в честь чего статуя свободы
Статуя Свободы
Статуя Свободы
Вот уже больше века она высоко держит свой факел. Иммигранты, беженцы, туристы, те, кто вернулся домой, – Статуя Свободы встречает всех, кто заходит в нью-йоркскую гавань.
Статуя Свободы (Statue of Liberty) — одна из самых знаменитых скульптур в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода».
Сэкономь на путешествии!
Видео: Статуя Свободы
История
Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.
Готовая статуя стоит около мастерской скульптора Бартольди в Париже
Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.
И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.
В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.
Океанский лайнер Queen Mary и статуя Свободы, 1 июня 1936 года Остров Бедлоу, где установили статую Свободы, изначально представлял собой район трущоб
Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.
Посетители выглядывают из короны Статуи, 26 октября 1946 года
Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.
Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.
Старый факел статуи Свободы
Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.
Реставрация статуи Свободы, 1984 год
В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.
Приглашение к надежде
В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.
Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.
С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!
Туристам
Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park). Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.
Статуя Свободы Паром в причале Беттери Парка Внутри короны статуи Свободы
Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.
Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.
Что на самом деле символизирует статуя свободы?
Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине « Свобода на баррикадах » живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана – так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.
Близился 1876 год – столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённые Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».
Американская жизнь статуи
И вот подошло время Первой мировой войны – подходящий момент, чтобы лицемерно манипулировать сознанием людей и нажиться на патриотизме доверчивых обывателей. Начался массовый тираж и рекламная кампания плакатов с изображением статуи. Так родились одни из самых древних мотивационных плакатов (от которых, в свою очередь, ведут свой род любимые всеми демотиваторы ). Средства, вырученные с продажи вот этих разноцветных бумажек (под видом подлинного символа Свободы Америки), и покрыли почти половину военного бюджета.
Сегодня монумент раскручен не хуже Эйфелевой башни и пирамид в Гизе, продолжая приносить доходы кругу избранных, «о которых не говорят». А статуя всё стоит на постаменте, в основании которого высечены слова: «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно…»
На сегодняшний день у статуи есть больше двух сотен копий – в большинстве штатов США, на Гуаме, Филиппинах и ещё много где. Торжество безумия!
Статуя Свободы как символ Вавилонской блудницы Нового времени
Статуя Свободы – колоссальная скульптура в стиле неоклассицизма, расположенная в США на острове Свободы, в Верхней Нью-Йоркской бухте в 3 километрах к юго-западу от южной оконечности острова Манхэттен. Она является национальным памятником США. Полное название статуи – «Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World). Уже в этом названии заложена мессианская роль Нового Света – распространять идеи свободы по всей планете.
Статуя стала подарком европейских масонов (Французской Великой ложи матери и ложи в Лондоне) их братьям к 100-летию Американской революции. А революция датируется 4 июля 1776 года, когда в Филадельфии, штат Пенсильвания, британскими колониями в Северной Америке на Втором Континентальном конгрессе была принята Декларация независимости США.
Историки утверждают, что идея возвести статую Свободы в Америке к вековому юбилею Американской революции пришла в голову Эдуарда Рене Лефевра де Лабулэ в 1865 году. В его доме регулярно собирался цвет французского масонства: Оскар и Эдмон Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона; историк Анри Мартин, художник и скульптор Фредерик Огюст Бартольди.
Образ статуи не случаен, он напрямую связан с Великой французской революцией 1789 года, когда появились первые прототипы будущей статуи Свободы. В 1876 году в Филадельфии проходила Всемирная выставка; там, а также в Нью-Йорке демонстрировались эскизы статуи. В том же, 1876 году французы приступили к изготовлению монумента. Статуя была завершена в июле 1884 года, затем разобрана на 350 частей, которые упаковали в 214 ящиков и погрузили на борт французского фрегата «Изере» для отправки в США. 17 июня 1885 года груз был доставлен в нью-йоркскую гавань. Всего 156 тонн металла, в том числе 31 тонна медных блоков для облицовки.
Установление статуи состоялось лишь через десять лет после 100-летнего юбилея Американской революции. В финансировании строительства постамента и сборки статуи участвовала масонская ложа Нью-Йорка. Медиамагнат Джозеф Пулитцер (он считается основателем жёлтой прессы) пожертвовал на это около 100 тысяч долларов, но денег всё равно не хватало. Это было время старой доброй («одноэтажной») Америки, которая прохладно отнеслась к идее возведения статуи; государство отказалось финансировать проект. Статуя Свободы уже начала ржаветь в Париже, ожидая погрузки на корабль и доставки в Америку, и тогда Пулитцер начал громить в своих газетах всех: политиков – за отказ от бюджетного финансирования проекта; богачей – за нежелание проявить благотворительность; обывателей – за равнодушие. В результате за два месяца в фонд постройки статуи Свободы была собрана необходимая сумма.
Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года. Французские масоны своим подарком как бы передавали эстафету братьям из Нового Света. Случайно или нет, но именно с конца ХIХ века число масонских лож и их членов в Новом Свете стало резко расти; Америка готовилась занять место Франции в качестве центра мирового масонства.
