в егрюл внесены сведения о недостоверности директора что делать
Как выиграть спор с регистрирующим органом, если в отношении компании внесена запись о недостоверности сведений
Вниманию корпоративных секретарей, сотрудников юридических департаментов и подразделений по разрешению корпоративных споров
Юридическая компания «Пепеляев Групп» подготовила ряд практических комментариев и рекомендаций, которые компания может использовать в споре с регистрирующим органом (ИФНС) по делу об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении компании. Далее рассмотрены наиболее важные аспекты, которые следует учитывать в ситуации внесения записи о недостоверности сведений компании.
В рамках указанной категории дел часто оспаривается законность внесенной ИФНС записи о недостоверности сведений о действующей компании. Однако нередко оспариваются внесенные регистрирующим органом записи уже об исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием предшествующей записи о недостоверности. Как в первом, так и во втором случае на практике суды нередко встают на сторону заявителя, тем самым подтверждая законность действий компании. Это приводит к безрадостному выводу о том, что даже добросовестная компания, сведения о которой фактически были достоверными, может быть исключена из ЕГРЮЛ. Это может произойти, если ИФНС в рамках проведенной проверки примет необоснованное решение о недостоверности сведений. Далее рассматриваются аспекты, которые необходимо учесть, чтобы успешно оспорить неправомерно внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.
Как в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности
В деятельности многих компаний нередко возникают ситуации, когда регистрирующий орган вносит о них запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.
Такую запись регистрирующий орган вносит в случае установления по результатам проверки недостоверности сведений о компании, содержащихся в ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[1] («Закон о государственной регистрации»). По выявлении недостоверных сведений регистрирующий орган направляет в адрес компании, ее участников и директора уведомление о необходимости в тридцатидневный срок представить в ИФНС соответствующую достоверную информацию[2]. Если юридическое лицо в указанный срок не сообщит достоверные сведения и не представит документы, подтверждающие корректность спорных сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности. Через шесть месяцев с даты внесения указанной записи компания может быть исключена из ЕГРЮЛ[3].
Обращаем Ваше внимание, что в течение упомянутого шестимесячного срока компания по-прежнему вправе представить в регистрирующий орган информацию и документы, подтверждающие достоверность соответствующих сведений, в том числе она может делать это неоднократно. Как показывает практика, многие компании никак не реагируют на факт внесения записи о недостоверности. Такое бездействие впоследствии нередко толкуется регистрирующим органом в качестве безусловного основания для исключения компаний из ЕГРЮЛ. Тем не менее, как будет показано далее, исключение компании из ЕГРЮЛ в таком случае далеко не всегда является правомерным.
Какие сведения могут быть признаны недостоверными
Напомним, что, согласно правилам, предусмотренным Законом о государственной регистрации[4], запись о недостоверности может быть внесена исключительно в отношении указанных ниже сведений:
— сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам;
— сведения о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении;
— сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
Внесение записей о недостоверности в отношении иных сведений законодательством не предусмотрено.
Предмет и бремя доказывания
Дела об оспаривании записей о недостоверности в ЕГРЮЛ относятся к делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностных лиц. Порядок рассмотрения таких дел регулируется главой 24 АПК РФ[5]. Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица[6], то есть рассмотрение дел об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ производится в порядке заявительного, а не искового производства.
Напомним, что убытки, причиненные включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице по вине уполномоченного органа (ИФНС) полежат возмещению за счет казны Российской Федерации[7].
Обращаем Ваше внимание, что некоторые суды прямо указывают на то, что шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ[11] предназначен для проверки и установления регистрирующим органом факта недостоверности сведений, послуживших основанием внесения спорной записи в ЕГРЮЛ.
Как обосновать правовую позицию в делах об оспаривании записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Чтобы выработать верную и обоснованную правовую позицию в деле об оспаривании законности внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, при подготовке к судебному разбирательству компаниям рекомендуется учесть ключевые обстоятельства, на которые суды обращают особое внимание в рамках таких споров. В частности, рекомендуется ознакомиться с позициями судов о том, какие, по их мнению, обстоятельства могут свидетельствовать о незаконности действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, и о доказательствах, которыми компания может подтвердить неправомерность действий ИФНС.
