в честь чего назван баку
Город Баку назван в честь армянского царя Бакура
Мало кому известно, но современная столица Азербайджана, никогда не была азербайджанским городом. 80 лет назад, лишь каждый 5-ый житель Баку был закавказским татарином (азербайджанцем). До середины ХХ века христиане составляли большинство населения Баку.
Город Баку назван в честь армянского царя Бакура, который правил Великой Арменией в 160-164 годах нашей эры. Баку — Древний исторический город Армении который назывался Бакуракерт. Бакуракерт (арм. Բակուրակերտ) — город в области Маранд исторической области Васпуракан Армении к северо-востоку от озера Урмия.
По мнению ряда международных исследователей, Бакуракерт построил царь Великой Армении Трдат I в честь своего брата Бакура I. Город Бакуракерт назван в честь царя Армении Бакура I. После поражения в войне с парфянами в 161 году, царь Армении Сохемос бежал в Рим, где стал сенатором.
Бакур продержался на троне до 163 года, после чего был захвачен в плен римлянами и вместе со своим братом Мирдатом увезен в Рим, где до конца жизни сохранил формально титул «царя Армении». Изначально это было небольшое поселение и оставалось таким до присоединения к России в начала 19 века.
На момент присоединения к России там проживало всего 2 тысячи человек. Бурное строительство города начинается с середины 19 века. Город целиком строится и осваивается представителями двух народов: русскими и армянами.
Сами же азербайджанцы, которые на тот момент назывались «кавказскими татарами» составляли лишь чёрную рабочую силу, которая практически не участвовала ни в создании архитектурного облика города, ни в развитии нефтяной промышленности, ни в жизни культуры и просвещения города.
По данным царской переписи начала ХХ века, в городе был следующий религиозный состав населения: христиане — 60.1%, мусульмане — 35.4%, иудеи — 4,5 % из них, по национальному признаку : русских-35,5 %, азербайджанцев — 21,4 %, армян — 20,1 %В 1918 году в город врываются турецкие войска, которые учреждают первую в истории азербайджанскую государтсвенность со столицей в городе Баку.
Это вторжение сопровождалось геноцидом 30 тысяч армян и геноцидом 10 тысяч русских. В 1921 году происходит советизация новосозданного Азербайджана со столицей в городе Баку. Но в Баку по прежнему большинство населения продолжают составлять христиане.
20 января 1990 года в город вошли советские войска, но в городе уже не было ни одного армянина, а число русских сократилось в 7 раз. После обретения независимости в 1991 году, В Баку были уничтожены все упоминания об истинной истории города.
Лишь восточно-христианская архитектура напоминает знатокам архитектуры о былой славе этого христианского города, носящего имя царя Древней Армении Бакура Первого.
Да к сожалению кавказские варвары все, что можно было уничтожили, чтобы не дай Бог ничего не осталось ни от армян, ни русских и евреев и представителей других национальностей, «толерантный Азербайджан»
Источник: Moréna Редакция Вне Строк
Бакуракерт — Древний город Армении
Баку — Древний город Армении который назывался Бакуракерт. 80 лет назад, лишь каждый 5-ый житель Баку был азербайджанцем. До середины ХХ века христиане составляли большинство населения Баку. Мало кому известно, но современная столица Азербайджана, никогда не была азербайджанским городом.
Город носит название армянского царя Бакура, который правил Великой Арменией в 160-164 годах нашей эры. Баку — Древний исторический город Армении который назывался Бакуракерт.
Бакуракерт (арм. Բակուրակերտ) — город в области Маранд исторической области Васпуракан Армении к северо-востоку от озера Урмия.
По мнению ряда международных исследователей, Бакуракерт построил царь Великой Армении Трдат I в честь своего брата Бакура I.
Город Бакуракерт назван в честь царя Армении Бакура I. После поражения в войне с парфянами в 161 году, царь Армении Сохемос бежал в Рим, где стал сенатором. На армянский трон сел Бакур I,получивший корону царя Великой Армении из рук парфянского царя Вологеза III.