Древнегреческая богиня Геката. Фото: Wikimedia
Прообразом статуи Свободы, отмечают исследователи, являются древнегреческая богиня Геката или древнеегипетская Исида. Геката – богиня лунного света, преисподней, всего таинственного, магии и колдовства. В Интернете можно найти изображения богини преисподней Гекаты, удивительно похожие на женщину статуи Свободы: тот же хитон; те же семь лучей, украшающих голову.
Исида (Изида) – древнеегипетская богиня, олицетворяющая ритуальную проституцию. По мнению некоторых авторов, Исида, адаптированная к условиям древнего Египта, – это вавилонская богиня Иштар, покровительница проституток, гетер и гомосексуалистов, вавилонская блудница. «Богиня Иштар также считается женой Баала (Сатаны). Символом богини Иштар являлись Совы и Змеи».
Древнеегипетская богиня Изида. Фото: histrf.ru
Не исключено, что в американской статуе Свободы воплощён и образ французской Марианны. Это женщина-революционерка, воительница и тоже богиня. Во времена Французской революции она стала масонским символом свободы, истины, разума. Собор Парижской Богоматери 10 ноября 1793 года был объявлен Храмом Разума; в нём проходила чёрная месса, где на алтаре восседала обнаженная актриса, исполнявшая роль богини разума и свободы, а ей несли дары, устраивая пляски и оргии. Постепенно из блудницы стали лепить образ «богини» Марианны, которой посвящена работа французского художника Эжена Делакруа (1798-1863) «Свобода, ведущая народ» (1830 г.).
А. Миронов пишет: «Заметим, что тут символ Французской революции женщина Марианна изображена как самая настоящая блудница, но воинствующая. Опять же во фригийском колпаке… этот символ использовали те самые радикальные якобинцы в своем клубе, которые своей революционной политикой залили всю Францию кровью. Те, кто преклонялся перед голой женщиной: Богиней Разума в Соборе Парижской Богоматери».
А. Миронов продолжает: «Эту всем известную в мире Марианну Америке подарили братья масоны по Великой ложе Франции к 100-летию… независимости не США от Англии, а независимости именно мирового масонства от других стран в лице их собственных государств! Данная статуя держит в одной руке факел Прометея. В другой руке скрижаль, но не с 10 заповедями Господа Бога нашего, а заповедь человеческой гордыни: декларацию независимости США, которая для США стала священной реликвией их новой антихристианской религии под условным названием Либерти».
Если присмотреться к статуе, то увидишь в ней ту самую Вавилонскую блудницу, которая описана в Апокалипсисе: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр.17:4).
Глядя на статую Свободы, мы видим женщину (назовем её американской Гекатой) в одежде, напоминающей хитон и багряницу. В руке она держит чашу, из которой исходит то ли огонь, то ли смрад, и поит из чаши все народы вином блудодейства – «тайным» (дьявольским) знанием.
На голове американской Гекаты диадема (корона) – атрибут власти и господства. «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (Откр.17:18). Корона символизирует богатство и роскошь («украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом»).
В стихе 5 главы 17 Откровения говорится о том, что на челе её написано имя. На челе той, что изображает Свободу, ничего не написано. Зато она держит в левой руке табличку с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI») и обозначающей «4 июля 1776 года» – дату принятия Декларации независимости США.
На диадеме статуи Свободы семь лучей. Согласно официальной версии (она появилась не так давно), семь зубцов короны символизируют просвещение свободой семи морей и семи континентов. Географическая несуразность такой версии очевидна, а вот с текстами Откровения число семь перекликается. Вавилонская блудница буквально окутана символикой числа семь. Она сидит «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3). Семь голов зверя, читаем в Откровении, это семь гор, на которых сидит блудница, и одновременно семь царей: «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» (Откр.17:9-10). Об этих семи царях мы ещё будем говорить; семь лучей (или голов) на диадеме Свободы не случайны.
Фото: REUTERS/Andrew Kelly
Обратим внимание ещё на один стих Откровения: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» (Откр.17:1). Выражение «сидящею на водах многих» разъясняется в этой же главе: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр.17:15). При взгляде на статую Свободы выражение «сидящею на водах многих» можно истолковать буквально: статуя находится в заливе на небольшом островке; американская Геката «сидит» на водах.
Заглавное фото: REUTERS/Mike Segar
В честь чего статуя свободы
Статуя Свободы представляет собой стальной каркас, общий вес которого 125 тонн. Для проектирования и строительства стальной конструкции был приглашен Густав Эйфель, его работу продолжил Морис Кехлин. Каркас сооружен таким образом, что внутри монумента можно спокойно передвигаться и даже подниматься по винтовым лестницам наверх. До главной смотровой площадки, расположенной в короне, 354 ступени. Оттуда, из 25 окон, символизирующих драгоценные камни, открывается удивительный вид на Нью-Йоркскую гавань. Кстати, семь лучей короны символизируют семь морей и семь континентов, как принято считать на Западе.
