в форме чего кулич
История Пасхальной еды
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Кулич
Кулич – высокий пасхальный хлеб круглой формы, который готовится из дрожжевого теста. Традиция печь на Пасху куличи пришла к нам из Византии.
По преданию, после того, как Христос воскрес, Он являлся апостолам во время их трапез. Тогда они стали оставлять свободным для своего Учителя центральное место, а в середину стола ставить предназначенный для Него хлеб. Со временем в день Воскресения Господня возникла традиция оставлять такой хлеб (по-гречески – «артос») в храме на специальном столе, таким образом вспоминая апостольскую трапезу со Христом.
Артос стоит перед открытыми Царскими вратами всю Светлую седмицу. А в субботу после специальной молитвы этот хлеб раздают верующим.
Постепенно в каждой семье на Пасху стали готовить свой артос, который из-за своей формы и получил название кулич.
Творожная пасха
Фото Владимира Гурболикова
Это пасхальное угощение традиционно подают в форме усеченной пирамиды. Творожная пасха является символом Гроба Господня – места, в котором произошло величайшее событие в истории человечества – Воскресение Иисуса Христа. Блюдо принято украшать буквами «ХВ», обозначающими торжественное пасхальное приветствие – «Христос Воскресе!». Нередко на пасхе также выкладывают крест, копье, цветы в память о страданиях Христа и Его Воскресении.
Интересно, что не во всех регионах творожная пасха является неотъемлемой частью праздничного стола. Например, на юге России и на Украине сложилась своя необычная традиция – пасхой местные жители называют привычный для нас кулич, а само творожное блюдо зачастую им и вовсе незнакомо.
Крашеное яйцо
Фото Екатерины Дворяниновой
Красное яйцо – один из самых главных символов праздника Пасхи. Сегодня яйца окрашивают в самые разные цвета, но основным, конечно, является именно красный. Он символизирует кровь, которую пролил за наши грехи Христос. Само же яйцо является образом новой жизни и воскресения.
Существует предание, согласно которому обычай дарить на Пасху красное яйцо восходит к Марии Магдалине. Именно она, когда пришла со своей проповедью в Рим, первая поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскресе!», подарив ему куриное яйцо. Император не сразу поверил словам своей гостьи, и тогда сказал, что мёртвый человек не может ожить, ровно так же, как и это белое яйцо не может покраснеть. В тот самый момент подаренное яйцо обрело красный окрас, и Тиберий уверовал в истинность проповеди Марии Магдалины.
С тех пор и возникла традиция красить яйца на Пасху, а яйцо красного цвета стало для христиан символом праздника Воскресения Господня.
Пасхальный кулич
Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?
История происхождения кулича
Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.
В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.
На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.
Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.
Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.
Пасхальный кулич и его роль в православии
После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».
Рецепт правильного кулича
Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:
Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.
Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.
Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:
Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.
На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.
Кулич как нетленный символ возрождения Христа
Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.
Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.
Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.
Все про кулич: традиции, история возникновения, что символизирует
Наверняка многим из нас хотелось бы сказать о куличе словами Пушкина: «Кулич — как много в этом слове для сердца русского слилось».
Но увы, эти Пушкинские слова совсем не про кулич. Ведь слово «кулич» совсем не русское и пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «кулич» означает «хлеб круглой или овальной формы». Даже традиция выпекать пасхальный хлеб отнюдь не русская, а пришедшая к нам с крещением Руси из древней Иудеи.
Но обо всем по порядку.
Что такое кулич?
Кулич — это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.
Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу в первый день Пасхи.
В русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.
Что было прообразом кулича?
Греческий хлеб артос
Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.
Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет главенствующее значение.
А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.
Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.
В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки). Левит 23:5,6
Как видите, в Библии нет никакого упоминания ни о каких артосах, а тем более куличах или пасках.
Таким образом и артос, и кулич (паска) являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.
Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?
И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.
С появлением христианства на Руси языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).
Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии», художник Пимоненко Н. К., 1891
Первые упоминания о перепече относятся к XVII веку, когда боярские жены везли перепечу на царский двор.
Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне и в целом напоминала современный каравай.
Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму?
Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.
Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.
Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом.
Почему пасхальный кулич похож на лингам?
Удивительно, но по опросам общественности именно это сдобное творение называют «Пасхой», именно об этом творении говорят во время Пасхи и именно куличи в спешном порядке покупают. Но относится ли кулич к православию, к христианству, к празднику Пасхи?
Ответ однозначный: нет, не относится.
А так действительно похоже на часть Бога-отца, которая искала Богиня-мать (Изида):
В принципе, вся христианская религия напичкана «копирками» из язычества, а всё потому, что Русь языческую очень трудно было покрестить в другую веру, слишком строптивый был народ. Вот крестители и стали языческие праздники и символы в православной вере использовать, только под другим названием, что б народ к «истенной» новой вере легче привыкал.
Думающих людей, которых не устраивали объяснения вроде «так принято», «так надо», «это очень древняя традиция», «это тайна» и т.д., всегда интересовал вопрос, откуда на футболке могла появиться эта надпись. И таких людей всегда было предостаточно. Хочется обратить внимание на то, что сказал по поводу этих традиций Александр Мень в одной из лекций: «Есть люди, которые не считают себя христианами, но на Пасху обязательно стараются, чтобы у них дома были по крайней мере крашеные яйца, куличи, сырные пасхи. Раз мы с вами разумные люди, цивилизованные, нам бы неплохо было разобраться, в чем же дело, что все это означает? Откуда пришло, такое отношение все это имеет к христианской традиции? Или же это просто пережитки язычества. В какой степени справедливо, есть пережитки язычества.» (Лекция «Пасха» 2 мая 1989 г.)
Действительно, с древнейших времен, задолго до Марии Магдалины и Тиберия Клавдия Нерона, в языческих культах широко использовались яйца как символ плодородия. Хорошо ли то, что церковь взяла на вооружение языческие символы? Позволим на этот вопрос ответить священнику Я. Кротову: «. не стоит радоваться, что языческая Русь пришла в церковь со своими яйцами. (Яйца у язычников символизировали плодородие, то есть рождение, и именно обильное рождение). Язычество в Церкви – далеко не так плодотворно, как зародыш – в яйце.
Вечная жизнь – не результат вечного круговорота жизни. Прямо наоборот. Чудо Воскресенья в том, что оно совершенно ни из чего не вытекает, абсолютно не обязательно и абсолютно ничем не обязано ни природе, ни людям, ни мертвому, ни живому.
Не как цыпленок из яйца, а как цветок на асфальтированном перекрестке, как теория относительности среди трепа двоечников, как счастье среди горя является Христос. И если освобождение убитого от власти убивших, от небытия и смерти называется воскресением, то Христос – воскрес.
Иным был языческий мир. Для него каждая мелочь имела духовное значение, могла быть использована при ворожбе или магии, что-то символизировала. Познание духовное осуществлялось через посредство материального мира.»
«ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского )»:
«. представители нечистой силы делают то же, что делают люди на Святой неделе: и то и другое восходит, очевидно, к одному и тому же языческому ритуалу.
Языческое происхождение обрядов с пасхальными яйцами обусловливает неодинаковое к ним отношение: наряду с обычным почитанием пасхальных яиц, мы встречаем и другой взгляд на обряды такого рода.
Монастырские наказы XVII в., наряду с другими суеверными обрядами, запрещают крестьянам биться яйцами, расценивая это как дело, противное вере (Акты юридические, 1838, с. 357, № 334; Афанасьев, I, с.537; Сумцов, 1890, с. 109)»
А вот выдержка из БСЭ: «Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т. п.)» (Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1955. Т. 32. С. 216).
Откуда произошел пасхальный кулич?
Ответ отца Олега Моленко (Церковь Иоанна Богослова):
«. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда. Таким символическим образом можно разуметь, что мы (выходцы из язычников) в праздновании Пасхи Христовой перешли из мрака языческого идолобесия в дивный свет Христового воскресения.»