Бакур продержался на троне до 163 года, после чего был захвачен в плен римлянами и вместе со своим братом Мирдатом увезен в Рим, где до конца жизни сохранил формально титул «царя Армении».
Изначально это было небольшое поселение и оставалось таким до присоединения к России в начала 19 века. На момент присоединения к России там проживало всего 2 тысячи человек. Бурное строительство города начинается с середины 19 века. Город целиком строится и осваивается представителями двух народов: русскими и армянами.
По данным царской переписи начала ХХ века, в городе был следующий религиозный состав населения: христиане — 60.1%, мусульмане — 35.4%, иудеи — 4,5 % из них, по национальному признаку : русских-35,5 %, азербайджанцев — 21,4 %, армян — 20,1 %
В 1918 году в город врываются турецкие войска, которые учреждают первую в истории азербайджанскую государтсвенность со столицей в городе Баку.
После обретения независимости в 1991 году, В Баку были уничтожены все упоминания об истинной истории города. Лишь восточно-христианская архитектура напоминает знатокам архитектуры о былой славе этого христианского города, носящего имя царя Древней Армении Бакура Первого.
Да к сожалению кавказские варвары все, что можно было уничтожили, чтобы не дай Бог ничего не осталось ни от армян, ни русских и евреев и представителей других национальностей,» толерантный Азербайджан»
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Происхождение топонима «Баку»
О.Буланова
Практически во всех «несерьезных» источниках типа сайтов, посвященных путешествиям, занимательной истории и тому подобное, название города Баку переводится романтическим словосочетанием – «Город ветров».
Во многих текстах «Город ветров» стало таким же усвоявшимся словосочетанием, как «Страна восходящего солнца» применительно к Японии или «Страна туманного Альбиона» применительно к Англии. Однако ученые – историки, этимологи и др. – так и не пришли к единому мнению, как же переводится топоним «Баку», и по этому поводу не утихают споры (как и по поводу точного возраста города).
Мешает правильному толкованию и разночтение в названии города: в азербайджанском языке город называется «Бакы» (а также в башкирском), в русском же языке (а еще английском, немецком и во всех других европейских языках, а также казахском, киргизском, татарском) – «Баку». Похоже звучит название города на турецком – «Бакю», и на таджикском и узбекском – «Боку».
Поклонники перевода «Баку» – «город ветров» апеллируют к персидским источникам. В них, начиная с XVIII века Баку упоминается как «Бадкубе». Это слово состоит из двух слов: «бад» – «ветер» и «кубе» – «бить», «ударять», т.е. место, где «бьет (ударяет) ветер». Но неизвестно, топоним ли упоминается в этих источниках или образное сравнение, возникшее из-за желания авторов охарактеризовать населенный пункт, где все время дуют сильные ветры.
Подобное толкование, считают некоторые ученые, равно как и предание об основании города чуть ли не при Ахеменидах, относится к позднему времени и принадлежит к так называемой народной этимологии и народной мифологии. Эти же ученые уверены, что более правильно искать корни названия «Баку» в среднеперсидском топониме «Багкух» (Baghkuh), что означает «Гора бога». В этом случае его можно сравнить с иранским «Багдад», что означает «Богом данный».
Другие историки, которых тоже немало, связывают происхождение топонима Баку с древнеперсидским названием поселения «Атеш-и Багуан», которое переводится как «Город священного огня» или «Город Бога огня».
Одни апеллируют к тому, что еще в глубокой древности, на месте естественных выходов нефти и газа возник один из самых почитаемых духовных центров зороастризма, древнейшей мировой религии, оказавшей впоследствии большое влияние на такие величайшие религии, как иудаизм, христианство и ислам. На месте одного из древних святилищ в XVII столетии был построен храм огня Атеш-Гях, сочетающий в себе черты древних алтарей огня.
Полагают также, что название Баку по происхождению связано с древнеперсидским словом «Бхагу» – «Бог огня».
Историк, профессор Сара Ашурбейли, ведущий специалист в этой области, так же считала, что это слово уходит корнями в Зороастризм, но происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «Бог».