1. Бремя доказывания факта недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, несет исключительно регистрирующий орган, и оно не может быть возложено на заявителя (компанию)
В спорах по делам об оспаривании законности записи о недостоверности суды нередко ссылаются на презумпцию достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Это связано, в частности, с тем, что сведения о компании вносятся в ЕГРЮЛ на основании заявления по установленной форме[12], в котором заявитель (чья подпись удостоверяется в нотариальном порядке) подтверждает их достоверность и предупреждается об ответственности за предоставление недостоверной информации[13].
Как было упомянуто выше, обязанность доказать факт недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возлагается на регистрирующий орган. Суды последовательно отмечают, что обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых государственным органом принимается какое-либо решение, возлагается на соответствующий орган. То есть доказать соответствие закону решения о внесении записи о недостоверности (а следовательно – факт недостоверности соответствующих сведений) или о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен регистрирующий орган[14].
В частности, регистрирующий орган обязан представить суду документы, на основании которых в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности[15]. Основанием для принятия решения о внесения записи о недостоверности сведений в отношении компании могут являться, например, материалы проверки регистрирующего органа. В случае отсутствия бесспорных доказательств факта недостоверности сведений о компании, суд с высокой вероятностью признает решение о внесении записи о недостоверности сведений незаконным[16].
Таким образом, компания-заявитель не обязана доказывать достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, если регистрирующим органом не предоставлены документы, подтверждающие обратное. Обязанность доказывать достоверность сведений не может быть возложена на юридическое лицо.
Обращаем Ваше внимание на то, что даже в тех случаях, когда суд первой инстанции ошибочно переносит бремя доказывания факта достоверности сведений на заявителя[17], суды вышестоящих инстанций однозначно указывают на не соответствующую закону позицию суда и неправильное распределение бремени доказывания[18].
2. Проверка регистрирующим органом достоверности сведений в ЕГРЮЛ не должна носить формальный характер
В частности, для проверки достоверности сведений об адресе юридического лица регистрирующим органом может быть проведена проверка, в рамках которой устанавливается осуществление проверяемым обществом фактической деятельности по соответствующему адресу.
О недостоверности сведений об адресе юридического лица, например, могут свидетельствовать следующие обстоятельства[19]:
В рамках выездных проверочных мероприятий регистрирующий орган, как правило, всегда обращает внимание на наличие вывески с фирменным наименованием компании и возможность беспрепятственно связаться с представителями организации. При этом, как отмечают суды, такая проверка не может носить формальный характер. Иными словами, действия регистрирующего органа должны быть направлены на подлинное установление факта недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.
Если, например, по результатам проверки сведений об адресе было установлено отсутствие юридического лица только на основании того, что регистрирующим органом не была обнаружена вывеска компании по проверяемому адресу, или отсутствовали представители компании, суды выявляют обстоятельства и порядок проведения такой проверки.
В частности, суды указывают на следующее:
3. Когда наличие противоречивых сведений может являться доказательством недостоверности сведений
Наличие у регистрирующего органа противоречивой информации в отношении регистрируемых сведений может свидетельствовать о недостоверности соответствующих сведений. Однако, если противоречивая информация поступает регистрирующему органу от недобросовестного третьего лица (то есть если общество добросовестно предоставило для регистрации достоверные данные, а третьим лицом в адрес регистрирующего органа была направлена информация, компрометирующая ранее внесенные сведения), то наличие противоречивых сведений не может служить основанием для вывода о недостоверности сведений[22].
Например, если собственник арендуемого обществом помещения направил арендатору (обществу) письмо, подтверждающее, что нежилое помещение предоставлено обществу в аренду, в том числе для регистрации в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа, и данный адрес может использоваться во всех официальных документах общества, а впоследствии такой собственник направил регистрирующему органу письмо об отзыве своего предыдущего письма и об отказе обществу в юридическом адресе, то ссылка на такое доказательство недостоверности должна быть отклонена, если соответствующий договор аренды не был расторгнут, и арендодатель получал арендную плату от общества[23].
4. Документы, подтверждающие недостоверность сведений в ЕГРЮЛ, должны быть получены и оформлены ИФНС надлежащим образом
Свидетельские показания широко используются при доказывании недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, особенно при проверке достоверности сведений о генеральном директоре или участниках компании.
