в каком регионе возник зороастризм
Зороастризм
Статья из «Этнологического словаря».
Подлинный интерес к учению Заратуштры пробудился в Европе лишь во второй половине XVIII века. «К этому времени религия Заратуштры, вытесненная со своей родины арабскими завоевателями, насчитывала лишь несколько десятков тысяч последователей, локально проживавших в Западной Индии (См. Индуизм). Парсы сохранили часть священных книг зороастризма, носивших название Авеста. «Французскому ученому Анкетилю Дюперрону, приехавшему в Индию в 1758 году, удалось «каким-то чудесным способом» преодолеть недоверие парсийских жрецов. В марте 1762 года он вернулся во Францию с 180 древними манускриптами. В 1771 году он издал Авесту на французском языке». Лишь много позднее востоковеды признали перевод ученого. Из 21 книги Авесты до нас целиком дошла только одна.
Железные мечи, топоры, плуг, кони, композитные луки привели к образованию империй, которые объединяют разные языки, национальности и культуры. Само это время поставило перед обществом задачу по замене локальных религий универсальной. Возникла потребность в новой идеологии, которая сумела бы объединить и сплотить людей, входящих в империю, независимо от их социо-культурной самоидентификации.
«Такая задача решалась в Персидской державе Ахеменидов (550-330 гг. до нашей эры). Эта огромная держава распростерла свои владения от Индии, Тибета и Памира до Аральского моря, Кавказа, Малой Азии и Египта. В качестве державной идеологии использовался зороастризм.
«Область первичного зарождения Зороастризма считается зона между кочевниками нынешнего Казахстана и нынешней Киргизии. Произошел конфликт между потомками ираноязычных конных воинов, пришедших из восточноевропейских степей, междуречья Дона и Волги (они называли себя ариями, а свою страну – Ариана; отсюда произошло название Иран). Кочевники с севера были выходцами из тех же степей, что и арии.
Греки называли северных кочевников скифами, ахеменидские персы – саками, а оседлые жители Восточного Ирана – Тура. До наших дней сохранился бесконечный эпос о бесконечных войнах Ирана с Тураном. Он известен в изложении Иранского поэта Фердоуси, жившего в X веке нашей эры».
«Существует предположение, что Заратуштра был также тура, т. е. скифом. Однако он покинул свою родину и перебрался в Иран после того, как его проповедь не нашла поддержки среди северных кочевников».
«Очевидно, что Заратуштра жил в XVI веке до нашей эры» (время Эхнатона). «Во главе индо-иранского пантеона стояли Варуна (ворона) и Митра (см. Митраизм). Митра – бог договора и дружбы, а Варуна строго карал (каркал) нарушителей норм поведения. Позднее Варуна у иранцев стал называться Ахурамаздой. Заратуштра сделал Ахурамазду единственным Богом, Создателем Вселенной и всех живых существ: людей, животных и духов. Верховный Бог предоставил свободу выбора между добром и злом, правдой и ложью. (Концепция Единого Бога Творца). Однако, у каждого человека существовали особые временные отрезки, когда он сам мог выбирать дальнейшую судьбу. Эти периоды отражены в русских народных сказках, когда богатырь делает выбор, какой дорогой поехать: направо, налево или прямо».
«Мирный, созидающий труд, накопление богатства, бережливость и твердая власть, которая охраняет эти традиционные ценности – вот содержание Арты (Правды) Заратуштры» (ср. с «Правдой, истиной, победой» = МААТ у Эхнатона).
По преданию, 77-летний Заратуштра погиб в сражении с кочевниками Тура, сражаясь на стороне одного местного князя. Однако во время возвышения персидской державы Ахеменидов потребовалась универсальная религия, способная объединить огромные территории под лозунгом борьбы против социального зла».
Согласно официальной персидской летописи и свидетельству Геродота, 11 марта 522 г. до нашей эры маг Гуамата (Гаутама) совершил государственный переворот, выдавая себя за убийцу брата царя, когда сам царь был в отъезде.