С ним согласен и постоянный автор ДД Олег Ведмеденко: «До речі, паска, святковий кулич – є ще відгомін наших прадавніх язичницьких обрядів, а звичка “святити паску” – це вимушений компроміс церкви з язичництвом, корені якого вже загубилися у глибині віків. «
Давайте попробуем взглянуть в ту самую глубину веков и узнать, как же эти символы могли проникнуть в нашу жизнь.
КРУГОМ ОДНИ ФАЛЛОСЫ
Насколько широко в древности было распространено поклонение фаллосу? Если вы специально не интересовались этим вопросом, то будете удивлены, насколько широко. Сейчас даже представить трудно, как у людей тех времен была развита фантазия в отношении использования этого символа.
Первые обнаруженные фаллические символы относят ко времени после ледникового периода. В Сахаре были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных. На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.
Культура фаллоса широко представлена в Египетской мифологии.
В Индонезии по берегам рек возводились столбы с вырезанными на их верхушках гениталиями, эти столбы являлись памятниками умершим соплеменникам.
В индуизме фаллос стал символом созидательной силы Шивы.
В Африке был обнаружен «лес» фаллосов от 3 до 4 метров высотой, происхождение и предназначение которых до сих пор не известно.
Там же живет племя, воины которого до сих пор носят на лбу фаллический орнамент. В этом племени в прошлом была распространена традиция отрезать убитому врагу пенис. Они насаживали его на ветку и несли на лбу, когда возвращались с войны домой. ( По мотивам «Фаллос в культуре и искусстве» J.J.Mattelaer)
СЛАВЯНЕ И УД
Славянская языческая мифология тоже не отличалась целомудрием, она имела тесные связи с теми же верованиями, о которых упоминалось выше.
У славян фаллос назывался Уд.
___________________
ГЕРОДОТА СПРОСИЛИ?
Но, если это была просто экскурсия «галопом по европам» и другим частям света, то сейчас можем ознакомиться с трудами авторитетных античных историков, где упоминается происхождение поклонения вышеозначенным символам.
Еще «отец истории» Геродот указывал на то, что греческая религия связана с египетским поклонением. Далее можем провести параллель с вивилонскими верованиями, а от них на все остальные восточные религии. Божества этих религий имели разные имена, но по сути были одними и теми же личностями и практически безошибочно идентифицировались представителями любого из народов. Таким образом, можем предположить, что язычество являлось обычной для того времени интернациональной религией с небольшими национальными особенностями.
Вот что пишет Диодор Сицилийский
(Историческая библиотека. Книга I) :« И все живущие в Фиваиде, древнейшей области Египта, считают величайшей клятвой, если кто-нибудь поклялся бы Осирисом, лежащем в Филэ. Действительно, они сообщают, что найденные части тела Осириса удостоились погребения вот таким образом. А детородный член, как говорят, был брошен Тифоном в реку — из-за того, что никто из сообщников не пожелал взять его. Исидой же он был удостоен богоравных почестей не менее прочих (останков). Поместив его изображение в святилищах, она научила почитать изготовленный (идол) и сделала его наиболее чтимым в таинствах и жертвоприношениях, посвященных этому богу, и достигла высочайшего поклонения. Вот почему эллины, которые принесли из Египта (учение), касающееся совершения оргий и дионисийских праздников, почитают эту часть тела в мистериях, таинствах и жертвоприношениях (в честь) бога, называя ее фаллосом.»
___________________
ТАМ, ГДЕ ПИСАЛАСЬ БИБЛИЯ
Поскольку язычество с его фаллическим культом было распространено повсеместно, то не стал исключением и Ханаан, который был позже завоеван еврейскими племенами.
«В религиозных представлениях народа Ханаана, стране древней земледельческой культуры, культ богов плодородия занимал центральное место. С практикой отправления этого культа и было связано особое распространение сексуально-оргиастических обрядов. Священные оргии, радения исступлённых людей, в порыве неистовства доводящих себя до самооскопления,- всё это должно было магически воздействовать на созревание нив и размножение скота.»