По мнению С.Ашурбейли, в древнем Азербайджане и Персии существовали города под названием «Богован», «Багаран», «Багдан», «Багин», где горел огонь, были храмы огнепоклонников и жертвенники, остались предания и о существовании в древности храма огнепоклонников в крепости.
В книге С.Ашурбейли упоминался востоковед XIX века М.Ж. Сен-Мартен, который писал, что Баку с древних времен почитался народами как священное место из-за наличия многочисленных источников нефти и газа, которые естественным образом загорались здесь во многих местах огнепоклонниками поддерживался «вечный» огонь. И неудивительно, что Баку был превращен в место служения огню.
По версии ученого-кавказоведа К.П. Патканова название «Баку» происходит от лакского слова «бак», что означает «холм», т.к. Баку располагается на холмах. С ним согласен историк Али Гусейнзаде, который утверждает, что слово «Баку» встречается в знаменитом тюркском словаре XI века Махмуда Кашгари в значении «холм».
Версия этих ученых понятна. Непонятно, при чем тут лакский язык? И почему тогда все города в Закавказье, на берегах Каспийского моря, построенные на холмах не назывались бы «Бак» или «Баку»?
Другой турецкий источник – «Исламская энциклопедия» – утверждает, что происхождение топонима «Баку» ведет свое начало от словосочетания «Бей-Кёй», что по-турецки означает «Главный город».
Некоторые ученые связывают Баку с топонимами «Гайтара», «Албана», «Барука», упоминающимися в древних источниках. Так, в источниках V-VIII веков н.э. поселение на месте современного Баку упоминается как «Багаван», «Атеши Багуван».
Начиная с IX века н.э. в арабских источниках впервые встречаются топонимы «Баку», «Бакух», «Бакуйа», «Бакуйе». Позднее в европейских источниках название города встречается как «Бага», «Баки», «Бакхии», а в русских источниках – «Бака». Топоним «Бака» у поминает Афанасий Никитин. По его словам, он «пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море».
Некоторые ученые считают Баку этнотопонимом, т.е. названием, происходящим от названия древних племен «бакан» или «баги», населявших Абшерон в XII-V веках до н.э.
В дальнейшем началась, так сказать, разно-фикация названию – в зависимости от того, кто приходил в эти края, и название стало звучать как «Бага», «Багаван», «Бакхии», «Бадкубе», «Барука», «Баку», «Бакуйа», «Бакух», «Бака» и, в современном произношении и написании как « Баку» или «Бакы» («Баки»).
Этимология названия Баку
Точное происхождение названия города Баку неизвестно. Согласно популярной точки зрения, которая сейчас принята в Азербайджане, название Баку переводится как «место, где ударяет ветер», от иранского топонима باد کوب, Bād-kube [24]. Подобное толкование, равно как и предание об основании города чуть ли не при Ахеменидах, относится к позднему времени и принадлежит народной мифологии.
Более вероятно происхождение названия от среднеперсидского Багкух (Baghkuh) «Гора бога». В этом случае его можно сравнить с иранским Багдад (Bāgh-dād, بغداد, «Богом данный»). Баку
Багаван (А. Ю. Казарян)
Багава́н [от парф. баг — идол и арм. аван — город], монастырь св. Иоанна Крестителя (по др. версии — св. Григория), располагавшийся у сев.-вост. подножия горы Нпат в обл. Багреванд пров. Айрарат Вел. Армении; по араб. версии Жития св. Григория арм. историографа Агафангела, “царский город” арм. Аршакидов у р. Евфрат (Агатангелос. § 810-819); после первой мировой войны на территории Турции (дер. Уч-килисе в иле Агры). Багаван был культовым центром дохрист.
Армении и местом погребения верховных жрецов. Здесь, в водах Евфрата, в 301 г. произошло крещение царя Трдата св. Григорием Просветителем, со временем это место было отмечено множеством крестов, высеченных в прибрежных скалах. Вблизи Багаван, на вершине горы Нпат, были часовни и места молений католикоса Нерсеса Великого (353-373гг.), откуда он, по преданию, наблюдал за битвой армян с персами на поле Дзирав.