Взойдя на трон. Дарий I повелел выбить на Бехиступской скале надпись, которая дошла до нашего времени и стала очень знаменита: «Святилища древних богов, которые Гуатама-маг разрушил, я восстановил». Однако, не встретив поддержки у народа, Дарий I примирился с магами (волхвами) и вернулся к идеям Зоратуштры. Однако, из этой религии был вытеснен сам ее основатель Заратуштра. Его место занял царь. Он провозглашался перед народом не только как царь, но и пророком и спасителем. Ахеменидские цари, начиная с Дария I, наделили себя исключительной возможностью говорить от имени верховного Бога Ахурамазды. Сын Дария I Ксеркс еще более рьяно стал проводить в жизнь принцип единобожия, считая себя помазанником Божьим. В 1935 году на раскопках священного города Персеполя была обнаружена надпись Ксеркса: « Когда я стал царем, была среди стран, которые выше описаны, такая, где было волнение. Потом Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил. И среди этих стран была такая, где прежде дайвы (Дэйвы) почитались. Потом, по воле Ахурамазды я разгромил дайвов и провозгласил: «Дайвы да не почитаются!»
Геродот пишет, что в соответствии с идеями Заратуштры персы осуществляют богослужение под открытым небом. Они приносят жертвы на вершинах гор и считают Зевсом весь небесный свод. Воздвигать статуи, храмы, и алтари у них не принято. Они считают греков глупцами, которые верят в то, что боги якобы имеют человекоподобный облик.
По Заратуштре время линейно, а не циклично. После вселенского пожара (конец светы, страшный Суд), земля уже не возродится, а будет вечное царство света для праведников и вечное царство мрака для грешников.
Здесь вспоминается скрежет зубов грешников в аду и жизнь вечная для праведников, а также сцены страшного суда – это уже из арсенала христианской религии.
«После неожиданной гибели Зоратуштры, когда выяснилось, что царство света не наступит так скоро, жрецы зороастризма выработали иную концепцию.
Момент окончательной борьбы с силами зла был отсрочен на 3000 лет. По прошествии этого срока явится спаситель (соащъянт), сын Заратуштры, который будет рожден духом Заратуштры от девственницы. Он и возглавит силы добра. Затем наступит Страшный суд.
Наряду с идеей страшного суда у Заратуштры существовало представление о рае и аде, куда грешники и праведники отправляются непосредственно после тела смерти. Душа после смерти должна пройти по мосту Чинват через глубокую пропасть. Под ногами грешников этот мост сузится до ширины человеческого волоса; и грешники сверзнутся с этого места в ад. Эта идея была воспринята впоследствии мусульманами.
Во время завоевания Ирана Александром Македонским книги Авесты были сожжены, а храмы зороастрийцев разрушены.»
В III веке нашей эры зороастризм опять возрождается. А в VII веке Иран был завоеван арабами, которые принесли с собой ислам. Сегодня в Индии живут около 100000 парсов, исповедывающих зороастризм.
Зороастрийские жрецы – маги (волхвы) запрещали молиться только о личном благе. Молитвы Единому Господу должны были быть только о всеобщем благе. А это – плоть и кровь религиозных верований скифо-сибирского протоэтноса «кентавров».
(Литература [ ])
ЗОРОАСТРИЗМ как религия, что это. История, особенности, постулаты
Зороастризм. До начала нашей эры существовало несколько популярных религиозных направлений, про которые сегодня далеко не всякий сможет сказать, что это такое. Одно из таких забытых обществом и частично ушедших в прошлое направлений – это зороастризм. Какая религия обозначается этим словом, знает далеко не каждый обыватель. Попробуем рассмотреть, в чем особенности вероучения, чем любопытен зороастризм, когда он появился и как развивался.
Общая информация
Как считают некоторые ученые, исследующие религии, зороастризм зародился приблизительно в шестом-седьмом столетии до начала текущей эры (впрочем, есть и другие датировки). Среди вероучений, в которых есть только одно верховное божество, зороастризм по праву считают наиболее древним. Впрочем, мнения специалистов расходятся: некоторые предлагают относить это течение к дуалистическим. Как известно из проведенных исторических исследований, зороастризм возник на территории современного Ирана. В древности эти земли назывались Персией. Тогда же была создана базовая книга учения, призванная отразить его постулаты и основные догмы. Этот священный текст назвали Авестой.