(Зильберман М. И. «Земля Ханаанейская»)
Насколько ханаанейская языческая религия повлияла на евреев, исповедующих единобожие? Не могла ли она проникнуть в библейские учения и позже, в христианстве, возродиться в виде фаллоса-кулича.
Об одном можно сказать точно: борьба евреев за чистоту их религии была длительной, велась с переменным успехом и была в прямом смысле кровопролитной. Смогло ли многобожие и его фаллические культы оставить отпечаток в веровании древних евреев? Можно утверждать, что нет. Наступали периоды, когда священные рощи, жертвенники и столбы (которые, возможно и являлись символами фаллоса ) уничтожались, вместе с языческими жрецами.
Очень ярким примером такого противостояния явился вопрос пророка Ильи:
«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Царств 18:21). После того, как жрецы Ваала принесли неудачное жертвоприношение и не получили поддержки своего бога, все они в количестве четырехсот пятидесяти человек были казнены.
Если же в некоторые периоды и достигался компромисс, то все равно, в любом случае, заканчивалось все очищением.
А СМЫСЛ?
В чем смысл этого?
Является ли нарушением Божьего закона присутствие некоторых языческих мотивов в нашей вере?
Ответьте для начала на несколько вопросов.
— Если законопослушный в целом человек иногда позволяет себе что-нибудь умыкнуть, то можно ли утверждать, что он не нарушает Закон?
— Если у вас болит какой-то один орган, то это дискомфорт всему организму или только этому органу?
— Если корабль получает пробоину, то это угроза для всего корабля или только для отдельной его части?
— Если кто из супругов изменит своему брачному спутнику, то под угрозой оказывается брак в целом или только планы на ближайший вечер?
Следует ли «хромать на оба колена», пытаясь совместить несовместимое?
Помните, что говорил Бог своему народу, когда тот позволял себе проявлять неверность?
«И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя» (Иезекииль 23:29,30)
Было бы несправедливо, уделив столько внимания распространению языческих культов, не показать на основании первоисточника, как же отмечались эти праздники правильным образом, причем Пасха христианская является логическим продолжением еврейской.
Теперь, когда происхождение некоторых обычаев для нас не является секретом, можем подумать над тем, хотел ли Сын Бога, чтобы мы пришли к нему на праздник имея при себе священный фаллос, против поклонения которому всегда выступал его Отец?
Теперь, когда мы знаем, что же за неприличная надпись (точнее, символ) красуется на нашем модном одеянии, мы вправе сделать выбор:
1. продолжать идти на праздник к Сыну Бога с противным ему языческим символом;
2. можем идти туда без символа и лишь со стороны с интересом или одобрением наблюдать за освящением фаллосов;
3. можем вообще перестать куда-либо ходить;
4. выберем или придумаем другие символы;
5. можем в комментариях выразить всю ненависть человеку, который хочет испортить нам этот светлый праздник;
7. принять к сведению и поступать правильно;
Поскольку в ДД обитают в основном политически грамотные люди из разных политических партий-конфессий, то позволю себе сравнить сложившуюся ситуацию вот с чем: допустимо было бы состоять, например, в НУ-НС, в то же время посещать партсобрания БЮТ, выполнять распоряжения лидеров ПР, а по выходным с красными флагами митинговать возле памятника Ленину?
Точно так и с Пасхой, да и не только с ней.
з.ы. Известно что по весне активизируются не только сумасшедшие и коты, но и так называемые «люди в черном». Во всяком случае в свете прошедшего праздника мысль о том что представители РПЦ давно положили на народ большой и толстый лингам, принимает иной смысл, и за оскорбление верующих не считается. Конечно тот кто предпочитает «идеологическую» правду, будет верить лишь в то что он хочет. По сути вера во многом зависит от того во что мы верим, и если привычка потреблять делая выбор между одним готовым предложением и другим, уже давно и крепко въелась в ваш мозг, то вера наша будут по сути лишь выбором готового шаблона, со всеми вытекающими отсюда радостями и горестями.