Агафангел в “Истории Армении” рассказывает о том, что в IV в. св. Григорий Просветитель основал в Багаване храм над мощами святых Иоанна Крестителя и Афиногена (посвящение не указано, однако в источниках он упоминается, то как храм св. Иоанна Крестителя, то как храм св. Григория) и установил празднование их памяти.
Лазар Парпеци (V в.) считал эту постройку мартирием (часовней) равноап. св. Григория, историограф X в. Ованнес Драсханакертци называл обителью св. Григория. Вероятно, на месте древнего храма при имп. Ираклии был возведен новый храм, основанный, согласно надписи, 15 июня 631г. и завершенный 9 июля 639г. “на местные средства во всем, при зодчем Исраеле Горагчеци”.
По мнению И. А. Орбели, надпись, стертая при ужесточении борьбы с халкидонитами, изначально содержала имя ктитора Католикоса Езры (в грецизированной форме — Езрас). С.Х. Мнацаканян считает, что в надписи упоминалось имя еп. Нерсеса Таеци до его восшествия на патриарший престол в 641г. Во 2-й надписи указано, что в 88г. по арм. летосчислению [639] было закончено строительство храма.
Реконструкция храма (по С. А. Маилову)
В XIX в. Багаване получил тур. название Уч-килисе (3 церкви), что может как отражать трехапсидную структуру храма, так и свидетельствовать об одновременном существовании здесь 3 церквей.
Багаван становится епархиальным центром областей Багреванд и Аршаруник. Самыми знаменитыми епископами здесь были Езник Колбаци и Мовсес Хоренаци.
Храм в Б. своими размерами сопоставим с соборами Двина, Талина, Звартноца. Орбели приводит размеры Б.: длина более 46 м, ширина более 27 м и высота ок. 20 м (не считая купола).
В центре крестово-купольной композиции — купольный квадрат (сторона 10,5 м) на 4 массивных столбах. С востока к наосу, протяженному по оси с запада на восток, примыкала развитая алтарная часть с широкой главной апсидой и фланкирующими ее крестообразными пастофориями, завершенными полукруглыми апсидами.
За подкупольными столбами у продольных стен находились пилястры, к-рым снаружи соответствовали лопатки-контрфорсы. В их толще были расположены лестницы, ведущие на крышу и в систему надсводных помещений. Выдержанный в строгих формах и почти лишенный декора внешний облик здания контрастировал с хорошо освещенным внутренним пространством и вызывал ассоциации с собором Св. Софии в К-поле.
Храм имел 5 дверей и 45 окон (не считая тех, к-рые были сделаны в барабане купола), 6 из них находились в апсиде. Структура размещения окон на фасадах, аналогичная их расположению в юстиниановских храмах К-поля, нашла в дальнейшем развитие в величественных арм. соборах 2-й пол. VII в. (Аруч, Талин). В XVIII в. был заново возведен сев.-зап. угол храма и построен новый купол взамен рухнувшего.
Неизвестно, был ли храм расписан. Историограф Ованнес Драсханакертци, излагая события, происшедшие при католикосе Овабе Двнеци (790-791), когда араб. наместник с целью захвата богатого убранства храма оклеветал и умертвил более 40 монахов Б., отмечал наличие в храме ценной утвари:
“При виде красоты и весьма благолепного убранства богом созданного храма — золота и серебра, покрывала [святыни], переливающегося разными цветами, утвари и облачений [араб. наместник], возбуждаемый нечестивой алчностью, принялся лукавой мыслью своей изыскивать способы, дабы овладеть священными дарами” (Иованнес Драсханакертци. с. 102). Монастырь обладал большим собранием рукописей, которые еще в сер. XIX в. хранились в надсводных помещениях храма, а затем были расхищены или уничтожены в период русско-тур. войны 1877-1878 гг.
Ист.:
· Агатангелос. История Армении / Пер. и коммент. А. Тер-Гевондяна. Ереван, 1983. § 810-819,
· Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер., введ. и примеч. Г. Саркисяна. Ереван, 1990,
· Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер., вступ. статья и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986, с. 102-104.
Аксонометрический разрез храма (по С.А. Маилову)
Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани. В 804г. Ашот Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Багаран свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы.