Зороастризм
Быстрое распространение в обществе – качество, присущее далеко не каждой религии. Зороастризм оказался именно из числа тех, что способны активно охватывать большие группы людей. Среднеазиатские территории, ближневосточные страны вскоре стали большой областью локализации приверженцев зороастризма. Как установили занимающиеся исследованием религии ученые, в Средней Азии с начала текущей эры и вплоть до раннего этапа Средневековья именно это направление было лидирующим по востребованности. Впрочем, со временем ситуация изменилась. Три наиболее популярные сегодня религии постепенно вытеснили рассматриваемую веру. Приверженцев древнего направления можно встретить среди народностей Ирана и в некоторых регионах Индии, но их число несравнимо меньше в сравнении с тем, как актуален зороастризм был в прежние века.
Как все начиналось
У всего есть истоки, не будет исключением и религия. Зороастризм, как выяснили исследователи, начался из изречений пророка Заратустры. Известно, что этот человек был уроженцем знатной семьи. Его отцом был влиятельный чиновник Древней Персии, обладавший немалым состоянием. Как гласят дошедшие до наших дней предания, пророк был избран божеством, пока его вынашивала мать. Как рассказывают приверженцы религии, священное дитя оберегало родительницу от злых сил. Появившись на свет, мальчик сразу же начал смеяться. Как гласят священные тексты, ему были присущи уникальные способности отгонять демонов, и никакие посланцы мрака не могли выдержать соседство с ребенком. Когда Заратустра достиг юношеского возраста, верховное божество даровало ему мудрость. Так стало известно, какова истинная вера, коей должны следовать люди.
Во многом зороастризм – религия, основанная на изречениях Заратустры. Из них самым известным считается сказанное им в 42 года. Мужчина произнес проповедь, и слова его разнеслись по всему миру. В этом возрасте пророку довелось выступать перед толпой слушателей, и его слова проняли их до глубины души. Официально именно момент этой проповеди – точка отсчета существования зороастризма, вскоре ставшего одной из доминирующих религий древности.
О чем рассказывал пророк?
Знакомясь с историей и особенностями этой религии, стоит в первую очередь уделить внимание ее основателю и основным идеям. Зороастризм – религия, в которой было одно основное верховное божество – Ахурамазда. Именно о нем нес весть пророк, рассказывая всем окружающим о божественной воле. Сподвижники основателя, ученики Заратустры, путешествовали по ближайшим регионам, рассказывая всем благие вести. Отличительной чертой нового направления стала его уникальная открытость – во многом зороастризм был противоположен всем бытовавшим до этого религиозным направлениям. Жреческое сословие было доступно, и это привлекало простых людей. Как считают историки, за четыре столетия до наступления нашей эры на персидских территориях большая часть населения была приверженцами зороастризма.
И основатель религии, и основные идеи зороастризма в равной степени привлекали внимание общественности. По мере распространения этого верования личность пророка становилась легендарной. Если изначально это был уникальный, умный человек, обладавший ораторскими способностями, то постепенно его превратили в этакого сверхчеловека. Последователи религии утверждают, что при жизни пророк много раз покидал свое бренное тело, будучи призванным для бесед самим верховным божеством. Рассказывают, что Заратустру посвятили во все мировые таинства, он знал, как устроена вселенная, прекрасно понимал, как можно различить зло и добро – и все это благодаря божественной мудрости.
Все записано
Основные идеи зороастризма, религии, доминировавшей в Древней Азии, были зафиксированы в специальной священной книге. Авеста, как ее называли, в настоящее время считается одним из самых древних текстов, созданных человеком для записи религиозных откровений и заповедей. До нашего времени она дошла практически без изменений, что делает ее особенно любопытной и уникальной. Письменно Авеста зафиксирована уже в нашей эпохе, ориентировочно во втором веке или на столетие позже. Целое тысячелетие до этого момента все обряды, откровения, правила и накопленные сведения передавались от человека к человеку устно. Жреческое сословие, проповедники были ответственны за правильное сохранение информации. Одна из любопытных особенностей священного текста – использованный для его фиксации язык, который назвали авестийским. Это очень древний говор. Лингвисты относят его к индоевропейским и включают в группу иранских языков. К моменту, когда книгу записывали, он уже был вымершим. Священные писания зороастризма – единственный письменный документ в настоящее время, созданный на не существующем более авестийском наречии.
Авеста сформирована тремя крупными блоками. Дополнительно написаны манускрипты, не входящие в состав основных блоков, но повествующие о религиозных откровениях. Довольно любопытна малая Авеста — книга, не включенная в базовый религиозный сборник, но содержащая те молитвы, которые используются на практике. Некоторые приведены на вымершем авестийском языке, но есть и записанные на среднеперсидском. Использовать эти тексты могут простые люди, взывающие к божеству в повседневности.
Основные писания Зороастризма
Зороастризм – религия, основные идеи которой зафиксированы в трех книгах: Ясна, Яшты, Видэвдад. Первая посвящена гимнам и фиксирует молитвенные тексты. Для последователей религии она признана наиболее значимой. Сюда включены молитвы, необходимые для отправления богослужения. Всего Ясна состоит из 72 глав, из которых семнадцать – это Гаты. Так называют наиболее значимые гимны, молитвы, используемые последователями зороастризма. Предполагают, что автор этих религиозных текстов – сам великий пророк.
Яшты посвящена молениям. Всего в составе блока 22 части, рассказывающие про Ахурамазду. Из этого блока можно узнать об иных священных сущностях, древних героях и существовавших в прошлом пророках. Такие гимны в некоторой степени представляют собой мифологический контекст религии. Из них можно узнать, как появился и жил Заратустра, здесь же дается описание божественной силы, намерений высшей сущности и ее свершений.
Заключительная книга – Видэвдад, важная для всех последователей зороастризма. Религия (зороастризм) и ее особенности в этом блоке представлены на примере ритуального поведения. Авеста в третьем блоке – это сборник обрядов, необходимых для очищения духовных и телесных сущностей. Здесь же дается толкование религиозных догм. Видэвдад рекомендовано изучить тем, кто хотел бы полнее понять особенности рассматриваемой религии, вникнуть в то, как нужно толковать верование.
О догмах
Уникальность рассматриваемого учения в том, что оно основано на противостоянии плохого и хорошего – именно таково краткое описание религии. Зороастризм стал одним из первых таких направлений в сфере веры в сверхъестественное. Как считают приверженцы этого верования, добро представлено в лице верховного божества. Злые сущности контролируются и вдохновляются другим богом – Анхра-Манью. Как можно узнать из священных текстов, эти два бога – близнецы, рожденные божеством времени. Их силы практически равны, но священные тексты гласят: однажды добро восторжествует. Когда это произойдет, Ахурамазда станет единым правящим в нашей вселенной.
Есть не только главный бог, но и его ближайшие помощники – об этом можно узнать из краткого описания религии. В зороастризме существует, к примеру, Митра. Этот бог символизирует верность и справедливость. Для умерших он – судья. Митра отвечает за свет. Еще один помощник верховой сущности – ответственная за плодородие и воду Анагита. Не менее значимы фраваши. Так называют многочисленных духов, охраняющих людей от злобных сил.
Как и что?
Чтобы точнее представить себе, как и о чем рассказывает учение, следует ознакомиться с постулатами, декларированными основателем зороастризма. Религия во многом базируется именно на его проповедях, поэтому нельзя недооценивать их значимость. Как говорил пророк, как гласят священные тексты, любой последователь учения обязан обеспечивать чистоту своей души. Всякий человек должен стремиться к тому, чтобы на земле добра было больше, нежели зла, ведь это определяет результат сражения божественных сущностей. Одна из главных идей зороастризма заключается в том, что душа верящего очищается, а для достижения просветления и абсолютной чистоты нужно творить добро и совершать хорошие поступки. Зороастризм одобряет благотворительность и рекомендует всем и каждому приумножать свою прибыль честным путем, одновременно безвозмездно участвуя в работах, полезных обществу в целом. Как можно узнать из правил этой религии, недопустимо загрязнять среду обитания, нельзя погребать умерших в грунте или сбрасывать в воду. Верующие должны поддерживать чистоту собственного тела.