Несоблюдение предусмотренных законодательством процедур получения доказательств регистрирующим органом влечет недопустимость данных доказательств. Например, в случае нарушения ИФНС установленного налоговым законодательством[24] порядка проведения допроса или несоблюдения требований, предъявляемых к протоколу проверки, суд может прийти к выводу о том, что надлежащая проверка достоверности сведений регистрирующим органом не проводилась. Следовательно, документы, составленные по итогам такой проверки, не будут приобщены в качестве допустимых доказательств или суд отнесется к ним критически.
Обращаем Ваше внимание на то, что протокол допроса, в котором не указана дата его составления, фамилия, имя, отчество должностного лица регистрирующего органа, осуществляющего проведение допроса, который не вручен допрашиваемому лицу, или не соответствует другим требованиям законодательства, не может являться допустимым доказательством[25].
Более того, содержание протокола может быть опровергнуто лицом, дававшим показания, в судебном заседании[26]. Таким образом, даже правильно составленный и оформленный протокол не является неоспоримым доказательством, и самого по себе (в отсутствие других доказательств) его может быть недостаточно для подтверждения ИФНС факта недостоверности сведений.
Обращаем Ваше внимание на то, что налоговый орган может инициировать процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности[27]. То есть налоговый орган должен убедиться в том, что общество не ведет финансово-хозяйственную деятельность.
5. Как общество может подтвердить осуществление деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ
Суды придерживаются позиции о том, что регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям[28]. Исключить общество из ЕГРЮЛ (при наличии необходимых для этого оснований[29]) можно только в случае, если общество не осуществляет свою хозяйственную деятельность.
Поэтому в некоторых случаях компании необходимо самостоятельно подтвердить осуществление фактической деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Свидетельствовать о достоверности адреса юридического лица могут в том числе:
При наличии у общества совокупности таких документов даже в случае отрицательных результатов проверки налогового органа общество не должно быть исключено из ЕГРЮЛ на формальных основаниях наличия записи о недостоверности сведений в отношении общества.
[1] Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
[2] Такое уведомление дополнительно может направляться в том числе по электронной почте
[3] Пункт 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации
[4] Пункт 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации
[5] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ
[6] Статьи 197 – 198 АПК РФ
[7] Пункт 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
[8] Статья 65, часть 5 статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
[9] Суды последовательно применяют данные правила (см. например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019)
[10] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019
[11] Подпункт «б» пункта 5 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации
[12] Приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 14 мая 2012 года № 24139)
[13] Ответственность за предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений устанавливается статьей 25 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, а также статьей 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ
[14] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019
[15] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2019 года № Ф05-20066/2019 по делу № А40-3662/2019
[16] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019
[17] Постановление Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года по делу № 40-84228/19-93-711
[18] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 января 2020 года № Ф05-23538/2019 по делу № А40-84228/2019
[19] Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»
[20] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019
[21] Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2020 года № Ф02-701/2020 по делу № А33-7287/2019
[22] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019
[23] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года № 20АП-6248/2019 по делу № А54-2761/2019
[24] Глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ
[25] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда суда от 21.11.2019 N 07АП-11036/2019 по делу N А03-5201/2019
[26] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019
[27] Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2020 года № Ф08-11721/2019 по делу № А53-20798/2019
[28] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 сентября 2018 года № Ф06-24836/2017 по делу № А72-18631/2016
[29] Статья 21.1 Закона о государственной регистрации
[30] Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 февраля 2020 года № Ф06-57042/2019 по делу № А12-8724/2019
Что делать, если сведения в ЕГРЮЛ признаны недостоверными?
Налоговики наделены правом проверять достоверность сведений компаний в ЕГРЮЛ не только на стадии принятия решения о государственной регистрации, но и давно существующих компаний. Это делается для того, чтобы исключить из реестра недобросовестные организации, которые участвуют в незаконных налоговых схемах. Но нередко бывает, что и законопослушные юридические лица получают «черную метку». Подробнее об этом в нашем новом видео.
Когда налоговая инспекция может поставить «черную метку» в ЕГРЮЛ
ФНС разработала порядок проведения проверки и указала условия при которых компании могут попасть в «зону риска».
Основаниями для проставления «черной метки» могут являться следующие признаки:
1) подача в налоговую инспекцию заинтересованным лицом письменного возражения относительно предстоящей регистрации изменений, вносимых в устав или сведения, включенные в ЕГРЮЛ;
Такие возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены.
2) несоответствие сведений, подаваемых заявителем при регистрации компании, сведениям, имеющимся в распоряжении налоговиков;
Либо, в представленных документах:
Например, по указанному адресу размещены органы государственной власти, воинские части.
4) собственник объекта недвижимости представил письменное возражение против регистрации компании по этому адресу;
5) представление сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от компании, которое ранее уже участвовало в сомнительных компаниях также является основанием для внесения записи о недостоверности,
6) представление документов в связи с реорганизацией компании в случаях, если в отношении прекращаемой компании не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты.
Известно, что одним из способов получения налоговой выгоды является проведение реорганизации. Реорганизация компании путем выделения зачастую затевается для избавления от «плохих» долгов и для того, чтобы не платить налоги, пени, штрафы:
1) компании направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;
2) по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
«Черная метка» проставляется в случае игнорирования компании данной обязанности, а также если представленные документы не свидетельствуют о достоверности сведений.
То есть налоговики могут внести запись о недостоверности сведений о компании без вынесения судебных актов. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такой компании, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.
А наличие сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Что делать компании в случае признания сведений недостоверными?
Для исключения негативных последствий, связанных с недостоверностью сведений, компании целесообразно проверять сведения о себе на официальном сайте ФНС в сети Интернет в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Если компания не получала от налоговиков никаких уведомлений и обнаружила в отношении себя запись о недостоверности сведений, то компания должна срочно принимать меры.
Необходимо направить в налоговую инспекцию заявление с просьбой предоставить сведения о проведенной проверке, на основании которой налоговики внесли в реестр «черную метку».
Например, если «черная метка» внесена в случае недостоверности адреса, то компания вправе устранить допущенную недобросовестность путем представления в регистрирующий орган заявления с указанием в том числе текущего адреса и приложением правоустанавливающих документов.
В свою очередь, регистрирующим органом после проведения проверочных мероприятий, будет внесена в ЕГРЮЛ новая запись об адресе юридического лица, изменяющая сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности.
Исключение компании или контрагента из ЕГРЮЛ
С начала 2018 года налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 420 тысяч компаний и внесли 800 тысяч записей о недостоверности сведений в реестре. Такая «метка» — негативный сигнал для контролирующих органов и контрагентов. Что делать, если она все же появилась и компанию исключили из реестра?
Компания с отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ с налоговой точки зрения становится рискованным контрагентом, может лишиться возможности участвовать в госзакупках и распоряжаться расчетными счетами, а также столкнуться с претензией контрагентов о компенсации убытков, которые вызваны недостоверными сведениями о компании в ЕГРЮЛ (ст. 54.1 НК РФ; письмо ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872; письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № Д28и-1214, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10; п. 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088; п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Такая пометка может возникнуть, если руководитель или участник компании сам представит в налоговую инспекцию заявление о недостоверности соответствующих сведений или если ФНС по результатам проверки выявит недостоверную информацию об адресе, участниках компании и (или) ее руководителе. В последнем случае у компании есть 30 дней с даты направления уведомления, чтобы подтвердить сведения и представить соответствующие документы. И только если компания не представит их по истечении этого срока, в ЕГРЮЛ будет внесена пометка о недостоверности сведений (п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Когда появляется пометка о недостоверности данных
Арбитражная практика по внесению в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности данных
Решение налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ «чёрной метки» можно оспорить в суде. Мы систематизировали решения судов в пользу бизнеса и в пользу налоговой по разным видам отметок.
Выводы суда | Источник |
---|---|
Отметка о недостоверности адреса | |
Если на здании, где зарегистрирована компания, нет вывески компании, это не подтверждает, что сведения об адресе недостоверны | Пункт 2.4 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2018), направленного Письмом ФНС России от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@ |
Ваша компания исключена из ЕГРЮЛ | |
Заинтересованное лицо вправе обжаловать это в налоговой инспекции или в суде. Поскольку правоспособность компании и полномочия ее руководителя прекращаются с момента исключения из реестра, они не могут представлять интересы исключенной компании. Такой иск может подать, например, участник исключенной из ЕГРЮЛ компании (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2017 № Ф06-25405/2017 по делу № А65-27863/2016) | В течение года с момента, когда заинтересованное лицо узнало об исключении компании из ЕГРЮЛ |
Должник компании исключен из ЕГРЮЛ | |