за Божественной службой еще во времена Ветхого Завета. Считается, что древние евреи воспевали их перед началом утренних молитв. Особую торжественность пению придавали музыкальные инструменты, многие из которых перечисляет царь Давид :

На 150 псалом написаны вокальные арии, даже инструментальные симфонии:

Источник

Псалом 150

Давид оканчивает книгу псалтири, по замечанию Златоуста, хвалением и благодарением Богу, научая и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастья, какие угодно Ему послать нам, и должны делать сие в начале и конце каждого нашего дела. (1)

(1) Златословесного: Смотри, чем заключил книгу. Благодарением; ибо оно должно быть и началом и концом слов и дел наших. Посему и Павел говорит: все, что вы ни делаете, словом, или делом. благодаря Бога и Отца чрез Него ( Колос. 3:17 ).

Хвалите, так начинает, и славьте Бога за святых Его, т. е. за то, что Он жизни людей даровал такое святое благоустройство, что она, по словам Златоуста, из людей сделала их ангелами.

Т. е. хвалите Его за твердь, созданную так божественною Его силою. Под твердью же разумеет второе небо, как созерцаемое и возбуждающее удивление своим величием, красотою и проч. Заметь порядок наблюдаемый пророком, поелику на земле святые люди достойны большей чести, чем все другие твари; а после них и видимое нами небо.

Хвалите Его за могущество, которое, как вообще, так и в частности, открывается, совершая разные чудеса; или же хвалите Его за могущество Его, которое созданные Им твари одним своим видом возвещают, проповедуя всемогущество Творца.

Хвалите Его по множеству величествия Его

(1) Мне известны и иносказания, в каковых принимают другие сии органы; но я оставляю их, как оставил много других подобных в различных псалмах, так как таковые иносказания легко опровергаются и с трудом принимаются.

(1) Huccкuй говорит: Один кимвал есть премирное естество Ангельское, другой кимвал словесная тварь человеческая, как говорит великий Апостол, что всякий язык исповедует, т. е. небесных и земных и преисподних, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Итак, когда вся тварь составить в одном ликостоянии стройность из всех и горних и дольних и на подобие кимвала мысленная тварь и ныне разделившаяся по причине грехов и далеко одна от другой отстоящая производит доброзвучие из нашего согласия, когда говорю, наше естество сблизится с ангельским и, вышедши из слитности, божественное сие ополчение воскликнет при торжественном поражении врагов победную песнь; тогда будет хвала от всякого дыхания на всегда продолжающая благодать и блаженство.

Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его. (1)

(1) Евceвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель – Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44-м и 100-м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.

Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *