в долгосрочном периоде предложение более эластично чем в краткосрочном
Эластичность предложения с учетом фактора времени
Фактор времени в эластичности предложения – это период, в течение которого производитель имеет возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:
1) кратчайший рыночный период. Он настолько мал, что производители не успевают должно отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны.
Следовательно, объем предложения фактически фиксирован;
2) краткосрочный период.
В этом периоде производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования.
При этом переменными становятся некоторые факторы производства (рабочая сила, сырье и материалы и т.д.);
3) долгосрочный период.
В этом периоде производителю предоставляется достаточно времени для изменения производственных мощностей.
Переменными становятся все факторы производства.
Рис. Фактор времени и эластичность предложения
На рисунке показано, как приспосабливаются производители к изменившемуся спросу в различных временных периодах и как изменяется со сменой периодов эластичность предложения.
В кратчайшем рыночном периоде (рис. А) изменение спроса не вызовет изменений в объеме предложения. Предложение будет абсолютно неэластично, так как времени для реакции на предложение не будет. Рост цен будет соответствовать увеличению спроса (масштабам смещения вверх его кривой).
В краткосрочном и длительном периоде с ростом спроса объем предложения будет увеличиваться. При этом цена тоже будет расти, но в меньших масштабах, чем увеличение спроса. Различия между краткосрочным и долгосрочным периодом состоят в степени эластичности кривой. В краткосрочном периоде она невелика, так как за счет увеличения загрузки мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. Сколько не привози дополнительного сырья, производительность перерабатывающего его оборудования имеет свой потолок.
Эта ситуация весьма актуальна для России. После либерализации внешнеэкономической деятельности экспорт многих товаров начал расти, в том числе нефти. Однако по достижении уровня в 105 млн в год перестал расти. Это произошло потому, что лимитирующим фактором в этой сфере является пропускная мощность нефтепровода. Как бы ни велик был спрос за рубежом, больше определенного показателя трубопроводы нефти прокачать не могут.
В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращивание предложения практически безгранично. Следовательно, кривая весьма эластична. Реакцией на увеличение спроса становится большое увеличение производства. При этом рост цен невелик (кривая SL).
Вероятно, что цена может оставаться без изменений (абсолютно эластичная кривая предложения).
Discovered
О финансах и не только…
Эластичность предложения
Механизм изменения объема предложения продавцов в условиях рыночной экономики определяется законом предложения, который устанавливает прямую взаимосвязь между уровнем цены и величиной предложения. Однако степень изменения величины предложения в зависимости от изменения цены имеет различную степень для разных товаров и производителей. Данную зависимость позволяет раскрыть эластичность предложения, сущность которой во многом схожа с эластичностью спроса.
Что такое эластичность предложения?
Эластичность предложения (elasticity of supply) — это показатель, отражающий степень количественного изменения величины предложения при изменении какого-либо связанного параметра (например, цены или издержек) на 1%.
Обычно рассматривают эластичность предложения по цене, которая характеризует чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены: чем сильнее производители реагируют на изменение цены, тем более эластичным является предложение.
Измерение эластичности осуществляется посредством коэффициента эластичности предложения.
Коэффициент эластичности предложения
Коэффициент эластичности предложения по цене — это числовой показатель, характеризующий, в какой мере изменится объем предложения на рынке в результате изменения цены товара на один процент.
Коэффициент эластичности предложения по цене (Es) рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент эластичности предложения
Данную формулу можно также отобразить следующим образом:
Коэффициент эластичности предложения по цене
Формы эластичности предложения
В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности предложения выделяют следующие 5 основных форм эластичности:
Абсолютно эластичное предложение
E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра (например, цены) повышает (или понижает) объем на неограниченную величину. В данном случае кривая предложения представляет собой горизонтальную линию. Это значение коэффициента характерно для долгосрочного периода.
Абсолютно эластичное предложение
Эластичное предложение
|E| > 1, или эластичное предложение, когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. Например, рост цены на 1% вызывает увеличение величины предложения на 2%. Это значение коэффициента характерно для кривой предложения долгосрочного периода.
Эластичное предложение
Предложение с единичной эластичностью
E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор. Например, увеличение цены на 1% вызывает рост величины предложения тоже на 1%.
Предложение с единичной эластичностью
Неэластичное предложение
0 Неэластичное предложение
Абсолютно неэластичное предложение
E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора. Это значение коэффициента эластичности характерно для кривой предложения текущего периода, а кривая предложения располагается на графике строго вертикально.
Абсолютно неэластичное предложение
Факторы, влияющие на эластичность предложения
Эластичность предложения товара или услуги зависит от следующих факторов:
Предложение
Сравниваются ежегодные темпы роста ВНП, потребительских расходов на товары длительного пользования (автомобили, бытовую технику, мебель и т. д.) и потребительские расходы на товары краткосрочного пользования (одежду, продукты питания, услуги и т. д.). Поскольку запас товаров длительного пользования в большинстве случаев сравним с годовым спросом, краткосрочные эластичности спроса на них больше, чем долгосрочные эластичности. Как и в случае капитального оборудования, те отрасли, которые производят потребительские товары длительного пользования, являются «циклическими» (т. е. их изменения превышают изменения в ВНП). Товары краткосрочного пользования таковыми не являются.
Рис. 2.11. Потребление товаров длительного и краткосрочного пользования
ки новых производственных мощностей и найма рабочих. Это не означает, что в случае резкого взлета цены величина предложения не будет увеличиваться. Даже в короткие сроки фирмы могут увеличить объемы выпуска за счет использования существующих мощностей на протяжении большего количества часов в неделю, оплаты работникам сверхурочной работы и немедленного найма некоторого количества новых работников. Но значительно больше объемы выпуска могут увеличиться при наличии у фирмы достаточного количества времени для расширения производственных мощностей и найма большего количества постоянной рабочей силы.
Для некоторых товаров и услуг краткосрочное предложение совершенно неэластично.
Однако для большинства товаров фирмы могут найти возможности, чтобы увеличить выпуск даже в краткосрочном периоде — если ценовой стимул достаточно силен. Тем не менее, поскольку различные ограничения делают дорогостоящим быстрое увеличение выпуска продукции, могут потребоваться значительные увеличения цен, чтобы спровоцировать небольшие увеличения в величине предложения. Более подробно мы обсудим эти характеристики предложения в главе 8.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СРОК СЛУЖБЫ ТОВАРОВ. Для отдельных товаров предложение в краткосрочном плане является более эластичным, чем в долгосрочном. Речь идет о товарах длительного пользования, которые можно использовать повторно как составную часть предложения, если цена растет. Примером служит вторичное предложение металлов, т. е. предложение металлических отходов, которые часто идут в переплавку и перерабатываются. Когда цена на медь идет вверх, это увеличивает стимул превратить медный лом в новое предложение металла, так что первоначально вторичное предложение резко возрастает. Однако в конце концов запасы металлолома хорошего качества сокращаются, делая переплавку, очистку и повторное производство металла более затратными. После этого вторичное предложение металла сокращается. Таким образом, долгосрочная ценовая эластичность вторичного предложения меньше, чем эластичность в краткосрочном периоде.
Рисунок 2.12 демонстрирует краткосрочную и долгосрочную кривые предложения для первичного (производство на основе добытой и переплавленной руды) и вторичного производства меди.
Таблица 2.1 Предложение меди ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ: КРАТКОСРОЧНЫЙ
ПЕРИОД Первичное предложение 0,20 1,60 Вторичное предложение 0,43 0,31 Совокупное предложение 0,25 1,50
Как и для большинства товаров, предложение первичной меди, изображенное на рисунке а), в долгосрочном плане более эластично. Когда цена растет, фирмы стремятся производить больше меди, но они ограничены в краткосрочном плане величиной производственных мощностей. В более длительном периоде они могут создать дополнительные мощности и увеличить производство. Рисунок б) показывает кривые предложения для вторичной меди. Если цена возрастает, то появляется более заметный стимул превратить медные отходы в новое предложение. Следовательно, первоначально вторичное предложение (т. с. предложение на базе металлолома) резко увеличивается. Но позднее, по мере того как сокращается запас отходов, вторичное предложение снижается. Вторичное предложение, таким образом, менее эластично в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном интервале.
Рис. 2.12. Медь: краткосрочная и долгосрочная кривые предложения
Когда засуха или заморозки уничтожают кофейные деревья в Бразилии, цепа на кофе начинает стремительно расти.
Рис. 2.13. Цена бразильского кофе
уровня всего лишь на несколько центов выше своего значения в предшествовавшем морозам 1975 г.5 Подобным же образом цена на кофе в 1987 г. упала ниже своего значения до засухи 1984 г. и продолжала падать вплоть до морозов 1994 г.
Цены на кофе ведут себя подобным образом потому, что спрос и предложение (особенно предложение) гораздо более эластичны в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном интервале. Рис. 2.14 иллюстрирует это утверждение. Из части а) данного рисунка видно, что в очень коротком интервале (в пределах одпого-двух месяцев после заморозков) предложение является совершенно неэластичным: существует фиксированное количество кофейных зерен, часть из которых пострадали от мороза. Спрос на кофе также относительно неэластичен. В результате заморозков кривая предложения сдвигается влево, и цена резко возрастает с уровня Р0 до Рг В промежуточном интервале — скажем, в течение года после заморозков — и предложение, и спрос являются более эластичными: предложение из-за того, что существующие деревья могут использоваться более интенсивно для выращивания урожая (пусть и с некоторым снижением качества), а спрос благодаря тому, что у
а) Мороз или засуха в Бразилии заставляют кривую предложения сдвигаться влево.
В краткосрочном периоде предложение совершенно неэластично, поскольку собрать можно только фиксированное количество кофейных зерен. Спрос также относительно неэластичен: потребители медленно меняют свои покупательские привычки.
В результате первоначальным эффектом от заморозков станет резкое увеличение цены с Р0 до Рг б) В промежуточном по продолжительности периоде как предложение, так и спрос являются более эластичными: цена снижается и проделывает часть пути обратно, до уровня Р2.
Цена возвращается к значению Р0.
Рис. 2.14. Предложение и спрос на кофе
кривая предложения просто отражает издержки производителей кофе, включающие в себя издержки на землю, выращивание и содержание деревьев и конкурентную норму прибыли. (Для более подробной информации о рынке кофе смотри материалы Министерства сельского хозяйства США, департамент зарубежного сельского хозяйства на сайте www.fas.usda.gov/market.htm].)
Сдвиг на мировом рынке нефти
Начиная с 1970-х гг., мировой нефтяной рынок подвергается ударам со стороны картеля стран ОПЕК и страдает от политических беспорядков в Персидском заливе. В 1974 г., коллективно ограничив производство нефти, ОПЕК (Организация стран- экспортеров нефти, Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) вызвала рост цен на нефть до уровня, превышающего тот, на котором бы они находились при конкурентном рынке. ОПЕК смогла сделать это потому, что ей принадлежит значительная часть мирового производства нефти. За 1979-1980 гг. цены на нефть вновь подскочили, так как революция в Иране и начало ирано-иракской войны резко сократили производство иранской и иракской нефти. В 1980-х гг. цена постоянно снижалась по мере того, как падал спрос и росло конкурентное предложение (т. е. предложение со стороны стран, не входящих в ОПЕК) в ответ на изменение цены. В период 1988-1999 гг. цены оставались относительно стабильными, за исключением недолгого взлета в 1990 г., последовавшего за вторжением Ирака в Кувейт, снижения 1997-1998 гг. и повышения цен в 1999 г. Рис. 2.15 показывает поведение мировых цен на нефть в номинальном и реальном выражении за период 1970-1999 гг.
Рис. 2.15. Цена на сырую нефть
Деятельность картеля ОПЕК и политические события время от времени способствовали резкому повышению цен на нефть. В дальнейшем происходило корректирующее падение как спроса, так и предложения.
Персидский залив является одним из наименее стабильных регионов мира, что заставляет учитывать возможность новых разрушений мирового предложения нефти и резких скачков нефтяных цеп. Что произойдете ценами на нефть в краткосрочном и долгосрочном плане, если война или революция в Персидском заливе вызовут резкое сокращение производства нефти? Давайте посмотрим, как можно использовать простые кривые спроса и предложения, чтобы предсказать исход подобного события.
Этот пример относится к 1997 г., поэтому все цены измеряются в долларах 1997 г. Вот некоторые примерные цифры: •
‘ Следующая таблица дает оценки ценовой эластичности спроса и предложения нефти:
Мировой спрос Конкурентное предложение Эти цифры подразумевают, что в краткосрочном периоде спрос и конкурентное предложение описываются следующими уравнениями:
Краткосрочное конкурентное предложение: Бс- 11,74 + 0,07Р.
Конечно, совокупное предложение равняется сумме конкурентного предложения и предложения стран ОПЕК, которое мы рассматриваем как постоянную величину в 10 млрд бар/год. Добавив эти 10 млрд бар/год к кривой конкурентного предложения, мы получаем следующее уравнение краткосрочного совокупного предложения: Краткосрочное совокупное предложение: 21,74 + 0,07 Р.
Вы также должны убедиться, что соответствующие кривые спроса и предложения в долгосрочном интервале принимают следующий вид:
Долгосрочное конкурентное предложение: 5с- 7,78 + 0,29Р.
Долгосрочное совокупное предложение: БТ= 17,78 + 0,29Р.
Саудовская Аравия — один из крупнейших производителей нефти в мире с показателем примерно 3 млрд бар/год, что составляет примерно 1/3 производства стран ОПЕК и около 13% совокупного мирового производства нефти. Что произойдет с ценой па нефть, если в результате войны или политического переворота Саудовская Аравия прекратит производство нефти? Мы можем использовать для анализа только наши кривые спроса и предложения.
В краткосрочном периоде мы просто вычтем 3 из уравнения совокупного предложения:
Краткосрочное совокупное предложение: 5г= 18,74 + 0,07Р.
2.5. Эластичности в краткосрочных и долгосрочных периодах
При анализе спроса и предложения важно различать долгосрочный и краткосрочный периоды. Другими словами, если нас интересует, насколько изменятся спрос или предложение в ответ на изменение цены, мы должны четко представлять себе, какое время пройдет перед измерением изменений в величине спроса или предложения.
Спрос на большинство товаров в долгосрочном периоде гораздо более эластичен, чем в краткосрочном. Одна из причин этого состоит в том, что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, даже в случае резкого взлета цен на кофе величина спроса будет падать постепенно, по мере того как люди станут пить его в меньшем количестве. К тому же спрос на конкретный товар может быть связан с запасами другого товара, которые изменяются медленно. Например, спрос на бензин гораздо более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Резкое повышение цены на бензин снижает величину спроса в краткосрочном периоде, заставляя автомобилистов меньше ездить. Но наибольшее воздействие этого изменения цены проявится в том, что потребители предпочтут покупать небольшие и экономичные с точки зрения расхода горючего автомобили. Однако поскольку запас автомобилей изменяется медленно, величина спроса на бензин будет падать тоже медленно. На рис. 2.9 изображены краткосрочные и долгосрочные кривые спроса на подобные товары.
СПРОС И СРОК СЛУЖБЫ ТОВАРА. Существуют товары, для которых справедливо противоположное утверждение — спрос является для них более эластичным в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном.
Предположим, например, что цена на холодильники поднялась на 10%, спровоцировав падение величины запаса холодильников, которые хотят иметь потребители, на 5%. Первоначально это вызовет падение покупок холодильников на более крупную величину, чем 5%. Но в конечном итоге, когда холодильники потребителей выработают свой ресурс, и какое-то их количество нужно будет заменить, величина спроса вновь возрастет. В долгосрочном плане общий запас холодильников, принадлежащих потребителям, будет примерно на 5% меньше, че*м до повышения цены. В этом случае, хотя долгосрочная эластичность спроса на холо-
а) В краткосрочном периоде увеличение цен*»1 оказывает небольшое влияние на величину спроса на бензин. Автомобилисты могут меньше ездить, но они не меняют типы автомобилей, на которых они ездили до этого. Однако в долгосрочном периоде, поскольку они переходят на небольшие и более экономичные автомобили, эффект роста цены становится более заметным. Следовательно, спрос в долгосрочном периоде более эластичен, чем в краткосрочном, б) Для спроса на автомобили справедливо обратное.
Если цена растет, потребители сначала отказываются покупать новые автомобили; таким образом, годовой спрос резко падает.
а) Бензин: краткосрочная и долгосрочная кривые спроса;
б) Автомобили: краткосрочная и долгосрочная кривые спроса
Что касается автомобилей, то ежегодный спрос на них в США, т. е. объем покупок новых машин, составляет от 8 до 11 млн единиц; количество же автомобилей, ‘ находящихся в собственности у населения, составляет примерно 120 млн. Если цена возрастет, многие люди отложат покупку нового автомобиля. Величина спроса резко сократится даже в случае небольшого уменьшения объема совокупного запаса автомобилей, которым потребители хотели бы владеть при возросших ценах. Однако, в конце концов, старые машины выйдут из строя и будут нуждаться в замене. Поэтому величина спроса на новые автомашины снова пойдет вверх. В результате долгосрочное изменение в величине спроса окажется гораздо меньше, чем изменение в краткосрочном периоде. Рис. 2.9, б) показывает кривые спроса на товары длительного пользования, как, например, автомобили.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ДОХОДУ. Эластичность по доходу также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства товаров и услуг, таких как продукты питания, напитки, горючее, развлечения и т. д., эластичность спроса по доходу больше в долгосрочном периоде, нежели в краткосрочном. По-
смотрим на ситуацию с потреблением бензина в период сильного экономического роста, вызвавшего увеличение совокупного дохода на 10%. В конечном итоге люди увеличат потребление бензина, поскольку они смогут позволить себе больше путешествий и, возможно, более крупные автомобили.
Для товаров длительного пользования характерна противоположная ситуация. Посмотрим еще раз на автомобили. Когда совокупный доход увеличивается на 10%, общий запас автомобилей, которым хотят владеть потребители, также возрастает — скажем, на 5%. Но это изменение означает гораздо больший рост текущих покупок автомобилей. (Если запас составляет 120 млн шт., пятипроцентый рост равен 6 млн шт., которые могли бы составить около 60% совокупной величины обычного спроса в отдельно взятом году.) В конце концов потребители добьются увеличения общего количества находящихся в их собственности автомобилей; после того как запас достаточно изменится, новые покупки будут делаться преимущественно для замены старых автомашин. (Объем покупки новых автомашин все же возрастет, поскольку повысившееся количество автомобилей в собственности населения означает, что ежегодно надо будет заменять большее, чем раньше, количество машин.) Очевидно, что краткосрочная эластичность спроса по доходу будет значительно больше, чем долгосрочная.
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ. Поскольку спрос на товары длительного пользования так резко реагирует на изменения дохода в краткосрочном периоде, то отрасли, производящие подобные товары, весьма чувствительны к изменениям, макроэкономических условий и, в частности, к деловым циклам — рецессиям (спадам) и подъемам. Поэтому эти отрасли часто называют циклическими отраслями — их показатели продаж имеют тенденцию усиливать циклические изменения в валовом национальном продукте (ВНП) и национальном доходе.
Рисунки 2.10 и 2.11 иллюстрируют этот принцип. Рис. 2.10 отражает изменения значений двух переменных с течением времени: ежегодного реального (скорректированного с учетом инфляции) темпа роста ВНП и ежегодного реального темпа роста инвестиций в капитальное производственное оборудование (т.
Рисунок 2.11 показывает реальные темпы роста расходов потребителей на товары длительного пользования (автомобили, бытовую технику и т. п.) и товары краткосрочного пользования (продукты питания, горючее, одежду и т. п.). Заметьте, что хотя оба ряда показателей потребления изменяются по той же схеме, что и показатели ВНП, но только ряд данных по товарам длительного пользова-
Сравниваются темпы роста ВНП и инвестиций в капитальное оборудование с длительным сроком пользования. Поскольку краткосрочная эластичность спроса по ВНП больше, чем долгосрочная эластичность для капитального оборудования с длительным сроком службы, изменения в инвестициях в оборудование превышают изменения в ВНП. Вот почему отрасли, производящие капитальные товары, рассматриваются как «циклические».
Рис. 2.10. ВНП и инвестиции в капитальное оборудование
ния имеет тенденцию превышать изменения в ВНП. Изменения в потреблении недолговечных товаров примерно равны изменениям в ВНП, но изменения в потреблении товаров длительного пользования обычно превышают их в несколько раз. Вот почему такие компании как General Motors и General Electric считаются «циклическими». Продажи автомобилей и электробытовой техники подвержены сильному воздействию со стороны меняющихся макроэкономических условий.