Сверху стальной скелет покрывают мастерски отчеканенные в деревянных формах медные листы толщиной всего 2,37 мм и общим весом 31 тонна. Срощенные между собой медные пластины образуют силуэт статуи. Кстати, медь поставлялась во Францию из России. Стоит отметить, что одна нога статуи стоит на разбитых оковах — так Бартольди символически показал обретение свободы. На табличке в левой руке статуи Свободы указана дата подписания Декларации Независимости 4 июля 1776.
Цементное основание статуи Свободы весит 27 тыс. тонн. Чтобы добраться до вершины пьедестала, необходимо преодолеть 192 ступени. Внутри постамента располагается музей, в который можно попасть на лифте.
История возникновения
Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 г. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин.
Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для него слишком дорогостоящими.
По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.
Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана. Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй.
Легенда о поставках меди из России была проверена энтузиастами, но не нашла подтверждения. Кроме того, железные дороги в Уфе и Нижнем Тагиле были проведены позже строительства; соответственно, версия о поставках руды не может рассматриваться серьёзно. Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который для того времени был крупнейшей бетонной конструкцией в мире.
Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 г., было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.
Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете World выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.
К августу 1885 проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, были решены, и первый камень был заложен 5 августа.
Строительство завершилось 22 апреля 1886. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского (напоминающего каркас Эйфелевой башни) каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.
Статуя была завершена французами в июле 1884 и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 г. на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876, а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 г. в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.
Национальный памятник — статуя Свободы — официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.
В честь чего статуя свободы
Not like the brazen giant of Greek fame,
With conquering limbs astride from land to land;
Here at our sea-washed, sunset gates shall stand
A mighty woman with a torch, whose flame
Is the imprisoned lightning, and her name
Mother of Exiles. From her beacon-hand
Glows world-wide welcome;
her mild eyes command
The air-bridged harbor that twin cities frame.
Keep ancient lands, your storied pomp! cries she
With silent lips. Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tost to me,
I lift my lamp beside the golden door!
Эти строки американской поэтессы Эммы Лазарес были выбиты на постаменте статуи свободы в 1901 году.
Поскольку статуя задумывалась как символ дружбы США и Франции, было решено, что пьедестал будут строить американцы, тогда как французы становятся ответственными за саму статую. Чтобы собрать деньги на строительство, во Франции было решено устроить различные благотворительные мероприятия, где продавалась символика «Леди Свободы» и выставлялись на показ отдельные её части – голова и рука с факелом. Французам достаточно быстро удалось собрать необходимую сумму и создание статуи уже близилось к завершению, тогда как с американской стороны строительство приостановилось. Американская пресса стала критиковать проект, особенно его стоимость. Они не могли понять, почему на строительство пьедестала должна быть потрачена такая же большая сумма, как и на саму статую – 100000 долларов. Сбор денег шел очень медленно, и вскоре стало ясно, что без вмешательства со стороны не обойтись. Тогда на помощь пришел венгерский иммигрант, владелец газеты New York World, Джозеф Пулитцер. Услышав, что судьба статуи Свободы находится под угрозой из-за отсутствия средств, он решил предоставить страницы своей газеты для статей в поддержку сбора пожертвований. Вдобавок к этому он выступил с пламенной речью: «Статуя была оплачена французским народом. Давайте ответим им достойным образом. Давайте не будем просить миллионеров дать эти деньги. Ведь это не подарок от миллионеров Франции миллионерам США, это дар всего народа Франции для всех американцев» и пообещал опубликовать на страницах своей газеты имя каждого человека, кто пожертвует деньги на строительство, «каким бы маленьким ни был его вклад». Таким образом, с помощью небольших, иногда равных 25 центам, пожертвований, удалось собрать нужную сумму и, наконец, приступить к строительству пьедестала, проект которого создал архитектор Ричард Моррис Хант.
Создание статуи было завершено во Франции в июле 1884 года, после чего её разобрали на 350 частей, упаковали в 214 ящиков и отправили в Соединенные Штаты Америки. 15 июня 1885 года Статуя Свободы прибыла на остров Бедлоу. Её сборка заняла четыре месяца. И с тех пор самый знаменитый символ свободы стоит на Либерти-Айленд, бывшем Бедлоу-Айленд, на гранитном пьедестале, возведенном на крепости Форт-Вуд (стены которой выложены в форме 11-конечной звезды), которая некогда защищала гавань Нью-Йорка.
28 октября 1886 года, с опозданием в 10 лет (ведь статуя являлась подарком на вековой юбилей победы в Войне за независимость) состоялась церемония открытия. Более миллиона людей вышли на улицы Нью-Йорка, чтобы участвовать в торжественном праздновании.
Опасаясь повторения трагедии 11 сентября, Конгресс США принял решение о запрете на посещение острова Свободы. Его вновь открыли лишь спустя 100 дней, однако сама статуя так и оставалась закрытой до 3 августа 2004 года. Посещение короны статуи было возобновлено 4 июля 2009 года, но чтобы подняться на самый верх, необходимо заранее заполнить регистрационную форму на официальном сайте или по телефону.
Сейчас в мире насчитывается более 200 копий статуи Свободы
о. Лебединый, г.Париж, Франция
о. Одайба, г. Токио, Япония