В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIVв. — войсками Тимура. В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую область. После первой мировой войны эта часть территории Багаран на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным ок. сер. XXв., отошла к Турции; левобережье, где расположены церкви св. Шушаник и развалины тетраконха, в настоящее время находится на территории Республики Армения.
Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Зап. Европе.
Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» — имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной.
Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре к-рого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м).
Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами.
Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, к-рые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви.
Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIXв.
Пространство шестиапсидной церкви св. Шушаник формируют 6 подковообразных в плане экседр, сгруппированных вокруг подкупольного ядра. Этот небольшой храм относится к группе аналогичных построек анийской школы зодчества. Предположительно он был возведен Ашотом Багратуни сразу после его воцарения в 914 г.
Бхагаван
Веды описывают Бога словом “Бхагаван”. Это слово объясняется в Вишну Пуране: “Бхагаван это Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием, всей славой и всем отречением”. Отрывок из книги «Джаива дхарма», в которой приводится беседа муллы и преданного Кришны (вайшнава): “Услышав этот вопрос от муллы, вайшнав улыбнулся и сказал: “Тот, кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном.
Эти два имени относятся к одной и той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и другим.
Слово Аллах значит “Тот, выше кого нет никого”. Однако мы не считаем верховенство Бога самым высшим качеством. Мы считаем самым высшим качеством то, которое изумляет нас в высшей степени. Бог очень большой, — это удивительно. Но прямо противоположное, быть самым маленьким, это также удивительно. Поэтому имя Аллах не описывает в полной мере изумительных качеств Бога.
Однако слово Бхагаван относится ко всем удивительным качествам, о которых может знать человек. Все качества отражаются одним словом. Быть самым большим и в то же время самым маленьким, это одно из чудесных проявлений Бхагавана. Другой признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То, что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями Бога.
Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет форму, и в то же время лишен ее. Если мы отрицаем форму Бога, мы отрицаем существование непостижимой энергии Бога. Благодаря своим непостижимым энергиям Он обладает формой, вечно наслаждаясь играми со своими преданными. Аллах и Брахман лишены формы, поэтому у них отсутствуют эти удивительные аспекты. Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его игры сладки, подобно нектару.
Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и совершенен. Являясь творцом, Он никак не затрагивается материей. Он независим. Слово Бхагаван значит “обладатель шести достояний”. По отношению к аспекту Параматмы Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: 1. богатство и 2. сладость.
Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Он Господь нашего сердца. Он Кришна или Чайтанья”. Бхагаван уже включает в себя все те качества, которые присущи Брахману и Параматме. Но Бхагаван также обладает уникальными качествами, которые присущи только Ему. По этой причине постижение Бхагавана является пределом совершенства самоосознания.
Проф. Г. Ваганян В последние годы повышается интерес к поиску истоков, корней происхождения кавказских и тюркских народов, к их религиозному и этническому содержанию. В частности, не утихают споры по названию современной столицы Азербайджана — Баку.
В честь чего назван баку
Содержание
Этимология
Начиная с IX века, в арабских источниках впервые встречаются слова: Баку, Бакух, Бакуйа, Бакуйе. Позднее в европейских источниках название города встречается как Бага, Баки, Бакхи, а в русских — Бака. На карте мира в труде «Китаб ат-танбих вал-Ишрах» арабского историка Аль-Масуди название города встречается в виде «Бакух». Арабский географ Аль-Истархи в 930 году сообщает, что недалеко от Баку жили огнепоклонники.
В единственной персидской надписи на храме Аташгях упоминается «Бадак» — сокращение от Бад-е кубе.
Надпись написана в стихотворной форме и состоит из четырёх строк:
آتشی صف کشیده همچون دک
جیی بِوانی رسیده تا بادک
سال نو نُزل مبارک باد گفت
خانۀ شد رو سنامد (؟) سنة ۱۱۵٨
ātaši saf kešide hamčon dak
jeyi bavāni reside tā bādak
sāl-e nav-e nozl mobārak bād goft
xāne šod ru *sombole sane-ye hazār-o-sad-o-panjāh-o-haštom
Огонь горит как сплошной ряд
Исфахан(ец) из Бавана пришёл до Бадака
«Да будет благословен наступающий Новый Год», — сказал он.