Страх и свет
Зороастризм интересен не только представлениями о посмертной жизни и разделении на две зоны, но еще и верой в апокалипсис. Зороастризм – религия откровений, и в одном из них Заратустра говорил как раз о последних днях великой катастрофы. Священные тексты повествуют о приближении плохих времен. Они будут отмечены многочисленными катаклизмами, потрясениями, которые затронут всю планету. Когда начнется этот тяжелый этап, на свет появится божественный сын, призванный стать острием копья, направленного в самое сердце зла. Он возглавит человечество, поведет людей к победе над тьмой. Когда битва закончится, на тысячу лет на земле воцарится беспрекословное добро, а люди будут жить, не опасаясь смерти. Ими будет править божественный сын. Когда тысячелетие подойдет к концу, наступит время для заключительного сражения. Именно оно позволит свету одержать окончательную и беспрекословную победу. После нее, как считают последователи учения, наша планета полностью изменится, а все скончавшиеся раньше вернутся к жизни. С этого момента людям будет дарована вечная жизнь и бесконечное счастье существования.
Любопытно знать
Возникновение зороастризма, религии, столь востребованной в древнем мире, датируется в некоторых исследовательских работах ориентировочно первым или вторым тысячелетием до начала текущей эпохи. Ученые считают, что это направление во многом повлияло на то, каким развилось христианство, скорректировало течение иудаизма. Зороастризм, как считают многие, был одним из факторов, повлиявших на митраизм. Ницше, в свое время посвятивший немало сил изучению древней религии, признавал, что именно Заратустра стал первым, кто смог понять – сражение между добрыми и злыми силами может быть рычагом, позволяющим контролировать развитие ситуации. Из истории мы знаем, что уже к двадцатилетнему возрасту будущий всемирно известный на протяжении тысяч лет мужчина проявил себя безупречным воином, талантливым скотоводом и совершенным священником.
Хотя сегодня ни для кого не секрет, что зороастризм – религия древнего мира, довольно долгое время доминировавшая на просторах среднеазиатских территорий, поначалу не было столь очевидно приближение успеха. Первое время в родных местах пророк не получил должного признания. Он решил отправиться в путешествие. Известно, что Заратустра обошел территории, на которых сегодня расположены Афганистан и Киргизия, побывал в землях, ныне принадлежащих Пакистану. Так сложилось, что Заратустра и его учение пришлись по вкусу Виштаспе. Правитель поддержал идеи молодого проповедника, а учение признали на государственном уровне. С этого момента персидские империи следуют зороастризму, который охватывает, словно пожар, все большие западные иранские регионы.
Вера и верование
Востребованная и распространенная ранее религия персов – зороастризм – и в наши дни актуальна для некоторых территорий. Учение пророка живет в индийских, иранских местностях. Эти люди по-прежнему считают, что тепло, свет созданы верховным божеством, а холод и тьма – творения злой силы. Они твердо уверены, что борьба близнецов приближается к развязке, вскоре наступит день великого сражения. Многие верят, что скоро появится потомок древнего пророка, который поможет добру восторжествовать. Как считают люди, верящие в зороастризм, противоположности не могут сойтись вместе, и наш мир, являющийся полем войны двух братьев, вскоре изменится. Всех людей приверженцы этого учения делят на служителей добра и зла. Традиционно в зороастризме именно человек – центр верования.
Как можно узнать из многочисленных описаний религии, зороастризм требует от своих служителей приложения усилий ради уменьшения зла в нашей вселенной. Дабы можно было восторжествовать над тьмой в своей душе, нужно быть чистым – как духовно, так и физически. Каждый человек, следующий учению Заратустры, обязан быть верным своей семье, соблюдать законы державы, стараться совершать благое и избегать греховного.