Дом был поставлен в (месяце) Сомболе в год 1158-й.
В первой строке автор говорит о ряде или кольце огней, горящих в кельях вокруг храма.
Во второй строчке автор говорит, что он родом из Исфахана и Бавана и достиг города Бадак. «Джей» — арабизированная форма от «Гай» — одного из ранних названий г. Исфахана. [14]
География
Расположение
Город расположен в южной части Апшеронского полуострова, на берегу Каспийского моря.
Расстояние от Баку до крупных городов по прямой [21] | ||||
---|---|---|---|---|
С-З | Тбилиси 2362 км | Ю-В |
Крупнейшие города одной долготы или широты | ||
---|---|---|
Север: Самара Казань | ||
Запад: Нью-Йорк Мадрид Неаполь | Восток: Ташкент Пекин | |
Юг: Манама |
Климат
Климат Баку — мягкий континентальный и полупустынного (Классификация климатов Кёппена: BSk) с жарким сухим летом, прохладной зимой и редкими осадками. В некоторые годы выпадает много снега, а небольшие скопления снега случаются практически каждую зиму. Осадки летом бывают редко. Среднее годовое количество осадков составляет около 239 мм.
Климат Баку | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | 6,6 | 6,3 | 9,8 | 16,4 | 22,1 | 27,3 | 30,6 | 29,7 | 25,6 | 19,6 | 13,5 | 9,7 | 18,9 |
Средняя температура, °C | 4,2 | 4,0 | 6,3 | 12,3 | 18,0 | 22,8 | 26,4 | 25,6 | 21,8 | 16,0 | 10,8 | 6,6 | 14,5 |
Средний минимум, °C | 2,1 | 2,0 | 4,2 | 9,4 | 14,9 | 19,7 | 22,2 | 22,9 | 19,4 | 13,6 | 8,8 | 4,8 | 12,0 |
Норма осадков, мм | 21 | 20 | 21 | 18 | 18 | 8 | 2 | 6 | 15 | 25 | 30 | 26 | 210 |
Источник: World Climate |
Температура воды (данные за 1977-1991 года ) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Абсолютный максимум, °C | 10,9 | 10,6 | 16,0 | 21,4 | 26,5 | 29,5 | 32,7 | 31,9 | 29,5 | 25,3 | 19,0 | 14,5 | 32,7 |
Средняя температура, °C | 6,3 | 6,1 | 8,2 | 13,4 | 18,7 | 23,4 | 26,1 | 26,3 | 23,7 | 18,4 | 13,0 | 8,6 | 16,0 |
Абсолютный минимум, °C | 1,2 | 1,0 | 2,8 | 7,5 | 12,8 | 17,2 | 21,4 | 18,0 | 17,7 | 11,1 | 8,0 | 4,7 | 1,0 |
Источник: ЕСИМО |
История города
Древний мир
Средние века
Со второй половины IX века Баку вошёл в состав Государства Ширваншахов и стал одним из основных городов Ширвана. Население занималось ремеслами, торговлей, рыболовством, садоводством и нефтедобычей. В 1191 г. ширваншах Ахситан I временно перенес столицу государства из Шемахи в Баку. В XII веке Баку был окружен двухрядно крепостной стеной и рвом. Девичья башня также вошла в систему защиты города.
В 1501 году Шах Исмаил овладел городом, и Баку стал частью Сефевидского государства. В 1578 году Османская Армия захватила Баку. В 1607 году город снова перешёл под власть Сефевидов. C XII века произошло усиление центральной власти, давшее толчок к развитию города. В период Сефевидского владычества в Баку выпускались медные монеты. Основная часть г. Баку и Абшерона занимались ковроткачеством.
Баку как торговый центр стал привлекать внимание Российского государства. Петр I направил экспедицию на Южный Кавказ. 26 июля 1723 года русские войска заняли Баку, но позже, в результате заключенного Гянджинского договора между Россией и Ираном в 1735 году, русские покинули город.