Атрибуты и символы
Суть зороастризма, религии, столь востребованной в древности, в чистоте и торжестве света – а для этого все должны прилагать усилия, на какие только способны. Поскольку ключевой символ – это свет, незаменимый обрядовый атрибут в рассматриваемом учении – огонь. Фактически это воплощение божественной сущности в физическом мире. Огонь – животворный источник, который дает человеку не только освещение, но и тепло. Все верующие относятся к любому огню с большим уважением. Храмы, построенные приверженцами зороастризма, нередко называют храмами огня. Во многих таких сооружениях есть специальные священные места, где огонь поддерживается незатухающим века, а в некоторых – тысячи лет.
Во многом, вероятно, именно из-за этой традиции приверженцев рассматриваемого учения считают огнепоклонниками. В то же время нужно помнить, что зороастризм – религия державы сасанидов, древних персов, индусов – это такое верование, в котором благом считается не просто лишь огонь как сущность. Придерживающиеся этого учения люди считают неприкосновенными все стихии. Именно по этой причине нельзя хоронить скончавшихся в грунте. Вместо этого зороастрийцы оставляют почивших на вершинах специальных башен. В наши дни люди, придерживающиеся этой религии, могут быть похоронены в склепах из бетона, обустроенных так, чтобы тело не контактировало с грунтом, водой.
Как говорят ученые, сегодня зороастризм доступен и избран только теми, кто стремится к личностному росту, духовному развитию. Иные воспринимают направление как путь совершенствования себя.
Вчера, сегодня, завтра
О том, почему зороастризм не стал мировой религией, споры в среде исследователей ведутся довольно давно, и причин можно назвать немало. Впрочем, как считают некоторые, это лишь вопрос времени: в последние годы направление вновь привлекает внимание широких слоев населения. Иные говорят, что основная проблема в том, что не каждый способен проникнуться этой идеей самосовершенствования, другие же считают, что просто нужно немного больше времени. Как известно из статистических сводок, сейчас на нашей планете есть около 200 тысяч придерживающихся этого верования. Относительно малочисленные общины, существующие в азиатских странах, наследуют традиции протоиндоиранцев. Существующие в настоящее время ветви имеют незначительные отличия, при этом суть сохраняется единой.
Уникальная особенность зороастризма – предоставление всем и каждому права выбрать свою сторону. Человек может быть приверженцем добра или избрать для себя зло. При этом воздастся всякому именно за то, что он сделал и подумал. Во многом зороастризм стал базой современных мировых религий. Как считают многие, он обогатил культуры разных народностей. Между прочим, нынешний Новый год, отмечаемый в Иране, появился именно благодаря учению Заратустры.
Что повлияло?
В 637 город Ктесифон был захвачен арабскими военными, а около 651-го под их властью уже находился почти весь Иран. Во многом, как считают ученые, этим объясняется упадок зороастризма. Хотя и сегодня определенные отголоски того учения можно видеть в бытовых нюансах, в период этого завоевания народам Ирана были навязаны новые системы письменности, взглядов. Если до нападения Арабского халифата зороастризм был одним из сильных претендентов на роль всемирно значимой конфессии, такой серьезный урон культуре носителей не мог не сказаться на будущем учения. Даже в Иране все меньше людей под влиянием захватчиков следовали старым верованиям, эмиграция наложила свой негативный отпечаток. Постепенно начали заключать браки между представителями разных конфессий, и так сложилось, что дети в таких семья преимущественно уходили в ислам.
Несколько центров сохранения традиций смогли отстоять свою веру и свои традиции. К примеру, в городе Йезда жили приверженцы зороастризма, всегда готовые к набегам. Каждый дом здесь – словно полноценная крепость, и создавались они в первую очередь ради оберегания своей веры. Стоит отметить, что про Йезд известно с давних времен: первые европейские путешественники, попавшие сюда, потом рассказывали соотечественникам об удивительной чистоте места.